Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Повседневность как элемент социальной реальности Семенов Николай Борисович

Повседневность как элемент социальной реальности
<
Повседневность как элемент социальной реальности Повседневность как элемент социальной реальности Повседневность как элемент социальной реальности Повседневность как элемент социальной реальности Повседневность как элемент социальной реальности
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Семенов Николай Борисович. Повседневность как элемент социальной реальности : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Москва, 2006 131 с. РГБ ОД, 61:06-9/595

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Сегодня в социальной философии возрастает интерес к теоретическому осмыслению проблем трансформации повседневной жизни людей и реформирования общества. Большое значение приобретают проблемы сохранения социального мира и социально-психологической адаптации.

Изменения структуры социальных связей и отношений всегда влекут за собой трансформацию традиционных систем повседневности, что в свою очередь в человеке вызывает чувства беспокойства и неуверенности. Неустойчивость обыденного сознания дополняется и тем, что развитые страны в современных условиях достаточно быстро втягиваются в глобальные информационные и коммуникационные отношения. В свою очередь, глобализация коммуникации во всемирной сети Internet разрушает социальные барьеры, но в то же время рушатся и традиционные сообщества, традиционные формы социальных связей и соответственно меняется повседневность.

Повседневность, в качестве важнейшей формы человеческой жизни, стала объектом, на котором сконцентрировались интересы многих социально-гуманитарных наук. Исследования историков и философов показали, что в эволюции повседневности отражается состояние цивилизационного процесса в целом. В трудах культурологов повседневность рассматривается как фундаментальная категория, дающая ключ к пониманию духовных феноменов.

Непосредственным объектом размышлений философов повседневность стала только в минувшем XX веке. Вплоть до выдвижения в качестве философской проблемы жизненного мира, о повседневности можно говорить лишь как о некоей направленности сознания философов. Философия тематизирует лишь познавательные аспекты повседневности, такие интеллектуализированные модификации обыденного сознания как здравый смысл и мнение.

В современном быстроменяющемся мире самой ярко выраженной тенденцией является разрушение этнических, культурно-исторических и политических границ, традиционных сообществ, устоявшихся форм повседневных связей. Имманентные этнокультурные отношения замещаются отношениями, построенными на

внешних проявлениях и символах. Такие тенденции ведут к повседневной дезинтеграции в социуме на фоне глобализации общественных отношений. Остановить или изменить ход процесса нельзя, но можно выработать социальные технологии, которые не только смягчат социальные противоречия для отдельных индивидов, но и смогут создать систему социальной адаптации.

Социально-философский анализ повседневности способен прояснить вышеназванные проблемы, сформировать «технический аппарат» адаптации повседневности к реалиям бытия.

Степень разработанности проблемы. В современной социальной философии повседневность является объектом исследований и составной частью многих научных трудов. Однако в отечественной философии монографий, специально рассматривающих повседневность в качестве объекта философской рефлексии, мало.

Что касается отдельных вопросов повседневности, обыденного сознания и важнейших сторон повседневных отношений, то они изучаются многими учеными. Хотя следует отметить и тот факт, что в существующих исследованиях отсутствует корреляция отдельных областей исследования с процессами глобальных социокультурных изменений в России и за рубежом.

Характерно, что в западной философии разрабатывается преимущественно проблема онтологического статуса повседневности. Эти знания базируются на онтологическом допущении, согласно которому объект анализа - повседневность - обладает сложной многослойной структурой и разнообразен в формах осуществления.

У истоков исследования феноменологии жизненного мира стоит Э.Гуссерль1, который исследовал соотношение понятий повседневности и жизненного мира. Выполнение поставленной Гуссерлем задачи продолжили его последователи П.Бергер2, Т.Лукман, А.Шютц3 и немецкий феноменолог Б.Вальденфельс4. Затем Дильтей и Гадамер решали проблему повседневности в русле герменевтической традиции.

Эдмунд Гуссерль. Собрание сочинений. Том III (I). Логические исследования. Том II (1). Исследования по феноменологии и теории познания. — М.: Гнозис, 2001

1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: Медиум, 1995.

ШютцА. Смысловая структура повседневного мира: Очерки по феноменологической социологии: Перевод с англ. — М. 2003

Валъденфелъс Б. Повседневность как плавильный тигель рациональности. Пер. с нем. M.B. Воронцова. Социо-Логос. Вып 1. —M.: Прогресс, 1991

Одним из зарубежных исследователей, впервые поставивших проблему повседневности, является Т.Рид5 с фундаментальным исследованием философии здравого смысла.

Онтологию повседневности исследовал М.Хайдеггер. В достаточной степени отрефлектированный материал для философского анализа содержится в исследованиях Н.Элиаса и представителей французской «новой исторической науки» Ф.Броделя и Ж.Дюби.

Исследования повседневности в отечественной философской литературе можно разбить на несколько групп. Одну из них представляют работы, в которых изучаются такие модусы повседневности как обыденное сознание и обыденное мировоззрение. Эти вопросы поднимаются в работах БЛ.Пукшанского и К.Т.Талипова.

В трудах И.Т.Касавина и С.П.Щавелева проводится различие между повседневностью и ее конкретными образами, повседневной реальностью и обыденным сознанием, повседневным опытом и философией здравого смысла.

Отечественный исследователь С.Н.Тесля изучая повседневность, — ближайшую человеку действительность, выделяет ряд ее характеристик, которые можно было бы назвать «экзистенциалами» (Тесля С.Н.).

Ко второй группе можно отнести труды отечественных исследователей, которые рассматривают ментальные, социокультурные и духовные аспекты повседневности.

К этой группе можно отнести работы В.И.Курбатова, Л.Б.Никольского, В.Я.Проппа, А.Е.Супруна, А.Д.Швейцера и др. В трудах указанных авторов разрабатываются вопросы языка как возможности межличностной и межэтнической коммуникации, изучаются обычаи, традиции и ценности как регуляторы поведения человека и основы процессов идентификации.

В работах Б.В.Маркова дается философская интерпретация вопросов ментальное, их связи с проблемой жизненного мира и рассматриваются существующие в социальной философии программы анализа повседневности.

В работах Ю.Г.Волкова, Л.Г.Ионина, И.С.Кона, Н.Г.Скворцова, В.Г.Федотовой, В.А. Ядова и др. предлагается методология исследования проблем, связанных с межкультурной и

Рид Т. Исследование человеческого ума на принципах здравого смысла. СПб., Алетея. 2000.

межличностной повседневной коммуникацией, с формированием личностной и этнической идентичности. Основными компонентами идентификации данными авторами выделяются: эмоциональный, ментально-когнитивный, поведенческий компонент.

С 90-х годов прошлого века в социальной философии активно исследуется Internet как социальное явление, сопровождающее повседневную жизнь человека.

С введением, расширением и внедрением в обыденную жизнь Internet меняются формы и способы повседневной межличностной и социальной коммуникаций и адаптации, вносятся коррективы в традиции и культуру, возникают новые материальные и духовные реалии бытия, формируются новые принципы жизни, новая реальность, сопровождающая повседневную практическую деятельность людей.

Третью группу исследований повседневности составляют работы (в большей части зарубежных авторов), в которых рассматривается теория Internet, формы виртуальных «сообществ» и коммуникации. Ведутся научные дискуссии об изменении повседневных коммуникативных и посреднических структур при использовании компьютерных сетей.

В этом направлении известны следующие зарубежные авторы: Б.Бейкер, Л.Греф, М.Краевски, М.Петю, Ф.Ретцер, Э.Тоффлер, Е. Эспозито и другие.

Такое разнообразие подходов и методов в изучении феномена повседневности указывает на многогранность и сложность объекта исследования. Каждое из рассмотренных направлений предметом своего анализа делает одну из сторон многогранного объекта. Сложность поставленной проблемы обусловлена сложностью идентификации объектов повседневности и социальной системы.

Повседневность как многомерный и сложный объект, постоянно развивается, включает в себя новые формы реальности, разные структуры (в том числе: ментальные, деятельностные, коммуникативные) и испытывает на себе любые изменения социального характера.

В социальной философии исследованы и интерпретированы качественные характеристики локальных проявлений повседневности, но отсутствуют разработки в области общей теории и методологии исследования феномена повседневности как целого. Открытым остается вопрос о теоретическом и методологическом ос-

нованиях структуры повседневности, специфики ее функционирования, о технологиях воздействия на структуры повседневности.

Изучения требует также вопрос о механизмах повседневной адаптации в постоянно изменяющихся социальных отношениях в современной техногенной цивилизации в условиях формировании постиндустриального, информационного общества и широкого распространения Internet.

Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационной работы является анализ повседневности как системного социального феномена в его содержательной и исторической эволюции, а также раскрытие специфики понятийного аппарата анализа повседневности.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

  1. осуществить социально-философскую экспликацию повседневности, проанализировать основные понятия и категории, связанные с рефлексией феномена повседневности;

  2. выявить социальную структуру повседневности;

  3. раскрыть механизм социокультурной и духовной обусловленности повседневности и обосновать ее социальную значимость;

4. обозначить философские традиции понимания здравого
смысла как инструмента реализации повседневных установок
индивида;

5. определить место и значение глобальной сети Internet в
развитии структур повседневности, доказать взаимную детермина
цию «новой повседневности», инфо-, социо- и техносфер; а также
выявить особенности повседневной коммуникации в глобальной
сети Internet и виртуальной реальности

Объектом предложенного исследования является повседневность в многообразии ее исторических форм и связей.

Предметом диссертационного исследования выступают теоретические модели, тенденции и динамика развития повседневности.

Методологическая и теоретическая основы диссертации. В качестве основных методов исследования в работе используется анализ — диалектический и компаративный, широко применяемые в современной философии, логике и методологии науки.

Методологическую базу исследования составляет принцип единства исторического и логического, конкретности и объектив-

ности; также используются логико-методологические когнитивные конструкции, традиционные для социальной философии.

Логические и теоретические обобщения сделаны на основе данных истории и культурологии.

Теоретическими источниками исследования послужили труды Т.Рида, О.Тоффлера, Д.Белла, У.Дайзарда и др.

В диссертации широко используются теории: коммуникативного действия Ю.Хабермаса, о типах действия в повседневных отношениях П.Бергера и Т.Лукмана.

С целью выяснения характеристик повседневности в исследовании используются также работы: М.Бланшо, Ю.Бородая, Т.Имамичи, И.Т.Касавина, Э.Левинаса, Ю.М.Федорова, М.Хайдеггера, А.Шютца, С.П.Щавелева и др.

Теоретическая база диссертации пытается выявить лишь исследовательское поле, и методологическую базу для собственных интерпретаций.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. осуществлена теоретическая реконструкция историко-
философских трактовок повседневности;

  1. проанализирована система социально-философских понятий, раскрывающих сущностные характеристики повседневности;

  2. раскрыт механизм социокультурной и духовной обусловленности повседневного общения людей;

  3. установлено, что изменение структур повседневности детерминировано развитием современной техники и трансформацией социальной жизни в постиндустриальном обществе;

  4. выявлены особенности социальной повседневности и повседневной коммуникации в сети Internet и виртуальной реальности.

Практическая и теоретическая значимость диссертационной работы определяется проведенным исследованием проблемы повседневности в современных техногенных условиях, установлением ее специфики и изучением закономерностей во взаимоотношении социо-, инфо-, техносфер и особой синтетической среды Internet.

На основе практического использования теории повседневной коммуникации возможно социальное проектирование в сфере расширения, преобразования и развития информационных и коммуникативных технологий.

Основные выводы, сделанные в работе, могут быть использованы для прогнозирования тенденций развития современного общества и отдельных сторон повседневности бытия современного человека.

Фактологический материал и теоретические выводы могут найти применение в разработке и чтении курсов в вузах по систематической и социальной философии.

Апробация работы осуществлена посредством изложения ее основных положений в научных статьях и других публикациях автора.

Результаты, полученные в ходе исследования, обсуждались также на заседаниях кафедры философии Финансовой академии при Правительстве РФ (по месту работы диссертанта) и использовались в работе со студентами.

Структура диссертации, определяемая общим замыслом и логикой проводимого исследования, состоит из введения, 3 глав, состоящих всего из 8 параграфов, заключения, списка литературы из 155 наименований на русском и 5-на иностранных языках. Общий объем работы 131 страница.