Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этническая картина мира тувинцев в историческом контексте их социальной реальности Товуу Сайзана Сергеевна

Этническая картина мира тувинцев в историческом контексте их социальной реальности
<
Этническая картина мира тувинцев в историческом контексте их социальной реальности Этническая картина мира тувинцев в историческом контексте их социальной реальности Этническая картина мира тувинцев в историческом контексте их социальной реальности Этническая картина мира тувинцев в историческом контексте их социальной реальности Этническая картина мира тувинцев в историческом контексте их социальной реальности Этническая картина мира тувинцев в историческом контексте их социальной реальности Этническая картина мира тувинцев в историческом контексте их социальной реальности Этническая картина мира тувинцев в историческом контексте их социальной реальности Этническая картина мира тувинцев в историческом контексте их социальной реальности Этническая картина мира тувинцев в историческом контексте их социальной реальности Этническая картина мира тувинцев в историческом контексте их социальной реальности Этническая картина мира тувинцев в историческом контексте их социальной реальности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Товуу Сайзана Сергеевна. Этническая картина мира тувинцев в историческом контексте их социальной реальности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Товуу Сайзана Сергеевна; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т].- Улан-Удэ, 2010.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/297

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА»

1.1. Методологические подходы к исследованию понятия этнической картины мира 14

1.2. Этническая картина мира и этническое мировоззрение 41

1.3 . Этническая картина мира как важный фактор социальной реальности 63

ГЛАВА 2. ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА ТУВИНЦЕВ В КОНТЕКСТЕ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

2.1. Этническая картина мира тувинцев в контексте предметной деятельности человека 88

2.2. Мифологическая картина мира тувинцев как отражение единства социума и природы

3.2. Этническая картина мира тувинцев в контексте идеологем шаманизма и буддизма 128

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 150

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ 157

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Понятие этнической картины мира представляет собой важную методологическую и концептуальную составляющую научного познания. Она приобретает все большую значимость в связи с нарастающими, обусловленными процессами глобализации и информатизации угрозами потери самоидентификации не только человеком, но и целыми этносами. Необходимость исследования этнической картины мира обусловлена тем, что оно поможет понять менталитет и мировосприятие этносов, а также проследить тенденцию и направление их изменений и развития. Исследование этнической картины мира также необходимо для понимания национального характера. Знание своих традиций и мироощущение предков помогает найти основу в жизни, а также собственные мировоззренческие опоры, а в конечном итоге, место в жизни и обществе. Этническое сегодня приобретает новые черты, позиции и качества, нуждающиеся в философском осмыслении, которое может быть наиболее эффективным, если оно будет осуществлено с методологических позиций этнической картины мира.

Вместе с тем, необходимо отметить, что сегодня социальные науки и социальная философия оставляют данный феномен без должного внимания, обращаясь к изучению научной, философской, языковой и других «картин мира», а множество современных этнических проблем, стоящих перед социальными науками, рассматриваются в иной плоскости. Сегодня становится очевидным социально-философское осмысление этнической картины мира, которое обеспечивает всесторонность анализа, выявление сущности и структуры понятия, в которых отражен его диалектический характер, проявляющийся в том, что, с одной стороны, этническая картина мира выступает как часть субъективного мира, с другой, является отражением объективно существующей социальной реальности.

Каждый этнос и каждая культурная целостность имеет специфическую для своего народа картину мира. Этническую картину мира имеют и тувинцы. Изучение этнической картины мира тувинцев позволяет раскрыть особенности и своеобразие мышления этноса, расширить представления о процессах адаптации, социализации и трансформации внутренних механизмов развития этноса.

Степень научной разработанности проблемы. Этническая картина мира исследуется в рамках различных научных дисциплин: этнопсихологии, этнологии, культурной антропологии, этнографии и др. В исследовании этнической картины мира наиболее широко в науке представлен этнопсихологический подход. Рассмотрение этнической картины мира связано с изучением особенностей национального восприятия мира с точки зрения психологических характеристик членов общности в работах Р. Бенедикт, Ф. Боаса, В. Вундта, Н.Д. Надеждина, М. Лацаруса, Г.Г. Шпета, Х. Штейнталя.

Большая роль в исследовании исторических событий с позиций изучения психологических особенностей самих участников исторического процесса принадлежит французской школе «Анналов» (М. Блок, Ж.-П. Вернан, Ж. Ле Гофф, Ж. Дюби, Л. Февр), в рамках которой сформировалось научное направление под названием «история ментальностей». В отечественной науке теория ментальностей возникла благодаря трудам М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича, П.С. Гуревича, Ю.М. Лотмана, А.П. Огурцова, А.С. Панарина, И.К Пантина, Л.Н. Пушкарева, В.А. Шкуратова и др. Этнический менталитет и проблемы национального менталитета исследуются К.А. Абульхановой, Р.А. Додоновым, Е.Н. Песоцкой, А.И. Ределем, Д.Е. Соловьевым и др.

Культурологический подход исследования этнической картины мира представлен работами Г.Д. Гачева, С.В. Лурье, Р. Редфильда, П.Ю. Черносвитова, В.П. Яссмана и др. В работах акцентируется, что каждый народ и каждая культурная целостность имеет специфичную для определенного этноса картину мира. Собственно понятие «этническая картина мира» используется культурологом С.В. Лурье.

Среди работ, имеющих непосредственное отношение к этнической картине мира народов, необходимо выделить работы Л.В. Анжигановой, В.Е. Владыкина, С.К. Колодезникова, Е.Т. Пушкаревой, Л.В. Санжеевой и др. В исследованиях этих авторов анализируются понятия образ мира, модель мира и картины мира, характеризующие представления о мире того или этноса.

Что касается работ, посвященных проблеме социальной реальности, то здесь необходимо отметить, что во второй половине XX века вопросы сущности общества, социальной реальности были поставлены в работах крупнейших социологов П. Бергера, Т. Лукмана, Э. Гидденса, П. Штомпки, А. Щюца.

В русской социально-философской мысли размышления о социальной реальности имеют место в работах Н.А. Бердяева, Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина и др. Современное видение рассматриваемой проблематики раскрывается в работах В.С. Барулина, В.А. Лекторского, М.К. Мамардашвили, К.Х. Момджяна и др. Социальная реальность стала объектом изучения в диссертационных исследованиях Э.О. Леонтьевой, Ю.И. Прохоренко, И.А. Терентьева и др.

Этническая картина мира тувинцев в научной литературе специально не исследована. С середины XIX века в России и за рубежом издается большое количество научных трудов фундаментального и прикладного характера, путевых и исследовательских отчетов публицистического, просветительского характера, посвященных непосредственно истории, культуре, этногенезу тувинцев. Изучение природы, этнографии, археологии и истории Тувы связано с именами таких исследователей, как А.В. Адрианов, Н.А. Аристов, Г.Е. Грумм-Гржимайло, Н.Ф. Катанов, Д.А. Клеменц, В.А. Обручев, В.А. Ошурков, Г.Н. Потанин, В.Л. Попов, В.М. Родевич, В.В. Радлов и др. В работах этих авторов охватывается период с начала XVII в. по начало XX в.

Начиная с 1920-х годов и далее рассматриваются различные стороны тувинского общества в трудах: С.И. Вайнштейна, М.А. Дэвлет, М.Х. Маннай-оола, Н.А. Сердобова, Л.П. Потапова и др.

Богатейший материал фольклора, мифологии тувинцев собран такими исследователями, как А.Д. Арапчор, Д.С. Куулар, С.М. Орус-оол, З.Б. Самдан, М.С. Сат.

Важнейшую ценность представляют собой труды по шаманизму М.Б. Кенин-Лопсана. В.П. Дьяконова известна как автор нескольких крупных статей, посвященных описанию шаманских и буддийских космологических представлений.

Истории религий в Туве посвящены обобщающие монографии М.В. Монгуш, О.М. Хомушку.

Духовная культура тувинцев как важная часть традиционной культуры тувинцев рассматривалась в работах А.К. Кужугет, Г.Н. Курбатского, З.К. Кыргыс, В.Ю. Сузукей и др.

Исследованию этнопсихологических характеристик тувинского этноса посвящена работа Е.Н. Резникова, Н.О. Товуу.

В ряде диссертационных работах были также затронуты вопросы изучения современных условий существования тувинского этноса.

Итак, анализ указанных выше работ показал, что в социальных и философских науках представление об этнической картине мира разработано мало, в основном представлен культурологический и этнопсихологический аспекты. Необходимость изучения этнической картины мира в рамках социально-философского подхода обусловливается тем, что именно философское понимание сущности понятия во взаимосвязи с социальной реальностью может решить вопросы самоидентификации, саморазвития, в целом существования того или иного народа в современности и в будущем.

Объектом исследования является этническая картина мира.

Предметом исследования этническая картина мира тувинцев в контексте их социальной реальности.

Цель исследования – выявить сущность и специфику исторического развития этнической картины мира тувинцев как отражения их социальной реальности.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

  1. Выявить методологические основания понятия этнической картины мира.

  2. Обосновать, что этническая картина мира является важной характеристикой социальной реальности.

  3. Выявить важнейшие мировоззренческие компоненты тувинцев, обусловивших формирование этнической картины мира.

  4. Дать анализ материальной составляющей этнической картины мира тувинцев, выраженной в их предметной деятельности.

  5. Дать анализ духовной составляющей этнической картины мира тувинцев, выраженной в идеологемах шаманизма и буддизма.

Гипотеза исследования состоит в том, что в основе духовного и материального бытия этноса существует этническая картина мира, которая дает этносу возможность ориентироваться в процессе жизнедеятельности, являясь консолидирующим и идентификационным фактором этнической целостности на всем протяжении исторического существования данного этноса. Этническая картина мира с одной стороны проявляется в социальной реальности каждого этноса, с другой, является ее необходимым отражением.

Теоретические и методологические основы исследования. Методологической основой диссертации стали: системный подход к анализу единого формирующего начала понятий этнической картины мира и этнического мировоззрения, который позволил обнаружить их внутреннее единство. В этой связи важным методологическим принципом стал герменевтический подход, так как познание феномена этнической картины мира требует постижения смыслов и значений понятия. Диалектический подход к анализу социальной реальности и этнической картины мира позволил обнаружить их внутреннее единство и противоречивость, динамический характер эволюции мировоззренческих взглядов. Метод интерпретации явился необходимым для понимания дискурса духовной жизни общества. Конструктивистский метод позволил рассматривать этнос как субъекта конструирующего социальную реальность. Необходимость использования метода моделирования позволила выявить структурные компоненты этнической картины мира.

Теоретической основой диссертационного исследования послужили работы зарубежных и отечественных специалистов: В.С. Степина, А.Н. Чанышева, П. Бергера, Т. Лукмана, Э. Гидденса, П. Штомпки, Т. Парсонса, К.А. Абульхановой.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Исследование этнической картины мира в социально-философском русле раскрывает её содержание как важнейшего средства познания социальной реальности.

2. Характерным выражением социальной реальности является этническая картина мира, основу которой составляют мифологические, религиозные представления, обычаи, представляющие собой в совокупности этническое мировоззрение, которое передается в процессе социализации из поколения в поколение и включает в себя представления о нормах и моделях поведения в конкретных исторических условиях.

3. Этническая картина мира тувинцев имеет два аспекта: первый, заключается в её обусловленности предметной деятельностью, которая выражается в отношениях человека и природы. Второй аспект обусловлен идеологемами. Важнейшими идеологемами являются шаманизм и буддизм.

4. В шаманских представлениях основой взаимоотношения человека с природой и между людьми являются его собственные действия в мире. Это явилось важнейшим принципом шаманизма, позволившим ему выполнять функции социального регулятора. Социальная регуляция основывалась на системе запретов и повелений, диктующей определенный тип поведения, связанный с обрядовой практикой, соответствующей хозяйственной деятельности тувинцев.

5. Распространение буддизма в тувинском обществе было связано с его политической и социальной востребованностью в условиях разложения родоплеменных отношений. Буддизм стал консолидирующей силой, позволившей тувинскому народу сохранить единую социально-культурную общность. Вместе с тем в сфере социальной регуляции он не смог вытеснить шаманизм. Поэтому этническая картина мира тувинцев в контексте их социальной реальности представлена синтезом шаманских и буддийских представлений.

Научная новизна исследования. В диссертационной работе впервые в отечественной науке исследуется этническая картина мира тувинцев, рассмотренной в историческом аспекте их социальной реальности. В ходе исследования данной темы были получены следующие результаты:

- выявлены характерные особенности понятия этнической картины мира; обосновано, что этническая картина мира раскрывает особенности и своеобразие мышления этноса, является основным механизмом в формировании и развитии этноса;

- доказано, что понятия «этническое мировоззрение» и «этническая картина мира» имеют общие и особенные черты, выраженные в специфике субъект-объектных отношений;

- выявлено, что этническая картина мира является важнейшей характеристикой социальной реальности, она проявляется в социальной реальности каждого этноса, с другой стороны она является её необходимым отражением.

- обосновано, что в мифологических представлениях тувинцев получило отражение их представление о единстве социума и природы, обусловленное конкретной предметной деятельностью;

- выявлено, что важнейшими идеологемами этнической картины мира, составляющей духовную сферу общества являются шаманизм и буддизм, синтез которых обусловил основу дальнейшего развития этнической картины мира тувинцев.

- показана важнейшая функция шаманизма и буддизма как социальных регуляторов в системе взаимоотношений тувинцев.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Воссоздание этнической картины мира тувинцев имеет исключительную научную актуальность и социально-политическую значимость. Оно дает возможность понять мироощущение тувинцев в его целостности и своеобразии, определить его место в системе духовных ценностей других народов, а именно народов Центральной Азии, с которыми тесно связано историческое развитие тувинского народа. Оно приобретает особую актуальность в современных условиях рыночных отношений, сопровождающихся социально-экономическими неурядицами, экологическими кризисами и информационной перегруженностью, поисками национальной идеи народами постсоветского пространства. Воссоздание этнической картины мира тувинцев дает не только возможность понять мироощущение тувинцев в его целостности и своеобразии, но и наметить пути своего дальнейшего развития, гармонично сочетающие традиционные ценности и современные технологии.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были изложены автором на различных научных конференциях: I международной научно-практической конференции «Современные проблемы науки» (Тамбов, 2008); Международной научно-практической конференции «Кочевые цивилизации народов Центральной и Северной Азии: история, состояние, проблемы» (Кызыл, 2008); VI международно-практической научно-практической конференции между-народного центра азиатских исследований (Иркутск, 2008); I международной конференции «Буддизм: вызовы третьего тысячелетия» (Улан-Удэ, 2008); научно-практических конференциях молодых ученых, аспирантов, преподавателей ТывГУ (Кызыл, 2008); I межрегиональной научно-практической конференции для молодых ученых, аспирантов и студентов «Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая» (Кызыл, 2009); I региональном научном семинаре «Экология и этноэкологические традиции народов Центральной Азии» (Кызыл, 2009). По теме исследования опубликовано 9 статей, в том числе две в реферируемом издании.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы.

Методологические подходы к исследованию понятия этнической картины мира

Понятие «этническая картина мира» стало применяться в науке относительно недавно. До сих пор нет точного утверждения относительного того, кто первым ввел понятие в науку. Однако в рамках различных научных дисциплин, сложились несколько подходов, раскрывающих понятие этнической картины мира. В своем становлении понятие этнической картины мира, на наш взгляд, имеет глубокие философские основания. Термины «consientia» Р. Декарта, «апперцепция», употреблявшийся Г. Лейбницем и И. Кантом, также интерес философов-просветителей Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Ф. Вольтера народу «peuple», говорят о философской рефлексии познающего субъекта относительно самого себя. В дальнейшем Г. Гегель связал понятие самосознания с народом, назвав одним термином «дух народа». Дух народа, по Гегелю, это один из этапов самосознания абсолютного духа. Само понятие духа Г. Гегель определил следующим образом: дух - это «сущая в себе и для себя сущность, которая вместе с тем представляет себя в качестве сознания действительной и самой собой, есть дух» . В этой связи можно заключить, что гегелевский дух народа выражается в осознании действительности народом, а именно в сознательном отношении к миру.

Объективация духа, субъективное понимание мира в дальнейшем привело к необходимости обозначения в одно понятие всего того, что видит и переживает человек. На наш взгляд это удалось сделать Л. Витгенштейну, определив такое видение мира как картину мира человека. Л. Витгенштейн самым первым ввел понятие «картина мира» в философию «Логико-философском трактате»: картина мира (нем. Bild der Welt) есть модель действительности . Основная идея его концепции картины мира в том, что представления человека о мире носят сугубо субъективный характер, картина мира есть логическое содержание мысли: «2.225 Не существует какой-то априори истинной картины... 3.01 Целокушгость истинных мыслей — картина мира» ; «То, что во всякой картине, при любой ее форме, должно быть общим с действительностью, дабы она вообще могла — верно или неверно — изображать ее, суть логическая форма, то есть форма действительности»4. Вес вещи объективного мира он называет элементами картины мира, и здесь делает акцент на связи между ними, которую называет структурой картины мира. Возможность такой структуры Л. Витгенштейн определяет как форму изображения. Все вещи существуют в со-бытии (нем. sachverhalt). Если нет возможности мыслить, то не существуют со-бытий.

Таким образом, картина мира (мысль о мире) — логическая основа для существования вообще мира как действительности. Не случайно свой «Логико-философский трактат» начинает с рассуждения картины мира, в дальнейшем построив целую логическую систему.

Существенную роль в эволюции понятия картины мира сыграл М. Хайдеггер. В своем труде «Время картины мира», основываясь на понимании мира как обозначения всего сущего в целом, дает следующие определения: «Картина мира, сущностная понятая, означает таким образом не картину, изображающую мир, а мир понятый в смысле такой картины. Сущее в целом берется теперь так, что оно только тогда становится сущим, когда поставлено предстающим и устанавливающим его человеком. Где дело доходит до картины мира, там выносится кардинальное решение относительно сущего в целом. Бытие сущего ищут и находят в представленности сущего»5. В целом мы видим, что Хайдеггер продолжает картезианские размышления о человеке Нового времени: «как решительно мир стал картиной, когда человек в качестве субъекта поднял собственную жизнь до командного положения всеобщей точки отсчета» , но существенное новое понимание в его идеях то, что сущее считается сущим постольку и в такой мере, в какой оно представляется человеку и соотнесено с его жизнью, т.е. переживается и становится переживанием человека.

Идеи Л. Витгенштейна и М. Хайдеггсра нашли отражение в феноменологии Э. Гуссерля, которую можно назвать философией смысла. Феномены, как естественные установки мира наличны, со-присутствуют в сознании, между тем они вторичны по отношению к сознанию: «Пространственно-временной мир, к которому, в качестве отдельных подчиненных реальностей причисляются также человек, и человеческое - «я» - это по своему смыслу лишь простое интенционалыюе бытие, т.е которое обладает лишь относительным, вторичным смыслом бытия для сознания, -это бытие доступное постижению субъектами познания через посредство явления»7.

Итак, по Э. Гуссерлю, картина мира представляет собой идеальный конструкт, ментально оформляющего этот мир, при этом сознание истинно, когда оно направлено на подлинное постижение смыслов.

Этническая картина мира как важный фактор социальной реальности

Для определения сущности этнической картины мира важно рассмотрение понятия социальной реальности. Категория социальной реальности, являясь одной из базовых социальной философии, неоднократно становилась объектом исследований философской мысли. Представления о социальной реальности в основном были связаны с размышлениями об обществе, государстве и.т.д. В трудах античных и средневековых мыслителей (Сократа, Платона, Аристотеля, А.Августина, Ф.Аквинского и др.); Нового времени (Р.Декарта, Б.Спинозы, Т.Гоббса, Дж.Локка); в работах Гегеля, И.Канта, И.Фихте социальная реальность не выделяется как самодостаточная философская категория, хотя их работы содержат огромный методологический потенциал для анализа этого социального феномена, а направления исследований несут ярко выраженный след своей эпохи.

Серьезный анализ общества и общественных отношений в трудах К. Маркса и Ф.Энгельса открыл новые перспективы для изучения социальной реальности. В марксисткой философии была представлена материалистическое определение социальной реальности. Социальная реальность определялась как целостная система отношений в обществе. Главным основанием для такого определения служил их тезис: «не сознание определяет их бытие, а общественное бытие определяет их сознание». Но к сожалению, идеологическая составляющая работ Маркса и Энгельса придала несколько односторонний характер их исследованиям социальной реальности.

На рубеже XIX-XX веков социология начинает активно исследовать социальную реальность, развивает, прежде всего, систему социологического знания (учения О. Конта, М. Вебера, Э. Дюркгейм). Для человека общество представляет собой объективную реальность, «объективную фактичность» (Вебер), нечто существующее посредством социальных институтов, социальных организаций, совокупностью людей и.т.д. Хотя социологи (М.Вебер, Э.Дюркгейм) указывали и обратное, общество создается благодаря деятельности индивидов, что общество - «совокупность субъективных значений действия»85.

В целом социальное познание развивается на основе сочетания двух подходов, которых модно назвать субъективным и объективным. Объективная парадигма социологического знания ярко выражен в позитивизме О. Конта. Именно позитивисткое понимание общества определи его как объективно существующего феномена в отличие от метафизической и теологический интерпретаций социальной действительности.

Большую роль в понимании социальной реальности сыграла социологическая теория Э. Дюркгейма. В его теории различаются объективная реальность и субъективная реальность посредством понятий «индивидуальных» и «коллективных» представлений. Он пишет: «Общество имеет в качестве своего субстрата совокупность ассоциированных индивидов. Система, которую они образуют, соединяясь, и которая видоизменяется в зависимости от их расположения на территории...составляет основу, на которой строится социальная жизнь» . Сознание индивида, по мнению социолога, представляет собой предельный пункт реальности, который он называет «finus ultimus naturae». Коллективные представления являются совокупностью сознаний индивидов. Большое значение имеет его категория «фактов»: «категория фактов, отличающихся весьма специфическими свойствами, и составляют способы мышления, деятельности и чувствования находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются» . По его мнению, факт представляет собой как некое отражение объективных социальных явлений в мышлении, чувственном познании человека.

Таким образом, дюркгеймовское понимание социальных явлений и фактов как идей человека (сознания человека) о «повседневной реальной жизни» и предопределили дальнейший ход исследователей. В социологических исследованиях все чаще стали применять понятие «социальная реальность». Взгляды на природу социальной реальности во многом обусловлены влиянием французской социологической школы, важные для анализа интернализации социальной реальности, в значительной степени обусловлены влиянием Дж. Г. Мида и его последователей (И. Гофмана, У.Томаса, Р. Парка, А. Стросса, Т. Шибутани), представляющих школу так называемого символического интеракционизма в американской социологии.

Этническая картина мира тувинцев в контексте предметной деятельности человека

Этническая картина мира складывается на протяжении многих веков в историческом развитии каждого народа. Формирование этнической картины тувинцев тесно связано с конкретно-исторической реальностью бытия народа, поскольку в ней отражены процессы формирования и развития этноса в целом. Формирование собственно этноса - тыва, представляет собой сложный исторический процесс. Тувинцы окончательно сложились в единый этнос XVIII - XIX в.122 .

В течение тысячелетий этнос тыва освоил обширные пространства Евразии. Множество кочевых народов, когда-то проживавших на ней, составили этническое ядро тувинского народа. Так, тувинский историк М.Х. Маннай-оол, выделяет периоды образования этнического ядра этноса - тыва: 1. начало — VIII-III вв. до н.э., скифское время, связано с образованием объединений у народов Саяно -Алтая, в частности Тувы — уюкские, тагарские и пазырыкские крупные племенные объединения, представляющие собой ранние государственные образования; 2. Гунно-сарматская эпоха (II в. до н.э. - V в. н.э.) ознаменовалась образованием крупнейших племенных объединений и ранних государственных образований (хунну, ухуаней, сяньби, жужаней и др.). 3. Эпоха раннего средневековья (VI-XII вв.). Территория Тувы в рассматриваемую эпоху на протяжении нескольких тысячелетий была теснейшим образом связана с Центральной Азией и Саяно-Алтайским нагорьем как природно-климатическом, так и в социально-экономическом, политическом и культурном отношении. Ее население входило в состав мощных для того времени раннефеодальных государств тюркоязычных этносов Древнетюрского( І-\ШІ), Уйгурского (VII-IX) и Древнекыргызского (ІХ-ХІІ) каганатов " .

В 1207 г. территория Саяно-Алтайского нагорья попала под власть монгольских феодалов. С распадом империи Чингисхана территория Тувы превратилась в арену междоусобной борьбы монгольских феодалов. С конца

XVI в. Тува входила в состав восточно-монгольского государства Алтын ханов, а во второй половине XVII в. оказалась в подчинении ойратов, которые образовали Джунгарское ханство. С падением Джунгарии Тува была подчинена маньчжурской династией Китая Цин. Господство Цинской династии в Туве длилось вплоть до 1912 г. В 1921 г. была образована Тувинская Народная Республика, а в 1944 г. принята под протекторат России.

В целом процесс консолидации в единый этнос, приведший к формированию представлений об исторической реальности народа, как указывает М.Х. Маннай-оол, обусловлено существованием следующих факторов: 1. длительный процесс сложения языковой общности различных этнических групп на основе тюркского корня, который завершился в XVII — первой половине XVIII в. К этому времени основные компоненты тувинского этноса — тюркоязычные племена — полностью ассимилировали все иноязычные этнические группы; 2. развитие национального самосознания через этноним «тыва». По данным письменных источников, этноним «тыва» как современное название тувинского народа упоминается в летописях Суйской (581-618) и Танской (618-907) династий Китая в форме «дубо», «тубо», применительно к некоторым племенам, обитавшим в верховьях Енисея и в окрестностях оз. Хубсугул124.

Долгих Б.О., исследовавший родовой и племенной состав Сибири в XVII в. отмечает, что этнонимы дубо, тыва как этническое наименование распространяются на все население Тувы со II половины XVII в. В русских исторических документах 60-70 в XVII в. впервые встречаются имена тувинцев как самоназвания ряда племен бассейна Верхнего Енисея и название Тувинская земля125.

Об употреблении единого названия — тыва кижи (рус. тувинец) не раз писали русские ученые и путешественники, посещавшие в Туву XIX в. В частности В.В. Радлов, побывавший в 1861 г. отмечал: «Общенародным наименованием для сойотов является туба, и они в значительных массах живут вдоль сибирской границы от истоков Кобдо, по Кемчику и в системе Улуг-Хема (Енисея, -примеч.дисс.-та)» . Хотелось бы отметить, что вплоть до начала XX в. в исторической литературе тувинцев именовали то урянхайцами, то сойотами. М. Райков по этому поводу пишет: «русские в начале XVII в. стали употреблять термины «сойоты» и «урянхайцы» применительно к населению Тувы» . М.Х. Маннай-оол объясняет это тем, что «впервые с русскими связи установили связи западные монголы-ойраты (джунгары), а затем Алтын-ханское княжество, в составе которого находились тувинские племена. Термина сойоты произошел от одного из наиболее широко распространенных тувинских этнонимов соян в монгольской форме множественного числа соёт» .

В результате национально-освободительного движения тувинцев против маньчжурских завоевателей и создания самостоятельного независимого государства — Тувинской Народной Республики (1921-1944) самоназвание тувинцев тувинский народ (тув. тыва улус) впервые было официально закреплено за народом.

Похожие диссертации на Этническая картина мира тувинцев в историческом контексте их социальной реальности