Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Здоровье молодежи как общественная ценность в современном российском обществе : социально-философский анализ Усманов Ирек Марсович

Здоровье молодежи как общественная ценность в современном российском обществе : социально-философский анализ
<
Здоровье молодежи как общественная ценность в современном российском обществе : социально-философский анализ Здоровье молодежи как общественная ценность в современном российском обществе : социально-философский анализ Здоровье молодежи как общественная ценность в современном российском обществе : социально-философский анализ Здоровье молодежи как общественная ценность в современном российском обществе : социально-философский анализ Здоровье молодежи как общественная ценность в современном российском обществе : социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Усманов Ирек Марсович. Здоровье молодежи как общественная ценность в современном российском обществе : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Усманов Ирек Марсович; [Место защиты: Башкир. гос. ун-т]. - Уфа, 2008. - 155 с. РГБ ОД, 61:08-9/167

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Теоретико-методологические основы изучения феномена «социальное здоровье»

1. Основные теоретические подходы к анализу понятия «социальное здоровье» 16

2. Методологические основания определения и исследования индикаторов социального здоровья 39

3. Социальная культура как основа самосохранительного отношения к здоровью 55

Глава II Молодежь как социальный субъект здорового образа жизни

1. Здоровье молодежи как социальная ценность: теоретические модели и социальные нормы 70

2. Классификация и структура социальных факторов, формирующих здоровье молодежи 84

3. Социальная политика в сфере общественного здоровья: интегративные показатели эффективности 117

Заключение 133

Список литературы 138

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Период перехода к новому типу социальности, к новым нормативно-ценностным и смысловым системам сопряжен с рядом интегративных состояний, носящих предельный характер для самосохранения общества. Поэтому, в обстановке преобразований основных сфер жизнедеятельности и связанных с этим социальных изменений, очень важно рассматривать проблему сохранения здоровья в контексте политических, экономических, социокультурных и других факторов.

Россия занимает первое место по уровню смертности среди европейских стран. Суммарный коэффициент рождаемости составляет лишь 1,25, а для простого замещения родителей детьми необходим не менее 2,15. В тенденции демографического воспроизводства Россия прошла «точку невозврата» в 1992 году – за 14 лет (1992 – 2005 гг.) естественная убыль россиян достигла 10 млн. человек. И это при том, что никакой крупной войны страна не вела.

По данным Института мозга человека РАН, проблемы с психическим здоровьем имеют 15% детей, 25% подростков и до 40% призывников. Под наблюдением наркологических диспансеров находится более 2 млн. больных алкоголизмом и наркоманией, но реальное число потребляющих только наркотики достигло 4 млн. человек.

Анализ тенденций смертности и рождаемости свидетельствует о том, что глубинные причины этих процессов связаны преимущественно с падением здоровья населения. Можно говорить о том, что существуют общие источники проблем здоровья, такие как социально – экономические, культурно – ценностные, несовершенная человеческая натура и др. Названные проблемы усиливая друг друга, часто выступают в двусторонней причинно-следственной связи: состояние общества – состояние здоровья населения.

В периоды социальной стабильности, социальное здоровье, как правило, рассматривается с точки зрения клинико-морфологических аспектов, тогда как в периоды резких социальных изменений фокус научного рассмотрения смещается к социальным детерминантам, определяющим здоровье общества. Негативные процессы в области здоровья явились следствием социально – экономических реформ, которые осуществлялись без учета возможностей медико – биологической адаптации человека к меняющимся условиям жизни.

Степень научной разработанности проблемы. Традиция рассмотрения здоровья в социальном аспекте была заложена во второй половине ХХ в., когда на первые места в структуре заболеваемости и смертности вышли болезни, вызванные не внешними, а внутренними (поведенческими) причинами. Одними из первых наибольший вклад в теоретическую разработку проблем здоровья в социальном аспекте внесли американские исследователи Д. Мездок и E. Френдсон, которые перенесли социальные закономерности на медицину, рассматривая состояние здоровья как определенную форму поведения индивида.

Научно - исследовательская традиция в отечественной социально – философской литературе, посвященная изучению проблем здоровья, имеет свои особенности. Состояние здоровья рассматривается как комплексное явление, включающее в себя экономические условия развития общества, качество окружающей среды, условия, созданные обществом для реализации возможностей личности, а также оценку этих условий самой личностью (Акопян А.С., Голухов Г.Н., Шиленко Ю.В., Бояджян В.А., Семенов В.Ю., Юдин Б.Г., Демин А.Ж.). В названном контексте здоровье представляет, прежде всего, социальное явление, а не физическую сущность или характеристику индивидов, поскольку низкий уровень здоровья, высокая склонность к заболеваниям нарушают эффективное выполнение социальных ролей, поэтому здоровье прежде всего - ценный социальный ресурс для индивидуальных достижений и стабильного функционирования общества (Александрова А.В., Зоркая Н. А., Мартынова Н.М.).

В последние годы особо актуальными становятся теоретико-методологические исследования социального здоровья как основы самореализации личности, позволяющие выявить возможности повышения социального здоровья в условиях современной цивилизации. Ценностно-мотивационный подход к изучению здоровья нашел отражение в публикациях Антонова А.И., Бедного М.С., Зотина B.C., Лисицына Ю.П., Медкова В.М.и др. Проблеме социальной ценности здоровья посвящены исследования Жданова В.М., Блюхера Ф.Н., Кудрявцева В.Н., Гундарова И.А.

Методологические аспекты измерения здоровья были разработаны в рамках концепции самосохранительного поведения, под которым понимается система действий и установок личности, направленных на сохранение здоровья - это исследования Царегородцева Г.И., Изуткина А.М., Венедиктова В.Д., Матроса Л.Г., Лисицина Ю.П. и др.

Для современных исследований проблем здоровья в социально – философском предметном поле характерно проявление все большего внимания к социально-экономическим, технико-культурным, морально-психологическим условиям жизни людей, определяющим нормальное функционирование организма человека (Калмыков А.А., Корхова И.В., Крылова И.А., Кургин Е.А., Иванов А.И.).

Особенностям адаптации молодых людей в зависимости от образа жизни посвящены исследования Решетникова А.В., Римашевской Н.М., Кислициной О.А., Соломонова А.Д.

Всплеск интереса к социальным аспектам здоровья обусловил активизацию исследований философами социальной ценности здоровья (Блюхер Ф.Н.), его нравственных основ (Устюшкин Ю.М.), "нормы" здоровья (Гундаров И.А., Оганов Г.Г.) и др.

Проблемы совершенствования культуры жизни, образовательных технологий, самореализации – являющиеся факторами, способствующими социальному здоровью общества, нашли отражение в работах Галимова Б.С., Курлова А.Б., Орешникова И.М., Поздяевой С.М., Ширяева Л.А., Нуриева Д.А., Лукьянова А.В., Азаматова Д.М. и др.

В представленном исследовании рассмотрен феномен «социальное здоровье», его становление, особенности теоретического изучения, эмпирические показатели и факторы, воздействующие на его формирование. Анализ дан в рамках концепции реализации социальной субъектности, рассмотренной на примере социально-демографической группы – молодежь, а в отношении к здоровью показано доминирующее значение поведенческих факторов.

Особое внимание уделяется образованию, социальной культуре как условиям обеспечения реализации и сохранения социального здоровья студенческой молодежи.

Объект исследования – здоровье как социокультурный феномен.

Предмет исследования – здоровье студенческой молодежи как общественная ценность.

Целью исследования является социально – философский анализ здоровья молодежи как общественной ценности в современном российском обществе.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

- проанализировать различные теоретико – методологические подходы к определению социального здоровья;

- обосновать, что интегральный анализ социального здоровья как ценностной системы возможен лишь в социально-философском предметном поле (на базе экономического, экологического, психологического и медицинского подходов);

- рассмотреть социально-биологические, антропоэкологические, политико-экономические, социально–психологические факторы, влияющие на здоровье молодежи;

- выявить особенности поведения студенческой молодежи в социальной среде, связанного с укреплением и сохранением здоровья;

- доказать, что социальное здоровье молодежи определяется системой социальных отношений и ценностей, этических и правовых норм, а также степенью защищенности от факторов природной, социальной и технологической среды;

- обосновать, что парадигма социальной субъектности является адекватной теоретико-методологической основой изучения здоровья молодежи как условия реализации человеческого потенциала.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологической основой работы является социокультурный подход. Теоретической основой работы явились исследования зарубежных и отечественных авторов прошлого и современности в области социальной философии, культурологи, социальной психологии и социологии.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- доказано, что социальное здоровье молодежи определяется системой социальных отношений и ценностей, этических и правовых норм, а также степенью защищенности от факторов природной, социальной и технологической среды;

- установлено, что формирование потребностей современного студенчества в здоровом образе жизни выступает результатом взаимосвязанных между собой процессов образования, социализации и самоактуализации личности;

- выявлена коррелятивная взаимосвязь между социальной стабильностью общества и уровнем здоровья молодежи;

- обосновано, что в основе процесса становления и развития здоровья молодежи как общественной ценности лежит социальная культура, которая состоит из следующих взаимосвязанных элементов: квалификационный потенциал (знания, умения, способности, навыки, обеспечивающие деятельность по поддержанию и развитию жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности); психофизиологический потенциал (работоспособность, умение общаться с людьми); образовательный потенциал (интеллектуальные, познавательные способности, интеллектуальная культура, креативность); общекультурные и нравственные ценности;

- выявлены и классифицированы факторы, определяющие состояние и динамику потенциала здоровья студенческой молодежи.

Теоретическое и практическое значение диссертационной работы. Теоретическая значимость диссертации состоит в определении содержания, характера и особенности функционирования здоровья молодежи как социальной ценности в трансформирующемся обществе и выявлении связи здорового образа жизни с динамикой реализации человеческого потенциала молодежи.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в преподавании социальной философии в вузах медицинского профиля, социальной антропологии, а также при выработке научно обоснованной молодежной социальной политики.

Апробация работы. Основные теоретические выводы и практические рекомендации диссертации были апробированы на научно-практических конференциях, в том числе: «Методологические и социальные проблемы современной медицины» (Нижний Новгород, 2004); «Общественное здоровье молодежи: пути оценки и прогнозирование» (Ижевск, 2005); «Социальная политика в охране здоровья населения Республики Башкортостан» (Уфа, 2006); «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций молодежи» (Уфа, 2006), а также изложены в 6 публикациях автора, общим объемом 1,5 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из трех параграфов каждая, заключения, списка использованной литературы, включающей 209 наименований. Общий объем диссертации 155 страниц.

Основные теоретические подходы к анализу понятия «социальное здоровье»

Здоровье в социально-философском контексте рассматривается как условие, способствующее борьбе человека за существование и его приспособление к ситуациям жизни. В социально - философском предметном поле исследование здоровья требует понимания факторов культурного и социального воздействия, которые влияют на состояние индивидуального и общественного здоровья. Социальное здоровье - это капитал для социальной помощи всем нуждающимся, поскольку является условием для продолжения выполнения своих социальных функций.

Основным фактором, способствующим формированию предметного поля исследования здоровья как социального феномена в парадигме реализации социальной субъектности является: состояние социальной аномии в обществе в условиях возвращения к принципам рыночной экономики. Это обстоятельство актуализирует потребность научного осмысления роли и места системы охраны здоровья в жизни общества, использование данных мониторинга в определении состояния социального здоровья, в нашем исследовании - молодежи.

Начало социальных исследований здоровья разные авторы описывают в тесной связи с исследованиями, проводившимися по тем или иным аспектам медицины. Немецкий ученый М.Сьюзер считает, что впервые социальный анализ места здоровья был проведен в работе известного автора трудов по политической экономии У. Петти (1690) "Политическая арифметика", И.В. Венгрова связывает начало социальных исследований здоровья с именем Дж.Франка, в частности, его работой «Система совершенной медицинской полиции», которая явилась первым обзором знаний о социальных связях здоровья и заболевания. Ю.А. Шилинис указывает, что впервые понятие "социальное здоровье" взел французский ученый Д.Гьюрен, под которым понимал изучение связи физического и психического состояния здоровья населения и права, а также других социальных институтов; изучение связи между социальными факторами, здоровьем и заболеваемостью; выработку мер по укреплению здоровья и профилактике заболеваний. В трудах Франка и Гьюрена впервые нашла зрелое выражение мысль о наличии общественных факторов здоровья и болезни.

В Германии в XIX в. работал выдающийся деятель в области социальной медицины — Р.Вайгер, который объявил медицину социальной наукой, а С.Ньюман в работе "Общественная забота о здоровье и собственность" отмечал, что здоровье должно изучаться социальными науками.32

Большое значение в становлении традиции изучения здоровья как социального феномена имела книга А.Годьяна (1912) "Социальная патология", в которой содержатся актуальные и сегодня фундаментальные принципы изучения заболеваний в социальном аспекте. В этот период в США были проведены социально-статистические работы, связывавшие, например, экономическую динамику с показателями здоровья общества и объяснявшие выявленные зависимости, исходя из экономических и политических теорий.

Особенно большое развитие во многих европейских странах исследования социального здоровья получили после первой мировой войны. М.Сьюзер относит начало социального анализа здоровья к 20-м годам XX в., а говоря о его развитии в 30-е годы, упоминает работу Л.Хендсона (1935) «Врач и больной как медико-социальная система». 3

После второй мировой войны понимание болезни и здоровья как системных биопсихосоциальных феноменов побудило исследователей вести работу по созданию и совершенствованию методологического инструментария, что способствовало окончательному представлению о стрессе как интегральной реакции человека на процессы социализации.

В России первоначальный этап исследования социальных аспектов здоровья оказался тесно связанным с развитием психиатрии, поскольку первые эмпирические исследования, основанные на статистической методологии, были посвящены проблеме алкоголизма. В отечественной исследовательской традиции- vr в- социальных науках, в- частности, существующий подход к здоровью всецело основывался на биомедицинской модели болезни. Например, стресс рассматривался з этот период только как общий адаптационный синдром, а потому и изучался исключительно в рамках медико-биологических дисциплин.

В 60-е гг. XX в. понятие «социальное здоровье» рассматривается преимущественно в трех аспектах. Во-первых, со стороны социальных индикаторов, выступающих как исходная основа создания социальных программ, а также в качестве показателей эффективности их реализации. Возникло движение за социальные индикаторы - своеобразные критерии измерения оценки социального здоровья в социально - культурном контексте. Причем по вопросу о связи социальных индикаторов с политикой принятия решений, разработкой и реализацией социальных программ сложились две противоположные позиции. Представители одной из них указывали на необходимость обязательного учета социальных показателей при формировании социальной политики (П. Конрад, Е. Деккер, Л. Гаспер).34 Другие напротив, считали, что социальная политика должна формироваться вне зависимости от социальных индикаторов, которые играют роль независимых экспертов «правильности» или «неправильности» принятых решений (У. Мур, М. Перри, Г. Фримэн и др.).35

Во-вторых, понятие «социальное здоровье» употребляется как нормативный эталон, включающий социальные, экологические, политические и нравственные аспекты жизнедеятельности человека.

В-третьих, анализируемое понятие рассматривается как характеристика последствий экономической и технологической политики, влияния научно-технического прогресса на социальные отношения.

Следующий этап связан с выходом в свет книги Джл Форрестера «Мировая динамика» (1971). На этом этапе происходит концептуализация феномена «социальное здоровье», связанное с формированием двух основных направлений исследования данного понятия - «глобального моделирования», что нашло отражение в деятельности Римского клуба, и «субъективного социального здоровья», или «ощущаемого социального здоровья». В рамках этих направлений формируются различные подходы к изучению этого понятия: «глобальное моделирование» - исследование социального здоровья общества; «субъективное социальное здоровье» - изучение социального здоровья личности.

На данном этапе вводится новый показатель уровня социального развития - индекс развития человеческого капитала. Введение этого критерия показало, что на смену экономическим теориям, в основе которых был валовой национальный продукт, пришла новая концепция, ориентированная на повышение социального здоровья человека, поскольку кроме роста доходов, существуют и другие цели развития индивида: образование, долголетие, участие в общественной жизни и т.п. Функционирование общества, направленное на улучшение социального здоровья, начинает пересекаться с индивидуальным благополучием.

Социальная культура как основа самосохранительного отношения к здоровью

В каждой социальной подсистеме, сфере деятельности общества формируется своя подсистема социальной культуры, которая модифицирует ее ценности в данной конкретной области деятельности. Область действия этого социокультурного образования, как правило, не выходит за рамки данной социальной подсистемы. Однако для системообразующих подсистем общества принципы формирования аспектов культуры становятся крайне важными для всего общества. Поэтому для нашего исследования актуально исследование проблем самосохранительного поведения как показателя уровня развития социальной культуры как на индивидуальном, так и на групповом уровнях.

Социальная философия анализирует культуру как образ жизнедеятельности общества, способ деятельности, систему социальных механизмов, выполняющих функции регуляции, сохранения, воспроизведения и развития человека и общества. В социально — философской литературе можно выделить несколько подходов к определению социальной культуры.

Первый подход рассматривает культуру через социальные отношения.

Психоаналитическая концепция в рамках первого подхода анализирует влияние бессознательного на мотивы поведения человека, поднимает вопрос о коллективном бессознательном как «архетипе культуры», его отражении в мифах, легендах, нормах, запретах.

Концепция культурного капитала видит в культуре одну из причин социального неравенства. Культурный капитал - это богатство в форме знания или идей, которые узаконивают обладание статусом и властью. В отличие от экономического капитала, выступающего в форме материального свойства, культурный всегда обретает носителя, интегрируется в субстрат.

Концепция социальной и культурной динамики рассматривает культуру как особую сферу реальности, как основание социального бытия человека. Сущность социокультурного подхода наиболее полно выразил П. Сорокин, для которого общество, личность и человек представляют собой неразрывное единство. Культура задает человеку программу деятельности, в ходе которой он воспроизводит культуру, общество и самого себя. Общество в рамках данной концепции понимается как единство культурного и социального. Культура выступает как совокупность способов и результатов деятельности человека, а социальность - как совокупность отношений индивида с другими субъектами, которые формируются в процессе его деятельности. «Всякая великая культура, -пишет П. Сорокин, - есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры».

Если следовать данному определению, то социальная культура выполняет функцию регулятора общественных отношений, действий людей, опираясь на существующие в обществе ценности и нормы.

Второй подход рассматривает социальную культуру как совокупность правил, норм взаимоотношений людей, институционных норм повседневности, традиций группового поведения. При такой постановке вопроса социальная культура отождествляется с нравственной. Данный подход не отражает полностью ее содержания как деятельности, направленной на социальное воспроизводство личности и условий ее существования.

Третий подход - это анализ основных тенденций развития современной реальности, что делает культуру актуальной и открывает широкие возможности применения в практической жизни. В этом случае она рассматривается в контексте проблем социального управления, характеризуется как инновационная, являющаяся важнейшим элементом общей культуры управления общественными процессами. Ее эффективность во всех сферах жизнедеятельности (экономической, политической, духовно-культурной) общества оценивается по социальным показателям.

Четвертый подход использует категорию социальной деятельности, так - как в зависимости от ее вида культура подразделяется на материальную, социальную и духовную. Социальная культура понимается как культура коллективного общения, как деятельность, цель которой - формирование общества, коллективов. Кроме того, социальная культура определяется как повседневная практика.

Пятый основан на выделении системы культура - природа, культура -человек, культура - общество. Система «культура - природа» лежит в основе таких дисциплин, как культурная экология и экология культуры, культурная география и география культуры. Система «культура - человек» получает отражение в таких науках, как гуманитарная культурология и культурная антропология. На основе системы «культура - общество» выделяют такие научные дисциплины, как социальная культурология и социология культуры (культурная социология). Социальная культурология понимается как наука о культуре в ее социальной обусловленности, а культурная социология есть наука об обществе в его культурной обусловленности.

Шестой подход рассматривает социальную культуру как систему представлений, ценностей, норм и правил поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни, и служащих упорядочению опыта и социальному регулированию в рамках всего общества или социальной группы.

Седьмой подход, при котором социальная культура понимается как условие, когда способный и профессионально подготовленный человек имеет возможность получать большой объем социальных благ. Шкала внутренних угроз ставится в зависимость от уровня социальной культуры. Если он высок, то степень внутренних угроз социальному здоровью значительно ниже, и наоборот. Социальная культура здесь включает в себя совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Это, с одной стороны, некий уровень знаний, позволяющий человеку свободно осуществлять свою профессиональную деятельность, определенный тип мышления, общения, которые формируются в процессе профессиональной деятельности. С другой стороны, социальная культура представляет собой профессиональную деятельность, качественную характеристику жизнедеятельности человека. Поэтому общественная жизнь строится в системе комплексного взаимодействия экономической, политической, социальной, культурно-духовной сфер, то деятельность по поддержанию, защите и развитию социального здоровья, жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектное осуществляется во всех этих сферах, хотя масштабы и размеры этой работы в различных социокультурных системах различны. Социальное присуще любой сфере жизнедеятельности общестза, но в каждой из них оно проявляется по-разному. Социальная сфера как специфическое пространство общественной жизни обеспечивает воспроизводство, развитие, самореализацию субъектов социального процесса, развитие их способностей, удовлетворение потребностей. Отсюда становится очевидным, что социальная культура как профессиональная деятельность, направленная на сохранение социального здоровья людей, регулирующая отношения между субъектами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни, доминирует в социуме.

В концепциях изучения здоровья особое место занимает поведенческий фактор. Определение и классификация видов поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья, - тема, активно исследуемая зарубежной и отечественной социальной философией. Проблема состоит в том, что, вопреки логике и здравому смыслу, человек, знающий, что нужно делать для улучшения своего здоровья, каким образом изменить поведение, в реальности в большинстве случаев не делает этого.

Важный вклад в исследование феномена здоровья внесли труды Семашко Н.А., которые способствовали институциализации изучения социальных причин заболевания - продолжительности рабочего дня, жилищных условий, характера питания и т.п. Была доказана связь между социально-экономическим статусом, состоянием здоровья и смертностью. Одним из первых он стал трактовать болезнь как социальное явление, выделив категорию социальных болезней (туберкулез, алкоголизм, венерические заболевания). Все рассмотренные поведенческие модели имеют ряд общих черт. Они исходят из теории социальной мотивации, основаны на установках, убеждениях и предположении, что по каждому виду поведения, связанного со здоровьем, может быть получено соотношение "затрат" и "выгод".

Здоровье молодежи как социальная ценность: теоретические модели и социальные нормы

Формирование ценностного отношения к здоровью - сложный социально-психологический процесс, результат взаимодействия значительного числа факторов. Он важен для всех возрастных групп, но наибольшую значимость имеет для молодежи. Эта группа, представляя собой потенциал трудового и популяционного ресурсов, характеризуется негативными тенденциями показателей здоровья.

Как известно, базовые ценности индивида формируются в период первичной социализации и обычно остаются достаточно стабильными, претерпевая изменения лишь з кризисные периоды жизни человека и его социальной среды. Эти изменения касаются преимущественно структуры ценностей, т.е. перемещений, рангов, когда одни ценности получают более высокий статус, другие становятся менее значимыми - в этом заключается их социокультурный смысл. Основы ценностного подхода к здоровью были сформулированы Петленхо В.П., Иванюшкиным А.Я., Лисицыным Ю.П., Сахно А.В., Медведевым Н.П., Насоновой Л.И., Михайловым А.И.90

Специфика ценности здоровья как феномена заключается в ее латентном характере - большинство людей осознают ценность здоровья только тогда, когда оно находится под угрозой. Подобное отношение человека к своему здоровью свидетельствует о существовании ценности здоровья как объективного явления и как его отражения в сознании субъекта. Обычно выделяют три уровня ценности здоровья: биологический - здоровье как саморегулирующаяся адаптирующаяся система организма; социальный -здоровье как мера социальной активности индивида; психологический -здоровье не как отсутствие болезни, а как стратегия ее преодоления.

Деятельность по заботе о своем здоровье как эмпирический индикатор отношения к здоровью выражается посредством таких параметров как: формы заботы о здоровье, их количество, частота, периодичность, причины заботы о здоровье, ответственность за здоровье, степень информированности, уровень гигиенической грамотности и др.

На уровне индивидуального сознания здоровье как феномен характеризуется тремя специфическими чертами: 1) тесной взаимосвязью субъективно-объективных характеристик; 2) постоянным наличием данной ценности (наряду с ценностью человеческой жизни) 3) долгосрочностью изменения состояния здоровья. Под субъективно - объективными характеристиками понимается взаимосвязь объекта (здоровья) и субъекта (отношение к здоровью) в ситуации, когда объект является неотъемлемой частью субъекта. Объективная сторона ценности здоровья возникает с момента осознания человеком своего существования и сохраняется на протяжении всей жизни. При этом люди привыкают к обладанию этой жизненно важной ценностью и обнаруживают ее значимость только в случае утраты. Долгосрочное изменение состояния здоровья предполагает способность здоровья постепенно латентно ухудшаться (в отличие от резких потерь, например, работы, денег, семьи). Поэтому здоровье воспринимается индивидом как ресурс, который может быть использован для получения других ценностей (денег, работы, любви и пр.).

Принципиально важным моментом является обусловленность индивидуальной ценности здоровья ценностью этого феномена на уровне общественного сознания. На этом, более высоком, уровне здоровье рассматривают как социальную, политическую и экономическую ценность.

Индивидуальная ценность здоровья в зависимости от психосоматического и психологического состояния индивида может быть как фундаментальной, так и инструментальной. Для здорового человека здоровье - это возможность полноценной жизни, т.е. инструментальная ценность. Для пожилого, больного человека здоровье нередко становится главным в жизни, т.е. фундаментальной ценностью. Доминирующей ценностью здоровья является именно инструментальная, что не уменьшает значимости здоровья как важнейшего компонента человеческой жизни.

Отношение к здоровью на макроуровне - уровне общества обусловливается сложившейся системой социальных норм. Социальные нормы при этом определяются как средство регулирования деятельности общества в целом, его институтов, социальных групп или отдельных лиц. Как элемент общественного сознания социальная норма - это всегда правила, требования общества к личности, в которых определены более или менее точно объем, характер, - а также границы - возможного и доступного в ее поведении. Одновременно в нормах содержатся критерии, оценка и средство социального контроля за этим поведением со стороны общества. Содержание социальных норм позволяет им быть регулятором общественных отношений и поведения личности. Социальные нормы как элемент общественного сознания и культурологический феномен аккумулируют бытовавшие ранее и существующие сейчас традиции и обычаи, связанные с отношением к здоровью. Важную часть методологии исследований здоровья в социальном аспекте составляет сравнительный анализ моделей и концепций здоровья. Старая научная парадигма изначально ориентировала индивида на объектность, т.е. государство брало на себя обязательства заботы о человеке по всем вопросам: жилище, работа, отдых, здоровье, семья, дети, обеспечение пенсионеров и инвалидов. Другими словами, оно освободило индивида от потребности заботиться о своем здоровье. Отсутствие традиции личной ответственности за здоровье в конечном счете привело, с одной стороны, к деградации социальной инфраструктуры, формирующей одну из важнейших потребностей человека, и адекватной ей стратегии охраны здоровья, а с другой — к социальному обесцениванию личности человека. Таким образом, в условиях смены общественного строя для развития и укрепления социального здоровья становится важной задача поиска новой научной парадигмы, рассматривающей индивида как субъекта здоровьесберегающего поведения. Предметом исследований стали социальные проблемы индивидов, групп и социума в целом в связи с условиями, способствующими или препятствующими наиболее полной реализации биологически или социально ценных качеств человека в целях сохранения своего здоровья. Социальная парадигма исследования ценности здоровья была основана на понимании влияния социальных явлений, процессов и институтов на биологический в своей основе феномен - здоровье популяции. Модель причин болезней исходила из парадигмы социальной патологии, под которой подразумевался широкий круг патологических состояний, в этиологии которых ведущую роль играли те или иные социальные факторы - это алкоголизм, наркомания, профессиональная патология, туберкулез, болезни, связанные с нарушением питания и т.п. Основная задача социальных исследований состояла в том, чтобы глубоко изучить влияние социальной среды на здоровье человека и разработать эффективные мероприятия по устранению вредного влияния среды. Объектом исследований социальной ценности здоровья стала конкретная социальная действительность.

Поэтому, здоровье как таковое отделено от конкретного человека, т.е. здоровье выделено как объект и построена его модель, то изучение реального индивида рассматривает его как предметную область тех или иных объектных свойств модели здоровья. На человека как на объект изучения одинаково внимательно смотрят философы, психологи, социологи, антропологи, педагоги и другие специалисты, ко каждый под своим углом зрения. Иначе говоря, предмет

— это определенный аспект, сторона объекта, взятая данной наукой в качестве главной. В человеке психолога интересует его внутренний мир, его душа, врача

— болезнь, биохимика — биохимические реакции, философа

— совокупность социальных качеств и т. д.

Предметом социальной философии, в таком случае, выступает совокупность всех теоретических понятий, при помощи которых наука описывает реальные факты, объясняет и помогает решать социальные и личностные проблемы. Среди базовых понятий в нашем предметном поле фигурируют понятия (общество, личность, общественное здоровье, модели и концепции здоровья).

Все базисные категории социальной философии имеют различное толкование в зависимости от теоретического подхода. Поэтому обобщенное знание приобретет смысл, если будет рассмотрено с позиций разных теорий. К тому же теории, разработанные для объяснения одних социальных явлений, часто привлекаются для объяснения других. В одном случае теории работают, в другом возникают серьезные противоречия, вплоть до необходимости замены исходных концептуальных положений. Поэтому ни одна из теорий здоровья не может дать четкий набор "правильных ответов" на вопрос о том, какими должны быть представления о здоровье и болезни.

Социальная политика в сфере общественного здоровья: интегративные показатели эффективности

Значение социальной политики определяется тем, что от ее реализации в конечном итоге зависят состояние здоровья населения и перспективы его изменения. Непосредственно феномен социальной политики стал изучаться только в середине XX в. в связи с анализом социального государства и социальной справедливости.

Ряд авторов зидят з социальной политике деятельность государства и/или общества по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства, распределения и потребления, позволяющая согласовать интересы этих групп с интересами человека и долговременными целями общества. Государственную социальную политику можно представить как баланс сил, как степень согласия по текущим и перспективным решениям, программам социального устройства и переустройства. Суть социальной политики, по их мнению, в интеграции механизмов и способов, посредством которых празительстзо, власть различных уровней влияют на жизнь населения, стремясь к стабильности и равенству.

Социальная политика - многоуровневое понятие, поскольку кроме собственной институциональной сущности включает социальную сферу жизни, обусловленную потребностью культурного и физического воспроизводства, и важнейшие социальные институты образования, здравоохранения, науки, культуры, социальной защиты, средств массовой информации и пр.

В настоящее время существуют несколько типологий социальной политики в зависимости от характеристик социально-политических систем. По одной типологии различают скандинавскую, континентальную европейскую, трансатлантическую англо-саксонскую модели; по другой - бисмаркскую и бевериджскую; по третьей - резидуальную (остаточную), институциональную и достижительную, по четвертой - либеральную, консервативную, социально-демократическую.

В либеральной модели государство обязано предоставить минимум социальных гарантий всем членам общества, с акцентом на бедные и малообеспеченные слои населения. Консервативная модель подразумевает отдельные социальные программы для различных профессиональных и статусных групп з зависимости от их трудового вклада. Социально-демократическая модель предусматривает разные права на заботу государства всех членов общества независимо от уровня благосостояния и трудового вклада.

В соотзетстзии с этой классификацией социальная политика і России формально ближе всего к социально-демократической модели.

Механизмы реализации социальной политики в российском обществе характеризуются сегодня, по мнению ряда исследователей, реально существующими трудностями, среди которых: 1) нехватка финансовых средств, организационного и управленческого потенциала;2) противоречия между центральными и региональными структурами при реализации социальных программ; 3) несоответствие между необходимыми сегодня новыми информационными технологиями в социальной сфере и современным состоянием государственного управления.

Указанные трудности имеют отношение и к социальной политике в сфере общественного здоровья, но основная методологическая сложность заключается в том, что до сих пор социальная политика рассматривала человека как объект своей деятельности и не требовала активного отношения к своему собственному здоровью. Рїзменившиеся социально-экономические условия поставили индивида и социальные группы перед необходимостью быть включенными в социальную политику в качестве равноправных факторов - партнеров государства. Тем самым обеспечиваются мобилизация внутренних личностных ресурсов и изменение мотивации, что в значительной степени будет способствовать повышению эффективности! социальной политики.

Употребляя термин "социальная политика" применительно к здоровью, мы руководствуемся пониманием "политики" в трактовке Всемирной организации здравоохранения - политика является согласием, консенсусом среди партнеров о том, какие проблемы надо решать, и о том, каким способом или с помощью каких стратегий это надо делать.100

Основной проблемой социальной политики сегодня является фактическое невосприятие здоровья населения з качестве капитала, экономического и социального, хотя на вербальном уровне такое понимание декларируется. Тогда как, по мнению экономистов, именно человеческий капитал, обеспечиваемый за счет инвестиций в образование, воспитание, здравоохранение, является важным фактором экономического роста страны. Как считают зарубежные ученые Р. Лукас, К. Мэнкью, Д. Ромер, до 80% различий в душевых доходах между странами разного уровня экономического развития объясняется прежде всего фактором человеческого капитала. В России объектом социальной политики в сфере здоровья являются массовые заболевания и группы людей, подверженных им. Здоровый человек и здоровая часть населения находятся вне сферы внимания здравоохранения до тех пор, пока у них не появятся заболевания.

Основными целями социальной политики в области общественного здоровья следует считать: признание в качестве ведущей ориентации заботу о здоровье здорового человека; создание конституционной и законодательной баз, обеспечивающих заинтересованность всех институтов, негосударственных структур, общества в целом в сохранении и укреплении здоровья; разработку системы стимулов для формирования у населения установок на здоровье и позитивное самосохранительное поведение; значительное усиление профилактической компоненты и общей политике здравоохранения.102

В последние десятилетия в России был принят ряд законов и подзаконных актов з области здоровья. К ним относятся: "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (1993 г.), "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1991 г.), "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (1991 г.), "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (1992 г.), "О предупреждении распространения з Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)" (1995 г.), "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (1998 г.), "Об охране окружающей природной среды", "О здравоохранении в РФ" (1999 г.), "Об ограничении курения табака" (2001 г.) и др.

Ключевым показателем нормативных ценностей социально — медицинских систем являются приоритеты решаемых здоровьесберегающих задач. Необходимо констатировать, что медицинские системы удовлетворяют два вида потребностей — биологические и психосоциальные. Общая адаптивная эффективность медицинской системы выражается как степень удовлетворения ею обеих потребностей, а также ее способность изменяться при появлении новых опасностей и потребностей. Разумеется, психосоциальные функции медицинских систем выходят далеко за рамки устранения тревоги, порождаемой болезнью. В ряде обществ концепции и практика, связанные с болезнью и ее лечением, позволяют индивидам приспособиться к совокупности стрессов, порождаемых социальными условиями. Кроме того, медицинские системы могут способствовать тому, что другие институты с адаптивными функциями приобретают важное значение для общества з целом. Для идентификации этих адаптивных функций можно использовать классический перечень медико-социальных функций, которые должно выполнять все общество для того, чтобы выжить. В такой список, например, можно включить: установление удовлетворяющих требованиям взаимоотношений с окружением и поддержание функции воспроизводства здоровья; дифференциация и распределение медико-социальных ролей индивида, групп и общества; эффективный контроль над деструктивными формами медико-социального поведения; медицинская социализация и другие функции.

Имея такой основной перечень можно выяснить, каким образом медицинские представления и практика влияют на каждую основную функцию любого общества (и тем самым адаптивно усиливают ее). Затем сравнения и классификация могут проводиться на основе числа и основных типов функций общества, на которые оказывает влияние каждая медицинская система. В определенном смысле. „это отражает степень, функциональной . взаимосвязи медицинской системы (через одну или большее число ее задач) с другими задачами по сохранению здорозья.

Поскольку медицина рассматривается как составная часть любой культуры, развитие медицины протекает соразмерно с раззитием любой другой составной части культуры. Глазным в исследовании медицинских систем можно считать выделение и описание парадигм, лежащих в основе медицинских систем и совокупности их лечебных задач, которые являются способами медико-социального взаимодействия в обществе, воплощенными в социально медицинских отношениях в процессе сохранения здоровья.

Похожие диссертации на Здоровье молодежи как общественная ценность в современном российском обществе : социально-философский анализ