Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Истоки и сущность русского национального менталитета : Социально-философский аспект Трофимов Валерий Кириллович

Истоки и сущность русского национального менталитета : Социально-философский аспект
<
Истоки и сущность русского национального менталитета : Социально-философский аспект Истоки и сущность русского национального менталитета : Социально-философский аспект Истоки и сущность русского национального менталитета : Социально-философский аспект Истоки и сущность русского национального менталитета : Социально-философский аспект Истоки и сущность русского национального менталитета : Социально-философский аспект Истоки и сущность русского национального менталитета : Социально-философский аспект Истоки и сущность русского национального менталитета : Социально-философский аспект Истоки и сущность русского национального менталитета : Социально-философский аспект Истоки и сущность русского национального менталитета : Социально-философский аспект Истоки и сущность русского национального менталитета : Социально-философский аспект Истоки и сущность русского национального менталитета : Социально-философский аспект Истоки и сущность русского национального менталитета : Социально-философский аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Трофимов Валерий Кириллович. Истоки и сущность русского национального менталитета : Социально-философский аспект : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11.- Екатеринбург, 2000.- 286 с.: ил. РГБ ОД, 71 01-9/156-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Национальный менталитет как социально-философская проблема 19

1.1. "Нация" как категория социальной философии 20

1.2. Проблема менталитета народов в истории философии и этнопсихологии 38

1.3. Менталитет нации в свете современных социально-гуманитарных наук 57

Глава 2. Истоки русского национального менталитета 88

2.1. Цивилизационные предпосылки самобытности русского менталитета и влияние на него природной среды 89

2.2. Геополитические и этнические корни русского национального менталитета. 109

2.3. Авторитарная государственность и община как социальные детерминанты русского национального менталитета 122

2.4. Роль православия в становлении русского народа и его менталитета 139

Глава 3. Сущность русского национального менталитета и ее социально-культурные проявления 164

3.1. Парадоксальность ментальных проявлений и безмерность жизненного порыва 167

3.2. Стремление к абсолютным ценностям и созерцание сердцем 183

3.3. Национальная стойкость и любовь к свободе 200

3.4. "Мы" - психология и всечеловеческая толерантность 220

Заключение 243

Библиографический список 252

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Настоящая работа анализирует социально-философский смысл русской формы национального менталитета, под которым автор понимает присущие национальной общности устойчивые коллективные представления о мире, реализующиеся в установках на предрасположенность к усвоению определенных социокультурных ценностей и норм, что влияет на специфику поведения людей, социальные отношения и культуру.

В истории человечества активными действующими силами выступают народы со специфическими чертами национального менталитета и с изменяющимся в ходе исторического действия статусом среди других народов нашей планеты. Не сбываются прогнозы относительно уменьшения роли национального фактора в связи с глобализацией экономических и политических процессов, ибо, начиная со второй половины XX века, резко усиливается влияние этнических процессов на ход мировой истории. К числу народов, оказавших наиболее глубокое влияние на ход мировой истории в новейшее время, относится и русский народ. XX век войдет в историю и как период взлета русской нации в различных областях материальной и духовной культуры, и как эпоха истощения и надлома сил русского народа, вылившаяся в распад мировой сверхдержавы -СССР, а также в последовавший за этим процессом упадок российской государственности.

Современный национально-государственный кризис настоятельно ставит перед социально-гуманитарными науками, включая социальную философию, вопросы, ответы на которые позволяют глубоко оценить не только историческое прошлое России, но и реалии ее сегодняшнего бытия. Сегодня более чем актуален вывод, сделанный Н.В. Гоголем:

"Велико незнанье России посреди России". Одно из направлений преодоления этого незнания предполагает обращение к современному осмыслению национальных особенностей ментальных черт русского народа, для обозначения которых в научной и публицистической литературе используются содержательно близкие, по мнению автора, термины "душа народа", "дух народа", "национальный характер", а в последние годы - "национальный менталитет".

Обращение к теме менталитета есть один из путей качественного обновления российского обществоведения, поскольку в результате этого открывается дорога к изучению новой проблематики, которая еще недавно либо игнорировалась, либо считалась не заслуживающей научного анализа. Теория менталитета позволяет гуманизировать исторический процесс, и преодолеть крайности вульгарно-материалистического подхода к истории с его абстрактными и безличными схемами экономического детерминизма, в результате чего терялся человек с его внутренней жизнью и проблемами. Исторический процесс обусловлен не только экономикой и противоборством объективных социально-классовых интересов, но и воздействием менталитета социальных групп, в том числе национального менталитета. Ментальная составляющая исторического процесса для социальной философии является важнейшей, если понимать под философией полное и всестороннее учение о человеке и его отношении к внешнему миру.

По нашему мнению, исследование особенностей русского национального менталитета дает возможность более глубокого проникновения в смысл отечественной истории, понимания истоков российской государственности, осознания силы и слабости русского народа как государственно-несущей этнической составляющей России. Обращение к русскому менталитету позволяет отчетливее осознать сущность и своеобразие русской культуры, ибо национальные культуры в конечном итоге

есть не что иное, как внешнее проявление скрытой внутренней сущности - ментальности этносов и наций. Менталитет помогает системному анализу российской истории и русской культуры, поскольку он является одним из фундаментальных системообразующих факторов российского общества.

Обращение к теме русского менталитета помогает глубже осознать причины фактической неудачи "большого скачка" России в капитализм на исходе XX столетия. Либеральные рыночные реформы, проведенные в соответствии с западными экономическими моделями, оказались малоэффективными в России, поскольку натолкнулись на сопротивление ментальной специфики страны. Без учета менталитета не может быть эффективной экономической политики, а также современного менеджмента - науки об управлении, в основе которой лежат "человеческие отношения", включающие и национальный аспект.

Трудно переоценить значение менталитета в поисках новой национальной идеи, которая стала бы объединяющей и привлекательной для расколотого российского общества. Понимание ментальной специфики России актуально в деле патриотического и нравственного воспитания молодежи, а также в преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла в средних и высших учебных заведениях страны.

Сегодняшняя Россия стоит на историческом распутье и, как никогда, нуждается в современной концепции экономического, социально-политического, духовно-нравственного развития. Эта концепция должна соответствовать реалиям сегодняшнего дня - Россия должна быть открытой страной, и в тоже время эта концепция не должна порывать с прошлым. Россия за свою тысячелетнюю историю выработала немало ценностей, в том числе ценностей ментальных, которые заслуживают того, чтобы стать достоянием не только прошлого, но и будущего. Менталитет обеспечивает связь времен и преемственность поколений, он явля-

6 ется залогом того, что Россия в состоянии преодолеть сегодняшний системный социальный кризис и найти в себе силы занять достойное место в мировом сообществе наций.

Степень разработанности проблемы.

Вопросы происхождения и сущности русского национального менталитета - ярко выраженная комплексная тема, которая находит свое выражение, по крайней мере, в трех группах литературных источников. Прежде всего, она отражена во многих общественных и гуманитарных науках: этнологии, социальной психологии, этнопсихологии, социологии, истории, политологии и т.д. Помимо науки, данная тема является предметом размышлений деятелей православной церкви, литературы и культуры и находит свое отражение, как в художественном творчестве, так и в публицистике. Наконец, тема своеобразия русского национального менталитета широко представлена в фольклоре (сказки, былины, мифы, анекдоты, пословицы, поговорки, частушки, песни). Задача социально-философского исследования состоит в том, чтобы органически соединить все три группы источников и дать на этой базе интегральную картину русского национального менталитета. На наш взгляд, именно социально-философский подход, реализацией которого выступает данная диссертационная работа, позволяет проникнуть в глубинную сущность русского менталитета и в его многообразные социально-культурные проявления.

Национальный менталитет есть один из признаков нации, поэтому необходимо сказать о научных изысканиях в области теории этносов и наций. Здесь можно отметить работы Ю.В. Бромлея, М.Н. Руткевича, Р.Г. Абдулатипова, В.А. Тишкова, Ю.П. Андреева, В. Козлова, X. Орте-ги-и-Гассета, Л.С. Мамута, В.В. Бабакова и В.М. Семенова, А.Г. Здраво-мыслова, Э.В. Тадевосяна, Н.Н. Целищева, Н.Г. Скворцова, B.C. Грехне-ваидр.

Впервые научная постановка темы национального менталитета наблюдается в философии и науке Нового времени. Объектом рассмотрения становятся понятия "душа народа", "национальный характер", "дух народа". Следует выделить труды Ш. Монтескье, Д. Юма, К. Гельвеция, И. Гердера, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Г. Штейнталя и М. Лацаруса, Г. Лебона, А. Фуллье, В. Вундта. В их работах можно найти первые определения сущности национального характера, размышления о влиянии природно-климатических условий и политических факторов на особенности характера народов, наблюдения за проявлением национального менталитета в особенностях социальной жизни и культурном творчестве наций и народов, первый опыт компаративистики - сравнения характера различных народов.

В XX веке исследование теоретических и методологических проблем национального характера и национального менталитета получает широкое распространение в различных областях научного знания. Можно назвать работы таких отечественных и зарубежных авторов как Г.Г. Шлет, О. Бауэр, Г. Дуийкер и Н. Фрийд, П.А. Сорокин, Э. Фромм, И.С. Кон, Ю.В. Бромлей, Н.О. Лосский, А.И. Солженицын, Г.М. Андреева, З.В. Сикевич, Э.А. Баграмов, А. Кардинер, А. Инкельс и Д. Левинсон, ПИ. Гнатенко, Н.Д. Джандильдин, В.Г. Николаев и др. Начиная со второй половины XX столетия национально-психологическая специфика народов все чаще исследуется с помощью категории "менталитет". В исследование проблемы менталитета, разновидностью которого является национальный менталитет, внесли вклад такие авторы, как Ж. Ле Гофф, Ж. Ревель, М. Вовель, Д. Филд, Г. Гетц, А.Я. Гуревич, П.С. Гуревич, И.Г. Дубов, Б.Ф. Марков, Е.А. Ануфриев и Л.В. Лесная, В.В. Козловский, Ж. Дюби, В.И. Плотников, Т.Г. Стефаненко, М.Ю. Шевяков, А.А. Веремьев, Л. А. Шумихина, А. А. Петраков, А.И. Рёдель и др. Работы этих и других ученых показывают важное значение менталитета в жизнедеятельности

народов и дают методологический базис для исследования сущности и своеобразия русского национального менталитета.

Русский национальный менталитет составляет смысловой фокус самостоятельной российской цивилизации и для его понимания требуется исследовать сущность цивилизационного подхода и специфику российской цивилизации. Ответы на эти проблемы можно найти в трудах Н.Я. Данилевского, А. Дж. Тойнби, О. Шпенглера, С. Хантингтона, Л.Н. Гумилева, К.Н. Леонтьева, Н.С. Трубецкого, И.Н. Ионова, А.С. Ахиезе-ра, Ю.Г. Ершова, В.Г. Нестерова и В.И. Мельник, В.Ф. Шаповалова и др.

Формирование менталитета русского народа происходило под мощньш влиянием четырех основных сил: природных условий, особенностей социальной жизни, православной религии, специфических особенностей национального воспитания. Роль природных факторов раскрывается в работах А.С. Хомякова, И.Г. Гердера, В.О. Ключевского, В.Г. Белинского, Н.С. Трубецкого, И.А. Ильина, Р. Пайпса, Д.С. Лихачева, О. А. Платонова, Л. Милова, Л. Смирнягина. Влияние особенностей социальной жизни, связанное прежде всего с авторитарным устройством государственной власти и общинным образом жизни, показано В.О. Ключевским, И.В. Киреевским, А.И. Герценом, К.Д. Кавелиным, И. А. Ильиным, Н-А. Бердяевым, Ф.Ф. Нестеровым, О.А. Платоновым, А.О. Бороноевым и П.И. Смирновым, А. А. Зиновьевым. Воздействие православия на душу русского народа раскрыто в трудах И.В. Киреевского, П.Я. Чаадаева, Г.В. Флоровского, И. Экономцева, А. Шмемана, А. Ель-чанинова, В.Ф. Эрна, П.А. Флоренского, С.Н Булгакова, А.В. Карташе-ва, Г.П. Федотова, Б.П. Вышеславцева, П.И. Новгородцева, И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, митрополита Иоанна, С.З. Гончарова. Особенности российской национальной системы воспитания и образования нашли отражение в работах К.Д. Уншнского, И. А. Ильина, Э. Эриксона, В.И Копа-лова, И.Я. Лойфмана, А.И. Минакова, А.П. Ветошкина, Г. Ризз. Работы

указанных и других авторов дают целостную картину детерминант, под влиянием которых формируются специфические черты русского национального менталитета.

Сущность русского национального менталитета многогранна, т.е. представляет собой сложное сочетание взаимосвязанных ментальных качеств. Крайняя противоречивость менталитета исследована в работах Ф.М. Достоевского, Н.А. Бердяева, С. А. Аскольдова; чувственно-созерцательный строй русского менталитета показан Н.А. Бердяевым, И.А. Ильиным, Ф.М. Достоевским, А.С. Пушкиным; безмерность национального менталитета подчеркивают Ф.М. Достоевский, И. А. Ильин, И.О. Лосский, СМ. Соловьев, А.К. Толстой; стремление русского народа к абсолютным ценностям исследовано Ф.М. Достоевским, Н.А. Бердяевым, И.А. Ильиным, Н.О. Лосским, Л.П. Карсавиным, Л.Н. Толстым, В.М. Князевым; национальная стойкость в специфической русской форме своего проявления отражена в творчестве Ф.М. Достоевского, И.А. Ильина, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, Ф.И Тютчева, А.Н. Толстого; "мы" - психологический срез менталитета русского народа вскрыт в работах А.С. Хомякова, НА. Бердяева, С.Л. Франка, Н.О. Лосского, Г.В. Флоровского; специфически русское понимание свободы нашло отражение в творчестве Ф.М. Достоевского, И. А. Ильина, Н.О. Лосского, А. С. Пушкина, Г. Померанца; о всечеловечности и связанном с нею мессианизме говорят Ф.М. Достоевский, НА. Бердяев, B.C. Соловьев, А.А. Блок, В. Шубарт, Ф.Ф. Нестеров, В.Ш. Сабиров и др. Различные грани русского национального менталитета отразились в структуре русского языка и в устном народном творчестве, в связи с чем сохраняют свое непреходящее значение работы В.И. Даля.

Русская культура испытывает на себя мощное влияние особенностей национального менталитета. Ученые и философы пишут о проявлениях национального менталитета в различных областях материальной и

духовной культуры: в философии (В.В. Зеньковский, А.Ф. Лосев, Б.В. Емельянов, Т.П. Худякова и др.); в литературном творчестве (В.И. Копалов, В.И. Колосницын, В.П. Скобелев, Е. Черносвитов В.А. Недзвецкий и др.); в науке (Н.В. Бряник, Г. Гачев, А.В. Юревич, Т.Д. Марцинская и др.); в фольклоре (А.Н. Афанасьев, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, А.К. Бычков, Л.В. Лозовская, В.Й. Верховина, О.А. Петренко и др.); в экономике (К.П. Стожко, ИВ. Грошев, Л. Мясникова и др.); в народном искусстве (И.В. Кондаков, Н.В. Гоголь, Л.Н. Пушкарев, В.И. Белов и др.).

Для понимания смысла данной диссертационной работы немаловажное значение имеет научная школа, в рамках которой формировалась интеллектуальная биография автора. Это труды представителей уральской школы философии: М.Н. Руткевича, К.Н. Любутина, И.Я. Лойфма-на, Л.Н. Когана, В.И. Плотникова, В.И. Копалова, Д.В. Пивоварова, В.В. Кима, Б.В. Емельянова, В.Е. Кемерова, А.Ф. Еремеева, М.М. Шишкова и многих других ученых.

Таким образом, проблема русского национального менталитета является предметом пристального внимания отечественных и зарубежных авторов. В рамках русской философии эта тема является своеобразной "вечной" проблемой, ибо она пронизывает всю ее историю.

Однако, по мнению автора, русский национальный менталитет еще недостаточно глубоко исследован с позиции специального социально-философского подхода. Этот пробел в области социальной философии призвана восполнить данная диссертационная работа. Тема диссертации нуждается в дальнейшей разработке, поскольку в представленном варианте видения проблем русского национального менталитета она еще не была предметом специального научного исследования.

Цель и задачи исследования.

Основная цель работы - социально-философское исследование истоков и специфической сущности русского национального менталитета.

11 Для достижения поставленной цели предполагается реализовать следующие задачи:

посредством анализа русской формы национального менталитета отразить всеобщее - роль менталитета в социальных процессах;

определить социально-философский статус категории "нация" и место национального менталитета в системе ее основных признаков;

реконструировать эволюцию философских и научных взглядов, анализирующих проблему национального менталитета;

провести категориальный анализ национального менталитета для установления его научного социально-философского статуса;

исследовать источники детерминации русского национального менталитета на базе трех способов философствования (натурализма, со-циоцентризма, теоцентризма);

дать целостную картину воззрений отечественных мыслителей на проблему специфических особенностей русского менталитета;

выделить основные сущностные качества русского национального менталитета;

показать социально-культурные проявления русского национального менталитета и его влияние на специфику исторического развития России.

Методологическая основа и теоретические источники исследования.

Исходным концептуальным методом исследования выступает диалектический принцип единства исторического и логического, суть которого состоит в раскрытии соотношения между исторически развивающимся объектом и его отражением в теоретическом сознании. Применительно к данной работе историческое есть процесс становления объекта исследования - русского национального менталитета, а логическое - рациональное воспроизведение этого развитого объекта в его существен-

ных качествах и многообразных социально-культурных проявлениях. На наш взгляд, использование именно этого метода дает возможность выявить сущностные качества русского менталитета на основе предварительного анализа его детерминационной обусловленности специфическими условиями исторического бытия русского народа. Своеобразным методологическим эталоном в использовании этого метода для нас является работа И.А. Ильина "Сущность и своеобразие русской культуры". Логическое постижение качественных признаков души русского народа И. А. Ильин предваряет историческим анализом тех уникальных природных, социальных, культурных и религиозных факторов, которые во многом предопределили своеобразный душевный облик - менталитет русского народа.

Следовательно, принцип единства исторического и логического, как один из компонентов диалектического метода, служит методологическим ключом постижения сущности и закономерностей функционирования такого сложного феномена социальной и духовной жизни, каким является русский национальный менталитет.

Другим методом, который играет фундаментальную роль в процессе социально-философского исследования русского национального менталитета, является диалектический принцип противоречивости, который исходит из идеи познания объектов на основе изучения их противоречивой внутренней сущности. Принцип противоречия используется на всех стадиях диссертационной работы, однако особенно важную роль он приобретает при анализе специфической сущности русского национального менталитета и его социально-культурных проявлений. Методологическим ориентиром в этом плане для нас являются размышления Н.А. Бердяева об антиномичности души русского народа. Применение принципа противоречия позволяет дать объективную, неприукрашенную и взве-

шенную характеристику русского национального менталитета, учитывающую как его сильные, так и слабые стороны.

Важное методологическое значение в работе принадлежит также принципу относительности, согласно которому черты менталитета народов носят общечеловеческий характер, не могут быть жестко привязаны к одному народу, и поэтому речь может идти лишь о степени выраженности и своеобразных особенностях проявления общечеловеческих ментальных свойств у различных народов. Поэтому исследование русского национального менталитета имеет не только локальное узконациональное, но и общечеловеческое значение, так как через анализ особенностей русского менталитета можно глубже понять всеобщее - менталитет как сущностную характеристику наций, которые выступают активными субъектами исторического процесса. Тем самым понятие "национальный менталитет" приобретает статус самостоятельной категории современной социальной философии, обладающей важным научным и эвристическим значением.

Теоретическим источниковедческим базисом исследования является, прежде всего, творческое наследие русской философии. В русской философии присутствует много тем, которые заслуживают внимания в современных условиях. Однако в современных историко-философских трудах, посвященных русской философии, упускается из виду одно из ключевых направлений теоретических изысканий русских философов -проблема своеобразия и сущности русского национального менталитета. Русская философия, о чем не следует забывать, представляет собой метафизический уровень национального самосознания, который дает толкование глубинных субстанциональных основ национального менталитета. Проблема сущности и своеобразия менталитета русского народа проходит красной нитью через всю историю русской философии: она присутствует у славянофилов (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, КС. Ак-

саков, И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др.) и западников (П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский и др.), является одной из ключевых в творчестве Ф.М. Достоевского, представителей серебряного века русской философии, философов послеоктябрьского русского зарубежья. Внимательное герменевтическое прочтение творческого наследия русских философов, через призму их пристального интереса к национальной проблематике, является теоретико-методологическим ключом к объяснению сущности и своеобразия русского национального менталитета, а вместе с тем, специфики исторической судьбы России и русского народа.

Научная новизна исследования.

Автор видит научную новизну положений, выносимых на защиту, в следующем:

1. Национальный менталитет впервые исследуется как диалектическое единство сущности и явления, где сущность есть этнически окрашенные коллективные представления о мире, доминирующие у членов нации, а явление - особенности деятельности народов, а также их отражение в продуктах материальной и духовной культуры. Такое понимание позволяет по-новому взглянуть на проблему национального менталитета как на органическое единство субъективной и объективной стороны жизнедеятельности наций. Как сущность национальный менталитет - это внутренняя, субъективная сторона жизнедеятельности нации в виде самой стабильной части (ядра) национальной психологии, а как явление он есть объективация этой сущности в деятельности народов и ее продуктах. Изучение внешних форм проявления национального менталитета (фольклора, верований, поведения людей и т.д.) дает возможность приблизиться к пониманию его скрытого внутреннего смысла, что соответствует диалектическому принципу движения мысли от явления к сущности в процесса познания предметов.

  1. Обосновывается идея менталитета как смыслового фокуса цивилизаций, под которыми в работе понимаются локальные культурно-исторические типы общества. Вслед за О. Шпенглером внутренней сущностью цивилизации как культурно-исторического типа считается душа культуры, т.е., в соответствии с современной терминологией, менталитет. Поскольку существует самостоятельная российская цивилизация, то именно русский менталитет во многом определяет ее глубинный внутренний смысл. В результате такого подхода осуществляется гуманизация российской истории, которая предстает не только как арена столкновения безликих экономических и классовых интересов, но и как результат проявления творческой роли внутренних душевных потенций - менталитета русского народа.

  2. Проблема сущности нации, а также источников детерминации национального менталитета рассмотрена через призму четырех способов философствования (натурализма, теоцентризма, социоцентризма, антропоцентризма), что углубляет и обновляет теорию наций, а также усиливает методологическое значение социальной философии для этносоциальных наук.

  3. Прослеживается эволюция научных и философских взглядов на национальный менталитет, что позволяет выделить основные вехи в их развитии, а также привести аргументы в пользу мнения о национальном менталитете как о современной трактовке проблемы, которая в предшествующий период анализировалась через использование понятий "дух народа", "душа народа", "национальный характер". Применение в современной науке, включая социальную философию, категории "национальный менталитет" расширяет ее познавательные, методологические и эвристические возможности.

5. Осуществляется целостный анализ творчества отечественных
философов по проблеме русского менталитета и на основе диалектиче-

16 ского снятия осуществляется синтез результатов этого творчества, что выливается в создание современной интегральной социально-философской концепции национального менталитета, адекватно и достаточно исчерпывающе отражающей его реальное внутренне содержание. Обращаем специальное внимание на то, что диссертация представляет собой не механическое суммирование взглядов русских мыслителей на национальный менталитет, а именно диалектический синтез этих взглядов с учетом реалий современного российского бытия, подтверждающих высказываемые в работе суждения.

  1. С позиции трех способов философствования (натурализма, со-циоцентризма, теоцентризма) установлена и показана корреляционная зависимость самобытности русского национального менталитета от трех главных факторов: особенностей природной среды, социальной и религиозно - духовной жизни. Тем самым дается системное представление о комплексе постоянно действующих детерминант, воспроизводящих специфические черты менталитета русского народа.

  2. Проводится идея многокачественности сущности русского национального менталитета, в соответствии с которой выделяются его следующие основные сущностные качества: 1) парадоксальность ментальных проявлений, 2) безмерность жизненного порыва, 3) стремление к абсолютным ценностям, 4) созерцание сердцем, 5) национальная стойкость, 6) любовь к свободе, 7) "мы" - психология, 8) всечеловеческая толерантность. В комплексном сочетании указанных качеств русский менталитет исследуется впервые. Эти качества в их целостной совокупности составляют своеобразную внутреннюю "картину мира" русского менталитета; все они находятся в глубокой диалектической взаимосвязи, и каждое из них может быть взято за самостоятельную точку отсчета при исследовании национальных особенностей русского менталитета.

8. Национальный менталитет рассматривается в качестве своеобразного внутреннего кода российского социума, который обеспечивает преемственность исторического развития России и во многом программирует специфику ее судьбы и культуры. Данная идея реализуется на основе демонстрации еощально-культурных проявлений русского менталитета в различных областях российской действительности.

Научно-практическое значение работы.

Положения и выводы, полученные в результате диссертационного исследования, могут быть использованы в качестве теоретико-методологической и источниковедческой базы в тех общественных и гуманитарных науках, которые ставят проблему российского менталитета (социальная философия, социология, экономика, теория менеджмента, история, культурология, этнология, социальная психология, политология, педагогика, юриспруденция и др.).

Результаты исследования могут применяться в преподавательской практике, в духовно-нравственном и патриотическом воспитании студенческой молодежи. Сам автор использовал теоретические положения диссертации в процессе преподавания учебных дисциплин "Философия", "Психология и педагогика", "Социология" в ряде вузов г. Ижевска, а также в просветительской работе среди населения Удмуртской республики.

Апробация основных идей исследования.

Основные положения и результаты исследования представлены автором в четырех монографиях, научных статьях, других материалах, опубликованных в сборниках научных трудов, методических изданиях.

Положения и основные идеи диссертации обсуждались на семинаре докторантов и на кафедре философии и культурологии ИППК при Уральском государственном университете (Екатеринбург, 1996, 1998, 1999, 2000); на Всероссийских конференциях "Судьба России" (Екате-

ринбург, 1994, 1996, 1998, 2000); на Второй Российской университетско-академической научно-практической конференции (Ижевск, 1995); на международной научно-практической конференции "Народы России: возрождение и взаимодействие культур" (Уфа, 1996); на научно-практической конференции "Уральская философская школа и ее вклад в развитие современной философии" (Екатеринбург, 1996); на традиционной (IV) Всероссийской конференции с международным участием "Женщины и общество: вопросы теории, методологии и социальных исследований" (Ижевск, 1998); на Российской научной конференции "Человек в истории: теория, методология, практика" (Челябинск, 1998); на Второй Всероссийской конференции "Воспитание духовности: ценности и традиции" (Екатеринбург, 1999); на Втором Российском философском конгрессе "XXI век: будущее России в философском измерении" (Екатеринбург, 1999); на конференции "История церкви: изучение и преподавание", посвященной 2000-летию христианства (Екатеринбург, 1999) и на других конференциях.

Общий объем публикаций автора по теме диссертации составляет более 40 печатных листов.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, включающего 397 источников. Общий объем диссертации - 286 страниц.

"Нация" как категория социальной философии

Среди многочисленных противоречий, с которыми столкнулось человечество во второй половине XX столетия, важнейшее значение принадлежит этническому парадоксу, который является выражением двух разнонаправленных тенденций мирового развития. Первая тенденция связана с глобализацией всех сторон планетарной жизни, с процессами всемирного обобществления в финансово-экономической сфере, с нарастающей унификацией политических отношений, материальной и духовной культуры. В науке и обыденном сознании закрепились термины "общечеловеческие интересы", "объединенная Европа", "планетарное мышление". Но, начиная с 60-х годов XX в., мир открывает для себя другую тенденцию, связанную с феноменом национального возрождения. Сущность этого феномена состоит в резком повышении роли национального фактора в общественных процессах и в возрождении интереса к национальной культуре.

Сегодня национальное возрождение все чаще рассматривается как одна из основных черт развития современного человечества. Наблюдается повсеместный интерес к своим этническим корням как у отдельных людей, так и у целых народов. Этот интерес приобретает различную степень интенсивности: от попыток реанимации старинных обычаев, традиций, обрядов до стремления создавать свои независимые национальные государства. Повсеместно наблюдается желание народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть особенность своего психического склада, становится очевидным невиданный прежде всплеск национального самосознания. Этнический парадокс современности свидетельствует, что не оправдываются прогнозы о скором слиянии национально-государственных образований в единое и нерасчлененное человеческое сообщество. Нации и народы остаются сегодня, а также на далекую историческую перспективу, основными субъектами исторического процесса и играют в настоящее время не меньшую роль, чем в ХУШ или в XIX веке. Как отмечает Н. Смелзер, история человечества после второй мировой войны, в частности история распада Советского Союза и события в Восточной Европе, преподала урок, суть которого состоит в неукротимости этнического фактора, относящегося к числу примордиальных, то есть первичных, исконных сил истории [см. Смелзер, 1994, с. 13].

Социальные науки долгое время заблуждались в представлениях о том, будто развитие сложных, рациональных, целенаправленных организаций приводит к общему ослаблению первичных примордиальных сил. В настоящее время эти силы заявляют о себе в сознании людей, в социальных движениях и в политической борьбе. По существу, именно стремление наций к независимости стало одной из главных причин окончательного крушения СССР. Подобные "события требуют, чтобы социологи переосмыслили прежние теории социальных перемен и обратили на примордиальные структуры достойное внимание, какого они всегда заслуживали, но которое не всегда им уделялось" [Смелзер, 1994, с. 13]. Следует подчеркнуть, что задача исследования национально-этнического среза истории актуальна не только для социологии, но и для других социально-гуманитарных дисциплин. Если в жизни современного общества растет интерес к своим национально- этническим корням, то социальные науки, включая социальную философию, не должны оставаться в стороне от этого интереса.

Исследованиями в области познания национальных и этнических проблем занимаются представители нескольких научных дисциплин, и поэтому теория этносов и наций носит ярко выраженный междисципли нарный и пограничный характер. Наряду с классической наукой об этно сах - этнографией, в последнее время получает развитие комплекс смежных этносоциальных наук: этносоциология, этнополитология, эт нопсихология [см. Сикевич, 1996, с. 69 - 72]. Этносоциология изучает механизмы социальных и этнических явлений в их органическом един стве и взаимосвязи; этнополитология анализирует этносы через призму государственного устройства, ее интересует процесс "нациеобразования", соотношение центробежных и центростремительных тенденций в полиэтническом обществе, природа межнациональных конфликтов; этнопсихология изучает особенности психологического склада различных этнических образований, многообразие этнически обусловленных форм отражения внешнего мира, ставит вопрос о психологических причинах роста этнического самосознания в настоящее время.

Цивилизационные предпосылки самобытности русского менталитета и влияние на него природной среды

В социально-философской литературе XX век охарактеризовался сменой представлений о целостности и однолинейности исторического процесса представлениями о разнонаправленности и дискретности исторического развития. Доминирующим в исторической науке стало представление о цивилизациях как о локальных социокультурных системах, порожденных конкретными условиями деятельности и мировоззренческими взглядами людей, населяющих данный регион и специфическим образом взаимодействующих между собой [см. Ионов, 1994, с. 41]. В результате данного подхода монистическая теория мировой (общечеловеческой) цивилизации дополняется плюралистическим подходом, не позволяющим делить цивилизации на "правильные" и "неправильные1 , а народы - на исторические и неисторические.

Признание цивилизационного плюрализма еще не решает вопроса о сущности цивилизационного подхода. Дело в том, что в научной литературе существует более двухсот определений цивилизации, основанных к тому же на преобладании культурологического, социологического, этнопсихологического, географического подходов [см. Нестеров, Мельник, 1996, с. 10, 17, 21; Философия, 1995, с. 361].

Категориальная неопределенность цивилизации обусловливает бесконечные и часто бесплодные дискуссии о сущности цивилизационного подхода. Поэтому возникает потребность в выборе своеобразной точки отсчета, то есть категориального определения, позволяющего вести анализ специфики российской цивилизации и связанной с этой спецификой самобытности русской души.

В данном ракурсе обоснованным представляется подход С. Хантингтона, который рассматривает цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей. "Цивилизации определяются, - пишет он, - наличием общих черт объективного порядка, таких как язык, история, религия, обычаи, институты, - а также субъективной самоидентификацией людей" [Хантингтон, 1994, с. 34]. Преимуществом позиции Хантингтона является многофакторный подход, позволяющий учитывать не только объективные, но и субъективные составляющие. Действительно, специфику цивилизаций трудно, а порой просто невозможно понять без учета роли самоидентификации, самоопределения, базирующихся на специфическом душевно-духовном складе национальных образований. Поскольку культурная самоидентификация людей в процессе национальной истории может меняться, то возможным результатом может стать также изменение состава и границ той или иной цивилизации.

Следовательно, в данной работе обосновывается идея о цивилизациях как о локальных культурно- исторических типах общества. Автор полагает, что дифференциация человечества на цивилизации связана, прежде всего, с фундаментальными различиями между наиболее оригинальными и влиятельными культурами, сложившимися на географическом теле нашей планеты. Поэтому, например, глубинные цивилизаци-онные различия между Западной Европой и Японией определяются не технологией, отношениями собственности или политическими институтами, а особенностям европейской и японской культуры.

Следующая проблема, крайне важная для нашего исследования, связана с определением цивилизационной принадлежности России. Является ли Россия самостоятельной цивилизацией, или она не обладает таким статусом? В научной литературе отсутствует однозначный ответ на поставленный вопрос. В связи с распадом советской формы русской государственности звучат многочисленные голоса о необходимости вхождения России в лоно современной общечеловеческой цивилизации. При этом проводится мысль о выпадении России из цивилизационного поля и ущербности русского народа по сравнению с народами европейской цивилизации, в особенностях которой и усматривают общечеловеческую цивилизацию. Теоретическим обрамлением подобного взгляда становится редукционистское сведение многообразия цивилизаций к двум основным типам: западной (либеральной) и восточной (традиционной).

Парадоксальность ментальных проявлений и безмерность жизненного порыва

Изначально следует подчеркнуть, что в мире не существует народов плохих или хороших, у каждого из них есть свои недостатки, слабости и соблазны. Русский народ не является в этом отношении исключением и по праву считается одним из самых неоднозначных и противоречивых народов мира. Об этом приходится говорить, ибо сегодня вновь оживилась односторонняя этнонигилистическая и русофобская тенденция в оценке русского народа и его истории. Данная тенденция не нова в нашем обществе, и ее суть отмечал, в частности, еще П. А. Флоренский. "Сейчас у большинства, - говорил он, - глубоко несправедливое, жестокое, нехристианское отношение к русскому народу ... презрительное, жестокое, враждебное" [Флоренский. 1990. с. 274]. Как и много десятилетий назад, через средства массовой информации тиражируется мысль о неполноценности русского народа и о его неспособности к историческому творчеству. "Наша ... история, - утверждает автор влиятельной российской газеты, - нередко будто делалась с переполоху, под хмельком или с недосыпу, с нетрезвого куражу" [Васинский, 1996, с. 5]. Поверхностные оценки истории России и стремление абсолютизировать ахиллесовы изъяны русской нации обусловливают потребность в объективном, взвешенном подходе, который учитывал бы как положительные - "святые", так и негативные черты русского национального облика.

Как полагает автор данной работы, объективный подход к русскому народу связан с признанием глубоко противоречивого характера проявления его ментальных качеств. Менталитет русского народа, как и менталитет любого другого народа мира, складывается из противоречивого единства возвышенного и земного и проявляет себя в сосуществовании и противоборстве разнонаправленных черт и качеств. Специфика русского народа заключается в том, что ментальные противоречия приобретают у него форму парадоксов, то есть сочетания неожиданных, острейших, взаимоисключающих и в тоже время одинаково верных определений национального менталитета. Именно парадоксальный характер проявления ментальных качеств становится камнем преткновения на пути взвешенной и объективной оценки русской нации. Становятся также более понятными имеющие многовековую традицию суждения о "загадочной" русской душе и глубокое философско-поэтическое прозрение Ф. Тютчева:

Первооткрывателем парадоксальности русского менталитета был Ф.М. Достоевский. Он увидел и гениально описал в своих произведениях глубоко противоречивую суть русской национальной психологии. В русском народе сочетаются, казалось бы, непримиримые противоречия. С одной стороны, наш народ груб и невежествен, предан мраку и разврату, варвар, ждущий света, а с другой, повторяет Ф.М. Достоевский вслед за К. Аксаковым, русский народ уже давно просвещен и образован [см. Достоевский, 1989, с. 143].

Противоположные и одинаково верные утверждения о русском народе согласуются, если уметь различать душевную красоту русского народа от наносного варварства. Следует иметь в виду, что всеми обстоятельствами своей истории русский народ был соблазняем, развращаем и постоянно мучим, но при всем этом он на удивление сохранил не только человеческий облик, но и красоту своего образа. Непредвзятый истинный друг русского народа поймет и извинит наносную грязь, в которую погружен русский народ и тогда сумеет открыть в ней бриллианты. Поэтому Ф.М. Достоевский призывает судить "русский народ не по тем мерзостям, которые он часто делает, а по тем великим и святым вещам, по которым он и в самой мерзости своей постоянно воздыхает" [Достоевский, 1989, с. 144]. Непреходящими ценностями в ментальном облике русского народа, свидетельствующими о его внутренней душевной красоте, выступают чистота, кротость, простодушие, широта ума и незлобие.

Выдающимся знатоком парадоксальности русской души был также Н.А. Бердяев, называвший, правда, это свойство антиномичностью. Еще в годы первой мировой войны он пишет: "Подойти к разгадке тайны, сокрытой в душе России, можно, сразу же признав антиномичность России, жуткую ее противоречивость" [Бердяев, 1991, с. 3]. Такой подход освобождает русское национальное самосознание как от национальной гордыни и фальшивой идеализации, так и от космополитического и рабского самоуничижения.

Похожие диссертации на Истоки и сущность русского национального менталитета : Социально-философский аспект