Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гуманистический аспект философии образования в условиях интеллектуального развития общества Кузнецова, Альвина Яковлевна

Гуманистический аспект философии образования в условиях интеллектуального развития общества
<
Гуманистический аспект философии образования в условиях интеллектуального развития общества Гуманистический аспект философии образования в условиях интеллектуального развития общества Гуманистический аспект философии образования в условиях интеллектуального развития общества Гуманистический аспект философии образования в условиях интеллектуального развития общества Гуманистический аспект философии образования в условиях интеллектуального развития общества
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кузнецова, Альвина Яковлевна. Гуманистический аспект философии образования в условиях интеллектуального развития общества : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11 / Кузнецова Альвина Яковлевна; [Место защиты: ГОУВПО "Алтайский государственный университет"].- Барнаул, 2010.- 292 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования

В условиях радикальных изменений общества, пересмотра основных ценностей бытия осмысление и освоение идей гуманизма как признания ценности человека становится центральной проблемой социальной философии. В новейшей социальной философии заметную долю занимают философские проблемы образования. В 80-е годы XX в. начинается новый этап развития отечественной философии образования, в течение которого она заявила о себе как отдельная, самостоятельная отрасль научно-философского знания.

В современном обществе и образовании в значительной мере проявляются черты их дегуманизации. Наблюдаются утрата духовных и нравственных ценностей, отказ от мировоззрения, основанного на справедливости, отсутствие внимания и уважения к человеку, обесценивание жизни человека и его нравственности. В образовании на первый план вышли требования к уровню профессионально-технических знаний при забвении его гуманистических основ, что стало дополнительной причиной кризиса образования. Игнорирование вопросов личностного развития, формирования гражданственности человека отрицательно сказывается и на уровне профессиональных качеств молодых специалистов.

Природные возможности современного человека раскрываются в условиях научно-технического информационного общества, накопившего значительный интеллектуальный потенциал, выраженный в технике, науке, научно-технических знаниях, перешедших в содержание образования. В условиях интеллектуального развития общества все более значимым становится совмещение гуманизации и интеллектуализации образования. Ряд факторов, в том числе: разделение науки на гуманитарную науку и естествознание; издержки техногенного развития, которые зачастую объясняют развитием интеллекта и др., приводит к противопоставлению интеллектуального и духовного в развитии личности, умаляя при этом роль интеллектуального развития в современном образовании. В связи с этим актуально философское обоснование центральной роли интеллектуального развития индивида в гуманизации современного образования и общества.

Благополучие и духовное оздоровление современного общества зависит как от гуманизации всего общества и образования, так и от самоосознания индивидом собственного духовного развития. Такое осознание необходимо и на философском уровне. В связи с этим, актуальна разработка гуманистического аспекта современной философии образования, в котором приоритет отдается свободной, нравственной, творческой, ответственной личности, обладающей не только широким мировоззренческим кругозором, но сочетающей профессиональную компетентность с осознанной нравственностью, владеющей рефлексивным методом познания и самопознания, способной к саморазвитию и оптимальному взаимодействию в обществе.

Состояние исследования проблемы

Философское изучение целостного человека положено в основание гуманистической парадигмы: М. Бубер, В. Л. Гинзбург, В. Д. Жукоцкий, В.А.КувакинВ. А. Лекторский, Д. А. Леонтьев, М. К. Мамардашвили, Н.Н.Моисеев, В. Франкл, Э. Фромм, Э. Агацци, Г. Блэкхем, Р. Браун, Дж.Дьюи, П. Куртц, К. Ламонт, А. Маслоу, Ф. Перлс, П. Рикер, К. Роджерс, П. Тейяр де Шарден, Р. Тилман, Дж. Хаксли, М. Шелер и др.

В 1960-е годы широкую популярность идеи гуманизации образования приобрели на Западе (Дж. Дьюи, А. Маслоу, А. Нейлл, К. Роджерс), а также в исследованиях, посвященных душе как проблеме философии личности (С.Т. Алишахбана, Л. Колберг, Р. Коль, В. Поссенти, Д. Фанк, В. Фостер, Дж. Фэй, Дж. Шаффер A. Этциони).

В отечественной науке гуманистические аспекты философии образования исследуются в контексте гуманизации образования (Н.Г.Алексеев, Г. С. Батищев, Ю. М. Бородай, А. П. Валицкая, П.П.Гайденко, С. С. Гусев, И. С. Ладенко, В. П. Лежников, М. Л. Лезгина, И. Б. Романенко, В. С. Стёпин, В. А. Светлов, В. Н. Турченко, Е. Н. Шиянов, В. С. Швырёв, О.Д. Шипунова и др.).

Философские основания социальной обусловленности образования целостного человека как социокультурного существа представлены работами зарубежных исследователей: А. Бергсона, Э. Браунмюля, К. Гельвеция, Г. Гегеля, Э. Дюркгейма, Т. Кампанеллы, И. Канта, О. Конта, Дж. Локка, К. Манхейма, Дж. Миля, Т. Мора, П. Наторпа, И. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо,
А. Сен-Симона, Г. Спенсера, Ф. Фукуямы, Ш. Фурье, Г. А. Швейцера, Г. фон Шенебека, А. Шопенгауэра, Р. Эдвардса, Р. Юшера, и др. течественных исследователей: П. П. Блонского, И. Ф. Богдановича, Ю.М.Бородая, Г. Н. Васильева, С. И. Гессена, Н. В. Голик, М. А. Данилова, Д. И. Дубровского, В. В. Зеньковского, А. В. Иванова, Т. А. Ильиной, П.Ф. Каптерева, В. Н. Келасьева, К. Г. Колтакова, И. С. Кона, А.М.Коршунова, В. А.Лекторского, В. И. Луначарского, Б. В. Маркова, В.М.Межуева, Н. В. Мотрошиловой, Л. И. Новиковой, В. Ф. Одоевского, К. С. Пигрова, Н. И. Пирогова, В И Разумова, В. М. Розина, М. М. Рубинштейна, П. А. Соколова, М. М. Сперанского, А. Г. Спиркина, В. С. Стёпина, А. И Субетто, К. Д. Ушинского, В. И. Филатова, В.Н. Филиппова, И. Т. Фролова, А. С. Хомякова, М. В. Шакурова, С. П. Шевырёва, В. Р. Ясницкой и др.

Теория личности получила обоснование в трудах отечественных психологов и философов (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, А. Н. Леонтьев, А. Ф. Лосев, Н. О. Лосский, Н. А. Менчинская, А. В. Мудрик, С. А. Рубинштейн, В. С. Соловьёв, Л. И. Слободчиков, П. Флоренский, С. Л. Франк, Д. Н. Узнадзе и др.) и зарубежных психологов (Г. Айзенк, С. Гроф, У. Джеймс, А. Маслоу, Г. Олпорт, Э. Эриксон, К. Юнг и др.)

Формирование мировоззренческой целостности личности средствами общенаучной картины мира исследуется в трудах И. С. Алексеева, А. И. Ахиезера, Е. Д. Бляхера, В. С. Барашенкова, Л. М. Волынской, Б. С. Галимова, В. С. Гота, П. С. Дышлевого, В. Г. Иванова, Б. Г. Кузнецова, Л. М. Косаревой, Л. Ф. Кузнецовой, И. Я. Лойфмана, С. Т. Мелюхина, Л. А. Микешиной, А. М. Мостепаненко, М. В. Мостепаненко, Б. Я. Пахомова, Б. М. Розина,В. Н. Сагатовского, А. В. Солдатова, В. С. Стёпина, А. И. Субетто, В. Ф. Щербины, Л. В. Яценко и др.

На современном этапе смены методологических парадигм для решения проблем гуманизации образования исследователи обращаются к синергетике (В. И. Арнольд, В. Г. Буданов, П. П. Гайденко, М. Глейк, И. С. Добронравова, С. П. Курдюмов, Э. Ласло, Е. А. Мамчур, У. Матурано, А. А. Печенкин, И. Пригожин, М. А. Розов, И. Стенгерс, Р. Том, А. Тьюринг, А. Д. Урсул, Дж. Форрестер, Г. Хакен, Д. С. Чернавский, В. С. Швырёв, М. Эйген, и др.).

В ХХ столетии были определены направления философии образования: эмпирико-аналитическое (В. Брезинка, Р. Лохнер, А. Фишер), гуманитарное (Э. Венигер, Т. Литт, Г. Ноль, В. Флитнер,), диалогическая философия образования (М. Бубер, Ф. Розенцвейг, О. Розеншток-Хюсси), педагогическая антропология (О. Больнов, М. Лангевилд, Г. Рог).

Начиная с 40–50-х годов ХХ в. можно говорить о первом этапе исследований в области отечественной философии образования (А. Н. Леонтьев, Э. В. Ильенков, С. Л. Рубинштейн). Одновременно с развитием гуманистических идей исследуются проблемы интеллектуального развития личности. Целеполагание и обоснование практики образования в 1960-е годы имеет рационализаторский характер, а функция философии образования состоит в осмыслении и аргументации передового опыта. В это же время обосновывается необходимость алгоритмизации (Л. Н. Ланда) обучения, программированного обучения (П. Я. Гальперин, Н. Д. Никандров), осмысления оптимизации образования (Ю. К. Бабанский) и его управления (Н. Ф. Талызина), интеллектуально-деятельностного подхода (В. В. Давыдов, Н. И. Непомнящая).

В психологии и гносеологии (Э. В. Ильенков) в 1970-е годы в рамках философии образования было обосновано проблемное обучение, его основное положение: стимулирование познавательной активности в процессе обучения (Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарёв). В таком же направлении разрабатывался личностно-деятельностный подход в психологии (А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский) и системно-деятельностный аспект в философии (Г. С. Батищев, Н. Г. Алексеев, Э. Г. Юдин). Как особый этап развития философии образования исследованы диалогическая (М. М. Бахтин, В. С. Библер) и культурологическая (А. Г. Асмолов, И. С. Кон) парадигмы.

В 1980-е годы в философии образования начинается изучение взаимодействия технократической и гуманистической ориентаций в обучении (И. Н. Семёнов, С. Ю. Степанов) в ситуации его компьютеризации и одновременной гуманизации в рамках диалога культур.

С 1990-х годов философия образования как методологическая основа науки об образовании представлена в трудах Н. Г. Алексеева, Б. С. Гершунского, Л. В. Загрековой, Р. Б. Квеско, А. Т. Москаленко. Методологию интеллектуальных систем в образовании разработал И. С. Ладенко. Философия образования оформляется в особую область знания в методологических и теоретических трудах (О. С. Анисимов, У. Асанова, В. Н. Гончаров, Б. С. Гершунский, Н. В. Наливайко, В. М. Розин, И. Н. Семёнов, А. И. Субетто).

В 1990-е годы предложены решения проблемы гуманизации образования как для естественнонаучных, так и для гуманитарных дисциплин (В. Т. Петрова, Л. А. Минасян, В. Г. Воронцова). Для решения проблем гуманизации образования использован метод диалога философии и естествознания (Л. В. Суркова и В. А. Яковлев). Была осознана необходимость в исследованиях по определению границ естественнонаучного образования и связи естественных, общественных и технических наук (И. В. Прокудин, В. В. Калиниченко, Н. К. Серов, С. М. Гой). Проведены исследования сущности, цели, путей гуманизации образования. Гуманизация образования представлена как философская проблема, как фактор культуры, как ценностное основание в трудах В. П. Лежникова, Л. С. Перевозчиковой, Н. А. Поволокиной, Д. В. Полежаева, М. С. Слуцкого, В. Н. Турченко, Е. В. Уваровой, В. А. Швец, М. В. Шмановой. Вопросы гуманизации естественнонаучного образования отнесены к методологической и мировоззренческой области теории образования (Н. Н. Моисеев, Е. А. Мамчур, Л. А. Минасян). Обоснована гуманистическая идея устойчивого развития цивилизации (В. А. Коптюг).

В 1997 г., подводя итоги разработанности философии образования, Н.Г. Алексеев, И.Н. Семёнов, В.С. Швырёв отмечают, что целью современного обучения и воспитания является формирование личности.

В трудах по философии образования конца XX и начала XXI вв. гуманистические идеи получают продолжение и разрабатываются коллективами ученых Санкт-Петербурга (К. С. Пигров), Новосибирска (Н. В. Наливайко), Барнаула (Е. В. Ушакова, В. Н. Филиппов,).

Несмотря на то, что в научной литературе многократно затрагивались различные аспекты обсуждаемой проблемы, в ней нет достаточно целостного ее рассмотрения. Попытки комплексного рассмотрения гуманистического аспекта философии образования, особенностей ее формирования на современном этапе еще не предпринимались.

Вместе с тем недостаточно внимания уделяется гносеологическому, методологическому и ценностному аспектам гуманистической философии образования, ее рефлексивной, интегрирующей и мировоззренческой функциям.

Не акцентируется внимание на гуманистической философии образования как самостоятельной области научных исследований, требующей целостного комплексного подхода.

Несмотря на то, что философское осмысление гуманистического аспекта образования становится одной из центральных проблем образования, еще не разработаны функциональные основания философии образования.

Не проведены исследования роли формирования «картины мира» в гуманистическом аспекте философии образования и в содержании образования. Общая научная картина мира целостно осмыслена только в качестве феномена науки.

При построении структурной модели научного знания в ней не учитывается динамическая связь науки и образования. Не показана решающая роль интеллектуального развития индивида в достижении гуманистической цели образования.

Не показано, что рефлексивность как качество мышления в настоящее время стала существенной чертой образования: от становления личности ребенка в дошкольном возрасте до революционной рефлексивности новой метатеории образования.

В то же время наличие многоаспектных исследований в области философии образования создает условия для анализа и обобщения накопленных данных в рамках оригинальной концепции гуманистического аспекта современной философии образования. Предлагаемая концепция может стать теоретическим и методологическим основанием для последующего построения гуманистической парадигмы образования, для осмысления роли образования в исторической структуре культуры, для реализации гуманистических идей в практике образования.

Постановка проблемы

В условиях динамичной трансформации общества осмысление и освоение идей гуманизма как признания ценности человека становится центральной проблемой современной социальной философии. К настоящему времени проведен значительный объем исследований по гуманизации образования. При решении данной задачи в ряде работ предпринимаются попытки противопоставить гуманизацию и интеллектуализацию образования и общества. В других работах гуманитарное образование противопоставляется естественнонаучному. Более того, современные работы подчеркивают и, тем самым, еще более увеличивают различие между гуманитарным и естественнонаучным знанием и их ролью в образовании современного человека. Проблема данного исследования состоит в обосновании целостности содержания образования в аспекте его гуманизации и определении той роли, которую играет интеллектуальное развитие в современных процессах гуманизации образования.

Объект исследования – образование и философия образования в современном трансформирующемся обществе.

Предмет исследования – гуманистический аспект философии образования в условиях интеллектуального развития общества.

Целью исследования является построение социально-философской концепции философии образования на основе выявления и осмысления особенностей ее креативно-гуманистического аспекта в условиях современного российского трансформирующегося общества.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

1. Выявить сущностные черты феномена гуманизации образования и особенности исторического развития гуманистических идей образования.

2. Эксплицировать содержание категорий: гуманизация образования, личность, гуманизация познания, рефлексивность образовательной деятельности.

3. Обосновать интегрирующий характер гуманистической философии образования в ее приложении как к гуманитарному, так и к естественнонаучному образованию.

4. Доказать необходимость социально-философского обоснования гуманизации образования как составляющей философии образования

5. Исследовать взаимосвязь познавательных способностей индивида и развития личности в процессе образования в трансформирующемся обществе; показать, что в современных процессах гуманизации образования в условиях трансформирующегося общества развитию интеллекта принадлежит центральное место.

6. Проанализировать роль рефлексивных механизмов сознания в практике гуманизации образования в условиях трансформирующегося общества; показать, что развитие интеллектуальной способности индивида к рефлексии становится актуальным, обеспечивающим личностное развитие в процессе социализации и гуманизацию образования.

7. Обосновать роль гуманистического аспекта философии образования в формировании современной общенаучной картины мира.

8. Доказать, что включение методологии гуманистической философии образования в содержание личностной подготовки педагога в условиях интеллектуального развития общества открывает путь к самопознанию и саморазвитию личности, согласованию человека, общества и природы. Обосновать необходимость социокультурной и когнитивной подготовки педагога гуманистической ориентации.

9. Выявить пути включения знания, формируемого в процессе гуманизации образования, в общекультурный контекст жизни личности.

Методологические и теоретические основы исследования

В методологическом отношении диссертационное исследование основано на диалектическом осмыслении сущности гуманизации образования как социального явления, системном, структурно-функциональном анализе креативно-гуманистического аспекта современной философии образования. Диалектика решения поставленных задач состоит в выявлении и разрешении противоречий в самом предмете, в понимании социокультурного развития личности, в рассмотрении духовного и интеллектуального развития человека в их единстве.

Теоретическую основу исследования составляют:

- диалектико-исторический подход;

- философские концепции социальной обусловленности образования (А. Бергсон, П. П. Блонский, И. Ф. Богданович, Д. Дьюи, В. В. Зеньковский, П. Ф. Каптерев, Дж. Локк, В. М. Розин, Ж.-Ж. Руссо, М. М. Рубинштейн, Г. А., Швейцер);

- современные теории гуманизации образования (Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдов, В.В. Краевский, В.П.Лежников, В. Н. Турченко, В. А. Сластенин, А. И. Субетто, Е. Н. Шиянов,);

- методология интеллектуальных систем в образовании (И. С. Ладенко, В.И. Разумов);

- теория научных революций (Т. Кун);

- концепция гуманизации М.Хайдеггера («Время картины мира»);

- философская идея объединения наук о природе и наук о культуре на основе логической реконструкции истории науки (И. Лакатос, В. С. Степин ).

- психологические теории личности (Б. С. Братусь, Д.Келли, К.Г.Юнг).

- личностно-ориентированный и субъект-субъектный подходы в образовании.

В диссертации автор исходит из универсальных возможностей человека как культурно-исторического существа, из идеала образования, соответствующего интегральной природе человека, из основополагающей роли социальных связей в формировании личности.

Методы исследования:

Философские методы: фундаментальные философские методы: метод раздвоения единого на противоположности и их слияние в новое единство, метод восхождения от абстрактного к конкретному, системно-философский анализ.

Общенаучные методы: теоретические анализ и синтез, сравнение, идеализация, дедуктивный, индуктивный методы, научная аналогия, обобщение, описание, объяснение.

Основные результаты исследования и их научная новизна:

1. На основе анализа исторического развития идеи гуманизации образования выявлены сущностные черты гуманизации образования, которые состоят в формировании в процессе образования условий, необходимых для согласования образования человека с жизнью общества и природы.

2. Осуществлена рефлексия категорий: гуманизация образования, гуманизация познания, гуманистическая парадигма образования, рефлексивность образовательной деятельности и дана их интерпретация в контексте проблемы гуманизации современной системы образования.

3. Обоснован интегрирующий характер гуманистического аспекта философии образования в его приложении не только к гуманитарному, но и естественнонаучному образованию. Произведена реконструкция модели взаимодействия науки с образованием. Выявлена особенность развития современного этапа теории гуманизации образования, состоящая в том, что освоение неклассической методологии познания в естествознании начала XXв. стало одним из ведущих факторов формирования креативно-гуманистического аспекта философии образования.

4. Разработана авторская концепция гуманистического аспекта современной отечественной философии образования как концептуальная основа гуманистического направления в образовании, включающая в себя ведущие идеи гуманизации образования: гуманизации образования индивида; центральной роли развития интеллектуальных способностей в процессе гуманизации образования; гуманизации содержания образования: его цели, средств и методов; рефлексивности личностного развития современного человека.

5. Обоснована идея интеллектуального развития индивида как центрального условия достижения цели гуманизации образования в условиях современного общества. Показано что, гуманистическая цель образования направлена на актуализацию познавательного потенциала личности в процессе интеллектуальной самореализации личности в обществе.

6. Доказана ведущая роль рефлексивности образовательной деятельности как особенности достижения гуманистической цели образования на современном этапе.

7. Показано, что движение к целостности научной картины мира существенно сказывается на человекосоразмерности и природосообразности содержания образования. Выявлена гуманистическая ценность общей научной картины мира в содержании образования и культуре современного человека.

8. Доказано, что в условиях трансформирующегося общества, переживающего радикальные изменения, философия образования раскрывает специфику современных методологических принципов в образовании, а именно, принципов человекосоразмерности, социализированности и природосообразности. Установлено оптимальное сочетание когнитивной и социокультурной компетентностей специалиста в области образования.

9. Выявлены и обобщены принципы включения знания, формируемого в процессе гуманизации образования, в общекультурный контекст жизни личности. Это принципы целостности, историзма, аксиологичности, экологичности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Гуманистический аспект философии образования структурно-содержательно в целом состоит в гармонизации человека и общества. В общественном историческом развитии одновременно присутствуют два подхода к отношению «человек – общество»: один антагонистический, второй – гармонический, взаимодополняющий, в котором существует взаимное согласование и, далее, коэволюция человека и общества. Именно этот подход положен в основу гуманистического аспекта философии образования.

2. Гуманистические идеи философии образования позволяют на базе субъект-субъектных отношений найти фундаментальный подход к решению проблем интеграции в образовании. Возможность построения общеобразовательной философской концепции гуманизации в плане оптимизации отношений человека, общества и природы и когнитивно-рефлексивной деятельности человека, применимой как к естественнонаучному, так и к гуманитарному образованию, отвечает потребности формирования целостной личности.

4. Рефлексивность науки, философии и образовательной деятельности формирует особый креативно-гуманистический аспект философии образования XX – начала XXI вв. Главное в содержании исследуемой проблемы состоит в том, что гуманитарный вектор интеллектуальной рефлексии становится фактором интеллектуального развития общества

5. Современному человеку необходима особая творческая способность интеллекта быстро реагировать на изменяющиеся условия и нестандартные ситуации в плане оптимизации согласования личностных характеристик и социально-природных отношений.

6. Для дальнейшего утверждения креативно-гуманистического аспекта философии образования на основе целостной общей научной картины мира требуется усиление гуманитарного аспекта знаний о человеке. Посредством гуманитарного аспекта мировоззрения научная картина мира вносит вклад в согласование жизни человека и его социо-научного знания. В настоящее время это становится важным шагом к решению задачи гуманизации образования: согласования знаний о деятельности человека, общества и процессов природы.

7. Когнитивно-гуманистический аспект философии образования ориентирует на особое, новое отношение к подготовке педагога как центральной фигуры образовательного процесса, позволяет раскрыть характер и уровень требований к когнитивной и социокультурной подготовке педагога, предъявляемых к нему жизнью общества в условиях наличной исторической эпохи и обеспечивающих его гуманизацию. Подготовка педагога гуманистической ориентации основывается на развитии его духовно-нравственного творческого потенциала, рефлексивных способностей и в воспитании у него умения формировать этот потенциал у обучаемых.

8. Сбалансированная согласно гуманистической парадигме система образования отдельного человека необходима ему как эффективный путь к социализации и освоению культуры. Соответствующие методики, основанные на развитии творческого мышления, разрабатываются при использовании позитивного опыта в ряде научно-образовательных учреждений России.

Теоретическая значимость результатов диссертации:

Результаты диссертационной работы могут быть использованы в качестве философского и методологического основания для разработки гуманистической парадигмы образования.

Теоретико-историческое значение диссертации состоит в том, что она, на основе исследования проблем общих для философии естествознания на рубеже XIX - XX вв. и философии образования на рубеже XX - XXI вв. подтверждает целостность теоретического знания.

В диссертации получили теоретическое развитие идеи интеллектуализации общества и образования на основе методологии интеллектуальных систем И.С.Ладенко.

Теоретико-методологические результаты данного исследования расширяют спектр научных исследований и границы социальной философии.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведенные исследования функциональных оснований гуманистического аспекта философии образования открывают широкую область проблем, решение которых необходимо для разработки новой научной области знания.

Практическая значимость результатов диссертации состоит в возможности использования его результатов в процессе разработки концептуальных основ развития российского образования.

Результаты могут быть использованы при формировании государственной и региональной социальной политики в области образования; в обосновании направлений реформы системы образования, корректировке процессов модернизации образования; в планировании и экспертизе социальных инноваций в системе образования; в разработке концепций управления качеством образования.

Апробация разработанной автором образовательной технологии, основанной на включении рефлексивных механизмов мышления, раскрывает возможности их применения в системе образования России.

Результаты и теоретические положения также могут найти применение в преподавании философии, культурологии, социальной психологии, педагогики, спецкурсов и семинаров, имеющих антропологическую направленность, а также в процессе руководства научно-исследовательской работой студентов и аспирантов.

Апробация результатов исследования

Автором представлены доклады по основным результатам и выводам диссертационного исследования на совещаниях разного уровня: Первом Международном конгрессе «Образование и наука на пороге третьего тысячелетия» (4-9 сентября 1995 г., Новосибирск); Первом Международном симпозиуме «Окружающая среда – здоровье – развитие Сибири» (4-9 августа 1997 г., Новосибирск); Втором Международном конгрессе «Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия» (23-24 ноября 1999 г., Новосибирск); Международном конгрессе «Наука и образование на пороге III тысячелетия» (3-5 октября 2000 г., Минск); Международном симпозиуме «Социальная психология. Практика. Теория. Эксперимент» (7-10 сентября 2000 г., Ярославль); IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (24–28 мая 2005 г., Москва); научной конференции с международным участием «Развитие научно-технической и инновационной деятельности высшей школы» (12–19 июня 2005 г., Сус); научной конференции с международным участием «The problems of international integration of educational standards» (20–27 апреля 2006 г., Амстердам); VII Всероссийской научной конференции с международным участием «Перспективы развития вузовской науки» (4–7 сентября 2006 г., Сочи); Международной конференции «Current problems of science and education» (20–30 марта 2007 г., Варадеро), III Общероссийской научной конференции «Современные проблемы науки и образования»(13–15 мая 2008 г., Москва); Общероссийской научной конференции «Инновационный потенциал отечественной науки» (17–19 февраля 2009 г., Москва); научной конференции «The problems of International Integration of Educational Standards» (20–28 апреля 2009 г., Лондон – Париж).

Результаты исследования обсуждались на международных конференциях: Второй Международной конференции «Развитие личности в системе непрерывного образования» (21-23 октября 1997 г., Новосибирск); Международной научной конференции «К культуре мира через диалог религий, диалог цивилизаций» (3-5 октября 2000 г., Омск); Международной научно-практической конференции «Высшее профессиональное образование Сибири как гарант устойчивого развития региона» (19-20 сентября 2002 г., Улан-Удэ); Международной научно-практической конференции «Развивающее образование XXI века» (21-25 августа 2003 г., Горно-Алтайск); Международной научно-практической конференции «Менеджмент XXI века: проблема качества» (15-16 апреля 2004 г., Санкт-Петербург).

Основные положения работы были изложены на всероссийских и межрегиональных конференциях и семинарах: межрегиональном семинаре «Экология человека: духовное здоровье и реализация творческого потенциала личности» (23 июня 1997 г., Новосибирск); республиканской научно-практической конференции «Перспективные модели образования» (24-26 февраля 1993 г., Новосибирск); сибирской конференции «Интеллект, культура и образование» (14-16 сентября 1993 г., Новосибирск); Второй Всероссийской конференции «Рефлексивные процессы и творчество» (6-8 июня 1995 г., Новосибирск); научной конференции «Интеллектуальные инновации в обществе и развитие образования» (1-3 октября 1996 г., Новосибирск); Четвертой Всероссийской научной конференции «Культура и интеллигенция России: Интеллектуальное пространство. ХХ век» (27-28 сентября 2000 г., Омск); научно-практической конференции «Духовные истоки русской культуры» (24-25 мая 2001 г., Рубцовск); Второй Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание молодого российского интеллигента: проблемы, тенденции, пути решения» (4 января 2001 г., Красноярск); Восьмой Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в высшей школе» (19-21 сентября 2002 г., Краснодар); региональной научно-практической конференции (18-19 марта 2003 г., Нижний Новгород); научно-практических конференциях «Педагогика преемственности: сад – школа – вуз» (2002–2004 гг., Новосибирск); научно-практических конференциях НГПУ «Актуальные проблемы качества образования» (2002–2005 гг., Новосибирск); Международной научно-практической конференции «Образовательная и молодежная политика в России: проблемы и перспективы» (22–23 апреля 2006 г., Новосибирск); Международном научном симпозиуме «Ко Всемирному дню философии ЮНЕСКО» (16 ноября 2006 г., Киев); II Всероссийской научной конференции «Интеллект. Культура. Образование» (15 сентября 2009 г., Новосибирск).

Результаты исследования апробированы на ХХХI зональной конференции преподавателей физики, методики преподавания физики, астрономии и технических дисциплин педвузов Урала, Сибири и Дальнего Востока (30 сентября – 2 октября 2003 г., Новосибирск); Третьем Всероссийском съезде психологов (25-28 июня 2003 г., Санкт-Петербург); Третьей Всероссийской Internet-конференции «Потенциал личности: комплексная проблема» (15-17 июня 2004 г., Тамбов); научно-методической конференции «Учебник философии» (2-3 марта 2006 г., Казань); Всероссийской научно-практической конференции «Интеграция научно-методической работы и системы повышения квалификации кадров» (15-16 февраля 2006 г., Челябинск); научной конференции «Какая философия науки нам нужна?» (8-9 июня 2007 г., Санкт-Петербург); Всероссийской научно-практической конференции «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (16 апреля 2009 г., Москва, Челябинск).

Материалы диссертации использовались в курсе лекций и семинарских занятий для слушателей Факультета повышения квалификации Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, слушателей семинара повышения квалификации профессорско-преподавательского состава Новосибирского государственного педагогического университета.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, четырех глав, объединяющих двенадцать параграфов, заключения и библиографического списка. Текст исследования изложен на 292 страницах.

Похожие диссертации на Гуманистический аспект философии образования в условиях интеллектуального развития общества