Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политическое массовое зрелище в системе социального взаимодействия Тютюник Евгения Борисовна

Политическое массовое зрелище в системе социального взаимодействия
<
Политическое массовое зрелище в системе социального взаимодействия Политическое массовое зрелище в системе социального взаимодействия Политическое массовое зрелище в системе социального взаимодействия Политическое массовое зрелище в системе социального взаимодействия Политическое массовое зрелище в системе социального взаимодействия Политическое массовое зрелище в системе социального взаимодействия Политическое массовое зрелище в системе социального взаимодействия Политическое массовое зрелище в системе социального взаимодействия Политическое массовое зрелище в системе социального взаимодействия
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тютюник Евгения Борисовна. Политическое массовое зрелище в системе социального взаимодействия : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Омск, 2003 137 c. РГБ ОД, 61:04-9/133-0

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО МАССОВОГО ЗРЕЛИЩА 16

1 Зрелище как социально-философская проблема 16

2. Основы классификации массового зрелища 27

3. Политическое массовое зрелище как элемент политической культуры 40

ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА СТРУКТУРЫ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО МАССОВОГО ЗРЕЛИЩА 75

1. Структура политического массового зрелища и его субъекты 75

2. Факторы практического функционирования политического массового зрелища .96

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 126

Введение к работе

Актуальность темы

На современном этапе развития российского общества возникает необходимость научного переосмысления множества социальных явлений и процессов. Одним из таких явлений можно считать не имеющее категориального статуса политическое массовое зрелище, под которым понимается массовое театрализованное представление, предназначенное для реализации каких либо политических целей и [или] являющееся средством их достижения. Специфика существования и функционирования политического массового зрелища позволяет рассматривать его в качестве социально-философского феномена.

В научной литературе, освещающей проблемы праздничной культуры и зрелищных искусств, используется термин массовое зрелище, а политическое массовое зрелище как понятие и специфический социальный феномен не подвергалось специальному анализу. Однако, определены понятия политических представлений, спектаклей, шоу.

В процессе исследования политического массового зрелища предполагается использовать знания, накопленные философией, социальной психологией, историей, социологией, политологией, искусствоведением.

Для того чтобы в полном объеме представить картину существования и развития политического массового зрелища, для осуществления его функцио-

нирования необходимо учитывать также и комплекс практических навыков, которые включают в себя сценарное мастерство, режиссуру, сценографию и др.

Исследование объекта в качестве многофункционального социального явления обусловливает рассмотрение множества его факторов и аспектов существования. Автор считает, что это становится возможным при философском подходе к изучению политического массового зрелища, попытку которого представляет из себя предложенная диссертационная работа. Недостаточное количество подобного рода исследований становится очевидным даже при кратком рассмотрении истории изучения политического массового зрелища в отечественной гуманитарной литературе. Хотя объяснение такому состоянию проблемы можно найти.

Дело в том, что условия политического строя СССР были таковы, что научные исследования любых социальных вопросов, в том числе и политического зрелища, носили ярко выраженную пропагандистскую направленность в рамках одной действующей идеологии. Поэтому до нынешнего времени научное изучение политического массового зрелища, как предмета социально-философского исследования, могло считаться в некотором роде даже опасным для политического строя, так как в результате исследования становятся ясными некоторые механизмы идеологического воздействия, что было недопустимо для представителей органов власти СССР.

В связи с этим в течение длительного периода времени изучению политического массового зрелища уделялось незначительное внимание в гуманитарной научной литературе. В основном, политическое массовое зрелище рассматривалось как форма празднования, элемент досуговой деятельности, и в литературе, освещающей технологии организации массовых праздников. В

описаниях отдельных исторических фактов выделялись некоторые аспекты и социально-политических проблем. Неопределенность категории политического массового зрелища обусловливает задачу ее уточнения, в том числе и в ходе исследования содержания имеющихся концепций.

Политическое массовое зрелище давно существует как особая форма политического воздействия, его успешно создают и применяют для реализации политических идей. Для познания его сути в социально-философском контексте, необходимо изучение содержания понятия и введение его в категориальный ряд, что является необходимым условием исследования и поможет в решении теоретико-познавательных вопросов. Однако основой в данном исследовании будут реальные функции политического массового зрелища и практические результаты его существования.

Представляется интересным изучение исторического развития, разнообразия форм и методов проведения массовых зрелищ. Однако все более очевидна потребность в осмыслении зрелища именно как средства формирования политической культуры. Эта характерная особенность упомянутого явления замечалась давно, но специально отдельно не изучалась.

В данной работе предпринята попытка ликвидировать выявленный пробел в современном гуманитарном знании. К тому же, в связи с изменением политического строя в России, возникла необходимость повышения уровня политической культуры в государстве и формирования современного политического мировоззрения. В решении этих вопросов может помочь определение места политического массового зрелища в системе социального взаимодействия и степени его воз-

6 действия на политическое сознание, так как данная информационно-зрелищная

форма приемлема для всех социальных слоев и в любой исторический период с учетом изменения его содержания. Появление новых для России форм политической деятельности, таких как политический PR, предвыборные кампании, популяризация программ политических лидеров и др. требуют новых подходов в исследовании соответствующих массовых зрелищ в их практическом применении. Это позволяет указать на актуальность прикладного значения заявленной темы.

Обобщая сказанное, автор отмечает наиболее важные аспекты, подтверждающие актуальность темы.

Во-первых, политическое массовое зрелище, его функционирование и воздействие на политическое сознание людей не нашло всестороннего осмысления в социально-философской литературе. К тому же, термин «политическое массовое зрелище» в современной научной литературе фактически не упоминается и, соответственно, как феномен социально-политической жизни общества остается недостаточно изученным.

Во-вторых, изменение политического строя в России повлекло за собой преобразование сфер политической деятельности. В этой связи элементы политической культуры современной России требуют переосмысления как в идеологическом, так и в научном аспектах.

В данном диссертационном исследовании рассматривается один из таких элементов - политическое массовое зрелище.

В-третьих, теоретическое исследование политического массового зрелища непосредственно связано с последующим применением его на практике. При-

веденные в данной работе выводы могут послужить методологической основой для создания системы, помогающей людям осознано воспринимать элементы технологий манипулирования сознанием в процессе выбора представителей политической власти.

В-четвертых, данное исследование актуально еще и потому, что позволяет определить различия между целями воздействия массового зрелища. В частности, что является основной идеей массового зрелища: ощущение праздничной ситуации, эстетическое наслаждение или политические идеологизация и манипулирование.

Предложенное диссертационное исследование определяет политическое массовое зрелище не как форму празднования чего-либо, проведение досуга, а как активное средство политического воздействия на сознание через эмоциональную сторону человеческого восприятия. Особенности указанного феномена необходимо учитывать как создателям политического массового зрелища, так и его участникам, и зрителям. В частности, в современном демократическом обществе политическое массовое зрелище должно стать инструментом воспитания нравственной личности. Позитивная роль политического массового зрелища в системе социального взаимодействия заключается в формировании нравственных ценностей общества, в стремлении восстановить единство должного и сущего.

Таким образом, особую значимость приобретает философский анализ, интегрирующий накопленные знания в изучении природы и практического функционирования политического массового зрелища. В этой связи выделение сущностных характеристик предмета исследования, их взаимодействие и при-

чины изменения в системе общественных отношений представляют собой важную исследовательскую задачу социальной философии.

Степень разработанности проблемы и теоретические основы исследования

Интерес различных сфер гуманитарного знания к проблемам массового зрелища породил обширную и многоплановую литературу. Получили освещение вопросы о происхождении и историческом развитии зрелищных искусств, о технологии создания и функциях массовых зрелищ, также об их социально-политической значимости.

Довольно широк спектр работ, посвященных анализу массовых зрелищ в структуре праздника и празднования. Однако, круг специальных философских исследований массового зрелища как социально-философского феномена весьма узок. К тому же, политическое массовое зрелище, в социально-философской литературе не являлось предметом специального изучения.

Для данного исследования важными являются концепции А. Банфи, Я.В. Ратнера, определяющие зрелище как социальное явление. Значимость этих концепций еще и в том, что предложенная автором классификация выходит за рамки традиционной интерпретации зрелища как элемента праздника.

Однако, нельзя не принимать во внимание самую распространенную идею определения массового зрелища в качестве праздничной театрализации. В этом контексте массовое зрелище изучали М.М. Бахтин, Б.Н. Глан, А.А. Ко-

нович, В. Брабич, Г. Плетнева, Ромен Ролан. Факторы исторического развития и изменения праздничных зрелищ представлены в исследованиях А.И. Чече-тина, А.Ф. Некрыловой, Д.М. Генкина.

Анализ театральности зрелища, идея рассмотрения театрализации как творческого метода организации массового зрелища, проблемы технологий создания массовых зрелищ в т.ч. режиссура, сценарное мастерство разработаны такими авторами как К.С. Станиславский, Вл.И. Немирович-Данченко, Б.Е. Захава, А.Д. Попов, М.Г. Розовский, И.Г. Шароев, И.М. Туманов, А.Я. Таиров.

Одним из определяющих критериев феномена массового зрелища является наличие в его структуре процесса художественного творчества. Проблемы эстетического воздействия на сознание людей, понятия прекрасного и возвышенного, ощущения свободы в творчестве отражены в работах Г.В.Ф. Гегеля, Ф. Шиллера, Л.С. Выготского, Д.С. Лихачева, Н.А. Бердяева, А. Камю.

Политическое массовое зрелище - явление социальное, и в данной работе предпринята попытка его философского изучения. Именно этим обусловлено использование научных трудов по философии и социальной философии. Таким образом, в системе социальной философии проблемы человека и общества нашли свое отражение у Г.М. Борисова, Н.Ф. Третьякова. Интересы и потребности человека и общества, как основные движущие силы социальной деятельности, рассмотрены В.О. Бернацким. О. Ранк исследовал массовое сознание в аспекте социальной мифологии. Так как политическое массовое зрелище является особым явлением в культуре, то автор использовал труды по философии

культуры М.С. Кагана при изучении данного феномена. Исходя из того, что предмет исследования относится к духовной сфере общественной жизни, стали важными для исследования научные труды, характеризующие различные сферы жизнедеятельности (B.C. Барулин и А.К. Уледов).

Социально-философский подход в изучении политического массового зрелища позволил более точно определить критерии массовости явления. В этой связи научной основой исследования послужили произведения, раскрывающие психологические аспекты массовости социальных явлений, их роль и место в современном обществе. Авторами соответствующих работ являются Н.К. Михайловский, Г. Лебон, X. Ортега-и-Гассет, С. Московичи, Э. Канетти, Г. Блуммер, 3. Фрейд.

Специфика восприятия зрелища зрителем за счет особенностей человеческой психологии, вопросы коммуникативной стороны общения исследуются Д. Карнеги, Г.М. Андреевой, Р. Кёном.

Трансформация массового зрелища в политическое обусловливает использование опыта научных исследований политической культуры общества, ее составляющих элементов и специфике. В том числе характеристики государства, политических режимов, особенностей политических процессов и субъектов политических отношений представлены в произведениях таких авторов как Платон, Аристотель, К. Маркс, В.И. Ленин, А.И. Демидов, К.С. Гаджиев, А.А. Собчак, А.А. Дробышев, Н.В. Давлетшина, М.А. Хавеши и др.

В научных трудах К.А. Гельвеция, Н Макиавели, И Феста исследуются примеры использования массового зрелища в качестве популяризации деятельности политических лидеров.

Большую роль для автора данной диссертационной работы сыграли произведения авторов, изучающих технологии PR, социальной рекламы и политических манипуляций, опубликованные в последнее десятилетие.

Технологии оформления политических идей, принципы политических слоганов и формирование политического имиджа средствами массового зрелища изучены С. Блэком, О.А. Феофановым, Л.Н. Федотовой, И.Л. Викентьевым, Е.Т. Морозовой. Также значимым теоретическим источником стало исследование А. Цуладзе, где рассматриваются политические манипуляции как средство воздействия на массовое сознание с помощью рекламы и пропаганды, в том числе и средствами массового зрелища.

К социально-философскому исследованию современных политических массовых зрелищ привлекались материалы администрации Ленинского административного округа г. Омска, Управления культуры администрации г. Омска, а также практический опыт автора.

Анализ перечисленных и др. работ послужил теоретической основой для социально-философского исследования политического массового зрелища.

Основная проблема исследования обусловлена недостатком информации в современном российском обществе о политическом массовом зрелище как средстве политического воздействия, что и определяет необходимость выявления специфики и функций политического массового зрелища в системе социального взаимодействия.

Цель исследования заключается в выявлении сущностных признаков и особенностей политического массового зрелища как социально-философского феномена.

Задачи исследования:

  1. Определить массовое зрелище как социально-философский феномен и как субъект социальных отношений.

  2. Выработать критерии систематизации зрелищ и принципы их классификации.

  3. Раскрыть механизм преобразования массового зрелища в политическое и его специфику в зависимости от типов политической культуры.

  4. Рассмотреть эстетические и организационные особенности структуры политического массового зрелища.

  5. Выявить факторы практического функционирования политического массового зрелища как средства политического воздействия.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют принципы материалистической диалектики: в том числе системность рассмотрения предметов, движения от общего (зрелище) к частному (политическое массовое зрелище).

В русле диалектического понимания социальных явлений и процессов автором применены принципы историзма, восхождения от абстрактного к конкретному. Использован комплексный подход к анализу политического массового зрелища, основанный на выявлении системы его характеристик и особенностей.

Проблема политического массового зрелища носит интердисциплинарный характер, так как может являться предметом исследования социальной философии, истории, политологии, культурологии, искусствоведения, режиссуры, сценарного мастерства, социальной психологии.

Научная новизна работы обусловлена избранным аспектом исследуемой проблемы, определяется целью и задачами, решаемыми в данной работе и теоретико-методологическим подходом, выбранным для проведения исследования. Автором исследования выявлены следующие основные идеи:

  1. Выявлены объект-субъектные отношения зрелища и зрителя. Рассмотрено зрелище как средство массовой коммуникации, эмоционального воздействия на сознание людей. За счет оформления категориального аппарата расширено представление о предмете исследования, определены критерии интерпретации его особенностей и функциональных зависимостей в социальном мире.

  2. Предложена классификация массовых зрелищ по таким критериям как содержание, форма и сферы человеческой деятельности. Определена специфика массовости зрелища за счет количественного соотношения объекта и субъекта. Исследована трансформация его в политическое.

  3. Введено социально-философское понятие «политическое массовое зрелище» на основе систематизации и классификации зрелищ. Выявлен феномен политического массового зрелища как субъекта социальной жизни и элемента политической культуры общества. Рассмотрена специфика политического массового зрелища в тоталитарной и демократической политических культурах.

  4. Проанализирована специфика эстетических и организационных элементов структуры политического массового зрелища. Указанные элементы выделяются как средства политического воздействия.

  5. Синтезированы выводы теоретических исследований с целью использования их для выявления факторов и методов политического манипулирования.

На основе применения междисциплинарного подхода в изучении данного предмета исследования предпринято комплексное изучение социально-философских аспектов политического массового зрелища.

Практическая и теоретическая значимость исследования

Результаты и выводы, полученные в диссертационном исследовании, могут быть использованы при подготовке и чтении специальных учебных курсов по социальной философии, социологии, культурологии. Ряд материалов может быть применен при подготовке специалистов в области социальной работы, социальной и политической рекламы, массовой режиссуры, политологии. Некоторые положения диссертации могут использоваться при разработке государственных программ в сфере связей с общественностью, а также программ, способствующих повышению уровня политической культуры общества. Результаты исследования могут быть применены при разработке программ предвыборных кампаний политических партий и лидеров, как методологический материал написания сценариев политических акций и массовых мероприятий. Материалы диссертации могут стать частью разработки концепции технологий политической антиманипуляции.

Апробация результатов исследования

Основные положения диссертации отражены в 4 научных публикациях. Научные результаты и вьшоды проведенной работы бьши изложены в выступлениях на

всероссийских и городских научно-практических конференциях и семинарах: «До
суг. Творчество. Культура» - Омск. 1998, 1999, 2000; «Особенности развития теат-
^ рального творчества и массовых праздников на современном этапе» - Омск, 1999.

На основе теоретических выводов диссертации автором подготовлены и отрежессированы следующие политические массовые зрелища:

  1. 100-летний юбилей Государственного унитарного предприятия «Омский завод транспортного машиностроения» - 1998 г.

  2. Концерт ко Дню независимости России в Ленинском административном округе- 1998 г.

  3. 100-летний юбилей Ленинского административного округа - 1999 г.

  4. Молодежная акция «Молодежь - за!» в рамках предвыборной кампании кандидата на должность главы самоуправления г. Омска - 2001 г. и др.

*

Структура диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения и списка литературы.

Зрелище как социально-философская проблема

Проблемы жизнедеятельности социального мира всегда представляли научный интерес. С развитием общества увеличиваются объемы коммуникаций, требующие все более прогрессивных форм для воплощения общественных целей. Однако, восприятие и осознание человеком социальных явлений и мира в целом как и прежде зависит от степени воздействия на основные каналы человеческого восприятия.

Формой воздействия на общественное сознание и специфическим средством массовой коммуникации с давних времен и по наши дни являются массовые зрелища. К тому же, анализ философских словарей свидетельствует об отсутствии понятий зрелище и массовое зрелище как философских.

Учитывая множество видов и разнообразие типов зрелища, а также для определения его как объекта исследования, возникла необходимость в некоторой классификации заявленного феномена, что послужит основой создания понятийного аппарата в рамках гносеологического подхода.

Часто понятие зрелища сужается до одной из форм праздника. Отметим, что «для людей, которые воспринимают массовый праздник только как развлечение, он будет служить зрелищем»1, но как явление, зародившись еще в античные времена, в XX веке оно стало значимым фактором социальной жизни. Жанрово оно имеет различные интерпретации и многократно классифицируется режиссерами массовых праздничных представлений. Например, Д.М. Ген-киным рассматриваются следующие массовые действа: «...карнавалы, шествия, манифестации, митинги, фестивали»2.

Для начала стоит определить, что именно представляет собой зрелище, и в каком контексте оно будет использоваться в данном исследовании. Анализ литературы позволяет заключить, что различаются две основные интерпретации зрелища. Во-первых - это то, что представляется взору, привлекает взор или случай, событие, происшествие видимое глазами, все, что рассматриваем внимательно. Во-вторых - это театральное или театрализованное представление.

Но XX век и особенно его вторая половина выявили систематичность использования зрелищ в качестве инструмента воздействия на сознание людей. Вот почему необходимо более строгое разграничение понятий зрелище, массовое зрелище. И, прежде всего, возникает задача обозначения основного критерия такой интерпретации.

В этой связи целесообразно осветить социальный аспект зрелища. Как известно всякое зрелище есть форма эмоционально-эстетического, идейно-эмоционального общения, которая обусловливает взаимосвязь и зависимость зрителя и зрелища. Безусловно, это говорит о социальности понятия зрелища. В свое время итальянский ученый А. Банфи предложил типологию зрелища по таким признакам как действенность и коллективность. Однако, автор диссертационного исследования принимает за основу мнение Я.В. Ратнера о том, что «...зрелище является социальным, неограничено всеобщим моментом, не только сопровождающим и регулирующим общественную жизнь как таковую и обеспечивающим ей преемственность, но и лежащем в основе культурных проявлений различного рода» . Наличие понятия «коллективности» как обязательного участия и роли объекта воздействия, т.е. зрителя говорит о неизменности объект-субъектных отношений.

Для указанных отношений предлагается определить, что является субъектом, а что объектом зрелища.

Оснований выявления может быть несколько. Для начала зрелище можно разделить на само зрелище и зрителя. Здесь же нужно учесть, что в структуру зрелища войдут его организаторы и непосредственные участники. В свою очередь зрителями будут все, кто наблюдает зрелище. Так как специально организованное массовое зрелище представляется как средство воздействия на сознание людей, то в этом случае соответственно определяет зрелище (в т.ч. организаторов, непосредственных исполнителей) как субъект, а зритель является объектом воздействия. Таким образом, субъект - зрелище и его организатор, а зритель - весьма специфический объект. Стоит заметить и то, что зритель во время или после зрелища становится носителем тех или иных идей и имеет способность их распространять, т.е. сам превращается в субъект воздействия, что говорит о наличии обратной связи.

Политическое массовое зрелище как элемент политической культуры

Предложенная выше типология по сферам человеческой деятельности позволяет видеть как политические аспекты, так и выделить политическое массовое зрелище как особый самостоятельный тип. Однако, для определения сущности этого явления и, в особенности, его характеристики как политического, необходимо рассмотрение его в рамках целостной социальной системы, соответствующих отношений, процессов и явлений.

Объективное представление о современном обществе невозможно без определения роли политики в нем. Политические явления и процессы, стали неотъемлемой частью социального мира, в котором, так или иначе, прослеживаются элементы зависимости людей и иных субъектов социальной действительности от политической системы общества, от государства и органов власти. Политика как определенные принципы оформления и функционирования государства и ее производные вызывают все больший интерес. Это связано с процессом образования государств, социальным расслоением и имущественным неравенством.

При этом принято выделять политическую элиту, к которой относятся представители власти в любой сфере жизнедеятельности, и остальные элементы политической структуры. Но, так или иначе, все социальные структуры и их представители имеют отношение к политике и власти. Автор исследования находит подтверждение этому у современных исследователей и соглашается с тем, что: «политика превращается в совокупность массовых процессов, выражающуюся в деятельности представительных политических учреждений, в участии граждан и общественных организаций в принятии и исполнении решений, в выборах органов власти, в учете общественного мнения, коллективных форм социальной критики -средств массовой информации, опросов, референдумов и т.д. Самоуправление становится в развитых странах занятием заметной доли активного населения»1.

В различные исторические периоды развития общества интерес ко всему «политическому» то падает, то активизируется. Это зависит от различных факторов. Например: конфликты, кризисы государственного строя общества, степень социальной активности и культурного развития людей, уровень социальных потребностей и др. Если рассматривать политизацию современного общества как заинтересованность людей в деятельности институтов и представителей государственной власти, то период смены политического строя, а значит и власти, наиболее удачный для изучения политизации общества. На данном этапе Россия находится именно в таком положении.

Повышенный интерес к политическим процессам и явлениям создает проблему определения границ «политического» и конкретизации характеризующих его факторов. Это является следствием сложности и многослойности комплекса соответствующих институтов. Стоит учитывать тот факт, что политическая сфера включает в себя: а) идеологию, б) политические организации (особенно государство) и в) политические отношения. Вот почему рассмотрение массового зрелища представляется целесообразным в качестве элемента политической культуры, которую, в свою очередь, можно представить как «систему исторически сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений людей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности».

В XX веке политическая культура стала самостоятельно действующим фактором общественно-политических процессов, но по традиции проявляет себя фактически во всех сферах общественной жизни. И поэтому политическая культура активно присутствует в таких функциях как познавательная, воспитательная, регулятивная, коммуникативная, нормативно-ценностная, интегратив-ная, защитная, прогностическая и др. Тем более, что содержанием многих из них является обмен соответствующей информацией, распространение знаний, умений и навыков участия в политической жизни. Элементы политической культуры способны воздействовать на поведение людей в процессе подготовки и принятия политических решений для приобщения личности к политической жизни, совершенствования ее интеллектуальных способностей, навыков, активного и полноценного участия в государственном управлении.

Структура политического массового зрелища и его субъекты

Методология политического массового зрелища, его феномен, прежде всего, имеет значение в процессе его практического функционирования. Поэтому необходимо рассмотреть специфику его свойств, а также средств и методов воздействия на сознание людей.

В этой связи целесообразно обратиться к истории предмета исследования.

На потребность людей в подчинении более сильным (вожакам, шаманам, идолам, языческим богам и т.д.) представители этих «сил» обратили внимание еще в древности. И с успехом этим пользовались. Тогда же возникает необходимость завоевания приоритета избранными перед избирателями. Даже в тех случаях, когда власть завоевывалась силой, удержание ее на уровне авторитарности требовало применения дополнительных средств. И поэтому с давних времен и по наши дни практика использования политического массового зрелища, в соответствующих целях, актуальна и разнообразна.

Любые качества представителей власти, демонстрирующие большие возможности по сравнению с основными членами того или иного общества, давали возможность главенства и управления им. Собственно, учитывая этот аспект, уже в древние времена некоторые представители общественных формирований для демонстрации отличительных качеств или просто за неимением таковых прибегали к помощи дополнительных зрелищных эффектов (элементов театрализации). К таким элементам, используемым в древнем мире, можно отнести переодевания в шкуры животных, подражание голосам птиц и зверей, демонстрация их повадок, использование огня, воды и даже случайно сопутствующих природных зрелищ в качестве символов человеческого могущества, единства с природой, а значит и возможностью власти над остальными.

Известно, что еще у индейских племен Северной Америки для сохранения своего статуса, вождь один раз в год организовал массовое зрелище, которое сопровождалось раздачей его собственных вещей, как символов разделения власти с народом и своеобразную форму борьбы за власть. В случае отказа устраивать подобное действо, вождю грозила смерть, поэтому описанная акция проводилась всегда. Это древнеиндейское массовое зрелище на языке племени называлось «потлач» (на языке нутка - дар) и в современной научной литературе оно используется как термин, который употребляют для описания благотворительных политических акций такого рода1.

Развитие общества влечет за собой и более четкое политическое расслоение, что, безусловно, проявляется в дальнейшей эволюции соответствующих зрелищ. В древней Греции на празднике Панафиния излюбленным политическим массовым зрелищем была процессия, в которой на украшенных телегах везли разукрашенные большие скульптуры богов, рядом с которыми восседали правители и знать в самых дорогих нарядах, отождествляя, тем самым, себя с божеством. Остальное же население продвигалось пешком, сопровождая богов, а вместе с ними и знать. В древнем Риме в борьбе за власть императоры использовали определенное зрелище. В нем на фоне атлетов (как бы себя) они выставляли клоунов-«худышек» для сравнения своих сил и сил политического соперника1.

Известно, что политические массовые зрелища имели особое значение и в XX веке. Особенно в условиях тоталитарных государств и, в частности, для поддержания значимости их лидеров. Так, например, политическое массовое зрелище являлось неотъемлемым атрибутом гитлеровской Германии, а Гитлер выполнял функции режиссера, что подтверждает следующее высказывание о нём: «...его театральная натура невольно всякий раз прорывалась наружу и толкала его на то, чтобы подчинить политические категории соображениям эффектной инсценировки».

Процесс выбора политического лидера существует достаточно давно. С течением времени общество, безусловно, развивается и меняется. Социологами замечено, что в обществах, которые характеризуются отчетливо выраженными модер-низационными процессами, существует объективная необходимость в политической коммуникации, диалоге по поводу альтернатив социально-политического развития.3 В свою очередь функционирование власти, а равно и претендентов на нее, невозможно без официального одобрения их политических программ если не всеми, то хотя бы большинством, общественными формированиями. Для получения данного одобрения представители политической власти прибегают к помощи этих формирований, применяя все возможные средства и методы. В связи с этой особенностью, в последние годы заметно возросло значение символической политики и необходимости политического манипулирования.

Но, как и прежде особое место в политических технологиях современных государств занимают соответствующие массовые зрелища. Это связано с некоторыми свойствами, которыми оно обладает. Одно из них исключительное: в отличие от приемов телевидения и прессы, политическое массовое зрелище позволяет донести необходимую информацию в процессе непосредственного живого общения. Так, в США над имиджем и пропагандой деятельности политического лидера уже давно трудится целая индустрия. В свое время в ходе предвыборной кампании Р. Рейган собрал «...напротив собственного дворца тысячную толпу студентов и с ними вместе танцевал, махая флажками и поздравляя с началом каникул».

Похожие диссертации на Политическое массовое зрелище в системе социального взаимодействия