Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Информационная культура личности: социально-философский анализ Казанцева Вера Павловна

Информационная культура личности: социально-философский анализ
<
Информационная культура личности: социально-философский анализ Информационная культура личности: социально-философский анализ Информационная культура личности: социально-философский анализ Информационная культура личности: социально-философский анализ Информационная культура личности: социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Казанцева Вера Павловна. Информационная культура личности: социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Казанцева Вера Павловна; [Место защиты: Сиб. аэрокосм. акад. им. акад. М.Ф. Решетнева].- Красноярск, 2008.- 168 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/95

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Информационная культура как важная часть культуры современного общества 14

1.1. Социально-философские аспекты исследования информационной культуры личности 14

1.2. Общественные и личностные аспекты информационной культуры 36

1.3. Информационная культура как отражение развития информационных процессов в обществе 58

ГЛАВА 2. Формирование информационной культуры личности

2.1. Личность в информационно-образовательном пространстве 80

2.2. Роль библиотек в формировании информационно-образовательного пространства и воспитании информационной культуры 106

2.3. Новые информационные технологии и уровень информационной культуры в глобализирующемся мире 128

Заключение 152

Список использованных источников 155

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Возрастание объемов информации, информатизация общества, развитие информационной техники и технологии - все эти глобальные факторы обусловили появление и развитие такого многозначного понятия как «информационная культура».

Понятие «информационная культура» (ИК) характеризует одну из граней общей культуры, связанную с информационным аспектом жизни человека. В связи с увеличением информационных потоков и их разнообразием в обществе постоянно возрастает значимость информационной культуры, что требует от человека знания законов информационной среды, умения ориентироваться в больших объемах информации.

XXI век называют веком образования, культуры, информатизации, когда развитие и образование личности приобретают первостепенное значение. Признак информационного общества - утверждение культа знаний, осознание того, что ни одну серьезную экономическую, социальную, техническую задачу нельзя успешно решить без переработки значительных объемов информации. И информационная культура становится неотъемлемой составляющей, как всего социума, так и отдельно взятой личности, и важнейшим условием профессионализма и самореализации человека.

Информационная культура личности, выступая как одна из важных составляющих общей культуры человека, представляет собой новое направление, возникшее непосредственно под влиянием прогресса и создания электронных информационных технологий. Именно они актуализировали развитие направления «информационная культура», хотя корни его уходят к более ранним стадиям существования человека и общества.

Причины, побудившие к данному исследованию: низкий уровень информационной культуры как в нашем обществе в целом, так и в студенческой среде и в период послевузовского образования, в частности, а также непонимание роли и влияния ИК на создание креативной, творческой личности. Узость трактовки ИК как умения работать с отдельными программными продуктами мешает осознать масштаб задачи и исправить ситуацию. Если будущий специалист не овладеет алгоритмом поиска информации в многопрофильных информационных ресурсах общества и приемами их обработки, то об его информационной культуре говорить не придется. Практика вузовских библиотек показывает, что большинство студентов первого курса плохо ориентируются не только в информационных ресурсах, но и теряется в залах библиотеки. Им кажется, что при наличии компьютеров современная библиотека должна содержать лишь полнотекстовые электронные версии книг. Они не различают природу библиографического и полнотекстового ресурса и т.д. Многие из них так и не успевают получить устойчивые навыки работы с информацией. Мотивировать студента на познание тонкостей поиска информации помогает сама жизнь, а не выстроенная система обучения.

Информационная культура личности напрямую связана с разными облас-

тями деятельности человека, его социальной защищенностью и безопасностью в информационном обществе. Тема является актуальной для изучения в связи с построением информационного общества в мире и в нашей стране, а также происходящими процессами глобализации. Общество переходит в информационную стадию развития, улучшается обеспеченность населения компьютерной техникой, люди хотят оперативно получать качественную информацию по любому вопросу, будь-то реферат или большая научная проблема. Как следствие, возникает вопросы: насколько человек владеет навыками поиска, переработки, хранения и эффективного использования информации; какими компетенциями должен обладать выпускник вуза, чтобы успешно работать с информацией; какие задачи стоят перед библиотекой как социальным институтом в плане постоянного распространения ИК среди пользователей: как влияют процессы глобализации на уровень информационной культуры личности.

Для анализа и изучения такого многозначного понятия как «информационная культура» выделены следующие проблемы:

  1. Информационная культура является принципиальной составляющей современного глобализационного процесса, и без учета проблем информационной культуры личности невозможно оценить последствия глобализации.

  2. В последнее время наблюдается незаслуженная недооценка роли ИК в науке и общественной жизни, несмотря на то, что она является базисом для всего блока гуманитарных и других наук; без нее невозможно реальное продвижение в направлении информационного развития общества.

  3. В условиях нарастающего глобализационного давления именно анализ информационной культуры дает возможность адекватно определить роль каждого народа в истории и на этом основании сохранить свои традиции, однако пока уровень ИК не отвечает этим задачам.

  4. Одним из эффективных путей решения глобальных проблем является интеграция научных направлений, способных изучать содержание мира в качестве информационной реальности.

  5. Насущной задачей современности является необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов, что невозможно без развития самосознания и умения оценить качество предоставляемой информации.

Таким образом, в настоящее время происходит процесс коренного переосмысления значения информации, информационной культуры и информационной безопасности. Это особенно важно для выработки нового подхода к постижению всеобщей связи явлений и реальных шагов в направлении формирования более конструктивных взаимоотношений внутри человеческого сообщества.

Степень разработанности проблемы.

Доводом в пользу данного исследования, помимо указанных причин, может служить недостаточная степень разработанности темы, несмотря на множе-

ство разнообразных и противоречивых работ научного и научно-популярного характера.

В связи с возрастанием роли и значимости гуманитарных наук, изучающих проблемы развития общества, воспитания толерантности, а также ростом влияния коммуникационных технологий на жизнь и деятельность членов общества, интерес к ИК личности приобрел дополнительное звучание. Знакомство с работами разных авторов показало, что социально-философский аспект ИК изучен слабо и недостаточно. В связи с ускоренными темпами информатизации, резким увеличением сетевых пользователей, развитием компьютерных технологий и неясными последствиями этого процесса требуется постоянное изучение этих направлений деятельности.

Изучение специальной литературы показало, что предпринимались попытки анализа понятия информационной культуры личности (ИКЛ) с разных точек зрения: педагогической, философской, социологической, психологической.

Представители различных философских школ занимались исследованием сущности информации, ее значением в жизни различных обществ. Большой вклад в разработку данной проблематики внесли Р. Декарт, Ф. Бэкон, П. Гольбах и др.

Большое значение имел также анализ исследований философов, которые рассматривают различные аспекты информационной реальности с позиций сегодняшнего дня, в частности, касающиеся влияния информации и специфики информационных конфликтов: В.Ж. Келле, Г.С. Померанц, В.А. Лекторский, B.C. Шмаков, В.И. Кудашов, В.Д. Калашников, Т.И. Ойзерман, А.С. Ахиезер и др. Для этих работ характерны попытки отойти от традиционных направлений постижения информационной реальности посредством монолинейного, форма-ционного подхода к истории.

Большую роль в раскрытии сущности информации как основы гносеологии во всех ее проявлениях сыграли работы известных современных философов, таких как Э.М. Чудинов, B.C. Шмаков, Т.И. Ойзерман, М.А. Барг, Е.Б. Черняк, В.И. Павлов, Ю.И. Семенов, Н.М. Смирнова, Л.И. Новикова, И.Н. Си-земская и др. Характерной особенностью этих исследований является попытка авторов выявить принципиально важные, сущностные моменты, связанные с информационными войнами, как в «советских» условиях и в постсоветский период развития общества, так и в условиях глобализации.

В исследованиях современного состояния анализа особенностей информационной культуры диссертант опирается также на работы методологического характера. При рассмотрении философско-методологических аспектов исследуемой проблемы большое значение имели, в частности, труды И. Лакатоса, С. Франка, Э. Фромма, Б.Н. Чичерина, Н.М. Чуринова, Л.Е. Шапошникова, П. Шардена, А. Швейцера, К. Юнга, М. Элиаде.

Обращение к работам В.П. Казначеева, А.Н. Кочергина, В.Г. Немцовского, Е.А. Спирина, А.Д. Урсула, было вызвано необходимостью анализа теоретико-методологических аспектов роли информации в обществе.

Вклад в исследование информационного поля как детерминированной системы внесли отечественные ученые: В.Г. Афанасьев, B.C. Готт, Э.В. Ильенков, В.В. Казаневская, В.П. Казначеев, М.М. Карпов, Б.М. Кедров, Н.В. Кивен-ко, О.Г. Куликова, Н.Н. Моисеев, Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул и др.

Проблемы роли информационного обеспечения человечества в будущем, в условиях ноосферы, разрабатывались также в трудах русских философов «космистов»: В.И. Вернадского, B.C. Соловьева, Н.А. Умова, Н.Г. Холодного, А.Л. Чижевского и др. В своих работах они воссоздавали космическую модель мира, характерную для древнегреческого мировоззрения, где человек рассматривается как составная часть Природы. Человека и Природу следует не противопоставлять друг другу, а следует рассматривать их в единстве; Человек и все, что его окружает - это частицы единого.

Для понимания исходных положений, характеризующих информационную культуру, диссертант обращается к работам отечественных философов (Ю.Ф. Абрамов, Б.В. Бирюков, B.C. Готт, А.Д. Урсул, Н.М. Чуринов и др.), высказывавших идею единства мира в информационном плане.

Кроме того, диссертантом были детально проанализированы статьи, публикуемые в научном журнале «Теория и история», многие из которых имеют отношение к теме исследования (А.В. Вершков, В.Д. Комаров, СЮ. Пискор-ская, А.П. Свитин, Т.А. Феньвеш, Л.В. Хазова, И.А. Пфаненштиль и др.). Определенное место в анализе источников исследования занимают профессиональные научные и научно-методические журналы - такие, как «Философия образования», «Социс», «Библиография», «Научные и технические библиотеки», «Открытое образование» и другие, где автором были проанализированы статьи, имеющие отношение к теме исследования (В.Ф. Асмус, К.В. Хвостова, С.С. Хо-ружий, В.А. Кутырев, Н.В. Наливайко, Н.А. Ряписов, В.В. Анненков, В.А. Бородина, К.К. Колин, Н.И. Гендина и др.).

Современные периодические научные издания («Вопросы философии», «Философские науки», «Философия и социология науки и техники») также неоднократно обращались к проблеме информации. Это работы Н.С. Автономова, Л. Берталанфи, Э. Гуссерль, Л.А. Маркова, А.Н. Павленко, И.Г. Пригожина и др. На базе подобных периодических изданий диссертантом проводился анализ значимых для раскрытия темы статей известных западных философов и социологов.

Были проанализированы работы ученых различных научных направлений, посвященные изучению современной информационной культуры общества.

Анализ научных работ по теме диссертации дает основания сделать следующие выводы:

1) Большинство исследователей роли информации в современном обществе анализируют ее с позиций конкретной науки, что создает методологическую базу для изучения проблемы, однако несколько сужает, по мнению диссертанта, сущность самого феномена - «информационная культура».

  1. Несмотря на приверженность философии диалектическому методу, в работах многих исследователей концептуальной сущности информационной культуры не всегда наблюдается методологическая последовательность.

  2. Наблюдается недостаточная разработанность вопросов, связанных с проблематикой теоретико-методологических возможностей новой познавательной стратегии формирования информационной культуры в условиях глобализации.

Таким образом, актуальность и практическая значимость вопросов, связанных с сущностью информационной культуры, позволили выявить проблему и избрать для исследования тему «Информационная культура личности: социально-философский анализ».

Объектом исследования является информационная культура.

Предметом исследования выступает информационная культура личности.

Целью исследования является социально-философский анализ информационной культуры личности.

В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:

  1. Провести сравнительный анализ понятий, сопровождающих феномен информации, а также исследовать сущность информационной культуры как неотъемлемой части общей культуры.

  2. Исследовать личностные аспекты информационной культуры, рассматривая ее как неотъемлемую часть культуры современного общества.

  1. Провести диалектический анализ особенностей взаимосвязи между формированием информационной культуры и развитием социальных процессов, а также проанализировать связь информационных процессов современного общества и определить их связь с уровнем информационной культуры.

  2. Исследовать факторы, благодаря которым в образовательной системе формируется информационная культура будущих поколений.

5. Определить роль библиотек в формировании информационно-
образовательного пространства как важного механизма воспитания информа
ционной культуры и показать социальную сущность библиотек в период пере
хода к информационному обществу.

6. Исследовать влияние новых информационных технологий на уровень
информационной культуры личности и ее социальный статус в условиях глоба
лизации.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются диалектические методы и принципы познания. Решение изучаемых проблем осуществляется на основе общенаучных исследовательских подходов: системного, структурно-функционального, деятельностного; а также общенаучных методов: синтеза - анализа, методов логического и исторического анализа, индукции - дедукции, идеализации и др.

Новизна исследования:

Доказано, что информационная культура личности проявляется во всех возможных видах работы с информацией: ее получении, накоплении, кодировании, переработки любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации и практическом ее использовании.

Показано, что информационная культура при переходе от постиндустриального общества к информационному обществу раскрывает природную незавершенность индивида: если природа делает человека индивидом, а общество наделяет человека социальными качествами и формирует его как личность, то информационная культура личности наделяет человека индивидуальностью.

Доказано, что информационная культура проявляет себя как неотъемлемая часть общей культуры и является степенью совершенства человека, общества или определенной его части, и полноценное исследование личностных аспектов информационной культуры возможно при условии всестороннего развертывания информационной культуры личности как важной составной части современной культуры.

Доказано, что анализ информационных процессов в современном обществе свидетельствует о наличии связи между формированием информационной культуры и развитием социальных процессов в обществе, поскольку информационная культура личности является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Показано, что информационная культура общества непосредственно зависит от содержания наличных проектов развития образовательной системы и поэтому может служить интегральным показателем уровня развития всего общества.

Выявлено, что использование и применение современных информационных технологий в вузовской образовательной системе и библиотечной системе призваны актуализировать информацию для целей социокультурного развития информационной цивилизации.

Показано, что библиотеки играют принципиальную роль в реализации единства обучения и воспитания, а также в формировании информационно-образовательного пространства, развертывания информационной культуры человека и общества. Социальная функция библиотек состоит в том, чтобы биб-лиотечно-библиографическая деятельность человека в полной мере обеспечивала становление информационного мировоззрения, системы знаний и умений, актуализировала целенаправленную самостоятельную творческую деятельность, оптимальное удовлетворение индивидуальных информационных потребностей, использование как традиционных, так и новых информационных технологий.

Доказано, что в современных условиях принципиальное значение приобретает оценка эффективности использования информационных технологий в управлении, оказывающих определяющее влияние на уровень информационной

культуры личности, способствующих повышению качества услуг и социального статуса личности в условиях глобализации.

Установлено, что обобщение современного опыта управления социальными системами в рамках различных концепций раскрывает новые возможности информационного общества и соответствующего ему развития социальных связей и отношений, повышение эффективности которого происходит за счет развития вычислительной техники и информационно-коммуникационных технологий. Информационный подход к пониманию жизни общества становится определяющим условием формирования адекватной государственной политики в области информатизации и компьютеризации основных сфер жизнедеятельности общества.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Практическая значимость исследования определяется выявлением в обществе тенденций к формированию нового отношения к информационной культуре личности и ее значимости для успешной деятельности человека.

Полученные в процессе диссертационного исследования теоретико-методологические выводы позволяют глубже осмыслить проблему переориентации познавательной стратегии современной науки, направленной на осуществление интеграции социально-гуманитарного знания и исследования роли средств массовой информации в условиях глобализации. Кроме того, практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в учебном процессе при чтении курса философии, а также в разработке философских и гуманитарных спецкурсов для студентов и аспирантов различных специальностей. Материал может быть использован в разделах темы «Теория познания», «Преднаучное познание», «Формы и методы научного познания»; в разделе «Проблема метода познания в философии», «Глобальные проблемы и перспективы человечества», а также спецкурсах: «Основы информационной культуры», «Информационная культура личности» и др.

Апробация материалов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на конференциях разного уровня: 7-я Международной конференции "Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества", Крым -2000, г. Судак 7-12 мая (грант ИОО); Научно-практической конференции "Университетская библиотека на пороге третьего тысячелетия" г. Томск, ТПУ, 23-25октября 2000 г.; Зональной научно-практической конференции "Библиотеки вузов Восточной Сибири в региональном информационном пространстве" г. Иркутск, 21-25октября 2002 г.; Региональной научно-практической конференции ГПНТБ СО РАН "Библиотека и духовная культура нации" г. Новосибирск, 23-27 сентября 2002 г.; Зональной научно- практической конференции «Век информации: новый этап развития вузовских библиотек Восточной Сибири» 10-15 окт.2005г., г. Красноярске; Всероссийской научно-практической конференции «Инновационный подход в теории и практике воспитательной работы в вузе»

12-14 дек. 2007г. г. Томск; Международной конференции в Санкт-Петербурге 23-25 июня 2004. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех»: «Всеобщий доступ к информации»; Всероссийской научно-методической конференции «Повышение качества высшего профессионального образования» 9-10 октября 2008г. г. Красноярск. По теме исследования опубликовано 19 работ, разработаны два учебно-методических комплекса (УМКД) дисциплин. Диссертация обсуждалась на кафедре философии и социальных наук Сибирского аэрокосмического университета им. М.Ф. Решетнева.

Объем диссертации и ее структура. Логика раскрытия содержания предмета диссертационного исследования, а также выполнение поставленных целей и задач определили структуру работы.

Диссертация включает в себя: введение, две главы, шесть параграфов, заключение и список использованных источников.

Общественные и личностные аспекты информационной культуры

Задача данного параграфа состоит в том, чтобы, рассматривая информационную культуру как важную составную часть культуры современного общества, исследовать общественные и личностные аспекты информационной культуры.

Для исследования сущности современного информационного общества необходимо определить состав и структуру знаний, умений и навыков, определяющих информационную культуру личности.

«Общество - это развернутая в пространстве и развивающаяся во времени сфера бытия человека, среда и продукт его жизнедеятельности», - В.Ж. Келле1 Происходящие в истории изменения включают смену различных типов общества, культуры и соответствуют иерархии общественных отношений.

Исторически человеку свойственна неистребимая потребность в информации, не всегда осознанная каждым из нас в отдельности, но органически присущая человеческому обществу в целом. Не только способность воспринимать и обрабатывать информацию, но и ощущение в ней потребности, порой такой же сильной, как и потребность в одежде, пище выделяют человека из всех представителей живой природы.

Информационная культура - это своего рода стандарт, показатель уровня развития личности, ее образованности, грамотности. Формирование информационной культуры только через изучение информатики оказывается недостаточным, так как ограничивает понятие техническими и программными средствами информатизации. Вместе с тем уровень информационной культуры человека будет в перспективе определять, прежде всего, базисные знания и умения в области поиска и семантической обработки информации. Поэтому и ставится вопрос о том, что именно они должны стать предметом особого внимания образовательных учреждений в качестве проблемы, имеющей общегосударственное значение как фундамент и универсальное средство любой стратегии и безопас-ности. Проблема имеет такое значение в связи с ростом объемов информации и возможностью усвоения информации отдельным человеком. И насколько высок уровень общей культуры человека информационного общества, настолько высок уровень культуры потребления информации, а значит и уровень информационной культуры.

Индивид же, выступая в роли активного участника инфовзаимодействия, не столько производит социальную информацию, сколько потребляет и передает. Люди вступают в многоплановые отношения, обусловленные характером их труда, местом в обществе, этносе, классе, социальной группе, их полом, возрастом, размером и типом пункта проживания, уровнем образования, географией проживания и другими факторами. Осуществление этих отношений неизбежно связано с выработкой и реализацией системы ценностных ориентации по отношению к тем или иным сторонам социальной среды, ее свойствам, бытующим в ней мнениям, установкам и т. д.

Классификация барьеров, мешающих оптимальному протеканию инфо-процессов, предлагается О. В. Елчаниновой. Согласно этому автору, отдельные люди и социальные структуры, участвующие в производстве, передаче и потреблении информации, сталкиваются со следующими барьерами. 1. Географические. Полнота и достоверность информации обратно пропорциональны расстоянию, разделяющему субъекта и объекта взаимодействия. 2. Исторические. Полнота и достоверность информации также обратно пропорциональны временному интервалу, разделяющему то или иное событие и сообщение о нем. 3. Государственно-политические, режимные. Широкому потребителю недоступна определенная часть информации, ибо она является собственностью определенных государственных органов и не подлежит движению по общедоступным каналам. 4. Ведомственные. Известная часть информации без всяких на то оснований задерживается нерадивыми работниками некоторых ведомств и организаций, что не может не мешать развитию науки и техники, распространению передового опыта. 5. Экономические. Имеются в виду те случаи, когда отсутствие финансовых средств мешает производству и широкому распространению информации, а также подготовке кадров, способных успешно работать в сфере производства, передачи и потребления информации. 6. Технические. Отсутствие техники, способной ускорить и оптимизировать течение инфопроцессов. 7. Терминологические. Слишком много в настоящее время терминов, которые порой понимаются по-разному и к тому же не всегда доступны широкому кругу потребителей информации. 8. Языковые. Обмену информацией активнейшим образом препятствует слабое знание языков. 9. Психологические. Здесь имеются в виду особенности восприятия, памяти, убеждений и иных сторон человеческой психологии. 10. Резонансные. Информация не всегда соответствует потребностям ин дивида, не всегда «резонирует» с ним. Сегодня положение человека в обществе не уменьшило значение знаний в жизни человека, а увеличило, поскольку положение в обществе во многом определяется способностью к обработке информации. Всем, что имеет человек сейчас, он обязан умению воспринимать и обрабатывать информацию. Насколько умеет и владеет человек навыками получения, обработки и использования информации, может сказать уровень его информационной культуры. На формирование стиля жизни и образцов поведения современного человека, прежде всего влияет порядок коммуникативных взаимодействий и изменений их социально-психологических форм в условиях развития информационно-технического мира.

Информационная культура как отражение развития информационных процессов в обществе

Ведущей задачей этого параграфа является анализ особенностей диалектической связи между формированием информационной культуры и развитием социальных процессов, а также анализ информационных процессов в современном обществе и определение их связи с уровнем информационной культуры.

Социум представляет собой информационную систему, производящую различные операции с огромными массивами информации и в. этой связи, он теперь и называется «информационным». Заметим, что одним из существенных факторов процесса становления именно такого общества стало открытое кибернетикой в середине XX века единство закономерностей информационных процессов в природе и обществе , заключающееся в обмене не только веществом и энергией, но и информацией.

Несмотря на достаточно широкое распространение термина «информационное общество», ученые и специалисты еще не пришли к единому пониманию его основного содержания. Но человек уже ощущает на себе влияние информационных технологий и должен «адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности, к изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение числа работающих в сфере информационной деятельно-сти и услуг (не менее 50% общего числа занятых)» .

Перечисленное должно базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями. На концептуальном уровне информационная культура исследуется в работах А.И. Ракитова, Э.П. Семенюка, Г.Г. Воробьева; последний целенаправленно занимается проблемами информационной культуры молодежи. Значительная часть публикаций посвящена отдельным аспектам и направлениям формирования информационной культуры - по преимуществу библиографической и компьютерной.

Распространение новейших информационных технологий во всех сферах деятельности общества, усложнение доступа к информационно-сетевым ресурсам выдвигают в качестве одной из первоочередных задач - целенаправленное формирование и развитие информационной культуры пользователей.

Сетевое общество представляет собой социальную структуру, характеризующую, пусть и с большим разнообразием проявлений, в зависимости от специфики той или иной общности информационную эпоху развития общества, когда доминирующие функции и процессы все больше оказываются организованными по принципу сетей1.

Сетевая структура представляет собой комплекс взаимосвязанных узлов, содержание которых определяется характером конкретной сетевой структуры -экономической или политической, информационной или культурной. Такие узлы могут выступать в виде концернов или советов министров различных стран, телевизионных каналов и культурных институтов. Расстояние между двумя узлами таких сетей, их взаимодействие, интенсивность этого взаимодействия намного короче, чем расстояние между узлами различных сетей. Сам процесс информатизации общества занимает довольно заметный отрезок исторического времени и является органической частью переломной эпохи в истории, которую переживает современное человечество.

Более внимательный подход к формальному вопросу определения информации позволяет по-новому взглянуть на проблемы, возникающие перед обществом. Поэтому при разработке таких модных ныне вопросов, как информационное общество, информационные войны, информационная безопасность и им подобных, целесообразно рассмотреть тот фундамент, на котором они стоят.

Необходимо показать разницу между понятиями «пространство» и «информация». В философии понятие «пространство» используют для обозначения протяженных, структурированных и взаимодействующих объектов бытия. В качестве сущностной характеристики понятия «информация» философы выделяют ее отражательное свойство. Информационное пространство возникает как результат информационного процесса. Отражение чего-либо в сознании субъекта - это предфаза инфопроцесса, затем следуют фазы производства информации, ее передачи и потребления1.

«Информационное пространство - это некое пространство (территория - страна, регион, центр научно-технической информации, библиотека, отрасль знания, область науки или профессиональной деятельности), где «циркулирует» самая разнообразная информация». Главная цель создания комфортного информационного пространства очевидна - обеспечить доступ пользователя к необходимым ему документам, независимо от того, в каком виде они представлены и в каком месте они хранятся.

С появлением новых информационных технологий и их активным использованием в обществе, стало понятно, что произошло дальнейшее развитие цивилизации. У людей появились новые потребности и возможности, изменился образ жизни. Активно стали использоваться такие понятия, как «постиндустриальное общество», «информационное общество», «информационная цивилизация», «информационная среда», «информационное пространство».

Понятие и термин «информационное пространство» возникли недавно, но явление «информационное пространство» существует столько же, сколько существует сам человек. Человек адаптирован к проживанию в условиях информационного пространства, а библиотека - одна из форм его адаптации. Свое существование библиотека оправдывает благодаря полезности для ирщивида и социума, и эта полезность определяется выполнением ею социальных функций, которые реализуются через особые механизмы, объединяющие библиотечные технологии и библиотечные услуги. Однако развитие библиотечных технологий возможно только в соответствии с социальными и технико-технологическими изменениями более обширных территориальных и/или ведомственных (отраслевых, корпоративных) информационных пространств, в настоящее время построенных на иных управленческих, организационных и технологических подходах, чем были, например, еще 20-30 лет назад. Научное рассмотрение проблемы пространства библиотеки должно быть сфокусировано на выявлении теоретических, методологических оснований, объясняющих строение этого феномена как особой целостности, на определении его пределов (границ), на изучении взаимосвязей с другими частями глобального информационного пространства.

На нынешнем этапе изучения феномена информационного пространства, используя системный подход и концепцию основных структурных уровней, автору удалось дать определение, выявить характер генетических и функциональных взаимосвязей между разными видами информационного пространства.

Роль библиотек в формировании информационно-образовательного пространства и воспитании информационной культуры

Задача данного параграфа состоит в определении роли библиотек в формировании информационно-образовательного пространства как важного механизма воспитания информационной культуры в период перехода к информационному обществу и определении социальной сущности библиотек.

По нашему мнению, информационное общество является обществом знаний. Проблема управления знаниями становится ключевой в процессе социального развития, при этом управление знаниями уже рассматривается в контексте коммуникаций. Для библиотек это перспективная задача. Управление знаниями, применительно к библиотекам, сегодня понимается как процесс их создания, хранения, распределения и многократного использования, с тем, чтобы дать возможность потребителю интеллектуального продукта достичь поставленной цели и сформировать новое знание.

Информатизация общества неразрывно связана с глобальным процессом накопления информации. Базовым элементом глобального процесса информационного общества являются библиотеки, в том числе вузовские, которые достаточно быстро адаптировались к изменениям, вызванным технологическими преобразованиями. Особая роль в вузах принадлежит библиотеке. Традиционно к ее задачам относятся развитие культуры чтения (навыки работы с книгой) и обучение правилам пользования библиотечно-библиографическим аппаратом, библиотечным фондом, знание документного потока, методов поиска информации, услуг, оказываемых библиотекой и т.п.

Наблюдается социокультурная динамика развития библиотек и объектом изучения сегодня становится библиотечное пространство. Открытый доступ, предусматривающий объединение фондов абонемента и читального зала, возможность использовать размещенные здесь же компьютеры с доступом к электронному каталогу и Интернету, дают основание говорить о «распахнутом» вовне - в безграничный информационный мир - пространстве1. Распахнутое пространство тесно связано с понятием свободы выбора занятий: чтение книг, встреча со знаменитостью, работа на компьютере и т.д. Распахнутое пространство — это дружественная посетителям атмосфера, способствующая свободному проявлению потребностей и желаний, среди которых, наряду с информационными запросами и читательскими интересами, учитываются многообразные поведенческие сценарии пребывания в библиотеке . Уместно привести слова П.А. Флоренского о возможностях библиотеки как «пространства творчества», как глотка «вина неожиданной свободы», от которой просыпаются в душе «глубин-ные силы нашего существа», так необходимые для творчества . Дизайн библиотечных помещений несомненно благотворно влияет на человека, находящегося среди информации и знаний.

Современному пользователю все больше и больше требуется сконцентри рованная информация, а в перспективе - знания. Это утверждение в какой-то степени иллюстрируется повышенным интересом к дайджестам, диссертациям. Библиотека должна иметь четкое представление и о многообразии ожиданий пользователей и быть готовой соответствовать этим ожиданиям, а в идеале — предвосхищать их. Библиотеки не смогут существовать без корпоративного взаимодействия с учреждениями системы образования, науки, экономики, средств массовой информации.

Соответственно, современная библиотеки формирует культуру производства и потребления информации. Существует множество близких, но не тождественных по смыслу понятий: «библиотечно-библиографическая культура», «культура чтения», «компьютерная грамотность», «информационная грамотность», «информационная культура».

Библиотечно-библиографическая культура — комплекс знаний, умений, навыков читателя, обеспечивающих эффективное использование справочно-библиографического аппарата и фонда библиотеки. Она включает знания о структуре библиотечного фонда, составе библиотечных каталогов, правилах пользования библиотеками; умения найти необходимые источники информации.

Библиотекари в понятие информационной культуры личности привычно вкладывают читательские умения и навыки ведения библиографического поиска информации.

В.А. Фокеев и А.О. Астапович предлагают следующее определение: «Библиография - это информационный феномен, обеспечивающий доступ потребителей к информационным ресурсам, подготовку, распространение и использование информации в документах, необходимой для их идентификации и использования» .

По словам П. Отле, библиотека является «могущественным фактором умственного и морального развития нации»1.

В целом данная дефиниция, воспроизведенная также в «Библиотечной энциклопедии», верно выражает сущность определяемого понятия, однако требует некоторых пояснений и уточнений упоминаемых категорий. Прежде всего, это относится к понятию «информационная инфраструктура», которая определена в ГОСТ 7.0-99 как совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи, обеспечивающая доступ потребителей к информационным ресурсам»".

Сегодня капиталом являются знания, информация. И библиотеки, как «держатели» информации и хранители книг становятся главным ресурсом развития общества, хранителями культурных традиций, предопределяя будущее страны. Движение к информационному обществу — объективный процесс. Ряд принятых на международном уровне документов подтверждают это. В 2000г. была принята Окинавская хартия глобального информационного общества. В этой акции участвовала и Россия, поддержавшая изложенные в хартии основные идеи. В 2003 г. Под эгидой ООН в Женеве прошел Всемирный саммит по информационному обществу, где вопросы его формирования были вынесены на обсуждение глав государств — членов ООН. В ходе подготовки к саммиту в Женеве по инициативе ИФЛА было проведено Международное совещание «Библиотеки - сердце информационного общества», на котором выработана консолидирующая позиция ведущих специалистов библиотечно-информационной сферы по отношению к документам саммита.

Библиотека, в силу своего генезиса и сущности, - явление документно-информационное. Можно утверждать, что пространство библиотеки - преимущественно документное пространство. Пользователи обращаются к услугам библиотеки для удовлетворения своих потребностей в документах; документные ресурсы в библиотеке представлены в виде библиотечного фонда. Вспомогательные элементы информационного пространства, т.е. его инфраструктура, в библиотеке преобразуются в обязательные элементы - это материально-техническая база и вспомогательный (технический) персонал; Информационно-поисковые языки (ИПЯ) в библиотеке функционируют как исходный элемент для создания справочно-библиографического аппарата и вторичных документов. Взаимосвязи между всеми элементами пространства библиотеки осуществляет часть персонала библиотеки, специализирующаяся на технологических и управленческих процессах библиотечной деятельности.

Пропаганда библиотечно-библиографических и информационных знаний предполагает обучение читателей (научных и производственных кадров, работников культуры, студентов и т. д.) основным правилам поиска и сбора информации в пределах своей отрасли и в смежных отраслях, реферированию литературы, способам организации личных картотек и досье, методам анализа состава и структуры документального потока по проблемам исследования или разработки.

Новые информационные технологии и уровень информационной культуры в глобализирующемся мире

Задача данной части диссертационной работы - проанализировать особенности информационных технологий на фоне новых тенденций, характерных для эпохи глобализации, а также перспективы информационной культуры.

Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество породило серьезную проблему — своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий. Проблемы становления информационного общества, и, прежде всего, место человека в таком обществе, в настоящее время являются предметом пристального внимания международного сообщества. Ведущими международными организациями в этой сфере являются ЮНЕСКО и ИФЛА.

В XXI веке современные информационные технологии проникли во все сферы человеческой деятельности, во многом благодаря тому, что «всякое общество, начиная с Вавилона, формировалось с помощью производства и распространения информации» , придумывая разнообразные способы и варианты ее хранения и трансляции.

Сегодняшняя проблема человечества состоит в том, что ему не всегда удается в культурном отношении идти в ногу со временем и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он сам внес в этот мир. Одна из причин состоит в том, что информация превращается в важнейший глобальный ресурс, а развитие информационных технологий меняет жизнь общества и оказывает влияние на культуру. Информация в обществе тесно связана с коммуникацией. Коммуникация - это передача информации от одного субъекта другому. «Коммуникация» — смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия» .

К числу трудностей, связанных с информатизацией социальных систем, относятся попытки формализации профессионального опыта, мастерства, разного рода умений.Все эти обстоятельства обостряют этические проблемы создания и использования информационной техники, определения путей выхода из поистине морального кризиса. П. Сорокин видел выход в создании альтернативной, гуманистической этики, проповедовал распространение бескорыстной любви среди людей. А. Пиччеи проповедовал необходимость революционного установления Нового Гуманизма, который должен заменить кажущиеся ныне незыблемыми принципы и нормы новыми, которые должны соответствовать требованиям эпохи становления информационного общества, что должно кардинально изменить сегодняпгаие взгляды и поведение людей. «Революционный характер становится, таким образом, главной отличительной чертой этого целительного гуманизма, - подчеркивает Пиччеи, — ибо только при таком условии он сможет выполнить свои функции — восстановить культурную гармонию человека, а через нее равновесие и здоровье всей человеческой системы. Эта трансформация человеческого существа и составит Человеческую революцию, благодаря которой, наконец, обретут цели и смысл, достигнут своей кульминации остальные революционные процессы». «Суть проблемы как раз и заключается в несоответствии между созданной человеком действительностью и тем, как он ее воспринимает и как учитывает в своем поведении» - пишет А. Печ-чеи1. Выход из создавшейся ситуации А. Пиччеи видит в культурной эволюции как важнейшей цели и основы человеческого развития, в изменении человеческих качеств в процессе революции в самом человеке.

По мнению Тоффлера, то общество, которое придет на смену индустриальному, сложившемуся в развитых странах, будет иметь принципиально иной характер. «Это в одно и тоже время и в высшей степени технически развитая, и антииндустриальная цивилизация... она несет с собой новый кодекс поведения и выводит нас за пределы концентрации энергии, денежных средств и власти» .

Одним из элементов новой информационной культуры является «компьютерная этика» - совокупность моральных принципов и норм, регулирующих отношения между людьми, сложившиеся на основе их работы с компьютерами. Человек программирует компьютеры, а те в огромной степени «программируют» его мышление. Смена моральных норм под влиянием информационных технологий признается ныне многими исследователями. Более того, существуют попытки сформулировать определенные правила поведения при работе с компьютером.

Поскольку в различных областях человеческой деятельности возникают специфические и типичные для этих областей ситуации, возникает необходимость специфических норм поведения людей, что и является основанием для возникновения прикладных этик, в том числе и компьютерной. Можно согласиться с Э. Аггацци, который отмечает, что «если мораль должна регулировать человеческую деятельность в различных ситуациях, то она не может игнорировать новые и беспрецедентные ситуации, которые создаются развитием науки и технологии и очень часто имеют иную природу, нежели ситуации, регулируемые уже существующими моральными нормами»2.

Что касается необходимости создания компьютерной этики, то эта необходимость, по нашему мнению, вызвана в общем плане тем, что создаваемые компьютерной техникой новые ситуации часто делают морально значимым явления, которые раньше были вне поля моральных кодексов и определялись естественными закономерностями. Теперь же они, например, возможности компьютера, разрешить определенные конфликтные ситуации, предугадать стихийные природные явления и др., попали в орбиту моральных оценок. Все, что тролем человеческой этики. Возникает компьютерная этика, в которой внеэкономические цели часто вытесняют экономические.

На этом основании некоторые исследователи задаются вопросом: насколько «компьютеры становятся явлением социально-нравственным»?1. Ответ на этот вопрос пытаются найти многие представители современной технической и гуманитарной мысли. Мы склоняется к отрицательному ответу: моральные нормы применимы лишь к поведению людей, которые вступают между собой в определенные общественные, в том числе и моральные, отношения. Вне сферы общественных отношений, какими, к примеру, являются технические связи и функционирование искусственных систем, они не действуют. Для компьютера безразлично, какие задачи — гуманные или антигуманные — он решает. Это оценивает человек, его общественная практика, его цели и стремления, его нравственные нормы и идеалы.

Похожие диссертации на Информационная культура личности: социально-философский анализ