Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовая культура в условиях социальной модернизации России Батайкин Василий Петрович

Правовая культура в условиях социальной модернизации России
<
Правовая культура в условиях социальной модернизации России Правовая культура в условиях социальной модернизации России Правовая культура в условиях социальной модернизации России Правовая культура в условиях социальной модернизации России Правовая культура в условиях социальной модернизации России Правовая культура в условиях социальной модернизации России Правовая культура в условиях социальной модернизации России Правовая культура в условиях социальной модернизации России Правовая культура в условиях социальной модернизации России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Батайкин Василий Петрович. Правовая культура в условиях социальной модернизации России : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11. - Москва, 2006. - 173 с. РГБ ОД, 61:07-9/147

Содержание к диссертации

Введение

РАЗДЕЛ 1 Развитие российской государственности как модернизаиионная основа формирования правовой культуры России 14

РАЗДЕЛ 2 Структурно-содержательный анализ правовой культуры 49

РАЗДЕЛ 3 Правовая социализация личности и ее социокультурное измерение 77

РАЗДЕЛ 4 Правовая культура в постсоветской России: противоречия и тенденции развития 107

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152

ЛИТЕРАТУРА 165

Введение к работе

Качественное обновление российского общества осуществляется в форме социальной модернизации как совокупности нетрадиционных условий, факторов и процессов, составивших альтернативу прошлому, в основном советскому периоду развития. Одним из компонентов содержания социальной модернизации, условием ее эффективности и результатом развития выступает правовая культура общества и личности.

Данный компонент исключительно важен для России. Он позволяет признать устоявшимся тезис о том, что раньше у нас эффективнее действовали не столько правовые регуляторы социальных отношений, сколько проявления субъективного фактора. В начале 90-х годов появились условия для того, чтобы в корне переломить отмеченную тенденцию развития российского общества и государства, используя институты, возможности и преимущества правовой социализации, а также ценностно-культурный потенциал правового компонента общественной жизни.

Актуальность социально-философского исследования правовой культуры в условиях социальной модернизации российского общества определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, тем, что современный процесс социальной модернизации затрагивает все сферы жизни российского общества. Под влиянием модернизации меняется содержание и духовной жизни общества. На постсоветском пространстве, в том числе и в России нивелировались многие духовные ценности. В результате образовавшегося вакуума и роста духовного нигилизма происходит навязывание в достаточно агрессивной форме западных культурных ценностей, в том числе и в области права.

Во-вторых, состояние правовой культуры является показателем степени зрелости общества в конкретно-исторический период его развития, а также одним из параметров социальной модернизации. Это в полной мере относится и к современной России. В правовой культуре как в зеркале

A отражается достигнутый на рубеже веков и тысячелетий уровень развития общества. Сегодняшнее несовершенство российского законодательства, лоббизм и законотворчестве, правовая незащищенность личности негативно влияют на правовую составляющую общей культуры общества. В этой связи модернизационные процессы в России безусловно требуют научного, в том числе и социально-философского осмысления.

В-третьих, формирование правовой государственности России, укрепление демократических начал немыслимы без соответствующего уровня правовой культуры. В историческом прошлом россиян всегда был дефицит управления посредством правовых регуляторов. В данном контексте необходим решительный прорыв в правокультурное пространство на основе зарубежного опыта и отечественных актуальных реальностей.

В-четвертых, динамика российского общества, тенденции и возможности его развития не могут быть осмыслены вне понимания теории и практики правовой социализации. Правовая культура предполагает развитый и эффективный процесс правовой социализации, осуществляющийся не в стихийном и хаотичном порядке, а в управляемом режиме. Взаимодействуя с другими процессами социализации (политической, экономической, гражданской, ценностно-ментальной и т.п.), правовая социализация приведет к возникновению и упрочению стойкой традиции и привычки соблюдать закон как неукоснительное правило поведения цивилизованной личности. Для России процесс правовой социализации выступает новейшим явлением социальной практики, требующим глубокого научного исследования.

Итог подобных научных поисков значим для выявления сущности правовой культуры, специфики ее проявления в условиях модернизации в России, оценки перспектив утверждения ценностей правовой культуры в обществе, в жизни конкретного человека. Социально-философский анализ содержания правовой культуры общества и личности имеет практическое

5 преломление, является значимым в разработке стратегических и тактических моделей социального развития.

Степень разработанности проблемы. Вопросы правовой культуры начали активно обсуждаться в эпоху Нового времени в контексте становления идеологии правовой государственности. Социально-философская мысль этого периода была нацелена на осмысление политических и правовых механизмов функционирования государства, определение его основных признаков и принципов. На формирование идеологии правовой государственности новоевропейского периода оказала влияние естественно-правовая традиция, истоки которой находятся в античности.

В современной теории вопросы правовой регламентации общественной жизни представлены зарубежными исследованиями Г.Алмонда, К.-О.Апеля, Э.Арато, З.Баумана, У.Бека, И.Валлерстайна, С.Всрбы, Р.А.Даля, Р.Дворкина, Г.Кельзена, Дж.Л.Коэна, А.Круассана, С.М.Липсета, Н.Лумана, В.Меркеля, Д.Норта, В.Отта, Р.Мура, МУотерса, Ф.Фукуямы, С.Хантингтона, К.Шварцмана, М.Фридена, Ю.Хабермаса, О.Хеффе, П.Эстера, А.Этциони и других авторов. В их работах рассматривается также и процесс социализации, в том числе политической и тесно связанной с ней правовой '.

В отечественной науке формированию и развитию правовой культуры посвящены работы С.С.Алексеева, А.С.Ахиезера, Г.И.Вайнштейна, А.Б.Венгерова, Л.С.Васильева, Г.Г.Дилигенского, В.В.Ильина,

'Алмоид Г. Гражданская культура Политические установки и демократии пяти нации/ Василии М.А. Хрестоматия по политологии.-М., 2000; Апель К.-О. Трансформация философии.- М.: Логос, 2001; Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. - М.: Весь мир, 2003; Всбср М. Избранные произволения. - М.: Прогресс, 1990; Ёаыоп D. Ihe Analysis of Political structure, 1990 и др Валлсрсгайн И..Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. Под общ ред. В.Ю. Кагарлицкого.- СПб.: Изд-во «Университетская книга», 2001; Hoffe О. Democratic im Zeitalter der Globalisierung. Munchen, 1999, Huntington S. P. The Clash of civilizations and Remaking the World Order. - N.Y. 1999, Moor W.E. World modernization. The limits of convergence. - N.Y., 1979, S.Lipset and R Bendix. Social mobility in Industrial Society. University of California press 1967 и др.

В.Б.Кизяковского, И.И.Кравченко, В.В.Лагжина, А.И.Неклессы, А.С.Панарина, Ю.С.Пивоварова, Ю.А.Сухарева, В.А.Четвернина, Н.Г.Щербины и других.1

Так, А.С.Ахиезер В.В.Ильин, Ю.С.Пивоваров исследуют специфику становления российской правовой культуры. Анализ государственно-правовых и международных аспектов глобализации, оказывающих влияние на духовную составляющую общества, дан в работах А.Неклессы и К.Гаджиева. Российскую цивилизационную составляющую правовой культуры рассматривает Л.С.Васильев.

Сущность и содержание правовой, политической социализации личности исследуются в трудах Головина Н.А., Гулевич О., Голунчика Е., Казурова О.Ю., Курильски-Овжэн Ш., Шапиевой О.Г. и др,2

Проблемы социальной модернизации рассматриваются в работах Л.А. Беляева, Т.И Заславской., В.В. Козловского, И.И. Лапитта, И.Б. Пржилепской, СВ. Филонова, С. Хантингтона, Р. Мура и других.3

Ахиезер А.С. Россия- критика исторического опыта (Социокультурная динамика России) - Т. 1: Or прошлого к будущему.-2-с изд.-1 Іовосибирск: Сибирский хронограф, 1998; Дилшепский Г.Г. Мир в начале тысячелетия. Глобализация в человеческом измерении // Мировая экономика и между народные отношения, 2002. - №7; Ильин В,В., Ахиезер А.С. Российская государственность' истоки, традиции, перспективы.- М.: Изд-во МГУ, 1997; Манохин А А. Государство в сфере права: институциональный подход,-Алматы ІЗШПОділст, 2000, Панарин А.С. Искушение глобализмом.^ М.: ЭКСМО, 2003; Четверний В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию - М„ 1993. и др

2 Головин II.А. О проблеме общей теории политической социализации //
Проблемы политической социологин - СПБ.: Издательство Астсрион, 2005; Гулевич О.,
Голынчик Е. Правосознание и правовая социализация.- М., 2003; Екадумова И.И.
Политическая социализация личности как категория политической науки. - Авторсф.
дисс. ... канд. политич наук, 2003; Казурова О.ІО. Актуальные проблемы правовой
социализации молодежи в условиях современного российского обществаУ/Материалы
всероссийской научно-практической конференции.- Волгоград- Волгоградское научное
изд-во, 2006; Курильски-Овжэн. Ш Особенности правовой социализации в России
//Политая: Анализ. Хроника. Прогноз, 2001.-№4; Преснякова Л.А. Теория политической
социализации // Политическая паука, 2002. - №2; Шапиева О.Г. Нравственно-правовая
социализация* Учебное пособие. - Махачкала- ИПЦ ДГУ, 2001 и др.

3 Беляев Л.А. Социальная модель в России в конце XX века. - М.: РАН, Институт
философии, 1997; Заславская ТИ. Современное российское общество Социальный
механизм трансформации: Учебное пособие- М.: Дело, 2004; Козловский В.В., Уткин
И А., Федотова В.Г. Модернизация от равенства к свободе.-СПб., 1995; Куприянова Г.В.

Вместе с тем, различные стороны исследуемой многогранной проблемы проанализированы не одинаково глубоко и не в полной мере. Весьма недостаточно изучены социально-философское содержание, национальные и социальные особенности и формы проявления правовой культуры, специфика реализации правовой культуры в обществах нсзападного типа, трансформации постсоветских обществ в контексте утверждения правовых ценностей, характер и условия правовой социализации личности в современной России, а также актуальные для России региональные аспекты правовой культуры, в том числе специфика правовой культуры и правовой социализации в столичном мегаполисе.

Объект исследования - правовая культура как социальное явление и компонент государственности, детерминирующий групповое и личностное поведение, регулятор протекания социальных процессов.

Предмет исследовании - социально-философское содержание процесса становления, противоречий и проблем, тенденций и перспектив формирования правовой культуры в современном российском обществе, находящемся на этапе социальной модернизации.

Цель исследования - рассмотрение функционально-содержательной зависимости правовой культуры от процесса формирования качественно новой государственности и социальной модернизации России.

Задачи исследования:

- исследовать зависимость формирования правовой культуры от процесса становления российской государственности;

Совершенствование >правления государственной молодежной шштнкой в условиях модернизации Российского общества. - Автореф. дисс. ... канд. социол. наук. - М., 2003; Лапитт Н И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс, 1996.- №5; Можейко И.Л. Концепция модернизации // Новейший философский словарь, изд. 2-е. - Минск, 2001; Пржилепская И.Б. Социальная модернизация и технологический процесс в концепциях Джона Дьюи и Юрі єна Хабермаса // Вестник Ставропольского гос. ун-та, 2002.-№30, Федотова 13,Г. Неклассическне модернизации и атьтернативы модерннзационной теории // Вопросы философии, 2003.-№11; Филонов СВ. Социально-философские основания модернизационных процессов в России. Автореф дисс.... канд. фнлос. на>к. - Томск, 2003; Ф>рс В.Н. Философия несовершенства модерна Юргена Хабермаса - М, 2000 и др.

- определить сущность и содержание правовой культуры
современного российского общества на личностном и групповом уровнях
ее существования;

выяснить особенности правовой культуры как фактора социализации личности и регулятора социально-группового и индивидуального поведения;

- проанализировать противоречия и тенденции формирования и
развития правовой культуры в условиях социальной модернизации России.

Теоретико-методологическая основа исследования. Учитывая исходно комплексный характер объекта исследования, методологическую основу диссертации составили подходы и принципы социально-философского анализа, в частности взаимодействия объективного и субъективного, единства исторического и логического, абстрактного и конкретного, а также социокультурного, системно-структурного, функционально-деятельностного, феноменологического и других подходов.

В диссертации реализованы принципы всесторонности, реалистичности, объективности и целостности рассмотрения, а также общенаучные методы исследования. Особое внимание уделялось критике спекулятивно-схоластических, абстрактно-умозрительных построений, дезориентирующих поиск, искажающих объективный взгляд на предметную область, принципы ее концептуализации. В ходе работы автор опирался на результаты изысканий крупнейших представителей социально-философской, правовой, политической, социологической мысли, использовал специальные труды российских и зарубежных ученых.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в выявлении содержания и особенностей влияния процесса социальной модернизации современного российского общества на формирование правовой культуры.

Конкретно научная новизна диссертации выражается в следующих результатах исследования:

- выявлены социальная природа и особенности институциализации
правового государства в контексте отечественных реалий и условий, при
которых усиление государственности определяется необходимостью
утверждения России и глобальном пространстве, реализацией
национальных интересов, что невозможно без отстаивания ценностей
человека, общества, их воплощения в конкретных показателях
общественного развития;

определены общие социально-исторические черты правовой культуры России - гражданская и правовая неоформленность, неоднородность, неразвитость гражданских, политических традиций, демократических и либеральных свобод; проанализирован современный уровень эволюции правовою государства, который рассматривается как переходный и представлен ценностями централизованного государства, гражданской открытости и правовой реализации в свободах;

оценена специфика правовой культуры в различные периоды формирования российской государственности и показано, что правовая культура - одна из форм социально-значимой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений, которая представляет собой органичное единство правовой культуры личности и общества, а также развитого правового сознания, гармоничных правовых отношений и эффективной правовой деятельности;

проанализированы особенности становления правовой культуры России в условиях социальной модернизации; выявлено, что социальные трансформации в постсоветский период проводились без учета особенностей исторических и геополитических факторов, ценностных установок, влияющих на формирование и динамику смысложизненных координат россиян;

- дана социально-философская характеристика современного периода
развития российской правовой культуры, который оценивается как
переходный в силу несовершенства системы правового регулирования

10 социальной жизни; обосновано, что дальнейшее развитие правовой культуры зависит от юридического и поведенческого закрепления важнейших гражданских и гуманитарных детерминант на путях достижения в социальном функционировании гармонии права, закона, конституционности, свобод и реализации высокого уровня жизни народа. Основные положении, выносимые на защиту

1. Правовая культура предстает интегрирующим механизмом
функционирования и взаимодействия общества и личности на этапе
становления демократического, правового государства и
институциализации гражданского общества. В ней выражается
качественный уровень развития культуры правосознания и
правоприменительной деятельности. Она реализует важнейший
ценностный потенциал, накопленный в результате социальной эволюции и
выражающийся в приоритетности закона как важнейшего механизма
регуляции социального взаимодействия. Основными компонентами
правовой культуры выступают развитое правовое сознание общества и
личности, гармоничные правовые отношения в социуме и эффективная
правовая деятельность.

  1. Формирование правового государства и правовой культуры в России обусловлено рядом условий почвенного социально-исторического порядка. Утверждение сильной и централизованной российской государственности явилось процессом, в содержание которого был имманентно встроен правовой компонент, призванный быть доведенным до развитою автономного социокультурного состояния лишь в постсоветское время. С началом институциализации и становления гражданского общества, а также правового государства на постсоветском пространстве России связан интенсивный процесс развития правовой культуры и правовой социализации личности в современном российском обществе.

  2. За последние годы в нашей стране происходят динамичные изменения, которые по своей глубине и качеству являются социально-

.модернизационными. Эти процессы сложно оценить в масштабе политической и правовой культуры общества. Модернизационныс процессы в большинстве государств осуществляются посредством динамики обновления ценностных ориентации от поколения к поколению. В социальном взаимодействии наблюдается сложный процесс модернизации ценностных ориентации внутри одного поколения в тесной взаимосвязи с быстрыми изменениями в экономической и политической сферах. В данном случае положительное отношение к закону как к общественной ценности приобретает статус консолидирующего фактора российского общества.

4. Становление правовой культуры в современной России на
межличностном и социально-групповом уровнях происходит в результате
правовой социализации личности, которая выступает в единстве процессов
внешнего и внутреннего усвоения и освоения личностью правовой
культуры общества, правового воспитания и образования, правовых норм и
механизмов, а также иных регуляторов правовой жизнедеятельности.
Правовая социализация личности наравне и во взаимодействии с другими
видами социализации (экономической, политической, гражданской,
духовной и т.п.) формирует социокультурные основания развития
личности, политической элиты, больших и малых социальных групп,
государства и общества в целом.

5. Современный период развития правовой культуры оценивается как
переходный в силу незавершенности и недостаточной эффективности
правового регулирования социальной жизни. Прогрессивная эволюция
правовой культуры зависит от степени закрепления в обществе важнейших
социокультурных, гражданских и гуманитарных детерминант. Последнее
достигается на пути утверждения в социальном функционировании
оптимумов права, закона, конституционности, свобод личности, а также
реализации таких целей развития, как экономическое процветание,

12 политическая стабильность, межнациональное согласие, высокий уровень жизни народа, эффективная интеграция в мировое сообщество.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется его направленностью на создание современной системы формирования российской правовой культуры посредством эффективного процесса правовой социализации. Результаты исследования могут быть использованы в интересах уточнения и корректировки целей и задач, стоящих в процессе формирования государственной политики развития правовой культуры; в подготовке федеральных и региональных проектов законодательных актов, регулирующих деятельность институтов государства в области правовой культуры; в совершенствовании механизма правовой социализации личности на федеральном и региональном уровЕїях; в уточнении и обогащении содержания преподавания правоведения в общеобразовательных школах, а также ряда гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях (философии, политологии, социологии, психологии и педагогики, отечественной истории, теории государства и права и др.), а также в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников различных специальностей и служб.

На основании теоретических выводов и предложений автором сформулированы практические рекомендации:

  1. Практические рекомендации в интересах разработки и принятия на федеральном уровне Концепции развития правовой культуры в единстве трёх её компонентов: обучения, воспитания и развития.

  2. Практические рекомендации по исследованию таких проблем, как: предпосылки становления, развития и динамика правового сознания; основные противоречия и тенденции развития корпоративного, национального и личностного правосознания; роль правовой культуры в установлении диалога гражданского общества и государства в рамках процесса социальной модернизации.

3. Практические рекомендации в интересах совершенствования теории и практики правовой социализации в современном российском обществе.

Апробация научных результатов. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на теоретических и научно-практических конференциях, в частности, на научной конференции «Шаг в будущее» (Москва, МГТУ, 2004 г.), на «Ломоносовских чтениях» (Москва, МГУ, 2004 г.), на международной научно-практической конференции «Управление городом в 21 веке» (Москва, МГУУ, 2006 г.), на теоретических семинарах и заседаниях кафедр философии, истории и политологии МГУУ Правительства Москвы.

Результаты работы отражены в публикациях по теме исследования общим объемом 3,9 п.л.

Развитие российской государственности как модернизаиионная основа формирования правовой культуры России

Государственность как определенное социальное состояние имеет свои социокультурные основания. В частности, зрелая правовая культура всегда и, как правило, сосуществует с развитой моделью правового государства. Данный тезис не означает, что при отсутствии развитого правового государства в обществе полностью и абсолютно отсутствуют элементы правовой культуры. Во всяком случае, в любом обществе на индивидуальном и групповом уровнях в обязательном порядке присутствуют элементы правовой культуры. Следовательно, в любом социальном организме существует правовой компонент общественной жизни, состоящий из таких элементов, как культура, образование, воспитание, отношения и процессы, нормы и механизмы, традиции и ценности.

Классическим выступает тезис, гласящий, что правовая культура сформирована там, где имеются развитое правовое государство, социально активное гражданское общество, эффективно действующий механизм разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, демократические традиции общественной жизни, зрелое правовознание и глубокая правовая идеология и т.п.

Ценностное содержание правового государства оформляется в идеологии либерализма (понятие правовое государство возникло в первой трети XIX в работах К.Т.Вельнера, Р. фон Моля и др.); дополнительными к данной концепции выступили построения консерватизма и социализма.

Либерализм утверждает ценности личности, рациональный порядок организации социального пространства, социальный прогресс. Политика в либерализме предстает воплощением ценностей личности, во главу организации государственной жизни ставится человек. Для выполнения данной функции государство оценивается как, с одной стороны, регламентирующее законы, с другой стороны, их охраняющее.1

Либеральная модель государства-минимума пережила ряд кризисов в первой половине XX в. Человек стал основой тоталитарных идеологий. В дальнейшем под влиянием консерватизма и социализма идеологические основания либерализма получили существенное изменение.

Сегодня либеральные доктрины в чистом виде утратили влияние на социальные процессы, хотя либеральный проект стал главенствующим в существующих ценностях правовой культуры. Классический либеральный ценностный норматив правового государства трансформировался в идеал социального государства. Модель социального государства предполагает наряду с гарантиями прав обеспеченность, социальные условия для их реализации. В данной концепции существенно расширена роль государства в социальной сфере, прежде всего в области занятости, образования, здравоохранения, экологической политики.

Правовое государство выступило важным этапом в расширении свободы индивида и общества, но обеспечение каждому свободы от ограничений, поощрение конкуренции, максимизация индивидуальной свободы, ответственности не стали гарантом всеобщего благополучия. Кризис либеральной идеи во многом обусловлен несоблюдением равноправия граждан, конституционные права начали использоваться в качестве привилегии имущих классов. Ответом на неполноту либеральной концепции и стало социальное государство. Поэтому вторая половина XX века и характеризуется синтезом либеральных, консервативных, социал-демократических установок. Возникают неолиберализм, неоконсерватизм, социальная демократия как важнейшие идеологические ориентации. Необходимыми признаками правового государства являются: развитое гражданское общество; ограничение сферы деятельности правовою государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности; ценность индивидуализма; правовое равенство граждан; всеобщность права; суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета; разделение законодательной, исполнительной, судебной властей; приоритет в государственном регулировании гражданских отношений. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни - важный атрибут правового государства. Высшей формой выражения и защиты прав и свобод является закон. Его нерушимость закрепляется в конституции страны, распространяется на прочие законы и нормативные акты. Гарантом соблюдения предписания является конституционный суд. Верховенство права (закона) в обществе как главный принцип правого государства предопределяет прочие его принципы, в частности, подчинение закону самого государства.

Структурно-содержательный анализ правовой культуры

Очевидно, что культура есть продукт не любой, а непременно творческой деятельности. Для того, что бы вычленить правовую культуру из всего комплекса культурной жизни, достаточно определить сферу творческой деятельности, порождающую ее. «Правовая культура есть процесс и результат творчества человека в сфере права, характеризующейся созданием и утверждением правовых ценностей», - пишет один из ведущих исследователей в области правовой культуры в России М.Б. Смоленский, и это определение в полной мере отражает суть правой культуры.1

Говорить о зарождении правовой культуры общества можно ровно с тех самых пор, когда, собственно, зародилось право, а именно в период перехода от присваивающего хозяйства к производящему, т.е. в эпоху «неолитической революции». В ходе исторического развития формировались основные правовые понятия и категории, принципы права и правосудия и другие понятия, необходимых для развитой правовой системы. Однако, через восприятие и переосмысливание правовых ценностей, наряду с правовой культурой общества, формируется правовая культура личности. Правовая культура личности выражается в субъективно выработанном индивидом уровне овладения правом в своей деятельности, а так же в правосознании индивида, т.е. в совокупности представлений, взглядов, чувств, в которых выражено отношение к действующему праву.

Таким образом, понятие «правовая культура» употребляется обычно в двух основных значениях, а именно:

- правовая культура общества;

- правовая культура личности. Любые исследования правовой культуры ориентированы на анализ хотя и различных, но естественно предполагающих друг друга объектов -правовой культуры личности и правовой культуры всего общества. Такой подход позволяет считать выделение соответственно правовой культуры личности и правовой культуры общества важнейшим методологическим принципом.1

В научной литературе нередко встречается указание еще и на третий вид правовой культуры - правовую культуру социальной группы, характеризующуюся уровнем правосознания данной социальной группы а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Однако, учитывая, что характеристика правовой культуры общества в целом совпадает с характеристикой правовой культуры социальной группы, выделять правовую культуру социальной группы из правовой культуры общества целесообразно непосредственно при изучении конкретной социальной группы а не правовой культуры как таковой.

История правовой культуры насчитывает не одну тысячу лет, сам термин «правовая культура» был сформулирован лишь в 60-80-е годы XX века. Разработка этого понятия осуществлялась в основном с прикладных позиций, и без учета социально-философского аспекта проблемы. Ряд авторов акцентировали внимание на проблеме правовой культуры должностных лиц, подчеркивали важность правовой культуры адвоката. Рассматривая понятие правовой культуры в более широком аспекте подчеркивали, что это система овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права/

Именно с этих позиций термин «правовая культура» и по сей день рассматривается в отечественной науке. В обыденных дискуссиях о проблеме правовой культуры зачастую можно столкнуться с высказывания о том, что правовая культура в России отсутствует, что правовая культура присуща только обществу с развитым правовым государством. Согласиться с этим с позиции науки нельзя. Правовая культура, как уже отмечалось ранее, не есть нечто обособленное, она, являясь частью культуры в целом, органично переплетена с последней, и, следовательно, в той или иной степени присуща как обществу в целом, так и отдельным индивидам.

Усвоение правовых ценностей, правовых норм, стандартов правового поведения идет в течение всей жизни, что представляет процесс правовой социализации. Даже в самом раннем возрасте человек «с молоком матери» впитывает первые элементы правовой культуры. Он приобретает навыки и усваивает стандарты нормативного поведения, получает первые юридические представления из сказок, в ролевых играх приобретает понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности и выполняемых ролей происходят интенсивное обогащение и развитие этой, равно как и иных, сфер сознания.1

Правовая социализация личности и ее социокультурное измерение

Освоение культуры как формы жизнедеятельности социума способствует формированию дополнительного ряда «правомерно -неправомерно». В нем отражается отношение действий личности к правам и обязанностям в социальных взаимодействиях различного рода, самостоятельно установленным на основе договора.

Задача развития и формирования правовой личности, строящей свою жизнь в согласии с нормами права, сегодня является одной из главных, если не первостепенной. Этого требуют не только современные реалии, но и утверждение в государстве законности и подлинного правопорядка. Проблему профилактики и борьбы с преступностью, охраны прав и свобод людей, построения процветающего цивилизованного общества невозможно решить, не решив задачи формирования цивилизованной личности с развитым правовым сознанием.

Эта задача находится сейчас в поле зрения всех, кто занимается государственными, социальными и правовыми проблемами общества. Вместе с тем эту задачу не решить, если подходить к ней изолированно, в отрыве от проблемы правового сознания общества, его отдельных социальных групп и личности. Попытка уяснить конкретную роль правосознания в процессе развития общества с давних нор находится в поле зрения ученых, в том числе на уровне эмпирического изучения. Проблема правосознания приобретает особенное значение, когда необходимо определить его регулятивные и социализирующие свойства, с тем чтобы показать механизм формирования правовой личности через призму внутренних, личностных регуляторов юридически и политически значимого поведения. Правосознание всегда было и остается необходимой формой жизнедеятельности человека и общества и представляет одну из форм (областей) человеческого сознания.

Совершенно справедливо высказывание председателя

Конституционного суда Российской Федерации В.Д. Зорькина по поводу правосознания: «Без изменения правосознания, в том числе правосознания власть имущих, государство не может нормально существовать. Поступить не по праву - это должно быть просто физиологически недопустимо... К такому правосознанию другие страны шли столетиями. А мы пока - всего-то 15 лет... Но, к сожалению, у нас нет в запасе столетий».1

По своей сути правосознание есть явление полиморфное, имеющее в своей структуре две составляющие. Первая составляющая характеризует собой, так называемую, внешнюю, познавательную или когнитивную сторону правосознания. Внешнее выражение правосознания - правовая идеология представляет собой систематизированное научное выражение тех правовых взглядов и принципов, которые лежат в основе политического и правового развития общества, а так же требований, которые предъявляет общество к своим членам, коллективам и различным социальным группам.

Правовое сознание должно формироваться как процесс выявления, теоретического осознания, координации и согласования различных общественных интересов путем достижения в государстве социального компромисса. Именно в этом случае правовая идеология будет содержать большой нравственный потенциал, подразумевающий приоритет прав и свобод личности, реальное разделение властей, политический плюрализм, высокоэффективную политическую и правовую систему как антипод бюрократического управления, что свойственно идеологически и экономически здоровому обществу с развитой политической и правовой культурой.

Рассматривая содержательную сторону правовой идеологии, следует отметить, что в составе общественного правосознания, последняя присуща любому обществу. Разделяя одну из популярных точек зрения современных авторов, мы также исходим из тою, что правосознание может быть подсознательным, то есть историко-генетическим и благоприобретенным.1

В первом случае, как нам представляется, речь идет о формировании правового менталитета, основанного на доминирующей в данном государстве правовой доктрине, а в качестве системообразующего элемента ее формирования выступает именно правовая идеология. Во втором случае, то есть благоприобретенном правосознании речь идет о процессе политико-правовой социализации, когда человек воспринимает и усваивает политические и правовые ценности, свойственные данному обществу, аккумулирует их в своей социальной памяти и реализует в социально-полезном поведении (политическом и правовом).

В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, экономисты, учитывающие конкретные исторические условия жизни общества, расстановку политических сил, уровень общественного сознания, общественное мировоззрение, волю общества и другие факторы. Через правовую идеологию, отражающую наиболее непосредственным образом жизненные позиции личности и ее объединений, реализуется целая палитра оценочных отношений: во-первых, это правовые и политические знания; во-вторых, это органически присущие политико-правовой культуре данного общества традиции и все то, что вошло в привычку, в быт и культуру личности. Наконец, в-третьих, - ценностно-правовые ориентации личности, на основе которых на становится субъектом социального действия.

Похожие диссертации на Правовая культура в условиях социальной модернизации России