Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Неформальная коммуникация : Социально-философский анализ Макарова Инна Викторовна

Неформальная коммуникация : Социально-философский анализ
<
Неформальная коммуникация : Социально-философский анализ Неформальная коммуникация : Социально-философский анализ Неформальная коммуникация : Социально-философский анализ Неформальная коммуникация : Социально-философский анализ Неформальная коммуникация : Социально-философский анализ Неформальная коммуникация : Социально-философский анализ Неформальная коммуникация : Социально-философский анализ Неформальная коммуникация : Социально-философский анализ Неформальная коммуникация : Социально-философский анализ Неформальная коммуникация : Социально-философский анализ Неформальная коммуникация : Социально-философский анализ Неформальная коммуникация : Социально-философский анализ
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Макарова Инна Викторовна. Неформальная коммуникация : Социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Ростов-на-Дону, 2003.- 146 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-9/428-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Неформальная коммуникация: предметная область и основные подходы к социально-философской репрезентации понятия 14

1.1. «Неформальная коммуникация»: феномен и понятие 14

1.2. Разновидности неформальной коммуникации 33

1.3. Структура и субъекты неформальной коммуникации 49

1.4. Неформальная коммуникация в контексте массовой коммуникации 61

Глава И. Неформальная коммуникация в системе социальных взаимоотношений 77

2.1. Социальный порядок и неформальная коммуникация 78

2.2. Конфликтогенные характеристики неформальной коммуникации 90

2.3. Социально-философский анализ неформальных элементов общественного мнения 104

2.4. Глобальная информационная сеть и неформальный информационный обмен 116

Заключение 129

Литература 135

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Современный научно-технический прогресс выявил то, что информация стала непосредственным фактором развития социального устройства мира и производственного процесса. Коммуникация, связанная с информационным обменом, пронизывает все сферы общественных отношений. Сам по себе информационный обмен сегодня является непременным условием социального бытия, предпосылкой социального разделения труда и успешной организации самого процесса производства. Коммуникация и общение являются важнейшими ресурсами социальности. В отличие от большинства ресурсов, которые способны истощаться, коммуникативно-информационный потенциал может использоваться многократно на всех уровнях социальной организации: на индивидуально-личностном, межгрупповом, социумном. При этом он постоянно увеличивается и обогащается. Исследования характерологических особенностей коммуникативного социального потенциала - важная теоретическая и практическая задача.

Человеческое общение и формы коммуникации - чрезвычайно многогранный процесс, реализующийся в разных сферах и на разных уровнях социальных отношений и изучаемый различными науками: психологией и теоретической лингвистикой, общим языкознанием и социальной психологией, социологией и логикой, философией и педагогикой, а также дополняемый изысканиями в таких областях, как риторика, теория и практика аргументации, административный менеджмент, медиаторинг, полемология, социология массовых коммуникаций (mass media), изучение и формирование общественных связей и отношений (Public Relations).

Коммуникация выступает в качестве основной формы социального взаимодействия между людьми. Специфика коммуникации как формы социального взаимодействия состоит в обмене информацией. В этом отношении социальная коммуникация - есть форма социального взаимодействия. Осо-

4 бенность коммуникативной деятельности состоит в ее вездесущности, проникновении во все иные виды деятельности. Играя роль своеобразной социальной инфраструктуры, коммуникация отвечает за нормальное функционирование всей общественной системы.

Динамика и совершенствование всех сфер человеческой деятельности и взаимоотношений предопределяют параметры социальной коммуникации. То, что раньше регламентировалось обычаем, традицией, идеологией, сегодня регулируется здравым смыслом, прагматической логикой, общечеловеческими (общепринятыми) ценностями и ориентацией.

Социальная коммуникация может быть организованной, официальной, структурированной, выражением взаимодействия различных социальных институтов, т.е. формальной. Но вместе с этим она может быть неформальной и неофициальной, что не делает ее менее значимой. Более того, представляется, что роль неформальной коммуникации имеет тенденцию к возрастанию. Однако при этом следует указать на отсутствие удовлетворительной дефиниции неформальной коммуникации, что выступает одной из главных проблем исследования этого социокультурного феномена.

Степень разработанности проблемы. Сегодня обозревая теоретические поиски по проблеме неформальной коммуникации, необходимо упомянуть таких авторов, как Бёртон Дж., Грушин Б.А., Дмитриев А.В., Дридзе Т.М., Курбатов В.И., Латынов В.В., Луман Н., Мусхелишвили Н.Л., Ольшанский Д.В., Панарин А.С, Парыгин Б.Д., Сергеев В.М., Хлопьев А.Т., трейдер Ю.А.

Дмитриев А.В., Латынов В.В., Хлопьев А.Т. выявили отличительные черты формальной коммуникации, Мусхелишвили Н.Л., Сергеев В.М., Шрей-дер Ю.А. установили признаки неформальной обстановки в виде наличия продуктивного интерактивного климата. Аналогичный подход содержится в концепции контролируемой коммуникации Бёртона Дж. В семантической концепции общества Лумана Н. разработаны вопросы роли коммуникации в описании современных сложных обществ.

В советской социальной философии являются важными работы Бахтина М.М., Лотмана Ю.М., Мамардашвили М.К. Большой интерес представляет стремление осуществить синтез подхода Бахтина (идея диалога как постоянного общения в культуре и идея скрытого адресата или оппонента в тексте, без которого смысл текста неясен), Мамардашвили М.К. (концепция сообщенное знания, идея пространства преобразования, представление о собранном субъекте и содержательный характер коммуникации) и Щедровицко-го Г.М. (идея о коммуникативном характере смысла и содержания) с подходом западной теории коммуникации, в частности Хабермаса Ю.

Коммуникативный процесс как процесс трансформации коммуникативного пространства в коммуникационную среду рассматривается в работах работы Дридзе Т.М., Земляновой Л.М., Конецкой В.П., Курбатова В.И., Соколова А.В., Цаголовой Р.С.

Неформальные элементы общественного мнения рассматриваются в работах таких исследователей, как Андрианов В.И., Ахиезер А.С, Барден-штейн Л.А., Дмитриев А.В., Дубин Б.В., Егоров А.В., Латынов В.В., Левашов В.К., Лосенков А., Макаров А., Назаретян А.П., Николаев В.Г., Пиков Н., По-кида Н.И., Попкова О.В., Почепцов В.В., Пригожий А.И., Рощин С.К., Толстых А.В., Хлопьев А.Т., Шерковин Ю.А.

Среди авторитетных зарубежных авторов, исследования которых заложили принципы социально-философского и теоретико-социологического исследования феномена неформальной коммуникации необходимо выделить прежде всего Зиммеля Г., Смелзера Н., Шибутани Т., Шюца А., Энтони С, Юнга К. Исследование различных аспектов неформальной коммуникации в системе массового сознания и общественного мнения связано с работами Бордиа П., Веста Дж., Вильямса В., Гиста Н., Глакмена М., ДиФонзо Н., Капферера Дж., Клакхона К., Колсона Э., Митчелла Дж., Олпорта Г., Петер-сона В., Постмэна Л., Радина П., Росноу Р., Стейки М., Фирфа Р., Франкен-берга Р., Харрингтона С, Херсковица М.

Изучение разновидностей неформальной коммуникации осуществляется в работах многих авторов. Так называемые фальсифицирующие элементы неформальной коммуникации исследуются в работах Грачева Г.В., Дмитриева А.В., Доценко Е.Л., Ибрагимова A.M., Кара-Мурзы СВ., Латынова В.В., Лепского В.Е., Лукашева А.В., Мельника И.К., Мухина А.А., Петрова В., Позднякова А., Пониделко А.В., Почепцова Г.Г., Пугачева В.П., Рабиновича И., Экмана П.

Элементы неформальной коммуникации, которые можно объединить под общим названием фольклорно-ментальных разновидностей, рассматриваются такими исследователями, как Гараджа В.И., Дубин Б.В., Заводкж В.Г., Зобов Р.А., Ивушкина Е.Б., Кассирер Э., Келасьев В.Н., Ковалева Т.И., Кравченко И.И., Лотман Ю.М., Ольховикова СВ., Ольшанский В.В., Осипов Г.В., Парфенов А.И., Пивоев В.М., Почепцов Г.Г., Рожков И.Я., Самсонидзе Н., Соболева Н.И., Степнова Л.А., Хевеши М.А., Чернышев А., Чудинова И.М., Шнирельман В.

Среди множества разновидностей неформального коммуникативного взаимодействия существуют такие, которые могут быть определены как публичные элементы неформальной коммуникации. Они находятся в центре исследований Бёртона Дж., Дмитриева А.В., Кременюка В., Курбатова В.И., Латынова В.В., Лебедевой М.М., Мусхелишвили Н.Л., Ольшанского Д.В., Орловой М.Ю., Почепцова Г.Г., Сергеева В.М., Сиверцева М.А., Цыганкова П.А., Шрейдера Ю.А., Ячина СЕ.

Сатирическим элементам неформальной коммуникации посвящены работы Барского Л.А., Бергсона А., Бутенко И.А., Дмитриева А.В., Каспэ И., Курганова Е., Левинсона А., Лука А.Н., Мошкина СВ., Муньиза Л., Почепцова Г.Г., Разуваева В.В., Руденко В.Н., Сторы-Шандор Ю., Чижова Ю.В., графическим элементам - Бочаровой О., Руденко В.Н., Седнева В., Скорохо-довой А.С, Щукина Я.

Представляют интерес исследования неформальной коммуникации в Интернете следующих авторов: Александровой А.И., Бондаренко СВ., Вер-

7 шинина М.С., Водолагина А.А., Дерамэ П., Дмитриева А.В., Зубрилина А.А., Кордобовского О., Костюка В.Н., Латынова В.В., Петровой Н., Политыко С, Савченко Л.А., Чугунова А.В.

Таким образом определена предметная область исследования неформальной коммуникации, исследованы некоторые элементы неформальной коммуникации, установлена связь элементов неформальной коммуникации с такими понятиями, как общественное мнение, групповое настроение, социальное ожидание и социальное разочарование. Вместе с тем в современной литературе отсутствует систематическое представление о всём спектре неформальной коммуникации, о роли неформальной коммуникации в системе массовой коммуникации, о функциональных характеристиках неформальной коммуникации, в том числе о роли неформальной коммуникации в стабилизации и дестабилизации общественных отношений. Именно эти проблемы определяют цели и задачи настоящего диссертационного исследования.

Цели и задачи диссертационной работы. Основной целью исследования является концептуализация сложившихся подходов в выявлении особенностей неформальной коммуникации и ее разновидностей.

Реализация поставленной цели осуществляется путем поэтапного решения следующих исследовательских задач: - сформулировать характерологические особенности неформальной коммуникации; определить основания типологизации неформальной коммуникации по ее разновидностям; показать, что социальные слухи и сплетни являются взаимно дополнительными элементами неформальной коммуникации, присутствующими в большинстве ее видов; рассмотреть неформальную коммуникацию в структуре массовой коммуникации; выявить функции неформальной коммуникации в социокультурном дискурсе; - осуществить социально-философский анализ роли неформальной коммуникации в социальных конфликтах; - обосновать приобретение неформальной коммуникацией глобального характера в связи с ее репрезентацией через сеть Интернет.

Объектом исследования в данной диссертации является аналитическая социально-философская репрезентация реально существующих разновидностей неформальной коммуникации.

Предметом исследования является социально-философская концептуализация социальных ресурсов неформальной коммуникации таких, как информационный обмен, социальная интеграция и дезинтеграция, социальная стабилизация и дестабилизация.

Методологическая основа диссертационного исследования. Данная диссертационная работа основывается на социально-философских понятийных конструктах и методологических принципах таких, как принципы объективности, предметности, конкретности, фактуальности. В целях выявления характерологических особенностей неформальной коммуникации использованы такие инструментальные методы, как описание, реконструкция, аналогия, сравнение, сопоставление.

При анализе информационной составляющей коммуникативного процесса были использованы методы социальной философии, теоретической психологии, социальной психологии, такие как методы компаративизма, символического интеракционизма.

Рассмотрение социальных ресурсов неформальной коммуникации связано с использованием методов информационного анализа, социального менеджмента, техники и методики делового общения, социальной риторики, прикладных методов социального имиджмейкерства, методов этнографии языка, этнометодологии.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что автор показывает характерологические особенности неформальной коммуникации, выявляет ее разновидности и обосновывает социальные ресурсы не-

9 формальной коммуникации. В диссертационной работе получен новых ряд результатов, которые можно свести к следующему: выявлено, что неформальная коммуникация является социальной коммуникацией, которая проявляется на уровне социальной психологии, обыденного и массового сознания и социального бессознательного, характеризуется преимущественно межличностным характером, доверительностью, нерациональностью (использованием доксатических доводов), идеологично-стью (обращением к авторитету), несистематизированностью (отсутствием теории), стихийностью; установлено, что неформальная коммуникация, как форма социального информационного обмена, представляет собой множество разноуровневых каналов общественного мнения для выражения соответствующего социального настроения и социального ожидания, классификация которых возможна на основании информационной составляющей, кратического характера, альтернативной, дополнительной, переинтпретативнои и замещающих функциональных характеристик; обосновано положение о том, что социальные слухи и сплетни -взаимно дополнительно-альтернативные элементы неформальной коммуникации. Первые являются внеличностными элементами неформальной коммуникации, изменяя, дополняя или замещая в информационном пространстве элементы социально-значимой информации, тогда как сплетни -личностный элемент; они выступают в виде «внутренних» новостей; показано, что все разновидности неформальной коммуникации являются средствами социального контроля, элементами дополнительной или замещающей социализации, формой обмена социальной информацией, способом формирования социальных ресурсов социокультурного дискурса, механизмами стимулирования и разрешения социальных конфликтов, поддержания и разрушения социального мира и социального порядка; доказано, что неформальная коммуникация выступает необходимым внеличностным (социальные слухи) и личностным (социальные сплетни)

10 компонентом социальных конфликтов в их возникновении, развитии и разрешении; - осуществлен социально-философский анализ, позволяющий утверждать, что Интернет, выполняя функции виртуального общения и являясь социальным каналом получения и передачи любой социальной и личной информации, выступает специфическим интерактивным средством массовой неформальной коммуникации.

Положения, выносимые на защиту:

Неформальная коммуникация - это движение социальной информации в социальном пространстве (коммуникативная деятельность) и времени (социальная память), происходящее в неформальной обстановке, характеризующейся прежде всего снижением уровня социального контроля и/или переносом функции ценностно-нормативного и смыслового порождения с макро- на микросоциальный уровень. Неформальная коммуникация является структурным компонентом социальной коммуникации и имеет следующие отличия от формальной коммуникации: а) неофициальный характер источника информации; б) трудности в установлении степени ее достоверности; в) специфика субъектной и объектной структуры; г) нередкое расхождение в содержательном плане; д) существование эксклюзивных функций («освободительная», «энергетическая», креативная и др.); е) условия формирования (неформальный характер обстановки протекания - слабое влияние со стороны формальных социальных структур, высокая доля межличностного взаимодействия, доверительность, важность суждения об информации, а не ее содержания и т.д.).

Неформальная коммуникация классифицируется по следующим основаниям: а) неформальные элементы общественного мнения (слухи, сплетни, толки, пересуды, байки, молва); б) фальсифицирующие элементы информационного пространства (дезинформация, ложь, обман, доносы, наговоры, клевета, наветы, поклеп, наушничанье); в) интерпретативные элементы неформальной коммуникации (домыслы, догадки); г) фольклорно-ментальные элементы неформальной коммуникации (мифы, легенды, поверья); публичные элементы (публичные дискуссии, переговоры, скандалы); д) сатирические элементы общественного мнения (сатира, ирония, афоризмы, анекдоты, частушки, «веселая брань», насмешки, шутки); е) графические формы выра-общественного мнения (граффити, шаржи, карикатуры).

Социальные слухи и сплетни, как взаимно дополнительные элементы неформальной коммуникации, различаются: а) по их фактическому содержанию (социальные, политические, экономические, производственные, социокультурные, криминальные, военные, экологические и т.п.); б) по темпоральным координатам (ретроспективные, реальные и перспективные); в) по происхождению (спонтанные, преднамеренные и спровоцированные); г) по отношению к реальности (рациональные и иррациональные); д) по эмоциональному воздействию («мечтающие», «пугающие» и «разделяющие»); е) по актуальности предмета слуха (первичной и вторичной значимости); ж) по процессуальности («ползающий», «стремительный» и «ныряющий»); з) по индексу сенсационности (скандальные, ажиотажные).

Основными социальными функциями неформальной коммуникации выступают: информативная, диагностическая, интегративная и дезинтегра-тивная, манипулятивная, компенсаторная, социального контроля, идентифицирующая, стратифицирующая, группообразующая, «освободительная», «энергетическая», переинтепретативная, функция самоописания общества и креативная функции. Неформальная коммуникация, являясь амбивалентной, формируя социальный мир в направлениях социального конструирования и деструктурирования, является важнейшим компонентом механизма ненасильственного сохранения социального порядка, играя в этом преимущественно стабилизирующую роль.

Неформальная коммуникация в стимулировании и разрешении социальных конфликтов выполняет функции коммуникативного конфликтогена, формирования информационного и эмоционального поля конфликтного взаимодействия, оценочно-аксиологических параметров, критериев эффек-

12 тивности разрешения конфликтной ситуации и предпосылки для интерактивного конструктивного климата для проведения переговоров между конфликтующими сторонами. В не личностные параметры неформальной коммуникации используются для усиления объективной социальной значимости кон-фликтогенной информации, а личностные параметры - для выявления субъективной личностной компоненты.

6. Интернет, как интерактивное средство неформальной коммуникации, с одной стороны, оказывает конструктивно-стабилизирующее влияние на социально-экономические и политические сферы общества, а, с другой стороны, способствует разрушению общественных структур, и как следствие - возможной дестабилизации общества. Виртуальный характер неформальной коммуникации в Интернете (анонимность, почти полное отсутствие социального контроля, ослабление влияния социальных норм и т.д.) имеет тенденцию к усилению виртуализации содержания коммуникативной информации, одновременно делая ее глобальной, в чем осуществляется компенсация процесса атомизации современного урбанизированного общества.

Научно-практическая значимость работы. Диссертация в целом содержит общие характеристики неформальной коммуникации в виде выявления характерологических особенностей ее разновидностей, таких как преимущественно межличностный характер, доверительность, «метафизичность», большая важность суждения об информации, чем ее содержание. Выводы, сделанные в диссертационном исследовании, позволили сформулировать и обосновать роль социальных ресурсов неформальной коммуникации. Полученные результаты имеют теоретическое значение, поскольку они уточняют понятия форм информационного обмена, информационного взаимодействия как разновидностей социального взаимодействия, связанных с социальной интеграцией и дезинтеграцией, стабилизацией и дестабилизацией социальных отношений и социального порядка в целом.

Практическое значение полученных результатов заключается в том, что они могут быть использованы для анализа состояний массового сознания,

13 электоральных ситуаций, прогнозов и оценок состояний общественного мнения, позволяют избегать конфликтных ситуаций, правильно организовывать направленность и содержание информационных потоков.

Полученные результаты могут использоваться для обеспечения учебных курсов «Техника и методика делового общения», «Теория коммуникации», «Социальная риторика», «Манипуляция массовым сознанием» для подготовки социальных философов, социологов, политологов, социальных работников, конфликтологов.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в 6 научных публикациях общим объемом 2,7 п.л., включая тезисы доклада на III Российском Философском конгрессе. По проблематике работы автор выступал на методологических семинарах докторантов, аспирантов и соискателей факультета социологии и политологии РГУ (май 1999 - ноябрь 2002), аспирантов и докторантов ИППК при РГУ (сентябрь 2000 - октябрь 2002), двух всероссийских научных конференциях «Социальный порядок и толерантность» (г. Краснодар, апрель 2001, май 2002 гг.).

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения, списка литературы из 167 источников, в том числе 2 - на иностранных языках. Общий объем диссертации - 146 машинописных страниц.

«Неформальная коммуникация»: феномен и понятие

Раскрытие понятия «коммуникация» подразумевает, во-первых, соотнесение ее с каким-то другим более широким по объему понятием; во 15 вторых, установление всех аспектов, связей и опосредовании рассматриваемого понятия с другими понятиями; в-третьих, выяснение его структуры.

Рассматриваемый термин происходит от латинского слова «communicaio», означающего связь, сообщение. Поэтому в широком смысле коммуникация имеет два значения: 1) установление связи одного места с другим; 2) передача информации от человека к человеку, обычно осуществляемая вербальным способом, общение. Такое понимание коммуникации позволяет считать ее одним из видов всеобщей связи.

Любая коммуникация включает три структурных элемента: коммуниканта (передающего субъекта), сообщение (имеющее материальную, идеальную или смешанную форму) и реципиента (принимающего субъекта). Это позволяет отметить особенности коммуникации как процесса: обязательность минимум двух субъектов, вступающих в связь, передаваемый объект и целесообразность. Таким образом, можно считать, что коммуникация выступает опосредованным и целесообразным взаимодействием (как минимум) двух субъектов1.

В зависимости от пространственно-временной среды выделяют следующие типы коммуникации: материальную (транспортная, энергетическая, миграция населения и др.); генетическую (биологическая, видовая); психическую (внутриличностная, автокоммуникация); социальную (общественная) , а также сакральную (связь с существами сверхъестественного мира). Данная типологизация помогает нам завершить второй этап определения границ рассматриваемого нами объекта - неформальной коммуникации, которая является структурным компонентом социальной коммуникации, называемой в дальнейшем преимущественно просто коммуникацией.

Перейдем к непосредственному рассмотрению социальной коммуникации, опираясь на установленные выше связи понятия «коммуникация» с понятиями: «взаимодействие», «общение», «информация» и др.

Коммуникация выступает в качестве основной формы социального взаимодействия между людьми. Специфика коммуникации как формы социального взаимодействия состоит не в возможности передачи информации, а в обмене ею. Важно отметить, что социальное взаимодействие в принципе невозможно без непрерывного обмена социальной информацией, под которой будем понимать ту информацию, которая циркулирует в обществе и активно участвует в формировании общественного сознания. Последнее позволяет констатировать наличие общественной потребности в социальной коммуникации, которая должна обеспечиваться в процессе коммуникативной деятельности. Особенность коммуникативной деятельности состоит в ее вездесущности, проникновении во все иные виды деятельности. Играя роль своеобразной социальной инфраструктуры, коммуникация отвечает за нормальное функционирование всей общественной системы.

Последний тезис получает более сильное звучание в теории социальных систем немецкого социолога Н. Лумана. В ней общество выступает в качестве системы смысловой коммуникации, в которой условием воспроизводства коммуникации является сама коммуникация. Условием же отдельного события коммуникации считается синтез таких аспектов, как информация, сообщение и понимание, т.е. информация является лишь аспектом коммуникации, завершение процесса которой наступает только вместе с пониманием. «В отличие от простых восприятий поведения, в основу понимания должно быть положено, - подчеркивает Н. Луман, - различение акта сообщения и самой информации» . Другими словами, понимание есть конечный итог коммуникации, выражающийся в адекватном знании - устойчивой и воспроизводимой согласованности «познающего и познаваемого как в разовых коммуникативных операциях, так и в синергийных, кооперативных коммуникативных воздействиях»5. Одной из капитальных мыслей Лумана выступает мысль о сложности современных обществ и огромной потребности в родское управление. 2000. № 7. С. 30. самоописании, только и дающего шанс для решения их многочисленных проблем. Здесь мы уже более отчетливо видим связь коммуникации с общественным сознанием: коммуникация - неотъемлемый компонент процесса описания (и понимания) обществом самого себя.

Рассмотрим проблему разделения коммуникации и общения. Отметим, что достаточно часто эти термины считаются синонимичными, основываясь при этом на расширенном понимании общения как любого обмена информацией. Е.Д. Жарков предлагает различать сферы действия этих феноменов, считая, что коммуникация относится к сфере передачи и приема информации, а общение - к процессам самоорганизации. Исходя из такой позиции, «всякая коммуникация - общение, но не каждое общение - коммуникация, то есть возможно существование ряда ситуаций, когда общение индивидов протекает без коммуникативных связей. Тогда процесс представляет собой просто психическую деятельность, направленную на самое себя»6, т.е. принадлежит к психическому, а не интересующему нас социальному типу коммуникации.

Ряд авторов (М.С. Каган, В.И. Курбатов и др.) рассматривают общение как межсубъектное взаимодействие и взаимоотношение, в процессе которого имеет место взаимообмен деятельностью и информацией. Однако, как указывает Каган, коммуникация может носить однонаправленный характер, увеличивая количество информации лишь у ее получателя. Это позволяет говорить о качественно различном объеме понятий «коммуникация» и «общение», которое лишь одной - информационной - стороной входит в структуру социальной коммуникации. Несмотря на то, что коммуникация возникает из общения, она, по мнению Б.А. Родионова, «не является всеобщей и всесторонней связью, как общение. Она уже и шире общения, которое может и не носить коммуникативного характера. С другой стороны, коммуникация (даже на глобальном уровне) может не носить характера общения, а представ 6 Цит. по: Родионов Б.А. Коммуникация как социальное явление. Ростов н/Д, 1984. С. 45. лять собой лишь форму социального управления, социальной передачи информации»7.

Таким образом, исторически и логически общение предшествует коммуникации, что означает важность рассмотрения связи феномена социальной коммуникации с общением. Достаточно тесная связь коммуникации и общения прослеживается в современной философской и социологической литературе. Так, В.И. Курбатов определяет коммуникацию как акт общения, обладающий социальной природой и социальным статусом8. (Важность процесса коммуникации для общества обусловило его социальное регулирование). В.П. Конецкая понимает под коммуникацией «социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.)» .

Г.М. Андреева предлагает различать три стороны общения: коммуникативную (обмен информацией между индивидами), интерактивную (организация взаимодействия между индивидами, включающего обмен не только знаниями, идеями, но и действиями) и перцептивную (процесс взаимного восприятия и познания коммуникантами, направленный на установление взаимопонимания). При этом известный социальный психолог подчеркивает, что «в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа.. .»10.

Структура и субъекты неформальной коммуникации

Целью данного параграфа является рассмотрение субъектной структуры и ее специфики на разных уровнях общественного сознания и в разных видах неформальной коммуникации, учитывая то, что исходным и конечным пунктом коммуникативного процесса выступают социальные субъекты разных уровней и видов.

Базовыми составляющими неформальной коммуникации выступают: а) субъекты неформальной коммуникации, которые удовлетворяют какие-то социальные потребности, действуют под влиянием определенных мотивов и преследуют при этом некие цели; б) коммуникативные системы, обеспечивающие различные виды неформальной коммуникации; в) каналы, уровни и средства неформальной коммуникации, отвечающие за передачу, восприятие и оценку социальной информации.

В структуре коммуникации обычно выделяют следующие социальные элементы: коммуниканты - носители и посредники - реципиенты (адресаты). В случае интерактивного и диалогового общения коммуниканты и адресаты могут в неопределенной очередности меняться ролями. Среди них исследователи называют прежде всего личности, группы (от малой до большой) и организации. Что касается носителей и посредников, то к ним в принципе может относиться все население, а также опросы общественного мнения и СМИ. Важность этого элемента коммуникации состоит в том, что благодаря ему социальная информация ретранслируется, подвергаясь при этом определенным изменениям, в том числе качественным, по основаниям, носящим психологический, социально-психологический, социальный, политический и иной характер. Другими словами, конкретная социальная информация может быть усечена (цензурирована), определенным образом проинтерпретирована, подана в нужном (для посредника) контексте и т.п.

Анализ любой социальной коммуникации невозможен без учета характеристики взаимодействующих субъектов. Однако предметом исследования данного этапа исследования являются субъекты неформальной коммуникации. Естественно возникает вопрос о наличии (отсутствии) специфики последних от субъектов формальной коммуникации, и если таковая имеет место, в чем она состоит в структурном и содержательном плане. Заметим, если исходить из рабочих определений рассматриваемых форм коммуникации, являющихся крайне бедными и абстрактными (что объясняется слабой изученностью этого вопроса), то коммуникантами неформальной коммуникации выступают социальные субъекты, не испытывающие заметного влияния формальной организации. Можно предположить, что в этом случае социаль 51 ное взаимодействие носит многоплановый характер, т.е. в нем участвуют различные пласты сознания коммуницирующих субъектов. Но это означает, что данный процесс лучше всего описывается теорией массового сознания как специфического типа общественного сознания. Кроме того, названная теория интересует нас и потому, что с ее помощью мы надеемся разобраться в роли неформальной коммуникации в массовой коммуникации, т.е. в воспроизводстве социума.

Таким образом, логика данного этапа исследования диктует начать с анализа социокультурных характеристик субъектов массовой коммуникации, а затем перейти к рассмотрению субъектов других уровней неформальной коммуникации.

Процессы массовизации в современных обществах не могли не оказать определенного влияния на коммуникацию, результатом которого выступает, по мнению Б.А. Грушина, «принципиальное усиление всевозможных социальных коммуникаций между различными слоями и группами населения»56. Принципиальная возможность массовой коммуникации возникает благодаря появлению нового типа общественного сознания - массового сознания, отличающегося как от общественного, так и группового сознания. Носителями массового сознания являются представители новых типов общностей - массовых общностей. В то же время следует отметить, что ряду массовых общностей соответствуют определенные типы и виды массового сознания, которые могут быть предрасположены к различным формам социального взаимодействия - к диалогу или к конфликту. Так, между постоянными читателями патриотических и демократических газет может быть затруднен социальный диалог вследствие влияния жестких установок и взаимных стереотипов; аналогичная ситуация может иметь место при попытках налаживания общения между враждующими фанатами некоторых футбольных клубов, например московских «Спартака» и ЦСКА. Но это означает, что взаимодействие носи телей массового («эксгруппового») сознания имеет и много общего с взаимодействием представителей группового сознания.

В отличие от группового сознания, массовое отличается широтой диапазона интересующей его информации (от политики до повседневных бытовых новостей), ограниченной лишь объемом и глубиной свободно циркулирующей в обществе социальной информации. Специфика этого типа общественного сознания вытекает прежде всего из особенностей массовых общностей, среди которых выделяются:

1) статистический характер этого типа общностей (неструктурированная, аморфная целостность);

2) стохастическая (вероятностная) природа общностей (крайняя подвижность и «размытость» границ, неопределенный количественный и качественный состав);

3) ситуативный характер существования (жесткая привязка к объединяющей деятельности);

4) выраженная гетерогенность состава (объединение представлений любых социальных, демографических, политических, региональ-ных, образовательных и т.п. групп) .

Социальный порядок и неформальная коммуникация

В данном параграфе будет рассмотрена роль неформальной коммуникации в вопросах генезиса, поддержания и трансформации социального порядка, что представляет актуальный интерес для таких транзитивных обществ как Россия. В контексте становления нового порядка иное звучание получает тезис Н. Лумана о креативной функции коммуникации, имея в виду ту коммуникацию, которая ведет к бифуркации восприятия социальной реальности. Учитывая часто встречающуюся размытость границ между формальной и неформальной коммуникацией, необходимо установить, какое влияние и каким образом оказывает последняя на сохранение старого и генезис нового социального порядка. При этом следует обратить внимание на существование двух точек зрения по вопросу природы любого социального порядка. Согласно первой, порядок имеет спонтанную природу. Такой позиции придерживается, в частности, известный американский социолог Р. Парк, по мнению которого «большинство наших социальных институтов были, вполне определенно, не спланированы, но созданы непрерывными сериями реформ и преобразований»82. Сторонники другой точки зрения утверждают, что современное общество (и его развитие) является отнюдь не результатом естественно-исторического процесса (в марксистском или немарксистском понимании), а имеет социально-историческую природу. При этом одни исследователи (в частности К. Поланьи) называют временем перехода к социально-историческому характеру период промышленной революции в Англии, остальные, составляющие большинство - середину XX в. Данный подход развивается в рамках - деятельностной - социальной метапарадигмы. Это означает, что порядок устанавливается благодаря сознательной деятельности ресурсоемких социальных субъектов, прежде всего элиты. Если несколько упростить ситуацию, в этом случае неформальная коммуникация практически не принимает участия в формировании нового порядка, ограничиваясь помощью в разрушении старого и адаптацией к создающемуся (например, социальные мифы, создаваемые неформальными структурами и субъектами, независимыми от структур формальных). Другими словами, неформальная коммуникация используется скорее в разрушительном, чем в созидательном плане. Так ли это на самом деле, сказать трудно. Скорее всего в немалой части случаев имеет место сложное переплетение влияния как одной, так и другой формы коммуникации.

Существует ряд определений социального порядка. С.С. Фролов понимает под ним систему, которая включает в себя индивидов, взаимосвязи между ними, привычки, обычаи, действующие незаметно и помогающие выполнению работы, необходимой для нормального функционирования этой системы "\ Ю.Г. Волков и И.В. Мостовая пишут о социальных порядках, видя в них прежде всего разметку социального пространства, барьеры и каналы социальных перемещений, правила соблюдения и нарушения социальной диспозиции, которые, по их мнению, устанавливаются и поддерживаются самими людьми . В случае переходного состояния общества происходит смена маркировки социального пространства, возникают неразмеченные «участки», что ведет к повышению роли неформальной коммуникации, которая, с одной стороны, помогает в ситуации отмены прежних правил перемещаться в социуме, а, с другой стороны, в определенной степени способствует выработке новых.

Американский социолог Ч. Миллс выделяет следующие институциональные порядки: политический, экономический, военный, религиозный, родственный85. Э. Зарубавела добавляет к ним ментальный, считая, что именно он всегда лежит в основе социального порядка . В литературе называют также правовой и другие порядки.

В теории социальных систем Т. Парсонса различаются два аспекта проблемы социального порядка: порядок в символических системах, определяющий возможность социальной коммуникации, и порядок во взаимном отношении мотивационной ориентации и нормативной стороны ожиданий. При этом отмечается ключевая роль двух фундаментальных процессов в поддержании социального порядка - социализации и социального контроля. Французский социолог Ж. Падьоло предлагает выделять следующие фундаментальные процессы социального порядка: обмен, власть, консенсус, конфликт. Данный автор указывает на недостаточное внимание исследователей к изучению роли феноменов обмена в установлении, сохранении и развитии социального порядка. Кроме того, он предлагает иное - несубстанциональное -понимание консенсуса: о его наступлении свидетельствует согласование взаимных восприятий акторов по отношению к конкретному проекту, являющихся спонтанными или выработанными в процессе получения определенного социального опыта. Относительно конфликтов Падьоло отмечает, что в их ходе участники подвергают пересмотру и переоценке ресурсы свои и оппонентов, а также испытывают на себе самореализацию собственных представ от лений о конфликте .

Отсюда вытекает необходимость рассмотрения коммуникативных аспектов этих процессов:

- неформальная коммуникация в структуре социализации;

- неформальная коммуникация как одно из средств социального контроля;

- обмен социальной информацией как ресурсом или обмен последней на другие социальные ресурсы; - власть как контроль над информационным пространством и владение ключевой социальной информацией;

- консенсус как следствие эффективной социальной коммуникации;

- неформальная коммуникация в структуре социального конфликта (последний пункт будет специально рассмотрен в следующем параграфе).

Кроме того, необходимо рассмотреть роль неформальной коммуникации в генезисе, поддержании и разрушении социального порядка, а также таких институциональных порядков, как ментальный, политический, экономический.

Социально-философский анализ неформальных элементов общественного мнения

Целью данного параграфа является выявление основных функций классических видов неформальной коммуникации - слухов и сплетен. Для ее достижения необходимо рассмотреть: 1) социальные условия возникновения; 2) классификацию; 3) субъектную структуру и 4) функции слухов и сплетен.

В отличие от других видов, авторами, носителями и адресатами последних могут выступать все члены общества, что делает их самыми демократичными видами социальной коммуникации. Данная особенность слухов и сплетен позволяет наилучшим образом увидеть социальные возможности неформальной коммуникации. Этим можно объяснить тот факт, что именно слухи и сплетни обычно принимаются в качестве классических представителей неформальной коммуникации. (Укажем, что в данном параграфе слухи будут рассматриваться в широком понимании, которое включает в них наговоры, пересуды, доносы, поклеп и т.п. феномены).

Различение слухов и сплетен было дано выше, а именно: слухи имеют внеличностный характер и являются в основном новостями из большого мира, поступающими из внешней среды, тогда как сплетни личностны, выступают внутренними новостями. Сплетни намного чаще, чем слухи инициируют консенсус. С одной стороны, методологически корректно рассматривать их вместе, с другой - следует помнить о существующих между ними различиях, в том числе и функциональных, что обусловлено существованием сплетен лишь на микросоциальном уровне. Этот нюанс обычно выпадает из сферы внимания исследователей, что связано в том числе и недостаточной изученностью сплетен, исследование которых требует специальной методики исследования и отличается большей трудоемкостью.

Общим условием востребованности неформальной коммуникации, особенно слухов, является кризисное состояние общества, характеризующееся неэффективностью или отсутствием формальной коммуникации. В таких ситуациях происходит не просто вытеснение последней, а использование неформальных каналов информации в качестве единственно возможных. В результате «слухи служат для людей существенным ориентиром в стремительно меняющихся обстоятельствах, оказывая прямое воздействие на их поведение и деятельность, толкая на различные стихийные действия (бегство, погромы, убийства, скупка товаров и т.п.). С другой стороны, слухи оказываются своего рода иллюзорной компенсацией за реальные лишения в экстре 106 мальной ситуации перманентного стресса...»114. Другими словами, информационная недостаточность (отсутствие официальной информации, ее неполнота, неоперативность, противоречивость) усиливает потребность в слухах, которые помимо инструментальной функции выполняют и компенсаторную функцию.

В относительно стабильных социальных условиях важным условием возникновения слухов является дефицит достоверной и релевантной информации, трудно преодолимый в современном обществе. Влияние информатизации общества оказывает противоречивое влияние на распространение слухов, так как, с одной стороны, позволяет во многих случаях оперативно получить необходимую информацию, с другой стороны, изобилие ненужной информации (информационные шумы) и дезинформация приводят к необходимости проверки ее достоверности.

Кроме того, следует учитывать фактор степени доверия населения к информации, транслируемой СМИ. Так, в современной России, с одной стороны, общественное доверие к СМИ выше, чем к другим общественным и политическим институтам, а, с другой стороны, отношение к СМИ достаточно критическое. По данным мониторинга ВЦИОМ за 1998-1999 гг., полное доверие к СМИ оказывала примерно четверть респондентов, а около половины считали, что «печать, радио, телевидение не вполне заслуживают доверия», остальные (15-20 %) заявили о полном недоверии «четвертой власти». Аналогичные результаты были получены службой РОМИР: определенное недоверие к СМИ испытывают около 52 % опрошенных россиян, полное недоверие - 16 % \

Особенностью распространения слуха является неизбежная трансформация его структуры, в ходе которой он подвергается сглаживанию, нередко приводящему к искажению его первоначального содержания, заострению, также способному изменить его структуру, уподоблению, адаптирующему фабулу слуха к культурным, этническим, психологическим особенностям реципиента, когнитивной реорганизации, придающей иной смысл событиям, описываемым первоначальным слухом.

Похожие диссертации на Неформальная коммуникация : Социально-философский анализ