Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Принцип социальной справедливости в философском наследии Н.Н. Алексеева Гранкин, Сергей Михайлович

Принцип социальной справедливости в философском наследии Н.Н. Алексеева
<
Принцип социальной справедливости в философском наследии Н.Н. Алексеева Принцип социальной справедливости в философском наследии Н.Н. Алексеева Принцип социальной справедливости в философском наследии Н.Н. Алексеева Принцип социальной справедливости в философском наследии Н.Н. Алексеева Принцип социальной справедливости в философском наследии Н.Н. Алексеева
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гранкин, Сергей Михайлович. Принцип социальной справедливости в философском наследии Н.Н. Алексеева : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Гранкин Сергей Михайлович; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2011.- 148 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/404

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена причинами теоретико-методологического и социально-практического свойства. Современный переходный период развития российской государственности обострил интерес к философским концепциям социальной справедливости, в том числе, к евразийским версиям справедливой государственности. Отношение к справедливости имеет специфику, предопределенную религиозно-нравственными традициями и менталитетом всего сплава народов, населяющих Россию. Эта специфика наиболее концентрированно выражена в евразийских концепциях, среди которых своей оригинальностью, и в то же время адекватностью русской системе ценностей выделяется концепция справедливости Н.Н. Алексеева. Стремление обосновать необходимость построения справедливого государства, сбалансированно сочетающего в себе русские и западноевропейские цивилизационные основания, отражено во всем творчестве философа. Принцип социальной справедливости определяет направление всех теоретических изысканий Н.Н. Алексеева, нацеленных на разработку проекта евразийского идео-кратического государства.

С социально-практических позиций, обращение к творчеству одного из крупнейших евразийских теоретиков Н.Н. Алексеева сегодня не только оправдано, но и необходимо. Без учета принципа социальной справедливости неэффективны законотворчество и современные проекты модернизации государства. Применение этого принципа, вкупе с отказом от неоправданно тотального экстраполирования западных аксиологических стандартов на социальные процессы в России, будет способствовать адекватной корректировке российских реформ, возвращению к отечественным ценностям.

Степень разработанности темы. Интерес мыслителей к теме социальной спра
ведливости сохраняется на протяжении всей истории человечества. Философы раз
ных эпох, от Платона и Аристотеля до Маркса и Лафарга обосновывали свое по
нимание проблемы. В ее современную разработку значительный вклад внесли К.-
О. Апель, А. Макинтайр, К. Поппер, Дж. Роле, Дж. Файнберг, А. Этциони,
Ф. Хайек и др. представители западноевропейской и американской мысли. Для ис
следуемой темы наиболее значимы работы Т.А. Алексеевой, А.А. Гусейнова,
В.В. Козловского, З.А. Бербешкиной, В.Г. Федотовой, И.К. Пантина, А.С. Панарина,
СИ. Григорьева и др. российских исследователей. Значительное число работ по
этой теме, только в плане социально-философской проблематики, опубликовали
B.C. Пазенок, Т.В. Дыльнова, Г.Б. Святохина, Б.Н. Кашников, Н.С. Сироед,
Д.А. Сысуев, С.Д. Исанбаева, И.А. Иванников, СИ. Скоробогатская,

Ю.В. Александров, М.Л. Бурова, М.С Кочергин, Е.С Нестерчук, Р.З. Маркарян, М.И. Козлов, Е.М. Мухамадеева и многие др. авторы.

Евразийство и связанные с ним проблемы самобытности российской государственности достаточно активно исследовали P.P. Вахитов, И.Н. Сиземская, Л.И. Новикова, А.П. Альбов, Д.В. Масленников, М.Б. Ревнова, В.П. Сальников, Г.Г. Бернацкий, В.Г. Соболев, И.Н. Экономцев, А.В. Иванов, О.В. Гаман-Голутвина, А.Г. Гачева, И.Б. Орлова, В.Ю. Ермолаев, СЮ. Ключников, В.Г. Макаров, И.А. Савкин, СБ. Лавров и др. В области данной проблематики наиболее значимы труды Л.Н. Гумилева, А.Г. Дугина. Основные теоретические положения евразийцев активно критиковали В.В. Аксючиц, К.Г. Фрумкин, Н.К. Гаврюшин, В.А. Сендеров,

П.А. Сапронов, В.Л. Каганский, Ю.И. Семенов и др. Основательны исследования А. Валицкого, П. Серио, Р. Уильямса, М. Ларюэль, А. Игнатова, Л. Люкса и др. зарубежных авторов, рассматривавших евразийство как с нейтрально-аналитических, так и с критических позиций. Евразийское направление и его отдельные линии разрабатывали диссертанты: А.А. Контарев, А.В. Антощенко, Р.А. Урханова, А.Б. Шатилов, A.M. Соколов, В.В. Хобта, А.Т. Горяев, А.Н. Савинов, СВ. Игнатова и др. Культурфилософское прочтение этой темы содержится в работах В.В. Кожинова, В.А. Дьякова, Т.А. Кольчугиной, А.В. Мартьянова, В.Т. Пашуто, В.Н. Ким, В.Н. Побединского, М.Я. Рожанского, В.А. Возчикова, Э.Р. Кутыевой, О.Л. Поляковой, А.В. Белошапко, Е.В. Романовой и др. Различные стороны социальной философии евразийства исследовались в диссертациях Г.В. Ждановой, СИ. Данилова, Ю.В. Колесниченко, А.С Киньябузовой, А.В. Поповой и др.

Некоторые аспекты евразийской идеократии, в том числе интерпретированной Н.Н. Алексеевым, рассматривались в работах А.К. Дегтярева, А.А. Королькова, В.Я. Пащенко, В.Ю. Верещагина, Н.Г. Канунниковой, П.П. Баранова, В.В. Макеева, В.П. Малахова и др. авторов, анализировались в диссертациях СП. Овчинниковой, Л.Н. Меняйло, А.А. Горшколепова и др. Тема идеологических оснований государственности, альтернативных западным, выражена в работах А.А. Лактионова, А.Н. Еремина, А.И. Гарлика, А.П. Мозелова, Е.А. Гончарова, К.Г. Мяло, Н.С. Семенкина и др. Отдельные проблемы, анализировавшиеся в трудах Н.Н. Алексеева, исследовали В.Я. Пащенко, И.А. Исаев, И.В. Новоженина, Д.Б. Тараторин, А.В. Поляков, А.И. Овчинников, И.В. Борщ, А.В. Стукалов, И. Дефорж и др. авторы биографических, теоретических статей, а также диссертаций различной специализации.

Отношение Н.Н. Алексеева и других теоретиков классического евразийства к проблеме социальной справедливости изучено меньше. Оно во многом определяется взглядами на учения И. Канта, Г. Гегеля, Г. Спенсера, П. Наторпа, Г. Зиммеля, Э. Гуссерля, Г. Когена, М. Шелера, Г. Еллинека и др. европейских философов, на социальные и правовые идеи А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, B.C. Соловьева, Н.К. Михайловского, П.И. Новгородцева, К.Н. Леонтьева, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, Л.И. Петражицкого, Б.А. Кистяковского и др. русских мыслителей.

Современный подход к постижению евразийских идей и, в частности, теоретического наследия Н.Н. Алексеева предполагает синтетическое, комплексное исследование его концепции справедливости, а также философских, идеологических, аксиологических, политических, социально-экономических, культурантропологи-ческих и других аспектов евразийства, требует диалектического понимания социального прогресса, раскрытия прогностического потенциала евразийского проекта. В этом смысле заслуживают внимания работы М.Ю. Понежина, Г.Ч. Синченко, Г.Б. Гавриш, В.И. Стрельченко, А.А. Исаева, И.Н. Мочаловой, М.Л. Лезгиной, Н.Н. Пересторониной, В.В. Гречаного, А.В. Лубского, И.Г. Шестаковой, У.А. Кашапова, И.Б. Романенко, М.А. Суховеевой, А.А. Грякалова, Л.М. Павкина, Ю.И. Ефимова и др. В них разработаны методология, система подходов к проблеме, ряд понятий, способствующих теоретически корректному изучению объектов. Но нерешенными остаются еще многие важные вопросы. В частности, большой научный интерес представляет специальный социально-философский анализ концепции справедливости в евразийском учении Н.Н. Алексеева.

Рабочей гипотезой исследования является тезис о том, что в социальной философии Н.Н. Алексеева справедливость представляет собой основную аксиологическую категорию, определяющую иерархический порядок всех возможных ценностей. Принцип социальной справедливости лежит в основании всех теоретических построений Н.Н. Алексеева, и особенно явно обнаруживается в его конкретных аксиологических, идеологических, политических и экономических разработках проекта евразийского идеократического государства.

Предметом исследования является принцип социальной справедливости как базовая основа всех философских построений Н.Н. Алексеева.

Объектом исследования является совокупность философско-правовых работ Н.Н. Алексеева, в которых выражена евразийская стратегия социально-государственного развития России.

Метод исследования опирается на диалектические принципы единства логического и исторического, восхождения от абстрактного к конкретному; на феноменологический и системный подходы; принципы единства правовой и духовно-нравственной оценки социальных процессов; принцип междисциплинарного анализа категорий и их герменевтическую интерпретацию. В диссертации применен метод историко-системного анализа и синтеза, философский анализ исторического и теоретического материала.

Целью исследования является социально-философский анализ идеи справедливости в творчестве Н.Н. Алексеева, в контексте ее эвристического значения для современности.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие

задачи исследования

  1. Выявить предпосылки формирования философии Н.Н. Алексеева.

  2. Раскрыть смысл справедливости как ключевой категории, определяющей в философии Н.Н. Алексеева иерархию всех ценностей и распределяемых благ.

  3. Проанализировать основания евразийской идеократии в концепции Н.Н. Алексеева как проявления принципа справедливости.

  4. Исследовать идеи социальной справедливости в аспекте возможностей их реализации в структуре евразийского государства.

  5. Обосновать целесообразность евразийской «государственно-частной системы хозяйства» как оптимальной перспективы социально-экономического воплощения принципа справедливости.

Новизна исследования состоит в том, что в нем

- социально-философские работы Н.Н. Алексеева рассматриваются с точки
зрения объединяющего их принципа социальной справедливости;

обоснована значимость евразийской концепции иерархии ценностей, в которой справедливость выполняет ключевую функцию;

справедливое государство Н.Н. Алексеева представлено в контексте прогностического потенциала и возможной реализации евразийского проекта социального устройства;

выявлена некорректность ряда соизмерений и противопоставлений в современных исследованиях евразийства, касающихся анализа идеократии, «псевдоидео-кратии» и правового государства, отношения к власти Советов;

- обоснована эвристическая значимость принципа социальной справедливости в идеократической модели Н.Н. Алексеева для анализа трансформации общества и государства в современной России.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Социальная философия Н.Н. Алексеева, характерная сбалансированным сочетанием консерватизма и либерализма, сформировалась на пересечении влияния идей русских и европейских мыслителей, что проявилось в концепции справедливости, объединяющей русские и европейские аксиологические основания.

  2. Справедливость в философии Н.Н. Алексеева является основной правовой и нравственной ценностью, устанавливающей иерархический порядок отношений всех других ценностей, место которых определяется степенью их достоинства и совершенства.

  3. Принцип социальной справедливости является основой всех социально-философских построений Н.Н. Алексеева, объединяющим началом различных аспектов его евразийского проекта.

  4. Носителем принципа социальной справедливости в концепции Н.Н. Алексеева является евразийское идеократическое государство. Его триединое основание составляют: «идеалоправство» как государственная идеология, «демотия» как политический принцип и «государственно-частная система хозяйства» как экономическая база.

  5. Воплощение принципа социальной справедливости в евразийском государстве Н.Н. Алексеева предполагает не наилучшее распределение социальных и материальных благ как конечную цель, но создание оптимальных условий для духовного совершенствования каждого человека и общества в целом.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что

предпринятый в нем комплексный анализ идеологического, политического и экономического аспектов воплощения принципа социальной справедливости в идео-кратическом проекте Н.Н. Алексеева является еще одним шагом к объективному восприятию евразийских идей философа;

предлагаемый взгляд на социальную справедливость в философских построениях Н.Н. Алексеева как на основную ценность в аксиологической иерархии обогащает современное содержание данного понятия;

предложена возможность использования выводов исследования в дальнейшем изучении теоретического наследия Н.Н. Алексеева;

результаты работы могут способствовать переосмыслению духовно-нравственных ориентиров современного российского общества и стимулировать социально-философские поиски.

Практическая значимость работы заключается в следующем:

предпринятая в ней реконструкция свойственного философии Н.Н. Алексеева глубоко национального подхода к социальной справедливости может быть использована для совершенствования работы по формированию нравственного сознания студентов вузов;

выводы, полученные в результате проведенного исследования, могут быть использованы в преподавании философских дисциплин, подготовке спецкурсов по философии права, социальной философии.

Апробация работы. Основные идеи диссертации получили апробацию на заседаниях кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Алтайской Го-

сударственной академии образования им. В.М. Шукшина, в докладах и научных статьях на ежегодных Международных конференциях «Ребенок в современном мире» (Санкт-Петербург) и др. международных, всероссийских, межрегиональных и региональных симпозиумах, «круглых столах», научных, научно-практических и научно-методических конференциях. Материалы диссертационного исследования были использованы при проведении Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (2004 г.); при составлении и подготовке к печати трудов Философского общества Алтая Российского философского общества РАН (2005 г.); при подготовке и проведении спецкурсов: «Генезис, развитие и взаимовлияние русских и западноевропейских концепций социальной справедливости», «Феномен евразийства в контексте современной русской философии».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка литературы. Объем работы с библиографией 190 с.

Похожие диссертации на Принцип социальной справедливости в философском наследии Н.Н. Алексеева