Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Природа правовой государственности: социально-философский анализ Юзвиков Владимир Александрович

Природа правовой государственности: социально-философский анализ
<
Природа правовой государственности: социально-философский анализ Природа правовой государственности: социально-философский анализ Природа правовой государственности: социально-философский анализ Природа правовой государственности: социально-философский анализ Природа правовой государственности: социально-философский анализ Природа правовой государственности: социально-философский анализ Природа правовой государственности: социально-философский анализ Природа правовой государственности: социально-философский анализ Природа правовой государственности: социально-философский анализ
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Юзвиков Владимир Александрович. Природа правовой государственности: социально-философский анализ : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Москва, 2004 141 c. РГБ ОД, 61:04-9/642

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Становление правовой государственности

1.1 Оформление государственности 10

1.2 Институционализация правовых начал 20

Глава 2. Характер правового государства

2.1 Конституты правового государства 56

2.2. Правовое государство в России 68

Глава 3. Гражданское общество и права человека

3.1 Ценностные основания гражданского общества 91

3.2 Защита прав человека 108

Заключение 126

Литература 131

Введение к работе

Актуальность исследования. Правовое государство - одна из центральных тем философской науки, которой в последние годы уделяется значительное внимание. Причин тому несколько: развал советского пространства, крушение советской идеологии, необходимость нахождения оптимальных путей выхода из кризиса, потребность усиления России как нового субъекта международной жизни.

Традиционным для отечественной науки, политики являлся классовый подход,' используемый в трактовке природы демократии, государства. В настоящее время формируется взгляд на проблемы с точки зрения общечеловеческих идеалов, ценностей. Удостоверение подобных принципов затрудняется трансформационными процессами в российском социальном пространстве.

В общественном сознании все больше утверждается мысль, что основанное на демократических принципах правовое государство может стать эффективным орудием урегулирования конфликтов, возникающих в обществе, утверждения в нем законности, правопорядка. Основа утверждения государственности видится в следующем.

Естественная эволюция государства строится на основании усиления политической упорядоченности, граждански-представительного начала. Эволюция государственного состояния эволюционирует по пути смягчения, нейтрализации политарных - силовых регулятивов государственности. В итоге развитие власти и социальности постепенно демократизируется. Вектор оформления властной организации: деспотия (тирания) - абсолютизм - полицеизм - конституционность - правовой строй - социальное государство — культурное государство; социальности: лицо — корпорация -

сословие - этнос - нация. Это идеальные модели, позволяющим наблюдать трансформацию важнейших институтов общества.

Разворачивание ситуации в современном мире свидетельствует о необходимости усиления роли государства в настоящее время. Перспективы развития глобального сообщества таковы: глубокие геополитические разломы, обострение борьбы дифференцированных по национально-государственному признаку сегментов человечества за жизненные пространства. Государственная организация — то, что позволит народам выжить в условиях усиливающейся конкуренции. В современном мире роль государства будет только возрастать. Главные функции национального государства — контроль природных богатств, обеспечение гарантий выживания.

Для России в связи с вышеназванными ужесточающими обстоятельствами необходимо строить государственную политику на основаниях национальных интересов. Исторически Россия предстает уникальным национально-государственным образованием, в том числе и по натуральному богатству, которое остается неосвоенным, колоссальности (1/8 суши). Необходимо использовать свою исключительность природного монополиста с пользой для себя, тогда как интеграция в мировое сообщество на настоящий момент предстает как «сдача» сырьевых богатств. Россия не должна стать сырьевым донором. Ее предназначение - исполнение стратегии национального могущества, выполнение роли богатейшего, великого государства.

В контексте отечественных реалий многие проблемы правовой государственности еще ждут своего решения. Теоретического уточнения требуют вопросы институционализации правовой государственности, успешность оформления ценностей демократической культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Вопрос правовой
государственности начинает активно обсуждаться с эпохи Нового времени.
Социально-философская мысль отражает политические, правовые

механизмы функционирования правового государства, определяет его основные признаки, принципы. Существенное влияние на формирование положений о правовой государственности оказала естественно-правовая традиция, представленная выдающимися умами еще со времен античности.

Современное изучение проблемы касается интерпретации существенных принципов правовой государственности в контексте наличных реалий. Из зарубежных исследователей следует отметить К.-О.Апеля, Э.Арато, З.Баумана, У.Бека, И.Валлерстайн, Р.А.Даля, М.Кастельса, Дж.Л.Крэн, А.Круассана, С.М.Липсета, В.Меркеля, Д.Норта, М.Уотерса, Ф.Фукуямы, С.Хантингтона, К.Шварцмана, А.Этциони и др. Зарубежная мысль представлена концепциями юридического позитивизма, естественного права, социологическим направлением, среди представителей которого -Р.Дворкин, Г.Кельзен, Г.Кленнер, Ж.Колеман, Н.Луман, А.Ольеро, В.Отт, Р.Мур, М.Стоукс, Ю.Хабермас, О.Хеффе, Г.Эрлих и др.

В отечественной науке следует выделить работы С.С.Алексеева,
А.С.Ахиезера, Г.И.Вайнштейна, Л.С.Васильева, Г.Г.Дилигенского,

В.В.Ильина, В.В.Кизяковского, И.И.Кравченко, В.В.Лапкина,

А.В.Назарчука, А.И.Неклессы, Ю.С.Пивоварова, Ю.А.Сухарева, В.А.Четвернина и др.

Объект исследования - правовое государство как социально-философское явление.

Предмет исследования - становление правовой государственности, ее специфика в современных реалиях.

Цель исследования — определить природу правовой государственности в контексте современных реалий. Задачи исследования:

охарактеризовать становление правовой государственности;

определить характер правовой государственности;

выявить сущность механизмов гражданского общества, обеспечивающих реализацию прав человека.

Теоретическая и методологическая основа исследования. В основе диссертационной работы лежат принципы сравнительного анализа, историзма, системного подхода, структурно-функциональный метод, принципы научной классификации, экспертных оценок, систематизации, анализа, прогнозирования. Использован институциональный подход, позволяющий выделять, рассматривать устойчивые социальные процессы, отношения, в которых участвуют организации, выполняющие социально значимые функции. Используются общенаучные методы индукции, дедукции, сравнения, восхождения от абстрактного к конкретному.

Научная новизна работы:

- Охарактеризовано становление правовой государственности. В эпоху развитой государственности право становится законом, фиксированной нормой, устанавливаемой верховной властью, подчиняющей людей на основании исполнения требований закона. С возникновением государственности форма правового общения развивается по пути индивидуализации прав и привилегий на основе сословного или профессионального деления. В Новое время появляется политическое и правовое общение в условиях провозглашенного всесословного равенства и верховенства власти народа. Граждане становятся равны перед законом, за каждым индивидом признается определенный набор прирожденных и неотчуждаемых прав, которые задают новый исторический контур пониманию и обеспечению правовой (законной) справедливости и свободы.

- Определен характер правовой государственности. Первый признак
правового государства - верховенство закона во всех сферах жизни. Закон
устанавливает права и обязанности участников общественных отношений. В
законах обязательно учитываются тенденции социального развития, требова
ния равенства и справедливости, защищаются нравственные ценности
общества. В этом смысле закон имеет социальный характер, не являясь
результатом произвола государства. Второй признак правового государства -
гарантии прав личности, реальные возможности ее свободного развития.
Реализация гарантий в идеале обеспечивается в процессе осуществления
принципов невмешательства государства в дела гражданского общества.
Государство обязано создавать условия для реализации прав личности: право
на образование, социальное обеспечение, судебную защиту, собственность.
Третий признак - взаимная ответственность государства и личности.
Государство и индивид в равной мере ответственны за свои действия перед
законом. Правовой характер взаимной ответственности государства и
личности обусловлен тем, что, подчиняясь праву, государство и граждане не
могут нарушать его предписания, несут ответственность за нарушение
взятых на себя обязанностей. Четвертый признак - принцип реального
разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную.

В России правовое государство находится в стадии формирования, что обусловлено исторически сильной централизованной властью, подавлением демократических, либеральных, гражданских ценностей в общественном развитии, отягчающими обстоятельствами тоталитарной системы в советское время. Современный этап институционализации правового порядка связан с сочетанием сильной государственности с ценностями гражданственности, гуманитарное.

- Выявлена сущность механизмов гражданского общества,
обеспечивающих реализацию прав человека. Гражданское общество
предстает общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми,

политическими отношениями между индивидами. Гражданское общество предстает демократической формой самоорганизации, удостоверяющей основополагающие права человека и гражданина. Гражданское общество неразрывно связано с правовым государством, поскольку строится на правовом и законодательном обеспечении. Политические предпосылки гражданского общества - правовое и законодательное обеспечение (ограничение) индивидуальных и коллективных свобод, защищающих права личности. Гражданское общество генерирует развитое самосознание.

Система гарантий прав человека в правовом государстве представляет совокупность ценностей, норм, организационно-властных ресурсов, подчиняющихся целевой детерминации. Особенностью гарантий является то, что их реализация неотрывна от исполнения обязанностей физическими и юридическими, должностными лицами, полномочий органов местного самоуправления и государственной власти, политического режима. Гарантии тесно связывают субъективные права с обязанностями лиц и органов.

Теоретическая значимость исследования заключается в концептуализации сюжетов правовой государственности, факторов становления, развития действенной правовой государственности, разработке теоретических подходов к возможностям оптимизации состояния правовой государственности в обществе, определении ключевых механизмов социально-правовой регуляции, оказывающих воздействие на уровень и качественное состояние правовой государственности.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее результаты позволяют сформулировать рекомендации по оптимизации состояния правовой государственности. Материалы диссертации можно использовать при чтении общих и специальных учебных курсов по социальной философии, философии права, социологии, политологии.

Выводы, рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы при подготовке социальных философов, специалистов.

Апробация работы. Основные идеи исследования излагались автором на «Рождественских чтениях» (2003г., Нижний Новгород), «Ломоносовских чтениях» (2004г., МГУ им.М.В.Ломоносова). Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии МГТУ им.Н.Э.Баумана и рекомендована к защите.

Оформление государственности

П.Сорокин указывал, что право возникло вместе с человеческим обществом1. История социальных общностей распадается на два периода -период племенной жизни и период государства. Соответственно право также может быть квалифицировано как первобытное право и кодифицированное право государственно-организованного общества.

Первобытное стадо - первый социальный институт, в котором можно обнаружить начала правовой регуляции жизни. Эпоха первобытного стада охватывает огромный период истории человечества от автралопитеков до неандертальцев. Основная направленность социальных трансформаций -конституционализация половых связей, семейных отношений. Фаза эволюции первобытного стала, связанная с упорядочением внутригрупповых связей, способствует оформлению кровнородственных общностей, компактно расселенных, объединенных кровным родством, различающихся величиной, теснотой родственных отношений2.

Право на первоначальном этапе развития человеческого общества выражается в правовых обычаях. Правовые обычаи строятся на частом употреблении широко известных правил правового назначения. В догосударственном (родо-племенном) обществе подобные нормы регулируют брак, наказания, обязанности членов рода. На ранних стадиях первобытное (родо-племенное) право предстает преимущественно большесемейным правом, основанным на реальном или предполагаемом родстве, семейных преданиях относительно способов разрешения тех или иных конфликтов между родственниками.

Первобытному праву свойствена казуистичность, определяющаяся сходным случаем конфликтов и способов их урегулирования, согласуется с существующими ритуалами. Судебное разбирательство носит обвинительно-состязательный характер, когда участвующие стороны считаются равными перед требованиями справедливого и мудрого обычая. Судебное рассмотрение конфликта проходит с участием судей-посредников, которые имеют обязанности по исполнению обычая восстановления справедливости, во имя примирения сторон, общего блага конкретного семейства, рода, племени.

В эпоху первобытного стада право в его реальном, практическом проявлении предстает прежде всего как требование полезного и справедливого разрешения конфликта заинтересованных сторон, включает:

- в качестве требований или правил определенную меру свободы в мирном или состязательном, конфликтном поведении сторон - поведении добровольном, доверительном, основанном на взаимном согласии;

- взаимное осознание пользы (общей или частной) и справедливости в процессе удовлетворения правовых ожиданий участников правового общения.

Право становится одним из важных структурных элементов первобытной социальной культуры, включающей язык, родственные связи, социальную организацию, магию, религию, искусство.

В период общинной формы социальности происходит усложнение социальной организации. Родовая община как первичный способ связи людей при бессобственнической кровнородственной кооперации жизни на основе сознания родства заменяется соседской общиной. Основой группового взаимодействия становится непосредственно производство, логика его налаживания, поддержания. Со стадии соседской (территориальной) общины намечается дивергенция этнической и воспроизводственной определенности родо-племенной социальности. Переход от потребляющего к производящему хозяйству повышает качество жизни, создается достаточный прибавочный продукт, за счет чего происходит имущественное расслоение, усложнение социальной структуры, стратификации и иерархии населения, чем подготавливается стадия государственности .

Одним из основных стимулов формирования правового регулирования выступает необходимость организации общинного землепользования. С ростом производства продуктов, продуктообмена надлежащее регулирование получает имущественный статус, личные права, имущественное, священно-начальственное положение носителей общественных функций - организационных, распределительных, военных, судебных, священнических и др.

Перестройка племенных, общинно-родовых способов регуляции в общинно-производительные объективирует явление социального института как надындивидуального способа кооперации общественных (родовых) индивидов. С фазы развитой общины социальность меняется качественно. Переход от догосударственной стадии к предгосударственности связывается с производящей экономикой, перемещением племен, имущественным расслоением, усложнением символико-магических модусов духовности, перерастанием примитивного колдовства в земледельческо-скотоводческую культовость, заменой локальной групповой табуации универсальной регуляцией общественных связей через обычай, традицию, предание.

Формирование крупных надплеменных общностей характеризуется ослаблением кровного родства, упорядочением отношений зависимости и подчинения в расслаивающемся родо-племенном сообществе. В результате происходит складывание правил распределения, пользования землей, пррдуктами совместного либо раздельно-группового труда.

В предгосударственных образованиях регулирование получают как члены семьи, так и носители общественных обязанностей - организационных, распределительных, воинских, судебных, культово-обрядных. Видоизменяются, уточняются санкции за отклонение от требований обычая, закона, административного распоряжения чиновного представителя государственной власти.

Конституты правового государства

Правовое государство представляет исторически сложившуюся форму организации государственной власти, при которой государство, социальные общности, отдельный индивид находятся в одинаковом отношении к праву. Право выступает способом взаимосвязи государства, общества, индивида, предполагая, что все правовые акты соответствуют основному закону страны - Конституции.

Первый признак правового государства - верховенство закона во всех сферах жизни. Закон устанавливает права и обязанности участников общественных отношений. В законах обязательно учитываются тенденции социального развития, требования равенства и справедливости, защищаются нравственные ценности общества. В этом смысле закон имеет социальный характер, не являясь результатом произвола государства. Второй признак _ правового государства - гарантии прав личности, реальные возможности ее свободного развития. Реализация гарантий в идеале обеспечивается в процессе осуществления принципов невмешательства государства в дела гражданского общества. Государство обязано создавать условия для реализации прав личности: право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту, собственность. Третий признак - взаимная ответственность государства и личности. Государство и индивид в равной мере ответственны за свои действия перед законом. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности обусловлен тем, что, подчиняясь праву, государство и граждане не могут нарушать его предписания, несут ответственность за нарушение взятых на себя обязанностей. Четвертый признак - принцип реального разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную.

Из определения правового государства можно выделить два главных принципа (две стороны, сущности): 1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (содержательная сторона); 2) наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур правового ограничения (формально-юридическая сторона).

Первый принцип нашел конституционное закрепление в ст.2 Конституции РФ, где сказано, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение - гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность отправления функций государственной власти является вторичной, производной.

Политической и правовой наукой ныне признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных, культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и других международных актах.

Второй принцип воплощается в жизнь с использованием следующего.

1. Ограничивают государственную власть сами права и свободы человека и гражданина, т.е. реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы «сдержек и противовесов», правового ограничения для государства, не допуская регулирующего вторжения последнего в частную жизнь. В начале XX в. А.Эсмен указывал, что индивидуальные права представляют все одну черту: они ограничивают права государства. Государство должно воздерживаться от вмешательства в известные области, предоставляя известный простор личной деятельности.

Государство ограничивает только другая власть. Власть государства соразмеряется прежде всего правами человека и гражданина, которые выступают своеобразным проявлением власти личности, волей гражданского общества, составляют главную часть права вообще.

Осознание необходимости инициативного поведения в правовой сфере, повышения юридической и политической культуры сможет стать настоящей гарантией приоритета прав человека и гражданина как высшей ценности над правами государства. Так же как уважающий себя спортсмен должен ежедневно поддерживать соответствующую физическую форму и постоянно подтверждать высокие результаты, и общество, и индивид должны поддерживать «правовую форму» бытия, постоянно бороться за свои права, отстаивать справедливость, ибо правовое государство — это не столько результат, сколько процесс. Он не достигается автоматически, раз и навсегда. Данный уровень правовой жизни необходимо систематически поддерживать, отвоевывать у бесправия.

Уместно сослаться на Р.Иеринга, полагавшего, что каждый, защищая свое право в узких пределах, защищает право вообще.

2. Среди правоограничивающих мер особое место занимает разделение властей. Главное требование, выдвинутое Д.Локком и Ш.Монтескье в период борьбы буржуазии с феодализмом, заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных).

Причем каждая из них, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей другую, должна осуществлять функции посредством особой системы органов.

Система «сдержек и противовесов», установленная в конституции, законах, представляет совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Ценностные основания гражданского общества

Под «гражданским обществом» понимается совокупность самоорганизующихся посреднических групп, которые относительно независимы как от органов государственной власти, так и от внегосударственных единиц производства и воспроизводства - от корпораций и семей; способны планировать и осуществлять коллективные акции по защите и достижению своих интересов или устремлений; не стремятся подменить ни государственные структуры, ни частных производителей или же принять на себя функции по управлению политией в целом; согласны действовать в рамках уже сложившихся «гражданских» или правовых норм.

Понятие «цивильное или гражданское общество» обозначает основной принцип демократии: под государством и обществом подразумевается сообщество зрелых граждан, которые совместно определяют свою судьбу. В более узком смысле гражданское общество определяется как демократическая форма самоорганизации народа, независимо от государства и вне рынка. Демократической она называется потому, что кто не признает основополагающих прав гражданина и человека, не может быть частью гражданского общества. Таким образом, гражданское общество является элементарной составляющей частью действующей демократии. Государство создается гражданами, а не отдельной институцией или группой заинтересованных лиц. Люди имеют право на участие в политических решениях государства и контроль за ними.

Гражданское общество предполагает наличие четырех условий или критериев: двоякого рода автономии; коллективного действия; неузурпации чужих прерогатив; фажданственности. Нормами должны руководствоваться посреднические единицы внутри гражданского общества, но их должны соблюдать и органы государственной власти и частные производители.

Гражданское общество никогда не вбирает все формы взаимодействий между индивидами и корпорациями и государством. Действует параллельно

„ их прямым контактам, разделяя на отдельные фракции разнородные усилия по оказанию влияния на политику государства. Чем больше подобных усилий преобразуют, пропуская через себя, посреднические организации, тем выше уровень гражданского общества и тем легче протекает консолидация.

Для выражения одних интересов механизмы гражданского общества более приспособлены, чем для выражения других. Обычно основное внимание уделяется медиаторной роли групп, образуемых по линиям функциональных расколов общества, - классов, секторов, профессий, — и желательности разрешения через каналы гражданского общества тех

.. наиболее острых конфликтов, которые возникают между такого рода группами. Основания конфликтов в каждом отдельно взятом обществе меняются, поэтому со временем может встать не менее острая необходимость использования аналогичных механизмов для представления и «других» разновидностей интересов.

Принципы автономии, коллективного действия, неузурпации и гражданственности сочетаются по-разному, создавая различающиеся общими очертаниями гражданские общества или особые «системы посредничества».

Так, в Германии существует многообразие действующих лиц и организаций, представляющих «не государство и не рынок», а причисляемых к третьему сектору, гражданскому обществу. Это - профсоюзы, церковь, свободные группы избирателей, объединения по защите прав потребителей, а также союз охраны прав квартиросъемщиков, природоохранные группы, организации соседской взаимопомощи, спортивные объединения, добровольная противопожарная служба, женские организации, организации самопомощи для алкоголиков и наркоманов. Здесь граждане решают конкретные проблемы, тут осуществляется представительство их интересов, многие занимаются общественно значимой работой и тем самым берут ответственность за общее благо. Социальная и политическая ответственность человека является корректирующим фактором развития рыночных сил, которые сами по себе не могут быть основой функционирования общества.

Благодаря комплексному взаимодействию государства, частных, ориентированных на прибыль действующих лиц (рынок) и представителей гражданского общества, возникает необходимое для демократии «поле напряжения», из него произрастает консенсус и стабильность. Важную роль играет свободная пресса в качестве посредника, коммуникатора и контролирующей инстанции, без которой не обходятся ни государство, ни экономика, ни «третий сектор». Ибо только общественное обсуждение при пересечении различных интересов приводит к формированию общественного мнения. Гражданское общество является питательной средой демократии.

Похожие диссертации на Природа правовой государственности: социально-философский анализ