Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Толерантность как принцип регуляции гендерных отношений Морозова Ольга Евгеньевна

Толерантность как принцип регуляции гендерных отношений
<
Толерантность как принцип регуляции гендерных отношений Толерантность как принцип регуляции гендерных отношений Толерантность как принцип регуляции гендерных отношений Толерантность как принцип регуляции гендерных отношений Толерантность как принцип регуляции гендерных отношений Толерантность как принцип регуляции гендерных отношений Толерантность как принцип регуляции гендерных отношений Толерантность как принцип регуляции гендерных отношений Толерантность как принцип регуляции гендерных отношений Толерантность как принцип регуляции гендерных отношений Толерантность как принцип регуляции гендерных отношений Толерантность как принцип регуляции гендерных отношений
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Морозова Ольга Евгеньевна. Толерантность как принцип регуляции гендерных отношений : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Морозова Ольга Евгеньевна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Москва, 2008.- 186 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-9/176

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ГЕНДЕР: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

1.1. Основные требования к принципу толерантности 29- 58

1.2. Тендер: характерные черты и структурные компоненты 58-79

Глава 2. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ТЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1. Принцип толерантности в культурных символах и интерпретациях тендерных взаимодействий 80-104

2.2. Толерантность в гендерно-дифференцированных социальных институтах 104- 132

2.3. Толерантность через призму тендерной идентичности 132-158

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 159-170

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 171-186

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования вызвана тем, что на современном этапе развития российского общества, в условиях его сложной социальной трансформации тендерные отношения как особая разновидность отношений в социуме затрагивают суть общественных изменений и нуждаются в глубоком переосмыслении и выявлении эффективных механизмов регулирования взаимодействий мужского и женского начал во всех сферах жизнедеятельности личностей, их групп и общества в целом.

Важно обстоятельство, что уже в последней трети XX века исторический кризис привычного гендерного порядка стал вызывать растущую озабоченность и недовольство как женщин, так и мужчин.1 Это обусловлено противоречием между расширением возможностей и прав выбора индивидом своей тендерной роли и идентификации на фоне политических, социально-экономических и культурных преобразований в обществе, и в то же время возрастанием нетерпимости к «отклонениям» в тендерной социализации, что в итоге приводит к увеличению гендерных конфликтов.

Эта ситуация способствовала становлению сначала на Западе, а затем к 90-м годам XX века в России самостоятельного научного направления -гендерных исследований, нацеленного на изучение особенностей взаимоотношений полов.

Но озабоченность вызывает тот факт, что развитие тендерной тематики в нашей стране до сих пор наталкивается на определенного рода препятствия. Среди них, по словам О.М.Здравомысловой, есть как внутренние причины (несформированность отечественной школы, относительная слабость научной коммуникации, принципиальная эмпиричность работ), так и причины внешние - прежде всего, "глухота" общества к проблемам, обсуждаемым в гендерных исследованиях.2 Это вызывает повышенную потребность в концептуализации тендерных проблем в российской действительности и продвижение результатов и выводов в общество с целью формирования современной тендерной культуры.

Однако концепты «маскулинное»/«феминное», воспроизводимые обществом и существующие в рамках определенных культурно-символических рядов, как в отечественной, так и в зарубежной литературе традиционно трактуются как иерархические и конфликтные, лежащие в рамках бинарной оппозиции. Такой подход способствует актуализации проблемы, но не приводит к ее решению. Исчерпанность данного этапа знания вызывает необходимость перехода на новый, более глубокий уровень понимания вопроса с целью определения стратегий общественного развития. И, так как на уровне общественного сознания сегодня все острее ощущается потребность в формировании культуры равенства полов, актуальным становится изучение механизмов регулирования тендерных отношений, которые смогут способствовать построению гармоничного социального порядка, основанного на партнерстве, равноправии, уважении, доверии и взаимопонимании между мужчинами и женщинами.

Мы исходим из предпосылки, что принцип толерантности, выступающий условием социального бытия в целом, позволяет рассматривать толерантность и как внутренний, глубинный принцип регуляции тендерных отношений, укорененный в чувстве собственного достоинства и признании равного достоинства в Другом, в свободе личностной сущности и проявлений мужчин и женщин. Воздействие принципа толерантности на тендерные отношения проявляет себя во всех сферах человеческой жизни, формируя ментальность и характер бытия мужчин и женщин посредством позитивной трактовки инаково-сти, признания и преодоления властной иерархии в структуре тендерных отношений, что соответствует новым вызовам времени.

Степень научной разработанности проблемы Данная работа включает в себя анализ взаимодействия двух категорий - толерантности и тендера, поэтому, прежде всего, важным становится социально-философское осмыс ление заявленных дефиниций, в чем существенную методологическую и теоретическую помощь оказали исследования российских и зарубежных ученых XX-XXI вв.

Рассмотрение основных требований к принципу толерантности в современном обществе показывает, что толерантность является неоднозначной, многоаспектной и чрезвычайно сложной философской категорией, по поводу которой нет определенной ясности и среди исследователей. Отсюда несколько современных направлений трактовок сущности толерантности. Мы условно группируем их в рациональное, ценностное и субъектное обоснование толерантности, что направлено на прояснение как логики взаимодополняемости, так и недостаточности каждого отдельного подхода к изучению толерантности.

Так, первичные интерпретации принципа толерантности, имеющие рациональные основания - в качестве признания убеждений и веры «другого» у Дж. Локка и разнообразия образов жизни в обществе у Дж. С. Милля, активно развивают современные англо-американские и отечественные исследователи.

Это традиционно — либеральное направление среди западных ученых в настоящее время связанно с такими именами, как С.Мендус, П.Николсон, О. Хеффе, М.Уолцер, А. Макинтайр.5 При этом одним из основных интересующих нас моментов научной полемики становится вопрос о невозможности признания универсальности принципа толерантности в силу его противоречивости, что помогает нам прояснить современные требования к принципу толерантности в рамках его рациональной концепции.

Сьюзен Мендус в своей знаменитой книге «Толерантность и границы либерализма» определяет парадокс толерантности как трудность людей верить в возможность существования того, что они считают ошибочным, но к чему их просят относиться толерантно. Подобная трактовка, указывающая на невозможность толерантности в силу трудности ее осуществления, вряд ли удовлетворительна, т.к. утопично подвергать сомнению любую общечеловеческую ценность с позиции сложности ее реализации индивидом.

П.Николсон, на наш взгляд, делает попытку выхода за пределы рационального обоснования толерантности. Так, выделяя структурные характеристики принципа толерантности, основанные на рационализме, которые и не являются спорными, предлагает такую характеристику толерантности как «Благость. Толерантность верна, а толерантный субъект благ» . Сам автор, указывая на теоретическую возможность понимания толерантности как самостоятельного блага, признает, что благость толерантности является наиболее дискуссионной характеристикой этого понятия (и действительно, многие теоретики вопроса подвергают ее критике). Но представляется, что именно эта характеристика, выдвигаемая Николсоном, позволяет увидеть ограниченность рационального подхода к принципу толерантности. Толерантность определяется Николсоном как добродетель воздержания от употребления силы для вмешательства во мнения или действия другого, если оно и отклоняется от мнения или действия субъекта толерантности. Такая трактовка дает возможность рассматривать принцип толерантности еще и через ситуативный подход, который часто используется в обосновании толерантности.

Так, М.Уолцер описывает различные формы толерантности, а также ее пределы в условиях или ситуациях существования множества этнических групп и религиозных общин. В своей работе «О терпимости» М. Уолцер хорошо показывает, что в империях, режим которых, по его мнению, «можно назвать толерантным, независимо от того, терпимо или нет относятся друг к другу члены входящих в него образований»8, правами наделяются именно"группы, обладающие той или иной степенью автономии, а вовсе не индивиды. Развивая идею М.Уолцера, мы укажем на то, что «асимметрия» толерантности в отношении субъектов в пользу социальных групп или традиций может и не распознаваться на уровне общественного сознания как нарушение свободы личности. Так, долгое время существовавший патриархатный общественный уклад, четко маркирующий иерархию ролей мужчин и женщин в обществе, не воспринимался в социальном сознании как дискриминационный в отношении женщин.

Интерес представляет исследование Уолцером тендерного порядка в историческом и конфессиональном аспекте. Хотя философ не исследует механизм воздействия толерантности на тендерные отношения, но поднимает такие важные вопросы как границы толерантности и проблемы баланса государственной политики и культурного своеобразия в национальных государствах и иммигрантских обществах. Так или иначе, Уолцер указывает на некоторую дискретность принципа толерантности, зависимую от социокультурных и политических факторов, что помогает прояснить условия его воздействия.

Один из философов морали, А. Макинтаир, рассматривает возможность осуществления толерантности с позиций того, что современное состояние морали в целом следовало бы описывать как беспорядочное. Отсюда, в современной культуре не существует рациональной гарантии морального согласия9. В подтверждение этого тезиса Макинтаир выделяет три различных аргумента в отношении права на аборт и показывает их концептуальную несоизмеримость. Что «важнее» - права, свобода или справедливость? Следовательно, и актуальность толерантности как общеобязательной ценно сти философ подвергает сомнениям. Но эта позиция представляется не совсем убедительной, так как именно плюралистичность идей, мнений, теорий взывает к необходимости толерантности. Кроме того, аргументация против признания толерантности общечеловеческой ценностью с точки зрения исключительно рационального обоснования является недостаточной и ограниченной в силу того, что амбивалентная природа ценностей - очевидна, и соответственно не может быть предметом критики, так же, как очевидно воздействие особенностей социокультурных факторов в условиях реализации толерантности.

Рациональное обоснование толерантности активно используется ,и отечественными философами, причем отличительной чертой наших теоретиков является выявление особых качеств толерантности через ее структурные характеристики. И особый интерес здесь представляет анализ толерантности через ситуацию конфликта А.В.Перцева, который предлагает понимать толерантность не как цель, а как промежуточное состояние. При этом толерантность всегда неустойчива потому, что возникает в конфликтной ситуации. Перцев делает акцент на дискретности жизненных процессов, тем самым подтверждая идею временности состояния толерантности.,0

Теория о дискретности жизненных процессов, где толерантность является лишь временным состоянием, поддерживается М.В. Шугуровым. «У толерантности есть пределы, за которыми - нетерпимость и тяготение к разрыву».11 Но при таком рассмотрении толерантности, акцент переносится с изучения толерантности как акта на изучение толерантности как потенции для чего-либо. И в этом случае принцип толерантности уже выступает не столько в качестве основополагающей моральной ценности, сколько в качестве руководягцего начала меоісду субъектами отношений в критические моменты, что, на наш взгляд, принципиально сужает смысловое содержание принципа толерантности.

Особого внимания заслуживают теоретические обоснования различных форм толерантности через призму рациональности В.А. Лекторского, который выделяет четыре формы: безразличие, уважение, снисхождение и критический диалог (как единственно продуктивную, по мнению философа, форму). Но представляется, что первые три указанные формы не являются выражением степени толерантности, так как безразличие и снисходительность - это пассивные качества личности с негативным оттенком, а уважение есть нечто большее, чем толерантность. И здесь мы присоединяемся к точке зрения М.Б.Хомякова: «Если это уважение мнений, поступков, к которым нужно относиться толерантно, то в таком случае полностью исчезает момент морального неприятия и несогласия таких мнений и поступков. В таком случае о толерантности речи идти не может. Поэтому необходимо говорить о толерантности как об уважении при моральном несогласии с другим». Но вот четвертая форма, предложенная Лекторским как продуктивная - выступает как активная форма взаимодействия, актуальная и для тендерных отношений в современном обществе.

Однако прояснение требований к принципу толерантности лишь с точки зрения рационального подхода является явно недостаточным и не единственным, поэтому обратимся к ценностному обоснованию принципа толерантности в современной литературе.

Так, А.Е.Сериков, относит толерантность к сфере витальных ценностей индивида, связывая ее с фундаментальной потребностью в безопасности. С точки зрения духовных ценностей человеческого существования феномен толерантности рассматривает СМ. Шалютин. Толерантность не всеядна, утверждает философ, она не означает любого компромисса, но имеет границами своего существования всеобщий, нравственный закон. Отрицать универсальность толерантности как моральной ценности, продолжает свою мысль исследователь, значит отрицать универсальность морали как таковой.15

В данном случае авторы признают толерантность непременным, основополагающим условием существования человеческого сообщества, которое не нуждается в обосновании, с чем нельзя полностью согласиться. Если бы моральная ценность толерантности была неоспорима, то не было бы и научных споров на сей счет. Думается, что обоснование толерантности как амбивалентного по своей сути явления еще раз доказывает ценностную сущность этого принципа.

Особое место в современных дискуссиях о ценностной сущности толерантности принадлежит проекту Уральского международного института общественных наук. В основу их концептуальных разработок была положена идея, которая вкратце может быть выражена так: толерантность есть одна из основных универсальных ценностей современного общества, которая приобрела статус глобальной социокультурной проблемы, проявляющейся во всех сферах общества. И ее роль в современности вырастает до значения правила обращения с универсальными ценностями вообще.1б Представляется, что эта концепция является в какой-то мере объединяющей позиции рационального и ценностного подходов и может использоваться для расширения содержания дефиниции «толерантность» применительно к развитию культуры тендерного равенства в современной России.

И, наконец, с точки зрения субъектного подхода концептуальную цен 17 »- ность представляет теория французского персоналиста Э. Мунье, который вскрывает очень важную проблему внутренней мотивации человека быть толерантным по отношению к Другому. А также работы наших ученых А.В.Логинова, В.Е.Кемерова и Т.Х. Керимова , которые, выступая в логике субъектного подхода, позволяют нам рассмотреть требования к принципу толерантности и условия его осуществления через интерпретацию общества как общности различных субъектов, где принципиально важной оказывается идея различия. В этом случае толерантность возможна при осознании индивидом разности как равенства. Эта идея активно используется в данной диссертации, т.к. весьма актуальна для рассмотрения проблемы современных тендерных отношений.

Но заметим, что современная теория толерантности, представленная в гуманитарной науке в виде различных подходов и концепций, практически оставляет за пределами систематизированных разработок тендерные аспекты толерантности, несмотря на то, что в общественно-научном и правовом дискурсе их роль возрастает. А те авторы, которые поднимают в своих работах вопросы толерантности в тендерных отношениях, по существу лишь обнаруживают проблему, но не раскрывают механизм взаимодействия этих двух социально-философских дефиниций и явлений.

Так, А.В.Курамшев, в работе «Гендерные роли и толерантность» ставит вопрос об использовании категории толерантность при анализе тендерных отношений, в частности таких вопросов как: асимметрия в социально-психологических установках и самом поведении мужчин и женщин; двойной стандарт по отношению к исполнению мужчинами и женщинами «традиционных» тендерных ролей; степень толерантности общества к людям нетрадиционной сексуальной ориентации и т.д. При этом автор ограничивается лишь озвучиванием круга возможных для исследования в науке вопросов без попытки осмыслить важность социокультурного воздействия толерантности на тендерные отношения.19

Т.А.Ладыкина затрагивает один из важных структурных компонентов тендера (рассматриваемый и нами в диссертации) - тендерную самоидентификацию личности в ее взаимосвязи с толерантностью. Она актуализирует важность воздействия толерантности на процесс тендерной самоидентификации, хотя сам анализ механизма воздействия в работе не проводится.

В данном обзоре отмечаем исследовательскую работу в области педа 9 1 гогики Л.П. Шустовой, которая рассматривает проблему формирования тендерной толерантности у старшеклассников в специально созданных педагогических условиях.

И все же, в ходе анализа степени разработанности проблемы нами не было обнаружено научных трудов, где толерантность рассматривалась бы как принцип регуляции и гармонизации гендерных отношений в социально-философском аспекте, что стало одним из основных факторов, определивших направление данного исследования. Отсюда тема диссертации получила некоторую композиционную сложность - для прояснения возможного и должного воздействия принципа толерантности на тендерные отношения появилась необходимость проанализировать характерные особенности тендера и провести теоретическую реконструкцию тендерной структуры. И в этом значимую помощь диссертанту оказали некоторые работы, изданные как в России, так и за рубежом.

Прежде всего, заметим, что исследования полов как особого рода психологических и социокультурных отношений в XX веке развивались по двум направлениям, определив значительную разницу в подходе к тендеру как к психологическому и социокультурному феномену. Отсюда сравнение этих двух противоположных подходов и их применение в диссертационной работе представляет собой особый исследовательский интерес.

В первом случае теоретиками рассматриваются биологические и психические особенности мужчины или женщины, обусловливающие их особые качества и поведение в социуме. Данная эссенциалистская традиция (от англ. essential - обязательно существующий, непременный) в социально-философской мысли, связанная с представлениями о неизменности мужской и женской природы, уходит корнями глубоко в прошлое, проходит через века и имеет свое продолжение сегодня, но уже в менее радикальном виде. В нашем исследовании она активно исследуется на предмет выявления природы традиционных воззрений на мужчин и женщин и существующей в этой связи тендерной иерархии.

Именно таково положение Ницше о том, что равноправие мужчин и женщин, равенство воспитания, равенство притязаний и обязанностей - это типичный признак плоскоумия, а «первое и последнее призвание женщины - рожать здоровых детей». 22

Крайними являются воззрения на природу пола О.Вейнингера в его знаме-нитой книге «Пол и характер»,"" где автор пытается доказать, что у женщины отсутствует собственная самоценность «Я», личность, душа, что представляет собой крайне нетерпимые, унижающие женское начало взгляды.

Наиболее развернутую теорию утверждения женской вторичности и неполноценности мы находим в теории З.Фрейда, ключевой мыслью которой, в отношении природы и социального предназначения мужчин и женщин стала сакраментальная фраза «анатомия-это судьба»" .

Этот явный радикальный запал лишь на первый взгляд кажется анахронизмом. Современные идеи равенства по-прежнему вступают в противоречие с традиционными воззрениями на роли мужчин и женщин. И в диссертации мы не раз обращаемся к эссенциалистским позициям, которые закреплены в общественном и индивидуальном сознании наших современников в виде тендерных стереотипов и предубеждений, интолерантных по своей природе.

Идеи предопределенности тендерного порядка, тендерной иерархии, где два пола, мужской и женский - это два полюса бытия не только человеческого, но и вселенского," можно найти в философских трудах не только зарубежных мыслителей, но и представителей русского религиозно-философского ренессанса: Н.Бердяева, В.Розанова, В.Соловьева.26

Но интерес вызывает и тот факт, что даже в советский период, когда проблема взаимоотношения мужчин и женщин решилась в пользу их социального равенства, половая дифференциация стала объектом исследования уже меди-цинских наук. И эту нишу занимают исследования В.А. Геодакяна, попытавшегося вновь вернуться к пониманию природы мужских и женских качеств, исходя из их биологической предзаданности, что еще раз доказывает стойкость архаичных представлений о предопределенности судьбы полом.

Представители второго направления акцидентализма (от англ. accidentalism -точка зрения, допускающая существование действий или событий, которые не имеют причины и не могут быть предсказаны) уже в рамках тендерного подхода рассматривают влияние социума на формирование и закрепление определенных качеств пола, необходимых для функционирования всей тендерной системы. И здесь особое место занимают феминистские теории, неоднородные по своему составу и ,в частности, различные в применении разных исследовательских технологий (феноменологического анализа, психоанализа, дискурсивных практик).

Однако главной идеей феминистских исследований, важной для диссертанта, является снятие известной дихотомии «женщина-природа, мужчина-культура». И здесь особого внимания заслуживают работы Боауар С. де., Брай дотти Р, Пето А., Сиксу Э., Фридан Б. Феминистская теория в поисках женской сущности так или иначе вычленяет дистанцию между институциализированным определением женской природы и реальным опытом женщины и ее собственной идентификацией. Именно к этому приему (противопоставления социального -личному) мы обращаемся в диссертации при анализе характерных особенностей тендера и его проявлений в разных сферах жизни человека и общества.

Структурным составляющим тендерной модели29 и ее основным характеристикам (рассматриваемым диссертантом уже в их тесном взаимодействии с принципом толерантности) посвящены работы Ш.Берна, Е.А.Здравомысловой, Т.де Лауретис, Л.П.Репиной, Г.Рубип, А.А.Темкиной.30 При помощи системного подхода авторы выстраивают своеобразную синтетическую модель, в фундамент которой закладываются характеристики всех возможных изменений социума. Но наиболее логичным, на наш взгляд, является системный анализ, предложенный Джоан Скотт, в фундамент которой закладываются культурно-символическая, норлштивно — интерпретационная, социально-институционалъная,индивидуалъно-психологическая составляющие.

В целом соглашаясь с такой моделью, считаем целесообразным в ходе нашего исследования уточнить соотношение структурных компонентов тендерной системы для дальнейшего анализа на предмет их взаимодействия с принципом толерантности.

Безусловно, важным аспектом в рассмотрении характерных особенностей тендера является проблема его соотношения с конкретной культурной средой. Следовательно, рассмотрение влияния принципа толерантности при формировании адекватных требованиям времени тендерных символов и их интерпретаций в современной культуре, становится одной из важнейших исследовательских задач диссертационной работы. И здесь особого внимания заслуживает теория символического интеракционизма И. Гофмана, "в которой гипотезы об условности тендерных ролей и их детерминированности культурой находят свое реальное воплощение. По Гофману, личность во взаимодействии предъявляет образ, характеризующийся окружающей обстановкой, ее воздействием. Драматургическая метафора, которую использует автор, подчеркивает конструируемость социального взаимодействия, а самопрезентацию личности во взаимодействии - автор определяет как маску актера.

Идеи Гофмана имеют для нас ценность и в анализе взаимодействия культуры и личности, и в рассмотрении становления тендерной идентичности через внутриличностный конфликт, одной из причин которого может выступать акт протеста или неповиновения индивида, как своего рода сопротивление социальному контролю и предписаниям.

Тендерные образы и роли, как наборы ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин, в которых отражается определенное пространство культуры, анализируют в своих работах многие авторы, занимающиеся тендерной проблематикой, но их выводы, в ходе научных изысканий -часто противоположны.

Так, мы присоединяемся к точке зрения западных и отечественных исследователей, которые стоят на тендерных позициях и доказывают равные социальные возможности мужчин и женщин, отмечая, что тендерное различие как утверждение двух качественно различных сущностей -является результатом тендерного неравенства, а не его причиной. Среди них Е.А.Здравомыслова и А.А.Темкина, Н.Чадоров, И.В.Саморукова, И.С.Тартаковская, С.А.Ушакин, А.Юрчак.33

Тендерное неравенство производит различие, и произведенные разли I- 34 чия затем используются, чтобы оправдать тендерное неравенство, говорит М.Киммел, один из ярких западных представителей тендерной теории. Причем это различие в разной степени детерминировано той или иной культурой.

Но пристального внимания заслуживает и точка зрения авторов, анализирующих различия в поведении мужчин и женщин не только в причинах влияния социальных установок общества, но и в биологических различиях, гормональных, центрально-нервных и морфологических. Именно эти исследования дают нам основания исследовать проблему тендерного равенства как комплексную психосоциальную и культурную проблему, включающую в себя как индивидуальные, так и социальные аспекты. И в этой связи ценными представляются труды Е.П.Ильина, И.С.Кона, О.В.Рябова.35

Важное для диссертационного исследования социально - философское осмысление тендера и тендерных отношений представлено в исследованиях Г.А.Брандт, О.А.Ворониной, Т.А.Клименковой. Предметом анализа авторов являются базовые принципы, основания и содержание различных подходов (в частности акцидентализма и эссенциализма) к «извечной проблеме» - отношениям мужчин и женщин во всех сферах социокультурного бытия. Исследователями не только констатируется тендерная иерархия в философском изучении человека, но и осмысливаются ее причины, уходящие в историческое прошлое.

Созвучной исследуемой в диссертации проблеме становится идея Г.А.Брандт, которая в своей монографии «Философская антропология феминизма» отмечает - в философской теории вопрос о преодолении тендерной асимметрии может существенно повлиять на изменение всего внутреннего строя социокультурного пространства человеческого бытия.37 Однако какие механизмы могут повлиять на процесс гармонизации тендерных отношений -авторами не изучается, и этого явно недостаточно, так как констатация различий, рассмотрение практик подавления акцентирует внимание на напряженном характере тендерных отношений, но не приводит к выработке социальных стратегий.

Одним из направлений нашего исследования стало рассмотрение воздействия толерантности на тендерно - дифференцированные социальные институты. В этом существенную теоретическую и методологическую помощь оказали труды ученых, изучающих особенности тендерных отношений в области современной экономики, политики и социальной структуры.

Так, работы С.Г.Айвазовой помогают проанализировать характер тендерных отношений в сфере экономики советского и пост-советского периода, а также крайне актуальную для России тему - проблему пути женщин к политическому лидерству.

М.Е.Баскакова и З.А.Хоткина исследуют возможности мужчин и женщин на современном рынке труда и приходят к выводу об их неравных возможностях (так называемой тендерной «асимметрии»), нуждающихся в пересмотре и реконструкции. В качестве способа преодоления неравенства авторы предлагают пересмотр государственной политики в социальной сфере, что на наш взгляд, является лишь одной из составляющих стратегии формирования современной тендерной культуры.

Одним из важнейших аспектов изучения современных тендерных отношений в сфере экономики является вопрос о том, как процессы модернизации экономики сказались на экономическом положении и социальных гарантиях женщин. Эти проблемы основательно анализируют в своих работах М.И.Либоракина и Н.М.Римашевская,40 приходя к важному выводу о том, что социально-экономическая трансформация в России повлияла на изменения, как в сфере занятости, так и в сфере брачно-семейных отношений, причем эти перемены по-разному отражаются на положении мужчин и женщин. Это требует пристального внимания в целях определения направлений и перспектив развития современного общества, что напрямую созвучно логике данной диссертационной работы.

С позиций феминистских концепций равенства и различия рассматривает современные политические задачи женского движения за лидерство в России Л.Н.Попкова.41 И в этой связи, ценными являются исследования О.М.Здравомысловой, которая изучает возможности партнерства мужчин и женщин в российской политике через выявление двух моделей тендерного взаимодействия (в свою очередь диссертант подвергает анализу эти модели с позиции принципа толерантности). Автор монографии приходит к важному выводу о необходимости выработки механизма осуществления «паритетной демократии»,42 основанной на равенстве возможностей и тендерном партнерстве, прежде всего на уровне государственной политики и социальных программ.

Надо сказать, что к заключению о том, что «модернизация сверху» подорвала основы устоявшегося образа жизни людей и активно изменила ценностно-смысловые установки, так или иначе приходят все указанные авторы. Но какие комплексные механизмы могут способствовать выработке стратегии дальнейшего социального развития, основанного на культуре тендерного равенства во всех сферах жизни в исследованиях, к сожалению, практически не рассматривается.

Другой важный тендерно - дифференцированный институт, претерпевающий на сегодня существенную трансформацию - семья. Причины этого явления зависят от множества экономических и социокультурных факторов, что доказывают в своих исследованиях М.И.Арутюнян, М.Е.Баскакова, П.Босс, Т.Гурко, А.А.Клецин.43

Так, значительный интерес для диссертанта представляют работы С.И.Голода, которые посвящены анализу трансформации семейных типов (от традиционной, строго иерархичной семьи к супружеской, эгалитарной). При этом автор приходит к выводу - чем прогрессивней семейный тип, тем выше у каждого члена общности потенциал для раскрытия индивидуальности.44 Это положение соответствует нашей гипотезе о позитивном, гармонизирующем воздействии принципа толерантности на тендерные отношения.

Но для данного исследования важным оказывается и анализ условий, в которых развивается современная семья. Этой теме посвящает ряд своих работ профессор А.В.Мудрик. Так, под современными условиями можно понимать множественность идеологий, стилей жизни и норм поведения, отсутствие «социального консенсуса», наличие в нем несовпадения и даже противоречия интересов разных возрастных групп, в том числе и в рамках семьи , что на наш взгляд, еще раз доказывает важность и необходимость принципа толерантности как условия, позволяющего достичь взаимного понимания и согласования интересов в рамках семьи.

Особенно хотелось бы отметить исследования О.М. Стоюниной-Здравомысловой, которая стала одной из первых в отечественной исследовательской практике целенаправленно анализировать проблему семьи и общества именно через призму гендерного измерения: Автор приходит к выводу о том, что в России остались почти незатронутыми гендериые границы, которые устанавливают различия между "настоящим мужчиной" и "настоящей женщиной", определяющие представления о норме и отклонении в поведении мужчин и женщин, как в межличностной, так и в институциональной сфере. Диссертант солидарен с автором в том, что сегодня выигрывают те, кто готов пересматривать прежние границы и устанавливать новые, менее жесткие, что взывает к терпимости (общественной и личной) к подобным изменениям в тендерных отношениях.

Учитывая, что тендерная идентичность индивидов формирует гендери-зованные институты, а они, в свою очередь, выражают и воспроизводят неравенства, составляющие тендерную идентичность,47 осмысление проблемы воздействия толерантности на тендерные отношения невозможно без прояснения становления и функционирования тендерной идентичности, в чем оказали помощь работы Н.В.Антоновой (анализирует соотношения осознаваемой и неосознаваемой идентичностей); Ю.Е. Алешиной и Е.В.Лекторской (рассматривают проблему столкновения традиционных нормативных требований к ролевому поведению женщин и мужчин в реальной ситуации их жизнедеятельности, приводящую к внутриличностному конфликту); Т.В.Барчуновой (разбирает социальные характеристики тендерной идентичности и тендерного неравенства); В.А.Геодакяна (исследует детерминированность тендерной идентичности биологическими факторами); М.М.Малыщевой (изучает особенности женской тендерной идентичности в различные периоды отечественной истории); М.Мид (подвергает анализу идентичность мужчин и женщин в различных культурах); Э.Эриксона (подробно исследует факторы, влияющие на становление тендерной идентичности, и разбирает причины, вызывающие внутрилич-ностные кризисы).48

Однако авторы уделяют недостаточное внимание анализу воздействия тех или иных социокультурных факторов на формирование тендерной идентичности, что взывает к необходимости восполнения этого пробела.

Важными для диссертанта, с точки зрения взаимодействия социального и внутриличностного конфликта, оказались работы Г.Вебера, А.В.Дмитриева, что предоставило нам возможность выявить глубокую взаимосвязь и одновременно противоречивость взаимодействий социокультурного и личностного факторов в становлении тендерной идентичности и привело к выводу о важности сомотолерантности (или аутотоле-рантности) в становлении тендерного сомосознания в целом.

Таким образом, в работах отечественных и зарубежных исследователей рассмотрены некоторые важные моменты проблемы взаимосвязи принципа толерантности и современных тендерных отношений. Однако анализ степени разработанности темы позволяет сделать вывод о том, что толерантность как социальный и личностный феномен недостаточно изучен как фактор регуляции и гармонизации тендерных отношений. В свою очередь, концептуальное поле тендерной проблематики зачастую останавливается на констатации различий и напряженном характере тендерных отношений, но при этом остается практически неисследованным вопрос о факторах, способствующих совершенствованию тендерных взаимодействий во всех сферах социальной жизни. Словом, актуальность проблемы, имеющиеся теоретические предпосылки ее научного решения и одновременная недостаточная степень проработки в литературе ряда важнейших составляющих предопределили тему диссертации «Толерантность как принцип регуляции гендерных отношений», ее объект, предмет, основную цель и задачи.

Объектом диссертационного исследования выступают тендерные отношения в их тесном взаимодействии с таким социокультурным явлением как толерантность, а его предметом - выявление значения толерантности как фактора регуляции тендерных отношений.

Цель работы состоит в социально-философском анализе возможного и должного воздействия толерантности на тендерные отношения, на их более гармоничное развитие.

Для достижения поставленной в диссертации цели необходимо решение ряда следующих задач. В их числе:

1) рассмотреть основные требования к принципу толерантности в современном обществе, выработанные различными концептуальными подходами и исследованиями.

2) проанализировать характерные особенности тендера и провести теоретическую реконструкцию его структуры;

3) исследовать значение принципа толерантности в процессе формирования адекватных требованиям времени тендерных символов и их интерпретаций в современной культуре;

4) обосновать толерантность как фактор регуляции и совершенствования тендерно - дифференцированных социальных институтов;

5) выявить роль толерантности в сфере формирования и функционирования тендерной идентичности;

Теоретико - методологической основой диссертации являются положения и идеи современных представителей отечественной и зарубежной мысли. Автор основывался на теоретических выводах, содержащихся в специальной литературе по социальной философии, социологии, психологии. В диссертации использованы в первую очередь следующие методологические принципы и подходы: системно-структурный, индуктивный и дедуктивный, логический, методы анализа и синтеза, метод теоретического сравнения и обобщения.

Наряду с этим был применен компаративистский подход, который дал возможность рассмотреть особенности современных требований к принципу толерантности (представленные различными теориями толерантности), и характерные особенности тендера (через прояснение положений эссенциалистского и акциденталистского направлений), а так же гендерно-эгалитарный подход, который подразумевает концепцию равнозначности полов и равноценность феминного и маскулинного начала.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что вопросы, решаемые в работе, рассмотрены с учетом сложившихся в российском обществе условий переходного периода, характеризующиеся коренными трансформациями во всех сферах общественной жизни. При этом:

- уточнены требования к принципу толерантности в современном обществе через анализ различных концептуальных подходов;

- рассмотрены характерные особенности тендера, уточнены структурные характеристики тендерной системы;

- установлена взаимосвязь между признаками воздействия принципа толерантности на существующие в культуре тендерные образы, символы и их интерпретации и степенью их адекватности современным реалиям (на примере трех доминирующих типов репрезентаций: неотрадиционалистского, гедонистического, либерального);

- выявлена зависимость гармоничного функционирования тендерно -дифференцированных институтов (профессиональной занятости, политики, семьи и брака) от включения в их структуры принципа толерантности и критериев равенства между мужчинами и женщинами.

- предложено рассматривать индивидуальную меру толерантности к миру и самому себе как необходимое условие процесса становления тендерной идентичности.

- выделены отличительные признаки толерантных тендерных отношений, позволившие дополнить социально-философское знание посредством уточнения и расширения понятия «тендерная толерантность».

Теоретические положения, выносимые на защиту:

1) Различные подходы в трактовке к принципу толерантности при сравнительном анализе единогласны в одном: толерантность, рассматриваемая в виде многообразных форм и этапов своего становления, одинаково описывается как качество отношений, укорененное в чувстве собственного достоинства, свободе личности и признания (индивидом, группой, общностью) -разности как неотъемлемого качества бытия. Толерантность раскрывается как одно из важнейших социокультурных воздействий, организующих совместную человеческую жизнедеятельность на всех уровнях социальной организации, включая тендерную систему.

2) Тендерные отношения как разновидность социальных отношений, в основании которых лежит организующий принцип «мужчина/женщина», пронизывает все сферы общественной жизни и затрагивает суть общественных изменений на современном этапе развития российского общества. Являясь одним из важнейших аспектов социальной организации, тендер в определенной мере иерархично структурирует отношения между мужчинами и женщинами (межличностные, групповые, институциональные) и представляет собой своеобразную подвижную синтетическую модель, в основание которой закладываются характеристики возможных социальных изменений: культурно-интерпретационная, социально-институциональная, индивидуально-психологическая. Гибкость системы предполагает ее трансформацию с целью формирования более гармоничных тендерных отношений, адекватных общественным реалиям.

3) Принцип толерантности, оказывая влияние на тендерные отношения, способствует формированию культуры тендерного равенства, но его возможное воздействие осуществляется исключительно в рамках качественных признаков той или иной культуры. Так, взаимосвязь переходного этапа в политической и социально-экономической жизни, который проходит современная Россия, и трансформации тендерных ценностей выражает себя в противостоянии на уровне общественного и индивидуального сознания традиционных понятий о мужественности и женственности и новых культурных идеалов, основанных на достига-тельности жизненных стремлений мужчин и женщин. Отсюда роль толерантности приобретает «сложенный» состав. Одновременно она выступает и как условие формирования современной тендерной культуры, и как внутренний фактор регуляции тендерных идеалов и символов, направляющим конфликт традиционных и «новых» канонов в образах мужчин и женщин в мирное русло.

4) Воздействие принципа толерантности на процесс формирования и функционирования гендерно-дифференцированных институтов: сферы профессиональной занятости, политического устройства, семьи и брака - означает ориентацию общества на человека и гармонизацию социоприродных отношений. Это предполагает трансформацию ценностей, при которой нейтрализуется иерархия и отчуждение мужского и женского начал в обществе и приводит к тому, что все люди, независимо от пола, все больше начинают обладать свободой выбора, свободой в развитии своих личных способностей и способах самореализации, без тех ограничений, которые связаны с тендерными ролями и стереотипами.

5) Тендерная идентичность, являющаяся необходимым внутренним фундаментом индивида в условиях социальной жизнедеятельности, формируется и функционирует в ситуации конфликта между личностной и социальными структурами сознания. Следовательно, индивидуальная толерантность к миру, другому и себе - определяется способностью выдерживать личностью напряженность требований социокультурных воздействий и обеспечивает целостность внутреннего и внешнего мира, а так- же преемственность взаимодействий в социуме.

6) Новизной является уточнение и расширение содержательной характеристики понятия гендерная толерантность, которое трактуется нами как готовность к принятию на уровне индивидуального и общественного сознания гендерных различий на принципах равенства прав, возможностей и личностного самовыражения мужчин и женщин через систему всех образующих культуру символов, ценностей, норм и организацию социальных институтов в целом.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется его актуальностью на современном этапе развития российского общества, его существенной трансформацией и необходимостью определения дальнейших стратегий развития социума, коллектива, личности.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для подготовки пособий, учебных спецкурсов в общетеоретических и отраслевых исследованиях, а также в практике преподавания курсов «Философия», «Генде-рология», «Культурология» и ряда других гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях и в системе повышения квалификации работников образования и для просветительской работы.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре философии МГОУ и рекомендуется к защите на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.11.- социальная философия.

Результаты текущей и итоговой работы над темой были апробированы на Межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы межэтнической толерантности и национальной идентичности в центральной России: история и современность» (г. Владимир октябрь 2007), на Российской научно-практической конференции «Гендер и власть: пересекая границы» (г. Иваново декабрь 2007). Основные идеи диссертационного исследования раскрыты в 7 научных публикациях.

На основании данной работы в 2007-2008 учебном году диссертантом были разработаны и проводятся в настоящее время ряд лекций по темам: «Толерантность как ведущий принцип осуществления гуманитарного образования», «Актуальные проблемы тендерной социализации» в рамках тематических курсов на базе Владимирского института повышения квалификации работников образования.

Основные требования к принципу толерантности

Рассматривая толерантность как возможный и должный принцип регуляции тендерных отношений, мы будем исходить из того, что принципы, формируясь в процессе общественного развития и практики, становятся основой социального порядка и способствуют функционированию общества как целого. Понятие «принцип» (от лат. principium - основа, первоначало) - в субъективном смысле означает основное положение, предпосылку (например - принцип мышления); в объективном смысле - исходный пункт, первооснова (принцип бытия).

Принцип также выступает основополагающей этической нормой, которая согласно Канту, является или субъективной максимой - и направляет волю, поскольку она выступает как руководящий момент по отношению к отдельным индивидам, или объективной — законом - и в таком случае признается значимой для воли каждого разумного существа5 .

По определению В.И.Даля, термин "принцип" означает: «Научное или нравственное начало, основанье, правило, основа, от которой не отступают».

В контексте специфики данной работы, где принцип толерантности рассматривается в качестве фактора регуляции тендерных отношений и предполагает собой руководящее начало, правило, основу социальных взаимоотношений, возникает потребность выделить основные смысловые характеристики содержания понятия толерантность, ввиду неоднозначности и многоплановости этого феномена.

Слово «толерантность» вошло уже достаточно давно в употребление в русском языке. «Толерантность» - международный эквивалент слова «терпимость», принятый в философской и научной литературе. Слово «толерантность» при шло из латинского языка («tolerantia»- терпение) и распространилось в европейских языках (англ. «tolerance», нем. «tolerant»). Согласно определению, данному в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая Россию), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».52 Данное определение толерантности подразумевает терпимое отношение к иной национальности, расе, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, национальному или социальному происхождению, собственности и т.д.

На русский язык с английского языка Декларация и была переведена как «Декларация принципов терпимости». В «Философском энциклопедическом словаре» толерантность опять же трактуется как «терпимость к иного рода взглядам, нравам и привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции».

Но между терпимостью и толерантностью все же есть существенное различие. Глагол «терпеть» словарь В.Даля определяет как «нуждаться, страдать, быть кротким, смиряться».54 При этом терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее сдерживание своего негативного отношения. Терпимость, возможно, выступает одной из стадий в становлении многочисленных форм толерантности, но эти понятия принципиально не сводимы друг к другу.

Толерантность предполагает, прежде всего, активное отношение, приятие «другого», формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Так, P.P. Валитова предлагает осмысление толерантности как нравственного качества, характеризующееся отношением к человеку, принадлежащему к другой расе, национальности, культурной традиции, религиозной конфессии, как к равно достойной личности. Толерантность не сводится к простой терпимости. В отличие от терпимости, толерантность подразумевает право личности на сохранение ее автономии. Как качество личности толерантность предполагает настроенность на паритетный диалог, на познание нового, «чужого», а также не исключает возможности изменения системы взглядов и представлений индивида.

Л. Дробижева рассматривает толерантность как «...готовность принять «других» такими, как они есть, и взаимодействовать с ним на основе понимания и согласия».

А.Г. Асмолов в статье «О смыслах понятия толерантность» пишет: «Толерантные установки» проявляют себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости, как недопустимым»,57 при этом, термин «толерантность» выражается в трех пересекающихся значениях: 1) устойчивость, выносливость; 2) терпимость; 3)допустимое отклонение.

Тендер: характерные черты и структурные компоненты

Пол и гендер: взаимообусловленность категорий Развитие современного социально-гуманитарного знания привело к необходимости введения категории, которая способствовала бы более глубокому осмыслению деления человеческого бытия с позиций мужского и женского начал. Логику введения нового понятия можно объяснить следующим образом. «Английский термин gender, означающий грамматическую категорию рода, был изъят из лингвистического контекста и перенесен в исследовательское поле других наук - социальной философии, социологии, истории, а также политический дискурс. Перенос был сделан, чтобы уйти от термина «seksus» (биологический пол), так как это понятие связывает с природной детерминированностью не только телесные различия мужчин и женщин, но и поло-ролевое разделение труда, неодинаковые требования и отношение общества к мужчинам и женщинам, разную общественную «ценность» лиц в зависимости от их пола.

Термин гендер призван подчеркнуть не природную, а социокультурную причину межполовых различий. 109И впервые термин был введен в научный оборот американским психологом Робертом Столлером в конце 60-х годов XX века. На основе практики изучения идентичности транссексуалов он пришел к выводу, что легче хирургическим путем изменить пол пациента или пациентки, чем с помощью психологии - их личную идентичность как мужчины или женщины.

Один из самых авторитетных социологов современности англичанин Энтони Гидденс утверждает, что гендер - это не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности». Гендер, по его словам, означает социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося как соответствующее для мужчин и женщин.

Отечественный теоретик вопроса О.В.Рябов, рассуждая о введении понятия гендер, уточняет, что социальная дифференциация не может быть объяснена исключительно биологическими различиями мужчин и женщин. В остатке остается некий фактор «X», который и получает название гендер. Таким образом, гендер интерпретирован как социокультурный конструкт, который общество «надстраивает» над физиологической реальностью.

Между тем, среди отечественных исследователей есть те, кто высказывается против использования иностранного термина «гендер» в российской науке. Так, С.А.Ушакин112 выступает против неблагозвучного и иностранного понятия «гендер» в пользу понятия «пол», за которым стоит отечественная философская традиция.

Но как отмечает отечественный специалист в области тендерных исследований - Светлана Айвазова, все-таки главная проблема состоит в том, чтобы точно разграничивать понятия пол и тендер.

Пол - постоянная черта человеческого общества, имеющая естественное происхождение. Пол - это категория, которая выражает определенные биологические признаки. Процесс половой дифференциации начинается с момента оплодотворения клетки и проходит несколько стадий. Среди них различают: генетический пол: стадия, на которой определяется дальнейшее развитие плода по мужскому или женскому типу. Генетический пол определяет истинный или гонадный (от греч. gone) т.е. пол, обусловленный строением половой железы (яичка или яичника). Образование яичников и яичек обуславливает заметный пол (от греч. gametes-супруг, gamete-супруга). В конце третьего месяца жизни плода яички начинают продуцировать мужской половой гормон-тестостерон. Возникает гормональный пол, который определяет у зародыша дифференциацию внутренних половых органов {внутренний морфологический пол) и наружных гениталий {внешний морфологический пол).

Принцип толерантности в культурных символах и интерпретациях тендерных взаимодействий

Как мы уже отмечали, культурно символическое «открытие» тендера произошло благодаря феминизму, и окончательное оформление эта теория находит в философии постмодернизма, где ген-дер осмысляется как культурная метафора. Культурно-символический тендерный ряд моделирует образы феминности и мускулинности в их социокультурном проявлении. В сложившемся типе культуры слова «мужское» и «женское» не нейтральны, они включают в себя целую подсистему знаков. Культурные символы выполняют функцию не только описания, но и оформления социальной реальности.

Культурно-символический тендерный ряд является важнейшей составляющей структуры ментальносте социума и отдельной личности, формирующим уклад жизни, распределение социальных ролей, общую культурную и политическую ситуацию в тот или иной исторический период. В свою очередь, тип общественного устройства, его особенности во многом предопределяют устойчивые образы мужчин и женщин, соответствующие требованиям времени.

В этой связи возникает необходимость обратиться к теории типологии обществ, чтобы с ее помощью выявить характерные особенности современного российского социума и преобладающих в этой связи (толерант-ных/интолерантных) гендерных символов и стереотипов и способов их индивидуальных и социальных интерпретаций.

Классической в социологии является теория деления обществ на традиционные и современные (модернизированные). При этом выделяются схожие черты, отличающие данные типы организации социальной жизни.

Так, традиционное общество относительно гомогенно, стабильно и меняется относительно медленно как во времени, так и в пространстве. Но если изменения происходят, то они затрагивают фундаментальные структуры всей социальной организации. Все новшества, прежде чем быть принятыми в традиционном обществе, должны быть органично интегрированы и адаптированы в существующую социальную среду.

Природа же современного (модернизированного) общества предполагает частые перемены, модификации, но при сохранении определённой стабильности. «В индустриальном обществе новшество принимается только потому, что является новшеством. В этом - коренное различие традиционного и индустри-ального общества».

Значительная разница наблюдается и в принципах социальной стратификации. Так, в традиционных обществах человек ориентируется на приписываемые, то есть аскриптивные статусы, при этом важны пол партнёра, возраст, место, занимаемое им в социальной иерархии - сословная или кастовая принадлежность. Партнёр воспринимается «диффузно», то есть, в первую очередь, не как партнёр по конкретному взаимодействию, а как член семьи, рода, общины, а уж во вторую очередь как партнёр.15 Люди воспитываются в духе судьбы, покорности ей, воспроизводя родительский опыт и их социальный статус. Данное положение вещей достигается за счет определённых социальных механизмов, которые на всех этапах социального развития структурируют социальное пространство, делают контуры стратификации чёткими, определяют условия, при которых индивид может претендовать на ту или иную статусную позицию.160 Социальная регуляция в традиционном обществе осуществляется под влиянием устоявшихся, незыблемых традиций, которые сложились всей системой межличностных отношений и согласием членов общества с существенными сторонами жизни. От человека же требуется терпимость и приятие как данности существующих правил. «Терпимость предлагает терпение, терпение-стойкость. Ведь социум есть по отношению к индивиду - нечто такое, что необходимо вынести и перенести, вытерпеть и перетерпеть, к чему стоит проявить стойкость и стоическую отстраненность».

В современном же обществе большое значение приобретают достигаемые статусы, приобретение которых не наследуется, а требует наличия образования, активности, мобильности. Вместо социальных институтов, закрепляющих предписанный принцип иерархии, возникают институты, ориентирующие индивидов на достигательность жизненных стремлений, которые целенаправленно создают и распространяют в массовом сознании систему соответствующих ценностей и нравственных правил. Социальная регуляция в массовом обществе осуществляется посредством взаимодействия символов, знаков, стереотипов, которые во многом формируются и транслируются в социум при помощи масс-медиа.

Так, по словам О.Е. Шабуровой, современная ситуация характеризуется тотальной визуализацией социального пространства, а новые поколения все более социализируются в контексте аудиовизуальной культуры. Отсюда на смену базовым гендернььм технологиям (способам, механизмам, каналам формирования института пола и закрепления соответствующих половых идентификаций), которыми ранее выступали язык, религия, традиционное обучение и воспитание, приходят более зрелищные и более эффектные с этой точки зрения генедрные технологии, которые можно обобщить термином «социальный дизайн».

Похожие диссертации на Толерантность как принцип регуляции гендерных отношений