Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Новая социальная реальность в контексте становления информационно-коммуникационных технологий Шевчун, Владимир Николаевич

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шевчун, Владимир Николаевич. Новая социальная реальность в контексте становления информационно-коммуникационных технологий : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Шевчун Владимир Николаевич; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2013.- 148 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-9/202

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания исследования взаимосвязи новой социальной реальности и информационно-коммуникационных технологий 20

1.1. Методологические основания исследования взаимосвязи социальной реальности и информационно-коммуникационных технологий 20

1.2. Место информационно-коммуникационных технологий в кругу высоких технологий 35

1.3. Теоретическая модель исследования взаимосвязи новой социальной реальности и информационно-коммуникационных технологий 53

ГЛАВА 2. Взаимосвязь новых социальных явлений и информащонно-коммуникационных технологий 72

2.1. Значимость информатизации и интернетизации в порождении новых социальных явлений современного общества 72

2.2. Роль информационно-коммуникационных технологий в формировании сознания человека и общества 90

2.3. Социокультурные последствия использования информационно коммуникационных технологий в конструировании социума 106

Заключение 124

Список литературы 137

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема социально-философского осмысления значимости динамично развивающихся информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в конструировании новой социальной реальности в начале XXI столетия приобрела большую актуальность в силу ряда причин. Во-первых, современный мир характеризуется возрастанием роли информационно-коммуникационных технологий в силу того, что они оказывают сильнейшее воздействие на другие топ-технологии (нано-, био- и когнитивные технологии), усиливая тем самым процесс глобализации, пронизывающий экономику, политику и культуру. Во-вторых, именно применение этих информационно-коммуникационных технологий в бизнесе является ключевым моментом его успешной деятельности, открывая перед ним новые, немыслимые раньше возможности. «Интернет становится тем местом, где происходит все самое важное - рождаются и гибнут идеи и компании, зарабатываются и тратятся деньги. Ключевым фактором успеха является умение создавать и управлять информацией в интернет-среде во всех ее ипостасях. Именно эти задачи стимулируют и направляют сейчас развитие информационных технологий» . В свою очередь, динамично развивающиеся информационно-коммуникационные технологии оказывают обратное воздействие на социальную реальность путем использования их в создании новых социальных явлений (в совокупности они образуют новую социальную реальность, включая в себя и перерабатывая составляющие старой социальной реальности). В-третьих, благодаря новым социальным реалиям происходит значительное усложнение общества, что фиксируется в социально-гуманитарном знании, в первую очередь как появление новых поворотов социологии, социальной философии, политологии, экономики и пр. Один из таких поворотов, фикси-

Новая реальность и ее законы // Инновации в технологиях и бизнесе. 2011. Вып. 1. С. 2.

рующий появление новых социальных реалий, представляет собой немалое усложнение общества на глобальном и локальном уровнях, что выглядит как «глобальная дезорганизация», как «глобальный хаос». «Вместе с тем новые реалии олицетворяли собой не просто хаос, а «глобальную сложность», которая стала по-своему организовываться за счет движения к знаковым, информационным и коммуникационным регуляторам, а также к образованию глобальных сетей, которые утверждались вне конкретных обществ» . Это требует новых теоретико-методологических подходов к осмыслению данных поворотов в социально-гуманитарном знании. В-четвертых, развитие информационно-коммуникационных технологий дало возможность генерировать так называемые «симулякры» (копии несуществующих вещей), подменяющие собой реальную действительность. Перед человечеством теперь проявляются процессы имитации, пронизывающие практически чуть ли не все сферы социальной жизни, когда эти имитационные процессы квалифицируются как «текучая повседневность» (3. Бауман), перформанс (взято из области искусства), «кентавризм» (Ж.Т. Тощенко) . С этими процессами имитации связаны идентичность и аутентичность человека, социальных групп и социума той или иной цивилизации.

Весьма актуальным является тот существенный момент, согласно которому находящиеся в динамичном развитии информационно-коммуникационные технологии все время изменяют различные стороны социальной реальности, преобразуют образ жизни индивида и социальных слоев, трансформируют деятельность социальных институтов и государственных учреждений, системы управления транснациональных корпораций и различного рода фирм и предприятий. Актуальность данной темы социально-философского исследования вытекает также из того эмпирического факта, согласно которому отечественные гуманитарии и социологи

Кравченко С.А. Сложный социум: востребованность поворотов в социологии // Социс. 2012. № 5. С. 20. Тощенко Ж.Т. Новые лики деятельности: имитация // Социс. 2012. № 12. С. 23.

не успевают осмыслить и подвергнуть аналитическому рассмотрению быстро совершенствующиеся и стремительно модифицирующиеся информационно-коммуникационные технологии.

В социально-философской и социологической литературе существует немало исследований значимости виртуальной реальности компьютерных систем, интернетизации и информатизации социальной жизни, электронного правительства в функционировании общества и прочих аспектов использования информационно-коммуникационных технологий. Однако фактически не уделяется внимание целому ряду таких явлений, оказывающих воздействие на конструирование новой социальной реальности, как облачные вычисления в функционировании компьютерных комплексов, Аналитика Больших Данных, Интернет вещей, всеобъемлющий Интернет, промышленный Интернет, сетевое будущее, детерминированное взаимосвязью физических вещей и киберобъектов, мобильные структуры (мобильные предприятия, мобильные системы образования и пр.) и т.д.

Таким образом, все перечисленные достаточно весомые стороны темы свидетельствуют об актуальности социально-философского осмысления роли динамично развивающихся информационно-коммуникационных технологий в конструировании новой социальной реальности. Более того, аналитическое рассмотрение данной темы имеет не только немалый теоретический, но и практический интерес.

Степень научной разработанности темы. В российской и зарубежной социально-гуманитарной литературе имеются исследования различных сторон проблемы взаимосвязи новой социальной реальности и развивающихся информационно-коммуникационных технологий, которыми занимаются преимущественно социальные философы, социологи и экономисты. Это исследования Э.Р. Аветисяна, Т.В. Беликовой, СЕ. Гасумова, Т.Г. Данилова, М.Л. Дерябина, Е.А. Дмитриева, А.К. Дорохина, А.А. Ерофеева, Н.И. Колос-

ковой, И.В. Ладыгиной, Э.О. Леоньевой, A.M. Лещенко, Ю.А. Ля-шенко, Э.Р. Михайловой, К.Б. Пилиджанян, В.П. Плосконосовой, Е.В. Поликарповой, М.А. Полищук, В.И. Пржиленского, М.В. При-датченко, Ю.И. Прохоренко, И.А. Ревякиной, Т.В. Рягузовой, Л.А. Савченко, И.Ю. Саяпиной, П.А. Степаненко, Н.Г. Ткачёвой, Г.В. Фазлиевой, Т.П. Черняевой, В.В. Цыганкова, Е.А. Цымбал, П.А. Шамсутдинова, P.P. Шариповой, А.А. Шеремет, И.В. Юш-киной и др. Так, в диссертационном исследовании по социальной

Аветисян Э.Р. Процессы реформирования социальной сферы современного российского общества: дис. на соиск. уч. степ. к. соц. н. Ставрополь, 2009; Беликова Т.В. Естественно-природные факторы регуляции социально-типологической структуры общества: дис. на соиск. уч. степ. к. соц. н. Саратов, 2005; Гасумова СЕ. Процесс информатизации социальной сферы современного российского общества: дис. на соиск. уч. степ. к. соц. н. Пермь, 2008; Данилова Т.Е. Конструирование социальной реальности в дискурсе информационного общества: дис. на соиск. уч. степ. к. философ, н. Томск, 2011; Дерябин М.Л. Самореференция социальной реальности в рекламном дискурсе: дис. на соиск. уч. степ. к. философ, н. Ижевск, 2009; Дмитриев Е.А. Философский анализ информации как ступени социальной реальности: дис. на соиск. уч. степ. к. философ, н. Кемерово, 2002; Дорохин А.В. Социальное управление в условиях информатизации современного общества: дис. на соиск. уч. степ. к. соц. н. М., 2006; Ерофееев А.А. Статистические исследования информатизации общества на региональном уровне: дис. на соиск. уч. степ, к.э.н. Самара, 2011; Колоскова Н.И. Экранная культура в контексте информационного общества: дис. на соиск. уч. степ, к. философ, н. Ростов н/Д, 2002; Ладыгина И.В. Информатизация общества и управление в соционатурсистеме: социально-философские аспекты: дис. на соиск. уч. степ. к. философ, н. Чита. 2006; Леонтьева Э.О. Философские основания концептуализации социальной реальности: дис. на соиск. уч. степ. к. философ, н. Томск, 2000; Лещенко А.М. Социальные сети как механизм конструирования коммуникаций в современном обществе: дис. на соиск. уч. степ. к. философ, н. Пятигорск, 2011; Ляшенко Ю.А. Феномен отчуждения человека в условиях информатизации общества: дис. на соиск. уч. степ. к. философ, н. Горно-Алтайск. 2007; Михайлова Э.Р. Игра в моделирование социальной реальности: социально-философский аспект: дис. на соиск. уч. степ. к. философ, н. Чебоксары, 2009; Пилиджанян К.Б. Информатизация общества как фактор его демократизации: дис. на соиск. уч. степ. к. философ, н. Ростов н/Д, 2004; Плосконосова В.П. Взаимодействие правящей элиты и общества как фактор изменения социальной реальности: дис. на соиск. уч. степ. д. философ, н. Омск, 2002; Поликарпова Е.В. Воздействие современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека и конструирование социальной реальности: дис. на соиск. уч. степ. д. ф. н. Ростов н/Д, 2011; Полищук М.А. Социальная реальность как текст: проблема самоопределения смысла: дис. на соиск. уч. степ. к. философ, н. Ижевск, 2002; Пржиленский В.И. Онтологический статус социальной реальности: дис. на соиск. уч. степ. д. философ, н. Ставрополь, 1999; Придатненко М.В. Роль игры в конструировании социальной реальности: дис. на соиск. уч. степ. к. соц. н. Н. Новгород, 2007; Прохоренко Ю.И. Субъектность в структурах социальной реальности: дис. на соиск. уч. степ. д. ф. н. Екатеринбург, 2003; Ревякина И.А. Информатизация общества как феномен культуры: дис. на соиск. уч. степ. к. философ, н. М., 1999; Рягузова Т.В. Интернет как фактор социокультурного развития российского общества: дис. на соиск. уч. степ. к. соц. н. М., 2001; Савченко Л.А. Повседневность - методология исследования, современная со-

философии Е.В. Поликарповой «Воздействие современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека и конструирование социальной реальности» на основе трансдисциплинарного подхода рассматривается концепция позитивного конструирования социальной реальности, с которой связаны дальнейшее развитие Интернета, конвергентных технологий (NBIC-технологий - нанотехнологий, биотехнологий, инфо- и когнитивных технологий) и перспективы модификации сознания и тела человека (речь идет о е-Ното). В работе обращается особое внимание на такие новые динамико-топологические факторы функционирования общества, как Интернет, компьютеризация фактически всех сфер жизнедеятельности человека и социума, которые проявляются в воздействии информационно-коммуникационных технологий на развитие общества . В данном случае значимость ИКТ в конструировании новой социальной реальности предполагает их единство с другими высокими конвергентными технологиями (нано-, био- и когнотех-нологиями), без чего невозможно конструирование нового социума и адекватного ему человека. Ведь конструирование нового социума посредством информационно-коммуникационных технологий

циальная реальность и практика: социально-философский аспект: дис. на соиск. уч. степ. д. философ, н. Ростов н/Д, 2001; Саяпина И.Ю. Медийное конструирование социальной реальности: дис. на соиск. уч. степ. к. соц. н. Саратов, 2011; Степаненко П.А. Виртуальная реальность в структуре отношений человека и мира: дис. на соиск. уч. степ. к. философ, н. Омск, 2006; Ткачёва Н.Г. Проблемы исследования социальной реальности: теоретико-методологические аспекты: дис. на соиск. уч. степ. к. философ, н. Иркутск, 2006; Фазлие-ваГ.В. Информационные технологии как фактор трансформаций современного российского общества: дис. на соиск. уч. степ. к. философ, н. Уфа, 2011; Черняева Т.Н. Архитектоника социального пространства: дис. на соиск. уч. степ. д. соц. н. Саратов, 2004; Цыганков В.В. Знаковость социальной реальности: дис. на соиск. уч. степ. к. ф. н. СПб., 2010; Цымбал Е.А. Феномен социального манипулирования в социокультурном пространстве информационного общества: дис. на соиск. уч. степ. к. философ, н. Ростов н/Д, 2010; Шамсутдинов П.А. Трансформация социальных сетей в условиях информационного взаимодействия: дис. на соиск. уч. степ. к. философ, н. Липецк, 2002; Шарыпова P.P. Социальная реальность: философский анализ понятия: дис. на соиск. уч. степ. к. философ, н. Уфа, 2001; Шеремет А.А. Технологии связей с общественностью как способ организации современной социальной реальности: дис. на соиск. уч. степ. к. философ, н. Омск, 2010; Юшкина И.В. Информатизация общества в России: принципы и специфика: дис. на соик. уч. степ. к. соц. н. М., 2001; и др.

Поликарпова Е.В. Воздействие современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека... С. 19

предполагает и соответствующий ему тип человека, способного к использованию этих технологий.

Представляет определенный интерес диссертационное исследование Т.Г. Даниловой «Конструирование социальной реальности в дискурсе информационного общества», в котором речь идет о коммуникативно-прагматическом подходе к формированию социальной реальности в дискурсе информационного общества . Здесь средствами социально-философского анализа показано значение прагматического характера коммуникативного подхода для конструирования социальной реальности на основе дискурса информационного социума. Иными словами, осуществлена вполне определенная концептуализация проблемы конструирования новых социальных явлений, порождаемых в процессе использования коммуникативных технологий.

Заслуживает внимания диссертационное исследование по социальной философии П.А. Степаненко «Виртуальная реальность в структуре отношений человека и мира», в котором подвергается тщательному анализу роль виртуальной реальности. Особое внимание в работе уделяется многообразию виртуальных реальностей (речь идет не об одной виртуальной реальности, а о многих виртуальных реальностях) и роли виртуальной реальности в бытии со-временного человека и общества . В данном случае становится понятной конструирующая роль виртуальной реальности в жизнедеятельности индивида и общества как составляющей информационно-коммуникационных технологий, особенно интернет-технологий.

Следует иметь в виду те немаловажные аспекты, которые рассматриваются в диссертационном исследовании по социологии Т.В. Рягузовой «Интернет как фактор социокультурного развития российского общества». В нем расставляются следующие акценты в функционировании Интернета: во-первых, излагается феномено-

Данилова Т.Г. Указ. соч. Разд. 2.3.

Степаненко П.А. Указ. соч. Разд. 2.2 и 3.2.

логическая парадигма и Интернет рассматривается в качестве социокультурного фактора коммуникационных процессов; во-вторых, обозначена роль интернет-коммуникаций в определении места России в мире . В данном исследовании «интернет-коммуникации» выступают тем социокультурным фактором, который способствует конструированию новой социальной реальности российского общества.

Архитектонике социального пространства посвящена докторская диссертация по социологии Т.И. Черняевой «Архитектоника социального пространства», в которой внимание уделяется следующим вопросам: во-первых, конструированию социального пространства; во-вторых, различиям как структурному компоненту социального пространства; в-третьих, коммуникационным моделям социального пространства; в-четвертых, социологическим аспектам тела как фактора конструирования различий; в-пятых, соотношению пространства социальной организации города . Так как социальное пространство является формой бытия общества, то его конструирование есть фактически конструирование нового социума.

В диссертационных и монографических исследованиях по социальной философии делается акцент на такой разновидности информационно-коммуникационных технологий, как интернет-технологии и связанной с ними электронной (мультимедийной) культуры. В одной из последних статей В.А. Емелина и А.Ш. Тхо-стова «Вавилонская сеть: эрозия истинности и диффузия идентичности в пространстве интернета» обсуждаются основные функции Интернета, которые соотнесены с метафорами библиотеки и агоры. Результатом проведенного исследования являются следующие выводы: во-первых, «трансформация в неограниченную библиотеку порождает умножение информационного мусора и снижение возможностей критической оценки получаемой информации»; во-

Рягузова Т.В. Указ. соч. Разд. 1.5 и 2.5. Черняева Т.И. Указ. соч. Гл. 1 и 2.

вторых, «положенный в основу интернета релятивизм усложняет проблему идентификации и оборачивается зыбкостью и невозможностью внятного и обоснованного укоренения человека в реальности»; в-третьих, подобно расширенной агоры «пространство интернета имеет побочный эффект снижения качества общения и утрату ответственности за высказывание» . Здесь «схвачен» тот эмпирический факт, согласно которому пространство Интернета в большей степени заполнено информационным мусором, что сказывается на конструировании социальной реальности.

В конструировании новой социальной реальности при помощи информационно-коммуникационных технологий немалое место принадлежит электронной (виртуальной) культуре как технологии деятельности. Л.В. Баєва в своей статье «Электронная культура: опыт философского анализа» обосновывает четыре основных положения: во-первых, человеком наряду со «второй природой» (миром искусственных вещей) создана «третья природа» - мир виртуальных феноменов, интегрирующий в себе сферу сознания и высоких информационных технологий; во-вторых, индивид существует одновременно в двух измерениях - виртуальном и физическом; в-третьих, в сфере электронной культуры находятся межчеловеческие коммуникации, образование, творчество, искусство и развлечения; в-четвертых, виртуальная культура является не только посредником между человеком и миром, но и самой реальностью, трансформирующей сущность и сознание человека . Другими словами, электронная культура, постоянно порождаемая развивающимися информационно-коммуникационными технологиями, лежит в основе формирования новой социальной реальности.

В специальной литературе особое внимание обращается на роль информационных технологий в истории человечества, чему посвя-

Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Вавилонская сеть: эрозия истинности и диффузия идентичности в пространстве интернета//Вопросы философии. 2013. № 1. С. 74.

Баева Л.В. Электронная культура: опыт философского анализа // Вопросы философии. 2013. №5. С. 75.

щена работа С.Н. Гринченко и Ю.Л. Шаповой «Информационные технологии в истории Человечества». В данном исследовании место и роль информационных технологий в самом широком смысле этого слова рассматриваются с точки зрения следующих моделей: во-первых, Человечество - это самоуправлемая иерархическая система, эволюция которой содержит в себе моменты системно-информационных переворотов и технологических революций; во-вторых, трактовка основных этапов исторического развития Чело-

1 ?

вечества осуществляется при помощи чисел Фибоначчи . Все эти модельные подходы сопоставлены как между собой, так и с эмпирическими материалами научных исследований, что свидетельствует о ведущей роли информационных технологий в развитии человечества.

В этом плане значительный интерес представляет фундаментальная монография А.К. Казанцева, В.Н. Кисилева, Д.А. Рубваль-тера и О.В. Руденского «NBIC-технологии: Инновационная цивилизация XXI века», в которой представлено состояние и даны возможные прогнозы развития таких прорывных высоких технологий, как нанотехнологии, биотехнологии, информационно-коммуникационные и когнитивные технологии. Авторы осуществили анализ данной проблемы нынешнего переломного этапа истории человечества «на основе междисциплинарного, глобального подхода к осознанию процессов проникновения практически во все сферы жизни и системы жизнеобеспечения человека и в формирование новых институтов инновационного развития человечества» . Это значит, что именно эти четыре высокие технологии формируют новую, инновационно-технологическую NBIC-цивилизацию XXI столетия.

Гринченко С.Н., Щапова Ю.Л. Информационные технологии в истории Человечества // Приложение к журналу «Информационные технологии». 2013. № 8. С. 1 и ел.

1 о

Казанцев А.К, Кисилев В.Н., Рубвалътер Д.А., Руденский О.В. NBIC-технологии: Инновационная цивилизация XXI века. М., 2012. С. 3.

Анализ социально-философской литературы, в которой имеются исследования, посвященные роли информационно-коммуникационных технологий в конструировании новой социальной реальности, свидетельствует о том, что некоторые стороны этой проблемы недостаточно изучены, что требует заполнения этих «пустых» мест. К ним относятся, во-первых, роль трансдисциплинарной стратегии научных исследований в выявлении значимости информационно-коммуникационных технологий в конструировании новой социальной реальности; во-вторых, значимость места информационно-коммуникационных технологий среди высоких четырех топ-технологий и стратегии их использования в формировании новой социальной реальности; в-третьих, значение многообразия информационно-коммуникационных технологий (облачные вычисления, Интернет вещей, модульный и всеобъемлющий Интернет, промышленный Интернет, Аналитика Больших Данных, мобильное образование и мобильные предприятия, ЗО-технологии) в создании новой социальной реальности; в-четвертых, значимость кибернетических войн в конструировании новой социальной реальности; в-пятых, социокультурные последствия применения информационно-коммуникационных технологий в создании новой социальной реальности; в-шестых, стратегии использования информационно-коммуникационных технологий для формирования нового сознания и модификации человека.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке с позиции социальной философии концепции конструирования новой социальной реальности в контексте развивающихся информационно-коммуникационных технологий. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

- выяснить методологические основания адекватные динамике становления информационно-коммуникационных технологий, иг-

рающих фундаментальную роль в конструировании новой социальной реальности;

- выявить место информационно-коммуникационных технологий в кругу нано-, био-, инфо- и когнитивной технологий и стратегии их использования в формировании новой социальной реальности;

- создать теоретическую модель исследования роли динамично
развивающихся информационно-коммуникационных технологий в
конструировании новой социальной реальности;

- раскрыть значимость информационно-коммуникационных
технологий в конструировании новой социальной реальности высо
кой сложности общества;

- выявить стратегическую роль информационно-
коммуникационных технологий в формировании сознания человека
и общества;

- показать социокультурные последствия использования ин
формационно-коммуникационных технологий в конструировании
новой социальной реальности.

Объектом исследования является феномен конструирования новой социальной реальности посредством высоких нано-, био-, инфо- и когнитивных технологий.

Предметом исследования выступает роль информационно-коммуникационных технологий в конструировании новой социальной реальности.

Гипотеза исследования состоит в том, что стратегическое значение информационно-коммуникационных технологий в конструировании новой социальной реальности (оно представляет собой выстроенное на NBIC-технологиях глобальное инновационное информационное общество) вытекает из того фундаментального эмпирического факта, что информация является одним из основных факторов наряду с элементарными потребностями человека в его выживании, что в условиях информационного социума проявляется

в использовании кибернетически физической (виртуально-действительной) системы с целью адаптации и человека, и общества к непредсказуемым угрозам и опасностям, возникающим вследствие ряда начинающихся технологических революций.

Теоретико-методологическая основа диссертации. Данное исследование основано на главных принципах социальной философии, трансдисциплинарной стратегии научных исследований, которая позволяет выделить инвариант в различных отраслях научного знания, концепции нейромаркетинга, дающей возможность объяснить весьма изменчивые, преимущественно бессознательные мотивы принятия решения, концепции нейросоциологии, конкретизирующей транс дисциплинарный подход, концепции конструирования социальной реальности в основном на уровне обыденной жизни, информационного подхода как теоретического фундамента конструирования новой социальной реальности, парадигмы сетевого будущего человечества, выражающей поворот социума к мобильности, теории сложного информационного общества и парадигмы глобализации, которые характеризуют формирующуюся информационными и коммуникационными регуляторами глобальную сложность и становление глобальных сетей. В ходе социально-философского исследования использовались категориальный аппарат диалектической философии, успехи в изучении новых социальных феноменов.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что фундаментальное значение динамически развивающихся информационно-коммуникационных технологий в конструировании новой социальной реальности рассматривается на основе созданной соответствующей теоретической модели, в основе которой лежит трансдисциплинарная матрица исследований.

Элементы научной новизны исследования состоят в том, что в нем:

определены адекватные динамике становления информационно-коммуникационных технологий, играющих фундаментальную роль в конструировании новой социальной реальности, методологические основания: транс дисциплинарный подход, концепция нейросоциологии, теория сетевого социума, ноосферная концепция конструирования социальной реальности, гуманистическая теория сложного общества;

показан стратегический характер места развивающихся информационно-коммуникационных технологий в кругу нано-, био-, инфо- и когнитивной технологий, что объясняет стратегии их использования в формировании новой сложной социальной реальности на принципах гуманистической философской антропологии;

создана теоретическая модель конструирования новой социальной реальности с помощью развивающихся информационно-коммуникационных технологий в современном социуме, которая состоит из концепции электронной культуры, концепции соотношения естественного и искусственного, сетевой парадигмы человека, сетевой парадигмы будущего общества, концепции кибернети-ко-физических структур, вероятностно ориентированной смысловой модели личности, концепции исторической эволюции информационных технологий, концепции программируемого общества;

раскрыто многообразие информационно-коммуникационных технологий в конструировании новой социальной реальности, которое обусловлено появлением новых модификаций этих технологий и возникающих на основе взаимодействия высоких технологий;

- выявлена стратегическая роль информационно-
коммуникационных технологий в формировании сознания человека
и общества инновационного типа, а также экономики знаний, в
осуществлении кибервойн;

- показаны качественно новые социокультурные последствия
использования развивающихся информационно-коммуникацион
ных технологий в конструировании новой социальной реальности,

возникновение модифицированного e-Homo, дополненной виртуальной реальности, возрастание роли роботов и появление новых угроз и опасностей для человечества.

Новые научные результаты, полученные автором в ходе исследования, нашли отражение в следующих положениях, выносимых на защиту:

В ряду методологических оснований (концепция нейросоцио-логии, теория сетевого социума, ноосферная концепция конструирования социальной реальности, гуманистическая теория сложного общества), соответствующих процессу становления информационно-коммуникационных технологий, которые используются в конструировании новой социальной реальности, центральное место принадлежит стратегии трансдисциплинарных научных исследований, потому что она пронизывает все эти методологические основания на информационном уровне, позволяя таким образом объяснить первостепенную значимость информационно-коммуникационных технологий в развитии эволюционирующего человечества;.

Стратегический характер места развивающихся информационно-коммуникационных технологий в кругу NBIC-технологий (нано-, био-, инфо- и когнитивной технологий) обусловлен тем, что они детерминируют эволюцию общества, объясняя тем самым стратегии их использования в формировании новой сложной социальной реальности на принципах гуманистической философской антропологии, к которым относятся демократизация, знание и коммуникация, ускоряя тем самым тенденции кардинального изменения самого общества, государства, человека и образа жизни, когда возрастает продолжительность жизни и культивируется «вечная» молодость и стремление к бессмертию.

- Теоретическая модель конструирования новой социальной
реальности как глобального инновационного информационно-
технологического общества (NBIC-цивилизации) посредством ди
намичных информационно-коммуникационных технологий имеет

значительный прогностический потенциал и включает в себя концепцию электронной культуры, концепцию соотношения естественного и искусственного, сетевую парадигму человека, сетевую парадигму будущего общества, концепцию кибернетико физических структур, вероятностно ориентированную смысловую модель личности, концепцию исторической эволюции информационных технологий, концепцию программируемого общества, что дает возможность объяснить возрастающую дифференциацию существующих информационно-коммуникационных технологий и их потенциал преобразований.

Многообразие информационно-коммуникационных технологий в конструировании новой социальной реальности детерминируется возникновением новых модификаций данных технологий благодаря собственной динамике и влиянию других высоких технологий, а именно: облачные вычисления, Интернет вещей, модульный и всеобъемлющий Интернет, промышленный Интернет, квантовый Интернет, Аналитика Больших Данных, мобильное образование и мобильные предприятия, ЗО-технологии, представляющие собой новую промышленную революцию, что приведет к возникновению трудно вообразимого социума с новой этикой, новой религией, новой наукой и новым искусством.

Стратегическая роль постоянно развивающихся информационно-коммуникационных технологий состоит в следующем: формирование нового сознания человека, нового инновационного общества, новой экономики с еевиртуальной интеграцией, основанной на знании, что повлечет широкое распространение высокотехнологичных предприятий и компаний; новые аспекты осуществления кибервойн, когда в мозгу человека будет создаваться иллюзорная, виртуальная реальность, управляющая его поведением, когда под ударом будут находиться социотехнические системы общества; использование информационно-коммуникационных технологий для осуществления стратегических целей терроризма.

- Социокультурные последствия использования развивающихся информационно-коммуникационных технологий в конструировании новой социальной реальности имеют качественно новый характер и представляют собой, во-первых, появление нового, электронного человека; во-вторых, неотрывную от действительности виртуальную реальность, в которой решающую роль будут играть роботы с искусственным интеллектом; в-третьих, новые информационные угрозы и опасности для человечества (микрооружие, рост виртуальной преступности, слайдовое оружие, убивающее сознание, и пр.); в-четвертых, широкое распространение мобильного образования, мобильных предприятий, мобильных судов; в-пятых, возникновение новой науки - Data Science, без которой будет просто невозможно существование человечества.

Изложенные положения характеризуют основное приращение знания по проблеме значимости информационно-коммуникационных технологий в конструировании новой социальной реальности, полученное в диссертации.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты диссертационной работы имеют немаловажное теоретическое и прикладное значение для развития соответствующих направлений в социальной философии, социологии и других социально-гуманитарных дисциплинах для понимания принципов функционирования нового, инновационно-технологической NBIC-цивилизации. Теоретические результаты работы могут быть использованы как в области разработки федеральных целевых программ по образованию, так и для чтения курсов и спецкурсов по социальной философии и социологии в высших учебных заведениях, чтобы готовить нынешних студентов к жизни в качественно ином социуме.

Апробация работы. Результаты исследования были изложены на региональных, международных и всероссийских научных и научно-практических конференциях и семинарах в 2011 - 2013 гг.

В частности, на: Международной научно-практической конференции «Модернизация России: региональные особенности и перспективы» (г. Ростов-на-Дону, 21 - 22 апреля 2011 г.); Региональной научной конференции «Путь в науку: молодые ученые об актуальных проблемах социальных и гуманитарных наук» (г. Ростов-на-Дону, 21-22 апреля 2011 г.); III Международной научно-практической конференции «Кавказ - наш общий дом» (г. Ростов-на-Дону, 27 -29 сентября 2011 г.); Международной научно-практической конференции «Социальное партнерство в России: фактор инновационного развития и общенациональной солидарности» (г. Ростов-на-Дону, 19 - 20 апреля 2012 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Социально-культурная консолидация в условиях модернизации современной России» (г. Майкоп, 12-14 марта 2013 г.).

Основные теоретические положения и практические выводы диссертационного исследования были внедрены в инновационной деятельности МГТУ им. Н.Э.Баумана.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в 5 научных публикациях, в том числе 2, в изданиях, которые входят в список ВАК Минобрнауки РФ, и составляет объем 8,9 п. л. Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Место информационно-коммуникационных технологий в кругу высоких технологий

Для выявления значимости динамично развивающихся информационно-коммуникационных технологий в конструировании новой социальной реальности немаловажная роль принадлежит соответствующим методологическим основаниям. Среди этих адекватных действительному состоянию дел методологическим основаниям центральное и первое место занимает стратегия трансдисциплинарных исследований. Необходимо иметь в виду то обстоятельство, согласно которому данная методология научных исследований возникла не так давно, причем её особенность по сравнению с обычными классическими методологиями состоит в ценностном подходе к изучаемым современной наукой объектам. Сама эта методология возникла благодаря развитию и взаимодействию философии, естествознания, социально-гуманитарными дисциплинами, религией, эстетикой и обыденного знания, что дало основание Л.П. Киященко дать следующую дефиницию транедисциплинарности как нового типа научного исследования:

«В философии науки этот новый тип исследовательской деятельности представлен как «постнеклассическая наука» (B.C. Степин), в социологии науки - «наука типа 2» (М. Gibbons, Н. Novotny, P. Scott), постакадемическая наука (J. Ziman), наука «другого модерна» (У. Бек) и др. Производство научного знания на современном этапе - это гибрид фундаментальных исследований, ориентированных на познание истины и исследований, прагматически ориентированных на получение полезного эффекта»14. Иными словами, трансдисциплинарные исследования погружены в ментальное поле рефлексии над аксиологическими установками, порождаемыми социальными практиками.

Эвристический потенциал трансдисциплинарных исследований заключается в том, что они позволяют обнаружить инварианты изучаемого объекта в самых различных науках. Данная трансдисциплинарная методология исследования весьма четко коррелирует с социально-философским осмыслением роли информационно-коммуникационных технологий в производстве новой социальной реальности и обеспечивает ей центральный статус среди других методологий научного исследования. «В отличие от междисциплинарных научных направлений, характеризующих кооперацию различных областей научного знания типа нелинейной динамики сложных систем или синергетики, и полидисциплинарных исследований, когда тот или иной объект одновременно рассматривается разными дисциплинами, трансдисциплинарные исследования являются «сквозными», выходящими за границы конкретных дисциплин... Трансдисциплинарная стратегия исследований вполне адекватна рассмотрению проблемы воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека»15. Так как человек является основным звеном существования и функционирования общества, то находящаяся в его сознании модель окружающего мира направляет деятельность по преобразованию действительности посредством различных инструментов, в том числе и информационно-коммуникационными технологиями.

Значимость трансдисциплинарной стратегии научных исследований в плане нашей проблематики состоит в том, что она выявляет инварианты в информационном взаимодействии различных уровней иерархически организованного социоприродного мира. Здесь плодотворным является использование семантической теории информации, которая занимается исследованием знаковых (семиотических) систем средств обмена информацией. Тогда информация представляет собою «язык мира как живого целого, а взаимодействие материальных объектов, при котором осуществляется передача (генерация и освоение) идеальных категорий (смыслов, значений, образов, эмоций), будем называть информационным взаимодействием»16. Таким образом, информация является некоей своеобразной семиотической системой, которая функционирует в окружающем нас мире как живое целое. Так как этот мир дифференцирован и иерархизирован, то существует многообразие носителей информации, каковым выступает язык, т.е. имеется множество языков (языки природы, экзистенции человека и пр.) . В таком случае инвариантом всех иерархизированных систем социоприродного мира (биологических, психических, социальных и пр.) является информационная матрица.

В современной науке на основе концепции «биологически-социологического синтеза» аргументировано доказано, что одной из основных функций живых систем (организмов) наряду с получением энергии (пищи), самозащитой и воспроизведением себе подобных является информационное развитие: «под информационным развитием подразумевается процесс получения сигналов из окружающей среды, их отбора, обработки и использования в качестве руководства для поведения» . Следовательно, информационное развитие необходимо для ориентации той или иной системы (биологической, психической, социальной системы и пр.) в окружающем мире, что детерминирует ее поведение. Согласно П. Кууси, информационное развитие является одной из видоспецифичных поведенческих характеристик человека, которое есть результат взаимодействия биологической и культурной эволюции, что способствовало изменениям в нервной системе человека и накоплению знания (и информации) социумом19. Информационное развитие человека посредством информационных (и коммуникационных) технологий и скореллированного с ним социума означает наличие информационной матрицы, хотя самого человека как систему неправомерно редуцировать к ней. Человек имеет многомерную природу, её принципиально невозможно описывать в категориях информационных процессов, это является значительным упрощением . Здесь необходимо принимать во внимание культурные традиции и ценности, а также сознание человека, которые не носят сугубо информационного характера

В плане нашей проблематики это означает, что неправомерно редуцировать сущность человека к формуле «человека как информационной матрицы», что ограничивает применение информационно коммуникационных технологий в конструировании новой социальной реальности. «Поэтому доминирующие в обществе социальные и культурные традиции и ценности в определенной степени ограничивают возможности воздействия современных ИКТ на сознание человека»21. Иными словами, семиотический подход к человеку оказывается ограниченным, что с необходимостью требует учета других, не семиотических подходов к человеку как тексту (знаковой системе).

Теоретическая модель исследования взаимосвязи новой социальной реальности и информационно-коммуникационных технологий

Данная дефиниция электронной культуры содержит в себе порожденные информационными технологиями с их виртуальными потенциями весьма разнородные процессы и вещи, которые в немалой степени отличаются от традиционных форм материальной и духовной культуры. Принципиальные особенности электронной культуры были в свое время исследованы известным канадским культурологом и философом М. Маклюэном, предложившим характеризовать стадии развития цивилизации соответствующими им кодовым системам. В своей книге «Галактика Гутенберга» (1962 г.) он в качестве важнейших индикаторов развития общества выделяет книгопечатание, появление масс-медиа и компьютерное программирование. Известный отечественный мыслитель B.C. Степин следующим образом характеризует значимость последней новации в развитии общества: «Это тип кодирования породил новые типы коммуникации (интернет), изменившие повседневность, экономику и социально-политическую жизнь»81. Здесь электронная культура представляет собою социокоды (надбиологические программы), определяющие наряду с биокодами (генетическими факторами) социальную жизнедеятельность.

Электронная культура в качестве развивающейся совокупности социокодов не только фиксирует, хранит и транслирует надбиологические программы, но и позволяет порождать новые программы, которые затем воплощаются на практике, способствуя сформированию новой социальной реальности. На основании исследования характерных черт электронной культуры (свобода доступа, открытость, дистанционность, активность в получении доступа электронной информации, смешение различных потоков информации, виртуальность, фрагментарность выражения, инновационность, игровой характер и пр.) Л.В. Баева дает следующую обобщенную дефиницию электронной культуры: «Таким образом, в наиболее общем виде электронная культура представляет собой совокупность результатов творчества и коммуникации людей в условиях внедрения 1Т-инноваций, характеризующаяся созданием единого информационного пространства, виртуальной формой выражения, дистанционной технологией, либеральностыо контента»82. Специфика электронной культуры состоит в том, что благодаря своей всеохватности как традиционных, классических объектов посредством цифровой формы, так и собственно электронных по форме и сущности объектов культуры (компьютерные программы, сети, технологии, произведения искусства и др.), в ней слиты воедино черты материальной и духовной культуры.

Возникшая электронная культура по своим многим параметрам есть новый вид творчества, еще не встречавшегося в истории человечества, так как она раскрывает невиданный горизонт бытия. «Подобно тому, как изобретение микроскопа или телескопа открыли исследователям новые миры, изобретение ГГ-технологий открыли "пользователям" новый "жизненный мир". В этом мире возникли свои законы, свободы и права, свои термины, свой автор и потребитель, свои формы выражения. В нем большое место занимает игра, развлечения, он уделяет большую роль визуализации и обращен в значительной степени к чувственной сфере человека, он не имеет прежних моральных регуляторов (поскольку виртуален и, казалось бы, не связан с реальными поступками), он предоставляет небывалую ранее сво от боду, формы для самореализации» . Все это обусловлено тем существенным фактом, что благодаря электронной культуре человек получил новые возможности для выражения своего креативного, прогностического потенциала в пространстве-времени виртуальной реальности, созданной искусственно.

Второй компонент теоретической модели порождения информационно-коммуникативными технологиями новой социальной реальности - это концепция соотношения естественного и искусственного. Ведь, как было подчеркнуто выше, сейчас происходит NBIC-революция которая начинает формировать новую, инновационно-технологическую цивилизацию (NBIC-цивилизацию)84. В этом плане формирование новой социальной реальности (NBIC-цивилизации) посредством высоких конвергентных технологий предполагает наличие такой новой научной дисциплины, как инноватика. Отечественный исследователь А.И. Пригожий дает дефиницию предмета инноватики, как организации и технологии включения запланированных новшеств в социум, разворачивает целостное концептуальное определение этой области в рамках парадигмы «естественное — искусственное» . Его исследования выстраиваются на двузначной, бинарной логике типа «хорошо-плохо», «свой-чужой», «верх-низ», «жизнь-смерть» и пр., причем это обусловлено тем, что такого рода бинарные категории выступают действенным аналитическим инструментом исследования различного рода процессов социоприродного мира, особенно в области проблем инноватики.

Он пишет о значимости парных категорий в сфере инноватики «естественное» и «искусственное» следующее: «Парные категории хорошо работают. Если их стимулировать, настроить на дело. Думаю, что основные проблемы инноватики уходят в отношения тоже двух категорий (состояний, свойств, природ): естественного и искусственного. Хочу показать, что некоторые проблемы инноватики могут быть лучше поняты и решены именно в парадигме этой пары категорий (далее - «Е-И»). Нововведения всегда искусственны. Они изобретаются, проектируются, заимствуются, просто придумываются. Но потом направляются в «среду внедрения», которая сложилась, устоялась, стала естественной. От того, как она их воспримет, зависит успех инновационного процесса. А значит, и судьба соответствующих организаций - от фирмы до государства»

Роль информационно-коммуникационных технологий в формировании сознания человека и общества

Значительный интерес представляют собой те социокультурные последствия, которые вызывает применение ИКТ в формировании новой социальной реальности. Во-первых, прежде всего, необходимо иметь в виду возможное появление модифицированного е-Ното, о чем сейчас размышляют ученые и исследователи в области искусственного интеллекта и информационных технологий. «Что же в конечном итоге принесут конвергенция и синергия NBIC-технологий в XXI в., результаты которых могут модифицировать мозг человека, его психику и мышление?» . Речь идет о модификации человека посредством высоких технологий - таковыми выступают, в первую очередь, ИКТ (персональный компьютер, интернет, смартфоны и другие мобильные устройства). Отечественный исследователь А.С. Нариньяни пишет об этой модификации следующее: «Биологически за этот период он (Homo sapience - дисс.) заметно измениться не может, а вот симбиоз с новыми технологиями способен преобразовать его радикально, превращая сегодняшнего Homo в некоторый новый вид, который вполне будет заслуживать этикетки еНОМО... Трансформация только начинается, она затрагивает каждого в разной степени, но мы уже не те Homo, которыми были 20 лет назад, хотя и еще не такие, какими станем через 10-20 лет» . В данном случае А.С. Нариньяни исходит из имеющихся сейчас моментов воздействия ИКТ на сознание человека.

Далее А.С. Нариньяни, перечисляет ряд параметров, которые будут характеризовать этот еНОМО, а именно: его защищает от всякого рода опасностей информационный кокон; его интеллектуальный потенциал составляет потенциал нескольких крупных научно-исследовательских институтов; необычайный психологический потенциала, превосходящий силу дзен-буддизма, в основе деятельности его организма «Если когда-нибудь, - пишет он, - к этому добавиться возможность фиксировать внутренний виртуальный мир, - сны, воспоминания, переживания, воображаемые образы, - то полнота и воспроизводимость этой информации в некотором смысле отделит душу от тела... Таким образом, личность, в конце концов, может окончательно переселиться в Alter ego, а тело станет заменяемым на новое при достаточном сходстве настройки основных параметров» . Сконструированный посредством высоких технологий еНото сможет приобрести практическое бессмертие, вечную молодость и здоровье.

Согласно Е.В. Поликарповой, «модификация человека, его сознания и поведения при помощи современных технологий возможна на основе концепции «слабого ИИ» с использованием в гибриде человека и машины интеллектуального виртуального коммуниканта как субъекта обработки знания», причем «фактически здесь речь идет о моделировании человекоподобных когнитивных и творческих процессов посредством технологии виртуальной реальности»178. Данный вывод вытекает из того фундаментального факта, что в психике человека имеется и информационная матрица, и комплекс неинформационных компонентов - самосознание, самооценка и пр. Иными словами, модификация мозга человека, его психики и тела имеют свои пределы, в противном случае индивид превратится в иное, нечеловеческое существо.

Во-вторых, не менее интересным является то, что в новой социальной реальности конечным продуктом исторической эволюции информационных технологий должен оказаться Homo eruditus («человек образованный»). Это органически связано с той ролью, которую в метаэволюции Человечества сыграло усложнение психики человека, проявившееся в развитии его интеллекта при повышении уровня образованности. На основе обобщения значительного числа эмпирических фактов С.Н. Гринченко и Ю.Л. Щапова по аналогии с «биогенетической» закономерностью, характерной для системы живого, сформулировали следующий закон: «личность, интеллектуально развиваясь, кратко и обобщенно повторяет путь, который Человечество прошло в своем «интеллектуальном» развитии» . Следовательно, с позиции ИКМ (информационно-кибернетической модели) онтогенез повторяет филогенез в системе человечества.

В этом случае для выявления теоретических количественных оценок времен (периодов) овладения человеком последовательно повышающимися уровнями его образованности С.Н. Гринченко и Ю.Л.Щаповой был использован принцип «золотого сечения», что позволило составить таблицу 1 . Приведенные в ней цифры рассчитаны в соответствии с этим принципом и ориентированы на оценку завершения человеком среднего образования к

Социокультурные последствия использования информационно коммуникационных технологий в конструировании социума

Выявлена стратегическая роль информационно-коммуникационных технологий в формировании сознания человека и общества. В настоящее время особую, стратегическую роль играют постоянно развивающиеся информационно-коммуникационные технологии как компонент NBIC-технологий, направленные на формирование нового сознания человека. В данном случае главная роль принадлежит сознанию человека (общественному сознанию), так как благодаря современным ИКТ каждый индивид имеет возможность проявлять свои уникальные качества и участвовать в принятии жизненно важных решений.

Существенным является также и то, что воздействие информационно-коммуникационных технологий влечет за собой изменение самого сознания человека, и одновременно изменение самого человека. Следовательно, в аспекте нашей тематики исследований необходимо принимать во внимание адаптацию человека к непрерывно изменяющимся информационно-коммуникационным технологиям посредством трансформации своего сознания.

Стратегическая роль информационно-коммуникационных технологий как элемента электронной культуры заключается в том, что они выступают драйвером, формирующим новое инновационное общество с присущими ему ценностями и новой экономики. Центральное место среди ценностей этого инновационного социума будет занимать развитие человека, второе место отводится знанию, третье - информации, четвертое - среде обитания.

Показано, что немаловажным для новой экономики характерной становится виртуальная интеграция, которая основана на знании и которая противоположна классическому предприятию с вертикальной интеграцией. Сейчас, в последнее десятилетие возрастает значение тенденции к созданию виртуально интегрированного предприятия (корпорации), что является адекватным информационной эпохе. Для новой экономики характерным станет широкое распространение высокотехнологичных предприятий и компаний нового типа, а именно: во-первых, они будут представлять собой адаптивные к быстрым изменениям предприятия; во-вторых, они будут использовать информационные и биологические технологии и технологии материаловедения. Особенностью этих компаний является то, что они будут возникать и уже возникают в «урагане творческого разрушения».

Одним из проявлений этого «урагана творческого разрушения» являются современные цифровые войны, которые ведут между собой Apple, Google и Microsoft за доминирование в Интернете. Здесь в цифровой войне (IT-война) значимым является то, кто доминирует в цифровом ландшафте, кто его контролирует, потому что это определяет и формирует будущее инновационное общество.

Эти цифровые войны выступают частью кибернетических (шире информационных) войн, когда развитие NBIC-технологий влечет за собой новые аспекты этих войн. Сейчас динамично развивается новый тип оружия, который основан на новейших высоких технологиях и применении информационных технологий и Интернета. Одной из специфических особенностей кибервойны, основанной на высоких технологиях (NBIC-технологиях) является то, что в мозгу человека можно будет генерировать при помощи нанороботов иллюзорную, виртуальную реальность, которая способна управлять его поведением. Одним из новых аспектов кибервойн является нанесение информационных ударов по социотехническим системам общества, в том числе и террористическими группировками для достижения своих стратегических целей.

Показан ряд социокультурных последствий использования информационно-коммуникационных технологий в конструировании новой социальной реальности. Во-первых, прежде всего, необходимо иметь в виду возможное появление модифицированного е-Ното, о чем сейчас размышляют ученые и исследователи в области искусственного интеллекта и информационных технологий.

Во-вторых, не менее интересным является то, что в новой социальной реальности конечным продуктом исторической эволюции информационных технологий должен оказаться Homo eruditus («человек образованный»). Это органически связано с той ролью, которую в метаэволюции Человечества сыграло усложнение психики человека, проявившееся в развитии его интеллекта при повышении уровня образованности.

Третьим социальным последствием конструирования ИКТ новой социальной реальности является существование дополненной виртуальной реальности, в которой немаловажную роль будут играть роботы и минироботы, а также биотехнические гибридные устройства с искусственным интеллектом. Здесь существенным является использование нанотехнологий, без которых невозможно создание малых и сверхмалых автоматических устройств и роботов.

Четвертым социальным последствием выступает появление спектра новых информационных угроз и опасностей (микрооружие, рост виртуальной преступности, слайдовое оружие, убивающее сознание и пр.). В настоящее время результаты научных исследований свидетельствуют о возможности использования молекулярных нанотехнологий (НТ) для создания принципиально нового оружия - микрооружия, включающего в себя «разумные» изделия, которые обладают способностью к рассудочной деятельности, проникающие в живые организмы и другие объекты устройства и пр.

Пятым социокультурным последствием является широкое распространение мобильных предприятий, мобильного образования и мобильных судов. Это представляет собою новый феномен, характеризующий становление сложного социума и попавший поэтому в поле зрения социально-гуманитарной мысли, прежде всего, социологии, -квалифицируемый как «поворот к мобильности».

Похожие диссертации на Новая социальная реальность в контексте становления информационно-коммуникационных технологий