Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Патриотизм как ценность российского общества (Социально-философский анализ) Погорелый Александр Павлович

Патриотизм как ценность российского общества (Социально-философский анализ)
<
Патриотизм как ценность российского общества (Социально-философский анализ) Патриотизм как ценность российского общества (Социально-философский анализ) Патриотизм как ценность российского общества (Социально-философский анализ) Патриотизм как ценность российского общества (Социально-философский анализ) Патриотизм как ценность российского общества (Социально-философский анализ) Патриотизм как ценность российского общества (Социально-философский анализ) Патриотизм как ценность российского общества (Социально-философский анализ) Патриотизм как ценность российского общества (Социально-философский анализ) Патриотизм как ценность российского общества (Социально-философский анализ)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Погорелый Александр Павлович. Патриотизм как ценность российского общества (Социально-философский анализ) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Москва, 2004 157 c. РГБ ОД, 61:04-9/661

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Патриотизм как предмет философского анализа 13

Раздел II. Сущность и содержание российского патриотизма 51

Раздел III. Патриотизм русского воинства: сущность и особенности 95

Заключение 135

Список литературы 141

Введение к работе

Проблема патриотизма представляет собой одну из самых актуальных в сфере духовной жизни российского общества. О важности и сложности этого вопроса говорит уже тот факт, что за последнее десятилетие отношение к патриотизму в разных социальных группах колебалось от полного неприятия до безусловной поддержки. Насущной остается проблема изучения причин такого положения в обществе, а так же того, какое влияние оказывает патриотизм на духовно-нравственное состояние общества. Не менее важным остается вопрос изучения происхождения и генезиса патриотизма как духовного феномена в среде русского воинства.

Актуальность социально-философского анализа данной проблемы определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, в течение последних двух десятилетий чрезвычайно быстрыми темпами менялось социально-экономическое состояние нашей страны. Сознание большинства россиян было не в состоянии адекватно воспринимать эти резкие изменения. Духовные принципы, на которых выросло большинство из них, не способствовали адаптации в новых условиях. Это привело к тому, что понятие Родины либо девальвировалось, либо потеряло свое сущностное содержание. Естественно, ни одно общество не способно существовать в таком состоянии долго. Образовалась ситуация, когда требуются огромные усилия по поиску реального понимания феномена Родина, а значит, и наполнения понятия патриотизм соответствующим современности содержанием. К сожалению, в настоящее время «...российский патриотизм носит неустойчивый, аморфный, неопределенный характер, соответствующий общественным реалиям»1. Не вызывает сомнения тот факт, что общество не может полноценно функционировать без отлаженной должным образом не только самой системы патриотического воспитания, но и организованного на высоком научном уровне изучения этой

Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореф. Дис. ...канд. филос. наук-М.: ВУ, 1995.- С.16.

4 проблемы. Тем более, что если судить по данным опроса, проведенного РосБизнесКонсалтингом, ситуация с патриотизмом в России далеко не безнадежна,- 42 % россиян считают себя патриотами. И только 8 % к таковым себя не относят1.

Во-вторых, Россия сегодня самыми быстрыми темпами вовлекается в процесс глобализации. Естественно, влияние этого явления распространяется на все сферы духовной жизни общества, в том числе и на патриотизм. Сегодня часто можно слышать о том, что чувство патриотизма должно уйти в прошлое, на первое место выдвигаются общечеловеческие приоритеты, которым и должно быть отдано предпочтение. Но, к сожалению, нередко за «общечеловеческими интересами» отчетливо угадываются предпочтения конкретных государств и социальных слоев. Причем, эти предпочтения не только не учитывают интересы других стран и народов, но часто идут в разрез с ними. Процесс глобализации объективен, но осуществлять его необходимо с учетом интересов всех субъектов международных отношений. Более того, только при гармоничном сочетании интересов всех интересов и ценностей всех субъектов мирового сообщества человечество будет способно решить стоящие перед ним сложные задачи. И подлинный патриотизм в этом процессе призван сыграть самую активную и созидательную роль.

В-третьих, в современной России широкое распространение получили националистические движения. Большинство из них широко используют патриотическую терминологию и тем самым привлекают в свои ряды незрелую часть граждан. Национализм становится идеологией не только маргинальных групп, но и руководства ряда регионов России. Власть в некоторых субъектах федерации оказывается в руках этноэлит. В этих условиях все более остро стоит проблема выяснения общего и особенного в идеологических направлениях национальной самоидентификации в соответствии с государственным пониманием патриотизма.

Новикова Н. Патриотизм - готовность пожертвовать всем, если это не вредит вашему бизнесу // Профиль.- 2002. № 42.- С.4.

5 Степень научной разработанности темы. Проблемы патриотизма рассматривались в трудах таких представителей мировой философии как Платон, Фихте, Гегель, Ясперс. В отечественной философской мысли вопросы любви к своему Отечеству ставились в трудах таких мыслителей, как М.Ломоносов, П.Чаадаев, Ф.Тютчев, А.Хомяков, Ф.Достоевский, Н.Данилевский, Н.Чернышевский, Г.Плеханов, И.Ильин, Н.Бердяев, В.Ленин.

Много нового внесли в изучение этой проблемы исследователи советского периода нашей науки. Даже учитывая существенный акцент в сторону политической составляющей патриотизма и, связанное с этим ослабленное внимание к сущностным свойствам данного феномена, необходимо признать значительные успехи советской науки в этой области1. В этот период были проведены исследования посвященные природе патриотизма, соотношения в нем обыденного и теоретического уровней, взаимосвязи с различными формами общественного сознания. Огромное внимание уделялось изучению и освещению военной составляющей патриотизма. Общая методология этого вопроса прослеживается в работах ученых В.И. Гидиринского, А.И. Дырина, Б.И. Каверина, В.Н. Ксенофонтова, Г.Г. Лукавы, В.И. Лутовинова, А.С. Миловидова, П.В. Петрия, О.Х.-А. Рахимова, В.П. Суставова, С.А. Тюшкевича, М.Н. Шахова и других.

Губанов Н.И. Отечество и патриотизм. М., 1960; Макаров В.В. Патриотизм как явление общественного сознания: его источники и структура: Автореф. дис. ... канд филос. наук. - Волгоград, 1969; Рощин Л.В. Философско-социологические вопросы военно-патриотического воспитания трудящихся: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук - М., 1984; Патриотическое сознание: сущность и формирование.- Новосибирск, 1985; Мирский Р.Я. Советский патриотизм - патриотизм высшего социалистического типа: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук.- М.,1987; Дерюгин Ю.И. Проблемы повышения эффективности военно-патриотического воспитания советской молодежи в современных условиях: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук - М., 1988; Беляев Т.А. Философский анализ взаимосвязи патриотического и интернационального долга советских воинов в системе боевого потенциала Вооруженных Сил СССР: Автореф. дис. ... канд филос. наук. - М, 1989; Емец С.Д. Верность патриотическому долгу в структуре боевого потенциала социалистической армии: Автореф. дис. ... канд филос. наук. - М., 1990; Петросян Ю.Е. Ленинская концепция социалистического патриотизма: Автореф. дис. ... канд филос. наук. - М., 1990; Макаров В.В. Патриотизм как философская проблема: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - М., 1990; Кочкадда ГА. Патриотическое сознание воинов: сущность, тенденции развития и формирования: Автореф. дис. ...канд. филос. наук - М., 1991.

В постсоветский период интерес к патриотической проблематике не только не уменьшился, но и возрос1. В первую очередь, внимание уделялось сохранению всего того ценного, чем обладает российский патриотизм. К сожалению, эта задача решалась с трудом. Многие проблемы, начало изучения которых было положено еще в советское время, в этот период оказались обойдены вниманием исследователей.

В первую очередь это относится к изучению воинского патриотизма. Особенности его функционирования и влияния на обороноспособность страны в современных условиях не исследованы в должной мере. Открытой остается проблема изучения структуры патриотизма и взаимосвязи его элементов. Не смотря на свою злободневность, отсутствуют работы по исследованию соотношения этнического и национального патриотизма.

Несмотря на огромное количество трудов, посвященных исследованию патриотизма, приходится признать тот факт, что уровень наших знаний о происхождении патриотизма вообще и патриотизма в воинской среде в частности не соответствует требованиям современности. Определенную сложность настоящего исследования составляло то, что проблема возникновения патриотизма в лучшем случае только упоминалась в некоторых исследованиях, а вопрос особенностей появления патриотических

Гидиринский В.И. Русская идея и армия.- М., 1997; Государственная идеология и общенациональная идея.- М, 1997; Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской армии.- М., 1998; Лутовинов В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях. Автореф. дис... д-ра филос. наук.- М., 1998; Зюганов Г.А. Россия - Родина моя. Идеология государственного патриотизма.- М., 1996; Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореф. дис. ...канд. филос. наук - М, 1995; Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях Российской армии. - М., 1997; Трифонов Ю.Н. Сущность и основные проявления патриотизма в условиях современной России: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1997; Мельниченко И.И. Патриотизм в системе социальных ценностей офицерского корпуса России. - Автореф. дис. ... канд. филос. наук - Монино, 1996; Патриотизм народов России: традиции и современность. Материалы межрегиональной научно-практической конференции.- М., 2003; Духовность российского офицера: проблемы становления, условия и пути развития- М., 2002; Дырин И.А. Идея патриотизма в литературе русского зарубежья первой половины XX века - М., 2000; Микуленко СЕ. Проблема просвещенного патриотизма // Вести. МГУ.- Сер. 12. 2001. № 1; Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота (научно-теоретический труд).- М., 1999.

7 настроений в воинской среде русского народа рассматривался еще реже. В связи с этим необходимо было обратиться к работам, изучавшим проблему духовной жизни русского народа1. Практически отсутствуют исследования по истории самого патриотизма, а без знания проблемы возникновения, формирования и эволюции этого очень непростого и важного явления сложно строить практическую работу по его воспитанию в современных условиях. Ю.Ю. Булычев имеет все основания утверждать, что «...не отвлеченная спекуляция, но исторически основательная работа на поприще выявления ценностного единства жизненных установок русского человека, русского общества в различные исторические эпохи позволит нам приблизиться к пониманию конкретных черт русского духа...» .

Насущным является осмысление нового содержания патриотизма в условиях снижения авторитета деятельности государственного аппарата, активизации сепаратистских и националистических движений, усилении глобализационных процессов, соотношения национализма и космополитизма.

Объектом диссертационного исследования определяется патриотизм как явление духовной жизни российского общества и практики его субъектов.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.- М., 1994; Он же. Язычество Древней Руси- М, 1988; Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов -М., 1978; Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы - М.- СПб., 1995; Он же. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории - Л., 1980; Серяков М.Л. «Голубиная книга» - священное сказание русского народа.- М., 2001; Юдин А.В. Русская народная духовная культура. - М., 1999; Носова Г.А. Язычество в православии - М., 1975; Боровский Я.Е. Мифологический мир древних киевлян.- Киев, 1982; Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. Историко-бытовые очерки XI — XIII вв. - М.-Л., 1966; Горский А.А. Древнерусская дружина. - М., 1989; Он же. «Всего еси исполнена земля русская...»: Личности и ментальность русского средневековья: Очерки.- М., 2001; Сороколетов Ф.П. История военной лексики в русском языке XI-XVII вв. -Л., 1970; Плисецкая М.М. Историзм русских былин.- М., 1962; Липец Р.С. Эпос и Древняя Русь - М., 1969; Кожинов В.В. История Руси и русского слова. Опыт беспристрастного исследования.- М., 2001.

Булычев Ю.Ю. Народность, нация и национальный дух как первоначала человеческого существования\ htm

8 Предметом диссертационного исследования выступает социально-философское исследование патриотизма как ценности российского общества на основе изучения специфики формирования патриотизма в отечественной истории и современной практики российского общества.

Цель исследования состоит в социально-философском анализе новых сторон и тенденций, появившихся в содержании патриотизма на рубеже XX и XXI веков в мире в целом и, в частности, в содержании патриотизма граждан современной России и воинов ее Вооруженных Сил.

Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать сущность и содержание патриотизма как
общественного явления. Особое внимание уделить изучению отличий
патриотизма от национализма и космополитизма, рассмотрению патриотизма
как потребности в идентификации личности, социальной группы, общества,
при этом проанализировать истоки патриотизма, коренящиеся в самой
сущности общества и личности.

2. Выявить специфику формирования и функционирования патриотизма в
российском обществе на различных этапах его культурно-исторического
развития. Определить те основы, на которых возник патриотизм русского
народа и проследить, какое значение они играли в его дальнейшем развитии.
Обозначить проблему современного состояния патриотизма в России и
возможные пути выхода из создавшегося кризисного положения.

3. Исследовать сущность и особенности функционирования патриотизма русского воинства в ретроспективе и в современных условиях. Определить то место и то значение, которое занимали и продолжают занимать архетипические основания в патриотизме военнослужащих. Выяснить, какое значение в воспитании патриотизма современных солдат и офицеров занимают воинские традиции и символы. Уяснить существующие противоречия в системе патриотического воспитания Вооруженных Сил Российской Федерации и возможные пути их разрешения. Научная новизна исследования состоит:

а) в раскрытии глубинных оснований патриотизма, заложенных в
сущности человека и общества;

б) в анализе причин системного кризиса патриотизма, имеющего место в
настоящее время в Российской Федерации;

в) в исследовании особенностей возникновения патриотизма в русских
дружинах и изучении путей трансляции идеологии патриотизма в регулярной
русской, советской и российской армии;

г) в выявлении системы противоречий, возникающих к настоящему времени в процессе формирования патриотизма в условиях Вооруженных Сил современной России.

Научная новизна диссертационного исследования так же отражена в положениях выносимых на защиту.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Глубинные истоки патриотизма коренятся в самой сущности человека и общества, выступая основанием удовлетворения потребности в обеспечении безопасности, как на личностном, так и на социальном уровне. Потребность в собственной безопасности, имевшая исключительно биологическую природу, генерировала в социальную потребность в коллективном существовании. В жестком противостоянии с внешней средой наиболее приемлемым способом выживания для человека была жизнь в социуме. Ценность коллектива становилась настолько высокой, а потребность в обеспечении его безопасности настолько необходимой, что ради этого личность приобретает способность и потребность жертвовать не только имуществом или здоровьем, но и самой жизнью. Патриотические ценности обладают уникальной способностью соединять как личностные, так и общественные интересы.

  2. В число основных функций патриотизма следует включить идентификационную, которая состоит в фиксировании единства интересов человека с интересами различных социальных общностей, обеспечивающих его самосохранение, защищающих его основные интересы, способствующих

10 реализации потребностей в самоутверждении, развитии и самовыражении. Патриотическая идентификация - это формирующееся на основе этнического и политического единства состояние групповой солидарности, включающее коллективный (осознание и переживание нацией своей целостности и тождественности) и индивидуальный (осознание и переживание индивидами своей принадлежности к нации) уровни. Структура патриотической идентификации определяется такими подсистемами как картина социального пространства и времени, образа «Мы» и представлений об отношениях с «Они».

  1. В основе патриотизма россиян лежат архетипические образы Матери, олицетворяющей родную землю, и Отца, вбирающий элементы государственности, консолидируемые соответствующей культурно-историческому периоду религией или идеологией, и выполняющие основополагающую роль в процессе патриотической идентификации. Отношение к родителям становится матрицей отношения индивида к своей нации — то есть самого способа соотнесения себя с общностью, динамического компонента идентичности. Через семью, где родители добросовестно выполняют свои социальные роли, происходит формирование патриотизма личности, так как образы «Родины» и «Отечества» формируются через образы «Матери» и «Отца».

  2. В настоящее время патриотизм россиян переживает глубокий системный кризис, обусловленный рядом внешних и внутренних факторов, выражающийся в резком смещении акцентов в социально-нравственных ориентирах и утрате духовного единства общества. Для большинства российских граждан, привыкших не без оснований гордиться своей страной, своей историей, своим народом, приходиться сегодня основывать свой патриотизм на чувстве жалости, сочувствия к поруганным ценностям. Постоянное ощущение унижения не способствует конструктивной деятельности и не может быть основой для истинного патриотизма. В условиях реформирования Вооруженных Сил России, одним из аспектов которого является переход к смешанной системе

комплектования, требуется серьезная перестройка системы патриотического воспитания военнослужащих России. Демократизация жизни страны, усиление внимания к личности, существенный сдвиг системы общественных ценностей в сторону материальной составляющей непосредственным образом отразились на общей ситуации в армейской среде. Одним из проявлений данного процесса является переход к комплектованию армии по контрактному принципу, что само по себе требует пристального внимания.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили социально-философские положения, изложенные в трудах зарубежных и особенно отечественных философов, представителей советской и российской исторической науки, государственных и общественных деятелей, обращавшихся к проблеме патриотизма и вооруженной защиты Родины.

Непосредственной методологической основой диссертации выступают основные принципы социальной философии, субъект-объектные отношения. Кроме того, следует отметить историко-описательный, историко-сравнительный методы.

Источниковая база представлена авторефератами диссертаций, монографиями, докладами, сообщениями исследователей, материалами научных конференций, документами органов государственного и военного руководства, программными документами различных политических партий, обращавшихся к данной проблематике.

Эмпирическую базу исследования составили результаты различных социологических исследований и опросов, наблюдения за развитием общественного патриотического сознания по материалам различных средств массовой информации (печать, телевидение, Интернет), обобщение эмпирического материала в виде встреч с представителями ветеранских, молодежных и других общественных организаций, беседы с различными категориями военнослужащих, результаты исследований, проведенных офицерами управления и преподавателями кафедры ГСЭД Череповецкого

12 ВВИИРЭ, а так же личный опыт практической и педагогической работы диссертанта в ЧВВИИРЭ и ВУ МО РФ.

Патриотизм как предмет философского анализа

Термин «патриот» приобрел широкое распространение только в XVIII века, особенно в период Французской революции. Тем не менее, идеи патриотизма занимали уже мыслителей античности, уделявших им пристальное внимание. В частности, еще Платон говорил: «И на войне, и на суде, и повсюду надо исполнять то, что велит... Отечество»1.

В нашей стране тема любви к Родине была злободневной всегда. Термин «патриот» получает хождение в России так же в XVIII веке. П.П.Шафиров в своем труде, посвященном Северной войне, применяет его со значением «сын Отечества» . Именовал себя патриотом в таком же смысле «птенец гнезда Петрова» Ф.И.Соймонов3. А.В.Суворов использовал в этом же значении термин «отечест-венник»4. О патриотизме писали, спорили и пытались осознать этот феномен Н.М.Карамзин, А.С.Пушкин, В.Г.Белинский, А.С.Хомяков, Н.А.Добролюбов, Ф.М.Достоевский, В.С.Соловьев, Г.В.Плеханов, Н.А.Бердяев.

Современное понимание патриотизма дано в Философской энциклопедии: «Патриотизм - (от греческого - соотечественник, латинского - отечество) - любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам»5. Практически так же определяется это явление и в Философском энциклопедическом словаре6.

Основным параметром патриотизма выступает чувство любви к своему Отечеству (Родине), проявляющееся в деятельности, направленной на реализацию данного чувства.

Что же представляет собой чувство любви в философском понимании? Чаще всего любовь определяется как принятие чего-то таким, как оно есть, переживание его абсолютной ценности. Появление этого чувства не требует каких-либо внешних причин. Любовь нельзя побудить насилием, разумными доводами или интригами. Если таковые причины имеют место, то перед нами уже не любовь. Это чувство не является прагматичным, но и не может восприниматься как «чистая» эмоция. Любовь представляет собой некий уровень целостного восприятия как внутреннего, так и внешнего бытия человека.

Любовь может расцениваться по-разному. Одними она понимается как дар, представляемый как эмоция, «...максимально дающая и ничего не требующая взамен» . В.С.Соловьев называл такую любовь «нисходящей» и ярким проявлени-ем ее считал родительскую любовь . Другие оценивают любовь как нужду, при которой происходит достраивание себя до целостности за счет другого, избавление от тревоги и страхов. По В.С.Соловьеву это «восходящая» любовь детей к своим родителям3.

Если рассматривать чувство любви в рамках патриотизма, то имеют место следующие проявления этих разновидностей. Первая форма может определяться как несколько альтруистическое отношение граждан к своему Отечеству. На таком чувстве любви очень часто паразитируют правящие государственные круги. Применяя патриотическую риторику, они используют внеполитические и внеэкономические рычаги эксплуатации масс, тем самым, девальвируя само понятие патриотизма. В результате, даже люди, искренне и бескорыстно любящие Родину, начинают сомневаться в оправданности своих чувств.

Вторая форма любви находит свое проявление в эгоизме тех членов общества, которые ставят свои личные, часто излишне меркантильные интересы, во главу угла системы отношений личности, общества и государства. К сожалению, принцип: «Пусть сначала мне Родина что-нибудь даст, а уж потом посмотрим, стоит ли мне ее любить» сегодня является весьма распространенным, а подняться над подобными примитивными рассуждениями для многих наших сограждан достаточно сложно. Возникает сомнение в том, допустимо ли вообще подобную систему отношений определять как любовь.

Без сомнения, как и всякое чувство любви, любовь к Родине посягает на свободу индивидуальности. Патриотизм предполагает большую заботу о благе своей страны и своего народа, чем о своем собственном, требует труда, терпения и даже самопожертвования. Если этого нет, то значит перед нами не любовь. Образно говоря, патриотизм — это утверждение бытия своего Отечества. С другой стороны, чувство любви сочетает в себе и реальное восприятие своего объекта. Патриот не обязан любить недостатки своей Родины. Наоборот, он должен искоренять их всеми доступными ему средствами. Делать это необходимо без критиканства, истерики и ненужного самобичевания, что, к сожалению, наблюдается сегодня достаточно часто. Любовь к Родине - это стремление принять ее такой, какая она есть, и постараться помочь ей стать еще лучше.

Поэтому, видится возможным констатировать наличие трех основных компонентов чувства любви к Родине. Первый из них определяется как забота, понимаемая как способствование успешному развитию своего Отечества всеми имеющимися в распоряжении патриота средствами. Вторым компонентом является ответственность, под которой подразумевается умение верно реагировать на потребности своей Родины и ощущать их как свои собственные и, тем самым, верно согласовывать общественные и личные интересы. Третьим выступает уважение, которое воспринимается, как способность видеть свое Отечество таким, каково оно на самом деле, со всеми своими достоинствами и недостатками.

Как и любое чувство любви, патриотизм подразумевает наличие объекта. В данном случае им выступает Родина (Отечество).

Достаточно часто понятия Родина и Отечество рассматриваются как синонимичная пара, но в строго философском плане между ними имеются достаточно существенные отличия.

Сущность и содержание российского патриотизма

Патриотизм представляет собой сложное духовное образование, ядро которого составляют особые элементы, остающиеся неизменными продолжительное время, и, как правило, имеющие достаточно древнее происхождение. Современный исследователь О.С.Осипова определяет их как основополагающие архетипы архаичного мировоззрения1. Иван Александрович Ильин образно называл их глубочайшими колодцами духа и священными огнями жизни. Именно в них «...заложены и живут целые века всенародного труда, страдания, борьбы, созерцания, молитвы и мысли» . Эти элементы, пройдя через века, претерпели незначительные изменения. На протяжении всего этого продолжительного периода времени вокруг них формировалось патриотическое сознание всего русского народа.

Поэтому огромную важность представляет уяснение того, как возник и как развивался патриотизм наших предков, так как «... лишь изучение коллективных представлений, их связей и сочетаний в низших обществах сможет пролить некоторый свет на генезис логических принципов и поведенческих установок современного человека» . Осуществить такое исследование возможно только при выявлении и реконструкции не только особенностей мышления человека того времени, но и построения картины мира древнего русича, то есть мировоззрения в целом. «Изучение фрагментарно сохранившегося языческого мировоззрения методами комплексного анализа разнообразных источников - дело необычайно сложное и вместе с тем необходимое. Оно помогает вскрывать многие феномены не только древней и средневековой, но и современной культуры»1.

Общепринятым считается выведение этимологии слова «патриотизм» от греческого - «соотечественник». Но это слово ведет свое начало от более древнего «патра» (греч. жатра), что означает род2. Исходя из сказанного, правомерным может быть предположение о том, что «...патриот в древнейшем значении - это не земляк, соотечественник, а сородич, соплеменник»3. Род как социальный феномен намного старше и государства, и нации. Поэтому поиск истоков патриотизма необходимо вести в этом древнем социальном образовании.

Дохристианская культура Руси определяется современными исследователями как родовой тип традиционализма4. Поэтому естественным является выведение истоков патриотических чувств на Руси из родоплеменных отношений. Формирование родоплеменных отношений относится к периоду обособления славян из индоевропейского массива. Хронологически это время определяется различными учеными в пределах между XV веком до нашей эры5 и второй половине I тысячелетия до нашей эры .

Периодизация древнерусского язычества, лежавшего в основе духовной жизни наших предков, была разработана Б.А, Рыбаковым.

Первый этап был определен как культ упырей и берегинь. Характеризуется как «первобытный анимизм с ярко выраженным дуализмом»1. Можно утверждать, что данный культ, возникнув в период мезолита2, продолжал существовать даже во времена христианства.

Следующий период характеризуется как культ Рода, понимаемого как божество «Вселенной, всей природы и плодородия» . Возможно, ему предшествовал культ рожаниц. Возник в энеолитический4 период.

Третий этап, весьма непродолжительный по времени и возникший приблизительно в одно время с древнерусской государственностью, обозначен как культ Перуна - «покровителя дружинно-княжеских кругов Киевской Руси»5.

Четвертый период определяется как этап принятия христианства. Язычество в этот период отошло на окраины государства. Поклонение старым богам осуществлялось тайно и наиболее жизнеспособным оказался культ Рода и рожаниц6.

Из глубин первобытности нашими предками была вынесена идея восприятия мира по дуалистическому принципу, когда все окружающее человека делилось на свое и чужое, родное и враждебное. Постороннее, чуждое получило наименование вампира-упыря. Упъръ-вупъръ осмысливается как «чужая сила» - ВУ- «оный», «иной»; ПЪРЬ - от «пря» -сила7.

Возможно, стихией, олицетворявшей такую враждебную силу, была вода, что согласуется с послеледниковым периодом. Берег был для древнего человека той спасительной полосой земли, где он мог чувствовать себя гораздо увереннее. Поэтому доброе оградительное начало и персонифицировалось в виде берегинь.

Таким образом, древний человек делил пространство на обитаемое, свое и неведомое, чужое. Весь мир оказывался расчлененным по принципу «бинарных оппозиций»1. Пространство делилось на Право-Лево, Верх-Низ, Перед-Зад; природа - на Огонь-Воду, Небо-Землю; время - на День-Ночь, Зиму-Лето; социально-этическая сфера - на Хорошо-Плохо, Свой-Чужой, Добро-Зло2. В каждой такой оппозиции присутствуют объекты, находящиеся в состоянии противопоставления. Такие отношения представляют собой некий перевод, поскольку они воспринимаются как знаки различных языков (кодов) с одним и тем же архетипическо-мифологическим смыслом. Формируется целая знаковая система, способная переводить объективное содержание природы в субъективное содержание культуры. С этих позиций все в мире оказывается значимым, что создает условия для появления в культуре такого феномена как гадание, которое являет собой инструмент, формулирующий и объясняющий модель мира данной культуры. О существовании гаданий у древних русов свидельствуют, например, указания Прокопия Кесарийского.

Патриотизм русского воинства: сущность и особенности

Практически вся история нашего государства представляет собой летопись борьбы за независимость. Естественно, сплотить для отражения внешней агрессии такую «разобщенную» нацию как россияне, было возможно только при наличии сильного центра в виде государственной власти, притягивавшего к себе все силы общества. Только благодаря мощной власти Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха Русь сумела справиться с напором печенегов и половцев, а отсутствие таковой стало главной причиной поражения от монголо-татар. Наличие центральной государственной воли избавило Московскую Русь от ненавистного ига в конце XV века, а ее ослабление в начале XVII века ввергло страну в Смуту. Петровские и екатерининские реформы вывели Россию на уровень полноправной европейской державы, а эпоха «бироновщины» показала до какого равнодушия может дойти народ при безвольных правителях. Война 1812 года представляла собой яркий образец единения элиты и простых людей с целью защиты родной страны, а русско-японская война стала примером полного их разобщения. Великая Отечественная война показала, на что способен наш народ при наличии твердой государственной власти, а «демократический период» конца 80-х - 90-х годов - до какого позора может довести ее отсутствие.

Твердая государственная власть в России всегда ассоциировалась с сильной армией. Воинский труд почитался в нашей стране, так же как и труд пахаря или монаха. Эффективность деятельности армии всегда определялась не только ее вооружением, технической оснащенностью, методами ведения боя или способом комплектования. Важным показателем эффективности вооруженных сил является их духовный потенциал. Ему «принадлежит определяющая роль в обеспечении сплоченности, активности, целенаправленности, целесообразности, управляемости и прогнозируемое военных действий» . Стержневым элементом духовного потенциала армии является патриотизм.

Проблема зарождения патриотизма в воинской среде тесно связана с проблемой возникновения патриотизма как потребности родо-племенной социальной группы.

При возникновении угрозы для племени его защита становилась обязанностью всех родовичей: «В случае нападения неприятеля всякий мужчина, способный носить оружие, становился воином и участвовал в сражении» . Свидетельства об этом можно найти у Менандра Византийца, Иоанна Эфесского и Маврикия Стратега . Воинские формирования славян носили характер ополчений, а ратное мастерство еще не было профессиональным. При отсутствии необходимости вышеупомянутые коллективы быстро и безболезненно распадались. Подобная практика существовала издревле и была вполне жизнеспособна. Чего нельзя сказать о её эффективности, о чем говорят вышеприведенные свидетельства византийских авторов. Правда, ими подчёркивается неспособность славян вести «правильные» наступательные действия. Зато отдаётся им должное в умении использовать методы оборонительного характера4. Возможно, этот факт является еще одним подтверждением приверженности славян «роте» -захват чужих земель был им мало интересен, а вот защита своей территории имела первостепенное значение.

Возможно, именно с этой особенностью социального поведения согласуется термин «рать». Слово это общеславянское индоевропейского характера5. Ф.П. Сорокалетов считал, что «слово рать связывается со значениями «нападение», «спор» (санскр. Rtis), «борьба» (зендск. Ranas)... Можно предположить, что значение «войско» - вторичное, развившееся уже на восточноевропейской почве»1. Если это верно, то и термин «ратник» изначально носил не просто характеристику участника боевых действий, а человека, призванного защищать существующий порядок вещей во вселенском масштабе. В связи с этим уместно вспомнить еще одно русское слово, обозначающее воина - витязь. «Наш рыцарь - не всадник с большой дороги (шляхтич), а витязь - защитник жизни и места обитания рода своего»2. И главным здесь была именно функция защиты жизни как отдельного человека, так и жизни вообще, что видно из этимологии индоевропейского слова «вита».

Долгое время состояние иррегулярности воинских формирований вполне устраивало славян. Но логика исторического развития требовала дополнительных форм военной организации. Ввиду благоприятных экономических и социальных условий появилась возможность выделять определённое число мужчин, которые становились воинами-профессионалами. Самым ярким примером этого может служить описание набега славян на византийскую территорию, приведенное Прокопием Кесарийским и относимое к VI веку нашей эры. По сути, это первое письменное подтверждение появления на исторической арене славянской военной дружины. «Разгром славянами численно превосходящих отборных византийских войск может быть объяснен тем, что со стороны первых действовали также отборные, хорошо вооруженные по отношению к основной массе славян силы»4.

Необходимо отметить, что дружина начального периода военной демократии - это институт, полностью подчиненный родоплеменной морали, служащий сохранению и процветанию рода, и поэтому первичные патриотические чувства здесь тоже носят исключительно родовой характер. Но вместе с тем, уже в своем зародыше дружина представляла собой угрозу, которая впоследствии привела к уничтожению родоплеменного строя.

Дело в том, что центром, вокруг которого объединялись воины, являлся князь. Изначально князья не противостояли родовому строю, а, наоборот, были с ним тесно связаны.

Со временем вследствие ряда экономических, социальных и политических причин при князе начинает формироваться постоянный воинский коллектив, получивший название дружина. Этот термин имеет праславянское происхождение и образован при помощи суффикса іпа от «drugb» . Первоначально так назывались «...«домочадцы», «челядь»...» . Таким образом, представляется, что объединительным мотивом этой социальной группы выступало кровное родство, то есть по своим духовным началам дружина первоначально была тождественна роду. В качестве военного термина дружина использовалась «для обозначения боевых отрядов племени или мужских союзов, являвшихся военными единицами общеплеменной военной организации».

Похожие диссертации на Патриотизм как ценность российского общества (Социально-философский анализ)