Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Понятие "языковая личность" и проблема социального конструирования реальности Паниткова, Эллина Юрьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Паниткова, Эллина Юрьевна. Понятие "языковая личность" и проблема социального конструирования реальности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Паниткова Эллина Юрьевна; [Место защиты: Сев. (Арктический) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Архангельск, 2012.- 240 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/525

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Хотя XX век отмечен переменами в ориентирах философии, ее стремлением найти основание бытия в самом человеке, проблема взаимоотношений человека и общества по-прежнему остается актуальной.

Одним из способов рассмотрения данной проблемы становится идея социального конструирования реальности, утверждающая, что реальность в той или иной мере создается, конструируется человеком (под «реальностью» понимается лишь реальность, воспринимаемая, принимаемая субъектами в таком качестве). При этом определение «социальное» подчеркивает, что реальность конструируется непременно в рамках человеческого взаимодействия (используя терминологию феноменологии, в интерсубъективном мире). В рамках социального конструирования необходимо иметь в виду наличие двух его уровней: социальное конструирование реальности, где под реальностью понимается природа, т.е. речь идет об опыте взаимодействия с внешним миром (миров физических объектов), и социальное конструирование социальной реальности, где речь идет о выстраивании реальности особого порядка - межчеловеческой, коммуникативной реальности (при этом оба уровня существуют через коммуникацию и взаимодействие с другими). Как и в рамках теории социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана, в рамках данной работы освещается конструирование реальности «второго порядка» - социальной реальности, т.е. фактически речь идет о социальном конструировании социальной реальности.

Понятие «личность» может являться одним из наиболее адекватных понятий для обозначения субъекта конструирования, поскольку оно позволяет, с одной стороны, заострять внимание на единичном индивиде, его интересах и потребностях, а с другой - рассматривать его в совокупности его общественных отношений, акцентировать общественный характер бытия человека.

Особо следует подчеркнуть роль языка в процессе конструирования, поскольку он, во-первых, выполняет экспрессивную функцию, во-вторых, позволяет осуществлять когнитивные операции, в ходе которых, в частности, производятся абстракции и типизации, необходимые для повседневного опыта, в-третьих, обеспечивает общение между личностями, в результате которого вырабатываются столь значимые для социальной жизни конструкции. Язык является универсальной средой конструирования реальности и универсальной средой существования человека: овладев им, человек уже не может отказаться от его использования, его существование неразрывно связано с языком. Этим обусловлен тот факт, что язык является средой существования реальности, в том числе повседневной реальности, которая создается посредством коммуникации и соткана из языковых структур. Конструирование носит языковой характер, поскольку язык - это наиболее универсальное средство общения и познания.

Более того, язык является неотъемлемой составляющей бытия личности, любая личность укоренена в языке. Язык представляется тем началом, которое сущностно объединяет личность и конструируемую ею реальность. Таким образом, категория «языковая личность» релевантна для рассмотрения вопроса о конструировании реальности, что обусловливает актуальность исследования.

Степень научной разработанности проблемы

Проблема социального конструирования реальности рассматривается, прежде всего, в рамках феноменологической философии и социологии, где наиболее показательна работа П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности». Необходимо отметить, что влияние на становление данной концепции оказали прагматизм, понимающая социология М. Вебера, идеи символического интеракционизма, феноменология Э. Гуссерля, феноменологическая социология А. Шутца.

Более того, необходимо отметить, что история философской мысли богата примерами разработки идеи конструирования реальности. Так, радикальный конструктивизм (Э. фон Глазерсфельд, У. Матурана, Ф. Варела, П. Ватцлавик, Х. фон Ферстер и др.) прямо указывает на связь этой теории с идеями Ксенофана, Протагора, скептиков, Дж. Вико, Дж. Беркли, И. Канта, Ж. Пиаже и других. Однако радикальный конструктивизм не акцентирует внимание на социально-философской проблематике, интересуясь, преимущественно, эпистемологическим аспектом конструирования, а не онтологическим или социальным: познание рассматривается как активный процесс конструктивной деятельности субъекта, как способ организации субъектом опыта, оно имеет адаптивное значение (нацелено на приспособление и выживание) и, следовательно, практический характер. Социальный конструкционизм (К. Джерджен, Р. Харре, С. Московичи, Дж. Шоттер), ставящий в центр внимания вопросы об отношениях, коммуникативных процессах, носит в значительной степени психологический характер. Хотя и для теории социального конструирования реальности, и для радикального конструктивизма, и для социального конструкционизма актуальна проблема взаимоотношений «индивид-общество», представляется, что лишь теория социального конструирования реальности концентрирует внимание на сугубо социологическом и социально-философском толковании процесса конструирования реальности.

В отношении понятия «языковая личность» следует отметить, что оно разрабатывалось преимущественно в лингвистическом ключе.

Представления о языковой личности имплицитно присутствуют уже у Г. Штейнталя, В. Вундта, А.А. Шахматова. Первое эксплицитное обращение к теме языковой личности связано с именем Й. Вайсгербера, в русской лингвистической традиции впервые упоминание об этом феномене встречается у В.В. Виноградова в работе 1930 г. «О языке художественной прозы», где данное понятие выводится на основе анализа языка художественной литературы и разрабатываются два пути изучения языковой личности - личность автора и личность персонажа. Велика заслуга в развитии представлений о личности говорящего таких выдающихся ученых, как Г.О. Винокур, Ю.М. Лотман, М.М. Бахтин.

Исследованием проблемы непосредственно языковой личности занимались такие исследователи, как Г.И. Богин, Ю.Н. Караулов, В.П. Нерознак, С.Г. Воркачев, А.Г. Баранов, Т.Н. Снитко, С.А. Сухих, В.В. Зеленская, А.В. Пузырев, В.И. Карасик, Л.П. Крысин, О.Б. Сиротинина и др.

В работах Е.В. Красильниковой, Т.А. Трипольской языковая личность исследуется с позиций характерных для нее способностей, а также с позиций создания и восприятия ею текстов. О.Б. Сиротинина, Т.В. Кочеткова, М.А. Кормилицына, К.Ф. Седов делают акцент на речевой культуре личности. В 90-е гг. XX века разрабатываются методики создания портретов языковой личности авторов художественных текстов, представителей определенных референтных групп (А.П. Бабушкин, М.А. Дмитровская, А.К. Ермолаева, Л. А. Каракуц-Бородина, В.В. Ляпон и др.).

Языковая личность может рассматриваться в синхроническом (Ю.Н. Караулов) и диахроническом (В.П. Тимофеев) аспектах, а также с точки зрения «стандарта», т.е. усредненной обработанной нормы языка («нестандартной» называется личность, объединяющая «верхи» и «низы» культуры языка»).

Со времени появления самого термина «языковая личность» исследователей интересовал, прежде всего, обобщенный образ носителя языка. Однако в последнее время заметно увеличилось количество исследований, посвященных изучению индивидуальных особенностей языковой личности, и преимущественно речь идет о ее проявлениях в контексте художественной литературы (Е.Ю. Геймбух, Л.А. Каракуц- Бородина, З.А. Кузневич, А.П. Чехова, Л.Н. Чурилина и др.). В данном отношении следует отметить преимущественный анализ «элитарных» языковых личностей и недостаточное внимание к рядовым носителям языка. Представляется, что постижение сущности языковой личности невозможно без исследования рядового говорящего.

Диалектическая связь индивидуального и социального, заключенная в понятии «личность», выражается в том, что понятие «языковая личность» может использоваться для обозначения как индивидуального для каждого говорящего способа использования языковых средств, так и когнитивно-дискурсивного инварианта.

Однако при изучении языковой личности не следует ограничиваться лишь лингвистическими изысканиями, но обязательно должны приниматься во внимание и социальные, и социально-философские основания. Классификации подходов к изучению языковой личности позволяют судить о том, что многие авторы уделяют внимание социальному аспекту языковой личности (национальный, социолингвистический, гендерный подходы). Тем не менее, при всем разнообразии подходов к языковой личности и внимании к социальной составляющей, значение языковой личности для процессов социального конструирования реальности остается малоизученным.

Таким образом, обращает на себя внимание то, что исследователи проблем социального конструирования реальности не обращались к языковой личности как к возможному субъекту конструирования (хотя уделялось достаточное внимание языку как той среде, в которой происходит конструирование), равно как исследователи языковой личности не рассматривали проблему конструирования ею реальности. Настоящая работа призвана, проанализировав содержание понятия «языковая личность» с социально-философских позиций, рассмотреть ее роль в социальном конструировании реальности.

Объектом диссертационного исследования является социальное конструирование реальности.

Предметом исследования является роль языковой личности в социальном конструировании реальности.

Цель исследования состоит в том, чтобы установить, каким образом языковая личность участвует в социальном конструировании реальности.

Достижение этой цели предполагается через решение следующих более частных задач:

  1. Исследовать вопросы генезиса и развития теории социального конструирования реальности.

  2. Проанализировать проблему взаимоотношений между «я» и «другими».

  3. Исследовать понятие «языковая личность» и ее структуру с позиций, релевантных для проблемы социального конструирования реальности.

  4. Рассмотреть уровни социального конструирования реальности языковой личностью, отражающие ее роль в данном процессе.

Методологическая основа исследования

На философском уровне основой исследования выступает феноменологический подход, согласно которому субъект познания обращается не к объектам окружающего мира, а к своему сознанию. Общество с подобных позиций признается абстракцией, создаваемой индивидами для собственного удобства, теоретическим конструктом, при этом, однако, не отрицается обратное влияние данного конструкта на создавших его субъектов.

Поскольку и социальная реальность, и языковая личность рассматриваются как системы, следует отметить, что в работе прослеживается принцип системности.

На общелогическом уровне методологии работа основана на методах анализа и синтеза, а также на методах абстрагирования и обобщения (используются при разработке понятия «языковая личность»).

В рамках общенаучного уровня методологии в работе используется гипотетико-дедуктивный метод (поиск подтверждения концепции социального конструирования реальности на разнообразных уровнях социальности).

Теоретическую базу исследования составили философские, социально-философские, социологические и лингвистические труды, связанные с осмыслением коммуникативных практик, понимаемых в качестве механизма конструирования реальности.

Исследование опирается на принципы феноменологии Э. Гуссерля, феноменологической социологии А. Шутца, П. Бергера, Т. Лукмана, а также на основные положения радикального конструктивизма (Э. фон Глазерсфельд и др.).

При анализе понятия «языковая личность» использовались работы по социолингвистике и лингвистике как отечественных, так и зарубежных авторов.

Научная новизна исследования:

    1. Проблема социального конструирования реальности рассмотрена с применением понятия «языковая личность», что позволяет расширить границы теории социального конструирования реальности, обогатив ее как в социально-философском, так и в лингвофилософском ключе.

    2. Понятие «языковая личность» представлено как социально- философское понятие, предложено его определение в качестве такового.

    3. Рассмотрение языковой личности c лингвофилософских позиций обнаруживает два уровня ее существования: уровень языка и

    уровень речи, в более широкой трактовке - уровень типизаций и уровень ситуативности. Выработка, сохранение типизаций осуществляется преимущественно благодаря языку, а также его процессуальной составляющей - речи.

    4. На социально-философском уровне рассмотрены «языки» и «миры» некоторых социальных групп и социальных институтов, что является следующей ступенью существования языковой личности и конструирования ею реальности. С социально- философских позиций рассмотрена роль языка в функционировании данных социальных образований.

    Положения, выносимые на защиту:

        1. Люди конструируют общие значения и смыслы («общие» в значении «совпадающие», «схожие»), т.е. внешний, понятный, конвенциональный мир для того, чтобы, существуя в этом знаково-символическом пространстве, обеспечить взаимодействия и чувство «онтологической безопасности». В этом процессе ключевая роль принадлежит языку.

        2. В рамках теории социального конструирования реальности под языковой личностью понимается потенциально или актуально включенный во взаимодействие с другими субъект, который при помощи языка осуществляет осмысливание, концептуализацию мира, общение с другими личностями, а также самовыражение посредством тех способов, которые: 1) свойственны человеческому языку вообще; 2) свойственны конкретному (национальному) языку, а также языку разнообразных социальных общностей; 3) свойственны языку данного индивида. Языковая личность представляет собой не только носителя языковой способности, но и пользователя языка, она характеризуется с точки зрения языкового (речевого) поведения.

        3. Основным противоречием, обуславливающим развитие языковой личности, является противоречие между конвенциональностью, типизированностью общественных норм и индивидуальным творческим началом, при этом данное противоречие реализуется и с помощью языка (выработка и сохранение типизаций осуществляются во многом благодаря языку), и в самом языке (язык имеет два уровня: уровень правил, системы, устоявшихся значений и уровень реализации данных правил, системы, значений).

        4. Каждая из форм существования социальной общности тяготеет к созданию собственного языка, который выполняет функции, заданные той или иной «мы-группой». С помощью языка

        создается не только социальный мир в целом, но и множество социальных миров, его составляющих.

        5. Подобно социальным группам, социальные институты также предполагают существование собственных языковых миров, и, хотя язык не является непременной составляющей социального института как такового, он неразрывно связан с его существованием, поскольку представляет собой наиболее универсальную знаковую систему, которая создает и поддерживает соответствующий институциональный дискурс, транслирует необходимые нормы и правила, что позволяет данному институту существовать в сознании людей, а людям - ориентировать на него свою деятельность, обеспечивая порядок своего существования.

        Научно-практическая и теоретическая значимость исследования

        Теоретические положения, сформулированные в диссертации, могут быть использованы для углубления представлений о той линии развития новейшей социальной философии, которая в центр внимания ставит проблемы социального конструирования реальности.

        Результаты проведенного исследования позволяют полагать, что социальное конструирование реальности есть явление, укорененное в языке и имеющее отношение к каждой личности, живущей и действующей в мире. Поскольку, как было доказано, социальная реальность творится исключительно самими людьми, главным этическим выводом работы можно считать обоснование необходимости осознания каждой личностью ответственности за совершаемые ею действия, причем такой ответственности, которая касается не только окружения личности, но и ее самой.

        Работа может быть использована в преподавании социально- философских дисциплин, а также для составления учебно-методических пособий по социальной философии, социолингвистике и философии языка, особенно в отношении установления межпредметных связей между указанными курсами.

        Выводы и результаты, полученные в ходе исследования, можно использовать для дальнейших разработок по социальной философии в рамках теории социального конструирования реальности, в частности, внимания заслуживает изучение конструирования реальности на иных социальных уровнях (иные социальные общности), а также исследование конкретных механизмов данного конструирования применительно к каждому уровню.

        Структура диссертации

        Диссертация состоит из введения, разделенных на параграфы двух глав, заключения и списка литературы.

        Похожие диссертации на Понятие "языковая личность" и проблема социального конструирования реальности