Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Праздник как средство самосохранения социальной группы Бурменская, Дарима Баировна

Праздник как средство самосохранения социальной группы
<
Праздник как средство самосохранения социальной группы Праздник как средство самосохранения социальной группы Праздник как средство самосохранения социальной группы Праздник как средство самосохранения социальной группы Праздник как средство самосохранения социальной группы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бурменская, Дарима Баировна. Праздник как средство самосохранения социальной группы : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Бурменская Дарима Баировна; [Место защиты: Забайк. гос. гуманитар.-пед. ун-т им. Н.Г. Чернышевского].- Чита, 2011.- 157 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/214

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Социально-философский анализ сущности праздника , 12

1.1 Методологические основы изучения проблемы праздника 12

1.2 Историко-философский анализ исследований праздника 29

1.3 Возникновение праздника как средства самосохранения социальной группы 53

Глава 2. Консервативная сущность праздника 73

2.1. Социальные функции праздника 73

2.2. Праздник как особая форма связи социальной группы и индивида .100

2.3. Роль традиционных праздников в современном мире в условиях глобализации 119

Заключение 140

Список литературы 145

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В последние годы, насыщенные различными праздничными торжествами, проблема праздника стала особенно актуальной. В связи с развитием научно-технического прогресса, а также с улучшением условий быта у человека появилось больше свободного времени, которое требует рационального использования.

На рубеже XX–XXI вв. в условиях переориентации российского общества на Запад, так называемой «вестернизации», снижения общего уровня культуры, смены идеалов, роль праздника в жизни общества приобретает большое значение. Возникают новые и претерпевают серьезную трансформацию старые праздники. Переход современной России к новой парадигме образования, качественные изменения в социальной сфере влияют на характер как будничного, так и праздничного времени, реформируют локальную и национальную идентичность миллионов россиян. Праздник как социальный феномен несет особую функциональную нагрузку в переходные периоды развития социума. Сегодняшнее состояние российского общества актуализирует социальный заказ на систематизацию новых данных, проведение социально-философского исследования феномена праздника.

Актуальность данного диссертационного исследования обусловлена необходимостью научного анализа феномена праздника как средства консолидации индивидов с целью сохранения своей группы и сохранения национальных культурных традиций. В условиях социальной нестабильности необходимо исследовать сущность праздника, его роль в функционировании и сохранении целостности структуры общества. Важно проследить взаимосвязь трансформаций самого праздника, его основных функций и празднующей социальной группы. Особенный интерес у ученых вызывают формы празднования, характер изменений межличностных и межгрупповых связей.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ феномена праздника носит сложный многоаспектный характер. Зарубежные исследователи данной проблемы К. Жигульский, Н. Мизов осмысливают праздник в русле культурологии;
Д. Марк, Э. Тайлор, Д. Фрэзер – этнографии и социокультурной антропологии. Они рассматривают праздничную культуру в связи с ритуалом и мифом. Весомый вклад в изучение социальной роли ритуала внесли представители французской социологической школы: Р. Бенедикт, Р. Барт, Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, М. Мид, М. Мосс, А. Радклифф-Браун. Теоретическое осмысление праздника как игры представил
Й. Хейзинга. Большой интерес представляют труды зарубежных философов
Р. Генона, Г. Кокса, Й. Пипера, Р. Стронга, Д. Томпсона, Г. Янга и др., занимавшихся исследованием различных аспектов праздника.

Изучение праздника в отечественной научной традиции ведется достаточно давно. Начало этому было положено еще в XIX в, а затем продолжилось в 20-е годы XX в. В этот период появилось немало интересных идей относительно природы праздника. Однако ни в 20-е годы, ни в последующий период не была создана сколько-нибудь обоснованная методология научного изучения праздников. По мнению
О. Л. Орлова, в 40-е и 50-е годы ученые не проявляли инициативы в разработке своих представлений о празднике.

В хронологическом плане, в исследованиях праздника отечественной наукой можно выделить следующие этапы: исследования дореволюционного периода (XIX в. и начала XX в.), представители которого пользовались преимущественно описательно-эмпирическим методом в своих работах; исследования советского периода (XX в.), в котором ученые изучали праздник в рамках теоретических концепций; исследования постсоветского периода (конец XX и начало XXI вв.).

В содержательном плане можно отметить, что исследованием праздника и праздничной культуры занимались, в первую очередь, этнографы и антропологи, затем искусствоведы, театроведы, педагоги, а также филологи, психологи, религиоведы, историки, культурологи. Разработки по данной проблеме велись этнографами: Е. В. Аничковым, А. К. Байбуриным, Т. А. Бернштам, Ф. И. Буслаевым, А. Н. Веселовским, В. Ф. Миллером, А. Ф. Некрыловой, А. А. Потебней, И. П. Сахаровым, И. М. Снегиревым, А. В. Терещенко, В. И. Чичеровым; фольклористами и культурологами: А. Н. Афанасьевым, В. П. Исаенко, В. А. Ленинцевой, М. В. Литвиновой, О. Л. Орловым, В. Я. Проппом; педагогами: Д. М. Генкиным,
С. В. Герасимовым, А. Д. Жарковым, С. В. Спиридоновой; историками: А. В. Мельник, А. В. Фроловой; искусствоведами: Р. Е. Маркиным, А. И. Мазаевым и др. Комплексный подход к изучению феномена праздника представлен в рамках праздничного пространства-времени М. М. Бахтиным, А. В. Гуревичем.

Праздник как социально-педагогический феномен и как средство манипуляции рассматривается в рамках марксистской методологии в СССР (Я. П. Белоусов, М. Д. Довбуш, Л. С. Лаптева, Д. С. Лихачев, А. С. Ляшок, А. М. Панченко, В. А. Руднев, Д. М. Угринович).

В последние годы (вторая половина XX в. и начало XXI в.) в эту работу включились философы (И. В. Гужова, И. И. Пронина, Н. Н. Хабибуллина) и социологи
(А. В. Бенифанд, Т. Н. Бояк, Г. Г. Карпова,), для которых праздник интересен в связи с проблемой взаимоотношения личности и общества, общественной жизни и досуга. Определенное осмысление праздника представлено в социологии потребления (В. И. Ильин).

Несмотря на столь обширный опыт изучения феномена праздника, как в отечественной, так и в зарубежной научной мысли все еще ощущается недостаток теоретических работ социально-философского содержания, которые могут раскрыть сущность праздника, его место и выполняемые функции в обществе, социальную значимость как средства объединения и сохранения социальной группы. Поэтому попытка системного анализа содержания праздника, его основных социальных функций с опорой на уже накопленный опыт предыдущих поколений ученых с привлечением с этой целью некоторых новых идей, источников, материалов представляется достаточно актуальной, особенно в наши дни, в условиях активного включения в процесс глобализации всего мирового сообщества.

Объект исследования – праздник как социальный феномен.

Предметом диссертационного исследования являются сущностные черты и функции праздника, способствующие самосохранению социальной группы.

Цель диссертационного исследования – социально-философский анализ феномена праздника, выявление его функций, которые способствуют самосохранению социальной группы.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

осуществить теоретико-методологический анализ научных подходов к изучению феномена «праздник» в истории науки;

проанализировать ценностные концепции возникновения и функционирования праздника, раскрыть роль праздника в коллективе; осуществить анализ существующих типологий праздника;

выявить предпосылки возникновения праздника и проследить его историческую эволюцию и трансформацию составляющих его элементов;

осуществить анализ основных социальных функций праздника; выделить среди них функции, способствующие самосохранению общественной группы, разработать авторскую типологию праздников;

рассмотреть праздник как одну из основных форм связи группы и индивида, раскрыть механизм этой связи;

выявить и проанализировать основные тенденции и особенности функционирования и развития традиционного праздника в современном обществе в условиях глобализации.

Методологическая основа исследования. В качестве методологической основы применялись социально-философский, исторический, системный, функционалистский, междисциплинарный подходы.

Многоаспектный характер предмета исследования и неоднородность использованного в работе теоретического и эмпирического материала обусловили сочетание методов сравнительно-исторического и системно-структурного анализа, что позволило нам рассмотреть праздник как комплексное явление с определенной степенью преемственности и развития культуры. Были уточнены логика развития, закономерности и механизмы динамики праздничной культуры с позиций синхронии и диахронии, при сохранении социально-философской аналитики.

Метод типологизации был использован для построения общей картины основных подходов к изучению праздника.

При описании праздничной обрядности и анализе источников на иностранном языке (в том числе контент-анализе аутентичных материалов) автором использовался личный опыт переводческой деятельности.

Данное исследование базируется на принципах историзма, целостности и взаимодополнительности.

Научная новизна исследования.

  1. Выделены и проанализированы теоретические подходы к изучению явления «праздник», выделена главная сущностная черта праздника с точки зрения его функциональности. Уточнено определение понятия «праздник».

  2. Рассмотрены основные ценностные концепции праздника, проанализированы теоретические модели праздничной культуры. Предложена суггестивная концепция праздника.

  3. Обосновано, что праздник, наряду с такими явлениями, как язык, социализация и инкультурация, представляет собой одно из наиболее важных средств самосохранения социальной группы. Раскрываются естественные предпосылки праздника – потребности в общении и самосохранении группы.

  4. Исследованы основные социальные функции праздника. Обоснована ведущая роль консервативной функции в сохранении целостности, структуры и межличностных связей общественной группы. Предложен вариант авторской типологии праздника как социального феномена, основанный на типе сохраняемой группы.

  5. Праздник рассматривается как одна из основных форм связи социальной группы и индивидов, и раскрывается механизм этой связи.

  6. Проанализированы основные тенденции трансформации праздника в условиях глобализации как объективного биполярного процесса, его роль в жизни социальной группы.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Праздник рассматривается как синкретическое единство традиций, ритуалов, обычаев, зрелищ, обрядов, игр, торжеств, карнавалов и т.д. Праздник является одной из самых широких форм праздничной культуры, которая во время своей самореализации воспроизводит своеобразную организацию социальной группы со своими функциями и задачами. Празднования общенародных, общенациональных торжеств небольшой социальной группой является подтверждением того, что празднующая группа индивидов принадлежит данной общности.

  2. Сущность праздника заключается в самосохранении социальной группы, а качественным отличием его является обязательное коллективное действие. Механизмом обеспечения целостности группы является коллективная суггестия, воздействующая на физическое и психическое состояние членов коллектива.

  3. Генезис праздника удовлетворял социально-коммуникативные потребности и индивида, и группы. Архаичный праздник представлял собой способ ритуально-символической трансляции исторического опыта, социального самосохранения группы, социальной самоидентификации группы. Естественной предпосылкой праздника являются потребности в общении и сохранении коллектива, противопоставление понятий «мы» и «они». Реализация этих потребностей приносит человеку чувство удовлетворения.

  4. Праздник – полифункциональное явление, базовым основанием которого является реализация совокупности его социальных функций. Доминирующей является консервативная функция праздника, как охранного фактора структурной целостности и жизнеспособности группы. На основании консервативной функции обосновывается вариант типологизации праздников, который выделяет следующие критерии сохраняемой группы. По масштабу выделяются праздники, сохраняющие большие и малые группы; а по степени разделения праздника общественной группой выделяются праздники, сохраняющие либо целую группу, либо ее часть.

  5. Механизмы праздничной связи группы и индивида проявляются в обязательном участии индивида в коллективных ритуально-обрядовых мероприятиях, в «канализации» негативной энергии индивидов, в общем консолидирующем смехе, в физическом контакте тел (массовости праздничных мероприятий), в запрете на будничные формы деятельности во время праздника, в наказании за несоблюдение этого запрета. Связь группы и индивидов также осуществляется в такой необычной форме «праздника наоборот», как похороны.

  6. В настоящее время наблюдается тенденция создания наднациональных праздников и взаимопроникновения праздничной обрядности разных народов и государств, «стирания» границ между праздничными культурами. Постепенное исчезновение этнических особенностей праздников приводит к объединению палитры праздников, необратимой потере целых пластов культуры. В современном динамично развивающемся обществе традиционные праздники вопреки глобализационным процессам выступают как средство консолидации индивидов с целью сохранения своей группы и национальных культурных традиций.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключаются в том, что его результаты вносят вклад в развитие современного социально-философского знания, а именно таких его аспектов, как межличностные и межгрупповые связи, самосохранение социальной группы, взаимосвязь личности и общества; могут использоваться в качестве методологической основы при разработке социально-философских, социологических, антропологических, культурологических исследований по проблеме праздника.

Основные положения и выводы, изложенные в диссертации, могут быть использованы в исследовании широкого спектра проблем социальной философии.

Изучение специфики и этапов развития феномена праздника в XIX, ХХ и в начале XXI вв., позволяет глубже проникнуть в сущность традиционных и инновационных процессов в жизни человеческого общества.

Актуальность темы исследования позволяет использовать результаты диссертационного исследования при составлении методических пособий, а также при чтении специальных, элективных и учебных курсов по философии, культурологии, религиоведению и страноведению.

Апробация результатов исследования. Основные идеи диссертационного исследования опубликованы в сборниках материалов по итогам следующих конференций: региональной научно-практической конференции «Философский, социологический и психологический анализ молодежных проблем в регионе» (Чита, 2006), X Международной научно-практической конференции «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве» (Пенза, 2007), Международной научной конференции «Мир кочевых цивилизаций: история и современность» (Чита, 2007), II Международной научно-практической конференции (Самара, 2008 г.), Международной научно-практической конференции «Лингвистика и межкультурная коммуникация в современном мире» (Чита, 2009), Международной научно-практической конференции (Иркутск, 2009), Международной научно-практической конференции «В мире научных открытий» (Красноярск, 2010).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Историко-философский анализ исследований праздника

Рассмотрим основные положения приведенных концепций. Эмпирико-описательная концепция праздника. В русской науке научный интерес к теории праздника возникает в 30-е годы XIX века в лице И. М. Снегирева, о чем уже упоминалось ранее. Именно в этот период появляется эмпирико-описательное направление в науке о празднествах. В этом русле работали такие ученые, как И. М. Снегирев, И. П. Сахаров, А. В. Терещенко и другие.

И. М. Снегирев сформулировал теоретическое определение праздника вообще и сделал попытку обосновать необходимость наук и о празднике - эортологии, считая праздник наиболее адекватным инструментом отражения народной души. Эти ученые создали многотомные труды о русских празднествах, однако в них не учитывался социальный фон, что не могло способствовать созданию единой теории праздника.

Первоначально видевший в праздничных основах жизни защиту от разрушительных тенденций, позже Снегирев начал выделять связь этого явления с бунтом, со всяким протестом против государственных и церковных установлений.

Основная заслуга представителей описательного направления заключается в том, что они впервые в русской науке обратили внимание на проблему свободного времени и проблему культуры. И. М. Снегиревым была предпринята первая попытка периодизации типов праздника по сезонам, что легло впоследствии в основу мифологической или цикловой концепции праздника.

Мифологическая концепция. Во второй половине XIX века группа российских ученых (Ф.И.Буслаев, А. А. Потебня, А. Н. Афанасьев и др.), представлявших мифологическое направление в фольклористике, впервые предприняла попытку создания общей теории праздника. Они создали так называемую солярную концепцию праздника, которая была одной из разновидностей метеорологической или цикловой теории. Согласно данной концепции миросозерцательный смысл праздника, его происхождение объясняется остатками религии поклонения Солнцу. В его работах поэтизировалась солнечная мифология первобытных людей.

Сторонники мифологического направления на базе «солярной» концепции пытались создать типологию праздников, в основе которой лежал сезонный календарь. По этой типологии своеобразие народных праздников и праздничной обрядности подчиняются делению года на летний и зимний циклы. Сторонники мифологического направления признали относительную независимость праздника от процессов труда, отметили связь этого явления с жизнью природы и указали на привязанность праздничных дней к переломным, кризисным моментам в жизни природы.

Достижениями мифологической концепции являются признание :. за язычеством, а не за христианством приоритета в установлении праздничного календаря, взгляд на праздник как на способ поэтизации природы, установление его зависимости от быта и образа жизни народа,. Несмотря на всю глубину и обстоятельность изучения праздника сторонниками мифологической школы, «солярная» концепция в целом была ложной, так как строилась на неправильном предположении, будто миф является единственным и непосредственным источником жизнедеятельности человека.

Ученые мифологической школы видели все истоки праздничной культуры в мифе и верованиях, идеалистически превращая следствие в причину. Солнечный миф сыграл огромную роль в истории религии, в истории зарождения праздника, но он сам появился в результате становления человека как общественного существа, как итог определенного этапа социальной истории. По мнению А. И. Мазаева, основная ошибка А. Н. Афанасьева и его школы в изучении праздника в том, что они исключали значимость социальной жизни вообще и значимость социальной жизни в сфере свободного от работы времени41.

Школа заимствования. Следующая дореволюционная школа изучения праздника, так называемая школа заимствования, представителями которой были Е. В. Аничков, А. Н. Веселовский, В. Ф. Миллер и другие, вывела изучение русских народных празднеств, прежде всего аграрных, из рамок национальной замкнутости, показала сходство славянских, румынских, византийских и античных обрядово-зрелищных форм. Однако из этого сходства были сделаны не совсем верные выводы. Например, В. Ф. Миллер, сравнивая русские праздники и западноевропейский карнавал, называл русские святки ни чем иным, как римскими сатурналиями, перешедшими через скоморохов к русским и румынам42.

Данное сравнение можно считать несколько натянутым. Народный праздник — карнавал в том классическом виде, в каком он был представлен в ряде западноевропейских стран (Италия, Германия, Франция), не сложился в России в силу, прежде всего, социальных причин, так как аграрно-языческое празднество, откуда ведет свое происхождение карнавал, очень рано истощило свои силы в борьбе с таким сильным противником, как русская православная церковь и русское централизованное государство.

Возникновение праздника как средства самосохранения социальной группы

Праздник, будучи комплексным феноменом, обладает определенными социальными функциями. В изучении столь сложного явления логично использовать метод структурно-функционального анализа. Очевидно,- что такое многогранное явление как праздник должно быть полифункциональным. Существует немалое количество работ, посвященных анализу функций праздника.

Важную роль в развитии современного понимания праздника играет функционалистский подход, позволяющий определить функции праздника как социокультурного феномена. Теоретическое осмысление праздника в зарубежной науке развивалось в рамках социальной (европейская традиция) и культурной (американская традиция) антропологии. Ритуал, как родовое для праздника понятие, о чем мы уже говорили в первом параграфе нашего исследования, рассматривался с позиций эволюционизма, функционализма, французской социологической школы, французского структурализма. Э. Дюркгейм активно использовал функциональные объяснения в своих исследованиях о ритуалах и религиозных верованиях. Идеи Э. Дюркгейма получили свое развитие у А. Радклифф-Брауна и Б. Малиновского, которые рассматривали общество как живую действующую систему и впервые применили системный подход к изучению архаических обществ. В разные периоды проблема функционирования праздников- привлекала неодинаковое внимание и интерес у исследователей этого явления..

В советский период развития истории исследователи также занимались этим вопросом. Интерес отечественных ученых к определению социальных функций праздника развивался под воздействием марксистской методологии и был связан с видением праздника как явления социально-педагогического, как средства идеологического воздействия на личность и массы104.

Любой исследователь, пишущий о празднике, в той или иной степени старался затронуть этот вопрос. Определенный интерес для нас представляют работы Я. П. Белоусова, Л. С. Лаптевой, Д. М. Угринович, А. И. Мазаева, М. В. Литвиновой и др. Рассмотрим некоторые классификации социальных функций праздника, которые помогут нам выделить основные значимые для общественной группы функции. Я. П. Белоусов выделяет следующие функции праздника: «1. торжественное обновление жизни; 2. коммуникативная и регулятивная (удовлетворение потребности в общении и снятии социальных барьеров); 3. компенсаторная (снятие напряжения и восстановление физических и эмоциональных сил); 4. эмоционально-психологическая (как средство эмоциональной разрядки); 5. идеологическое и нравственное воспитание; 6. целостная функция, включающая в себя предыдущие»1 э. Отметим, что нам здесь несколько непонятна суть последней функции. Если она, по мнению исследователя, включает в себя все вышеперечисленные функции, то мы не видим смысла в одновременном существовании всех шести функций. Л. С. Лаптева выделяет идеологическую, воспитательную, художественно-эстетическую, информативно-коммуникативную, интегративную, игровую, рекреационно-компенсаторную функцию праздника106. По мнению В. А. Ленинцевой, «у Белоусова и Лаптевой недостаточна строгость следования принципам структуризации: общего и частного, средства и цели, разделения одного явления по способам восприятия и выражения»107.

Исследуя проблему феномена праздника, Э. В. Соколов относит к важнейшим функциям праздника и культуры в целом функцию преобразования и освоения мира и коммуникативную. Кроме этих важнейших функций он выделяет ещё ряд других: защитную, сигнификативную (накопления и хранения информации), нормативную, социализирующую или персонифицирующую, индивидуализирующую, функцию эмоциональной разрядки, проективную108. На наш взгляд, в этом списке отсутствует единый принцип выделения функций, поэтому они кажутся разномасштабными и лишенными единого основания. Этот ряд может быть продолжен добавлением других функций.

В. П. Исаенко выделяет четыре главные функции: ценностно-адаптационную, проективную, познавательную, коммуникативную. Причем, каждая из них включает более частные функции.

К примеру, ценностно-адаптационная функция состоит из нормативной, организационной, социализирующей, преобразовательной функций. Проективная функция состоит из развивающей и восстанавливающей функций. Коммуникативная функция состоит из игровой, знаковой и функции общения. Познавательная функция состоит из информативной и итеративной функций109. Думается, что классификация праздников, предложенная В. П. Исаенко, излишне сложная, а обилие частных функций затрудняет их восприятие и понимание. К тому же, при рассмотрении частной развивающей функции, необходимо уточнить, что развитие (например, искусства) характерно только для цивилизованного общества. В традиционном обществе никакого развития не допускалось.

Известный советский исследователь революционных праздников А. Д. Жарков, говоря об их многообразии, из множества функций на первый план выдвигает воспитательную и организационно-мобилизующую функции. Причем каждая функция, по его мнению, имеет специфическую направленность воздействия. На первом месте у Жаркова стоит воспитательная функция, которую он называет собирательной, объединяющей все остальные. «Эмоционально-психологическое состояние личности, дополненное влиянием средств массовой информации, воздействием открытия мемориалов, посещением памятников, свершением обрядовых и ритуальных действий, позволяет обеспечить наиболее высокую степень достижения воспитательных целей»110.

Вполне справедливо А. Д. Жарков отмечает важность организационно-мобилизующей функции, ведь советские праздники всегда были эффективным средством мобилизации масс на решение насущных проблем жизни страны. Он приводит пример громадной роли праздников в мирный период первых пятилеток, в суровые дни Великой Отечественной войны. Праздники были поводом для развертывания различных социалистических соревнований. Лучшие трудовые коллективы и работники награждались премиями, почетными грамотами, заносились на Доску почета и т.д.

Праздник как особая форма связи социальной группы и индивида

В данном параграфе нами предпринята попытка анализа специфики функционирования традиционных праздников в условиях глобализации, анализа их трансформаций и влияния глобализационных процессов на социальную сущность праздника. Дефиниции традиционного праздника были даны в первой главе диссертации, поэтому мы не будем акцентировать внимание на уточнении данного понятия.

Размышляя о современном мире и о роли праздника в жизни общества, необходимо учитывать влияние глобализационных процессов на модус бытия социума. Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. По мнению Н. М. Римашевской, В. Ф. Галецкого, А. А. Овсянникова и др., глобализация представляет собой взаимодействие различных государств, этносов, социальных групп в единой системе отношений на планетарном уровне. Она рассматривается как открытая система культурного обмена, заимствования моделей поведения и адаптации культурных паттернов. В условиях глобализации возникает единое экономическое, экологическое, образовательное пространство, которое вызывает необходимость выработки согласованных действий между странами и народами.

Основой глобализации является интенсивная информатизация, когда возникает информационное гиперпространство, благодаря телекоммуникациям, всемирной сети Internet и различным аудиовизуальным средствам связи. Они также рассматривают интернационализацию как этап глобализации, связанный с взаимодействием социальных общностей не в мировом масштабе, а на уровне группы отдельных стран173.

Глобализация не является достижением XX века. Некоторые зачатки глобализации прослеживались еще в эпоху античности. Римская империя была одним из первых государств, которое способствовало взаимопроникновению различных культур. Более активные глобализационные процессы связаны с экономическим ростом в Европе, успехами в мореплавании и географическими открытиями, развитием торговых отношений между странами. Окончание Второй мировой войны в определенной мере способствовало ускорению темпов глобализации.

Ученые и специалисты из разных областей знания достаточно много полемизируют о позитивных и негативных моментах глобализации. На наш взгляд, глобализация - объективный, комплексный и универсальный процесс качественных изменений, который носит системный характер и охватывает все сферы жизнедеятельности общества. Подтверждает это и Н. М. Римашевская. «К примеру, в экономическом отношении глобализация выражается в создании непрерывных во времени финансовых рынков и мировых производственных линий, в появлении глобального потребительского рынка и электронной торговли»174. Экономическая глобализация предусматривает отмену таможенных пошлин, свободное движение труда и капитала, а также единую денежную систему и т.д.

На психологическом уровне глобализация проявляется в растущем осознании существования и-дальнейшего динамичного развития единого мирового пространства. Глобализация способствует распространению высоких информационных технологий, повышению требований к подготовке профессиональных кадров, доступности достижений научно-технического прогресса. В XX и в XXI вв. праздники широко и достаточно эффективно используются психотерапевтами для лечения нервных расстройств, депрессий, гиподинамии, синдрома большого города и других болезней глобализующегося мира.

Глобализация, демонстрируя свою биполярную сущность, оказывает также и негативное влияние на человеческие и природные ресурсы, как-то: возрастание интенсивности миграционных процессов в масштабах всей планеты, возникновение и динамичное распространение глобальных экологических проблем, изменения климата, активизация мировых эпидемий, появление новых вирусов и штаммов и т. д. Среди минусов данного процесса также прорисовываются виртуализация общества, нарастающая однородность мировой системы, формирование космополитической элиты, куда входят лишь несколько самых развитых и богатых стран, и вытекающая отсюда поляризация мира — противопоставление элиты и основной массы государств, нарастающая поляризация жизненного уровня населения земного шара.

Культурную глобализацию характеризует сближение деловой и потребительской культуры разных государств и расширение границ международной коммуникации. Это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. Популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Праздник как один из наиболее важных компонентов национальной культуры также трансформируется в условиях глобализации.

В современных условиях открытого культурного обмена необходимо выделить тенденцию создания общечеловеческих праздников, то есть таких праздников, которые отмечаются всем населением земного шара. К подобным праздникам отнесем, в первую очередь, Новый год (31 декабря - 1 января), День Святого Валентина или День всех влюбленных (14 февраля), Хэллоуин или День всех святых (31 октября), популярность которых в мире растет быстрыми темпами.

Роль традиционных праздников в современном мире в условиях глобализации

Рассмотрим еще один «негативный» аспект праздника -увеличение роста потребления, возникновение коммерциализованного общества всеобщего потребления. На данном вопросе мы кратко останавливались ранее, отметив, что традиционный праздник в современном обществе зачастую становится объектом потребления в экономической структуре общества, за счет утилитаризации праздничного времени, то есть преобладания рационально-экономических компонентов в способах организации современных официальных праздников и индивидуальных практиках празднования.

Однако не все исследователи считают возникновение праздника потребления и общества потребления негативным моментом развития общества.

Согласно М. А. Медведевой, современная цивилизация сейчас переживает сложный период перехода к глобальному обществу. В сфере экономических отношений этот процесс выражается в эволюции кейнсианской модели непрерывного экономического роста (экономики расширенного потребления) к новому качественному уровню. Новое качество здесь - изменение социальной и культурной значимости потребительского поведения. Теперь это не просто механизм достижения социального мира между рабочими и владельцами средств производства. Потребление выступает как форма инициации и социализации человека. Для обывателя наиболее эффективная стратегия социального успеха и включённость в систему культурных ценностей нового общества непосредственно связанны со степенью причастности к феномену «праздника потребления». Иначе говоря, современный человек должен регулярно (ежедневно) разнообразить свои социальные потребительские практики, поскольку именно в этом заключён его социальный успех189.

Теоретики постиндустриализма продолжают мыслить в данном направлении. Развивая и повышая потребительскую способность, общество в конечном итоге придет к тому, что социальный статус личности будет определяться, прежде всего, ее творческой социальной функцией, а не покупательской способностью. «Развитие человека становится сегодня главным условием хозяйственного прогресса. Последнее дает многим ученым основание говорить о возможной замене трудовой деятельности новым видом активности, отличающимся значительным элементом творчества... Развитие способностей человека отмечают в качестве основной характерной черты нового состояния... нового постиндустриального общества»190.

Новый человек, человек будущего, видится освобождённым от гнетущей его необходимости обеспечивать себя «хлебом насущным». По мнению А. Шаффа, это, во-первых, должно высвободить его творческие силы, а во-вторых, обеспечить максимальную степень социальной свободы. После отмирания материальной заинтересованности на сцене появляется «Homo Autocreator»191 (термин А. Шаффа) - человек - творец своей судьбы. Отрицая связь потребительских практик с проявлениями деградации современного цивилизованного общества, эти исследователи полагают, что характер потребления в современном обществе и обществе будущего связан не столько с преодолением самого потребления, сколько с возведением в основе рассмотренного «праздника» прочного фундамента осознанных моральных императивов.

На наш взгляд, данная теория превращения современного общества потребления в будущем в некое идеалистическое глобальное общество благоденствия и социальной свободы абсолютно утопична. Однако сама идея перехода социума на качественно новый уровень - преодоление самого потребления и возврат к принципу античной праздничности «Мы работаем для того, чтобы иметь досуг, праздник» - вызывает у нас определенный интерес.

Возвращаясь к проблеме функционирования традиционного праздника в современном обществе, кратко остановимся на одном из сопутствующих празднику потребления компонентов - подарку. Любая социальная группа существует как форма более или менее устойчивого праздничного взаимодействия входящих в нее индивидов. Есть праздничное взаимодействие - есть группа. Какое-то время группа может находиться в «спящем» состоянии, но это чревато утратой ее потенциала. Поэтому группа должна находиться в рабочем состоянии. Условием поддержания ее рабочего состояния является праздник. Один

из атрибутов праздника - подарок — является одной из разновидностей инвестиций в празднующую социальную группу. Мы полагаем, что обмен подарками во время праздников в кругу родственников, семьи, друзей, трудовых коллективов может демонстрировать объективное наличие или отсутствие реальной группы.

Подарок, как и праздник, способен обнажать реальные культурные, административные, политические, экономические отношения в обществе, выступая в виде завуалированной взятки. Причем это существовало практически во всех обществах и культурах. К примеру, в книге английского историка Глэдис Томпсон, состоящей из исторических источников, дневников, счетов и личной переписки знатных дворян говорится о том, что даже сумма подарков строго оговаривалась. «В 1641 году герцог Бедфорд, как и многие другие, отправил обозначенную сумму подарка Чарльзу I под Новый год. Король же в знак одобрения подарил ему золотое блюдо весом в 30 унций. Если вес оказывался больше установленного, то необходимо было вернуть разницу в деньгах и оплатить доставку подарка офицерам. Родственники и друзья не ждали дорогих подарков на Рождество, так как это было время больших трат» . Процесс дарения ритуализирован и представляет собой социальный конструкт. Социальный ритуал дарения может не только возникать в результате многовекового процесса, окостеневающего в виде устойчивой традиции, но и сознательно конструироваться в течение короткого отрезка времени. К примеру, по утверждению В. И. Ильина, в советском обществе главным конструктором ритуалов выступал партийно-государственный аппарат. Его заботы были связаны в основном с тем, чтобы ритуалы были идеологически содержательными.