Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Конструирование российской коллективной идентичности: социально-Философский анализ Тлеуж, Адам Хусейнович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тлеуж, Адам Хусейнович. Конструирование российской коллективной идентичности: социально-Философский анализ : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11 / Тлеуж Адам Хусейнович; [Место защиты: ГНУ "Южный федеральный университет"].- Ростов-на-Дону, 2011.- 324 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью преодоления продолжающегося несколько десятилетий кризиса российской коллективной идентичности. Причины этого кризиса очевидны: главной из них является крушение СССР и советской идентификационной модели. Глубокие структурные и культурные изменения, переживаемые российским обществом на протяжении последних десятилетий, требуют новой модели коллективной идентичности, однако ее конструирование сопряжено со множеством трудностей.

Пришедшая на смену советской либеральная идеология потеряла популярность у значительной части населения, поскольку оказалась скомпрометированной не слишком успешными экономическими и политическими реформами. В массовом сознании нет понимания, что неудачи российских реформ были связаны скорее с недостатком либерализма, чем с его избытком. Но как бы то ни было, в глазах многих россиян весь комплекс идей, ассоциирующийся с либерализмом и либеральными ценностями, утратил мобилизующую силу и привлекательность.

Одним из ответов на усугубляющийся кризис идентичности стало возрастание в обществе роли религии. Однако, несмотря на это, религия не смогла стать прочной основой новой российской идентичности (исключая ту часть общества, которая оказалась подверженной влиянию ислама).

В ответ на новые возникшие угрозы (прежде всего, терроризм) в российском обществе усилились ксенофобские настроения, обострились межэтнические противоречия. В то же время российское общество нуждается в формировании национальной идентичности, ведь Россия является, как и все современные государства, государством национальным. Перед российским обществом стоит задача осознания себя как нации – политического сообщества граждан. Этот процесс движется медленно. Его развитию мешают как этническая напряженность, так и сложившаяся система политической власти, в весьма незначительной степени допускающая реализацию российским обществом своей политической субъектности.

На фоне общей утраты перспектив развития, растущего отставания России от ведущих стран мира, утраты ею былого международного влияния, размытости мировоззренческих ориентиров массовое сознание россиян все в большей степени обращается к воспоминаниям о советском прошлом, причем такие воспоминания носят идеализированный и даже мифологизированный характер. Но подобные переживания, объяснимые с психологической точки зрения, нельзя признать полезными для общества, поскольку они заставляют его ориентироваться на прошлое, а не на будущее.

Формированию новой устойчивой единой коллективной идентичности россиян препятствуют не только ценностная и мировоззренческая неопределенность, но и социально-экономические факторы. Российское общество на сегодняшний день является глубоко расколотым. Существует значительный, более того критический, разрыв между богатыми и бедными. При этом значительная часть россиян весьма негативно относится к слою новых российских крупных собственников.

Сохраняются заметные различия в уровне жизни между разными российскими регионами, обусловленные неравномерностью экономического развития и распределения ресурсов. Эта проблема усугубляется сужением политической самостоятельности регионов. Существует опасность роста напряженности между центром и регионами, что также препятствует формированию устойчивой единой идентичности россиян на фоне роста отчуждения российских граждан от власти, недоверия по отношению к государственным чиновникам разного уровня. Теряют доверие базовые институты общества, в том числе политические партии, армия и правоохранительные органы. Падает политическая активность россиян. Все это – симптомы эрозии самой ткани общества, симптомы нарастающего распада.

Угрозу единству российского общества представляет рост межэтнической напряженности, вызванный и последствиями недавних военных конфликтов на Северном Кавказе, и усилением миграции. Таким образом, расколотость российского общества по многим параметрам – экономическим, этническим, религиозным, идеологическим – препятствует выработке единой коллективной идентичности, базирующейся на общей системе ценностей и осознании единства интересов.

На современном этапе российское общество фактически лишено внятных ориентиров дальнейшего развития, не располагает общепринятой моделью интерпретации собственной истории, не имеет устойчивой системы духовно-нравственных ценностей. Реакцией на подобные проблемы является растущая апатия населения, отсутствие базового социального доверия, обеспечивающего необходимый фундамент эффективного взаимодействия в обществе, высокий уровень явной и латентной агрессии, социальный пессимизм и тревожность.

Кризис коллективной идентичности имеет не только внутреннее, но и внешнее измерение. Какое место занимает сегодняшняя Россия в глобализирующемся мире? Утрата Россией ведущих позиций в мировом сообществе довольно болезненно переживалась и переживается россиянами. Обречена ли Россия на вечное отставание или же ей предстоит сыграть какую-то новую роль, которая еще не совсем ясна? С этими проблемами связаны современные дебаты о цивилизационной идентичности России, ее особом пути. Однако, к большому сожалению, до сих пор с достаточной четкостью так и не обозначено, в чем же заключается специфика русской цивилизации. Такие понятия, как «соборность», «смирение», «духовность», задают предельно общие мировоззренческие ориентиры, но весьма сложно претворить их в реальные социальные практики, реальную политику. Поэтому они остаются в качестве некоего недосягаемого идеала, не затрагивая, фактически, повседневной сферы жизни людей и присущих ей насущных проблем. Православие, которое чаще всего фигурирует в качестве фактора, определяющего специфику российской цивилизации и российской идентичности, после долгих десятилетий господства атеистического мировоззрения так и не вернуло себе прежнего влияния на общество.

Кризис коллективной идентичности переживается сегодня не только российским обществом: «В начале нового столетия во многих государствах мира шли поиски своей идентичности. В Германии сомнение в единой идентичности ее граждан преодолевалось через общее маркирование пространства и обсуждение места себя в Европейском сообществе; в Японии решался вопрос: делает ли их место и культура Азией, или богатство и современность – Западом; в США, где гордились своим плюрализмом, тем не менее, обсуждалась проблема доминантности национальной (имеется в виду, гражданской) идентичности, особенно после событий 11 сентября». Таким образом, существование проблемы коллективной идентичности в современных либеральных демократических государствах является неоспоримым фактом.

Обостряют проблему коллективной идентичности и процессы, размывающие единство национальных культур и подрывающие единство национальных государств. Речь идет об усилении культурной неоднородности национальных сообществ в результате растущей миграции, а также фрагментации национальных культур, многообразия стилей и образов жизни, появления космополитичных «граждан мира», не отождествляющих себя с национальными сообществами. Суверенитет национальных государств все более ограничивается транснациональными структурами, все активнее ведутся разговоры о создании транснациональных политических структур, способных заменить национальное государство. Эти проблемы затрагивают и Россию. Таким образом, не только распад СССР, но и тенденции мирового развития порождают в российском обществе потребность в новом типе коллективной идентичности.

Итак, научная актуальность избранной темы обусловлена изменением характера социальной реальности, требующей новой идентификационной модели; необходимостью изучения глубоких сдвигов, происходящих в массовом сознании в последние десятилетия, что, в целом, определяется социальной актуальностью темы диссертационного исследования для России, связанной со значимостью проблемы конструирования новой российской коллективной идентичности в условиях кризисного мироощущения и социальной неопределенности.

Степень научной разработанности темы. Заявленная тема диссертационного исследования не является пока достаточно проработанной в отечественной науке. Несмотря на обширный корпус научных работ, связанных с анализом российского кризиса идентичности, проблема конструирования коллективной идентичности применительно к современной ситуации в России почти не представлена в отечественных публикациях. (Как на относительно редкий пример, мы можем сослаться на статьи О.Ю. Малиновой «Конструирование идентичности: возможности и ограничения» и «Символическая политика и конструирование макро-политической идентичности в постсоветской России».)

Однако анализ процесса конструирования коллективной идентичности затрагивает и многие другие проблемы, которые в отечественной и зарубежной литературе проработаны глубоко и всесторонне. Так, проблематика кризиса и поиска новой модели идентичности в разных аспектах рассматривалась такими авторами, как Е.М. Арутюнова, К.В. Бережев, Ю.Г. Волков, Г.Г. Дилигенский, Л.М. Дробижева, Е.Н. Данилова, И.А. Завелев, Ю.П. Зарецкий, А.Ю. Зудин, В.К. Кантор, Б. Капустин, И.М. Кузнецов, А. Кустырев, О.Ю. Малинова, П. Малиновский, А. Миллер, Э. Паин, А. Согомонов, И. Тимофеев, В.А. Тишков, И.Г. Яковенко и рядом других исследователей.

Отдельный корпус текстов составляют исследования специфики российской цивилизации. И здесь для нас были важны как основополагающие концепции А. Тойнби и С. Хантингтона, заложивших фундамент современного цивилизационного подхода и предложивших рассматривать Россию в качестве особой православной цивилизации, так и работы современных отечественных исследователей – А.С. Ахиезера, Ю.Г. Волкова, В.Ф. Галецкого, В.В. Лапкина, А.С. Панарина, В.В. Пантина, И.С. Семененко.

Кризисное состояние российской идентичности фиксируется многими авторами, но до сих пор не было предложено теоретического объяснения затяжного характера этого кризиса. В данном диссертационном исследовании эта проблема решается посредством анализа специфики отечественной элиты – политической и интеллектуальной – и ее роли в процессе конструирования российской коллективной идентичности.

Надо отметить, что проблема участия элиты в конструировании коллективной идентичности не относится к достаточно и глубоко исследованным в отечественной научной литературе. К числу значимых для настоящего диссертационного исследования работ следует отнести прежде всего труды О. Крыштановской о современной российской политической элите и исследования Л. Гудкова, Б. Дубина и Ю. Левады, анализирующие динамику коллективной идентичности, а также ценностные установки российской элиты на обширном эмпирическом материале многолетних исследований Левада-Центра. Значительный интерес представляет и работа С.Г. Кордонского «Сословная структура постсоветской России».

Большое значение для нашей диссертационной работы имели исследования феномена национализма и национальной идентичности. Особую роль для данного исследования играли работы западных авторов, поскольку именно в западной науке изучение национализма имеет давнюю традицию, и в ее рамках наработан обширный теоретический материал, чем и обусловлено то, что российские исследователи в данном вопросе следуют, как правило, западному опыту. В данном диссертационном исследовании использовались научные разработки и концепции преимущественно таких авторов, как Л. Актон, Б. Андерсон, Д. Бройи, К. Вердери, Э. Геллнер, К. Калхун, Э. Смит, Э. Хобсбаум, М. Хрох и др. Среди современных отечественных авторов, чей опыт исследования проблем становления российского национализма оказался нам полезен, следует назвать О.Ю. Малинову, В.А. Тишкова, Э. Паина, А. Миллера.

Кроме исследований собственно национальной идентичности, для данной работы была важна динамика и других типов идентичности в современном мире. Поэтому мы опирались также на работы З. Баумана, М. Кастельса, Э. Гидденса, Ж. Липовецки, уделявших много внимания анализу причин возрастания значимости фактора идентичности в современных обществах.

Проблему кризиса идентичности в современном мире невозможно изучать, дистанцировавшись от реалий глобализации. Поэтому мы обратились к анализу этого феномена, предпринятому такими отечественными и зарубежными исследователями, как П. Бергер, С. Хантингтон, З. Бауман, Э. Гидденс, У. Бек, Ю. Хабермас, А.С. Панарин, А.А. Уткин. Основное внимание было уделено культурному аспекту глобализации, а также роли транснациональных средств массовой информации (СМИ) в этом процессе. Также нельзя не отметить важность и значимость для данного диссертационного исследования работ таких авторов, как М. Прайс, автора концепции «рынка лояльностей», и Г. Шиллер, разработавшего концепцию «медиаимпериализма».

Немаловажное значение для данной работы имели эмпирические исследования динамики общественного сознания и российской идентичности, в частности, представленные в таких публикациях, как «Российская идентичность в Москве и регионах»; аналитический доклад «Российская идентичность в социологическом измерении», подготовленный Институтом социологии РАН совместно с Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации; ежегодники, выпускаемые исследователями Левада-Центра.

Эмпирические и теоретические исследования российской коллективной идентичности фиксируют ее противоречивый, переходный характер, сочетание традиционалистских и модернистских установок общественного сознания, патернализм, стремление к социальному равенству, отчуждение от власти и недоверие фактически всем основным институтам общества. В последние годы исследователи с тревогой фиксируют рост националистических настроений в российском обществе.

Таким образом, анализ степени разработанности темы диссертационного исследования показал, что отдельные ее аспекты получили достаточно глубокую разработку в научной литературе – как отечественной, так и зарубежной, однако, специфика избранной проблематики диссертационного исследования, отличающая его от иных работ, посвященных сходной тематике, заключается не столько в анализе феномена коллективной идентичности (в том числе и национальной) как такового (эта тема получила достаточно широкое научное освещение), сколько в изучении собственно процесса конструирования российской коллективной идентичности в постсоветский период и роли политической и интеллектуальной элит в этом процессе. Этот важный ракурс исследуемой проблемы еще не носит характер глубоко изученного и концептуально оформленного научного направления, чем и обусловлена постановка цели и задач в диссертационном исследовании.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке социально-философской концепции конструирования российской коллективной идентичности в условиях ее затяжного кризиса и культурной глобализации.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

рассмотреть теоретические и методологические подходы к исследованию коллективной идентичности;

проанализировать историческую динамику российской коллективной идентичности;

выявить и проанализировать основные современные дискурсы российской коллективной идентичности;

исследовать динамику массового сознания в постсоветский период в условиях кризиса коллективной идентичности России;

исследовать роль отечественной элиты (политической и интеллектуальной) как субъекта конструирования моделей коллективной идентичности;

проанализировать специфику отечественной интеллектуальной элиты, определяющую ее стратегию конструирования коллективной идентичности;

определить характер конструируемой коллективной идентичности политической элитой современной России;

выявить методы конструирования коллективной идентичности, используемые отечественной политической элитой;

обосновать необходимость конструирования цивилизационной идентичности России в условиях культурной глобализации;

проанализировать возможности конструирования цивилизационной идентичности России в условиях глобализации.

Объектом исследования выступает российская коллективная идентичность.

Предмет исследования составляет процесс конструирования российской коллективной идентичности в постсоветский период в условиях кризиса традиционалистской коллективной идентичности этатистского типа.

Гипотеза диссертационного исследования заключается в следующем. Важнейшей причиной, препятствующей преодолению кризиса коллективной идентичности России, возникшего после распад СССР, является устойчивость в массовом сознании и сознании элиты элементов традиционалистской коллективной идентичности, которую можно назвать этатистской. Этот тип коллективной идентичности был сконструирован российской политической и интеллектуальной элитой имперского периода и в советскую эпоху был восстановлен на базе новой идеологии.

Данный тип коллективной идентичности, предполагающий центральную роль сильной авторитарной власти в общественном развитии, обеспечил успешное продвижение российского общества по пути авторитарной модернизации, но оказался исторически исчерпанным. В настоящий момент российское общество нуждается в переходе на новый этап модернизации, который подразумевает не только мобилизующую роль государства, но активность и самостоятельность гражданского общества, свободу индивидуальной инициативы. Это требует новой модели коллективной идентичности – национально-гражданской. Однако предыдущая модель стала устойчивой частью российского менталитета. Сохраняющиеся в сознании элиты элементы этатистской идентичности препятствуют конструированию ею нового типа коллективной идентичности.

Теоретико-методологическую базу диссертационного исследования составляют конструктивистские концепции коллективной идентичности (в первую очередь, национальной), предполагающие особую роль политической и интеллектуальной элиты общества в конструировании коллективной идентичности. Выбор конструктивистского подхода в качестве теоретико-методологической основы исследования обусловлен тем, что именно в рамках данного подхода можно наиболее адекватно объяснить сущность и специфику функционирования коллективных идентичностей, в том числе национальной.

Теоретической базой диссертационного исследования выступают работы отечественных и зарубежных авторов социально-философского и социологического направлений, посвященные изучению феномена коллективной идентичности. Поскольку научный анализ коллективной идентичности на современном этапе ведется, главным образом, в рамках изучения феноменов нации и национализма, глубокий анализ сущности коллективной идентичности потребовал обращения к комплексу работ, посвященных этой тематике. Особое внимание в этом контексте было обращено на работы Б. Андерсона, Э. Геллнера и К. Калхуна. При анализе специфики постсоветской коллективной идентичности и деятельности отечественной элиты как субъектов процесса конструирования российской идентичности были использованы концепции негативной идентичности и позиционной элиты, предложенные Л. Гудковым. Также использовались разработки и положения концепции «советского человека», разработанной Ю. Левадой.

Исследование российской коллективной идентичности в контексте глобализации проведено на основе теоретических разработок в области теории глобализации таких ученых, как У. Бек, Э. Гидденс, П. Бергер, З. Бауман, Г. Шиллер, С. Хантингтон и др. Значительное влияние на формирование выводов и концептуального видения проблемы диссертационного исследования оказал предпринятый П. Бергером анализ агентов и механизмов культурной глобализации, а также предложенная им концепция «субглобализации», которая, по мнению автора, может быть использована при выработке политики по конструированию и поддержанию цивилизационной идентичности России в полицивилизационном мире.

Методологическую основу диссертации составили общенаучные методы познания – анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и типизация, а также принципы изучения социальных явлений в рамках классической и постклассической научных парадигм. В работе использовались также принципы историзма, сравнительный и функциональный анализ, методы понимания и свободы от оценок, восходящие к М. Веберу.

В исследовании применялись также такие научные методы, как метод единства исторического и логического в социальном познании, историко-ретроспективный, сравнительно-исторический, а также принципы компаративистского анализа и междисциплинарного синтеза. Работа написана в русле метапарадигмального подхода при доминировании постклассической метапарадигмы научного исследования.

Исследование подразумевало использование данных социологических опросов, проведенных Институтом социологии РАН, а также Левада-Центром, что и составило эмпирическую базу данной диссертационной работы.

Достоверность выводов, полученных в работе, обусловлена научно-методологической и теоретической базой исследования, использованием комплекса методов, адекватных его цели и задачам, а также корреляцией полученных результатов с результатами исследований других авторов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в авторской разработке концепции конструирования российской коллективной идентичности в постсоветский период, выявлении роли политической и интеллектуальной элиты общества в этом процессе, определении ключевых тенденций конструирования российской коллективной идентичности в постсоветский период, трудностей и их причин, сопровождающих этот процесс на современном этапе.

Конкретное приращение научного знания заключается в следующем:

определен эвристический и методологический смысл понятия коллективной идентичности и предложена авторская интерпретация данного феномена;

показаны основные тенденции исторической динамики российской коллективной идентичности и определены те ее стержневые элементы, которые, при всех ее модификациях на протяжении исторического развития общества, продолжают определять характер коллективной идентичности России;

выделены и проанализированы основные дискурсы коллективной идентичности, определяющие направление процесса конструирования российской коллективной идентичности отечественной элитой на современном этапе: дискурс гражданского национализма, этнонационалистический дискурс, имперский (державный) дискурс, цивилизационный дискурс;

исследована динамика массового сознания и коллективной идентичности в постсоветский период, выявлены основные ее тенденции и установлено, что в общественном сознании и сознании элиты доминируют этнонационалистический, имперский и цивилизационный дискурсы, которые во многих исходных положениях пересекаются и могут быть объединены под общим называнием «этатистские дискурсы», представляющие собой наследие более раннего типа коллективной идентичности, сформированного в имперский и советский периоды российской истории;

установлено, что затяжной характер кризиса коллективной идентичности связан с кризисом отечественной элиты (политической и интеллектуальной) и ее приверженностью устаревшей модели коллективной идентичности;

проанализирована специфика отечественной интеллектуальной элиты, обусловленная непреодоленным советским наследием и затрудняющая выработку ею новой модели коллективной идентичности;

показано, что отечественная политическая элита конструирует «легитимирующую идентичность», опираясь на предрассудки и стереотипы массового сознания, в частности, патернализм, ксенофобию, антизападнические настроения;

выявлены основные методы конструирования российской политической элитой легитимирующей идентичности, сохраняющей элементы прежней, этатистской модели;

обоснована необходимость в условиях глобализации дальнейшей углубленной разработки проблематики цивилизационной идентичности России и преодоления доминирующего на современном этапе одностороннего негативизма в истолковании культурного и экономического влияния глобализации;

проанализированы механизмы культурной глобализации и их воздействие на культурную идентичность России, а также возможности использования этих механизмов для утверждения цивилизационной идентичности России и осуществления Россией цивилизационного влияния в международном масштабе.

Научная новизна исследования конкретизирована в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Теоретический и методологический анализ феномена коллективной идентичности в западной и отечественной науке показывает, что в эпоху современности коллективные идентичности, прежде всего национальные, не столько формируются стихийно, сколько конструируются в результате деятельности определенных социальных групп и институтов. Эвристический и методологический смысл понятия коллективной идентичности заключается в его способности уловить и описать динамичное единство действующего актора, агента социальной деятельности, и институциональной структуры общества и, тем самым, выявить взаимозависимость личностной и социальной динамики. На этом основании коллективная идентичность в авторской интерпретации рассматривается как разделяемое представителями той или иной общности чувство принадлежности к ней, которое осознается ими как значимая личностная характеристика и базируется на единстве интересов, убеждений, символов, стереотипов, поведенческих норм и общем представлении о данной общности. Существуют различные виды коллективной идентичности, связанные с разнообразием человеческих сообществ. В эпоху модерна особую значимость приобретают национальные идентичности, что связано с возникновением феномена наций и национальных государств. На рубеже ХХ – ХХI вв. возрастает значение транснациональных идентичностей, в том числе, цивилизационных.

2. Анализ исторической динамики российской коллективной идентичности показывает, что при всех ее модификациях на протяжении последних столетий, вызванных изменениями как исторической ситуации, так и идеологических ориентиров, она устойчиво сохраняла некоторые стержневые элементы, среди которых: этатизм и патернализм, этика служения государству как высшая форма утверждения личности; представление об особой миссии России, приоритет государства над гражданским обществом; признание ведущей и определяющей роли институтов власти в общественном развитии. Данная форма коллективной идентичности позволила добиться значительных успехов в осуществлении авторитарной модернизации страны в советский период, однако при переходе общества на постиндустриальный этап развития перестала соответствовать вызовам времени. Негативной стороной данного типа идентичности, ограничивающей его историческую продуктивность, является продуцируемая им пассивность гражданского общества, ограничение личной инициативы и достижительной мотивации. Но именно активное гражданское общество, состоящее из самостоятельных, инициативных и ответственных граждан, является необходимой предпосылкой перехода общества на путь инновационного развития.

3. Отечественные дискуссии о проблеме коллективной идентичности России ведутся сегодня вокруг четырех основных дискурсов идентичности: 1) дискурса гражданского национализма (подразумевающего формирование единой гражданской идентичности россиян, что связано с преодолением целого ряда современных российских проблем: отчуждения власти от общества, политической апатии населения, слабости гражданского общества и т.д.); 2) дискурса этнонационализма, подразумевающего признание особого статуса русского народа и формирование этнического государства; 3) имперского (или державного) дискурса, подразумевающего центральную роль государства и подчиненную, зависимую роль гражданского общества (данный дискурс опирается на традиционные для россиян патерналистские стереотипы); 4) цивилизационного дискурса, подчеркивающего самобытность России как особой цивилизации, что диктует необходимость поиска ее особого пути. Три последних дискурса часто пересекаются, различить их можно лишь аналитически. Поскольку все они исходят из примата сильного государства и подчиненной, зависимой роли гражданского общества, их можно условно обозначить как «этатистские дискурсы».

Именно «этатистские дискурсы» преобладают как в сознании российской элиты, как и в общественном сознании. Однако их нельзя признать новыми моделями коллективной идентичности, поскольку они представляют собой несколько модифицированное воспроизводство прежних моделей коллективной идентичности – имперской или советской, и постоянно апеллируют к ним. Доминирование этатистских дискурсов означает, что российское общество ориентируется на прошлое, а не на будущее, на воспроизводство старых образцов, а не конструирование новых.

4. Распад СССР и изменение модели социально-экономического устройства страны вызвали кризис прежней этатистской идентификационной модели и обусловили необходимость конструирования новой модели коллективной идентичности. Помимо масштабных структурных и культурных изменений, причинами современного российского кризиса коллективной идентичности являются сохранение в общественном сознании и сознании элиты элементов советской идентификационной модели, которые уже не соответствуют ни реальному состоянию страны, ни объективным потребностям ее развития, а также неспособность интеллектуальной и политической элиты выработать новую модель коллективной идентичности. Однако попытки конструирования новой коллективной идентичности постоянно предпринимаются.

5. Наиболее важную роль в конструировании коллективной идентичности страны играют политическая и интеллектуальная элиты. Приверженность большинства российской элиты привычной, укорененной в российском менталитете, но архаичной и устаревшей модели коллективной идентичности означает неготовность элиты продуцировать новые смыслы. Таким образом, кризис российской коллективной идентичности связан с кризисом отечественной политической и интеллектуальной элиты. Причина этого кризиса – в воспроизводстве унаследованной от советской эпохи модели формирования управленческой элиты, не подразумевающей открытой конкуренции, ответственности перед обществом, профессионализма как критерия отбора в элиту и оценки ее эффективности.

6. Специфика положения интеллектуальной элиты, препятствующая выработке новой модели коллективной идентичности, заключается в сохраняющейся зависимости от государства – зависимости не только экономической, но и смысловой, что также обусловлено непреодоленным советским наследием. Именно сформированная в советскую эпоху установка на идеологическое обеспечение власти, слабое осознание обществом значимости интеллектуальной деятельности, отсутствие самостоятельного, независимого от государства интеллектуального сообщества ограничивают смыслотворческую активность отечественной интеллектуальной элиты.

7. Формирование коллективной идентичности происходит не только под влиянием деятельности элиты, но и в результате стихийных изменений в массовом сознании, реагирующем на социально-экономические и культурные изменения. Поэтому конструирование коллективной идентичности следует рассматривать и как результат смыслотворческой, идеологической и пропагандистской деятельности элит, и как стихийный процесс изменений стереотипов массового сознания под влиянием меняющихся исторических обстоятельств. Вместе с тем, на данный момент в качестве наиболее активного агента конструирования российской коллективной идентичности выступает политическая элита. Как правящая элита любого государства политическая элита нуждается в легитимации своего господства. Поэтому она и конструирует легитимирующую идентичность (М. Кастельс), опираясь на объединяющие ее с массами традиционные стереотипы и установки сознания: патернализм, стремление к стабильности, элементы антизападничества, этнонационалистические предрассудки.

8. Конструируя легитимирующую идентичность, политическая элита использует пропагандистские ресурсы подконтрольных ей СМИ; реанимирует советскую символику, сохраняющую привлекательность для значительной части российского общества; применяет антизападническую риторику в публичных выступлениях; берет на вооружение историческую политику, включающую выработку официальной интерпретации отечественной истории и внедрение этой интерпретации в массовое сознание; пытается оказывать идеологическое воздействие на молодежь, создавая провластные молодежные организации и формулируя новые требования к школьной программе. Усиление роли Русской православной церкви, обусловленное прежде всего ее государственной поддержкой, также следует рассматривать как попытку российской политической элиты укрепить свою легитимность, реанимируя традиционные институты. Однако все эти усилия не способствуют выработке новой коллективной идентичности, но подразумевают эксплуатацию элементов старой идентификационной модели.

9. В условиях глобализации особую значимость приобретает конструирование российской цивилизационной идентичности. В сознании элиты и массовом сознании данный тип идентичности нередко сопрягается с имперским или даже этнонационалистическим дискурсом. Однако эта связь не является логически необходимой. Цивилизационная идентичность не противоречит гражданской национальной идентичности. Напротив, конструирование и утверждение последней в значительной степени способно улучшить цивилизационную привлекательность России и обеспечить благоприятные условия для возрастания культурного влияния России в мире.

10. Россия способна стать ядром специфической цивилизации, центром притяжения для стран с близкой ей культурой. Это вполне может быть понято в русле концепции «субглобализации» (П. Бергер), подразумевающей осуществление культурного влияния в региональном масштабе. Основными моментами, составляющими концептуальную основу конструирования и поддержания новой коллективной идентичности России в глобализирующемся мире, являются следующие: 1) четкое понимание основных тенденций и механизмов осуществления культурной глобализации; 2) выработка смыслового каркаса российской цивилизационной идентичности; 3) конструирование гражданской национальной идентичности, что подразумевает демократизацию политической жизни для преодоления внутренних противоречий российского общества, повышения эффективности экономики и перехода к инновационному развитию; 4) грамотное использование каналов глобального и субглобального культурного влияния для формирования вокруг России (как ядра специфической цивилизации) круга союзных государств, прежде всего бывших республик СССР.

Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена его результатами, позволяющими глубже понять основные тенденции динамики российского массового сознания в постсоветский период, сущность и причины затянувшегося идентификационного кризиса, и прежде всего кризиса отечественной элиты, а также наметить пути выхода из него.

Анализ динамики коллективной идентичности, предпринятый в данной работе, позволяет взглянуть на актуальную проблему модернизации российского общества с точки зрения необходимости изживания и преодоления влияния предыдущего типа коллективной идентичности. В новой перспективе предстает проблема формирования цивилизационной идентичности как новой модели коллективной идентичности России.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы как в дальнейших научных разработках в русле избранной проблематики, так и в преподавании соответствующих учебных курсов: социальной философии, социологии, политологии, политической социологии и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для совершенствования государственного управления, выработки стратегических направлений развития российского общества и его интеграции.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования были апробированы на: III Российском философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге III тысячелетия» (г. Ростов-на-Дону, 2002 г.); III Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России» (г. Москва, 2006 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Диалог культур в изменяющейся России» (г. Ставрополь, 2007 г.); V Российском философском конгрессе (г. Новосибирск, 2009 г.); Международной научно-практической конференции «Кавказ – наш общий дом» (г. Ростов-на-Дону, 2010 г.).

Результаты и содержание работы отражены в 17 публикациях общим объемом 24,05 п.л., в том числе 1 монография объемом 13,9 п.л., 9 научных статей, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ, объемом 3,25 п.л.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, пяти глав, включающих пятнадцать параграфов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертации на Конструирование российской коллективной идентичности: социально-Философский анализ