Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Насильственное воздействие на личность со стороны средств массовой коммуникации: социально-философский анализ Горбунов Александр Сергеевич

Насильственное воздействие на личность со стороны средств массовой коммуникации: социально-философский анализ
<
Насильственное воздействие на личность со стороны средств массовой коммуникации: социально-философский анализ Насильственное воздействие на личность со стороны средств массовой коммуникации: социально-философский анализ Насильственное воздействие на личность со стороны средств массовой коммуникации: социально-философский анализ Насильственное воздействие на личность со стороны средств массовой коммуникации: социально-философский анализ Насильственное воздействие на личность со стороны средств массовой коммуникации: социально-философский анализ Насильственное воздействие на личность со стороны средств массовой коммуникации: социально-философский анализ Насильственное воздействие на личность со стороны средств массовой коммуникации: социально-философский анализ Насильственное воздействие на личность со стороны средств массовой коммуникации: социально-философский анализ Насильственное воздействие на личность со стороны средств массовой коммуникации: социально-философский анализ Насильственное воздействие на личность со стороны средств массовой коммуникации: социально-философский анализ Насильственное воздействие на личность со стороны средств массовой коммуникации: социально-философский анализ Насильственное воздействие на личность со стороны средств массовой коммуникации: социально-философский анализ
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Горбунов Александр Сергеевич. Насильственное воздействие на личность со стороны средств массовой коммуникации: социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Москва, 2000.- 197 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-9/44-1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Духовное насилие, его объект и формы 19

I. I. Объективные основания духовного насилия над личностью в массовом обществе 19

I.II. Манипуляция и массифицирующее воздействие "массовой культуры" как формы духовного насилия 45

ГЛАВА II. Информационное насилие 67

II.I. СМК как субъект информационного насилия: анализ основ деятельности, структуры, функций и основных характеристик . 67

II.II. Характеристика содержания и методов информационного насилия 101

II.III. Основные направления противодействия общества и личности информационному насилию 148

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 171

Библиографический список использованной литературы 186

Введение к работе

Исследование насилия и вопросов с ним связанных традиционно занимает одно из центральных мест в философии и в особенности в социально-философском анализе. С течением времени проблема насилия не теряет своей остроты: насилие остается важньм, а порой и решающим в развитии и итогах, оценках и понимании многих социальных процессов.

"Слово "насилие", — пишет А.А.Гусейнов, — в естественном языке означает принуждение к чему-либо силой, против воли..." . Здесь выражена сущность насилия как негативного явления, имевшего место в человеческом обществе с давних времен. Автор считает, что вся известная до сих пор история человечества во многом является историей насилия . Было бы ошибочньм не признавать такую точку зрения справедливой. При этом насилие в соответствии со всеобщими законами развития непрерывно находится в процессе становления, в процессе изменения своих форм, в процессе смещения своей направленности на объект воздействия.

Можно говорить, что в каждом времени, в каждой эпохе присутствуют самые различные формы насилия, и вместе с тем следует заметить, что каждому этапу в развитии общества присуши свои наиболее актуальные формы (или форма) осуществления насилия. Действительно, если для античных времен характерно насилие одного социального класса над другим, основанное на физическом принуждении (рабство), то, скажем, эпохе первоначального накопления капитала в странах Европы присуща такая форма насилия, как нещадная экономическая эксплуатация.

В ХХ-м столетии человечество столкнулось с проявлениями широкомасштабного насилия, осуществляемого в духовно-идеологической сфере. Тоталитарные режимы, возникшие в первой половине века, стремились не

Гусейнов А.А. Моральная демагогия как форма апологии насилия // Вопросы философии. 1995. №5. С.9.

См. Гусейнов А.А. Ненасилие. Философия, этика, политика. М., 1993. С.5.

только и не столько к физическому принуждению масс и личности как элемента их составляющего. Духовное подавление личности, "стирание" в ней протестного, и вообще индивидуального, вовлечение обезличенного человека в антигуманные и преступные (в том числе массовые) деяния, манипулирование сознанием — вот цель того духовно-идеологического насильственного воздействия, которое проводилось тоталитарной пропагандой. Выражение "геббельсовская пропаганда", относящееся к неистовому, бесконтрольному, уничтожающему личностное в человеке пропагандистскому воздействию, проводимому национал-социалистской диктатурой в Германии, поистине стало нарицательным по отношению к обработке общественного сознания, осуществляемой в целях удержания власти в руках преступных политических сил. И надо сказать, что уже в те годы пресса, кинематограф, радио отчетливо выделяются и сознаются как сильнейшие пропаган-

1 дистские средства воздействия на человека .

С тех пор в мире многое стало иным, однако, несмотря на очевидные и весьма существенные изменения в обществе, на рост тенденции к демократизации жизни и стремление современных людей к личностной свободе, возникшие новые средства массовой коммуникации (СМК), такие как телевидение, видео, телекоммуникационная техника, — все они по-прежнему представляют собой интерес для социальных групп, стремящихся к манипу-лятивному способу воздействия на человека. В связи с этим, а также с учетом того, что сила воздействия СМК многократно возросла, их деятельность занимает ключевые позиции в области духовно-насильственного воздействия'на личность. Анализируя процессы, происходящие в обществе, ту большую, а подчас и решающую роль, которую играют в социальных процессах СМК, нередко называемые "четвертой властью", ту борьбу, которая развернулась за обладание средствами информации между политическими и финансовыми группировками, автор пришел к выводу об актуальности изучения насильственного влияния на человеческую личность со стороны СМК.

См. Ржевская Е.М. Геббельс: Портрет на фоне дневника. М., 1994. С.129.

Актуальным и своевременным является такое рассмотрение насильственного воздействия на личность, осуществляемого СМК, которое было бы, во-первых, всесторонним, то есть рассматривающим явление в его объектно-субъектной целостности, а также в неразрывной связи с общими социальными тенденциями, во-вторых — показало бы его основные формы, в-третьих, охарактеризовало бы самую его суть с помощью анализа современных его конкретных проявлений, и, в-четвертых, содержало бы в себе указания на некоторые пути преодоления этого негативного явления.

Человек в своем социальном бытии столкнулся с серьезной угрозой, все сильнее ставящей под вопрос его дальнейшее беспрепятственное существование как полноценной, гармонично развитой личности. И было бы ошибкой считать такое утверждение гиперболизацией, мистифицированным преувеличением опасности. Ситуация такова, что актуальным будет изучение насильственного воздействия СМК на личность лишь в том случае, если оно возвысится над классовым, политическим, идеолого-догматическим, а также и однобоким, сиюминутно востребованным взглядом на проблему.

Можно утверждать, что насильственное воздействие СМК на личность, как негативное явление, присуще в различной степени всем членам мирового сообщества, и по сути оно — глобальная проблема. Однако в российском обществе данное явление приобретает определенную специфику, состоящую в том, что человек, находившийся долгие годы под интенсивным гнетом официозной прямолинейной пропаганды, питавшийся в духовном смысле крайне скудным выхолощенным эрзац-рационом, бывший в плену упрощенных духовных схем и примитивных иллюзий — этот человек оказался совсем незащищенным перед мощным аппаратом воздействия сверхсовременных СМК, осуществивших бурное развитие своей деятельности в последнее десятилетие и переориентировавшихся при этом совсем на иные ценности, нежели те, что "проповедовались" ими ранее. Личность оказалась дезориентированной и не имеющей адекватных "уровней защиты" воздействию тех "уровней нападения", которые быстро обрели СМК. Данная специфическая черта придает рассматриваемому вопросу еще большую актуальность и со-

- б -

циальную значимость, усиливает запрос, требование на всесторонний комплексный анализ проблемы насильственного воздействия на личность со стороны СМК.

Нельзя сказать, чтобы вопросы, которые содержит в себе проблема, не рассматривались ранее в отечественной и зарубежной литературе. Исходя из того, что актуальным может быть только всесторонний и целостный анализ проблемы, невозможно обойти вниманием авторов, посвятивших свои философские изыскания такому явлению, характеризующему современное общество, как массовость, тем более что явление это неразрывно связано с личностным бытием и имеет самое прямое отношение к проблеме, ставящейся в диссертации. Г.Лебон, О.Шпенглер, Ф.Ницше, а позднее более углубленно К.Ясперс, Х.Ортега-и-Гассет, Г.Маркузе, Д.Рисман, Г.Шишков и другие многое сделали в плане изучения явления массовости и положения личности в массовом обществе. Заключения и выводы, содержащиеся в их работах, находятся в самой тесной связи с проблемой рассмотрения насильственного воздействия СМК на личность. К тому же эти авторы прямо указывали на роль СМК в формировании "омассовленного человека" (Г.Шишков)1, "одномерного человека" (Г.Маркузе) . "Когда появилось радио и телевидение, техника управляемого омассовления достигла своего триумфа", — подчеркнул Г.Шишков .

Однако, по причине того, что основное внимание все названные авторы уделяли изучению собственно социального феномена массовости, а также конфликта между массами и элитой, вопрос о влиянии СМК на процесс массовизации, а в особенности тот его аспект, который связан с непосредственным влиянием СМК на личность, не был раскрыт. Это связано с тем, что ими данная тема и не рассматривалась в качестве специальной.

См. Б.Бессонов. Идеология духовного подавления. М., 1971. С.114

См. Marcuse Н. One dimensional man. Studies in the ideology of the advanced industrial society. N.Y., 1964. P. 12.

Cm. G.Schischkoff. Die gesteuerte vermassung. Meisenheim a Glan, 1964. S.44.

Рассмотрение феномена массовости сегодня служит наилучшему установлению и раскрытию связи духовно-насильственных воздействий со стороны СМК на личность с основополагающей тенденцией современного общества и, по сути, выявляет такую форму духовно-насильственного воздействия, как омассовление. В силу этого характеристика объекта, на который направлены эти воздействия (то есть личности), должна дать нам четкое представление об объективных основах духовного насилия, осуществляемого современными СМК.

Речь идет о тех базовых элементах личности, без раскрытия которых невозможно полноценное и всестороннее рассмотрение проблемы. Личность достаточно хорошо изучена в социально-философской литературе. Самыми разными авторами (и диалектиком-материалистом К.Марксом, и объективным идеалистом Ж.Маритеном, и экзистенциалистами Н.А.Бердяевым и Э.Мунье и др.) указывается на фундаментальную связь личностного, личного с общественным, социальным. Последний из указанных авторов дает наиболее ценное для нас заключение о том, что характер этой связи есть коммуникативный, а принцип участия личности в мире — коммуникация . Это побуждает нас проводить исследование с уверенностью в самом всестороннем и достаточно сильном влиянии деятельности СМК на личность в массовом обществе, ибо они (СМК) — неотъемлемый важный фактор этого общества, а она (личность) — его базовая "элементарная" единица, "функционирующая", как и СМК, на основе коммуникации.

Необходимо сказать, что степень разработанности отдельных направлений, связанных с изучением личности, в отечественной литературе достаточно высока. Работы таких авторов как И.С.Кон, А.Н.Арлычев, Н.И.Жуков, А.Н.Леонтьев, А.Г.Спиркин, В.В.Столин, И.И.Резвицкий, Б.Г.Ананьев и мн. др. позволяют выстраивать анализ базовых элементов личности в контексте информационно-насильственных воздействий на нее. Большое значение в проведении указанной части общего анализа имеют исследования З.Фрейда, К.Г.Юнга, Э.Фромма, Э.Мунье и Н.А.Бердяева. Под-

См. Мунье Э. Персонализм. М., 1993. С.38.

ходя по отдельности к базовым элементам, составляющим целостную личность — сознанию, индивидуальности, личностной свободе, воле, системе ценностей, интересов и потребностей, необходимо, используя проведенные указанными авторами изыскания, выявить соответственно перечисленным составляющим личности формы духовно-насильственных воздействий и возможную роль СМК в этих воздействиях.

В работах Г.Франке, Г.Шиллера, Г.Фарбера, Р.Гудина, Г.Энценсбер-гера, Ю.А.Ермакова рассматривается такая форма духовного насилия над личностью, как манипулирование. Г.Франке охарактеризовал манипулирование как психическое воздействие на человека, производящееся без его ведома и ведущее к тому, что он не просто делает то, чего желают другие, но и "хочет" это делать . Г.Фарбер, говоря о манипулировании как о разновидности диктатуры, отмечает потерю объектом манипулирования свободы выбора, при том, что сам объект иллюзорно считает, что действует на основе "свободного решения" . Р.Гудин рассматривает использование манипулирования в качестве орудия власти и обмана людей . Соотечественники Гудина Г.Шиллер в книге "Манипуляторы сознанием" и Г.Энценсбергер в книге "Индустрия сознания" указывают на связь манипулирования с деятельностью СМК. Эти исследователи говорят о том, что через СМК идет подчинение и программирование сознания с целью дальнейшей эксплуатации человека.

Следует, однако, заметить, что и в работах данных авторов, и в исследовании отечественного специалиста Ю.А.Ермакова, посвященном социально-политическим манипуляциям личностью, деятельность СМК рассматривается в контексте изучения проявлений манипулирования. В преддагае-

1 См. Franke H.W. Der Manipulierte Mensch. Grundlagen der Mein-ungsbildung. Wiesbaden, 1964. S.8.

Cm. Farber G. Die Manipulierte Mehrheit. Tubingen und Basel, 1971. S.8.

3 Cm. Goodin R.E. Manipulatory politics — New Haven, L., 1980.
P.21.

4 См. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М, 1980. С.196-200.

5 См. Enzensberger Н. The conciousness industry. On literature,
politics and media. N.Y., 1974. P.9-12.

мом же исследовании, напротив, сама манипуляция выступает как форма осуществляемых по отношению к личности насильственных воздействий со стороны СМК. Отсюда следует необходимость несколько иной расстановки акцентов, необходимость более пристального рассмотрения манипулирования в связи с деятельностью СМК, установление связи его с процессами "массовизации" (в частности, при описании такого характерного явления массового общества, как "массовая культура"). Подобное рассмотрение, по мысли диссертанта, даст возможность глубже понять участие СМК в таких формах духовного насилия над личностью как манипулирование и омас-совление, а возможно и выйти на установление роли СМК в такой "дополнительной" форме духовного насилия как отчуждение личности. Личностному отчуждению посвящены отдельные исследования, в частности достаточно полная работа А.А.Грицанова и В.И.Овчаренко "Человек и отчуждение". Однако роль СМК в насаждении отчуждения остается в достаточной мере нераскрытой.

Говоря о насильственном воздействии СМК на личность, следует понимать, что коммуникация есть процесс информационной связи и что насилие со стороны СМК может осуществляться исключительно в сфере информации. Поэтому необходимо выяснить — имеются ли предпосылки, или основания, для духовно-насильственных информационных воздействий во-первых, в самом явлении информации, во-вторых, в массовой информации и, в-третьих, в структуре и характеристиках современных СМК.

В трудах Н.Г.Абрамовой, В.Г.Афанасьева, П.В.Кочергина, Б.А.Тришкина, Б.С.Украинцева, А.Д.Урсула выражена мысль о том, что информация

^ і

представляет собой отраженное разнообразие , а такие исследователи, как

В.И.Здоровега и Е.П.Прохоров указывают на информацию как на фундамен-

тальную потребность человека . С одной стороны это позволяет установить

основной путь проникновения информационно-насильственного воздействия

в мир личности через ее сознание (об отражении, как об одной из основ-

1 См. напр. Урсул А.Д. Информация и мышление // Философия. 1980. №8. С.13.

См. напр.: Здоровега В.И. Слово тоже есть дело. М., 1979. С.бб.

ных функций сознания, в частности, пишет А.Г.Спиркин ) . С другой же стороны выявление информации в качестве фундаментальной потребности человека дает возможность говорить о фундаментальном характере воздействия СМК на личность. Ведь именно при их помощи она получает значительную, если не большую часть информации, имеющей социально значимый характер. А.А.Зиновьев доказал, что информационный поток, минующий СМК, ничтожен по сравнению с потоком массовой информации, "а роль его еще ничтожнее" .

Объективно-содержательный смысл информации, открытый учеными К.Шенноном, У.Р.Эшби, Н.Винером, К.Черри, Ю.М.Каныгиным и др. позволяет сделать заключение о том, что она сама по себе содержит свойства-предпосылки, которые могут быть использованы в неблаговидных целях для всестороннего и глубокого воздействия на личность. Об этом говорят и исследования В.А.Лосенкова, Э.Г.Багирова, А.П.Суханова. К тому же в соответствии с характеристиками функционирования информации в обществе, предложенными В.З.Коганом в книге "Человек в потоке информации", возможно установить такие характеристики массовой информации, которые действительно имеют некий оттенок, отпечаток "тоталитарности" — всеох-ватность, императивность, безличность и др.

В интересах темы диссертации очень важным является рассмотрение также литературы о СМК и их деятельности, их воздействии на человека. В отечественной социально-философской литературе этому посвящены работы С.И.Беглова, И.А.Федякина, В.И.Энтина, В.А.Сидорова, Э.Г.Багирова, Ю.А.Шерковина, В.П.Коломийца, Г.Вачнадзе, В.А.Курганского, Г.К.Ашина, Р.И.Галушко, А.А.Грабельникова, О.Е.Феофанова, Г.Ф.Вороненковой и др. Велись и ведутся соответствующие изыскания и на Западе. Среди зарубежных авторов следует отметить труды основоположников изучения масс-медиа (в терминологии нашей работы — СМК) П.Лазарсфельда, М.Чукаса, И.Клаппера, У.Липпмана, П.Бурстина, Р.О'Хара, Ж.Эллюля, а также более

1 См. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. С.83. Зиновьев А.А. Запад. Феномен западнизма. М., 1995. С.335.

современных специалистов: Б.Багдикяна, Г.Алштула, Ст.Старкера, Дж.Джо-уэтта, В.О.Доннела, Д.Вулфолк-Кросс, Б.Хазана, К.Лэша, Д.Девиса, С.Бэрана, Э.Ван ден Хаага, Дж.Гербнера, В.Риверса, У.Шрамма.

Надо сказать, что отечественные авторы, работавшие над этим вопросом в советское время, при всей общей заидеологизированности исследований, сумели вьщелить некоторые существенные моменты в деятельности СМК, остающиеся актуальными и по сей день. При рассмотрении современных СМК становится очевидным, что те некоторые негативные тенденции, что были присуши западным или как их называли в советской литературе, "буржуазным" СМК, входят в тот общий комплекс проявлений духовного насилия со стороны СМК по отношению к личности, который в диссертации будет представлен как информационное насилие.

Сказанное присуще, например, работе И.А.Федякина "Общественное сознание и роль коммуникации в современном буржуазном обществе". В работе раскрываетдя роль "массовой культуры" в деятельности СМК, подчер-

\

кивается, что она навязывается потребителю в качестве некоей "новой религии", принося вместе с тем прибыль владельцам радио и телекомпаний, газет и журналов/ также раскрывается высокая степень концентрации СМК в руках владельцев-монополистов. Вообще же, темы негативного воздействия "массовой культуры", а также проблема концентрации СМК присутствуют у многих авторов. В частности, о концентрации и монополизме СМК много и подробно говорит в своей книге "Внешнеполитическая пропаганда" С.И.Беглов. Полностью этой теме посвящены работы известных зарубежных исследователей Б.Багдикяна "Монополия средств информации" и Г.Алтшула "Агенты власти". Однако надо отметить, что все эти авторы вьюодов относительно последствий монополизма СМК по отношению именно к личности не делали; они обращались к обществу в целом, к идеологической борьбе и некоторым другим аспектам.

Большой вклад в понимание проблемы вносит работа В.Л.Энтина "Средства массовой информации в политической системе современного капитализма". Важно в ней то, что В.Л.Энтин выделяет не отмеченные у

других авторов функции СМК: регулятивную, управленческую, охранительную. Сюда же можно добавить названную Ю.А.Шерковиным функцию побуждения к действию . При осмыслении в контексте проблемы информационно-насильственных воздействий на личность данных функций СМК выявляются дополнительные предпосылки для проведения информационного насилия. Из существа указанных функций СМК, по причине того, что характер владения ими монопольный, а также в связи с такой их характеристикой, как все-охватность (сверхмасштабное распространение), на которую, в частности, указывает Ст.Старкер в книге "Губительное воздействие", проявляет себя и становится присущей СМК такая их черта, как манипулятивность.

Вместе с тем манипуляционно-пропагандистскому воздействию предшествует комплекс воздействий, названный Ж.Эллюлем в работе "Формирование взглядов" предпропагандой, а Б.Хазаном в исследовании, посвя-щенном советской пропаганде, "проникающей пропагандой" . В предпропа-гандистский комплекс входят: социологическая пропаганда, реклама и

"массовая культура". Исследованием рекламы занимались, в частности,

з такие отечественные специалисты, как Г.Вачнадзе и В.П.Коломиец. Последний даже называет рекламу одной из форм информационного насилия4. При том, что такое определение несколько не точно, надо отметить созвучие некоторых оценок автора общим заключениям нашего исследования. На Западе о рекламе писали Д.Вулфолк-Кросс, К.Лэш, М.Кунтц, Д.Вебер и др. Если исследовательница Д.Вулфлок-Кросс в книге "Язык СМК: как телевидение решает за вас" говорит об использовании рекламы смежно с манипулированием в интересах власть имущих, если К.Лэш в книге "Культура нарциссизма" обвиняет рекламу в насаждении потребительства, то М.Кунтц, Д.Вебер, Х.Даули говорят о различных "уловках", применяемых

См. Ю.А.Шерковин. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973. С.12.

2 См. Hazan В. Soviet impregnetional propaganda. Michigan 1982. P.180

См. Вачнадзе Г. Агрессия против разума. М., 1988.

См. Коломиец В.П. Телевизионная реклама как средство конструирования смыслов // Мир России. 1997. №1. С.29-55.

в рекламе, в частности о сочетании рекламного и "масс-культурного"

і воздействия .

Критике "массовой культуры" посвящены работы З.И.Гершковича, Т.В.Иванцевой, Ю.З^Й^рева, В. А. Курганского, Г.К.Ашина, Р.И.Галушко, В.И.Шульгина и др. В большинстве своем это исследования, проводившиеся в советский период, и поэтому основной акцент в них делается на использование "массовой культуры" правящим классом буржуазии в качестве орудия подавления в западных капиталистических странах. Здесь говорят за себя сами названия некоторых книг: "Массовая культура в системе современной буржуазной идеологии" (Иванцева Т.В.), "В тисках духовного гнета" (Ашин К.Г., Мидлер А.П.), "Критика современных буржуазных эстетических концепций" (Борев Ю.ЕЬі), "Буржуазная "индустрия сознания"" (Курганский В.А.). Вместе с тем у некоторых их этих авторов имеются прямые указания на непосредственную проблематику насильственного воздействия СМК на личность. Например, Г.К.Ашин и А.П.Мидлер говорят о "продуцировании" через "радио- и телепередачи, газеты и рекламу" с помощью "массовой культуры" человека, "у которого атрофирована, редуцирована личность" .

Оценка "массовой культуры" произведена и в зарубежной литературе. Негативное отношение к ней выразили такие известные мыслители как Э.Фромм, Г.Маркузе, Х.Арендт, а также специалисты в области массовых коммуникаций Э.Ван ден Хааг, Н.Якобе, Д.Девис и С.Бэран, А.Кэсти и др. При этом весьма ценными в контексте исследования являются отдельные их заключения. "Массовая культура" — это примитивная компенсация отчуждения (Э.Фромм), утверждение "одномерного человека" (Г.Маркузе), деинди-видуализация личности (Э.Ван ден Хааг). Работы других авторов носят в основном описательный характер, то есть в них детализируются и конкретизируются проявления "массовой культуры" на основе деятельности определенных СМК и полемики вокруг нее.

1 См. Кунтц М., Вебер Д., Даули X. Новые уловки в старом бизнесе // Business week. 1996. №6.

См. Ашин Г.К., Мидлер А.П. В тисках духовного гнета. М., 1986. СИ.

Что же касается разработки вопроса о манипуляционных технологиях, то здесь важны исследования, насыщенные описанием конкретных методик и приемов манипуляции. В этом отношении полезными представляются такие труды, как "Психология пропаганды" Ш.А.Надирашвили, "Социально-политические манипуляции личностью: смысл, приемы, последствия" Ю.А.Ермакова, "Mass media: психологические процессы и эффекты" Г.С.Мельника, "Приключения имиджа" П.С.Гуревича, а также "Пропаганда" М.Чукаса, "Общественное мнение" У.Липпмана, "Имидж" П.Бурстина, "Медиа для миллионов" Р.О'Хара и др. им подобные. Каждая из названных работ содержит в себе некоторые частные моменты общей манипуляционной практики, осуществляемой в рамках деятельности СМК.

В целом же там, где говорится о манипулировании, на первый план выходит изучение либо конкретных манипуляционных методик, либо использование манипулирования в противостоянии различных слоев и классов общества. Мы же рассматриваем манипулирование как форму насильственного воздействия на личность со стороны СМК.

В связи с поиском путей преодоления негативного воздействия на личность со стороны СМК важными представляются работы Т.Г.Нисриддинова "Средства массовой информации в политических технологиях", С.А.Муратова "Нравственные принципы журналистики" и, конечно же, в первую очередь исследования таких ведущих теоретиков в СМК как В.Риверс, У.Шрамм, Ф.С.Сиберт, Э.Деннис и др. Общим в исследованиях данных авторов является указание на возможность существования социально-ответственной, плюралистичной системы СМК. Детальное же исследование функционирования СМК в Германии, проведенное Г.Ф.Вороненковой, содержит в себе некоторые конкретные примеры в осуществлении начального этапа реализации теоретических посылов о социально ответственных СМК.

Итак, анализ литературы показывает, что насильственное воздействие на личность со стороны СМК ранее специально, как самостоятельное явление, не исследовалось (были рассмотрены отдельные его аспекты и

проявления в связи с изучением других тем), не говоря уже о системности такого исследования.

Цель предпринимаемого диссертационного исследования состоит в проведении достаточно всестороннего и глубокого, комплексного анализа явления информационно-насильственного воздействия со стороны СМК на личность. В качестве объекта, на который направлены насильственные воздействия СМК, в исследовании выступает личность, сами же СМК соответственно являются субъектом информационного насилия.

При этом объект исследования — деятельность СМК (основы и содержание этой деятельности), воспринимаемая личностью. Предмет исследования — насильственное воздействие СМК на личность.

В ходе достижения цели исследования необходимо решить некоторые конкретные задачи: во-первых, выяснить объективные основания духовного насилия над личностью в массовом обществе (т.е. найти в структурных элементах личности основания, которые позволяют проводить в отношении ее духовное насилие); во-вторых, установить источники, причины и предпосылки информационного насилия, заложенные в основе деятельности, функциях, структуре и характеристиках субъекта информационного насилия — СМК; в-третьих, дать определение информационного насилия, установив его основные формы; в-четвертых, показать конкретное содержание информационного насилия и выявить непосредственные методы его осуществления; в-пятых, наметить и раскрыть пути противодействия ему.

Новым является аналитическое рассмотрение личности (объекта информационного насилия) с точки зрения содержания в ее базовых структурных элементах оснований для проведения информационного насилия в отношении ее как конкретной формы духовного насилия. Автор видит новизну и в выявлении тех черт субъекта информационного насилия (СМК), которые могут служить предпосылками и причинами для проведения информационно-насильственных воздействий в отношении личности. При этом анализ проводится как в отношении содержательной основы деятельности субъекта (информация, массовая информация), так и в отношении его

структуры и характеристик. К новым результатам можно отнести выявление основных форм и методов информационного насилия, раскрытие на основе этого содержания информационного насилия, а также установление некоторых путей противодействия ему. Новым представляется и введение конкретизированного, четкого определения информационного насилия.

Единая целостная картина насилия, осуществляемого со стороны СМК по отношению к личности, которая с необходимостью будет получена при помощи синтеза новых знаний, выделенных путем вышеупомянутых специфически направленных анализов (составляющие личности, личность — информационное насилие, массовое общество — информационное насилие, "массовая культура" — информационное насилие, манипулирование — информационное насилие, информация — информационное насилие, СМК, их деятельность — информационное насилие) явится по сути новым пониманием проблемы, содержащим в своих комплексности, единстве, цельности, "объемности" также и указания на возможные пути ее решения.

Таким образом, в качестве положений, которые будут выноситься на защиту диссертации, следует вьщелить следующие: во-первых, результаты анализа основных, базовых элементов личности на содержание в них объективных оснований духовного, а в конкретизированном виде, информационно-насильственного воздействия; во-вторых результаты анализа СМК (как субъекта информационно-насильственного воздействия на личность), основ их деятельности, их структуры, функций, характеристик на содержание в них источников, предпосылок, причин для проведения информационно-насильственных воздействий; в-третьих, генезис и характеристика основных форм информационного насилия, позволяющие осуществить введение определения явления информационного насилия; в-четвертых, достаточно полная и всесторонняя характеристика и общая оценка конкретного содержания информационного насилия, а также методов его осуществления; в-пятых, результаты поиска путей противодействия информационному насилию.

В ходе подготовки и проведения исследования необходимо было осуществлять систематическое наблюдение деятельности СМК с целью привне-

сения эмпирического материала и фактологических доказательств, аргументов. Форма, направленность, содержание большого количества теле- и радиопрограмм, печатных изданий были важны для конкретизации и обоснования многих суждений, выводов работы. Не будет преувеличением сказать, что информация, полученная в ходе наблюдения и анализа деятельности СМК — это один из основных источников получения необходимого материала для исследования.

В соответствии с социально-философской направленностью работы основные элементы, понятия, категории социальной философии явились теоретической и методологической основой исследования. При рассмотрении объекта и субъекта исследования, и при выяснении основных форм информационного насилия, и при описании его конкретного содержания, и при поиске путей защиты личности от информационного насилия — используется элементарно-теоретический, а также и структурно-генетический анализ, как формы социально-философского анализа. Использование органически связанного с анализом синтеза позволяет составить целостное видение насильственного воздействия СМК на личность, которое включает в себя и определение информационного насилия, его формирование как понятия.

В качестве основных источников информации используется указанная имеющаяся специальная литература, посвященная вопросу исследования, социально-философская литература более широкого контекста (оценивающая общее состояние личности в современном массовом обществе), газетные и журнальные публикации, а также информация, полученная в ходе наблюдения деятельности электронных СМК (телевидение, радио).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. В параграфе I главы I раскрываются объективные (то есть соответствующие объекту информационного насилия) основания духовного насилия над личностью в массовом обществе, конкретной формой которого является информационно-насильственное воздействие. Кроме этого рассматривается сама "ситуация личности" в массовом обществе. В этом параграфе, таким образом, устанавливаются пути вхождения информа-

ционно-насильственных воздействий в мир личности, а также роль СМК в социальных тенденциях, негативно влияющих на личность. В параграфе II главы I рассматривается явление манипулирования личностью в его связи с такой составляющей массового общества, порождаемого деятельностью СМК, как "массовая культура". В целом глава I служит основой для дальнейшего поиска основных форм информационно-насильственного воздействия на личность, механизмов этого воздействия, раскрытию социального контекста проблемы.

В главе второй рассматривается явление информационного насилия. В параграфе I главы приводится анализ деятельностных основ, структуры и характеристик СМК, их функций, в ходе которого выясняются источники духовного насилия над личностью, осуществляемого СМК. После этого с учетом выявленных в параграфе I главы I объективных оснований духовного насилия над личностью вводится определение информационного насилия, а также на основании полученных в главе I заключений об основных формах духовного насилия над личностью, определяются основные формы информационного насилия. Далее в параграфе II главы II идет описание содержания информационного насилия, а в параграфе III проводится поиск путей противодействия информационному насилию над личностью.

В заключении работы излагаются общие теоретические итоги исследования, даются необходимые практические рекомендации и предложения, отмечается научно-теоретическая и практическая значимость диссертации.

Объективные основания духовного насилия над личностью в массовом обществе

Мы начинаем исследование с рассмотрения объективных оснований духовного насилия над личностью в массовом обществе, так как насильственное воздействие СМК на личность есть конкретизированная форма духовного насилия над личностью в современном обществе, определяющемся во многом такой своей характеристикой, как массовость. Массовое общество — это та среда, в которой осуществляется духовное насилие, имеющее личность своим объектом. Последнее же требует своего осмысления в аспекте раскрытия объективных оснований духовно-насильственных воздействий. Установление конкретных направлений и форм таких воздействий, соответствующих элементам личностного бытия, характеризация положения личности в массовом обществе, позволяет, во-первых, рассмотреть проблему вне отрыва от общего социального контекста, а, во-вторых дадут возможность глубже понять ее корни, и, возможно, найти пути противодействия насилию над личностью, осуществляемому со стороны СМК.

Здесь требуется уточнение используемого понятия "духовное насилие". Категория "духовное насилие", или, как его еще часто называют в социально-философской литературе, "психологическое насилие", как пишет Дж.Лоуренс, "...предназначается для обозначения соответствующего давления или вредного воздействия на чью-либо совесть, психику, убежденность, образ мышления или духовную свободу" . Впрочем, важность этой разновидости насилия была отмечена уже очень давно, равно как и то, что существует опасная тенденция роста различных форм идеологического, морального, психологического давления на человека.

Вот что писал об этом американский философ Г.Ньютон еще в 1968 году: "...Посягательства на социальные права и свободы людей, в котором находят свое выражение различные виды косвенного насилия, представляют такую же опасность, как прямое физическое насилие" . Г.Ньютон говорит о "психологическом насилии", обозначающем косвенные, скрытые формы давления на сознание и психику людей, оказываемого средствами массовой информации и массовой культуры, а также различными формами пропаганды. Уже в те, теперь относительно далекие 60-е, Г.Ньютон считал, что обработка индивидуального сознания и манипулирование общественным мнением достигали таких грандиозных масштабов, такого технически совершенного уровня, такого профессионализма, которые не уступали по уровню гонке вооружений и производству оружия массового уничтожения в военной области.

На нынешнем этапе общественного развития такой взгляд является не менее, а даже более правомочным, так как основная часть духовного воздействия переходит "в ведение" СМК. Среди процессов, объективно служащих почвой для такого рода сдвига, можно выделить следующие: распад многих структур, организационно скреплявших общество, распад семьи как фундаментальной ценности и основы в духовном развитии человека, утрата общезначимых идеалов-ориентиров и связанной с ними системы ценностей, массовость общества, а также неуклонное и интенсивное развитие технической стороны СМК, "приход" их в каждый дом. Кроме того, в деятельности СМК заложены такие особенности, которые, оказывая влияние на отдельного человека, способствуют вытеснению на периферию его духовной жизни тех воздействий и взаимодействий, которые осуществляются в формах более традиционных (культура чтения, культура семейного общения, межличностного общения, традиция обращения к религиозным, общественным авторитетам и т.д.). Все это свидетельствует в пользу того, что основным каналом, по которому осуществляется духовное насилие в современном обществе, являются СМК.

Очевидно, что для понимания духовного насилия над личностью в массовом обществе будет недостаточно выражений "вредное воздействие на совесть, психику, убежденность, духовную свободу", "давление на сознание и психику людей", которые, являясь в общем смысле правильными, все же дают слишком неполное представление о том, как личность воспринимает негативное воздействие, давление на свой внутренний мир и что происходит с ней в результате этого давления. Поскольку личность является объектом того духовного насилия со стороны СМК, которое рассматривается в диссертации, постольку нельзя осмысленно говорить о насилии, если не иметь ясного представления об этом объекте, о личности, на которую направлено воздействие СМК.

Личность — это сложный многогранный объект, который изучается многими науками, дающими личности разные интерпретации. И это неизбежно, поскольку каждая из них делает акцент на разные стороны, аспекты, связи и отношения определяемого объекта. Детальное исследование личности в нашу задачу не входит. Однако в диссертации необходимо выделить то, что составляет сущность и структурные узловые звенья личности, то есть все то, через что непосредственно осуществляется духовное насилие.

"С одной стороны, оно (понятие личности) обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально-значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми .

СМК как субъект информационного насилия: анализ основ деятельности, структуры, функций и основных характеристик

В центре рассматриваемой в работе проблематики находится деятельность СМК, которые, выступая в роли субъекта по отношению к личности-объекту, осуществляют в отношении ее духовно-насильственные воздействия, сводимые нами к более конкретному понятию "информационное насилие". Определить суть этого понятия возможно, раскрыв наряду с содержанием понятия "личность", понятие "СМК", которое, в свою очередь, может быть установлено при рассмотрении деятельности СМК, их структуры, функций, характерных особенностей.

Следует сразу же оговориться, что мы не рассматриваем весь объем деятельности СМК как исключительно негативно воздействующий на личность . Разумеется, СМК выполняют в обществе ряд необходимых функций (информирование, предоставление развлечений, образование и просвещение) , и в целом без их участия современная социальная жизнь невозможна. Более того, развитие общества немыслимо вне развития современных систем СМК. В этой связи негативньм проявлениям в деятельности СМК должно быть уделено как можно более пристальное внимание.

Из самого названия субъекта рассматриваемого в работе явления — СМК — следует, что в основе их деятельности лежит "коммуникация" (от лат. coirmunicare — делаю общим, связываю, общаюсь) . По сути, коммуникация — это акт общения, процесс передачи информации, информационный обмен в обществе. В своем первоначальном понимании информация была исключительно связана с коммуникативной деятельностью. Слово "информация" (informatio) зародилось первоначально в латинском языке и означало "ознакомление, разъяснение" . В отечественной практике слово "информация" появилось в энциклопедическом "Толковом словаре русского языка" (под ред. Д.Н.Ушакова, 1935 г.) и определяется как действие по глаголу "информировать", или как сообщение, осведомление о положении дел или чьей-либо дея-тельности, сведения о чем-либо . В Философском энциклопедическом словаре "информация" трактуется как сведения о чем-либо, сообщение, передаваемое людьми, и как снимаемая неопределенность в результате получения сообщений, и как сообщение, неразрывно связанное с управлением, и как передача, отражение разнообразия в любых объектах или процессах .

Как видно, в понятиях "коммуникация" и "информация" много общего. Понятно также и то, что коммуникация означает процесс информационной связи, обмена, общения, процесс, все пространство которого заполнено информацией и принцип которого эту информацию "делать общей". Часто, по устоявшейся традиции, в литературе употребляют название "СМИ" (средства массовой информации), обозначая при этом явление СМК, что происходит из-за глубокой взаимосвязи понятий "коммуникация" и "информация". Нам же название "СМК" видится более точным, так как оно указывает не только на непосредственную содержательную основу понятия, но и на принцип осуществляемых в его рамках процессов. Так как информация есть содержание и основа коммуникации, то, следовательно, она есть содержание и основа деятельности СМК. РІнтересно, что информация, обладая в целом позитивной природой, уже в самой себе, в своей сущности содержит предпосылки для духовно-насильственных воздействий на личность (о чем речь пойдет несколько ниже), которые в "развернутом виде" представлены в информационном насилии, осуществляемом СМК, и которые уже в таком виде "помножаются" в ходе процесса коммуникации на различные ма-нипуляционные методики и приемы.

Надо отметить, что как обществу в целом, так и отдельному человеку присуща потребность в информации. По словам В.И.Здоровеги, "информация нужна человеку так же, как пища, тепло" . Потребность аудитории в информации Е.П.Прохоров определяет как необходимость "для полного и истинного осознания людьми своего места и роли в социальной жизни, выработке соответствующего отношения к окружающему, к людям и к себе, определения действии..., целей и путей их достижения" . Отсюда успех духовно-насильственных воздействий СМК можно объяснить тем, что они имеют возможность "паразитировать" на естественной потребности личности в информации, на коммуникативности, как принципе участия личности в жизни общества.

Основные направления противодействия общества и личности информационному насилию

Рассматривая положение личности и СМК в современном обществе в связи с проблемой информационного насилия, возможно выделить несколько основных направлений, на которых должны сосредоточиться усилия по защите личности от проявлений информационного насилия, осуществляемого СМК.

Первым таким направлением, по мнению автора, должна стать область права, в той своей части, которая касается прав личности, правовой регламентации деятельности СМК, правового и общественно-правового контроля за этой деятельностью, а так же поиска новых решений в области права, связанных со стремлением обеспечить личности такое взаимодействие с СМК, такое участие в коммуникации, которое бы не наносило личности вред, а принесло бы ей пользу.

Вторым направлением здесь является назревший процесс плюрализации СМК (в особенности электронных СМК), тесно взаимосвязанный с процессом демонополизации, то есть преодоления той асимметричной "вилки", возникшей между концентрацией СМК в руках немногих монополистов и многомиллионной "армией" потребителей продукции СМК, что ведет к негативным для личностного бытия последствиям.

И третьим из означенных направлений будет выработка определенных подходов в рамках образовательной системы, суть которых в разъяснении молодому поколению как самого существования духовно-насильственной компоненты в деятельности СМК, так и социальных, психологических, культурных основ, многообразия проявлений данной компоненты, что само по себе уже послужило бы росту критичности в восприятии продукции СМК молодым поколением, выработке у него навыков отделять в информационном потоке ложное от истинного, "зерна от плевел". В связи с этим можно выделить так же аспект собственно личностного противостояния информационному насилию, связанному со стремлением личности к своему полноценному бытию (сознательному, свободному и индивидуальному) .

В связи с тем направлением защиты личности, которое относится к области права, в первую очередь, необходимо выделить некоторые статьи из Всеобщей Декларации Прав Человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН. В статье 3 Декларации говорится: "Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность".1 В статье 19 указано: "Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их. Это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ". Статья 27 содержит следующее: "Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами".3

Очевидно, что в трех приведенных статьях уже имеется достаточно широкая правовая база для защиты личности от информационного насилия. Действительно, право " на свободу и на личную неприкосновенность" предполагает невозможность и противозаконность любых, в том числе и духовно-насильственных со стороны СМК воздействий на личность, а также любое ущемление свободы и ее выбора. Ориентируясь только на положение статьи 3 Всеобщей Декларации Прав Человека уже можно поставить заслон на пути проведения манипулирования, отчуждения и в этом же контексте омассовления, проводимых по отношению к личности со стороны СМК.

Право "искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами" служит исходным и определяющим в деле преодоления диктата на содержание распространяемой информации со стороны владельцев-монополистов СМК, в деле плюрализации СМК, а также в деле осуществления права личности на полноценную коммуникацию.

На пути засилья "массовой культуры" и осуществляемых в ее рамках массовизации и духовной наркотизации должно встать реализованное в полном объеме право человека "свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством". Вне сомнения, в связи с этим к СМК должны быть предъявлены требования предоставлять на равных основаниях любые достижения искусства и культуры реципиентам, а не только те, которые выгодны СМК по коммерческим, политическим и другим узкомонопольным интересам.

Существует еще ряд немаловажных в контексте рассматриваемой проблемы международных правовых актов. В статье II "Декларации об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания; в развитие прав человека и борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне" сказано: "Доступ общественности к информации должен гарантироваться разнообразием доступных ей источников и средств информации, позволяя, таким образом, каждому убедиться в достоверности фактов и объективно оценить события". Статья IV того же документа говорит: "Средства массовой информации должны играть важную роль в воспитании молодежи в духе мира, справедливости, свободы, взаимного уважения и взаимопонимания".2

Похожие диссертации на Насильственное воздействие на личность со стороны средств массовой коммуникации: социально-философский анализ