Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Игровые начала культуры (Социально-философский аспект) Башкирцева Юлия Станиславовна

Игровые начала культуры (Социально-философский аспект)
<
Игровые начала культуры (Социально-философский аспект) Игровые начала культуры (Социально-философский аспект) Игровые начала культуры (Социально-философский аспект) Игровые начала культуры (Социально-философский аспект) Игровые начала культуры (Социально-философский аспект) Игровые начала культуры (Социально-философский аспект) Игровые начала культуры (Социально-философский аспект) Игровые начала культуры (Социально-философский аспект) Игровые начала культуры (Социально-философский аспект)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Башкирцева Юлия Станиславовна. Игровые начала культуры (Социально-философский аспект) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Калининград, 2004 163 c. РГБ ОД, 61:04-9/577

Содержание к диссертации

Введение

1. Игра как феномен бытия человека, общества и культуры 27.

1.1. Сущностные черты игры 28.

1.2. Игра как специфическая культурная форма 47

2. Игровые основания культуры и человеческой жизнедеятельности 58.

2.1. Игровой компонент в общественной жизни 58.

2.2. Игра и искусство 74.

2.3. Игра и экзистенциальные феномены бытия человека 85.

3. Место и роль игры в трансляции и сохранении социокультурного опыта 95.

3.1. Игра и универсальные формы трансляции социокультурного опыта 96.

3.2. Социодинамика культуры и игра 116.

3.3. Игровые элементы современной культуры... 129.

Заключение 140.

Библиографический список использованной литературы 152.

Введение к работе

Игра относится, к числу основополагающих феноменов человеческого бытия. С древности і она занимает важное место в жизни» человека, общества и культуры. Возникая на ранних этапах человеческое истории, игра, ещё до того как религия, искусство, философия и наука начинают различать и понятийно осваивать бытий-ность универсума, становится одним из первичных способов созерцания; отображения и постижения человеком окружающего мира и себя самоголГГо мере развития культуры игра остается её постоянным сопровождением и приложением; Уже чисто эмпирическое изучение разнообразных культур; позволяет выявить * следы явной и замаскированной игры в самых различных областях жизни; обнаружить множество интересных образцов* игрового поведения. Вместе с тем? в каждой культуре всегда наличествуют и собственно игровые сферы, поэтому игру можно характеризовать как самостоятельную,самобытную форму культуры; как её универсальную категорию или культурный инвариант.

Актуальность темы исследования определяется значительным возрастанием интереса к проблематике игры, стремлением выйти за пределы её эмпирического понимания, выявлением имманентных качеств данного феномена, определением места и роли игры в культуре, воспитании личности, искусстве, социальных практиках и так далее.

Повышенное внимание к этим і вопросам отражает характерное для современной философской мысли і стремление выявить > глубинные: дорефлексивные основания человеческого существования, связанные с присущим лишь человеку способом переживания реальности. В этом аспекте изучение игры, несомненно, имеет большое значение, поскольку качественным образом; расширяет представления о человеке, обществе и культуре.

Сегодняшний взгляд на указанную проблему предполагает акцентирование внимания на том факте, что для человека игра является важной формой бытия; атрибутивным свойством его жизни. Ифая, человек выполняет ту креативную функцию,1 которую он не может осуществить по отношению ко всей объективной действительности как таковой. В игре же он становится лворцом новой реальности, которая, имитируя обыденность, тем не менее, придаёт ей иные очертания. Эта реаль-

ность вершится человеческим действованием, окрыленным фантазией и воображением. Здесь в чудесном игровом пространстве, промежуточном между вымыслом и явью, человек словно парит над миром; ощущая себя вне его рамок и наслаждаясь своей свободой.

В каком-то смысле игру можно рассматривать, как своего рода бегство из обыденного мира, где господствуют насилие, жёсткая > регламентация поведения; тяжкий труд и нелёгкое бремя установленных моральных ценностей. Однако игра дарует свободу не потому, что выходит за рамки повседневности; но потому что она в возвышенной форме через обретение новых переживаний делает возможной взаимную трансформацию і человека и» мира.'.В этомхмысле игра является однимииз специфических, подлинно человеческих состояний. Она относится к экзистенциальным актам человека, ибо в игре существенным образом находят отражение как бытийный склад человека, так и способы понимания им собственного бытия.

Ншэкзистенциальное значение игры указывает и^ её всеобъемлющий-характер. Речь идёт о том, что в социально-культурном пространстве игровые элементы присутствуют во многих отнюдь неигровых областях жизни. Так, например, элементы игры неизменно используются в таких важных регулирующих и социализирующих сферах, как труд, политика; религия, образование, воспитание, художественная культура и так далее. Игра к тому же вливает особые смысловые мотивы в процессы коммуникации; в осознание человеком таких вечных для него проблем, как любовь, одиночество, смерть.

Таким образом, охватывая различные сферы человеческого существования, игра, как особый вид культурной деятельности, становится модусом, своеобразной формой познания и f освоения мира. Она оказывает влияние на многие стороны социальной регуляции и является одним из способов трансляции и сохранения культурного опыта, а, следовательно, служит важным фактором развития общества и культуры.

Актуальность выбранной темы обосновывается ещё и тем, что в настоящее время; наблюдается усиление игрового начала в общественной и культурной жизни. Это -явление, несомненно, требует глубокого социально-философского анализа; поскольку напрямую сопряжено с осмыслением современной культурной ситуации, с перспективами дальнейшего культурного движения. Особого внимания так же за-

служивает проблема игрового и в связи с процессами «омассовления» современного сознания, осуществляемого с помощью колоссально развитой системы средств массовой коммуникации. Благодаря широко масштабным действиям масс-медиа в і сознании людей, по сути,происходит подмена реальной действительности её стилизованным эстетическим образом.В результате чего происходит, отказот обычной жизни в пользу её театрализации, сенсационности, зрелищности, исоздаётся эффект иллюзии: «вовлечённости» людей < в \ ход текущих событий. Подобная тенденция к «артизацию) общественной жизни; а так же выявление сущности и механизмов данного явления делает необходимым настоящее исследование. Степень изученности проблемы:

Систематическое научно-философское изучение игры и формі игрового поведения начинается только с ХГХ века; Между тем на сущностно значимый для человека и общества характер игрового феномена философская мысль обратила внимание ещё во времена Античности.'.Первые теоретические рассуждения об игре встречаются у Платона в его трудах «Законы» * и «Политик»2. Платон хотя и не использует понятие игры в: современном её звучании; тем; не менее, все его рассуждения і о природе и смысле жизни человека, об искусстве, идеальных законах и государстве перенасыщены игровыми элементами?.

У Аристотеля тема; игры присутствует, правда, весьма эпизодически, в его * известной работе «Политика». Здесь он поминает игру, во-первых, в связи с проблемой» воспитания детей:. По мысли Аристотеля; до пяти лет, «когда не годится ещё ни начинать обучать ребёнка чему-нибудь, ни обременять его какой-либо работой'; <...> следует дозволять ему столько движения, сколько потребно для того, чтобы тело не оставалось в бездействии; для этой цели следует пользоваться как другими средствами, так и; играми; однако эти игры должны соответствовать достоинству; свободнорождённого человека; не слишком утомлять ребёнка и не быть разнузданными». Поскольку же детские игры являются «как бы преддверием для* последую-щих занятий», они «должны подражать будущим серьёзным занятиям» .

1 Платон. Законы. // Собр. Соч. - В 3 т. - Т. 3. - Ч. 2. - М., «Мысль», 1972. - С. 83 - 478. 2Платон,Политик.//Собр.Соч.-ВЗт.-Т.З.-Ч.2.-М.,<<Мысу1ь>>, 1972.-С. 10-82. 3 См об этом: Исаеев НА. Politica hermetica: скрытые аспекты власти. - М.: Юристь, 2002. - С. 61-79. * См.: Аристотель. Политика. // Собр. Соч. - В 4 т. - Т.4. - М, «Мысль», 1984. - С. 625.

б Во-вторых, к игре Аристотель обращается в связи с проблемой заполнения досуга, который, как он пишет, «есть определяющее начало для всего». Игра, полагает Аристотель, не должна заполнять досуг полностью, «ибо в таком случае она неизбежно оказаласьбы конечной целью нашей жизни». Коль скоро это невозможно, то играм скорее ; следует «уделять место? в? промежутках; между нашими; занятиями* (ведь трудящемуся потребен отдых, а игра и существует ради отдохновения; всякого же рода деятельность сопряжена с трудом и напряжением), то вследствие этого следует вводить игры; выбирая для них подходящее время, как бы давая их в качестве лекарства, ведь движение во время игр представляет собой успокоение.души И? благодаря удовольствию отдохновение»1!

В? другом! известном труде Аристотеля; «Риторика»? тема * игры опосредованно присутствует в его рассуждениях о деятельности оратора, которую философ приравнивает к игре актёра, а ораторское искусство уподобляет искусству актёрскому, театральному. Следует отметить, что выработанные Аристотелем способы воздействия і на публику, широко использующие игровые элементы, в настоящее время вошли в число средств современной политической риторики?.

Помимо «Политики» и «Риторики». следует также отметить и аристотелевскую «Поэтику»4, хотя тема игры; как таковая, здесь вообще отсутствует. Тем не менее, идеи Аристотеля о сущности катарсиса, о том; что в основе всякого искусства присутствует подражание и изображение «действия; жизни; счастья», в которых заложен познавательный смысл, несомненно, в дальнейшем оказали влияние не только на теорию искусства, но и на бытийное понимание игры5.

В рамках западноевропейской философской традиции одним из первых, кто в определённой степени касался проблемы игры, был Б.Паскаль. В суждениях Паскаля; игра в жизни людей становится способом бегства их от самих себя; от своих тяжёлых дум и одиночества6!

1 Аристотель. Политика. Указ. Соч. С. 630

2 Аристотель. Риторика. - М.: Лабиринт, 2000. - С. 5-148.

3 См об этом: США глазами американских социологов,—М.: «Наука», 1988. —С. 82-86.

4 Аристотель. Поэтика.//Собр. Соч. -В 4т.-ТА"-М.; «Мысль», 1984. - С. 646-680.

Так ссылки на Аристотеля неизменно встречаются в трудах таких известных авторов, обратившихся к проблеме игры, как Хёизинга, Гадамер, Финк и так далее.

6 Паскаль Б. Из «Мыслей» // Ларошфуко Ф. и др. Суждения и афоризмы. - М.: Политиздат, 1990. - С. 145-264.

Впоследствии к теме игры обращается ИЛСант. В «Критике способности суждения» он ставит вопрос о соотношении игры и искусства, а также использует образ игры для осмысления эстетической деятельности человека1!

Идеи, выдвинутые Кантом, послужили основой для формирования эстетических концепций игры. В частности; под непосредственным воздействием Канта в центр; своей философско-зстетическойі теории ставит игру Ф.Шиллер. В: его? работе «Письма об эстетическом воспитании человека»2 игра рассматривается как особое специфическое явление жизни; Выделяя^ в качестве одного* из атрибутивных свойств игры свободу, Шиллер отмечает, чтокшрирода одарила и неразумные существа превыше их потребностей t и : посеяла: в тёмной і животной жизни і проблеск: свободы. Когда льва не грызёт голод и хищник не вызывает его на 60 тогда неиспользованная сила сама делает из себя свой объект; могучим рёвом наполняет лев звонкую пустыню, и роскошная сила наслаждается бесцельным расходованием себя. <...> Несомненно; в этих движениях мы имеем свободу, но не свободу от потребности* вообще, а только свободу от определённой; внешней потребности. Животное работает, когда недостаток чего-либо является побудительной причиной его деятельности; и оно играет, когда избыток силы является этой причиной, когда излишек силы сам побуждает его к деятельности»3. Подобного рода* игры, обусловленные «избытком; сил» и потребностьюї в физической* активности,, по мнению; Шиллера; встречаются и у человека; но благодаря наличию разума и воображения человек переходит к высшей форме игры - игре эстетической. Именно игра эстетическая, связанная со стремлением людей к красоте и свободе самовыражения, выводит их из дикого состояния и помогает сделать шаг к культуре. Таким образом; у Шиллера эстетическая игра «есть конечная цель человеческого существования, далее уже не к чему стремиться; ибо она заключает в себе всю действительность, но в снятом, духовно преображённом виде, воспроизводимую лишь ради того наслаждения, какое она доставляет человеку»4.

1 См.: Кант И. Критика способности суждения. // Собр. Соч. - В 6 т. - Т.5. - М.: «Мысль», 1966. - С.218-319. 3 Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. // Собр. Соч. в 7т. —Т.6. - М: Художественная; литература, 1957. - С. 251-358. 3 Там же С. 350-351.

Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии ХГХ - XX веков. - М: Советский писатель, 1988.-С. 279.

Среди, тех, кто в ХГХ веке касается;. темы игры, несомненно, стоит упомянуть ФІІІлегеля. Развивая в «Разговоре о поэзии» метафору Гераклита, уподобляющего эон «играющему ребёнку», Шлегель осмысливает игру в качестве основополагающего принципа бытия Универсума1. Эта идея оказывается близкой Ф.Ницше. В: «Рождении трагедии из духа музыки»2 он всякую жизнь рассматривает как иллюзию и обман, а жизнь человеческую как «божественную комедию», в которой люди вынуждены исполнять различные роли. Утверждая «чисто артистическую» оценку жизни, Ницше создает учение о единстве двух противоположных начал - аполло-ническом t и дионисическому которые действуют в человеке как «художественные: силы» самой природы и являются подлинным состоянием его жизни.

В работе «По ту сторону добра и зла» Ницше вновь обращается к игре, а точнее к формам игрового поведения. Он полагает, что с помощью игры люди, надев на себя маску и приняв нарочитое обличив, ограждают себя от «всего грустного и> глубокого»?.

В более поздних трудах «Весёлая наука»4 и «Так говорил Заратустра»5 Ницше придаёт особое значение игре как феномену, помогающему избавиться от закостеневших догм; способствующему становлению и формированию человеческой свободы.

Помимо концепций; утверждающих эстетическую природу игры, в XIX веке начинается разработка теорий,* где игра; рассматривается в эволюционно-биологическом контексте. Основы данного і подхода были заложены Р.Спенсером; который одним из первых отметил, что игра отсутствуету низших животных и появляется только у животных высших типов и человека. При объяснении причин иг-рового поведения Спенсер высказывает мысли, созвучные идеям Шиллера, то есть он также полагает, что импульсом к игре служит энергия, оказавшаяся в некотором

1 Шлегель Ф. Разговор о поэзии. // Эстетика. Философия. Критика. - Т. 1. - М: Искусство, 1983. - С. 394.

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру. // Ницше Ф; Сочинение в 2т. - ТІ.' - М: «Мысль», 1990. - С. 57-157.

3 Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. - Мн.: Беларусь, 1992. - С. 187:

4 Ницше Ф. Весёлая наука. // Ницше Ф. Сочинения в 2т. - Т. 1. - М: «Мысль», 1990. - С.707-708І

Здесь Ницше в свойственной, особенно для его последних работ, афористической манере говорит о трёх превращениях духа, «о том, как дух стал верблюдом,- верблюд — львом, лев - ребёнком». Выносливый дух подобно верблюду берёт на себя всю тяжесть знания. Превратившись в льва, он завоёвывает право на свободу создавать новые ценности. Став же ребёнком, он становится способным к творчеству и созиданию, поскольку «дитя - это наивность и забвение, новое начинание и игра, колесо, катящееся само собою, первое движение» и святое слово утверждения. ( См.: Ницше Ф: Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для .< кого. -М.: Интербук, 1990. - С. 21-23.)

избытке над непосредственными нуждами. Однако, в отличие от Шиллера, Спенсер не трактует игру как способ духовного восхождения человека. В его изложении' игра, прежде всего, выполняет прагматическую функцию — упражнения и воспитания1.

Ещё один взгляд на природу игры представлен в работе В.Вундта. Феномен игры им рассматривается (правда весьма в спорадической форме) в аспекте социально-историческом. Придерживаясь, мнения, что источником игры ; является наслаждение, Вундт в то же время подчёркивает, что игра — это дитя труда. «Нет ни одной ' игры, пишет он, которая не имела быв себе прототипа в одной из форм серьёзного трудар всегда предшествующего ей и по времени и по самому существу. Необходимость существования вынуждает человека к труду. А в нём он <. постепенно научается ценить деятельность своих сил как источник наслаждения. <...> Игра устраняет. при?этомшолезную цель труда и, следовательно; делает целью этот самый приятный результат, сопровождающий труд»2.

Мысли о том, что труд старше игры, что игра является порождением труда и происходит из подражания; трудовым процессам, придерживается также ВіР.Плеханов3. Он заложил основы материалистического подхода к игре человека, рассматривая её в качестве важного вида человеческой деятельности, возникающей: в ответ на потребности общества в активизации и воспитании детей.

Высказанные в ХГХ веке идеи; касающиеся сущности и роли игры в жизни человека и общества, получают дальнейшее развитие в XX столетье. Игра становится предметом исследования многих наук: биологии, психологии, социологии, культурологии; философии: Этим ? объясняется то, что в ? понимании t игры складываются -различные концептуальные подходы. К примеру; в рамках биологической концепции игра рассматривается как особая форма поведения, возникающая лишь на определенной стадии развития; животного мира; При этом- единой точки; зрения* на феномен игрового поведения; высших животных так и не сложилось. Одни * исследователи, продолжая развивать теорию «избытка сил» Спенсера, трактуют игровую активность животных как особое чомоциональное состояние» (Ф.Бойтендайк), как

1 См. об этом: Эльконин ДБ. Психология игры. - М: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - С.16-17.

2 Вундт В.Этика. -СПб, 1887.-С. 181. (Цитпо: Эльконин ДБ. Указ. Соч. С. 17-18.)

См.: Плеханов В.Г. Письма без адреса: Письмо третье. // Избранные философские произведения. — Т.5. — М., 1958.-С. 354.

некую «пара-активность» (А.Броунли), неспецифическую «мнимую деятельность» (М.Мейер-Хольцапфель) или «образец» взрослого поведения (КЛойзос)1. В общем виде игра в данных теориях имеет автономный характер. Она важна только для играющего, но не для его будущего. Игра есть пробование, основанное на любопьгг-стве. Она созревает там, где не наблюдаются подлинные инстинктивные действия: Игра не имеет прямого функционального назначения, поскольку часто направлена % на «биологически нейтральные объекты»^ которые в остальное время г не привлекают вниманияі животных. В ї этом? смысле Лоренц» w Темброк, сравнивают, игру с «действиями вхолостую»2.

Другая точка зрения на проблему игры базируется на идее чисто функционального обоснования игровой деятельности животных (ІСГроос,К.Л^ойд-Морган).^^Биологический смысл игры - это предупражнение, своего рода «практика для взрослого поведения». Игра;объясняет значение детства. Вшгре происходит совершенствование наследственных форм; поведения.* Как подчёркивает Ллойд-Морган^ «игра; позволяет молодому животному без риска упражняться в жизненно важных действиях, ибо в этих условиях ошибки не влекут за собой пагубных последствий: в ходе: игры возможно совершенствование наследственных форм поведения > ещё до того, как недостатки поведения) роковым образом «предстанут перед судом естественного отбора»3.

В отечественной науке к теме игровой активности высших животных обращается t ЬСЭ.Фабри. Выступив; с критикой» вышеизложенных концепций, он вместе с тем і использует некоторые их положения. В изложении Фабри «игра является по своей* сущности? развивающей; деятельностью,1 охватывающейг большинство і функциональных сфер». Это ювенильная фаза развития поведениям онтогенезе. Осуществляясь на врождённой основе, игровые действия і и сами служат, «развитию и обогащению инстинктивных компонентов поведения». Кроме того, полагает Фабри; игра* выполняет важную познавательную функцию, которая t «выражается; в ? накоплении« обширного индивидуального опыта; причём в ряде случаев этот опыт может нака-

1 См.: Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. -М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. -
С.215.

2 Там же С. 215-216.

3 Там же С. 214.

11 пливаться-«впрок», «на всякий случай» ишайтишрименение значительно позже в экстренных жизненных ситуациях»1.

В психологии тема игры^ прежде всего, разрабатывается в связи с исследованием* проблемы детства как важного периода в индивидуальном! развитии j человека. На* понимание природы детской; игры большое влияние;оказала!психоаналитическая! теория! З.Фрейда: Как известно, согласно данной теории; в основе всего живого: от простейшего организма до человека- лежат изначальные влечения;В мире животных они проявляются; непосредственно. В обществе же на них накладываются всевозможные запреты. Формами обхода этих запретов, ингущим; себе выхода; становится; примитивная детская^ игра и вы гия; искусство, наука:

В 'Детстве количество ' запретов t особенно > велико: Они і травмируют, как считает: Фрейд, психику ребёнка: Игра же является способом овладения теми невыносимыми переживаниями; которые несут с собой эти травмы. Поэтому все формы детской игры естьсимволическое воспроизведение травмирующей ситуации. Вигрепред-ставлены вытесненные желания, а: также; доминирующее в детстве стремление: стать взрослым:

Итак, у Фрейда период детства потому период игр, что он полон травмирующих ситуаций: Игра же может стать. своего рода терапевтическим: средством; против j всевозможных неврозов; которыми чревато детство. «Воспроизводя в игре невыносимые переживания, ребёнок; овладевает ими; можно> сказать, ассимилирует их; благодаря повторению в игре они перестают быть невыносимыми»..;

Идеи, высказанные Фрейдом; хотя он и не создаёт теории игры как таковой, касаясь вопросов игры лишь попутно; в той или иной степени, оказали влияние на многих психологов (К.Бюллер; Ж.Пиаже, ІСКоффка; КЛевин и другие) и в настоящее: время получили широкое распространение на практике в виде диагностической методики и терапевтического средства'?.

В русской психологии досоветского периода наиболее значительные высказывания о детской игре принадлежат К.Д: Ушинскому и АіИ: Сикорскому. Если Ушин-ский і подчёркивал значение игры і для «общего духовного развития, то Сикорский <

1 См.: Фабри К.Э. Указ. Соч. С. 218-220.

2 Эльконин ДБ. Указ. Соч. С. 116.

3 См об этом: Эльконин Д.Б. Указ. Соч. С. 106-161.

главным і образом отмечал роль игры * в умственном развитии и воспитании ребёнка1. В дальнейшем вопросы о природе детской игры и её значении для психического развития разрабатывались многими отечественными исследователями (МЛ; Басовым; ПЛБлонским, Л.СВыготским, СЛ.Рубинштейном, Д.Н:Узнадзе, ДБ. Эль-кониным, A.HJ Леонтьевым и так далее). Важнейшей особенностью всех этих работ было стремление: психологов преодолеть натуралистические и индивидуально-личностные теории игры. При определённой разнице в их взглядах общим является положение о том, что игра представляет собой і ведущий тип; деятельности детей; «здесь её сущность выражена наиболее ярко, представлена в «классическом» ви-де» . Образцами, моделями различных видов детской игры служит серьёзная деятельность взрослых, а;также система общественных отношений. В? ходе игровых действий і ребёнок усваивает, разучивает, репетирует социальные -, роли, осваивает социально значимые нормы и' ценности. Поэтому игра* оказывает существенное влияние на социализацию детей.

Детская игра теснейшим образом связана с развитием личности: Вигре формируются такие личностные качества как интеллект, воображение, фантазия, творческие способности. Благодаря игре начинается эстетическое и художественное воспитание ребёнка, происходит первоначальное освоение трудовых навыков и формируется ценностное отношение к труду. Таким образом; детской игре принадлежит важное место в первичных процессах инкультурации и индивидуализации *.

Интерес к игре в психологии (как отечественной, так и зарубежной) отнюдь не ограничивается проблемами! детской игры. Игра рассматривается! как социокультурный феномен, оказывающий существенное влияние на процесс коммуникации,' способствующий і преодолению социальных и; личностных конфликтов и являющийся* способом? удовлетворения потребности і в; структурировании- временш (Э.Берн, Я.Л.Морено, Э.Барц, Э.В.Соколов, Е.ВіАндриенко; Е„ШДоценко и другие).

В' психологии также обращается > внимание на определённую - общность игры с психическими процессами; совершающимися в период художественного творчества и художественного восприятия. В связи с чем, объектом научного исследования

1 См.: Эльконин ДБ. Указ. Соч. С. 162.

2 Леонтьев АЛ. Проблемы развития психики. -М: Мысль, 1981. - С. 485.

Детская игра, как способ освоения культурного опыта, является так же предметом исследования этнологии. (См.: Roberts MJ, Sutton-Smith В. Childtraining and Game Involopment II Ehtnology. - 1962. - № I. - P. 182-183.; Mead M. Coming of Age in Samoa.-Penguin Books, 1963.-P. 19-186.)

становится вопрос об отношении t игры, искусства и творчества (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, ДБ.Эльконин, ДН.Узнадзе). Психологи справедливо подчеркивают, что, по большому счёту, степень выраженности игрового начала является неотъемлемой частью творческого процесса во всех без исключения сферах человеческой і деятельности.

В социально-психологическом аспекте теоретические рассуждения об игре получают особое звучание в контексте концепции так называемой «социологии роли». «Согласно исследованиям таких: известных социологов, как Дж. Мид, РіЛинтон, Э.Гоффман, поведение человека в обществе должно рассматриваться как игра, поскольку обнаруживает условность, нарочитость принимаемых обличий. Ведь общественное бытие есть бытие-с-другими и для-других, то есть, в известном смысле, выставление себя; наружу, напоказ, надевание маски (пристойной или полезной)»1: Итак, живя в обществе, человек вынужден і выполнять различные социальные функции или социальные роли для «приспособления к тем «статусам», совокупность которых составляет пьесу, разыгрываемую социумом»2:

В целом следует отметить, что проблема социальной роли, поставленная в начале 30-х годов XX века; отличается многообразием общих подходов и интерпретаций. Она является» актуальной как для_социальных- психологов- (ГЛМїАндреева, Т:Шибутани; ДІАїЛеонтьев, ЯЛКоломенский; Е.В.Руденский и другие), так и для социологов, социальных педагогов (Т.Парсонс, И.С.Кон, Л.П.Балуева, АіВ.Мудрик, У.Бронфенбреннер и другие).

Интерес к игре проявился * не только ъ создании различных теоретических концепций; но; и і в накоплении богатого эмпирического материала. в ходе исследований; проведённых в области этнологии (этнографиц). Например; заслуживает, внимания работа, проделанная Дж. Роберте, М Артом и Р.Бушем. Учёные провели исследование способов игровой 'Деятельности почти в 150 первобытных обществах. Это позволило им сделать вывод о том, что игры; во-первых, являются;своеобразными моделями активности»человека. Так спортивные состязания : в обобщённой У форме изображают борьбу и охоту, стратегические игры образуют системы лично-

Эпштейн М; Парадоксы новизны. О литературном развитии ХГХ-ХХ веков. - М.: Советский писатель, 1988.-С. 279. 2 Там же С. 279.

стных отношений между людьми,; другие забавы синтезируют познавательные проблемы.

Во-вторых, игры всегда выражают, природу и определённый? тип* культуры. По мнению учёных, в культурах малой сложности, с простой техникой и технологией^ производства,* с неразвитой социальной стратификацией, неразвитой правовой системой и простой социализацией-доминируют физические развлечения, удовольствие доставляют охота и рыболовство. По мере же усложнения культурной конфигурации распространение получают стратегические игры и игры по жребию. В современном развитом обществе все эти развлечения выступают вместе1.

Традиция изучения народных игр в современной отечественной науке была заложена ещё в XIX веке. В частности, уже в первых трудах отечественных фольклористов и этнографов было отведено широкое место народным > играм: Наиболее значительные публикации і этого периода: принадлежат И.Снегирёву, И.Сахарову, АТерещенко, В.Всеславину, П.Бессонову, В.Ф.Кудрявцеву, В.И.Далю,* Е.А.Покровскому, ВЛШейну тдругим2. Их публикации оказали; существенное влияние на последующие труды, посвященные исследованию игр. Например, крупнейший этнографический; сборник «Игры народов СССР», выпущенный в 1933 году В.НВсеволодским-Гернгроссом, был, во многом, построен г на материалах предшествующих авторов. В данной работе игра* рассматривается как разновидность общественной практики, состоящая і в действительном воспроизведении жизненных явлений вне реальной практической установки. Социальная же значимость игры на ранних этапах развития общества, с точки зрения Всеволодского-Гернгросса; заключается в её коллективизирующей и тренирующей роли.

Исходя из идеи связи каждой игры с особой категорией общественной практики, Всеволодский-Гернгросс сделал классификацию существующих игр, разделив их на драматические, орнаментальные и спортивные. По мнению учёного, все три вида этих игр на высших ступенях культуры замещаются драмой, танцем и спортом?.

В 80-е годы в свет выходит ещё один труд под таким же названием; где акцент в. первую очередь делается: на подвижных: (спортивных) ифах и высказывается

См.: Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. - Человек: Энциклопедический словарь. - М: Гардарикн, 1999. -С.247-248.

2 См.: Былеева Л.В., Григорьев В.М. Игры народов СССР. - М: Физкультура и спорт, 1985. - С. 11-12.

3 См.: Всеволодский -Гернгросс В. Игры народов СССР. - Л., 1933. - С. 16-28. (Цит по: Эльконин ДБ. Указ.
Соч. С. 19-22.)

мысль, об і их тесной; связи; с трудовой -: деятельностью, национальными особенностями и структурой бытового устройства общества1.

Факт активного использования і и осмысления игрового момента помимо вышеупомянутых исследований наблюдается в настоящее время в самых разных сферах: математической «теории игр»2, практике деловых игр, процессах глобальной компьютеризации культуры и так далее.

Множественность существующих подходов к изучению и пониманию феномена игры указывает на многоплановость, и сложность этого явления общественной; и культурной^ жизни. Отмечая; их важную роль > в і формировании представлений о природе игры, вместе с тем, следует подчеркнуть, что это всего лишь частные подходы, накопившие разнообразные, порой противоречивые сведения, которые требуют обобщения, философской рефлексии.

Существенный шаг в этом направлении был сделанЙХёйзингой, автором фун-даментальной работы;«Homo ludens», который впервые выдвинул идею игры'как всеобщего принципа; источника, формирования! и функционирования' культуры. Обосновывая эту идею, Хёйзинга последовательно показал игровые принципы основных составляющих элементов кульї^ьі^вклюааяліелхшько-сферу религиозного культа; праздника, спортивных состязаний и искусства, но также философию, правосудие, войну, политику.

По мнению "Хёйзинги; игра относится: к сущностными характеристикамг человека наряду с разумной и созидательной способностью. В игре «преодолевается зависимость человека от природной нужды и возникает импульс к свободе, не вмещающийся в рамки серьёзного, однозначно утилитарного поведения»4. Игра есть необходимый >. способ социальной жизни; так как её направленность на < идеал, воплощающийся в таких понятиях как красота, закон; порядок, благородство, честь, порядочность, свобода; бескорыстие, душевное равновесие; коллективность, гармония и целостность личности, определяет духовное развитие общества;

Под структурой бытового устройства здесь понимается различие функций, выполняемых мужчинами и женщинами. Общественные обязанности в прошлом выполняли мужчины, «на женщин же был возложен, большой круг семейных забот, что и проявилось в содержании игр. Если мужское население тяготело к состязательным, то женское — больше к сюжетным играм хозяйственного характера, пляске и танцам». (Бы-леева Л.В., Григорьев В.М. Указ. Соч. С.7.)

2 См.: Оуэн Г. Теория игр. - М.: Издательство «Мир», 1971. - 231с; Петросян Л.А:, Зенкевич Н.А., Сёмина Е.А: Теорияигр. - М.: Высш. шк., Книжный дом «Университет», 1998. - 304с.

Хёйзинга Й. Homo ludens; Статьи по истории культуры. - М.: Прогресс-Традиция, 1997.-304 с. 4 Эпштейн М. Указ. Соч. С. 276.

В целом работа Хёизинги, конечно, имеет, скорее, культурологическую направленность, но его идеи оказали значительное влияние на дальнейший анализ и философское осмысление проблемы игры; Так, прежде всего, опираясь на Хёйзингу, разрабатывает свою теорию игры Х.-Г.Гадамер в основном і герменевтическом труде «Истина и метод». В контексте этой теории он рассматривает все основные эстетические феномены (мимезис, катарсис, трагическое; красоту) и* саму художественную деятельность'. Полученные благодаря сопоставлению произведения искусства с игрой выводы имеют большое значение для герменевтики,теории эстетической деятельности и вообще для методологии гуманитарных наук.

В работе другого немецкого философа Э.Финка2 прямых ссылок на труд Хёизинги нет. Однако многие положения данного исследования весьма созвучны идеям, высказываемым автором «Homo ludens». Вместе с тем понимание игры у Финка -это уже иной взгляд на проблему. В его трактовке «проступает концепция глубинных потребностей человека, который - стремится отринуть: свою конечность, освободиться от тягот жизни — бремени труда, борьбы за существование, тени смерти и; половодья-любовного томления»3. Игра предоставляет человеку эту возможность. В игре оншыходит за пределы «отведённой для него природы» и преодолевает необходимость объективных условий f бытия. Игра - это царство рафинированной свободы. Она охватывает человеческую жизнь до самого основания, существенным образом определяет бытийный склад человека, а также является одним из способов осмысления человеком окружающего мира и себя самого;

Тема игры вдохновила также испанского философа Х.Ортегу-и-Гассета. Подобно Хейзинге, Ортега-и-Гассета1 озабочен:судьбой современной культуры, кризисным; бытием личностиm условиях «массового общества». Путь спасения;культуры, он видит в= сохранении?духовных, ценностей!творческой элиты. Элита у Ортеги-и-Гассета - это особо*одаренное, меньшинство, творцы подлинной^ культуры. Их жизнь сосредоточена в сфере игровош деятельности. Игра противопоставляется обыденности, утилитаризму и пошлости человеческого бытия.

См.: Гадамер Х-Г. Истина и метод: Основы философии герменевтики. - М.: Прогресс, 1988. - С. 147-180.

Финк Е. Основные феномены человеческого бытия. // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1998. - С.357-403.

Гуревич П.С. Человек как объект социально-философского анализа. // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1998. - С. 511.

В произведениях испанского философа установка на игру приобретает различные оттенки: от трагического до ликующего, спортивно-праздничного чувства1 жизни. Так в эссе «Размышления о «Дон-Кихоте» Ортега-и-Гассет развивает мысль о том, что способ существования подлинной личности, исполненной решимости «и не довольствующейся действительностью, заключается в трагедии. Подобных людей, сопротивляющихся всему обусловленному традицией и обстоятельствами; Ортега-и-Гассет называет героями. «Все страдания героя происходят из-за его нежелания отказаться от идеальной^ вымышленной роли, «role», которую он взялся .играть». Источником же трагического конфликта, по мнению Ортеги-и-Гассета, становится «свободное волеизъявление» героя, желающего «обладать чем-то > ещё не существующем» и; потому і сопротивляющемся і привычному и; общепринятому. Это его стремление к цели, «к которой никто не заставляет стремиться» делает героя нелепым в глазах обывателя; не знающего > «иных желаний, кроме направленных на удовлетворение самых элементарных потребностей, и кто; всегда5 довольствуется тем, что есть»1.

В другой своей работе «Новые симптомы»? Ортега-и-Гассета пишет о спортивно-праздничном чувстве жизни как «одношиз: важнейших черт современного жизнеощущения». Под «спортивностью» здесь понимается изначальный, творческий, «свободный и щедрый і порыв жизненной потенции». Он помогает человеку подняться над тоскливым миром обыденности и перейти в область неутилитарных отношений; в мир эстетической игры как подлинного бытия духа.

Среди теоретиков игры нельзя не упомянуть Р.Гессе.- Его знаменитый роман «Иг-ра в; бисер» - глубокое раздумье о культурном бытии, о возможности сохранить духовность в царстве Игры. Игра в романе тождественна культуре. Она рассматривается как деятельность, организующая все сферы * жизни общества * и; человека на: основе порядка и ясности; благочестия и гармонии; Игра является высшей формой; и квинтэссенцией эстетического опыта, «воплощением духовности > и артистизма; утончённым культом, шп'о mystica всех разрозненных звеньев universitas

См.: Ортега-и-Гассет X. Размышления о «Дон Кихоте». // Эстетика.. Философия культуры. - М.: Искусство, 1991.-С. 138-155. Ортега-и-Гассет X. Новые симптомы. // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1998.-С. 202-206. Гессе Г. Игра в бисер. - Роман. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1991. - 464с.

literanim» . Таким образом, в произведении Гессе в художественной форме находит отражение эстетическая- традиция; толкования игры, основанная на идее снятия жизненных противоречий в сфере свободной игровой деятельности.

Ещё один; взгляд на проблему игры, быт представлен в работе ЛЛЗитгенштейнаг «Философские исследования». Здесь игра^ используется для раскрытия сущности языка: Необходимо заметить,. что первоначально язык понимался Витгенштейном как некая идеальная сущность. Позднее же в «Философских исследованиях» он перестает рассматривать язык в качестве абстракции. По мысли философа, язык всегда зависит от данного социолингвистического > контекста. Речь идёт о том, что «элементы языка могут существовать и і иметь смысл только как часть определённой «игры» со сводом правил и конвенций; то есть смысл существует только в конкретных случаях употребления языка»2, и потому понятным он является только для, непосредственных участников.

С введением^ Витгенштейном термина «языковая игра» понятие игры широко входит в теорию ? языка, философию структурализма, постструктурализма и; постмодернизма. Представителие этих: направлений (Р.Барт, Ж.Лакан; МФуко, Ж. Деррида, и > другие) выдвигают идею о * панъязыковом t характере: мышления; заключающуюся в отождествлении, человеческого сознания с письменным текстом, который является «единственным более или менее достоверным способом его фиксации»3. В результате литература, культура, общество, история, сам человек начинают рассматриваться как интертекст. Под понятием интертекстуальность здесь подразумевается тот факт, что; в каждом > тексте присутствуют тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры.

Bi контексте концепции интертекстуальности проблема игрового решается;в нескольких аспектах. Во-первых, человек является пленником текста, пленником языка, так как неизменно употребляет уже существующие социально-исторические вербальные формы. Онш являются своего рода условными! культурными кодами, служащими; не для < выражения (естественно * выразить то или иное душевное состояние можно только при помощи! живого і жеста; взгляда или \ интонации), а для «изображения» какой-то вещи, мысли или эмоции; Поэтому, пользуясь языком, в

1 Гессе Г. Указ. Соч. С. 27.

2 Бычков В.В. Игра // Новая философская энциклопедия. - В 4-х т. - Т.2. - М: «Мысль», 2001. - С. 69.
Ильин It Постмодернизм. Словарь терминов. — М.: «Интрада», 200]. — С. 101.

процессе коммуникации индивид вынужден изображать, как бы «разыгрывать» свои чувства, переживания и ощущения. То же самое касается литературы. Не случайно Барт называет её «языком других». По мнению философа «писатель обречён? на то, чтобы «разыгрывать» на литературной сцене своё мировидение в декорациях, костюмах, сюжетах и амплуа; предложенных ему социальным; установлением, называемым «литературным» письмом»1.

Во-вторых, полисемантический характер текста позволяет, сводить, как считает Деррида; «всю коммуникацию до свободной игры означающих»^. Подобное понимание игры как основного организующего принципа применяется, прежде всего, к процессу чтения. У Барта, к примеру, этот процесс может осуществляться в двух формах: в виде потребительского чтения и в виде игры с текстом. Слово «игра» он предлагает понимать во всей его многозначности. «Играет сам текст (как говорят о < свободном ходе двери, механизма), и читатель тоже играет, причём двояко; он играет в Текст (как в игру); ищет такую форму практики, в которой бы он воспроизводился, но, чтобы практика эта не свелась к пассивному внутреннему мимесису (а сопротивление подобной операции как раз и составляет существо Текста), он ещё ш играет Текст».

Таким образом, у Барта истинным чтение становится лишь тогда, когда читатель, сам может «производить текст, играть его, разбирать его по частям, запускать его в действие» . То же касается.и автора произведения, чья писательская деятельность» воспринимается Бартом как игра с языком, при которой главным является удовольствие, получаемое от текста; ибо в искусстве «ароматная сочность» важнее знаний; и мудрости4.

В-третьих, проблема ? игрового распространяется и на взаимоотношения автора, текста и і читателя. Отчётливее всего это сформулировала: ЛПеррон-Муазес,. «заявившая, что в процессе чтения все трое: автор, текст и читатель - превращаются в і единое «бесконечное поле для игры письма»5.

Косиков Г.К. Ролан Барт - семиолог, литературовед. Вступительная статья; // В кн. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. -М.: Прогресс,-1989. - С. 27.

2 Ильин И: Указ. Соч. С.102.

3 Барт Р. От произведения к тексту // В кн. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс,
1989.-С. 421-422.

4 См.: Хализев BJ2. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 1999. - С. 63-64.
3 Ильин И. Указ. Соч. С.102.

Вышеозначенные проблемы отнюдь не охватывают всех аспектов понимания игры в философии структурализма, постструктурализма и постмодернизма. Собственно это и не входит в задачи данного диссертационного исследования.* Вместе с тем ещё раз хочется подчеркнуть, что тема игры является одной из самых востребованных в современном гуманитарном знании.

В русской философии XX века проблема игрового затрагивается многими мыслителями: Прежде всего, это касается іработ, посвященных осмыслению своеобразиям русской культуры. Так, например, Г.Флоровский указывает наї максимальную проявленность в русском человеке игровой стихии. В своём труде «Пути русского богословия» он < пишет: «Есть что-то артистическое в русской < душе, слишком много игры»1. В контексте игрового рассматривает русскую культуру и НіБердяев,* усматривая в ней» наличие природной, экстатической, дионисической і стихии, ОДНИМ' из выражении которой * является склонность русских людей к оргиям >, с хороводами Однако в другой своей работе Бердяев констатирует отсутствие в русской культуре игрового элемента. По его мнению, яркая выраженность игрового начала присутствует лишь в творческой избыточности ренессансного духа западной > культуры. В; русской же культуре «шипучей игры сил» нет. Свидетельством тому является русская литература, в которой практически і отсутствует «радость творческого избытка». «Вся она в муках и страдании, в боли о мировом спасении, в ней точно совершается искупление какой-то вины»3.

Ещё один аспект в осмыслении игрового феномена находит отражение в теории» маски і и масковых образов, представленной* весьма разными* подходами, которые связаны с именами«ПіАіФлоренского, Вяч. Иванова, и г ММБахтина: Флоренский г рассматривает, маску как отзвук языческих представлений, как результат «обмирщения культа». Ивановым же маска осознаётся как.универсальное средство объяснения религиозного и художественно-творчесткого опыта современной личности?.

Эта черта русского национального характера оценивается Флоровским достаточно негативно, так как, по его мнению, ведёт к отсутствию исторической ответственности, поскольку «слишком привыкли русские люди праздно томиться на роковых перекрёстках, у перепутных крестов. <.. .> И есть в русской душе какая-то особенная страсть и притяжение к таким пререпутиям и перекрёсткам.' Нет решимости сделать выбор. Нет воли принять ответственность.». (См.: Флоровский Г. Пути русского богословия. - Киев, 1991. - С.501.)

2 Бердяев Н. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века, М., 1997. С. 8.

3 Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. Т.2. - М: Искуство, 1994. - С. 20.

4 См.: Исаев С.Г. «Сознанию незнаемая мощь...» Поэтика условных форм в русской литературе XX века. -
великий Новгород, 2001. - С. 69-71.

Что касается Бахтина, то для него маска становится атрибутом народно-смеховой культуры, исследованию которой, как известно, посвящено его знаменитое произведение «Творчество Ф.Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса»-. В-этой; работе даётся* социально-философский анализ і игры/ на примере карнавала. Хотя речь здесь в первую і очередь идёт о средневековом карнавале, для Бахтина;: карнавал является универсальным культурным феноменом: Воплощаясь в разнообразные народные праздничные формы, карнавал подчиняется единому смысложиз-несодержащему принципу. Суть. которого; заключается ? в противостоянии официальному, социально и юридически закреплённому общественному порядку. Взамен этому порядку карнавальной народною стихией провозглашается такое мироустройство^ где игнорируются общепризнанные нормы и ценности, а, следовательно, отсутствуют, императивность, обязательность, иерархичность и жёсткая структурированность жизни. Провозглашаемая < на время карнавала свобода, конечно; не может изменить реальную действительность, но она і может стать импульсом і для і дальнейшего творческого развития? общества и культуры. Таким* образом, в понимании Бахтина, игра - это праздничное бытие народа, выступающее неиссякаемым! источником народной мудрости, свободы, фольклора и искусства .

Идеи, высказанные Бахтиным, впоследствии\оказали; огромное влияние на осмысление феномена игры и форм игрового поведения. Введённые им в проблемное поле исследования» такие: понятия^ как «карнавальность»,. «карнавальное мироощущение»,, «карнавализация, сознания», «театральный; мир», «театрально-зрелищные формы», получают дальнейшую разработку в * трудах А.В;Висловой, B.K.KaHTOpaf, В.Ф.Кормера5, Е.Ю.Иныпаковой6, В.Г.Щукина7, Ю.НЛотмана* и многих других авторов, напрямую или опосредованно касающихся і в. своих трудах

Бахтин M^t Творчество Ф. Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: «Художественная литература», 1965. - 526 с. Следует отметить, что кроме М..Бахтина в русской философии к теме праздника обращаются Н. Фёдоров,

B. Розанов, П. Флоренский. (См. об этом; Михайловский А.В. «Грустно теперешнее зрелище праздника, » //
Соловьёвские исследования. - Иваново, 2003. - № 7. — С. 110-123.

Вислова А.В. На грани игры и жизни. (Игра и театральность в художественной жизни России «серебряного века»). //Вопросыфилософии. - 1997. - №12;-С.28-38. 4 Кантор В.К. Карнавал и бесовщина. // Вопросы философии. - 1997. - №5. - С. 45-46.

Кормер В.Ф. О карнавализации как генезисе «двойного сознания». // Вопросы философии. -1991. - № 1. -

C. 166-185.

Иныпакова Е.Ю. На грани элитарной и массовой культур (К осмыслению «игрового пространства русского авангарда) // Общественные науки и современность. - 2001. - № 1. - С. 162-174.

Щукин В.Г. Вертоград заключённый. Из истории русской усадебной культуры ХИ-Х1Х веков // Вопросы философии.- 2000.- J64."- С.53-67.

ЛотманЮ.Н. Беседы о русской культуре.- СПб.: Искусство-СПБ, 1994.-С. 154-155, 198-199, 344.

темы, игры и игрового поведения. Следует подчеркнуть, что особой спецификой большинства этих работ становится обращение к проблемам русской культуры,и истории; при рассмотрении которых ключевое место принадлежит игре.

Пристального внимания заслуживают и те исследования; где авторы предпринимают сравнительный* анализ бахтинскойї т хёйзинговскош концепций: Такс Н.АХренов указывает на то, что в изучении игры намечаются две парадигмы: одна; связанная с именемХёйзинги; другая - с именем Бахтина «Первая связывает игру с аристократическими субкультурами?Нового времени, вторая — с предшествующей Новому времени архаикой». Иными словами, по мнению Хренова, у Хёй-зинги игровое начало ассоциируется лишь с традициями элитарной культуры; Её закат происходит на рубеже ХІХ-ХХ веков. Данный?процесс сопровождается угасанием игровых форм; возникших в границах этой культуры. Бахтин же обнаруживает гораздо более древнюю игровую традицию, возвращение к которой демонстрируют современная эпоха*.

В работе МЭпштейна при сравнении игровых теорий Хёйзинги и Бахтина также говорится об очевидной разнице в их мировоззренческой установке. Однако в отличие от Хренова; Эпштейн акцентирует своё внимание не на исторически обусловленных формах игры, а наг внутренней бытийной* сущности игрового. «Для? Хёйзинги; пишет Эпштейн, всякая культура относится к сфере игры <...>. Поэзия и философия; искусство и наука, юридические институты и социальные церемонии -все это; по Хейзинге, коренится; в : способности і человекаї к игре — бескорыстной^ деятельности; имеющей цель в себе самой: Для; Бахтина же игра - истинная принадлежность только народной; «низовой» культуры, смыкающейся і с природой ї В і противоположность социальному порядку с его строгой ? иерархичностью. Если > у Хёйзинги апология \ игры служит критике «истерической ? взволнованности» - необузданных природных инстинктов, враждебных и разрушительных для культуры, то у Бахтина критикуется; «авторитарная \ спесь» - мертвящий социальный * законо-порядок, который своей избыточнойусловностью тоже враждебен развитию куль-туры; поскольку навязывает ей свой обязательный код и этикет» . Два этих подхода к пониманию игры, полагает Эпштейн, отнюдь не противоречат друг другу. Имен-

1 См.: Хренов Н.А. Игровые проявления личности в переходные эпохи истории культуры.// Общественные
науки и современность. 2001. № 2. С. 177-179.

2 Эпштейн М. Указ. Соч. С. 277.

но, исходя из идеи ? сближения бахтинской и хёйзинговской концепций, автор обращается к проблеме диалектики игрового и серьёзного, раскрывающей, с его точки зрения, «культуру как целостность в её саморазвитии; В) её подвижно-противоречивых связях с природой и обществом»1.

Заканчивая обзор?отечественной!литературы, псювящённошигре, хочєтсяїобратить внимание на то, что круг поднимаемых авторами проблем чрезвычайно широк ш многопланов. Игра и: сознание2, игра и? политика3, игра и художественная деятельность4, игра и литература5, игра и постмодернизм6,' игра и досуг7 - вот далеко неполный перечень тем; ставших предметом.исследования. Вместе с тем; следует отметить, что у многих авторов рассмотрение игры имеет скорее культурологическую, нежели философскую направленность, что в значительной степени, конечно, содействует накоплению фактического материала; но отнюдь не способствует проникновению в глубь исследуемого вопроса. Работы же, включающие в себя социально-философский анализ проблемы* игры, либо- весьма, малочисленны8, либо представляют собой отдельные разделы учебных пособий9, где тема игры, естественно, раскрывается в весьма сжатомf виде. В связи с этим весьма настоятельной ї видится необходимость дальнейшей разработки теории игры, основанной на философском ОСМЫСЛеНИИ её быТИЙНОЙ СУЩНОСТИ, ЧТО ПОЗВОЛИТ ОПредеЛИТЬ, ТО МеСТО Иг

роль, которое занимает феномен игрового в жизни человека, общества и культуры.

1 См.: Эпнггейн М. Указ. Соч. С. 277.

2 Герасимов И. Игра и сознание (к постановке проблемы) // Общественные науки и современность. — М;, -
1995.-)61.- С. 159-165.

3 Исаеев И.А. Politica hermetica: скрытые аспекты власти. -М.: Юристь, 2002. - С. 61-79.

4 Столовим Л.Н. Жизнь-творчество-человек: Функции художественной деятельности. — М.: Политиздат,
1985. - С. 260т289; Овсянников М.Ф. Искусство как игра. // Вестник Московского университета. Серия 7,
Философия.-1996.-№2-.С.84-88.

5 Лотман ЮМ. Структура художественного текста. - М/, 1970. - С. 80-85; Исаев С.Г. «Сознанию незнаемая
мощь...» Поэтика условных форм в русской литературе XX века. - Великий Новгород, 2001. - 213с

6 Чучин-Русов А.Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика? // Вопросы философии. -
1999.-№ 4> С. 24-41.

7Хренов Н.А. Мифология досуга. -М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1998. -448 с.

8 Среди авторов, в чьих работах присутствует философская направленность в осмыслении феномена игры
можно в частности упомянуть САСмирнова и ЛЛ\Ретюнских (Смирнов С.А. Философия игры (пролего
мены к построению онтологии игры). - Кентавр. 1995. - № 2.; Репонских Л.Т. Философия игры. - М.: «Ву
зовская книга», - 2002.- 256с.)

9 См.: Философия (Под ред. В Д Губина и др.) - М; 1997. - С. 301-302.; Бучило Н.Ф.; Чумаков А.Н. Фило
софия. -М., 2001. - С. 269-284.; Основы философии. Уч. Пособие. (Ответ, ред. Попов ЕВ.) - М., 1997. С.93-
94.; Ильин В.В. Философия. М., 1999. С.572.; Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. - СПб, 1997.
- С. 123-127.; Губин В., Некрасова Е.Н. Философская антропология. М.', 2000. - С. 186-192. и другие.

Целью исследования является рассмотрение и анализ игры как социо-культурного феномена, а также игровых начал и игровых аспектов основных форм человеческой жизнедеятельности.

В соответствии с поставленной целью определяется следующий комплекс задач:

дать сущностную характеристику игры на основе анализа её имманентных качеств.

рассмотреть игру как самостоятельную культурную форму, как существенный и специфический вид человеческой деятельности.

выявить фундаментальный смысл игрового феномена в жизни человека, общества и культуры, проследив её взаимосвязь с различными сферами человеческого существования.

показать игровые начала таких универсальных культурных форм как миф, ритуал, праздник, стиль;

проанализировать место и .* роль игрового ч феномена в основных процессах социодинамики культуры:

- раскрыть специфику игровых аспектов современной культуры.
Теоретико-методологические основы исследования: В силу того, что объект ис
следования * представляет собой многоуровневую систему и содержит различные
пространственно-временные параметры (физические, социально-культурные, экзи
стенциальные) основным принципом данной диссертационной работы является ме
тодологический плюрализму позволяющий использовать различные приёмы и ме
тоды, применяемые в теории познания. В диссертации автор, прежде всего, руко
водствуется принципами системности и целостности, что позволило провести все
сторонний анализ исследуемой проблемы. Установка на всесторонность неизбежно
требовала^ и г использования принципа субстанциональности, придерживаясь кото
рого удалось выделить определяющую, интегративную сторону рассматриваемого
предмета и тем самым перейти от его эмпирического понимания к теоретическому
осмыслению. Стремление же к более объективному пониманию интересующих ав
тора і вопросов заставило использовать принцип детерминизма. Помимо вышеука
занных методов в работе также применялся принцип историзма, который помог
глубже разобраться в изучаемых явлениях, рассмотрев их в динамике и развитии.
Кроме этого в процессе написания диссертации использовались, конкретно-

исторический и сравнительно-исторический методы. Для прояснения смысла некоторых терминов применялись герменевтический и лингвистический, подходы. Комплексное применение всех указанных методов способствовало выработке общих концептуальных положений данного диссертационного исследования: В работе автор опирается на широкий круг источников; используя материал западноевропейской и русской философии, естественных и гуманитарных наук.

Научная новизна работы во многом определяется;использованной методологией! и заключается в следующем:

11 на основе комплексного исследования игры, строящегося на использованиираз-личных: методологических подходов (принцип методологического плюрализма), были выявлены универсальность игровых начал и игровые аспекты основных форм; человеческой жизнедеятельности;

  1. обосновано положение о * необходимости дифференцированной интерпретации ? игрового феномена - игры как специфической культурной формы и игры как компонента разнообразных сфер человеческой деятельности;

  2. показано, что игре принадлежит особо важное местоїв процессе производства,1, хранения и трансляции социокультурного опыта;

  3. выявлены тенденции расширения и трансформации > сферы > игрового (игровых начал) в кризисные моменты общественной жизни и индивидуального бытия человека.

Научно-практическая значимость данной работы определяется необходимостью s изучения игры как существенного и специфического вида человеческой деятельности; а также игровых начал и игровых аспектов основных форм человеческой жизнедеятельности; что в значительной; степени способствует формированию более глубокого и многогранного понимания бытийных основ и процессов развития * общества и культуры. Полученные результаты открывают широкие возможности для дальнейшей г разработки проблематики игры, включающей^ анализ взаимодействия'; игры с социальными; социокультурными и экзистенциальными феноменамичело-веческого бытия. Материалы и положения диссертационной работы могут быть использованы в курсах философии, социально-философской антропологии, философии культуры, культурологии, а также для проведения дальнейших исследований; посвященных проблеме игры.

Апробация работы: Отдельные теоретические положения и результаты диссертационного исследования были представлены в качестве докладов и обсуждались на заседаниях кафедры философии и культурологии < Калининградского государственного университета, а также на XXIX и XXX Научных конференциях профессорско-преподавательского ? состава; научных сотрудников; аспирантов и студентов: Калининградского государственного университета (Калининград, 1998^ 1999 гг.). Диссертация < в полном объёме обсуждалась на кафедре философии и культурологии Калининградского государственного университета.

Материалы диссертационной > работы использовались автором в чтении спецкурсов («Проблемы социально-философской антропологию), «Философские проблемы культуры и личности») на филологическом факультете Калининградского государственного университета, в преподавании курса культурологии на разных факультетах университета, а также в курсе «Человек и его потребности» на факультете социально-культурного сервиса и туризма.

По теме диссертации имеются следующие публикации:

  1. Апробация активных форм обучения в преподавании культурологии // Культурология: проблемы преподавания: Научно — методический сборник. .- Минск, 1995. - С. 117-118.

  2. Асновы тьіпалагізацьіі мастацкіх стыляу. // Культурология: проблемы преподавания. Научно — методический сборник. - Минск, 1995. — С.138-139:

. 3. Ценностные координаты и их трансформация в русской культуре начала XX века.// Проблемы русской философии и культуры. Сборник научных статей; - Калининград, 2000: - С. 77-86. 41 Игровые основы праздника.// Культурный слой. Сборник научных трудов. -Калининград, 2001 і - С. 81 -86. Структура работы определена задачами диссертационного исследования: Диссертация состоит из введения; трёх глав, заключения; библиографического списка-использованной литературы, включающего 200 наименований: Общий объём составляет 163 страницы текста в компьютерной вёрстке.

Сущностные черты игры

Игра представляет собой универсальную категорию -«культуры, и хотя і каждая конкретная: игровая форма зависит от времени, особенностей миропонимания и; типа культуры, в целом» игра как культурный инвариант имеет свои характерные, устойчивые признаки.

1. Игра это свободное действие.

Игровую свободу можно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в игре человек выступает свободным от природной зависимости. Речь идёт о неинстинктивной обусловленности ? поведения играющих. В игре нет физической необходимости. Это то, без чего человек в принципе мог бы и обойтись. Поэтому «игра, как пишет Й-Хёйзинга, по сути, избыточна»1.

Во-вторых, игра есть добровольное занятие. Она независима от диктата других людей, моральных законов и утилитарных целей. Конечно, порой мотивом к участию в игре может стать стремление вписаться в определённый круг, обрести некий устойчивый социальный статус2 или же добиться рекорда, натренировать тело, получить крупный денежный приз и так далее. Однако в этом случае теряется собственное значение *. игры. Игра по ^ приказу, ради выгоды или пользы становится лишь своим вынужденным воспроизведением, имитацией, так как вместе с принуждением исчезает и игровое; удовольствие, придающее игре её особый смысл. «Именное бесполезная игра аутентична и подлинна»3. Настоящий игрок играет только ради того, чтобы играть..

В-третьих, игра даёт временное освобождение от законов и тягот повседневной^ жизни. Этому, кстати, в немалой степени способствуют шутка, ирония, смех, зачастую сопровождающие игру. Вообще, следует отметить, что способность смеяться есть свойство исключительно человеческое; Ни одно животное смеяться не может. Смеясь же, человек не только получает эмоциональную разрядку, но и утверждает свою свободу, своё право на иной взгляд относительно существующего порядка вещей.

Итак, игра значительно расширяет человеческий \ потенциал, поскольку предоставляет людям возможность почувствовать себя в любой роли или образе, овладеть временем, повернуть его вспять или наоборот смоделировать будущее. В игровом пространстве, экспериментируя в своё удовольствие, человек, больше не связанный объективными законами и сложившимися* стереотипами, обретает необъятный! простор для мыслей и действий:

Игра как вид деятельности вполне реальна, но разворачивается она в особом-иллюзорном «магическом» измерении. Это и есть следующий признак игры.

2. Игра не есть жизнь «обыденная» или «настоящая».

Она— сфера проявления фантазии; область общения человека с возможным и недействительным. В игре всегда присутствует принцип чосак будто», «понарошку». Играя; человек отдаёт, себе отчёт в том; что происходящее совершается с ним не взаправду. Тем не менее, отношение к подобному «несерьёзному» времяпрепровождению весьма серьёзно. На эту особенность восприятия человекомпроисходя-щего игрового действия указывает КХМЛотман; который пишет, что «игра подразумевает одновременную реализацию (а * не последовательную смену во времени) ? практического ь и условного > поведения. Играющий і должен одновременно І и' помнить, .что 5 он участвует вусловнош (не: подлинной) І ситуации. <...>, и» не помнить этого <„.>». То есть в ходе игры действует, особая психическая установка играющего; «который одновременно! и верит, и не верит в реальность, разыгрываемого конфликта»1!

Вступая в чарующий игровой мир; люди погружаются в свои роли. С этого момента их сущность словно«удваивается. Ведь быть. игроком % — значит быть одновременно и тем, кто играет (то есть реальным лицом); и тем;, кого изображают (то есть вымышленным персонажем). Это отчётливо видно в отношении человека к маске; часто используемой в различных играх. «Как просто человек он оперирует ею, как исполнитель он одновременно > превращается в неё. Он, следовательно/ двойствен и на протяжении всего представления должен оставаться таковым»1: Но* играющее ЯІ и Яигровое должны различаться, хотя и составляют одно и то же лицо. Пели этого не происходит, если утрачивается мера в перевоплощениях и превращениях, то человек «заигрывается». Идентифицируя себя с ролью до неразличимости, он просто ускользает от самого себя, теряя своё собственное Я; и ощущение действительной реальности2.

Итак, игра обладает огромной;притягательной силой.На время она может целиком захватывать человека: Теперь игровой мир вовсе не «ничто», не иллюзорный» образ. Наделённый особым содержанием и смыслом, он становится реальностью. В', этом заключается амбивалентный t характер игрового действа - не реальна сама игровая ситуация, в ней нет подлинного воздействия на предметы и явления обыденной жизни; но реальны сотворенные фантазией образы, переживаемые эмоции, желания, замыслы и те проблемы, что здесь решаются:

Игровой компонент в общественной жизни

Об игровом компоненте в общественной жизни можно говорить в связи с тем, что следы явной и замаскированной игры обнаруживаются в различных видах человеческой деятельности. Практически все, что человек делает, является коммуникацией. Общение, то есть обращение одного человека к другому, - это родовое свойство человека, условие жизни человеческих сообществ в целом и каждого человека - в частности. Именно благодаря общению с другими людьми, в коммуникации человек может жить, развиваться и быть в полной мере самим собой: Акт коммуникации - это акт культуры, в котором игре принадлежит далеко не последнее место.

Игра и коммуникация.

Игра является важной формой коммуникативного действия в детстве. С игры во многом и начинается процесс общения детей и родителей. К игре первоначально детей, несомненно, подталкивают взрослые, которые и сами с увлечением играют в неё с ребёнком. В этом смысле игра есть артефакт. Она становится необходимой для маленького ребёнка, «не в силу того, что созрела как натуральная потребность, а потому что взрослый предоставляет ребёнку свободу, акцентирует его внимание на неожиданных эффектах игры, означивает основные её события, постоянно общается с ним по поводу игры»1.

Посредством игры дети общаются не только с взрослыми; но и между собой. Совместные: игры, как уже отмечалось выше, готовят детей к самостоятельному и коллективному поведению. Так, в различных сюжетно-ролевых играх, дети «учатся* действовать по правилам (а с правил, утверждал Леви-Строс, начинается культура), брать на себя; и проводить игровые роли, договариваться, спорить, командовать, подчиняться, участвовать в разрешении конфликтов, неизбежных в коллективной игре» . В-дальнейшем полученные в игре навыки общения нередко применяются во: взрослой ? жизни. Здесь отношение игры и І коммуникации можно рассматривать в; нескольких аспектах: ифа как коллективное действие, игра как средство коммуникации и игра как форма социальных контактов.

Как форма коллективного действия игра существует в виде разнообразных групповых, командных и массовых игр. Эти игры порой'; настолько сильно сближают людей; что и; после их окончания игровой коллектив склонен сохранять свой І постоянный состав. «Присущее участникам игры чувство, что они совместно пребывают в некоем исключительном положении, совместно делают одно і важное дело, обособляясь от прочих, и, порывая; с общими для всех нормами, простирает свош чары далеко за пределы продолжительности отдельной игры»3.

Игра как средство общения достаточно часто встречается в жизни. Так, например, игровая? коммуникация, допускающая^ психологическую ш культурную; дистанцию между людьми, очень удобна для кратковременного общения знакомых, не связанных общими серьёзными целями и интересами*. С игрой связаны шутки, розыгрыши; остроумие и сарказм, образность и эмоциональная насыщенность речи. Игровой элемент придаёт поведению известную артистичность, раскованность, свободу. С помощью игры человек стремится раскрыть и« выставить себя наружу, чтобы привлечь внимание и завоевать расположение других людей. Вместе с тем г использование игровых моментов в процессе общения может иметь и совсем иное значение. Речь идет о том, что для человека игра нередко становится способом * скрыть свои истинные намерения, надеть на себя маску, принять нарочитое обличив. Люди, как полагает Ф.Ницше, нуждаются «во всевозможных видах драпировки» (показной смелости или весёлости), чтобы оградить себя от «всего грустного и глубокого». «Иной раз дурачество является маской для горького, слишком определённого знания»-. Таким образом; «театральность» в общении может быть способом маскировки своего истинного «я», стремлением охранить себя от окружающего мира и остаться самим собой.

Игра как форма социальных контактов неразрывно связана с понятием социальной роли. Это понятие было предложено в начале 30-х годов XX века для обозначения ? обобщённых способов выполнения социальных функций человека: В настоящее время понятие социальной роли широко используется в качестве одного из ключевых концептов большинства социально-психологических теорий, как отечественных, так и зарубежных2. При существенной разнице в интерпретации данного понятия в самом общеупотребительном смысле оно используется при описании социального взаимодействия; характеризующегося; регулярно воспроизводящимися: на протяжении І относительно длительного периода? времени определёнными стереотипами поведения. Включаясь. в систему общественных отношений и общественных видов І деятельности, человек постоянно занимается освоением новых ролей, поскольку меняются его возраст, позиция в семье, профессиональный статус, межличностные отношения; и так далее. Поэтому виды этих ролей определяются вариативностью социальных групп; типов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости^ от вышеуказанных факторов выделяют социальные и межличностные роли. Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности. Межличностные же роли обусловлены меж- личностными отношениями и, по большей части, зависят от индивидуальных особенностей человека. Классификация ролей может производиться и по способу их усвоения. В данном случае роли подразделяют на предписанные и; приобретённые. Предписанные роли определяются возрастом; полом и национальностью. Приобретённые же усваиваются субъектом в процессе социализации;

Ролевая теория, получившая? развитие в трудах.многих исследователей, отнюдь. не всеми принимается безоговорочно.- Так, например, известный психолог АН: Леонтьев выступает против идеи прямого; сведения личности к; совокупности «ролей» . Разделяя его точку зрения на то, что личность не должна сводиться только к выполняемым ею в обществе различным функциям и ролям, ибо, человек гораздо глубже, сложнее и выше всяческих социальных «масок». В то же время, нельзя отрицать тот факт, что? овладение широким; спектром социальных ролей; занимает важное место в процессе социальной адаптации человека, так как чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным- к жизни он становится;

Игра и универсальные формы трансляции социокультурного опыта

Первые шаги интеллектуальной и І культурной жизни: социума связаны с мифом: В мифе: находит отражение: взаимоотношение внутреннего і мира > человека и; окружающей > его природной»и социальной > среды; Все архетипические сюжеты мифов ? обращены на Космос и І на социум: Магистральной і проблемойs здесь выступает тема происхождения и упорядочения мира. Упорядочение мира выражается в борьбе.: сил Космоса против демонических сил Хаоса: Такая борьба описывается и в героических мифах, которые тоже являются? важнейшим архетипом: Кроме собственно -мифов творения и продолжающих их героических мифов, существуют мифы эсхатологические - о конце мира, где повествуется о временной или окончательной победе Хаоса над Космосом. Это как бы мифы творения «наизнанку».

К числу главных архетипических сюжетов мифов относятся и календарные мифы» о периодическом обновленииприроды и обновляющих её богах и героях. Причём, обновление происходит, через их смерть, хаос, и новое творение (в виде возрождения - воскресения):

На грани «природы» и социума стоит в мифологии тема смены поколений; Фабулой * данных - мифов является»заменам старого царя і ил и; вождя молодым. Эта смена і зачастую описывается как борьба Хаоса (старшее поколение) с Космосом (младшее поколение) и * как успешное прохождение і молодым ? героем ? «посвящения» > в і зрелость, то есть инициации1.

Из перечисленных выше основных типов мифов, имеющих место во всех без исключения культурах, видно, что игра;не представлена в них как фундаментальная; тема: Между тем,» в своей изначальной основе игра, несомненно, неразрывно связана; с мифом. Так, игра очень часто присутствует в различных мифах, органично вплетаясь в их сюжет, что само по себе, кстати; выступаетхвидетельством её существования на* самых ранних этапах развития! культуры. Если*попытаться! проследить те моменты, когда в мифе появляется игра, то, во-первых, это будут какие- то критические события, характеризуемые ломкой старого порядка и становлением нового.

Во-вторых, в отдельных мифах игра может исполнить роковую роль в жизни людей, став причиной последующих трагических происшествий?.

В-третьих, иногда игра, конечно, не напрямую, а скорее опосредованно; служит своеобразной моделью устройства мира3. Она^же выступает и как средство поддержания * его гармонии в виде искупительных и священных игр, которые посвящаются богам или каким-либо важным событиям в жизни коллектива.

В-четвёртых, в мифах очень часто играющим предстаёт божество. Хотя следует отметить, что і ни в одной из известных мифологий* игра! не находит прямого воплощения в фигуре божества или демона. В образе богов олицетворяются различные явления действительности: силы природы, человеческие чувства или деяния: Есть боги огня и воды, любви и раздора, ремесла и искусства; но бога игры нет4. Вместе с тем в большинстве мифологий встречается персонаж, чьё поведение отличает ярко выраженное игровое начало. Это плут-трикстер с чертами шута и озорника (скандинавский Локи; селькупский>Ича, чукотский ? Ворон и так далее). Как правило, он * выступает рядом с культурным героем в качестве его * брата-близнеца: или даже его собственной: «второй'І натуры», иной ипостаси. Трикстер или неудачно подражает деяниям культурного героя в делах создания элементов Космоса, введения обычаев и культурных навыков, или нарочно порождает «дурные» элементы природы s и культуры: гористый рельеф, злых зверей, враждебные племена («нелюдей») и даже смерть5. Когда же трикстер сам порой предстаёт в. роли культурного героя, то и тогда в своих серьёзных деяниях он нередко прибегает к хитрым и забавным трюкам1. Стремясь добиться своего, трикстер может нарушать самые строгие табу, ритуалы и нормы морали, причём иногда такие его поступки имеют характер «незаинтересованного» озорства. Действуя асоциально и профанируя святыни, трикстер, зачастую, торжествует над своими; жертвами, хотя в отдельных случаях он сам г терпит неудачи и попадает впросак. В; типе трикстера как бы заключен некий универсальный комизм, распространяющийся и на одураченных жертв плута, и на высокие ритуалы, и на него самого. Впоследствии образ трикстера из мифологии і переходит в фольклор и литературу. Так, именно от трикстеров тянется нить к хитрецам сказок и к персонажам плутовских романов.

В-пятых, в мифе даётся объяснение возникновения различного рода игр. Их появление, обычно, связывается с деяниями богов, культурных героев или триксте-ров . Виды игр, упоминаемых в мифах, чрезвычайно разнообразны. Они соотносятся с конкретным типом общества, с той или иной культурой. Однако при всём многообразии внешних форм;. все эти игры есть не что иное, как соревнование (игра в кости, карты, шахматы, шашки, в мяч и т.д.) и представление. ІСак представление, игра в мифах, прежде всего, связана с танцем, пением и музыкой; В архаические эпохи они неотделимы от ритуальных культовых действий и понимаются как освещающая сила, как игра во славу богов.

Похожие диссертации на Игровые начала культуры (Социально-философский аспект)