Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовое и нравственное сознание в духовной жизни воинов Российских Вооруженных Сил: современное состояние и взаимодействие : Социально-философский анализ Кортунов Вячеслав Николаевич

Правовое и нравственное сознание в духовной жизни воинов Российских Вооруженных Сил: современное состояние и взаимодействие : Социально-философский анализ
<
Правовое и нравственное сознание в духовной жизни воинов Российских Вооруженных Сил: современное состояние и взаимодействие : Социально-философский анализ Правовое и нравственное сознание в духовной жизни воинов Российских Вооруженных Сил: современное состояние и взаимодействие : Социально-философский анализ Правовое и нравственное сознание в духовной жизни воинов Российских Вооруженных Сил: современное состояние и взаимодействие : Социально-философский анализ Правовое и нравственное сознание в духовной жизни воинов Российских Вооруженных Сил: современное состояние и взаимодействие : Социально-философский анализ Правовое и нравственное сознание в духовной жизни воинов Российских Вооруженных Сил: современное состояние и взаимодействие : Социально-философский анализ Правовое и нравственное сознание в духовной жизни воинов Российских Вооруженных Сил: современное состояние и взаимодействие : Социально-философский анализ Правовое и нравственное сознание в духовной жизни воинов Российских Вооруженных Сил: современное состояние и взаимодействие : Социально-философский анализ Правовое и нравственное сознание в духовной жизни воинов Российских Вооруженных Сил: современное состояние и взаимодействие : Социально-философский анализ Правовое и нравственное сознание в духовной жизни воинов Российских Вооруженных Сил: современное состояние и взаимодействие : Социально-философский анализ Правовое и нравственное сознание в духовной жизни воинов Российских Вооруженных Сил: современное состояние и взаимодействие : Социально-философский анализ Правовое и нравственное сознание в духовной жизни воинов Российских Вооруженных Сил: современное состояние и взаимодействие : Социально-философский анализ Правовое и нравственное сознание в духовной жизни воинов Российских Вооруженных Сил: современное состояние и взаимодействие : Социально-философский анализ
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кортунов Вячеслав Николаевич. Правовое и нравственное сознание в духовной жизни воинов Российских Вооруженных Сил: современное состояние и взаимодействие : Социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Москва, 2003.- 218 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-9/350-0

Содержание к диссертации

Введение

РАЗДЕЛ 1. Духовная жизнь воинов как объект социально-философского анализа 26

РАЗДЕЛ 2. Соотносительная характеристика современного состояния правового и нравственного сознания российских воинов 71

РАЗДЕЛ 3. Механизм взаимодействия правового и нравственного сознания в воинском долге 128

Заключение 176

Список литературы 198

Введение к работе

Масштабные преобразования во всех сферах жизни российского общества привели к существенным изменениям в военной области. Усилия государства в военном строительстве направлены на повышение качества функционирования армии и флота. «Государству не завтра, а уже сейчас нужны Вооруженные Силы, которые гарантируют безопасность страны», - подчеркнул Президент Российской Федерации В.В. Путин на совещании с руководящим составом армии и флота по подведению итогов за 2002 год .

Общественно-историческая практика убедительно свидетельствует о том, что успешное решение новых задач в области военного строительства во многом определяется не только социально-экономическими и военно-техническими факторами, но и духовными возможностями личного состава. В современных условиях воинский долг требует от личного состава, наряду с военно-профессиональными, высоких духовных качеств. Духовность выступает важным фактором формирования готовности и способности военнослужащих к вооруженной защите Отечества.

Сегодня в духовной жизни воинов Российских Вооруженных Сил происходят значительные противоречивые изменения. С одной стороны, они связаны с заметным снижением уровня и качества морально-психологического состояния личного состава. Содержание и уровень функционирования духовной сферы армии и флота не отвечают в полной мере предъявляемым требованиям и не могут служить надежной основой проводимых в Вооруженных Силах преобразований. С другой стороны, большинство воинов по-прежнему добросовестно выполняет обязанности, вытекающие из требований воинского долга. Войсковая практика остро поставила вопросы: «Почему это происходит?», «Каковы направления формирования новой духовно-ценностной системы воинов?». Сложившаяся ситуация объективно требует конкретного анализа сложных и противоречивых процессов в духовной жизни армии и флота. 1 Цит. по: Гафутулин Н. На страже Отечества // Красная звезда. 2002. 27 ноября.

В современных условиях существенное влияние на содержательные характеристики и тенденции в духовной жизни армии и флота оказывает инвариантное взаимодействие правового и нравственного сознания воинов . В связи с этим возрастает научный и практический интерес к исследованию содержания и особенностей правового и нравственного сознания военнослужащих, важнейших форм и видов их взаимосвязи, направления оптимизации их взаимодействия в воинском долге.

Актуальность социально-философского анализа современного состояния правового и нравственного сознания, содержания и характера их взаимодействия в духовной жизни воинов определяется следующими обстоятельствами.

Кардинальные изменения военно-политической ситуации в мире, социально-экономической обстановки в стране, а также потребности проводимой военной реформы определили комплекс социокультурных проблем духовной жизни воинов, решение которых предполагает социально-философское осмысление сложных и противоречивых процессов становления духовного мира воинов адекватного задачам, стоящим перед армией и флотом. Представляется, что, опираясь на устойчивый духовный потенциал, можно сформировать и поддерживать главное - готовность и способность военнослужащих Вооруженных Сил обеспечивать защиту жизненно важных интересов и ценностей личности, общества и государства. Но состояние и функционирование духовной сферы Вооруженных Сил сегодня во многом оказалось в непосредственной зависимости от социально-экономических и политических возможностей общества и государства удовлетворить необходимый спектр потребностей армии и флота.

В российском обществе и его Вооруженных Силах утверждается мировоззренческий плюрализм. Большинство военнослужащих армии и флота пересматривает свои жизненные ориентации, сравнивает их с новыми условиями жизни, ценностями общества и будущим развитием. Этот процесс оказывает реальное

В данном исследовании термины «нравственное» и «моральное» употребляются как синонимы. воздействие на духовную жизнь воинов, характер и содержание взаимодействия составляющих ее элементов. Сейчас воинские коллективы формируются из людей, имеющих разные, часто противоречивые жизненные установки, духовные ценности и ориентации, но обязанные выполнять единые для них служебно-боевые задачи, определяемые российским государством. Как показывают исследования, это нередко приводит к серьезным противоречиям и конфликтам прежде всего в правовой и нравственной сферах духовной жизни воинов. В условиях значительного расширения влияния негативных факторов, воздействующих на духовность, особую актуальность приобрела проблема формирования позитивных основ духовного мира воинов. Для духовного мира военнослужащих крайне необходимо состояние оптимистичности, положительной социальной и военно-профессиональной активности, уверенности в своем будущем.

3. В современных условиях регуляция воинских отношений приобретает ярке выраженный нравственно-правовой характер, который непосредственно зависит от уровня сформированности правового и нравственного сознания, видов и форм их взаимодействия. Правовое и нравственное сознание входят в число важнейших базисных духовных ценностей, в значительной мере определяющих общую жизненную ориентацию российских военнослужащих, синтезирующихся в их отношении к военной службе, воинскому долгу, военной профессии, защите Отечества. Поэтому важным аспектом социально-философского анализа духовной жизни воинов является изучение содержания и направленности функционирования правового и нравственного сознания, степени их согласованности и характера взаимодействия. Исследование взаимосвязи правового и нравственного сознания переводит проблему изучения духовной жизни в функционально-динамический аспект, в сферу живого духовного процесса. В результате такого осмысления совокупность многообразных связей и отношений правового и нравственного сознания предстает как определенный целостный механизм их взаимодействия, который наиболее эффективно функционирует в воинском долге.

4. В воинской деятельности аспект долженствования имеет особое значение, пронизывает собой практически все стороны жизнедеятельности военнослужащих. Резко изменившиеся социально-политические реалии в стране детерминируют изменение требований должного в деятельности воина, конкретизируют требования воинского долга применительно к службе профессионала. В современных условиях категория воинского долга становится важнейшей правовой и этической категорией. Это определяет необходимость исследования условий и основных направлений функционирования механизма взаимодействия правового и нравственного сознания с целью формирования у воинов устойчивой мотивации добросовестного выполнения требований воинского долга. Социально-философский анализ правового и нравственного сознания, механизма их взаимодействия в структуре воинского долга имеет важное значение для организации воспитания у воинов высоких военно-профессиональных и общегражданских качеств.

Таким образом, актуализация проблемы соотношения правового и нравственного сознания в духовной жизни воинов в качестве одного из слагаемых радикального преобразования Российских Вооруженных Сил требует социально-философского осмысления данных феноменов, исследования их содержания и уровня сформированности, механизма их взаимодействия в структуре воинского долга. Данные обстоятельства и послужили основанием для выбора темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Проведенный диссертантом анализ социально-философской литературы показывает, что проблеме духовной жизни уделяется большое внимание. Особый интерес представляют научные работы, посвященные раскрытию общеметодологических основ духовной жизни общества и духовно-практического освоения действительности. В этих исследованиях духовная жизнь рассматривается как целостная, относительно самостоятельная система, имеющая сложную структуру и характерные черты . Ряд ученых внесли существенный вклад в разработку методологии социально-философского анализа как самой духовной жизни, так и раз- личных ее компонентов .

Необходимо отметить работы отечественных ученых, в которых анализируются важнейшие социально-философские проблемы духовной жизни постсоветской России. Глубокое осмысление коренных перемен в духовной сфере современного российского общества способствовало определению реального состояния и новых контуров российской духовности, обоснованию необходимости и основ-ных путей и способов формирования новой системы духовных ценностей .

См.: Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М, 1988; Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. М., 1981; Бердяев Н.А. Судьба России. Л., 1990; Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990; Грушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987; Гырдев Д. Проблемы общественного сознания. М, 1982; Дилигенский Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности // Вопросы философии. 1990. № 3; Дубровский Д.И. Категория идеального и ее соотношение с понятиями индивидуального и общественного сознания // Вопросы философии. 1988. № 1; Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Изучение высших психических функций и категорий бессознательного // Вопросы философии. 1991. № 10; Ильенков Э.В. Проблема «идеального» // Вопросы философии. 1979. № 6,7; Каган М.С. О духовном (опыт категориального анализа) // Вопросы философии. 1985. № 9; Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки. 1991. № 12; Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990; Спиркин А.Г. Духовная сфера жизни общества // Основы философии. Учебн. пособие. М., 1997; Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М.: Мысль, 1980; его же. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990; Франк С.Л. Духовные основы общества // Введение в социальную философию. М., 1992.

См.: Кармановский С.А. Духовное производство как социально-исторический феномен: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Саратов, 1990; Лебедев А.Б. Духовное производство: сущность и функционирование: социально-философский аспект. Казань, 1991; Саваева Е.В. Понятие и структура духовных отношений: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Л., 1984; Са-висько О.В. Духовное и идеологическое производство: альтернатива путей развития: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 1990. 3 Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический и духовных феномен // Социально-политический журнал. 1997. № 3; Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры (Духовность, творчество, нравственность) // Вопросы философии. 1996. № 2; Карпухин О.И. Социокультурная ситуация как отражение кризиса культуры в российском обществе // Социально-политический журнал. 1995. № 5; Левада Ю.А. Десять лет перемен в сознании человека // Общественные науки. 1999. № 5; Лекторский В.А. Духовность и рациональность (духовность, художественное творчество, нравственность) // Вопросы философии. 1996. № 2; Носков В.А. Политико-культурное развитие российского общества (социально-философский анализ): Дис. ... д-ра филос. наук. М., 2001; Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М.: Алгоритм, 2002; Рудкевич М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе // Социс. 1998. № 10; Яковлев А.И., Кириллов Н.П. Сознание народа. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1999.

Существенно обогатило творческий потенциал отечественной философской мысли вовлечение в научный оборот зарубежной философской литературы, на которую ранее российские ученые обращали меньше внимания, в частности на работы М. Вебера, А. Вебера, А. Риха, П. Сорокина, А. Тойнби, Э. Фромма, О. Шпенглера, К. Ясперса и других1.

Значительный вклад в исследование духовной жизни вносят представители отечественной военно-философской мысли. Важнейшие теоретические положения, высказанные в трудах В.И. Гидиринского, А.И. Дырина, Б.И. Каверина, Б.М. Каневского, В.Н. Ксенофонтова, Г.Г. Лукавы, Ю.В. Манько, А.С. Миловидова, В.В. Нечаева, В.А. Ремизова, А.А. Тиморина, С.А. Тюшкевича, сохраняют мето- дологическое значение и в наше время .

Социально-философскому анализу духовной жизни современных Российских Вооруженных Сил посвящены исследования О.М. Алексеенко, М.И. Боровкова, В.И. Гидиринского, В.Н. Грузкова, Б.И. Каверина, СВ. Клягина, В.Е. Кулешова, В.И. Лутовинова, П.В. Петрия, О.Х-А. Рахимова, P.M. Тимошева, Ю.А. Чернави-на, П.И. Чижика, В.М. Чугунова, М.Н. Шахова и других военных ученых3. В них 1 См.: Вебер М. Избранные произведения. М., 1990; Вебер А. Избранное: Кризис евро пейской культуры. СПб., 1999; Рих А. Хозяйственная этика. М.: Посев, 1996; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992; Фромм Э. Анатомия человеческой деструк тивное. М., 1994; Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993; Ясперс К. Духовная ситуация вре мени. М., 1990 и др. 2 См.: Гидиринский В.И. Старые догмы и идеологическое обновление // Армия и обще ство. М.: Прогресс, 1990. С. 143-156; Каверин Б.И. Методологические проблемы исследова ния связи общественного сознания и мировоззрения личности советского воина. М.: ВПА, 1989; Ксенофонтов В.Н. Идеологические отношения и их проявление в духовной жизни со ветских воинов. М.: ВПА, 1989; Манько Ю.В. Философско-социологический анализ духов ного состояния личности. Л.: ВАТТ, 1988; Миловидов А.С. Коммунистическая мораль и во инский долг. М.: Воениздат, 1979; Нечаев В.В. Научное мировоззрение воинов как фактор укрепления боевого потенциала Советских Вооруженных Сил. М.: ВПА, 1991; Ремизов В.А. Искусство и формирование эмоционального мира воина. М.: ГА ВС, 1992; Тюшкевич С.А. Отечественная военная наука: страницы истории, проблемы, тенденции. Краснодар, КЮИ МВД России, 2001.

См.: Алексеенко О.М. Ценности военной службы и проблемы повышения ее престижности в Вооруженных Силах Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М.: ВА им. Ф.Э. Дзержинского, 1996; Боровков М.И. Социально-философская концепция мировоззрения современного военного врача. СПб., 2000; Гидиринский В.И. К вопросу методологии духовно-нравственного воспитания военнослужащих в современных условиях // Армия и общество. 1999. № 3, С. 106-114; Грузков В.Н. Духовное в профессиональной подготовке во- отражены важнейшие аспекты взаимосвязи и взаимодействия духовной жизни российского общества и Вооруженных Сил, проведен глубокий анализ эволюции важнейших подсистем духовной жизни воинов, изучены различные духовные состояния, особенности и специфика функционирования духовного мира военнослужащих, определены основные направления формирования научного мировоззрения и организации патриотического воспитания личного состава.

Анализ философско-правовой литературы показывает, что для отечественной общественной науки традиционным является осмысление мировоззренческо-фи-лософских основ права и его духовного проявления - правосознания. Современная гуманитарная концепция права и правосознания, выраженная в трудах С.С. Алексеева, Ю.Я. Баскина, Д.А. Керимова, B.C. Нерсесянца, Ю. В. Тихонравова и других ученых1, продолжает российскую правовую традицию. Предметом глубокого социально-философского анализа ряда исследований явились общеметодологические проблемы соотношения морали и права, определения сущ- енных кадров: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Ставрополь, 1997; Каверин Б.И. Мораль и право в культуре личности. М., 2002; Клягин СВ. Военная профессия: гуманитарный аспект // Гуманизация воинской деятельности и реформа Вооруженных Сил. М.: ГА ВС, 1994; Кулешов В.Е. Концепция взаимосвязи смысла жизни и воинского долга и ее реализация в деятельности военных кадров. М.: Воен. ун-т, 1997; Лутовинов В.И. Патриотизм и проблема его формирования у российской молодежи в современных условиях (социально-философский анализ): Дис. ... д-ра филос. наук. М.: Воен. ун-т, 1998; Мельниченко И.И. Патриотизм в системе социальных ценностей офицерского корпуса России (философско-политологический анализ): Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М.: Монино, 1996; Петрий П.В. Духовные ценности российского общества и армия. М.: Воен. ун-т, 2001; Протасов А.А. Ценностные ориентации в профессиональной культуре офицера (социально-философский анализ): Дис. ... канд. филос. наук. М.: Воен. ун-т, 1998; Рахимов О.Х-А. Моральная регуляция воинской деятельности. М.: ГА ВС, 1994; Чернавин Ю.А. Социальный статус военнослужащего. М.: Воен. ун-т, 1997; Чижик П.И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности. М.: Воен. ун-т, 2000; Чугунов В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства (социально-философский анализ). Монино, 1998; Шахов М.Н. Гражданский контроль над духовно-идеологической сферой жизни Вооруженных Сил: военно-патриотическая составляющая // Армия и общество. 1999. №2. 1 См.: Алексеев С.С. Теория права. М.: Изд-во БЕК, 1995; Баскин Ю.Я. Очерки философии права. М., 1995; Ершов Ю.Г. Философия права // Материалы лекций. Екатеринбург, 1995; Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Основы философии права. М.: ИНФРА-М, 2001; Керимов Д.А. Основы философии права. М., 1992; Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1998; Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М.: Изд-во Вестник, 1997 и др. ности, структуры и содержания правового сознания, а также особенности его проявления в сфере воинской деятельности .

В исследованиях духовной жизни неизменно велик интерес к проблемам нравственности. В современный период в трудах Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова, О.Г. Дробницкого, А.С. Кобликова, Л.В. Максимова, А.В. Прокофьева, А.И. Ти-таренко получили новый импульс научные разработки в области философской этики2.

Заслуживают внимание работы последних лет, в которых исследуются проблемы эволюции нравственного сознания, роль морали в профессиональной деятельности, в том числе в воинской, воздействие духовно-нравственных ценностей на духовный мир личности . 1 См.: Бачинин В.А. Основы социологии права и преступности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001; Демин А.В. Правосознание воинов внутренних войск как объект социально- философского анализ: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М.: ГА ВС, 1994; Елисеев А.П. Формирование и развитие правосознания у молодых офицеров: Дис. ... канд. пед. наук. М.: ВПА, 1985; Сальников В.Н. Правовая культура. М., 1994; Чефранов А.В. Правосознание: сущность, структура, функции: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 1992; Шебаршов П.Т. Методологические основы формирования правосознания советских воинов: Дис. ... канд. филос. наук. М.: ВПА, 1972;. 2 Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. М.: Гардарики, 2001; Гусейнов А.А. Этика и мо раль в современном мире // Этическая мысль. М., 2000.; Дробницкий О.Г. О природе мо рального сознания // Вопросы философии. 1972. № 2, 6; Кобликов А.С. Юридическая этика. М.: Норма, 2000; Максимов Л.В. Этический объективизм: основные концепции и подходы // Этическая мысль. М., 2000; Прокофьев А.В. Человеческая природа и социальная справедли вость в современном этическом арестотелианстве // Этическая мысль. Вып. 2. М., 2001. 3 См.: Бормотов И.В. Моральная надежность личности воина: сущность, содержание, пути формирования: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М.: ГА ВС, 1992; Капто А.С. Про фессиональная этика (в 2-х частях). М.: ИСПИ РАН, 1997; Кузнецова М.Д. Нравственные компоненты духовных ценностей // Профессиональная этика военнослужащих. М.: Воен. ун- т, 1995. С. 44-46; Логинов И.П. Морально-психологический потенциал военно- профессиональной деятельности. М., 1997; Ремизов В.А. Профессиональная этика офицера // Профессиональная этика военнослужащих. М.: Воен. ун-т, 1995, С. 16-18; Тсмнюк Н.А. Нравственное сознание военнослужащих профессиональной армии: сущность, специфика и механизм формирования: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М.: Воен. ун-т, 1996; Щеголев И.М. Моральный дух Российской армии: сущность, содержание и формирование в совре менных условиях (социально-философский анализ): Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М.: Воен. ун-т, 1999.

Отечественная социально-философская мысль уделяет внимание исследованию содержания и характера взаимосвязи различных форм общественного сознания, в том числе правовому и моральному1.

Вместе с тем, специальных работ, посвященных изучению взаимосвязи основных форм сознания в духовной жизни воинов явно недостаточно2. Некоторые военные ученые анализируют те или иные аспекты правового и нравственного сознания воинов в праве и морали как социальных или культурологических феноменов. Эти исследования имеют важное значение для изучения духовной жизни воинов. Однако, отдельные положения и подходы, содержащиеся в статьях и публикациях или уже устарели, или являются достаточно спорными и даже односторонними и требуют более глубокого теоретического обоснования.

Важно отметить, что взаимодействие правового и нравственного сознания воинов не было основным предметом научного исследования военно-философской мысли.

Таким образом, проведенный диссертантом анализ методологических подходов и научных источников по данной проблеме позволяет сделать вывод о том,

См.: Бедрицкий А.В. Правовое и нравственное сознание как регулятор поведения в развитом социалистическом обществе (социально-философский анализ): Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Киев, 1982; Золотарев А.В. Взаимодействие религиозного и правового сознания: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Брянск, 2001; Лавренко В.А. Соотношение морали и права: Автореф. дис. ... канд. филос. наук, М., 1986; Лукашева Е.А. Право. Мораль. Личность. М.: Наука, 1986; Манжора О.В. Соотношение политического и нравственного сознания: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М.: МГУ, 1987; Хажипов Р.Х. Роль права и морали в реализации сущностных сил человека: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Уфа, 1990. Хайкин Я.З. Структура и взаимодействие моральной и правовой систем. М., 1974; Якуба Е.А. Право и нравственность как регуляторы общественных отношений при социализме. Харьков, 1970.

См.: Абрамович СВ. Соотношение нравственного и эстетического сознания в духовной жизни воинов Российских Вооруженных Сил: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М.: Воен. ун-т, 1998; Васянович Г.П. Философско-социологический анализ нравственной и правовой ответственности личности советского воина // Дис. ... канд. филос. наук. М.: ВПА, 1985; Демидов И.В. Соотношение политической и нравственной культуры в духовной жизни воинов (социально-философский анализ): Дис. ... канд. филос. наук. М.: ГА ВС, 1992; Куди-нов И.Н. Соотношение нравственного и религиозного сознания в духовной жизни воинов Российской армии: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М.: Воен. ун-т, 1997; Спирин А.С. Взаимосвязь нравственной и правовой культуры и их роль в формировании личности советского воина. М.: ВПА, 1987; Фролов В.Ф. Диалектика морали и права в сфере воинской деятельности. М.: ВПА, 1980. что для качественного обновления духовной жизни воинов армии и флота необходимо глубоко и всесторонне исследовать современное содержание правового \ нравственного сознания военнослужащих, особенности их функционирования і духовной жизни Российских Вооруженных Сил, характер взаимодействия в воинском долге. Усиливающаяся тенденция активизации воздействия правовой сферы с одной стороны, и существенное снижение уровня нравственности, с другой стороны, создают достаточно острую противоречивую ситуацию в духовном мире воинов армии и флота. Назрела необходимость обозначить и теоретически обосновать непосредственную взаимосвязь правового и нравственного сознания, ш компонентов в духовной жизни воинов. Данная потребность, значительно актуализированная динамичными процессами, связанными с переходом Вооруженные Сил на профессиональный принцип комплектования, участием армии в локальных военных конфликтах, в борьбе с масштабным терроризмом, в международной миротворческой деятельности, явилась главным мотивом выбора объекта, предмета, цели и задач исследования.

Объектом диссертационного исследования выступает духовная жизнь воиное Российских Вооруженных Сил как относительно самостоятельно функционирующая сфера жизнедеятельности военнослужащих.

Предметом исследования является современное состояние правового и нравственного сознания воинов и механизм взаимодействия их в воинском долге.

Цель диссертационного исследования состоит в социально-философском анализе сущности и содержания современного правового и нравственного сознания, специфики их проявления в духовной жизни воинов, особенностей функционирования механизма их взаимодействия в воинском долге.

Для достижения этой цели, исходя из степени разработанности проблемы в социально-философской литературе, предлагается решение следующих взаимосвязанных задач: - раскрыть содержание и специфические черты духовной жизни российских воинов, проанализировать детерминирующие факторы и основные тенденции ее функционирования, место и роль правового и нравственного сознания в структуре духовной жизни армии и флота; рассмотреть особенности и качественное состояние современного правового и нравственного сознания в духовном мире военнослужащих; выявить характер и основные направления функционирования правового и нравственного сознания в духовной жизни воинов армии и флота, исследовать механизм их взаимодействия в воинском долге; выработать и обосновать необходимые практические рекомендации по оптимизации взаимовлияния правового и нравственного сознания с целью формирования у военнослужащих необходимых военно-профессиональных и общегражданских качеств.

Научная новизна исследования заключается: а) в обосновании методологии социально-философского анализа духовной жизни Российских Вооруженных Сил как целостного системного явления и про ведение на ее основе теоретического исследования современных сложных и про тиворечивых процессов в духовном мире воинов армии и флота; б) в осуществлении дифференцированного подхода к исследованию духов ной жизни воинов на основе выделения общего, особенного и специфического как разноуровневых проявлений ее сущностных характеристик, определении уровня развития сознания, мировоззрения и социальных качеств военнослужащих; в) в характеристике содержания и современного состояния правового и нрав ственного сознания, научном описании их соотношения и аргументации изме нившейся роли в духовной жизни воинов; г) в определении характера взаимосвязи правового и нравственного сознания воинов, особенностей функционирования механизма их взаимодействия в воин ском долге.

Положения, выносимые на защиту.

1. Духовная жизнь воинов Российских Вооруженных Сил представляет сложный противоречивый и многоуровневый процесс проявления социальной активности военнослужащих, направленный на развитие их сознания, мировоззрения и военно-профессиональных качеств, на удовлетворение потребностей в по-лучении и использовании знаний, формирование идеалов, ценностных ориентации, нравственных, правовых и эстетических и иных способностей, свободы совести, информационной культуры.

Концептуально-методологическая основа исследования состоит в утверждении, что современное состояние сознания и мировоззрения военнослужащих, их социальных качеств в значительной мере определяет эффективность функционирования Вооруженных Сил. Духовная жизнь воинов выступает важным фактором реализации задач современного военного строительства.

Предложенная автором методология исследования содержания духовной жизни воинов включает выделение общего, особенного и специфического как разноуровневых проявлений ее сущностных характеристик.

Духовная жизнь Вооруженных Сил представляет собой одну из активных форм проявления духовной жизни российского общества и поэтому обладает всеми ее общими сущностными характеристиками: тесной взаимосвязью с основными сферами общества, наличием типовых элементов содержания и структуры, функционированием духовной деятельности по формированию и распространению сознания, мировоззрения и социальных качеств воинов.

Особенные черты духовной жизни воинов определяются характером современной воинской деятельности. Участие российской армии в локальных вооруженных конфликтах, в борьбе с масштабным терроризмом, в международной миротворческой деятельности, а также профессионализация военной службы оказывают существенное воздействие на духовный мир военнослужащих, предъявляют повышенные требования к их морально-психологической и военно-профессиональной подготовке. Эти требования включают: высокую гражданствен- ность и гуманизм, мировоззренческую подготовку, патриотизм, глубокую убеж денность в правоте и необходимости воинской деятельности, мощную моральнук мотивацию, обеспечение правовых основ всех сторон служебно-боевой деятель ности, постоянную готовность к непосредственному участию в боевых действиях высокое воинское мастерство, решимость, твердость, личную ответственность I организованность, полное напряжение физических и моральных сил, проявление воли.

По мысли автора, конкретные специфические черты духовной жизни, характерные для современного этапа функционирования и развития Российских Вооруженных Сил, являются своеобразной конкретизацией общего и особенного е духовной жизни воинов. В диссертации отмечается сложное и противоречивое состояние духовного мира военнослужащих, вызванное влиянием совокупности политических и социально-экономических факторов. Они объединены в три группы: а) глобальные и региональные, б) общественно-государственные, в) внутриармей-ские.

К числу важнейших глобальных и региональных социально-политических процессов диссертант относит: изменение социально-политической ситуации в мире, расширение блока НАТО на Восток, обострение реальных угроз военно-политическим интересам России, наличие источников и потенциальных очагов военной опасности в непосредственной близости от ее границ. Названные социально-политические факторы в целом отрицательно влияют на сознание и мировоззрение воинов. Для многих из них стало затруднительным осознание целей и социального предназначения армии, объектов ее деятельности.

Глобальные и региональные социально-политические процессы тесно взаимодействуют с группой общественно-государственных факторов. Выделенный в диссертации комплекс нерешенных социально-экономических и политических проблем в жизни российского общества непосредственно отражается в духовной жизни военнослужащих, формирует у них неуверенность за свое настоящее и будущее, приводит к деформации в духовном мире значительной части воинов глав-

16 ного звена - убежденности в необходимости, ценности, социальной значимости военной службы, добросовестного ратного труда.

В диссертации дается развернутая характеристика внутриармейским процессам, существенно влияющим на духовную жизнь воинов. По мысли автора, обостряющийся конфликт между важнейшими базовыми духовными ценностями и нормами военнослужащих, с одной стороны, и негативными нормативными проявлениями, проникшими в воинские коллективы, с другой стороны, составляеі главное внутреннее противоречие функционирования и развития современной духовной жизни воинов армии и флота.

В работе особо отмечается, что в острой борьбе с негативными духовно-нравственными явлениями возникшие и укрепившиеся в духовной ЖИЗНИ ВОИНОЕ позитивные процессы начинают оказывать медленное, но возрастающее влияние на все стороны жизни и служебно-боевой деятельности личного состава. Автором проведен анализ содержания наиболее важных для духового мира воинов положительных тенденций. К ним он относит следующие процессы: становление новой системы духовных ценностей, в которой приоритетными становятся гуманизм, верность идеалам защиты Отечества, преданность ратному труду, патриотизм и высокая гражданственность; конституирование новой государственной идеологии; сбалансированность и преемственность военно-профессиональных и общегражданских ценностей; возрастающая роль религиозных конфессий в формировании высокой духовности воинов.

На основе проведенного социально философского анализа автор делает вывод о том, что, несмотря на значительное влияние негативных факторов, в целом духовная жизнь армии и флота способна обеспечить надежную трансляцию базовых духовных ценностей, позитивную мотивацию социальной активности военнослужащих.

2. На содержание и функционирование духовной жизни Российских Вооруженных Сил, характер и результаты военно-профессиональной деятельности са- мих военнослужащих возрастающее влияние оказывают правовое и нравственное сознание воинов, результаты их взаимодействия.

В современной духовной жизни воинов и воинской деятельности все более рельефное выражение получают правовой и нравственный аспекты, их взаимодополняемость. Правовые и нравственные регулятивы пронизывают всю структуру воинских отношений, оказывают сегодня возрастающее влияние на воинскую деятельность. В условиях глубоких преобразований военной организации российского общества ведущими становятся проблемы формирования и развития адекватного стоящим задачам правового и нравственного сознания воинов. Нравственно-правовая поддержка личным составом проводимых в Вооруженных Силах реформ является необходимым фактором решения задач военного строительства.

Характерной чертой современного этапа развития мировоззрения воинов является усиливающаяся его этизация, проявляющаяся в выдвижении среди социальных ценностей на первый план духовно-нравственных ориентиров и попытке на основе обращения к ним решить сложные проблемы жизнедеятельности армии и флота. Современная воинская деятельность имеет ярко выраженную нравственно-правовую окраску. Многовариантность и неопределенность боевой обстановки, противоречивость и динамичность современного боя, повышенная опасность и риск для жизни ставят военнослужащих в ситуацию острого морального выбора. Воинская деятельность все более оказывается связанной с личностными позициями военнослужащего. Сейчас успех вооруженной борьбы в значительной степени зависит не только от уровня военно-профессиональных качеств военнослужащих, но и от их личного мужества, героизма, ответственности, морально-психологической настроенности, внутренней ментальносте, других духовно-нравственных качеств.

Воинская деятельность все более регулируется правовой регламентацией с одновременным возрастанием в ней общечеловеческих основ, высокой гражданственности и гуманизма. Поэтому социальная и военно-профессиональная актив- ность военнослужащих в настоящее время требует нового и умелого правового и нравственного воздействия с целью упорядочивания, согласования в военной службе интересов государства и каждого воина.

В условиях современного военного строительства и функционирования Вооруженных Сил основой формирования сознания и мировоззрения, важнейших военно-профессиональных качеств воинов выступают их правовое и нравственное сознание. Правовые и нравственные идеи и взгляды, чувства и настроения через осмысление воинских отношений как справедливых или несправедливых играют доминирующую роль в сознании военнослужащих. Их сплав обеспечивает целостность сознания воинов, придает ему определенную социальную и военно-профессиональную направленность. Сегодня правовое и нравственное сознание, результаты их взаимодействия выступают одними из важнейших факторов, обусловливающим возникновение мировоззрения воинов, во многом определяют его позитивное содержание, интенсивность и направленность влияния на поведение, общение и деятельность военнослужащих. Важнейшие демократические правовые идеи, общечеловеческие и корпоративные военно-профессиональные моральные ценности должны составить ядро современного мировоззрения воинов армии и флота.

Правовое и нравственное сознание в духовной жизни воинов находятся в непрерывном взаимовлиянии и взаимодействии друг с другом. Поэтому, с точки зрения целей данного исследования, предпочтительным является соотносительная характеристика их современного состояния, которая включает последовательный анализ их сущностных признаков, содержания, структуры и тенденций функционирования.

3. Современное содержание, социальная направленность, характер противоречивости и основные тенденции функционирования правового и нравственного сознания воинов определяются существующими особенностями воинской деятельности, потребностями военного строительства, характером и содержанием осуществляемых в армии и на флоте реформ, а также динамичными процессами во всех сферах российского общества.

Содержание правосознания воинов рассматривается на основе современной российской теории права, в центре которой находятся гуманизм, общецивилиза-ционные гуманитарные знания, направленные на утверждение неотъемлемых свобод и прав человека.

Правосознание воинов армии и флота представляет собой систему знаний, эмоционально-чувственных и волевых состояний, а также ценностных ориентации, которые отражают состояние правовой жизни общества и Вооруженных Сил и выражают отношение военнослужащих к действующему праву, законодательно закрепленным требованиям и предписаниям их служебно-боевой и общегражданской деятельности.

Для современного правосознания военнослужащих характерна острая внутренняя противоречивость конструктивных и деструктивных процессов, которая определяет двойственный характер мышления и социальной активности воинов.

Среди позитивных тенденций особо выделяются следующие процессы: усиление правового регулирования военно-служебных отношений, социальная ориентация правового мировоззрения воинов, формирование и утверждение в духовном мире военнослужащих обновленной системы правовых ценностей, в основу которой положены важнейшие демократические принципы и нормы.

Однако современное состояние правосознания воинов отличается доминированием негативных процессов, вызывающих деформацию его структуры, раздробленность содержания и неустойчивость тенденций функционирования.

Содержание важнейших негативных характеристик современного правосознания воинов составляют: острая внутренняя противоречивость между желаемым и реально-практическим правоотношением, между осознанием существующего военного законодательства и мерой его действенности, деформация структуры, «атомизация», редукция и обеднение содержательных элементов, расколотость на противоположные по социальной направленности сегменты. К негативным тен- денциям его функционирования относятся такие процессы: возрастание корыстной направленности правосознания воинов, снижение личной ответственности за выполнение требований законов и воинских уставов, насильственные действия в сфере межличностных отношений, распространение правового нигилизма и этатизма и другие.

Существенное значение сегодня имеет процесс дополнения правовой регуляции нравственной регуляцией.

Важной проблемой современного военного строительства является духовно-нравственное возрождение армии, формирование надежного морального состояния личного состава. Проводимые в Вооруженных Силах преобразования предполагают восстановление той роли и значения морального духа армии и флота, который был для них традиционно характерен в прошлом.

Моральное сознание воинов представляет совокупность знаний, эмоционально-чувственных и волевых состояний, ценностных ориентации, которые направлены на утверждение коллективистских, гуманистических форм связи между военнослужащими, активно-деятельную позицию личности, побуждающую к добросовестному выполнению служебных обязанностей.

Динамичные противоречивые процессы моральной практики и духовной жизни воинов наиболее глубоко поразили их нравственное сознание, привели к острой борьбе конструктивных и деструктивных процессов в его содержании и функционировании. -Деструктивная тенденция выражается в деформации некогда целостной структуры нравственного сознания, проявляющейся в значительном снижении качества и роли рационально-теоретического уровня в сравнении с обыденным, разрушении единства нравственно-мировоззренческих ориентации военнослужащих, снижении уровня интеллектуально нравственно мотивированного поведения, преобладании эмпирической, ситуативно-практической нравственности.

В то же время в острой борьбе с негативными процессами в моральном сознании воинов набирает силу конструктивная тенденция, связанная с формирова- ниєм обновленной системы духовно-нравственных ценностей. Нравственное сознание воинов воспринимает идеалы и принципы отечественной культуры, а также ценности общечеловеческого и общегражданского характера. Позитивная тенденция проявляется также в усилении военно-профессионального характера нравственного сознания воинов, направленного на обеспечение высокого уровня мотивации служебной деятельности военнослужащих в мирное и военное время.

4. Механизм взаимодействия правового и нравственного сознания в воинском долге представляет совокупность организуемых субъектами воинской деятельности и спонтанно протекающих разнообразных по формам процедур взаимо-влияния элементов содержания правового и нравственного сознания, способствующих их взаимообогащению и совместно оптимизирующих процесс формирования духовно-нравственных и военно-профессиональных качеств воинов, мотивирующих добросовестное и ответственное выполнение воинского долга.

В духовной жизни воинов в условиях усиления институализации военно-социальных отношений взаимодействие правового и нравственного сознания характеризуется высоким уровнем интенсивности, разнообразием форм и значительным влиянием на служебно-боевую деятельность военнослужащих. Сущность данного вида взаимодействия составляет процесс формирования и развития ду-ховно-мотивационного содержания духовного мира воинов, утверждения ведущих регулятивов воинских отношений.

В зависимости от направленности и упорядоченности функционирования духовных процессов выделяются две основные формы взаимодействия правового и нравственного сознания в духовной жизни воинов: стихийное взаимодействие, характеризующееся непроизвольной внутренней активностью элементов сознания и противоречивостью тенденций и системное, целенаправленно организованное взаимодействие, осуществляемое в процессе выполнения военнослужащими своих функциональных обязанностей, вытекающих из требований воинского долга. В воинском долге взаимодействие отмеченных форм сознания осуществляется в форме относительно самостоятельно функционирующего механизма, основа воз- никновения которого видится в интегративном характере правовых и моральны> обязанностей.

Функционирование исследуемого механизма в значительной мере зависит от содержания и социальной направленности воинского долга. Он представляет сие тему социально значимых требований общества и государства к личному состав) Вооруженных Сил. Сущность воинского долга составляют идеи защиты совре^ менного Отечества, сохранения многотысячелетней российской цивилизации.

Важнейшими направлениями функционирования механизма взаимодействие правового и нравственного сознания являются следующие процессы. Во-первых ведущей тенденцией воздействия правового сознания на нравственное сознание является сближение правовых требований с нравственным отношением к их выполнению. Данная тенденция реализуется посредством следующих важнейшго факторов: обеспечением определенной военно-социальной направленности нравственного сознания, мировоззренческого единства духовно-нравственных ориентации воинов, утверждением демократических принципов жизнедеятельности, соблюдением прав и свобод, укреплением духовных основ армии и флота, социально-нравственным самоутверждением личностного начала воина.

Во-вторых, воздействие морального сознания на правосознание воинов направлено на усиление его нравственного содержания. Данная тенденция реализуется на двух взаимосвязанных уровнях: общегражданском и внутриармейском.

В результате функционирования механизма взаимодействия правового и нравственного сознания в воинском долге возникает нравственно-правовая регуляция воинской деятельности как наиболее желательная и эффективная.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили идеи и положения представителей отечественной и зарубежной философской мысли по вопросам духовной жизни, работы военных философов и публицистов, посвященные анализу правового и нравственного сознания военнослужащих армии и флота, положения и выводы по данной проблеме, содержащиеся в законах Российской Федерации по военным вопросам.

Непосредственную методологическую основу диссертации составляют ос новные принципы социальной философии, детерминизма, субъект-объектных от ношений, гуманизма, взаимодополняемости нравственного и правового анализа, і также общие и частные научные методы исследования, используемые при анализе духовного мира личности.

Представлены итоги осмысления материалов ряда международных, россий ских научных и научно-практических конференций и семинаров, диссертаций \ авторефератов, публикаций в научных журналах.

Эмпирическую базу исследования составили следующие источники: статистическая информация об итогах социально-экономического развития страны, состоянии правопорядка в войсках; контент-анализ материалов периодической печати по проблемам духовности личного состава; результаты и выводы опросов, полученные Социологическим центром Вооруженных Сил РФ, Ассоциацией военных социологов, а также конкретных социологических и военно-социологических исследований, выполненных по специальным программам в ряде диссертационных исследований. В данной работе использован личный служебно-практическик и педагогический опыт работы в военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержание и результаты проведенного научного анализа могут составить методологическую баз} при подготовке рекомендаций по оптимизации воспитательного воздействия на военнослужащих. В теоретическом плане предлагается решение актуальных зада^ по изучению содержания современной духовной жизни воинов, сущности и особенностей функционирования правового и нравственного сознания в условиях начавшегося перехода Вооруженных Сил на профессиональный принцип комплектования. Основные положения исследования будут полезными для дальнейшего совершенствования методологии и методики конкретных социологических исследований в воинских коллективах.

Работа имеет непосредственное отношение к характеру практической деятельности военных кадров по обеспечению устойчивости и твердости духовногс состояния личного состава, ответственного исполнения им воинского долга, надежной обороны страны. Основные выводы и рекомендации могут быть использованы при создании наиболее приоритетных моделей воспитания личногс состава армии и флота, формирования его мировоззрения, правового и нравственного сознания, необходимых для служебной деятельности военно-профессиональных и духовных качеств.

Структура диссертации включает: введение, три раздела, заключение, список литературы.

Объем работы составляет/^/страниц машинописного текста.

Апробация работы.

Основные положения и выводы диссертации обсуждались на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин, философии и религиоведения Военного университета Вооруженных Сил, излагались автором в научных сообщениях на научно-практических конференциях, в процессе преподавания философии в Военном университете, а также в выступлениях перед личным составом военно-учебных заведений.

Основные положения диссертации изложены в публикациях:

1. Кортунов В.Н. Правовое и нравственное сознание военнослужащих как духовные ценности // Духовный потенциал российского общества: проблемы и перспективы // Материалы межвуз. методологического семинара. М.: МГЭИ, 2002. 1 п.л.

2. Кортунов В.Н. Духовная жизнь общества // Философия. М.: Воен. ун- т, 1996. 1,5 п.л.

3. Кортунов В.Н. Человек перед лицом глобальных проблем. Будущее цивилизации II Научно-методические рекомендации по изучению философии с применением блоковой системы обучения. М.: Воен. ун-т, 1999. 1,5 п.л.

Общий объем публикаций составляет 4 п.л.

Духовная жизнь воинов как объект социально-философского анализа

Реформирование Российских Вооруженных Сил предполагает решение комплекса проблем и задач, связанных с особенностями современного развития нашего общества, а также с новыми требованиями к их предназначению. Характер и глубина обновления армии и флота определяются не только качественным улучшением их материально-технического обеспечения и организационной перестройкой, но и кардинальными изменениями в духовной жизни воинов. От современного содержания и состояния духовного мира личного состава в значительной степени зависит использование им имеющихся материально-экономических и военно-технических средств, осмысление изменившегося статуса Вооруженных Сил в мире и российском обществе. «В современных условиях, - отметил В.В. Путин, - военную силу определяет не столько число единиц оружия, сколько профессионализм армейских кадров»1.

Духовная жизнь воинов выступает одним из важных факторов успешной реализации задач реформирования армии и флота . В современных условиях духовность воинов заявляет о себе как самостоятельная созидательная сила, оказывающая существенное воздействие на содержание и характер происходящих в армии и на флоте процессов. Справедливо в этом отношении утверждение, что «эффективность функционирования Вооруженных Сил, всей системы военной безопасности государства во многом определяется состоянием сознания и мировоззрения военнослужащих, их духовностью»3.

Действительно, как показывает современная практика, идеи и взгляды, нормы и принципы, идеалы и убеждения, ценностные ориентации, составляющие содержание сознания и мировоззрения военнослужащих в единстве с их интересами и потребностями являются той силой, которая способствует успешной реализации государственной политики в Вооруженных Силах. Представляется, что, только глубоко изучив и активно опираясь на духовную сферу, можно успешно формировать и поддерживать готовность и способность военнослужащих обеспечить защиту жизненно важных интересов и ценностей личности, общества и государства. Это достигается, в первую очередь, посредством распредмечивания элементов сознания и мировоззрения воинов в таких духовных ценностях и качествах, как патриотизм, стойкость, самоотверженность, готовность перенести любые тяжести и лишения во имя обеспечения безопасности своей Родины, а в случае агрессии - разгрома противника и достижения победы.

Как известно, сознание воинов, составляющее основу их духовной жизни, является относительно динамичным образованием: наряду с устойчивостью для него характерна высокая подвижность, восприимчивость к новому, способность к внутреннему обновлению, перестройке и переориентации, целеполаганию и целесообразности.

В ряде исследований последнего времени уже рассматривалась проблема развития сознания военнослужащих в условиях обновления армии и флота через разрешение комплекса его внутренних противоречий или использование других факторов1. Представляется менее изученной и не нашедшей еще полного отражения в социально-философских трудах проблема нравственно-правового регулятора духовной жизни воинов, их поведения, общения и деятельности.

Социально-философский анализ духовной жизни воинов предполагает прежде всего выяснение ее сущности, содержания, особенностей функциониро 28 рования в современных условиях с использованием системы научных принципов и методов.

Духовную жизнь воинов можно определить как сложный, противоречивый и многоуровневый процесс проявления социальной активности военнослужащих, направленный на развитие их сознания, мировоззрения и военно-профессиональных качеств, на удовлетворение потребностей в добывании и использовании знаний, формирование идеалов, ценностных ориентации, нравственных, правовых, эстетических и других способностей, свободы совести, информационной культуры.

Предложенное в данной редакции содержательное определение духовной жизни воинов не охватывает многие другие ее признаки и характеристики. В то же время, по мнению автора, оно отражает ведущие элементы структуры духовной жизни воинов: функционирование их сознания, мировоззрения и социальных качеств. Данное определение позволяет достаточно конкретно определить место нравственных и правовых характеристик в духовной жизни воинов, соотнести их с другими однопорядковыми характеристиками и между собой. Представленная дефиниция способствует методологически обоснованному изучению способов и форм функционирования морального и правового сознания воинов в их духовной жизни в зависимости от различных уровней проявления духовности.

На взгляд автора, решению поставленных в диссертации задач будет способствовать выделение и исследование в духовной жизни воинов общего, особенного и специфического как разноуровневых проявлений сущностных характеристик духовной жизни армии и флота. Общее включает в себя такие сущностные черты и свойства, которые характерны для духовной жизни общества и всех ее подсистем, в том числе и для духовной жизни воинов. Особенное определяется характером современной военной деятельности, новыми задачами и условиями функционирования Вооруженных Сил. Специфическое отражает такие важнейшие черты духовной жизни Российских Вооруженных Сил, которые характерны для современного этапа их исторического развития. На взгляд автора, последовательное изучение содержания отмеченных разноуровневых проявлений духовной жизни воинов, характера их взаимосвязи составляет важный аспект методологии социально-философского анализа духовной сферы армии и флота.

Духовная жизнь воинов в соотношении с функционированием обществен ного сознания, мировоззрения и других элементов духовности российских граж дан представляет собой одну из форм проявления духовной жизни нашего обще ства, обладает ее сущностными, системообразующими характеристиками, а такж испытывает воздействие со стороны других обществ и культур. Актуальное зга чение приобретает уточнение сущности, содержания и структуры духовной жизн общества.

Соотносительная характеристика современного состояния правового и нравственного сознания российских воинов

Одной из наиболее важных характеристик духовной сферы армии флота является современное состояние и уровень развития правового нравственного сознания. Правовые и нравственные идеи и взгляды, чувства настроения играют доминирующую роль в сознании военнослужащие Именно их сплав обеспечивает целостность сознания воинов, придает ем определенную социальную и военно-профессиональную направленност; Сегодня правовое и нравственное сознание, результаты их взаимодействи выступают одними их важнейших факторов, обуславливающих возникнов ние мировоззрения воинов, во многом определяют его содержаниі интенсивность и направленность влияния на поведение, общение деятельность военнослужащих. Социально-философский аспеь исследования позволяет определить место и роль правового и нравственног сознания в духовной жизни воинов, современную детерминацию, ВЫЯСНИ! состояние, особенности, характер противоречивости и основные тенденци функционирования.

Правовое и нравственное сознание в духовном мире воинов находятся тесном органическом единстве и взаимодействии друг с другом. Поэтому точки зрения целей данного исследования предпочтительным являете соотносительная характеристика их современного состояния, которг включает последовательный анализ их сущностных признаков, содержание структуры и особенностей проявления в духовной жизни армии и флот Методологической основой данного исследования является утверждение том, что сущность, содержание и социальная направленность обновленног правового и нравственного сознания военнослужащих в значительной мер определяются особенностями воинской деятельности, потребностями В( енного строительства, характером и содержанием осуществляемых в армии на флоте реформ. Рассмотрим последовательно современное состояние данных форі сознания военнослужащих более подробно.

Исследованию правосознания, изучению особенностей его проявления различных сферах общества традиционно уделяется большое внимание философско-правовой литературе. Глубоко и предметно анализируютс важнейшие проблемы правосознания военнослужащих военным исследователями .

Правосознание непосредственно и органично связано с правом, в одної комплексе с ним формируется, воспроизводится и функционирует Концепция правосознания в существенных своих аспектах прямо зависит о лежащей в ее основе трактовки права, от понимания соотношения права правосознания. Поэтому, как полагает автор, важной теоретике методологической предпосылкой социально-философского анализ правосознания является корректное определение права, уточнение ег признаков и содержания.

В современной отечественной философско-правовой науке вопрос понимании права приобрел важное теоретическое и практическое значение Кардинальные изменения теоретико-мировоззренческих основ правопонима ния обусловили особый уровень изучения права в российской науке связанный с положением личности в обществе и существованием правовое государства.

Российские ученые отказываются от политико-идеологических постула тов о классовой сущности права, от господствовавшего многие десятилети: позитивистски ориентированного правопонимания. Мировоззренческоі основой современной российской теории права становятся гуманизм общецивилизационные гуманитарные знания, конструктивные теоретически» учения, направленные на утверждение неотъемлемых свобод и npai человека, его ответственности и обязанностей. В целом для российско науки характерна ориентация в понимании права, основанная на сочетани его общего гуманитарного видения и институционального подхода Призванное быть носителем свободы личности в обществе, право воплощае в жизни естественно-правовые требования свободы личности .

В сфере воинских отношений право представляет собой совокупност юридических норм, закрепляющих принципы и формы устройств Вооруженных Сил Российской Федерации, регулирующих вопросы военног управления, жизни и быта, деятельности войск, определяющих систему ком плектования и порядка прохождения службы личным составом, правг свободы, обязанности и ответственность военнослужащих и други участников воинских отношений.

Важной теоретической проблемой является вопрос о соотношении прав и правосознания. Решение его, как показывает анализ научной литературь носит дискуссионный характер. Избранная методология исследование основанная на том, что любая форма сознания не может существовать вн связи субъекта и объекта, позволяет утверждать о синтетическом характер права, включающего такие основные элементы, как правоотношения, ин статуты права и правосознание субъектов.

Определение правосознания в качестве одного из структурных элемен тов права общества позволяет достаточно объективно рассмотреть его месті и специфику среди других основных форм общественного сознания, а такж и в самой системе права как явления общества.

При всех существующих в научной литературе различиях в определенш правосознания, общим является рассмотрение правосознания каї осознанного отражения правового поведения, общения и деятельності субъектов права.

Механизм взаимодействия правового и нравственного сознания в воинском долге

Проведенный анализ сущности, признаков и структуры духовной жизні воинов, современного содержания и особенностей функционирования и: правового и нравственного сознания позволяет предметно изучить характер і важнейшие направления взаимодействия изучаемых форм сознания в духов ной жизни воинов. Повышенное внимание к исследованию проблемы взаи мосвязи правового и нравственного сознания вызвано следующими обстоя тельствами.

Во-первыхл в условиях реформы современная российская армия как никогда нуждается в эффективной системе воспитания личного состава, формирования духовного мира воинов. Проведенный анализ состояния и основных тенденций духовной жизни воинов показал необходимость повышения роли правового и нравственного сознания в формировании обновленной системы духовных ценностей военнослужащих. Однако низкий уровень, противоречивость содержания и разнонаправленность тенденций функционирования правового и нравственного сознания не позволяют в полной мере решить эту задачу.

Во-вторых, проблема взаимодействия правового и нравственного сознания чрезвычайно сложна и многопланова. Несмотря на ряд научных публикаций, этот вопрос остается во многом неясным и нерешенным, что не позволяет дать на него убедительный ответ. Разнообразие методологических подходов в исследовании взаимосвязи правового и нравственного сознания создает значительные трудности в решении назревшей проблемы - создания эффективной системы воспитания личного состава армии и флота. Преодоление этих трудностей требует уточнения теоретико-методологической базы исследования, формулирования новых положений, адекватных современной обстановке. В условиях коренной смены мировоззренческих и методологических основ социально-философская наука стоит перед проблемой создания концепции принципиально нового типа связи форм общественного сознани? Эти и некоторые другие обстоятельства требуют глубокого детального ана лиза содержания и характера взаимодействия правового и нравствен ног сознания в сфере воинской деятельности, влияния его на формирование і функционирование воинского долга.

Методология решения поставленной задачи предполагает, во-первых уточнение содержания понятия «взаимодействие» в сравнении с таким] близкими по содержанию категориями, как «соотношение» и «взаимосвязь: и, во-вторых, определение особенностей применения исследуемых категориі при анализе динамичных процессов в духовной сфере.

Анализ научной литературы по этому вопросу позволяет утверждать что среди исследуемых категорий наиболее общей является понятие «соот ношение», характеризующее различные формы и виды взаимозависимости элементов, которые в совокупности образуют устойчиво функционирующук систему. Следует отметить, что нередко в философских трудах понятие «взаимосвязь» и «взаимодействие» отождествляются, что лишает каждое и: них качественной специфики и снижает познавательную ценность. Теоретическое обоснование соотношения данных категорий предложено в научных исследованиях Л.Е. Сорокина, И.К. Цоуфала, А.Г. Чусовитина и др.1.

Исследователи отмечают, что в содержании категорий «взаимосвязь» и «взаимодействие» много общего. Всякое взаимодействие выражает определенные моменты связи взаимодействующих явлений. В то же время между отмеченными категориями имеются существенные различия. Так, не всякая взаимосвязь представляет собой взаимодействие. Взаимное воздействие явлений предполагает их активность. Связь явлений во взаимодействии актуализирует действительность, но выражает также реализуемую при определен ных условиях потенциальную возможность. Если в категории «взаимосвязь) только констатируются моменты связи между вещами, то в категорш «взаимодействие» фиксируется тот факт, что вещи не пассивно связаны друї с другом, а воздействуют друг на друга по-разному в разных отношениях Взаимодействие, таким образом, исключает моменты покоя и статичности выражает динамику, подвижность, изменения, переходы во взаимосвязанны явлениях.

Автор разделяет предложенное Л.Е. Сорокиным определение взаимодействия как философской категории «для обозначения объективного и имманентно присущего материи и всем ее проявлениям процесса, содержание которого составляет переход друг в друга и взаимное изменение разнообразных фрагментов действительности, вещей, явлений, процессов, их сторон и свойств, вследствие их взаимной связи и обусловленности»1.

Категория взаимодействия активно используется при анализе процессов и явлений в духовной сфере. Предметом пристального внимания исследователей явилось изучение процесса взаимодействия важнейших форм общественного сознания и видов духовной культуры. Специфика и содержание взаимодействия явлений духовной сферы в условиях воинской деятельности изучены в трудах таких военных исследователей, как М.И. Боровков, И.В. Демидов, Б.И. Каверин, В.Н. Ксенофонтов, И.Н. Кудинов и других .

Выводы и положения этих исследователей составили методологическую основу авторского понимания взаимодействия правового и нравственного сознания в духовной жизни воинов.

Похожие диссертации на Правовое и нравственное сознание в духовной жизни воинов Российских Вооруженных Сил: современное состояние и взаимодействие : Социально-философский анализ