Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интеллект и креативность как факторы самоактуализации человека в инновационном обществе Челомбицкая Марина Петровна

Интеллект и креативность как факторы самоактуализации человека в инновационном обществе
<
Интеллект и креативность как факторы самоактуализации человека в инновационном обществе Интеллект и креативность как факторы самоактуализации человека в инновационном обществе Интеллект и креативность как факторы самоактуализации человека в инновационном обществе Интеллект и креативность как факторы самоактуализации человека в инновационном обществе Интеллект и креативность как факторы самоактуализации человека в инновационном обществе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Челомбицкая Марина Петровна. Интеллект и креативность как факторы самоактуализации человека в инновационном обществе : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Челомбицкая Марина Петровна; [Место защиты: Дон. гос. техн. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2009.- 155 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/151

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социокультурная характеристика самоактуализации человека 16

1.1 . Противоречивость процесса самоактуализации 16

1.2. Аксиологические аспекты самоактуализации 42

Глава 2. Социальная природа интеллекта 71

2.1. Интеллект: сущность, признаки, дефиниции 71

2.2. Интеллект как условие социальной адаптации и самоактуализации 86

Глава 3. Социальная сущность креативности 99

3.1. Характеристика креативности как способности к самоактуализации 99

3.2. Корреляция креативности и интеллекта в условиях современного общества 117

Заключение 134

Литература 139

Введение к работе

Актуальность темы исследовании. Современное общество имеет ряд таких характеристик, как «постиндустриальное», «информационное», «рискогениос» и др В последние десятилетия его называют инновационным обществом. Этот артикулированный аспект имеет достаточные основания Если раньше творчество носило в значительной степени спонтанный характер и часто имело иррациональную мотивацию, независящую от потребительского стимула, то сегодня создание нового является целенаправленным процессом, обусловленным конъюнктурой рынка На повестке дня стоит вопрос о подготовке в специализированных институтах творческой, креативной элиты, способной порождать новые знания к нужному сроку

Провоцируемые инновациями изменения, с одной стороны, расширяют возможности для достижения более значшельных, чем раньше, профессиональных и личностных высот, - с другой, интенсифицируют социальную мобильность, побуждают людей к выбору и осуществлению жизненных стратегий, среди которых особой значимостью обладает стремление человека к реализации потребности самоактуализации. Высокий уровень интеллекта и креативности становится наиболее востребованным социальным заказом времени, в центре которого стоит преуспевающий и конкурентно способный человек Интеллект и креативность выходят на первый план как наиболее мобильные ресурсы самоактуализации

В социальной философии пока еще только формируется парадигма самоактуализации человека в инновационном обществе, которое готовит граждан жигь и работать в условиях быстрых перемен и повседневного риска, и, следовательно, выдвигает новые требования к интенциональности человеческой деятельности, в первую очередь, связанные с выявлением, развитием и реализацией интеллекта и креативности, как наиболее мобильных ресурсов

Инновационная тематика включает в себя анализ такой важной проблемы, как социально-гуманитарная значимость инноваций, выражающаяся в ценностных и поведенческих нормах креативной личности Наращивание темпов инноваций в технологической и социокультурной сферах нередко приводит к взаимоисключению возникающих новшеств, что минимизирует их полезность и увеличивает хаос неопределенности, ведущий к социальной патологии Эта составляющая инновационных рисков должна быть предметом анализа социально-гуманитарных наук

Высокий уровень интеллектуального развития и креатиізносги не только служит гарантом эффективности функционирования механизмов экономического и социального прогресса общества и государственной безопасности, но также является условием личностной свободы Такой человек менее подвержен социальному манипулированию, менее зависим от воздействий массовой культуры, средств массовой информации и тд

Обобщая вышесказанное, подчеркнем, что актуальность
настоящего исследования определяется необходимостью

формирования парадигмы инновационного общества, в которой интеллект и креативность как важнейшие факторы самоактуализации человека указывают на потенциал, проверяемый возможностями решения сверхзадач, поставленных действительностью.

Степень научной разработанности проблемы. Исследования таких феноменов, как интеллект, креативность и самоактуализация человека, носят междисциплинарный характер. Поэтому в диссертации использованы теоретические источники по философии, социальной философии, социологии, психологии, педагогике, истории, культурологии и других наук. Интегрирующая роль принадлежит философии, которая с глубокой древности до сегодняшних дней обращена к идее самосовершенствования, самоосуществления человека, реализации его способностей Размышления на эти темы мы можем найти у Сократа, Платона, Аристотеля, др., которые призывали своих современников к поискам истины, развитию мышления, стремлению к духовному совершенству.

В диссертации использованы работы И. Канта, Л. Фейербаха, К. Маркса и др., которые понимали самосовершенствование человека как его саморазвитие. В интерпретации А. Шопенгауэра самоосуществление рассматривалось через призму свободы воли, у Ф. Ницше - через идею о «сверхчеловеке», хотя ни тот, ни другой не находили позитивного смысла самореализации. Для К. Ясперса, Н.А. Бердяева и др. - это самопознание, являющееся потребностью понять себя и свою судьбу, для С.Л. Франка - поиски Бога и истинное служение ему. Важными для нашего исследования оказались теоретические положения В С Соловьева, которые связывают самосовершенствование человека с преобразованием внешнего и внутреннего мира, с его активностью.

В середине XX века феномен самоосуществления благодаря работам таких исследователей, как К. Гольдштейн, А Маслоу, К Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, К. Хорни, К. Юнг и др., получил название «самоактуализация» и «самореализация», предполагающей

наличие у человека «глубинной» самости, устремлений и склонностей, которые необходимо актуализировать для достижения жизненного успеха Проведенный анализ трудов таких авторов, как Э.Н. Гусинский, М.В. Заковоротная, Р.А. Зобов, Э В Ильенков, ЕМ. Калашников, А. Камю, В А Канке, Н А Кебино, И С Кон, Ю Н Кулюткин, В А Лабунская, А.С Лобанов, А Ф Лосев, М В Ромм, С Я. Подопригора, Т.Е. Резник, Ж П. Сартр, В М Чернышов, В В Щербина, В А. Ядов и др , позволил сделать вывод о том, что, если человек в поисках себя обращается к систематическому и целенаправленному самосовершенствованию, он сможет успешнее реализовать свой жизненный потенциал

Концепты, отражающие различные стороны

постиндустриального общества, обусловливающего направленность самоактуализации человека, мы находим у Д. Белла, Ж. Бодрийяра, В Л. Макарова, М. Маклюэна, М Фуко, Г. Маркузе, А.С Нариньяни, А И. Орлова, В Г Федотовой, Э. Тоффлера и др

Вопрос о природе интеллекта занимает ключевое положение в построении интеграционной парадигмы знания о человеке и обществе Его теоретическому и практическому исследованию посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных исследователей, таких как В М. Алексеев, В.Ф. Анурин, А.В. Б7р(анов, М. Воллах, А.Н. Воронин, А.Б. Георгиевский, А Г Дубингкий, Е Д Замахова, В Ж. Келле, Н. Коган, В А Лекторский, Д В Люсин, Г Мелхорн, Д Ките, Р Пеллегрино, М Полит ис, Н Ю Попова, Д.С. Потапов, Т А Самарская, А Г Спиркин, В И Толстых, А А Фенько, О Д Шипунова, В Штерн и др.

Специфику информационно-интеллектуальных, когнитивных процессов личности в постиндустриальном обществе отражают в своих исследованиях У. Бек, П. Бергер, Н Г. Брындин, В Б Гурный, С Г. Кара-Мурза, Е Н Князева, В В Кочетков, СП. Курдюмов, И А Латыпов, М Мэлоун, А.С. Нариньяни, П. Пильцер, В М Попов, Д.А. Поспелов, Э. Тоффлер, Ю.А. Шрейдер, Л. Эдвинссон и др. Изучением психологических аспектов интеллекта, вопросами о возможностях его измерения занимались Г. Айзенк, Ж. Пиаже, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Д Гилфорд, К Двек, Д.В Люсин, К Роджерс, С Л Рубинштейн, Р.Л Солсо, М А Холодная и др

Креативность как многомерное явление рассматривается в единстве социальных, культурных и личностных переменных В исследованиях этого направления наибольший интерес представляют труды Г С Альтшуллера, В.И. Андреева, М.О. Аркадьева, А.Н Боброва, А Н. Воронина, А А Головановой, И Т Касавина,

В Ж Келле, Е Г Иоволодской, Т С. Орловой, Д В Реут и др Психологические аспекты креативности исследовали А Адлер, Г. Айзенк, Д. Гилфорд, И Л Ларионова, А. Маслоу, К. Юнг, С.Л. Рубинштейн, Е Торренс, Э. Фромм и др

Представители когнитивного направления связывают креативность человека с изучением его познавательных процессов, выделяют корреляцию креативности с уровнем интеллекта, выявляют стадии, формы и типы креативного процесса. В центре внимания такого подхода находится креативное мышление, анализом которого занимались М О. Аркадьев, А Н. Бобров, Д. Маккиннон, А.Н. Воронин, Л.И. Ларионова, Г. Мелхорн, А.Г. Спиркин, В.Н. Ткачев и др. В исследование сущности творчества, которое имеет прямое отношение к понятию «креативность», особый вклад внесли Д.Б Богоявленская, В Н. Дружинин, М.К. Петров, Г.А. Голицын, А.И Савенков и др.

Феномен инновации, становящийся сущностным элементом утверждающегося социокультурного порядка, который возникает благодаря креативным способностям человека, проанализирован такими авторами, как О Г. Бахтияров, М.Г. Делягин, Е.Н. Князева, Б Н. Кузык, Ю Н. Кулюткин, В Л. Макаров, А.И. Орлов, А.В Теркина, Ф. Уэбстер, В Г Федотова, Р. Флорида, Э Харгадон, Ю В Яковец и др.

Для темы нашего исследования оказалось важным, что самоактуализация человека в обществе инноваций становится одной из главных ценностных ориентации человека. Аксиологическими аспектами жизни индивида в инновационном обществе посвящены работы Дж. Дьюи, М.Г Делягина, Л А Микешиной, Г С. Киселева, Н.В Мотрошиловой, В И. Самохваловой, Э Тоффлера и др.

Комплексный анализ самоактуализации человека и реализации его интеллектуального и креативного потенциала в современных социальных условиях осуществлен Э А Азорянц, 3. Бауманом, У Беком, П. Бергером, А.Р. Бикбулатовой, А.П. Бутенко, Е Е. Вахромовым, Н А. Даниловым, И. А Донцовым, В И Жогом, Р А. Зобовым, Э Ф. Ильенковым, Е.В Кораблевой, А.Н. Леонтьевым, Б В. Мартыновым, В.К Пичуковым, Т Е Резником, А.И. Субетто, В И. Толстых, А.В. Ткачевой, Р.В Шамолиным, Н.В. Южаковой и др

Таким образом, в теоретическом наследии анализ литературы по данной теме выявляет разнообразные возможности и направления исследования. Однако ее изучение не получило достаточной аргументации в рамках социальной философии. Это относится, прежде всего, к исследованию интеллектуального потенциала и креативности человека в условиях инновационного общества и

способов их реализации Современное состояние социума, в котором ставится задача - выработать не' только количественные, но и качественные критерии инновационной деятельности, служит решающим аргументом в пользу теоретической важности и практической значимости темы настоящего диссертационного исследования.

Объектом исследования выступает человек инновационного общества.

Предметом исследования являются интеллект и креативность как факторы самоакгуализации человека в инновационном обществе.

Цель исследования состоит в социально-философском анализе интеллекта и креативности в их относительной самостоятельности и взаимосвязи как факторов самоактуализации человека в современных социокультурных условиях

Задачи исследования:

1 Провести концептуальную реконструкцию социально-философского
осмысления самоактуализации человека и представить ее
противоречивую сущность

2 Эксплицировать особенности самоактуализации человека в
инновационном обществе и выявить требования, предъявляемые к ее
эффективности.

3. Показать характер взаимодействия интеллекта и креативности в условиях инновационного общества

4 Исследовать аксиологический аспект самоактуализации человека, проявляющийся в таких ее модусах, как интеллект и креативность.

5. Проанализировать тенденции в развитии интеллекта и креативности как социокультурных характеристик индивида.

Теоретические и методологические основы исследования.

Приоритетным для настоящей работы является социально-
философский метод, позволяющий проанализировать
самоактуализацию человека как противоречивый процесс, в котором
интеллект и креативность выступают ее важнейшими факторами
Обращение к социальной философии расширяет возможности
интерпретации социальной обусловленности самоактуализации.
Использование таких общенаучных методов, как компаративистский,
метод артикуляции предоставляет ресурсы для исследования
интеллекта и креативности, выявления их соотношения, а также
влияния на успешность самоактуализации. Кроме того, мы

использовали принципы комплексного изучения проблемы: принцип системности, историзма, принцип детерминизма, концептуальные положения теорий интеллекта, креативности и самоактуализации личности

Особая значимость придается междисциплинарному подходу, в котором социально-философские идеи соотносятся с представлениями о сущности интеллекта и креативности, имеющиеся в психологии и педагогике В исследовании также акцентируется внимание на экзистенциальном аспекте самоактуализации, раскрывающим переживания человека, связанные со степенью встречающихся трудностей на ее пути.

Значительная роль из всего массива источниковедческой литературы принадлежит работам, в которых анализируются проблемы современного общества, имеющего такие характеристики, как «постиндустриальное», «информационное», «общество риска», «постмодернистское», «инновационное».

Теоретической основой исследования являются произведения
классиков социально - философской мысли, научные труды
специалистов в области социальной философии, социологии,
психологии, педагогики, посвященные проблемам интеллекта,
креативности и самоактуализации личности, диссертации,

авторефераты диссертаций и публицистические материалы В работе представлены результаты социологических исследований, опубликованных в научной литературе.

Понятия «самоактуализация», «самореализация»,

«самоосуществление» рассматриваются нами как синонимы.

Научная новизна диссертационного исследования

заключается в следующем:

- анализ интеллекта и креативности осуществлен в рамках
социально-философской парадигмы, обосновывающей единство
данных феноменов, выступающих как свойства личности и как
стимулы ее развития;

- выявлены основные требования, предъявляемые к повышению эффективности самоактуализации человека в инновационном обществе, отражающие влияние тотальной информатизации,

- , представлен аксилогический аспект самоактуализации
человека, раскрывающий практический, инструментальный вектор ее
трансформации,

- проанализированы тенденции в развитии интеллекта и креативности, показывающие значимость социокультурных импераіивов

В связи с этим на защиту выносятся следующие положения:

1. Самоактуализация представлена как акт движения человека к смыслам жизни и способам их осущеепшения Она является потребностью, формой и результатом активности развитой личности, достигающей собственного предназначения, в знсічигельной степени обусловленной социокультурными факторами Самоактуализация есть противоречивый процесс, в котором могут не совпадать индивидуальные и общественные потребности, что ставит человека перед выбором и необходимостью переоценки ценностей. Наиболее очевидны трудности ее осуществления, когда сложившаяся иерархия востребованных профессий не отвечает способностям и талантам индивида, что может привести к несоответствию достигнутого образа идентичности его нереализованным желаниям Стремление к самоактуализации часто приводит к конфликтам в межличностных отношениях

2 Самоактуализации человека включает в себя два главных аспекта: интериоризацию и экстериоризацию Во-первых, она зависит от активности человека, развитости его познавательных способностей, напряженности сознания и нравственных усилий, во-вторых - от внешних условий, свобод и прав личности, форм ее жизнедеятельности. С одной стороны, самоактуализация - это социальная потребность, с другой, она элитна, избирательна, исключительна, достижима незначительной частью людей Самоактуализация детерминируется индивидуально (изнутри), одновременно она социально обусловлена Самоактузлизирующаяся личность может быть как незаметной, так и публичной, известной. Самореализация выполняет функцию адаптации индивида к условиям бытия и, вместе с тем заставляет его посгупать вопреки общественным нормам и ценностям, изменять и совершенствовать их Движение к самореализации сопряжено со страданием, неудовлетворенностью собой, но также приносит человеку подлинное удовлетворение и счастье.

3 Интеллект (представляющий собой способность к адаптации и
коммуникативной конвенциональности) и креативность

(выражающаяся в способности производить новое в короткие сроки в соответствии с социальным заказом) являются свойствами современной личности и в то же время факторами, стимулирующими

успешность самоактуализации и социальной адаптации. Интеллект и креативность формируются под влиянием социально-экономических факторов, таких как доход и структура семьи, социальное положение и профессия роди гелей, собственный уровень образования и т д , а также зависят от социокультурного контекста (порождаются той или иной культурой и ею же ограничиваются).

Интеллект и креативность находятся в комплементарном соотношении. Функции социального интеллекта состоят в оптимизации отношений с окружающей средой, обеспечении обратной связи с ней, направленной на стабилизацию ситуации, ее сохранение. Креативное начало, являясь наиболее активным, устремлено на преобразование среды, хотя оно не исключает опору на культурное наследие, традиции Особенность этой комплементарной связи состоит в доминировании одной из ее составляющих

4. Поток социальных инноваций затрудняет социальную адаптацию человека, вынужденного постоянно переживать состояние стресса, обусловленного разрывом с традициями, с привычными нормативно-ценностными установками. Оборот ценностей, происходящий сегодня быстрее, чем когда-либо в истории, ставит человека в ситуацию перманентного выбора во всех сферах его жизнедеятельности. В то же время проблема выбора осложняется доминированием массовой культуры, навязывающей человеку с помощью современных информационных технологий ценности общества массового потребления Новизна - неопределенность -риск, радикализирующие процессы модернизации в обществе, осложняют задачу адаптации к постоянно меняющимся условиям

Инновационное общество выдвигает такие новые требования к самоактуализации человека, как способность к постоянной мобильности, выражающейся в перемене места жительства, в смене профессии, постоянном повышении квалификации, коммуникативной компетентности, в овладении языками. Ключевыми характеристиками личности в инновационном обществе считаются готовность жить и работать в условиях повседневного риска, способность адекватно оценивать ситуацию, принимать самостоятельные решения при отсутствии их алгоритмов. Особое значение приобретает умение индивида управлять глобальными информационными потоками в ускоряющемся процессе социальных инноваций, которое выступает как необходимая составляющая в структуре свойств личности, способствующая ее успешной вертикальной мобильности в социальной иерархии

5 Креативный мир порождает свои нормы и ценности,
осуществляя их в производстве новых вещей, технологий, услуг и тп
Но не все современные инновации идеи, изобреіения, вещи,
достижения являются полезными, нужными и ценными Однако
креативная деятельность нередко сгановится самоцелью. Новое
изобретается ради нового, производство нового впервые опережает
потребность в новом, что ведет к знаковому потреблению и
симуляции деятельности Происходяїций обвал самоорганизующихся
инноваций показывает неспособность социальных институтов
адекватно ответить на этот вызов, что угрожает успешности реформ и
выявляет наличие кризиса в управлении Самоактуализация
современного человека приобретает практический, инструментальный
характер Общество, где новая информация, знания имеют свой срок и
заказчика, формирует новую иерархию ценностей, где доминируют
«успешность», «конкурентноспособность», «конформность», «высокий
уровень материальной обеспеченности» и тд Идеал всесторонне
развитой, гармоничной личности вытесняется прагматичным
характером процесса самоактуализации, т.е. его вектор направлен на
развитие лишь тех способностей и потенций человека, на которые
есть запрос общества. В этих условиях переживание индивидом
ответственности за принятие решений, действия должны стать его
главным жизненным императивом, а гуманитарная значимость
инновационной деятельности - приоритетной для общества.
Осмысление человеком социальных ценностей является одним из
аксиологических аспектов процесса самоакгуализации в

инновационном обществе

6. Интеллектуальная элита, которую также называют новым классом - классом креаторов, обеспечивающая стране достойное место в мировом сообществе, получила небывалую ранее свободу экспериментирования в области современных информационных технологий Такая свобода сопряжена с риском превращения инновационной, креативной личности в технократическую личность современного образца.

Креативные технологии приводят к кардинальным изменениям в когнитивных процессах субъекта деятельности. Интеллектуальные машины, помогающие человеку мыслить в ситуации неопределенности, снижают энергию интенциональности мышления Работа электронной машины превращается для человека в своеобразное интеллектуальное представление, информирующее индивида об особенностях функционирования его собственного мозга, задача которого редуцируется к полному исчерпанию возможностей

компьютерной программы Интерактивный экран настолько интегрирует человека в свою сеть, что он ощущает себя частью всемирной паутины, отождествляя собственное «я» с виртуальным. Массовое использование компьютеров, оказывающее влияние на сознание людей, разрушает представление о правильном и неправильном, о добре и зле, делает возможным переход к так называемой компьютерной культуре - «киберкультуре», где уже сформировались свои традиции, образ жизни, этические нормы, привилегии, стиль жизни, свой язык, альтернативные общепринятым.

С одной стороны, в современном обществе существует yi роза того, что человеческая индивидуальность утрачивает свою значимость, но, с другой, именно в инновационном обществе усиливается стремление личности добиться признания и реализации своих креативных и интеллектуальных возможностей.

Теоретическая и практическая значимость

диссертационного исследования заключается в том, что оно предоставляет возможность социальному познанию расширить представления об интеллектуальном и креативном потенциале человека, о возможностях наиболее успешного его использования в современном обществе

Теоретические положения и выводы, сделанные в данной работе, могут быть использованы для дальнейшей разработки проблемы человека, понимания его сущностных сил и способностей, формирования концепции инновационного общества.

В практическом отношении результаты диссертационной работы могут быть применены1 при разработке программ по развитию и воспитанию творческого, креативно-мыслящего человека; в качестве рекомендаций по развитию интеллектуального и креативного уровня личности, ее самосовершенствования; в преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла и междисциплинарных курсах (по социальной философии, когнитивной психологии, когнитивной культурологии).

Апробация материалов исследования.

По теме диссертационного исследования опубликовано б научных работ общим объемом 5 п.л., в том числе две статьи в журналах, рекомендованных ВАК для публикации результатов диссертационных исследований («Известия высших учебных заведений Северо-Кавказский регион Общественные науки 2008 № 5», «Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. №1»)

Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научной конференции «Особенности развития социума в современную эпоху> (г Ессентуки, декабрь 2007) и на первом международном научном форуме «Толерантное пространство современности» (г Кисловодск, май 2008)

Структура и объем работы. Диссертация сое гот из введения, трех глав, заключения и списка литературы, содержащего 205 источников, 10 из которых на иностранном языке Общий объем диссертации 155 с.

Противоречивость процесса самоактуализации

В данном параграфе представлен историко-философский экскурс генезиса понятия «самоактуализация», смысл которого состоит в раскрытии социального содержания самоактуализации человека. Наверное, нет ни одного философа, который в той или иной форме, прямо или косвенно не затронул бы этой вечно насущной темы. Мы выделим лишь наиболее существенные прорывы исследовательской мысли, направленной на изучение социальных аспектов данной проблемы.

Идея самоактуализации человека имеет давнюю историю. Она восходит к учениям Сократа, Платона, Аристотеля и др., которые призывали своих современников к поискам истины, развитию мышления, стремлению к духовному совершенству. Уже в античной философии присутствует ясное представление о том, что самоосуществление человека немыслимо без работы разума, которая признается как специфически человеческое начало. Знаменитое изречение «познай самого себя» переосмысливается Сократом не только как способность разума (интеллекта), но и как императив, повелевающий стать самим собой. Сократ первый создал школу интеллектуального самосовершенствования. Его метод - знание о незнании, стремление к истине. Знание о незнании формирует у пытливого человека потребность в новом знании, побуждает к интеллектуальной активности, наполняет позитивным содержанием его духовную жизнь [128]. Платон ставил перед человеком такие задачи, как умение задавать вопросы, стремление к пониманию сути интеллектуальной проблемы, умению проводить собеседника через все ее глубины и апории [127]. Древнегреческие мыслители обращали внимание на жизненные ориентиры, ценности, к которым относили добродетель, стремление к истине, к мудрости, называя их царскими качествами. Размышляя о государстве, Аристотель поднимает вопрос о наличных условиях бытия - о демократии как границах свободы, о том, кто может участвовать в управлении [12]. Античные философы понимали самоактуализацию человека через самоопределение, самоосуществление, самопознание.

Следующий круг вопросов, связанных с самоактуализацией человека, который далее развивала западноевропейская философия - это не только интеллектуальные способности человека, не только границы его разума и рассудка, но и нравственная шкала самореализации. Согласно И. Канту, человек по принципу и образу мыслей есть субъект, восприимчивый к добру только в постоянной деятельности и созидании. Конечной целью моральной деятельности человека является достижение высшего блага. Поступать нужно так, чтобы всегда относится к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда как к средству. Способом существования нравственного потенциала человека является его постоянная реализация [76].

С 18 века утверждается Просвещение как философское воззрение, менталитет и культура, которые отстаивали убеждение в стремлении человеческого рода к совершенствованию, к успешному применению разума для преодоления всех форм несвободы. Д. Дидро, Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Локк и др. были уверены в прогрессе самоактуализации человека и возлагали большие надежды на воспитание личности, наделенной от природы светом разума и готовой признать природное равенство людей. Но уже параллельно этим убеждениям возникало сомнение и разочарование в разуме человека, в его познавательных возможностях и желании нравственно совершенствоваться. Так, самоосуществление у А. Шопенгауэра, Ф. Ницше выглядит пессимистично. С точки зрения А. Шопенгауэра, наши желания и стремления бесконечны, ненасытны, наполнены разладом и конфликтом, доставляют человеку страдания, а достигнутое удовольствие -кратковременно [185]. И хотя каждый волевой акт имеет конкретную цель, что отмечает Шопенгауэр, в целом, по его мнению, жизнь человека не имеет смысла. Как преодолеть бессмысленность стремлений? Может, эту задачу реализует «сверхчеловек», о котором мечтал Ницше? Однако его романтическая идея о человеке будущего, отказавшегося от традиционных ценностей прошлого, является утопией и оставляет без ответа вопрос о том, что может придать смысл человеческому волевому хотению [118].

Принципиальное значение для открытия новых путей анализа самоактуализации человека имело артикулирование философией социальных условий, выраженность человека вовне. С момента рождения до смерти человек нуждается в других людях, чтобы с их помощью познать себя, стать в их глазах значительнее. Образ «Я» формируется во взаимодействии с другими. Образ «Другого» всегда присутствует в нашем сознании. Осознание человеком своей индивидуальности сопряжено с пониманием тех скреп, которые соединяют его с другими людьми. Этот ракурс проблемы изучался многими философами и получал различное выражение. Особое место принадлежит К. Марксу, показавшему культурную и социальную оформленность человека, зависящую от контекста эпохи. Марксизм выделил такую фундаментальную основу человеческой самореализации, как ее зависимость от совокупности всех общественных отношений, от трудовой деятельности. Человек должен трудиться, чтобы реализовать себя [109].

В отличие от западных, русские философы видят смысл бытия в служении другому. Единичный человек, согласно русским мыслителям, не может реализовать себя в бытии, иначе как сообща, со всем миром. В процессе самоактуализации вплотную смыкаются две линии человеческого бытия - самопознание и самосовершенствование. Философия B.C. Соловьева предполагает не только самосовершенствование человека, но и преобразование человеком внешнего мира [152]. Каждый отдельный человек (как и все человечество в целом) живет в поисках таких способов реализации данных ему природой способностей и возможностей, которые обеспечивали бы наилучшее, благополучное обустройство его социального бытия. Познать себя, насколько это возможно, — значит приобрести основу для самоактуализации как способности наиболее полно использовать свои таланты, способности, возможности. Самопознание не предполагает уход человека в себя. Скорее всего, это так называемый демократический индивидуализм, который предполагает выход за пределы внутреннего мира личности, ее деятельностные усилия по совершенствованию своего внутреннего духовного мира с направленностью, переносом на внешний мир.

С.Л. Франк в своих трудах призывает человека не отчаиваться в поисках смысла жизни, несмотря на осознание ее бессмысленности, краткотечности и иллюзорности прочности нашего бытия. Он последовательно доказывает, что поиски смысла жизни есть ничто иное как поиски Бога и истинное служение ему, а истинное служение - это направление своей внешней деятельности на ближайшие, неотложные нужды сегодняшнего дня, на живые конкретные потребности окружающих людей [171].

В отечественной философии процесс самоактуализации подразумевает реализацию человеком своих способностей, она одновременно является и целью, к которой движется человек, и процессом данного движения. Стремление к самоактуализации является высшим уровнем мотивации личности, естественным, закономерным и необходимым процессом жизни. Понятие «самоактуализация» в узком смысле означает практические аспекты сознательной целенаправленной деятельности человека в мире действительности, направленной на практическое осуществление своих жизненных планов. Особенность заключаются в том, что, во-первых, каждый акт самоактуализации должен завершиться каким-то конкретным результатом (самоизменением, обретением той или иной компетентности и т.д.). Во-вторых, объект, на который направлена деятельность, и субъект этой деятельности совпадают (действие направлено на самого себя, на самопреобразование). В-третьих, субъект как источник активности, может достичь полученного результата сам, без чьей-либо помощи.

Родственное понятие «самоактуализации» - «самореализация» означает формирование человеком концепции своего будущего, подготовку им жизненных планов, разработку стратегии и тактики их осуществления. Понятие «самореализация» подразумевает мыслительный, когнитивный аспект, теоретическую деятельность, работу во внутреннем плане. Самореализация проявляется в построении, корректировке, перестройке «концепции Я», картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности [32]. Самоактуализация и самореализация оказываются, таким образом, двумя неразрывными сторонами единого процесса, процесса развития и роста, результатом которого является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал с пользой для себя и на благо общества, т.е., самоактуализировавшаяся личность.

Аксиологические аспекты самоактуализации

Проблематика самоактуализации человека все больше привлекает внимание исследователей, что определяется, во-первых, значимостью самоактуализации как культурной детерминанты поведения человека в современном инновационном обществе, а во - вторых, необходимостью формирования аксиологических приоритетов самоактуализации человека в контексте интеграционных процессов социокультурного пространства. Ценность определяется тем, насколько она значима для субъекта и всего общества, проверяется жизненным опытом и всем комплексом переживаний человека, а целостность и устойчивость системы ценностей определяют зрелость человека и его духовный уровень. Иными словами, ценности в определённой степени выполняют важную функцию перспективных стратегических жизненных целей, определяя принципы поведения личности.

Разные философские учения решали эти вопросы по-разному. В традициях древнегреческого мировидения ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности не отделялись от бытия, а рассматривались как нечто, находящееся в нем изначально и обязательно. Начиная с Сократа и Платона, основными вопросами философского вопрошания были вопросы «Что есть благо? Что есть справедливость?» Благо и справедливость, по мнению этих мыслителей, есть главные критерии истинного бытия [127]. Сократ отстаивал объективный характер ценностей. Для него различие между добром и злом носило не относительный, а абсолютный характер. И именно знание того, что такое добро и что такое зло, делает человека добродетельным. Развивая идеи своего учителя, Платон на высшем месте в иерархии мира идей - мира истинного бытия помещает идею Блага. А в своем учении об идеальном государстве Платон выдвигает в качестве основы этого государства принцип справедливости. Однако уже в античных трактовках ценностей обнаруживаются значительные расхождения. Если Платон считал, что высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения софистов все ценности индивидуальны и относительны - «человек - мера всех вещей». Аристотель говорил о существовании самодостаточных ценностей или «самоценностей» (таких как счастье, справедливость и т.п.). Вместе с тем он утверждал относительный характер большинства ценностей (например, детям и взрослым кажутся ценными разные вещи). По словам Аристотеля, мудрость состоит как раз в «постижении умом вещей по природе наиболее ценных» [12].

В Средние века ценности связывались с божественной сущностью (так как полагалось, что человек существует во имя Бога). Эпоха Возрождения, напротив, на первый план выдвигала ценность человека и человеческие ценности. Однако в специальном «аксиологическом» смысле понятие «ценность» стало употребляться и серьезно разрабатываться в эпоху Нового времени. Возникновение в конце 18 в. понятия «ценность» было связано с пересмотром традиционного натурфилософского обоснования этики, предлагавшего тождество природного бытия и блага.

Большой вклад в разработку проблемы ценностей был сделан основателем классической немецкой философии И. Кантом [76]. Предпосылкой аксиологии в его философии явилось разведение сущего и должного, реальности и идеала. У него же впервые появилось понятие нравственной ценности. Нравственность, по Канту, ниоткуда не выводима, ничем не обосновывается, а наоборот - является единственным оправданием разумного устройства мира. Мир устроен разумно, так как существует нравственная очевидность. Такой нравственной очевидностью, не разложимой далее, обладает, например, совесть. Она действует в человеке, побуждая к определенным поступкам, хотя нельзя ответить на вопрос, почему совершается тот или иной поступок, поскольку поступок совершается не по той или иной причине, а по совести. То же самое можно сказать и о долге. Человек поступает согласно чувству долга не потому, что его что-то принуждает к этому, а потому, что в нем действует какая-то самопринуждающая сила. Он признал автономность и самодостаточность разума, что дало возможность противопоставить сферу нравственности сфере природы, сферу свободы - сфере необходимости. Однако в человеке эти сферы существуют вместе. Человек, как природное существо, как живая плоть, находится под влиянием природы. В этом отношении он несвободен. Но как познающий субъект, обладающий разумом, он свободен и следует своему разуму, который определяет его волю и практическое поведение. Его свобода в сфере нравственности покоится на априорных ценностях, создаваемых разумом. Ценности сами по себе не имеют бытия, не обладают физической данностью. У них есть только значимость, как некоторая идеальная истинность. Они суть требования разума, обращенные к человеку, к его воле. В качестве такой ценности у Канта выступает категорический императив — общезначимое нравственное предписание. В этом моральном предписании не содержится конкретных указаний на то, какие именно максимы должны выступать в роли принципов всеобщего законодательства. В нем определяется только форма морального поступка, исключающая корыстное поведение. Нравственно человек поступает лишь тогда, когда возводит в закон своих поступков долг перед человеком и человечеством и не требует какого-либо вознаграждения за свою моральность.

В аксиологической концепции религиозных ценностей баденской школы, детально разработаной Г. Риккертом, ценности разделяются на действенные и созерцательные [142]. Смысл первых заключается в действенном, активном отношении человека к мировому целому, которое рассматривается как совокупность взаимодействующих личностей во всем их индивидуальном различии и множественности, что позволяет выявить плюралистический характер осуществления ценностей. Смысл вторых заключается в созерцании мирового целого как безличного объекта, в контексте которого личность отождествляется с вещью, изымается из контекста межличностных социальных взаимосвязей, что позволяет говорить о монистической тенденции в ценностной реализации. Г. Риккерт интерпретирует действенные ценности как социальные, а созерцательные как асоциальные. При этом он выделяет широкий и узкий смысл понятия социального, относя к первому межличностное взаимодействие в его любых, в том числе религиозных формах, включающих и связь человека с Богом, а ко второму собственно социологический смысл, все многообразие отношений внутри социальных институтов семьи, государства, правовой, хозяйственной жизни и т. д. В понимании Г. Риккерта вопрос о смысле жизни неразрывно связан с проблемой ценности.

Человек отличается от всех остальных существ, тем, что он постоянно оценивает те или иные феномены: мироздание в целом, явления социальной реальности, факты собственной жизни по их значимости. Люди не просто пребывают в мире, каждый человек строит свою собственную жизнь, индивидуально, ориентируясь на своё личное решение вопроса о том, что есть благо. В этой связи можно сказать, что специфика человеческого бытия как раз и состоит в ценностном отношении к миру. В своей работе «Эпистемология ценностей» известный философ Л.А. Микешина пишет о том, что мир сам по себе не имеет ценностной определенности, ценности могут реализовываться в нем благодаря человеку-посреднику, который, «прилагая к миру ценностные критерии, способен придавать всему сущему ценностный смысл» [114, с.68].

Понятие «ценности» характеризует как предельные основания человеческого бытия, так и значение конкретных предметов и явлений для человека, групп или общества в целом. Такие коннотации данного понятия нередко противоречат друг другу, поскольку то, что является ценностью для одного человека, не является таковою для философии. Философской понимание ценности связано с анализом следующих проблем: во-первых, с пониманием самой сущности человека как самостоятельной ценности; во-вторых, с проблемой осознания и реализации ценности; в-третьих, с сопоставлением ценности с должным, с идеалом реальности. Ценности это предельные цели человека и общества. Хотя ценности и являются важнейшими ориентирами человеческой деятельности, все же проблема ценности как самостоятельный предмет исследования философии возник относительно недавно. Аксиология, занимающаяся этой проблемой, пока еще не создала классификацию ценности, не выстроила их четкую иерархию.

Интеллект как условие социальной адаптации и самоактуализации

Одной из важнейших особенностей исторического развития человечества в последние десятилетия является тенденция нарастания целостности и взаимозависимости современного мира. Она проявляется во всех сферах жизни общества, радикально меняет условия и характер социальной эволюции, причем эти изменения отличаются весьма противоречивым характером, имеют место как позитивные, так и негативные последствия. С одной стороны, расширяются возможности для плодотворного сотрудничества, обмена положительным опытом в глобальных масштабах, а с другой — явно прослеживается стремление ведущих мировых держав и их блоков навязать остальному миру свою модель развития, свою систему норм, стандартов и ценностей. Более того, происходящие социальные изменения отличаются очень высокой динамикой. Никогда прежде для подавляющего большинства человечества привычный мир не изменялся так быстро. Подвергается изменению буквально все - искусство, наука, религия, мораль, образование, политика, экономика, семейная жизни и т.д.

Радикальные и динамичные изменения в современном мире делают крайне актуальной необходимость адаптации к ним социальных субъектов (отдельных личностей и общества в целом). Иначе говоря, проблема социальной адаптации приобретает сегодня гораздо больший смысл, нежели раньше. Тем временем в экономике и политической жизни продолжаются разрушительные процессы, такие как террористические акты, растущая криминализация общества, институциализация коррупции, кризис науки и образования, «утечка умов» и т.д. Спонтанный характер социальных преобразований в современном российском обществе и соответственно сложно предсказуемые результаты этих изменений создают еще большие трудности для адаптации социальных субъектов (индивидов, организаций и групп) к новой социальной среде, что делает феномен социальной адаптации еще более важным.

Понятие «адаптация» (от лат. adapto — приспособление) имеет много интерпретаций и применяется в самых различных областях. Сначала оно появилось в биологии для описания процесса приспособления организмов к условиям их существования. В социологии в конце XIX и начале XX понятие «адаптация» стало использоваться представителями органической школы, которые проводили аналогии, формировали общие закономерности между развитием общества и эволюцией растительного и животного мира. Применительно к человеку адаптация понимается как деятельность, в результате которой человек приспосабливаясь, изменяет себя и условия окружающей среды. Среда воздействует на личность, которая избирательно воспринимает и перерабатывает эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а личность, в свою очередь, активно воздействует на среду. Такой механизм адаптации, складываясь в процессе социализации личности, становится основой ее поведения и деятельности. Важнейшая роль при этом принадлежит социальному интеллекту. Адаптируясь к нестабильным факторам и хаотическим воздействиям социальной среды, человек вынужден актуализировать свой интеллектуальный потенциал, сохраняя свою внутреннюю динамику и автономность за счет приобретения новых качеств и реализации традиционных. Вместо слова «адаптация» иногда используют понятие «самообучение». Если личность самостоятельно находит новое поведение в новых условиях, причём никто не учил ее этому поведению, то она способна к адаптации (к самообучению) [186]. Эта идея по-разному отстаивается различными философскими концепциями. Те из них, которые идут под флагом «нового гуманизма», выражают мысль, что в целом процесс адаптации оставляет за индивидом право самостоятельно принимать ответственное решение, способное обеспечить гармоничное социальное поведение личности [183]. Иначе толкуют идею адаптации представители неопрагматистской ориентации. Они считают, что главная задача адаптации -не стабильность, а самосовершенствование, постоянный рост, изменение индивида и общества [112].

Адаптация предполагает высокую ступень внутренней активности личности, формирует ее жизненные стратегии. Стиль жизни — это своего рода «жизненный план», уникальный для человека способ адаптации к жизни, реализация поставленных самим индивидом целей. От стиля жизни зависит, каким сторонам социализации человек будет уделять большее внимание, а какие будет игнорировать. Все его индивидуальные свойства и социальные качества организованы в единое целое и приобретают смысл в контексте стиля жизни. Каждому человеку предоставлена уникальная возможность создавать свой собственный стиль жизни на основе индивидуальных стратегий, деятельности, общения, поведения.

Различают три сферы человеческой адаптации: предметно-символическая, социальная и личностная. Предметно-символическая адаптация позволяет человеку успешно приспосабливаться к предметным и символическим системам и преобразовывать эти системы. В последнее время мы стали свидетелями быстрого изменения предметной и символической среды, вызванного развитием вычислительной техники. Этот вид адаптации обладает наибольшим значением для профессий типа «человек-машина» и «человек-знак». Интеллект заключается в способности создавать модели внешнего мира и оперировать с этими моделями. Именно эта способность принципиально важна для адаптации к окружающей предметной и знаково-символьной среде. Адаптация фактически заключается в том, чтобы строить свое поведение, сообразуясь со структурой предметного мира. Чем более сложной является предметная или символическая среда, чем более сложные отношения она заключает, тем большие требования предъявляет адаптация к интеллекту. Можно предположить, следовательно, что адаптационные процессы будут в наибольшей мере зависеть от интеллекта в сложной предметной или символической среде. Эмпирические исследования показывают, что влияние интеллекта в максимальной степени проявляется во взаимодействии с предметами или знаковыми системами и в минимальной — во взаимодействии с людьми.

Вторая сфера адаптации касается не внешних обстоятельств, а внутреннего мира человека. Личностная адаптация может быть определена как способность нахождения гармонии внутри собственных переживаний и перестройки в целях гармонизации своего внутреннего мира. Предоставляя человеку средства ориентировки во внешнем мире, интеллект (в противоположность креативности) уменьшает тревожность, он также позволяет использовать более развитые стратегии поведения.

Социальная адаптация есть приспособление к социальному окружению и способность это окружение формировать. Третий вид адаптации предполагает интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма, систему отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, организации досуга и отдыха, способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе [129]. Именно в сфере межличностных отношений замечено, что люди наиболее комфортно себя чувствуют при общении с равными себе по интеллекту [47].

Можно выделить два подхода к трактовке социальной адаптации. Первый рассматривает адаптацию как пассивный процесс приспособления человека к требованиям общества, к социальной сфере в целом. Во втором адаптация личности понимается как двухсторонний процесс взаимодействия субъекта и социальной среды. Социальная адаптация - врожденная и приобретенная способность человека к приспособлению. Уровень адаптации повышается или понижается под воздействием таких факторов, как самовосприятие, интеллект, творческие способности и реальный жизненный опыт человека [ПО].

Корреляция креативности и интеллекта в условиях современного общества

Исследователями проведен обширный цикл работ по выяснению связи креативности с уровнем интеллекта. Существует три подхода при ответе на вопрос, связаны ли между собой интеллект и креативность: 1) как таковой креативности нет, и главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты; 2) творческая способность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта; либо между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция; 3) высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей, и наоборот. В этом случае креативность есть лишь компонент общей умственной одаренности [62].

Взаимозависимость между интеллектуальными способностями и креативностью наблюдается только на высоком и выше среднего уровне развития. интеллекта. При показателях интеллекта ниже среднего и очень высоком эта связь не прослеживается, возможно, потому что в обоих случаях нет необходимости в интуитивных и аналоговых процессах, составляющих креативность, поскольку отсутствует мотивационный запрос. Но если в первом случае это связано с неразвитостью мыслительных действий или с отсутствием образного мышления, то во втором это скорее следствие виртуозного владения интеллектуальными способами и приемами, не предполагающего включения интуиции. Таким образом, можно предположить, что креативность и составляющие ее интуитивные и аналого-ассоциативные процессы дополняют интеллектуальные операции. В целом для решения мыслительной задачи важны как креативность, так и другие составляющие интеллекта. При этом они играют разную роль на различных этапах: количество гипотез, порождаемых индивидом при решении комплексной мыслительной задачи, коррелирует с креативностью, а правильность решения - с уровнем общего интеллекта.

В.Н. Дружинин, делает интересные предположения о влиянии креативности и интеллекта на творческую жизнь и долголетие личности. Продуктивно и долго живут люди с высокой креативностью и высоким уровнем интеллекта, который регламентирует, организует, дисциплинирует творческие процессы. В случае, когда креативность значительно преобладает над психологическими предпосылками к саморегуляции, творческие и жизненные силы иссякают сравнительно рано. Доминирование креативности над интеллектом может повлечь творческий спад и сокращение жизни. Напротив, высокий интеллект продлевает жизнь [63].

Другие исследователи категорично утверждают абсолютную несводимость креативности к интеллекту. Они утверждают, что творчество — это не адаптация к миру, а его преобразование. Причиной же творчества является именно дезадаптация человека, его неприспособленность к окружающему природному и социальному миру. Глубинной причиной любого человеческого творчества является первичное изначальное отчуждение человека от природы и мира в целом. Именно дезадаптированный, неприспособленный к окружающей реальности человек начинает творить, в глубине души своей, надеясь творчеством преодолеть отчуждение.

Согласно таким исследователям, как А. Адлер, Е. Торренс, В.Н. Дружинин, М.А Холодная, М.Г. Ярошевский и др. человек использует свои сильные стороны для развития слабых. Индивиду с высоким интеллектом для развития креативности использует те же принципы, какими он успешно пользуется для интеллектуальной работы. У человека с высоким уровнем интеллекта, интеллект и креативность существуют как два отдельных фактора. Высокий интеллект обеспечивает, прежде всего, адаптивную активность - приспособляемость человека к имеющемуся миру, а креативность - изменение этого самого мира, т.е., творчество. Такой человек для творчества использует те же стратегии, что и для развития интеллекта.

Прежде всего, он обращается к научениям, а не умозаключениям. Ученый, вместо того, чтобы пытаться догадаться, будет читать книги, старясь найти у предшественников не только в своей области, а также в других областях перспективную идею, а потом развивает ее в своей области. Речь идет не о плагиате, а о научении. Интеллектуал не присваивает себе чужой труд, он его развивает. Он берет неразвитую чужую идею и начинает вкладывать в нее деньги и время. Идею, которую можно разработать. Хорошая память, эрудиция, скорость мышления позволяют ему это осуществить.

При невысоком уровне интеллекта, человек неспособен увидеть перспективную идею. Для этого необходимо компенсационное развитие интеллектуальных способностей, опираясь на сильную сторону — творчество. По всей видимости, креатив использует для развития интеллекта те же стратегии, что и для творчества. Во-первых, вместо обучения он обращается к умозаключению, т.е., он не учится чему-то, а старается изобрести или придумать сам. Каждый креатив придумывает свой способ. Как правило, он не стремится вписаться в какое-либо существующее направление - он создает свое собственное, постепенно обрастая почитателями, учениками и подражателями. Креативу легче создать что-то свое, чем встроиться в существующие социальные структуры. Не сумев подстроиться к окружающей реальности, он создает свою, в которой он, как ее творец, изначально окажется вне конкуренции. Но, так или иначе, креатив должен овладеть необходимым багажом знаний. Иначе он будет творить в пустоте, изобретая велосипеды.

Выделяют несколько групп людей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решению жизненных проблем. Приведем возможные варианты соотношений, когда:

- Люди, обладающие высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью, уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку, обладают внутренней свободой и вместе с тем высоким самоконтролем, проявляют большой интерес ко всему новому и необычному, очень инициативны, при этом успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий, ориентированы на достижения и социально адаптируемы.

- Люди с низким уровнем креативности, но высоким интеллектом стремятся к успехам, отличным оценкам, но крайне тяжело переживают неудачи, можно сказать, что у них преобладает не надежда на успех, а страх перед неудачей. Они избегают риска, бояться высказывать свое мнение публично. Они сдержаны, скрытны и дистанцируются от окружающих. У них мало друзей, они не любят быть предоставлены самим себе и страдают без внешней оценки своих поступков.

- Люди со средним уровнем интеллекта и высоким уровнем креативности часто попадают в категорию «изгоев», плохо приспосабливаются к социальным требованиям, часто имеют необычные хобби и увлечения, где они в свободной обстановке могут проявить свою креативность. Они часто тревожны, страдают от «комплекса неполноценности». «Странные фантазеры», они не понятны окружающим.

Такие люди являются идеалистами по стилю мышления, склонны к интуитивным или глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблемы; ориентированы на творческое отношение к делу, формулирования новых идей; ценят свободу и независимость от окружения.

- Люди с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держаться в «середнячках» и довольны своим положением. Они имеют адекватную самооценку, низкий уровень познавательных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью, но у них слабый, а порой отсутствует социальный интерес [205].

Похожие диссертации на Интеллект и креативность как факторы самоактуализации человека в инновационном обществе