Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исламская составляющая российской идентичности Амиров Яхя Байсарович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Амиров Яхя Байсарович. Исламская составляющая российской идентичности : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Амиров Яхя Байсарович; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ].- Москва, 2009.- 29 с.: ил. РГБ ОД, 9 10-2/1244

Введение к работе

За последние десятилетия взаимозависимость существующих государств значительно возросла Глобализация уже достигла таких масштабов, когда всем стало ясно, что в одиночку решать нынешние проблемы даже самые богатые государства не в состоянии, и что пока не будут решены проблемы затрагивающие интересы всех государств, установление нормальных взаимоотношений между всеми государствами и народами планеты невозможно Даже успешное решение национальных проблем отдельными государствами не вселяет этим странам уверенности в том, что им ничего не грозит в будущем Сказанное наглядней всего проявилось в ходе нового мирового финансово - экономического кризиса 2008-2009г, тяжелые последствия которого не миновали ни одну из стран мира

Для сегодняшней России, как полагает автор диссертационного исследования, проблема актуальности не вообще идентичности, а конкретной российской идентичности, была обусловлена двумя видами причин внешними и внутренними Первые, по нашему мнению, вызваны процессом мировой глобализации, в котором Россия - одна из участниц процесса Под влиянием этой глобализации неизбежно меняется представление об идентичности Национальные особенности отдельных стран начинают отступать на второй план, тогда как на первый план выходят черты, сближающие все страны между собой

Внутренней причиной изменения былого представления о
своей идентичности стал распад Союза, справедливо

рассматриваемого в качестве единого Отечества для всех граждан

СССР Это вызывает сегодня у людей вопросы типа кто есть мы, куда мы движемся и что нас всех ждет в будущем7 В последнее время вышло немало работ, посвященных проблеме идентичности в целом, а российской идентичности в особенности, на которую автор настоящего диссертационного исследования опирался в процессе ее написания

Изменившаяся после распада СССР одновременно и международная и внутренняя ситуация в стране вызвала необходимость поиска ответа на непростой вопрос, что есть российская идентичность В Советском Союзе основным понятием для идентификации многочисленных этносов в составе единого государства выступало как известно понятие «советский народ» И стоит заметить, что это понятие выражало вполне конкретное содержание, сложившееся за семьдесят лет совместного проживания на одной территории особой социальной общности, которой теперь нет, как и нет того государства, в котором она впервые сформировалась Но на месте прежней социальной общности -советский народ, возникает другая - россияне, отвечающая нынешней ситуации В состав россиян входит немалое число этносов, исповедующих, к примеру, ислам, иначе говоря, россияне - эта не та общность, с которой до революции ассоциировала себя основная часть населения российской империи

Диссертант убежден и пытается обосновать это на протяжении всей работы, что в сегодняшней России лица, принадлежащие к исламской конфессии, должны ощущать себя равноправными гражданами единого ныне существующего российского государства.

Степень научной разработанности проблемы.

Для философии проблема идентичности не представляется совсем уж новой. Хотя термин идентичность появился в Новое время, вопросы идентичности на разных этапах развития философской мысли получили свое отражение в категории тождества Проблемой тождества занимались многие мыслители, начиная с эпохи античности. В античности и средневековой философии вопросы тождества рассматривались как проблемы метафизического порядка. Традиция наделения «тождества» фундаментальным его значением восходит к Аристотелю (тождество в онтологии и гносеологии)

Первые попытки анализа феномена тождества мы обнаруживаем в трудах философов Нового времени Р. Декарта, Д Юма, Дж. Локка (термин тождества употреблялся к проблеме человеческого сознания), И Канта, И Фихте (тождество в процессе познания), а наиболее углубленную феноменологическую разработку данная проблема находит в трудах Ф Шеллинга (тождество в отношении сознания и самосознания) и Гегеля1 (тождество как характеристика абсолютного духа)

В дальшейшем австрийский ученый 3 Фрейд2 выдвинул теорию психоанализа, поставившую под сомнение теорию одномерной модели самотождественного «Я», как несущей конструкции субъективности В структуру психики Фрейд вводит

'Р Декарт Рассуждение о методе, Декарт Р Размышления о первой философии /Соч в2т-Т2-

М 1994, Локк Д Опыт о человеческом разумении / Сочинения в 3-х томах -T 1 -М, 1985,

Кант И критика чистого разума - Мн, 1998, Антропология с прагматической точки зрения / Кант

И Избр В 3 T - Калининград 1998, ШеллингФВИ Система трансцендентального идеализма -

М , 1936, Гегель Г Ф В Сочинения Т 6 - М, 1959, Гегель Г В Ф Энциклопедия философских

наук-Ч 1-М, 1975,

2 Фрейд 3 Введение в психоанализ Лекции -M, 1989,

уровень бессознательного - как принципиально несводимый к сознательному, но при этом оказывающий на него реальное воздействие

Проблема идентичности, получив разработку в классических трудах вышеперечисленных представителей философской мысли, были продолжены в постклассической3 философии XX в

Идею автономизированного разума в психоанализе подверг пересмотру П Рикер Он предложил опыт герменевтического толкования бессознательного через другой субъект Решающим моментом здесь является то, что факты, относимые анализом к бессознательному, имеют значение для другого

Междисциплинарный подход к проблеме идентичности нам демонстрирует Э Эриксон По его мнению проблема идентичности должна исследоваться совокупностью общественных дисциплин. Он разработал свою концепцию на основе своего богатого практического опыта как практика - клинициста, историка, политолога и этнографа

Важный вклад в исследовании проблем идентичности внесли Дж Морено (идея спонтанности), Дж. Марсиа (идентичность -структура или внутренняя самосоздающаяся, динамическая организация потребностей, убеждений, способностей и индивидуальной истории) П. Бергер (идентичность в диалектической взаимосвязи с обществом) и Д Гофман4 (проблема социальной

3 Рикер П Конфликт интерпретаций - M, 1995, Эриксон Э Идентичность юность и кризис - М,
1996, Эриксон Э Детство и общество - СПб, 1996,

4 Морено Дж Театр спонтанности - Красноярск -1993, Гофман И Представление себя другим в
повседневной жизни -М, 2000, Гофман И Стигма Заметки об управлении испорченной
идентичностью Часть 2 Контроль над информацией и социальная идентичность // Русский
социологический форум -№1-4,

идентичности - виртуальная идентичность индивида может не совпадать с его истинной идентичностью)

Наиболее близких нам по времени ученых, уделивших особенное внимание изучению проблемы идентичности, можно выделить таких ученых как Ю. Хабермас («Я-идентичность» как совокупность социальной и личностной идентичностей. Эти две сферы постоянно пребывают в состоянии взаимодействия), В Хесле (время - фундаментальное свойство идентичности), А Гидценс5 (идентичность как проблема мира и истории)

Среди отечественных ученых исследованием проблем идентичности активно, и на наш взгляд, вполне удачно, занимался Ильин И А6, а также современные философы Антонова Н В (в рамках когнитивной школы психологии), Делокаров К X, Зотова О М, Ильин В В, Малахов В С, Межуев В Н (в рамках общей теории культуры), Моисеев Н Н, Мчедлов М П7 и др

Абушенко В Л Идентичность // Новейший философский словарь- Минск, 2000, Новая философская энциклопедия В 4-х томах-т 2 М,2001, Бергер П.ЛукманТ Социальное конструирование реальности Трактат по социологии знания - М «Медиум», 1995, Кон И С, Шалин Д Н, Д Г Мид и проблема человеческого Я //Вопросы философии -1969 -№12, Мид Дж От жеста к символу // Американская социологическая мысль -М, 1994, Хайдеггер М Европейский нигилизм// Хайдеггер М Время и бытие -1993, Сартр Ж-П Проблемы метода -М, 1994, Сартр Ж-П Экзистенциализм- это гуманизм// Сумерки богов -М ,1990

5 Хабермас Ю Демократия Разум Нравственность -М , 2000, Бурдье П Структура, габитус,
практика // Журнал социологии и социальной антропологии -Т 1 -1998 №2, Бурдье П
Кодификация//БурдьеП Начала-М, 1997,Хесле В Кризис индивидуальной и коллективной
идентичности // Вопросы философии -1994 -№10,

6 Ильин И А Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека - СПб, 1994, Ильин
И А О русской идее // Русская идея - М, 1992

7 Антонова H В Проблема личностной идентичности в интерпретации современного
психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии// Вопросы психологии -1996 - №1,
Малахов В С Неудобство с идентичностью / Вопросы философии 1998 - №2, Моисеев H Н Есть
у России будущее'' Попытка системного анализа проблемы выбора - М, 1996, Ильин В В К
пониманию российской цивилизации // Обновление России трудный поиск решений Годичные
научные чтения «Российская цивилизация этнокультурные и духовные аспекты» - Вып 7-М
РНИСиНП, 1999 Моисеев H H Цивилизация на переломе Пути России - М , 1996, Мчедлов

М П Российская цивилизация (этнокультурные и духовные аспекты) // Обновление России трудный поиск решений Годичные научные чтения «Российская цивилизация этнокультурные и

Проблема идентичности также исследовались на кафедре философии Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации Масловым А А, Зайцевой А С при написании кандидатских диссертаций

Объектом диссертационного исследования являются взаимоотношения многочисленных этносов и конфессий в рамках сегодняшнего российского общества

Предметом исследования выступает исламский элемент в российской идентичности

Цель исследования заключается в исследовании специфики содержания российской идентичности на нынешнем этапе отечественной истории, с учетом исламской составляющей

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

- проследить эволюцию становления понятия идентичность,

- дать развернутую характеристику понятия российской
идентичности и определить в ней исламскую составляющую,

- выявить содержание исламской составляющей российской
идентичности и определить траекторию эволюции данной
составляющей;

- на основании междисциплинарного подхода сформулировать
определение понятия «исламская составляющая российской
идентичности»

духовные аспекты» - Вып 7-М РНИСиНП, 1999, Делокаров К X Идентификация России в глобализирующемся мире // Глобализация - Москва Изд РАГС, 2008, Зотова О М Идея европейского единства и национальная идентичность // Вестник Московского университета Сер 18 Социология и политология - 1993,№4

Научная гипотеза диссертационного исследования

заключается в том, что российская идентичность является таким же объективным фактором сегодняшней реальности, как скажем, американская, японская, немецкая, французская и все другие подобного рода идентичности Носителем же ее выступает российский этнос, включающий в себя все многочисленные этносы, проживающие на территории Российской Федерации, в том числе и этносы, традиционно исповедующие ислам

Теоретическую и методологическую основу

диссертационного исследования составили концепции и гипотезы авторов, в центре внимания которых стояли философские категории единства и многообразия, тождества и различия, общего и специфического, необходимого и случайного Проблему российской идентичности автор диссертационного исследования стремился решить в процессе диалектического осмысления как хода всемирно-исторического развития в целом, так и особенностей развития конкретной российской цивилизации

Научная новизна исследования состоит в том, что постановка проблемы российской идентичности ставится в совершенно новой ситуации, когда интенсивно протекает процесс глобализации и вопросы национальной идентичности нередко оцениваются как устаревшие В числе полноправных граждан России появляется определенный класс людей, который идентифицирует себя как мусульмане, в то время как до этого в течении многих столетий существования российской государственности к нему традиционно

причисляли только лиц, принадлежащих к славянскому этносу, и, исповедующих основную религию страны - православие

Положения выносимые на защиту.

Проблема российской идентичности в качестве исходного положения своего решения основывается на констатации того, что Россия есть особый тип цивилизации, имеющий свою многовековую историю

Российская цивилизация и российская идентичность на протяжении ее тысячелетней истории не оставались неизменными Длительное время ведущим системным элементом российской идентичности выступала принадлежность основной части населения страны православию Тут необходимо сказать, что и ныне элементы идентичности, не связанные со славянским этносом и православием, пока не стали системными элементами российской идентичности

После Октябрьской революции религиозные составляющие российской идентичности системные и несистемные постепенно утрачивали свою значимость За годы советской власти сформировалась новая социальная общность - советский народ, объединившая вокруг русского этноса многочисленные этносы, проживавшие на территории в прошлом российской империи, одни из которых были насильственно присоединены к России, а другие добровольно вошли в состав российского государства С одной стороны, понятие «советский народ» достаточно адекватно отразил сам факт существования новой культурно-исторической общности в СССР, с другой, произошла унификация религиозных, национальных и других различий, народов, этносов, входивших в состав СССР

Из многочисленных российских конфессий на сегодняшний день наиболее интенсивно возрастает влияние ислама Число последователей этой религии растет ныне значительно более быстрыми темпами, в то время как численность сторонников православия не показывают тенденцию к возрастанию. Учитывая рост населения, исповедующих исламскую религию, можно уверенно говорить об исламской составляющей российской идентичности Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическое значение работы состоит в концептуальном осмыслении сущности российской идентичности, что исключительно важно как при выработке верного политического курса, так и во внутренней и во внешней политике России

Материалы диссертации могут быть использованы при чтении лекционных курсов по социальному управлению

Апробация работы.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии Российской академии государственной службы при Президенте РФ (протокол заседания №6 от 30 06 2009г.) Ее основные результаты нашли отражение в трех научных публикациях 2 статьи опубликованы в журналах рекомендованных ВАК РФ «Российская идентичность в современном глобализирующемся мире» и «Конфессиональная составляющая социокультурной матрицы России», а также в других изданиях 1 статья на тему «Конфессиональный портрет России»

Структура работы определяется логикой исследования поставленной проблемы, целей и задач исследования

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, в каждом из которых по три параграфа, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Исламская составляющая российской идентичности