Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Предметное самоопределение философии (Метафилософский аспект) Андреева Антонина Викторовна

Предметное самоопределение философии (Метафилософский аспект)
<
Предметное самоопределение философии (Метафилософский аспект) Предметное самоопределение философии (Метафилософский аспект) Предметное самоопределение философии (Метафилософский аспект) Предметное самоопределение философии (Метафилософский аспект) Предметное самоопределение философии (Метафилософский аспект) Предметное самоопределение философии (Метафилософский аспект) Предметное самоопределение философии (Метафилософский аспект) Предметное самоопределение философии (Метафилософский аспект) Предметное самоопределение философии (Метафилософский аспект)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Андреева Антонина Викторовна. Предметное самоопределение философии (Метафилософский аспект) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Красноярск, 2003 144 c. РГБ ОД, 61:04-9/241

Содержание к диссертации

Введение

1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ICAK МЕТАФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА... 15

1.1. Метафилософский подход к исследованию философского знания 15

1.2. Исторически сложившиеся аспекты предмета философии 35

1.2.1. Онтологический аспект 44

1.2.2. Антропологический аспект 49

1.2.3. Гносеологический аспект 56

1.2.4. Аксиологический аспект 66

2. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕГО СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР 75

2.1. Предмет философии 75

2.2 Системный характер предмета философии 96

2.2.1 .Элементы системы 99

2.2.2. Структура системы 105

2.2.3. Интегративные свойства системы 113

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 124

БИБЛИОГРАФИЯ

Введение к работе

Словосочетание "предметное самоопределение философии" означает определение предмета философии самой же философией. Этот процесс имеет две стороны. Во-первых, объективно происходящее выделение частнонаучного знания из философии (стихийное "распочкование" предмета философского знания). И, во-вторых, рефлексию самих философов по вопросу о предмете философского отражения.

Вопрос о предметном самоопределении философии относится к метафилософской проблематике, рассматривающей философию как специфическую форму общественного сознания, т.е. определяющей её предмет, способ отражения, функции и т.д. Такая рефлексия над самой собой (метафилософия - "философия философии") осуществлялась этой формой общественного сознания с самого начала её возникновения. Многие философы хорошо осознавали необходимость такой рефлексии. "Философия, - писал Ф. Ницше, - всегда должна сохранять способность холодно изучать себя"1. Эта философская саморефлексия в разные периоды под влиянием определенных факторов то ослабевала, то усиливалась.

В наши дни эта необходимость превратилась в острую проблему. Всякая проблема представляет собой отражение какой-то объективно существующей рассогласованности между сторонами или явлениями действительности, атрибут человеческого бытия и деятельности, который проявляется как затруднение в её продолжении, требующее осмысления, рефлексии. Поставленная диссертантом проблема отражает рассогласованность между реальными возможностями философии как вида знания, а именно: между накопленным ею арсеналом ценных идей, и очень низким уровнем их востребованности в реальной (особенно социальной) практике. Так, существует идея о необходимости человекомерного подхода при принятии практических решений ("человек - мера всех вещей"); идеи о необходимости руководствоваться различением потребностей на естественные, необходимые, и неестественные, не необходимые (Эпикур); о тревожных тенденциях в развитии человечества (X. Ортега-и-Гассет) и др. Но человеческая практика не руководствуется этими идеями. Такая рассогласованность является одной из причин накопления и обострения социальных проблем, некоторые из которых уже стали глобальными. Они являются следствием игнорирования не физических или химических законов и связей, а результатом неучета объективных связей в системе "человек — мир", т.е. следствием игнорирования философских реалий. Последнее обстоятельство вполне подтверждает слова Т. Гоббса о том, что полезность философских знаний проявляется не столько в достижениях от их применения, сколько от ущерба, который наносит их ошибочность или неприменение.

В современных условиях резко обозначается необходимость перехода с научно-технократического типа рациональности на исторически новый тип рациональности человеческой деятельности. Одним из путей такого перехода должно стать усиление мировоззренческой (философской) компоненты этой деятельности. Сказанное объективно ставит философию на другой уровень и место среди форм общественного сознания и в реальной жизни.

Между тем, положение философии в современном обществе парадоксально. Казалось бы, уровень социальной практики и обострение её проблем как никогда раньше требуют глубокого философского осмысления, и делают необходимым выяснение причин и смысла происходящих событий. Но никогда ещё философия не находилась в таком маргинальном положении. Существует мнение, что она уже сыграла свою историческую роль в обществе (её "съела" наука - В.В. Налимов). В условиях сомнения в значении философии для общества центром философских дискуссий должна стать сама философия, итоги её развития, современное состояние и перспективы.

Особенно наглядно значимость философии проявляется при анализе и выявлении предмета философии и определении реалий, стоящих за ним. Этот анализ показывает, что предметом философии являются самые важные смысложизненные реалии, без знания которых не может осуществляться успешная адаптация человека в мире. Это — первое.

Но есть и вторая черта философского знания, придающая ему особую значимость, - это форма отражения, свойства, выводящие этот вид общественного сознания на теоретический уровень. Философское познание, всеобщие законы и отдельные концепции возникают не под влиянием экстремальных ситуаций (стихийно), а появляются в результате особого, духовного производства. Это означает, что философское знание получено в результате особого, специально институционально организованного производства, и осуществляется специальной категорией людей, обладающих профессиональным, специальным образованием (философами). Это обеспечивает высокую гносеологическую ценность философских идей.

Эти две черты - особая значимость философских реалий и теоретический характер их отражения — определяют возможности философских идей как регулятивов практики. Они и обуславливают актуальность обращения к вопросу о предмете философии.

Степень разработанности проблемы

Вопрос о предмете философии относится к тем проблемам, по которым написано много работ, но, тем не менее, нельзя сказать, что существует единое концептуальное видение проблемы в целом и выработан соответствующий категориальный аппарат. Это сказывается и на учебно-методической литературе, в которой вопрос о предмете философии практически не рассматривается (Спиркин А.Г., Губин В.П. и др.).

Но это не означает, что не существует крупных монографических работ, напрямую посвященных предмету философии. Так, большое влияние на данную работу оказали идеи и положения, рассмотренные П.В. Алексеевым в монографии "Предмет, структура и функции диалектического материализма" (М.: Изд-во МГУ, 1978). Особое внимание было уделено его концепции "предметного самоопределения философии", гипотезе о едином и неделимом предмете философии, а также предположению о том, что предмет философии имеет системный характер. По сути, указанная монография П.В. Алексеева является единственным источником, известным диссертанту, в котором предмет философии исследуется как проблема, принадлежащая метафилософии.

Вопрос о предмете философии становился предметом особого изучения и в работах: Панин А.В. "Дискуссия о предмете философии" (Вестник Московского университета. Серия VIII. Философия, 1971. №2), А. Г. Мысливченко "Человек как предмет философского познания" (М.: Наука, 1972), В.У. Бабушкин "О предмете философского знания" (М.: Наука, 1978), М.В. Желнов "Предмет философии" (М.: Изд-во МГУ, 1981), В.В. Миронов "Философия, ее предмет и роль в обществе" (М.: Изд-во МГУ, 1987), Г.Е. Корявко "Философия как форма общественного сознания" (М.: Наука, 1990), а также в работах В.Л. Акулова, В.И. Толстых, Н.И. Козловой, В.М. Межуева и др.

Отдельно следует сказать об авторах, которые рассматривают определения предмета философии в конкретных концепциях и учениях в ходе историко-философского анализа. Так, работы Я.Ф. Аскина, Г.С. Батищева, Ф.В. Константинова, Т.А. Буачидзе, А.Д. Косичева, а также М.Х. Нурматова посвящены исследованию предмета марксистской философии. Другие авторы, такие как А.В. Белов, И.Н. Богданова, СВ. Борохова, Г.В. Драч, В.Н. Дубровин, В.П. Кохановский, Е.Е. Несмеянов и др., касаются определения предмета философии в контексте проблемного поля конкретных исторических эпох. В этом же русле выполнена работа Т.И. Ойзермана "Проблемы историко-философской науки" (М.: Мысль, 1982), в которой вопрос о предмете философии рассматривается с позиции рефлексии над целостным историческим развитием этого вида знания, и обозначаются некоторые отличия философии от других форм общественного сознания, в частности, от науки.

Существуют и крупные монографии, которые не прямо посвящены предмету философии, но рассматривают его в связи с другими общефилософскими вопросами. Здесь следует отметить монографии Р.И. Ивановой "Реализация методологической функции в научном познании и в практике" (Новосибирск: Наука, 1984) и "Философия как вид духовного производства и потребления" (Красноярск, СибГТУ, 2001), в которых рассмотрение предмета философии связано с анализом функций этого вида знания. Косвенно касается проблемы предмета философии и В.В. Миронов в работе "Значение герменевтических функций философии в процессе диалога культур" ("Философия культуры" Материалы первого Российского философского конгресса. "Человек-Философия-Гуманизм". Т.4. - СПб., 1997), в которой рассмотрение этой проблемы связано с изучением языка философии. Большой интерес в этом плане для данного исследования представила работа В.П. Каширина "Социальная философия" (Красноярск: НИИ СУВПТ, 2001), в которой вопросы о соотношении предмета "единой философии" и предмета социальной философии, а также проблема определения объекта и предмета философии, являются одними из ключевых.

В ходе проведенного диссертантом историко-философского анализа и структурирования философских течений и направлений были определены несколько линий в понимании предмета философии:

- значительный вклад в разработку общефилософской методологии ш изучения предмета философии внесли: П.В. Алексеев, А.В. Панин, Г.Е. Балашов, Р.И. Иванова, В.П. Каширин, Т.И. Ойзерман, С.Л. Катречко, В.Л. Акулов и др.;

обоснования для рассмотрения онтологической стороны предмета философии изложены в работах: Платона, Парменида, Г. Гокклениуса, И. Глауберга, X. Вольфа, Н. Гартмана, А. Шопенгауэра, М. Хайдеггера, Г. Гадамера, Ж.-П. Сартра, Д.В. Фоккема, Н.А. Бердяева, B.C. Соловьева, В.Л. Свидерского, М.А. Можейко, В.Е. Кемерова, Д.В. Пивоварова и др.;

антропологический аспект предмета философии был определен благодаря трудам следующих авторов: Сенека, И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Л. Фейербах, М. Шелер, А. Гелен, X. Плеснер, Н. А. Бердяев, С.Л. Франк, В.В. Розанов, Л.И. Шестов, Э. Агацци, К. Н. Любутин, B.C. Барулин, Р. И. Иванова, Г.П. Выжлецов и др;

гносеологический аспект предмета философии выявлен благодаря работам: Аристотеля, Пико делла Миранд ола, Дж. Беркли, Д. Юма, И. Канта, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, С.Л. Рубинштейна, представителей позитивизма и постпозитивизма, Э.Г. Юдина, В.П. Кузьмина, П.В. Копнина, В.А. Лекторского, A.M. Табачковского, A.M. Гендина и др.;

- некоторые авторы рассматривают предмет философии как иерархию общепризнанных ценностей, что позволило выявить аксиологический аспект предмета философии: Платон, Аристотель, И. Кант, Г. Лотце, Ф. Ницше, А. Бергсон, М. Хайдеггер, Ж. Делез, М.С. Каган, Б.Т. Григорьян, Ю.Н. Давыдов, Н.З. Чавчавадзе, К.Н. Трубников, В.М. Межуев и др.

Значительное влияние на понимание того, что такое философская проблема, на нас оказала работа В.И. Куценко "Общественная проблема: генезис и решение" (Киев: Наукова думка, 1984). В работе также используются некоторые положения об особенностях философской # проблематики, предложенные B.C. Прытковым, В.В. Лапицким, Т.И. Ойзерманом (К вопросу об истоках и специфике философских проблем// Вопр. фил.- 1969. - № 6), Е.С.Жариковым, а также В.И. Купцовым.

Анализ предмета философии как системы стал возможным, благодаря исследованиям системности и самоорганизации, поведенным В.Н. Садовским (Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. - М.: Наука, 1974), А.И. Уемовым (Системный подход и общая теория систем. - М: Наука, 1978), А.Н. Аверьяновым и Э. Г. Юдиным.

В исследовании состояния современной философии нами были проанализированы и осмыслены идеи Н.М. Чуринова, Р.И. Ивановой, М.А.Розова, В.Е.Кемерова, А.А. Крушанова, Л.В. Сурковой и других современных мыслителей.

Объект и предмет исследования

Объектом диссертационного исследования является философия как форма общественного сознания. Предметом исследования является предмет философии.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является определение предмета философии как формы общественного сознания. Для реализации поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

определить место вопроса о предмете философии в системе философского знания;

проанализировать метафилософию как вид самосознания;

выявить основные направления определения предмета философии в ходе исторического развития этого вида знания;

вскрыть специфику предмета философии;

- показать системный характер предмета философии. Методологические основы исследования

Методологическую основу диссертации составляют положения и принципы диалектико-материалистического учения. Диссертационное исследование опирается на диалектический, конкретно-исторический, системно-структурный, логический и деятельностныи методы научного анализа.

В качестве теоретической основы исследования использовались положения отечественных и зарубежных философов, а также современных исследователей философии.

Элементы научной новизны и положения, выносимые на защиту

1. Выявлено место вопроса о предмете философии в системе философского знания как относящегося к метафилософской проблематике. Дана характеристика метафилософии как вида самосознания с точки зрения того, что оно отражает (философию как форму общественного сознания); кто является субъектом отражения (сами философы). Доказано, что вопрос о предмете философии является основной метафилософской проблемой, определяющей все другие проблемы этого раздела философии: способ отражения, функции, социальный статус, состояние и т.д.

2. Самоопределение философии осуществляется только на теоретическом уровне (самими философами) и, в отличие от других видов самосознания (отдельного человека, нации и т.д.), начинается с самого возникновения философии.

3. Доказана необходимость различения понятий "объект философского познания" и "предмет философии" по форме их существования и по времени возникновения. Первое означает некие объективно существующие мировоззренческие реалии, предмет же означает те же реалии, но уже ставшие предметом внимания, изучения, т.е. уже отражаемые философией. Это различие их по форме существования.

Различие между ними существует и по времени их возникновения. Объективно существующие реалии появляются с возникновением человека (человечества), образуя особую "между-реальность". Эти же реалии в качестве предмета философии возникают с началом самой философии. Отношения "человек - мир" в разных аспектах становятся предметом философии тогда, когда они достигают стадии рассогласованности, становясь философской проблемой.

4. От философской проблемы следует отличать понятие "проблемное поле" философии, представляющее собой комплекс философских проблем. Оно (проблемное поле) характеризует как предмет философии вообще, так и его вариативные состояния (историческую изменяемость), зависящие в своем развитии, как от внешних, так и от внутренних по отношению к философии факторов. Здесь своеобразие заключается, во-первых, в том, что внешние факторы действуют не прямо, а опосредованно, и, во-вторых, влияние внутренних факторов значительно более сильное, чем в развитии других форм общественного сознания.

5. Доказано, что проблемному полю, характеризующему как предмет философии вообще, так и в его исторической изменяемости, присущ системный характер в силу присутствия таких черт системы как: целостность, наличия составляющих элементов, структуры и интегративных свойств.

6. Показана зависимость реального статуса философии от степени адекватности актуализированное элементов её вариативного проблемного поля объективной ситуации в обществе.

Научно-практическая значимость исследования

Теоретическое значение выводов, полученных в результате данного диссертационного исследования, состоит в том, что они могут быть использованы в развитии важнейшего для нашего времени раздела философии — "метафилософии". ф Практическое значение определения предмета философии, т.е. значимость реалий, отражаемых в данной форме общественного сознания, заключается в выявлении и доказательстве чрезвычайной важности этих реалий в жизни общества и необходимости их учета в практике вообще и в социальной практике. Это может быть использовано в качестве аргумента при принятии государственных решений по поводу статуса философии в обществе.

Материалы данной работы могут быть использованы при чтении курса "Общая философия", а также при подготовке спецкурсов "Формы общественного сознания", "Философия искусства", "Глобальные проблемы современности".

Апробация работы 1. Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:

4. Андреева А.В. Особенности формирования субъект-языка философии. На примере системы Ф. Шеллинга // Воспитание молодого российского интеллигента: проблемы, тенденции, пути решения. Материалы научно-практической конференции. Красноярск, 1999 — С. 9 - 11.

5. Андреева А.В. К проблеме романтизма в философии Ф. Шеллинга // Материалы XXXVII Международной научной конференции "Студент и научно-технический прогресс": Философия / Новосибирский государственный университет, Новосибирск, 1999. - С. 16-18.

6. Андреева А.В. К проблеме существования философии искусства (Ф.Шеллинг "Система трансцендентального идеализма", 1800) // Проблемы обществоведения. Тезисы докладов второй межвузовской научной конференции аспирантов и соискателей. Декабрь 2000. Красноярск, 2000. - С. 42 - 43.

7. Андреева А.В. Особенности определения предмета философского знания русскими мыслителями XIX века // Наука. Техника. Инновации / Региональная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных; Тезисы докладов в пяти частях. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2001. Часть 5.-С. 3-4.

5. Андреева А.В. Понятие "долг" в этике И. Канта ("Основы метафизики нравственности", 1785) // Этика и бизнес 2001: философские, методологические и мировоззренческие аспекты. Сборник научных работ студентов и аспирантов. - Красноярск: СибГТУ, 2001. — С. 33 — 37.

6. Андреева А.В. "Учение" и "обучение" в преподавании философии (И. Кант "Критика чистого разума") // Культура, творчество, личность: Труды всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001. -С. 139. Андреева А.В. Специфика метафилософского подхода к исследованию философии // Материалы XL Международной научной студенческой конференции "Студент и научно-технический прогресс": Философия / Новосибирский государственный университет, Новосибирск, 2002. -С.7-8.

7. Андреева А.В. Истоки всеобщих определений в предмете философии // Актуальные проблемы современного гуманитарного знания: Сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции "Химико-лесной комплекс — проблемы и решения". Секция "Философия" - Красноярск, СибГТУ, 2002. - С. 57 - 60.

9. Андреева А.В. Метафилософский элемент в теории марксизма // Интеллект - 2002: Сб. материалов краевой межвузовской научной конференции / Сост. В.В. Сувейзда; КРОНС "Интеграция" -Красноярск, 2002. - С. 223 - 224.

Ю.Андреева А.В. Проблемное поле философии (метафилософский аспект)// Наука. Техника. Инновации / Региональная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных; Тезисы докладов в пяти частях. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2002. Часть 5.-С.З-4.

П.Андреева А.В. О возможности определения философских законов // Материалы XLI Международной научной студенческой конференции "Студент и научно-технический прогресс": Философия / Новосибирский государственный университет, Новосибирск, 2003. — С. 14-16.

12. Андреева А.В. Исторически сложившиеся аспекты предмета философии // Философия. Актуальные проблемы: курс лекций для студентов всех форм обучения и всех специальностей. Красноярск, СибГТУ, 2003 (в печати)

1 З.Андреева А.В., Иванова Р.И. Мировоззренческие проблемы и реалии, отражаемые в них // Актуальные проблемы: курс лекций для студентов всех форм обучения и всех специальностей. Красноярск, СибГТУ, 2003 (в печати)

2. Результаты диссертационной работы были представлены в качестве докладов на международных, общероссийских, региональных и межвузовских научно-практических конференциях.

3. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии СибГТУ.

4. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии и социальных наук Сибирского аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева.

Структура работы

Структура диссертационной работы определяется логикой исследования и отражает последовательность решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии 

Метафилософский подход к исследованию философского знания

Поскольку тема диссертационного исследования входит в "проблемное поле" метафилософии2 (т. е. "философии философии"), представляется целесообразным рассмотреть основные черты этой дисциплины.

При анализе метафилософии следует исходить- из общеметодологических положений, характеризующих сознание вообще, общественное сознание и самосознание. Особенно из положения о самосознании вообще. Собственно метафилософия существует так, как существуют философия религии, философия науки, философия искусства и т.д., и представляет собой один из видов самосознания3.

Рассмотрение метафилософии как одного из видов самосознания предполагает, прежде всего, выявление объекта и субъекта отражения. Определить объект метафилософской рефлексии не представляет особой трудности. Её объектом является философия как форма общественного сознания. Выяснение же субъекта метафилософского отражения (того, кто осуществляет рефлексию над целостной философией) требует особого исследования.

Положение о том, что самосознание возникает на определенной стадии развития сознания, означает, что самообращенность того или иного вида знания представляет собой явление, возникающее позже, чем сам этот вид знания. Подобно тому, как человек не рождается с готовым самосознанием, так и формы саморефлексии по поводу того или иного вида знания возникают лишь на определенном уровне развития самих этих форм знания. Затем эти формы рефлексии проходят некоторые стадии своего развития, приобретая определенные уровни.

При наличии высокой степени развития самосознания, в него входят механизмы и формы сознательного контроля над процессами его роста и функционирования. Философия в этом отношении представляет определенную своеобразность, заключающуюся в том, что элементы её рефлексии над самой собой сопутствуют ей, начиная с появления самой философии, в трудах её первых представителей.

Собственно, трансцендентальное рассмотрение философии проявляется на всем протяжении развития этого вида знания. Философия существеннейшим образом отличается от других форм знания тем, что она постоянно вопрошает саму себя о собственной сущности и назначении.

Собственно метафилософская проблематика появляется уже в Древней Греции. Не только в тот момент, когда Сократ провозгласил философское кредо: "Познай самого себя", но и в трудах греческих натурфилософов, которые задаются вопросом о сущности и предназначении философии (Фалес, Гераклит). Как показывают платоновские диалоги, эта задача постоянно сводилась к обсуждению смысла и назначения философии. Г. Гегель указывал, что сократические школы, последовавшие призыву Сократа, исследуют "отношения между самосознательным мышлением и сущностью, пытаясь вскрыть субъективную сторону человеческого знания.

Вследствие чего "предметом философии является сама философия как познающая наука"4. Развитие философии в Новое время показывает, что самопознание философии, превращение её в предмет специального исследования (метафилософия), составляет conditio sine qua поп плодотворного развития философского знания. Иными словами, метафилософия позволяет рассматривать философию как саморазвивающуюся систему человеческого знания. Идея философии -результат её исторического развития, а противоречивое содержание этой идеи - проявление действительных противоречий развития философии, и всего того, что определяет содержание и форму этого развития.

В историко-философском процессе немецкая классическая философия выступает как особая эпоха — эпоха самосознания философии. С кантовского вопроса "как возможна метафизика?" в философии начинается глубокое исследование вопроса о природе и особенностях философского знания. Ф. Шеллинг утверждал, что "идея философии сама является результатом философии, которая как бесконечная наука одновременно есть и наука о самой себе"5. Попытки рефлексии над философией проявляются в трактатах Ф.Шеллинга "Система трансцендентального идеализма" (1800) и "О конструкции в философии" (1801). В первом труде создается, по сути, метафилософская система, а во втором рассматриваются особенности внутреннего строения выработанной системы.

Онтологический аспект

Онтологический аспект предмета философии проявляется в концепциях, понимающих философию как учение о бытии.

Рассмотрение бытия как предмета философии означает убеждение, что задачей философии является изучение мира как целого, т. е. понимание философии как мировоззрения. Предметом философии может также определятся объективная реальность, мир, как он существует сам по себе, независимо от человека и человечества. Таким образом,- онтологический аспект предмета философии выдвигает на первый план объективность и беспристрастность философии. В этом смысле можно говорить о "научности" философии как соединении "всеобщего" и онтологического аспектов философии. Это положение является доказательством внутреннего единства философии, взаимопроникновения различных аспектов предмета философского знания.

Понимание предмета философии как бытия и как "всеобщего" пронизывает всю историю этого вида знания. Метафизические системы Средневековья и Нового времени определяют предмет исследования философии как бытие, независимое от предметного, чувственно воспринимаемого мира. С этой позиции Бог есть Бытие с большой буквы и основной предмет философии. Поэтому в Средние века становиться необходимым самоопределение философии по отношению к теологии и религии. Предметные характеристики этих видов знания совпадают (их предметом является Бог), а различия связаны с теориями познания этого предмета.

Т. Гоббс сводит предмет философии к учению о телах, придавая понятию бытия, субстанции, черты реально наблюдаемого, измеримого и, отвергая существование бестелесного, т. е. предметом философии становится рационально познаваемое в предметном мире.

В начале XVII века у Гоклениуса (1613) и Глоуберга (1656), а также у X. Вольфа, онтологический аспект предмета философии является основой для построения всей философии (метафизики). Позднее, И.Кант отказывается от метафизического понимания бытия, заменив онтологический аспект, как основополагающий, на гносеологический (онтология заменяется трансцендентальной философией). В энциклопедической системе Г. Гегеля онтологический аспект предмета философии проявляется только в "учении об абстрактных определениях сущности".

Вероятно, онтологическая проблематика была достаточно разработана к началу эпохи немецкой классической философии, что послужило причиной использования результатов существующих на тот момент исследований для построения целостных философских систем, но онтологический аспект предмета философии, присоединяясь и подкрепляя другие составляющие предмета исследования философии, не является ведущим. После Г. Гегеля рассматриваемый аспект предмета философии перестает быть актуальным для мыслителей вплоть до XX века. Актуализация онтологического аспекта предмета философии в XX веке связана с процессом отхода от неокантианства и с интересом к метафизике, что проявляется в учениях следующих философов: Г. Лкоби, Н. Гартмана, М. Хайдеггера, К. Ясперса и др.

Различие между изначальным и современным пониманием онтологического аспекта предмета философии заключается в том, что первое рассматривает весь мир по отношению к человеку. Человек, благодаря этому становится конечной целью миропорядка. Актуализация онтологического аспекта предмета философии в XX веке позволила выработать широкое понятие реальности, сообщив полную реальность духу, пытаясь с этой позиции определить автономное бытие духа и его активность в отношении к автономному бытию остального мира.

Но, несмотря на определенные отличия трактовки онтологической проблематики, необходимо отметить существеннейшую особенность, объединяющую изначальную и современную трактовку особенностей онтологического аспекта предмета философии. Онтологический аспект в любом варианте фиксирует некую "заданность" картины мира, что является определяющим фактором для формирования мировоззрения и обуславливает дальнейший процесс познания этого мира.

Подтверждением этому может служить определение предмета философии в Античности. Основным предметом философии в эту эпоху является независимая от человека (и человечества) абсолютная реальность, непреходящая, и бесконечно превосходящая человеческие силы. "Мир, который все заключает в себе, наряду с которым нет никаких других миров, ни творца, который создал никто из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами угасающим"22.

Предмет философии

Исследование исторического развития процесса предметного самоопределения философии позволило выделить основные аспекты предмета философии. Задача данного параграфа - определить особенности предмета философии вообще, как формы общественного сознания.

Философы, как показало наше историко-философское исследование, помимо предметной однородности в рамках представлений о своем предмете, имеют дело с комплексным, составным предметом исследования. Это увеличивает возможность появлений взаимоисключающих определений философского предмета41. Результатом существования множества представлений о предмете философии становится мнение, будто в этом виде знания меньше, чем в какой-либо другой области, можно положиться на опыт его истории, на свидетельство мыслителей прошлого. С этим же связано утверждение, будто у философов нет единого предмета исследования, а есть "многочисленные предметы"42. Отсюда и суждение: сколько философов, столько и предметов философии. Это утверждение служит для обоснования так называемой "плюралистической" точки зрения на философию, т.е. точки зрения, будто философия лишена предметного монизма.

Конечно, вопрос о том, един или различен предмет в существующих философских системах, представляет известную сложность. Ответить на него однозначно невозможно. Однако, взятое в "чистом виде" утверждение об отсутствии у философов единого предмета исследования, является несостоятельным. Сторонники этой концепции оценивают предмет философии как тотально вторичный, производный субъекту познания. Не случайно при таком подходе каждое исследование предмета ориентируется только на историю философии43.

Мы подходим к выявлению предмета философии, нисколько не умаляя значение историко-философского подхода. Но историческое в данном случае способно быть эффективным компонентом структурно-логического, системного подхода. Поэтому, рассмотрев в' предыдущем параграфе исторически сложившиеся представления о предмете философии, мы переходим к анализу "логического" строения предмета философии.

Для того, чтобы выявить логическое строение предмета философии, выясним сущность двух уже существующих концепции его определения.

Одна из них может быть названа "центрированной на человеке". Эта концепция фокусирует внимание на проблеме отдельного человека, его сознании, на всеобщем в сознании индивидуума в качестве предмета философии. Так, например Ж.-П. Сартр рассматривает бытие как предмет философии, однако, его феноменологическое учение о бытии своим центром имеет природу человека. Через человека, через его сознание открывается доступ к смыслу бытия. Природа существует только в её соотнесенности с бытием. "Сознание существует само по себе (pour soi). Нет ничего, что было бы причиной сознания. Оно является причиной своего собственного рода бытия".

Похожие диссертации на Предметное самоопределение философии (Метафилософский аспект)