Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гуманизация высшего образования: сущность и перспективы развития Черницкая Анна Леонидовна

Гуманизация высшего образования: сущность и перспективы развития
<
Гуманизация высшего образования: сущность и перспективы развития Гуманизация высшего образования: сущность и перспективы развития Гуманизация высшего образования: сущность и перспективы развития Гуманизация высшего образования: сущность и перспективы развития Гуманизация высшего образования: сущность и перспективы развития Гуманизация высшего образования: сущность и перспективы развития Гуманизация высшего образования: сущность и перспективы развития Гуманизация высшего образования: сущность и перспективы развития Гуманизация высшего образования: сущность и перспективы развития Гуманизация высшего образования: сущность и перспективы развития Гуманизация высшего образования: сущность и перспективы развития Гуманизация высшего образования: сущность и перспективы развития
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Черницкая Анна Леонидовна. Гуманизация высшего образования: сущность и перспективы развития : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Черницкая Анна Леонидовна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т]. - Москва, 2008. - 147 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-9/89

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Гуманизация высшего образования: сущность, структура, функции 14

1.1. Сущностные характеристики гуманизации высшего образования 15

1.2. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования 44

1.3. Структура и функции гуманизации высшего образования 51

Глава 2. Состояние и перспективы гуманизации высшего образования в современном российском обществе 65

2.1. Совершенствование сферы образования как социальная проблема. Состояние современного российского высшего образования 65

2.2. Основные направления гуманизации высшего образования в России 81

Заключение 119

Список источников и литературы 138

Введение к работе

Современная динамика общественного развития направлена на осознание роли человека как важнейшего фактора социального прогресса, а гуманизация всех сторон общественной жизни все больше становится насущной потребностью цивилизованного, высокоразвитого общества.

Общественные преобразования, происходящие в России на рубеже XX-XXI веков, позволяют по новому взглянуть на проблемы развития человека и человеческого общества. Россия взяла курс на построение гражданского общества, основанного на гуманистических ценностях, развитии творческого потенциала личности. Воодушевленная отсутствием строгих идеологических препон, российская политическая, научная, культурная элита стала с энтузиазмом осваивать мировое культурное пространство, декларируя свою приверженность идеалам гуманизма, свободы развития личности и пр. Однако, разрушив идеологию советского государства, общество в какой-то мере потеряло "духовные ориентиры своего развития, что и привело к глубоким кризисным явлениям в политической, экономической, социальной, духовной сферах. И несмотря на определенную стабилизацию, в современном российском обществе сложилась ситуация, когда высшие принципы гуманизма, цивилизованные отношения между членами общества зачастую носят декларативный характер и пока еще не вполне соответствуют основополагающим принципам развития общественного организма. Это в полной мере относится и к системе начального, среднего и высшего образования.

Актуальность диссертационного исследования определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, одной из ведущих тенденций в развитии современного цивилизованного общества является обращение к мировоззренческим основаниям, возвращение к личности, ценностям её духовного мира.

Возрождение гуманистической традиции в образовании обусловлено развитием человека и общества в целом, что актуализирует потребность в социально-философском осмыслении процесса и последствий распространения идей гуманизма в образовательной сфере.

Во-вторых, решение современных проблем существования общества, связанных с общечеловеческими ценностями, пришедшими в противоречие с «достижениями» техногенной цивилизации, с ее экологическим кризисом, дегуманизацией взаимоотношений, зависит от нового типа личности, формирующейся в обществе, обладающей ценностным сознанием, духовной, нравственной, интеллектуальной и методологической культурой, нестандартным мышлением, устойчивой системой ценностных ориентации на познание и самопознание, творческую самореализацию, саморазвитие, культуротворческий диалог. Эти качества личности в значительной мере, формируются образованием.

В-третьих, в настоящее время многие ученые и педагоги отмечают кризис системы образования как у нас в стране, так и за рубежом. Главной причиной кризиса считается то, что образование утратило свой ценностный аспект, что оно не имеет гуманистического подтекста. Современная школа не воспитывает духовность, она ее душит множеством программ, планов и т.д. С другой стороны, кризисные явления в российском образовании обусловлены и несовершенством существующей концепции образования, что подчеркивает необходимость ее более объективного социально-философского обоснования.

В-четвертых, необходимость исследования проблемы обусловливается тем, что гуманизация общественной жизни, всех социальных институтов и, прежде всего такого важного, как институт образования, выступает объективной необходимостью современного этапа развития цивилизации. Игнорирование ценностей гуманизма может завести общество в исторический тупик.

В-пятых, актуальность исследования определяется осознанием новой социальной роли и функций образования, основных тенденций его развития, вызванных глубокими качественными переменами, происходящими в экономической, социальной, политической и духовной сферах нашего общества, переосмысления социальной роли и функций человека.

Таким образом, проблема социально-философского обоснования сущности, структуры, функций и основных направлений гуманизации высшего образования в России приобретает в настоящее время особое значение, поскольку непосредственно связана с успешным развитием всего общественного организма.

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. Анализ научных работ по теме диссертационного исследования позволяет сделать вывод о возрастании научного интереса к проблеме гуманизации образования. В период, охватывающий 90-е годы XX века и начало XXI века, появился ряд работ, посвященных философским аспектам гуманизации высшего образования1. В этих работах определены наиболее общие подходы к анализу процесса гуманизации образования как элемента духовной жизни общества, определены детерминанты его развития,

Бокачева Н.И. Гуманизация общественной жизни в условиях НТП. Автореф. дисс... канд. филос. наук. - Ростов Н/Д. 1998; Казанцева Л.А Исследовательский метод в условиях гуманизации образования: Монография. Казань, Изд-во Казанского университета, 1999; Кузнецова А.Я. Гуманистическая философия образования: естественнонаучный взгляд. - Новосибирск. Изд-во СО РАН. - 2004; Максимова Н.Ю. Гуманизация образования как социокультурный процесс: Философские аспекты. Автореф. дисс... канд. филос. наук. - М. 2003; Порфирьева Р.А. Гуманизация образования как фактор преобразования общества: на примере средней школы РФ. Автореф. дисс... канд. филос. наук. - М. 1992; Пушкарев Ю.В., Пушкарева Е А. Специфика философского анализа современной системы образования и науки / Философия образования. - № 1. -2007. — С. 60-65; Сулима И. И. Герменевтика и понимающие подходы в гуманизации образования. Автореф. дисс... канд. филос. наук. - М., 1996; Чарушников В.Д. Проблемы гуманизации современного образования. - Кетово: НФВИУ, 2003; Хайруллин Ф.Г. Гуманизация высшего технического образования и духовное развитие инженерно-технической интеллигенции. Автореф. дисс... докт. социол. наук. - Уфа. 2000; Яковлева И.В. Ценности и ценностные ориентиры в системе высшего образования: монография. -Усть-Илимск: РИО УИФ КГТУ, 2006 -147 с.

отображено многообразие содержания. В данной группе работ раскрывается сложное взаимодействие образования, философии и идей гуманизма как принципов общественного развития.

В частности В.П. Старжинский1 на основании конструктивного и дескриптивного понимания термина «гуманизм» отмечает, что гуманизация выступает конструктивным аспектом гуманизма.

В монографии Т.А. Рубанцовой2, где исследуются генезис понятий гуманизм, гуманность, гуманизация, гуманизация высшего образования и их взаимосвязь, а также степень гуманистичное традиционных обществ, обществ модерна и постмодерна. Рассматривая гуманизацию материального производства, науки, образования, Т.А. Рубанцова отмечает, что гуманизация образования является одним из основных факторов гуманизации общества.

О.В. Недина3 рассматривает гуманизацию в широком и узком значении термина и отмечает многовариантность его толкований: философскую, эстетическую, психологическую, историческую, культурологическую трактовку и др., которые отмечают особенности толкования гуманизации в различных системах координат. Однако культурологическая трактовка содержит поверхностное понимание гуманизации как культурного феномена.

В.П. Лежников4 понимает гуманизацию высшего образования как процесс и деятельность выявления обучающимися своего личностного потенциала и основывает ее на так называемом «интегральном гуманизме», который разрабатывается в противовес аморфности и романтизму исходной формы гуманизма.

Старжинский В.П. Гуманизация инженерного образования. Автореф. дисс... д-ра филос. наук. - Минск, 1993. - 24 с.

2 Рубанцова Т.А. Гуманизация современного образования. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000.-252 с.

Недина О.В. Гуманизация высшего образования и ее влияние на развитие личности студента. Автореф. дисс... канд. филос. наук. - М. 1993. - 20 с.

4 Лежников В.П. Гуманизация образования: сущность, цели, пути: философский аспект. Автореф. дисс... д-ра филос. наук. - М., 1996. - С. 9.

В трактовке Ю.А. Огородникова и Н.П. Пищулина гуманизация вытекает из самой сущности образования: образование как становление человека, его «создание»1. Кроме того, как закономерность образования отмечается тот факт, что для превращения в действительность, коренящаяся в психодуховной сфере, родовая человеческая сущность должна быть развернута, вытащена из глубины человека . И в этом смысле согласимся с Д.С.Лихачевым, который утверждает, что гуманизация человекосферы идет во всех областях нашей жизни, что это «глубинное явление, имеющее проявления в самой гуще народа»3. Кроме того, ряд исследователей, рассматривая социально-философские проблемы образования, отмечают его гуманистическую сущность и статус как важнейшего социо-культурного института, имеющего существенное влияние на развитие общества в русле его гуманизации4. Эти мысли подтверждают необходимость исследования гуманизации как явления культуры, опирающегося на её многоуровневую структуру.

В ряде работ, посвященных исследованию функций образования, особо выделяется гуманистическая функция. В частности Е.Д.Клементьев считает всеобщей функцией образования гуманистическую, с его точки зрения,

Философия образования / Н. П. Пищулин, Ю. А. Огородников; Правительство Москвы. Ком. образования, Моск. гор. пед. ун-т - М.: Жизнь и мысль, 2003. - С. 106.

2 Там же, С. 46.

3 Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. - Л.: Сов.
писатель, 1989. - С.523.

4 Буева Л.П. Культура и образование. Проблемы взаимодействия // Вопр. философии. -
1997. - № 2; Гараджа В.И. Образование и трансляция культуры // Вопр. философии. -
1997. - № 2; Долженко О.Н. Очерки по философии образования. - М., 1995; Егорочкин
М.В. Онтические соответствия образования и культурной среды // Философия
образования. - № 2. - 2007. - С. 249-253; Зоткин А.О. Философские основания
педагогической деятельности: Автореф. дис... д-ра филос наук. - Томск, 1997; Каланчина
И.Н. Антропологический аспект глобализации образования / Философия образования. - №
1. - 2007. - С. 244-249; Равкин З.И. Конструктивно-генетическое исследование ценностей
образования - одно из направлений развития педагогической теории // Аксиологические
аспекты историко-педагогического обоснования стратегии и развития отечественного
образования. -М., 1998; Розов Н.С. Ценностное обоснование гуманитарного образования
в современном мире: Автореф. дис... д-ра филос. наук. - М., 1995; Сычев О. Образование
как феномен культуры // Alma mater. - 1996 - № 1.

формирование целостной личности требует реализации данной функции, а все другие служат средством ее реализации . А.В.Кооп признает профессионально-экономическую и культурно-гуманистическую функции. В.В.Клочков выделяет идеологическую функцию, а также функции профессионализации и социализации. Экстраполяция подходов в исследовании гуманистической наполненности функций образования на процесс гуманизации высшего образования позволяет обосновать его функции в образовательной сфере и в общественном развитии.

Особую группу работ, рассматривающих проблему гуманизации высшего образования, составляют работы, в которых рассматриваются вопросы гуманизации и гуманитаризации образования , их соотношение трактуется по-разному - от полного отождествления до включения одного из понятий в объем другого. В исследованиях В.П. Лежникова, Р.А. Порфирьевой и других отмечается диалектическая связь этих процессов и подчеркивается различие их смыслов, объектов, целей и результатов, однако в основу такого различения закладываются вопросы методики преподавания, формирование личных качеств, а не существенные признаки этих процессов как явлений общественного бытия.

Исходя из особого характера исследований таких наук как педагогика, психология, юриспруденция и др., изучающих конкретные аспекты

Клементьев Е.Д. Социально-философские аспекты образования // Вопр. философии. -1984. - № 11. - С.21. Кооп А.В. Образование и социализм. - Таллинн, 1983. - С.75. Клочков В.В. Экономика образования: иллюзии и факты. - М., 1983. - С.75. Турченко В.Н. НТР и революция в образовании. - М., 1979 - С. 18. Мишед Л. Идея университета // Вестник высшей школы. - 1981 - № 9. - С.85-90.

Викторова Л.Г. Петрова Л.В. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования -условие формирования гуманитарного потенциала личности интеллигента. Монография. -Красноярск: СибГТУ, 1999; Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. - М.: Детство-пресс, 2001; Лежников В.П. Гуманизация образования: сущность, цели, пути: философский аспект. Автореф. дисс... д-ра филос. наук. - М.5 1996. - С. 10.; Порфирьева Р.А. Гуманизация образования как фактор преобразования общества: на примере средней школы РФ. Автореф. дисс... канд. филос. наук. - М. 1992. - С. 14-16; Философия образования / Н.П. Пищулин, Ю.А. Огородников. Правительство Москвы. Ком. образования, Моск. гор. пед. ун-т - М. : Жизнь и мысль:, 2003.-С.100-110.

гуманизации образования, выделяется еще одна группа работ. В них рассматриваются направления совершенствования образования в русле его гуманизации, методики, позволяющие гуманизировать различные образовательные институты или учебные предметы (школу, дошкольные учреждения, естествознание, медицину и пр.) .

Труды названных авторов внесли определенный вклад в разработку теоретических проблем гуманизации высшего образования и практических рекомендаций, способствующих совершенствованию системы высшего образования. Вместе с тем, несмотря на возрастание интереса к исследованию гуманизации высшего образования, ряд важных вопросов до сих пор не получил достаточно глубокого и систематизированного рассмотрения.

Во-первых, проблемы гуманизации образования исследуются с различных сторон, однако анализ сущности, структурных элементов, функций, направлений гуманизации высшего образования ее места и роли в развитии российского общества практически не проводился.

Во-вторых, социокультурные процессы, социальная динамика имеют

Болдырева-Вараксина А.В. Гуманизация коррекционно-развивающего обучения в начальных классах массовой школы. - Таганрог. Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та. 2002; Гуманизация и гуманитаризация в Вузе. / Материалы регион, научно-метод. конф., 10-11 апр. 2002 г. Владимир, 2003 г. В.А.Кечин (отв. ред.); Гутман С. Образование в информационном обществе. / Издание ЮНЕСКО для Всемирного Саммита по информационному обществу. - СПб., 2004. - С. 18.; Дырин А.И. К вопросу о «философии» новейшего периода модернизации российского образования, или его истинные цели и задачи в аспекте реализации Россией Болонской декларации. // Социология образования. -№ 1. - 2007. - С. 13-25; Кузнецова А.Я. Гуманистическая философия образования: естественнонаучный взгляд. - Новосибирск. - Изд-во СО РАН 2004; Лазарев А.И. Гуманизация медицинского образования в - Курск. КГМУ. 2004; Спасская В.В. Современная система российского законодательства об образовании. // Право и образование. 2006. № 5. - С. 5-21; Толстых А.В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания // Педагогика. - 1996. - №4.- С. 9-13; Шиянов Е.Н. Развитие личности как стратегия гуманизации образования. / Материалы международной научно-практической конференции. М., Илекса. - 2003; Эхов С.Ф. Гуманизация технологического образования. - СПб., Береста. - 2002.; Ягофаров Д. А. Методология и методика сравнительно-правовых исследований в области образовательного права//Право и образование. 2004. № 1.

глубинные, скрытые от непосредственного наблюдения основания, гуманизация общественной жизни и гуманизация образования - явления во многом детерминированные такими основаниями.

В-третьих, существующие толкования процессов гуманизации и гуманитаризации высшего образования не способствуют четкому пониманию их соотношения.

Актуальность проблемы, предпосылки ее научного и практического решения определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования выступает гуманизация образования как социокультурный процесс распространения идей гуманизма на образовательную практику.

Предметом исследования является гуманизация высшего образования.

Цель исследования состоит в социально-философском анализе сущности, выделении структурных элементов, функций гуманизации современного высшего образования и направлений ее развития в русле модернизации российского образования.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- исходя из понимания гуманизации высшего образования как
социокультурного явления, раскрыть ее сущность;

- определить структуру и функции гуманизации высшего образования;

- проанализировать соотношение процессов гуманизации и
гуманитаризации высшего образования;

- обосновать направления гуманизации высшего образования.

Теоретической и методологической основой диссертации являются идеи и положения представителей отечественной и зарубежной науки по проблемам гуманизма и гуманизации, философское учение о человеке. В

диссертации используются ряд методологических принципов и подходов, в частности, сущностный, структурно-содержательный, деятельностный, гносеологический, социокультурный, системно-функциональный и другие. В качестве конкретных методологических средств социально-философского анализа в работе используются принципы целостности, социальной детерминации, историзма, движение от общего к особенному и единичному.

Эмпирическую базу исследования составили: результаты и выводы исследований, проведенных научными организациями, исследующими различные аспекты состояния российского общества и осмысленных автором применительно к исследуемой проблеме, контент-анализ основных законодательных актов, документов, публикаций в периодической печати и других источников.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

осуществлен социально-философский анализ гуманизации высшего образования, рассмотрена ее сущность, как социокультурного образования, представлена авторская трактовка понятия «гуманизация высшего образования»;

определены структура и функции гуманизации высшего образования;

проанализировано соотношение процессов гуманизации и гуманитаризации образования;

обоснованы направления гуманизации высшего образования в России.

На защиту выносятся следующие основные положения и их обоснование:

Сущностные характеристики гуманизации высшего образования

В основе понимания гуманизации лежит понятие гуманизм. Гуманизм как научное понятие появился в процессе эволюции человеческого общества и развития научного способа познания действительности. Осмысливая объективное течение событий, человек придавал им некую вербальную форму с тех пор, как появились язык и речь. Вероятно, то нечто, что составляет суть гуманизма, могло получить и другое словесное обозначение. Однако наука в России до М. В. Ломоносова изъяснялась на латыни, потому в научном обиходе и появилось латинское humanus, что в переводе означает «человеческий, человечный».

СИ. Ожегов определяет гуманизм как «человечность в общественной деятельности, в отношении к людям». Человечность при этом понимается как «достойный человека, отзывчивый» .

В «Философском энциклопедическом словаре» у гуманизма выделяется два смысла. «Гуманизм в широком смысле слова - исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности -желаемой нормой отношений между людьми; в узком смысле - культурное движение эпохи Возрождения» .

Хотя речь в философском определении идет о двух смыслах, на самом деле таких смыслов больше. Так, следует различать гуманизм как цель, как средство и как результат. Гуманизм как цель содержит ценностную трактовку. Причем в определении зафиксировано два состояния гуманизма-цели. Первое состояние гуманизма-цели есть исторически преходящее, выраженное в определении в терминах «исторически изменяющаяся система воззрений». Разновидностью первого состояния гуманизма-цели является «культурное движение эпохи Возрождения» (конкретно-историческое состояние). Второе состояние гуманизма-цели определяется в виде ценностей человека и его атрибутов - право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Сюда можно дополнить третье состояние - цели, опирающееся на этимолого-симантический анализ понятия «гуманизм», которое выражает осуществление определенного принципа взаимоотношения между людьми.

Гуманизм-средство выступает как элемент нормативного знания, в виде предписаний, установок, указаний человечеству и человеку. Когда речь идет о предписаниях, то гуманизм проявляет себя как тенденция, становление, образует гуманистическую традицию. В приведенном выше определении также зафиксирован смысл гуманизма-средства в терминах ценностей и норм для общества и человеческих отношений. Так, в определении слова «считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми» содержат нормативный аспект гуманизма.

Гуманизм как некое конечное состояние предоставляет возможность достичь поставленной цели, т.е. определенного уровня гуманности человека или общества, которые и являются критерием оценки деятельности социальных институтов и человека.

Исходя из этого, гуманизация как процесс распространения определенных идеалов в общественной практике реализует с одной стороны сущностную черту гуманизма как средства достижения гуманистических целей, а с другой стороны выступает критерием развитости общества и представляет собой, на наш взгляд, одну из доминант развития человечества, является его основополагающим принципом. Это проявляется в необходимости очеловечивания общественного и научно-технического развития, социальных отношений, идеологии, образования и других сфер человеческого бытия и духа.

Если попытаться в общем виде определить причины общественного развития, то ими будут потребности человека, являющиеся порождением и выражением его природы как живого и не в меньшей степени как социального существа. В процессе реальной жизни люди движимы потребностями, порождаемыми их биологической и социальной природой, а в ходе реализации своих жизненных потребностей люди изменяют условия своего существования и самих себя, ибо каждая удовлетворенная потребность порождает новую, ее же удовлетворение, в свою очередь, требует новых действий, следствием которых и является развитие общества.

Структура и функции гуманизации высшего образования

Рассматривая механизм функционирования гуманизации образования сквозь призму категориального ряда «всеобщее — общее - особенное -единичное», мы выделяем следующие уровни ее анализа.

На уровне «всеобщего» гуманизация есть отражение родовой сущности человека в онтологических, бытийных процессах, в которых обозначается природа человека во всей ее противоречивости.

На уровне «общего» гуманизация выступает как общественная потребность, в очеловечивании всех сторон жизнедеятельности общества, утверждении идей гуманизма как основополагающих принципов и законов общественного развития и фиксации их в общественном сознании.

На уровне «особенного» гуманизация выражает качественную характеристику процессов, происходящих в различных областях общественной деятельности: материальной, социальной, управленческой, коммуникативной, духовной, образовательной. Гуманизация образования на этом уровне связывает всех участников педагогического процесса (особенно в звене преподаватель - студент) общими принципами, нормами, ценностями, правилами деятельности. С другой стороны, она приобретает специфику содержания в отношении различных звеньев педагогической системы: гуманизация сферы управления образованием на государственном уровне; гуманизация высшего, среднего, послевузовского образования; гуманизация технического, гуманитарного образования; гуманизация отношений в системе конкретного ВУЗа; гуманизация методик обучения. Конечно, в гуманизации нуждается вся образовательная сфера, но ключевая роль здесь принадлежит высшему образованию, так как именно этот социальный институт призван подготовить специалистов, которые способны осуществить необходимые изменения и среднего образования, и дошкольного воспитания, а в конечном итоге и всех сфер жизнедеятельности общества.

Уровню «единичного» соответствует осознание конкретным участником педагогического процесса самоценности, реализация им своего творческого потенциала, самообразование, самосовершенствование.

Гуманизация общества, гуманизация образования, гуманизация высшего образования соотносятся как общее и частное. Гуманизации присущи видовые характеристики, а гуманизации образования, гуманизации высшего образования - родовые, которые богаче первых.

Для наполнения гуманизации высшего образования конкретным содержанием необходимо рассмотреть его с точки зрения субъект-объектных отношений.

Рассмотрим, кто выступает субъектом гуманизации в сфере высшего образования.

Одним из определяющих субъектов в системе высшего образования и процессе его гуманизации выступает общество в целом. В зависимости от уровня развития общественных институтов, принципов общественной организации оно формирует социальный заказ. Современная социальная наука идеалом общественно-государственного устройства полагает государство с демократической формой правления и высокоразвитыми гражданскими институтами. В обществе, устроенном по таким принципам, имеются все условия для успешной гуманизации всех его составляющих. Идеальное общество в современном его понимании через органы исполнительной, законодательной власти, при участии всех институтов гражданского общества определяет принципы, правовые нормы, правила функционирования образовательной системы, обязанности и права ее участников.

Совершенствование сферы образования как социальная проблема. Состояние современного российского высшего образования

Некоторые исследователи отмечают, что переход к новой постиндустриальной цивилизации возможен через духовную реформацию общества, обновляющую внутренний мир человеческой личности, раскрепощающую творческие способности человека . Научно-технические достижения XX века не подлежат сомнению. Но развитие общества подразумевает не только рост производительных сил и совершенствование технологий, но и, в первую очередь, возможность развития человека, его сущностных сил.

На основании вышесказанного можно утверждать, что переход от одного этапа развития общества, цивилизации к другому предполагает возрастание реализации возможностей отдельного индивида.

Достижению этих целей служит образование как социальный институт, где формируется и развивается главная производительная сила общества — человек, по деятельности этого института можно определять характер и эффективность использования всего накопленного обществом богатства.

Разнообразные формы и уровни современного образования свидетельствуют о его основательном воздействии на социальное развитие в сторону гуманизации. Это и усиливающаяся ликвидация неграмотности, и внедрение системы образования взрослых и непрерывного образования, и трансформация традиционной «учебной среды» под влиянием средств массовой коммуникации и становления единой компьютерной сети информации.

По мере включения разных слоев населения в национально-государственные системы обучения и воспитания доступ к образованию воспринимается людьми как само собой разумеющееся и неотъемлемое право человека. Этот процесс происходил в каждой стране мира в разное время, но напрямую зависел от демократизации общественных отношений. В XIX в. западные государства создали у себя доступные школьные системы образования. Однако коренные сдвиги в сфере среднего и высшего образования произошли там лишь после второй мировой войны, что было отражением возросших социальных и индивидуальных потребностей, обусловленных совокупностью ряда социально-экономических и политических факторов. Среди них возросший спрос на рынке труда на квалифицированную рабочую силу и в связи с этим осознание обществом и конкретным индивидом социальных преимуществ, которые дает образование.

Решение современных проблем, стоящих перед человечеством, зависит от того, какой тип человека будет сформирован обществом, каким окажутся уровень его индивидуального сознания, характер и широта межличностных связей, степень включенности в социальную жизнь. Очевидно, что важнейшей задачей высшей школы, как общественного института ориентированного на будущее, является формирование личности гуманистического типа, человека просвещенного, имеющего широкий кругозор и высокий уровень общей культуры, гуманитарный образ мышления, способного не только профессионально, но и творчески подходить к решению задач социального и научно-технического характера в их неразрывном единстве.

Это положение находит понимание в среде российской политической элиты, что подтверждено в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года N 1340-р. «Главное преимущество высокоразвитой страны, - говорится в документе, -связано с ее человеческим потенциалом, во многом определяющимся образованием. Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны в средней долгосрочной перспективе».

Однако, как отмечается в некоторых исследованиях, гуманизация еще не стала главным принципом развития высшей школы, так как экономическая ситуация выдвинула на первый план не духовно-нравственный идеал формирования личности, а рыночные отношения как условие выживания системы образования.1 Этот тезис подтверждается и положениями Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года N 803:

«Цель политики модернизации образования в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сферах образования и науки. Для этого необходимо внедрить в систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств...».

Похожие диссертации на Гуманизация высшего образования: сущность и перспективы развития