Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема актуализации гуманного отношения человека к природе Чижов Павел Григорьевич

Проблема актуализации гуманного отношения человека к природе
<
Проблема актуализации гуманного отношения человека к природе Проблема актуализации гуманного отношения человека к природе Проблема актуализации гуманного отношения человека к природе Проблема актуализации гуманного отношения человека к природе Проблема актуализации гуманного отношения человека к природе Проблема актуализации гуманного отношения человека к природе Проблема актуализации гуманного отношения человека к природе Проблема актуализации гуманного отношения человека к природе Проблема актуализации гуманного отношения человека к природе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чижов Павел Григорьевич. Проблема актуализации гуманного отношения человека к природе : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Бишкек, 1998 146 с. РГБ ОД, 61:05-9/135

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОТНОШЕНИЙ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ 12-68

1. Необходимость актуализации гуманного отношения человека к природе 13-39

2. Сущность гуманного отношения к природе 39-68

ГЛАВА II. ГУМАНИЗМ И ПРОБЛЕМЫ К ЭВОЛЮЦИИ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ 69-125

1. Гуманистический аспект проблемы гармонизации отношения общества к природе 71-96

2. Проблема актуализации гуманистических качеств человека во взаимодействии с природой. 97-125

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 126-135

ИСПОЛЬЗОВАННАЯЛИТЕРАТУРА 136-146

Введение к работе

Общество постоянно расширяет и углубляет воздействие на природную среду, так как без потребления ее ресурсов существовать и развиваться не может. Последствия этого воздействия проявляются двояко: с одной стороны общество преобразует природную среду, в результате создаются условия для наиболее полной реализации ее потенциала, а с другой - наносит ущерб ее объектам и системам, загрязняет ее среды отходами производства и быта, истощает ее ресурсы. И эти процессы будут продолжаться.

Проблемы взаимодействия человека и общества с природой являются традиционными, анализируются философской мыслью на протяжении всей ее истории. Однако, в современных условиях они выдвинулись на передний план, стали приоритетными, так как от их решения зависит благополучие, возможность развития и будущее человека и человечества. Особенно важное значение этим проблемам придает социальная философия, так как в их центре находятся общество в целом, социальные общности, человек, их бытие и развитие. Социально - философская разработка проблем взаимодействия человека и общества с природной средой получила выражение в системе категорий которые характеризуют состояние и тенденции ее изменения, пригодность для проживания человека. Эти категории позволяют адекватно представлять современное состояние взаимодействия человека, общества и природы, формировать экологический компонент общественного сознания, оказывать влияние на поведение людей.

Результаты воздействия человека на природную среду, включение ее объектов и систем в общественное пользование наиболее полно выражены в таких философских понятиях как искусственная среда, социосфера, технобиосфера, техносфера, антропосфера и других. Природные условия жизнедеятельности человека социальных групп, общества характеризуются понятиями: экология, экосистема, социально-экологическая ситуация, экологический кризис и другими. Выработаны понятия, выражающие меру воздействия человека и общества на природную среду: экологический императив, предельно допустимые и оптимальные экологические нагрузки, экологическая емкость природных систем.

Эти понятия выработаны при активном участии социально-философской мысли и при опоре на достижения различных наук. Они дают ориентацию человеку и обществу в вопросах природопользования и защиты окружающей природной среды. Это-реальный вклад социальной философии в экологическую культуру. Философии присуща гуманистическая направленность, которая проявляется в том, что она ориентирует человека и общество в их жизнедеятельности. Однако гуманистическая направленность философии этим не ограничивается: Социальная философия ориентирует человека на гуманное отношение к окружающей среде, основанное на идеалах разума, добра и красоты.

В наше время возникла необходимость основательного преобразования отношения человека и общества к природной среде, которое, на наш взгляд, возможно лишь при опоре на глубинные, сущностные, социальные качества человека. Такой опорой является гуманизм как социальное явление, выработанное историческим опытом общественного развития: Диссертация и представляет собой социально-философское исследование проблем гуманного отношения к природе.

АКТУАЛЬНОСТЬ философского обоснования, гуманного отношения к природе обусловлена многими факторами, среди которых особо выделим следующие:

а) неблагоприятным состоянием экологической ситуации в мире . в целом, в отдельных регионах и странах; расширением и углублением антропогенного воздействия на природную среду во всем мире, в нашем регионе в частности;

б) возрастанием роли человека, его социальных, включая духовные, качеств в решении практических проблем природопользования и защиты природной среды;

в) необходимостью более полного выявления и реализации позитивных возможностей, на которые способен -человек во взаимодействии с природой;

г) необходимостью выработки иных, по существу новых, концептуальных подходов, детерминирующих устойчивую коэволюцию общества и природы.

Проблемы гуманного отношения к природе чрезвычайно актуальны для Кыргызской Республики.

Высокогорная экосистема Кыргызстана характеризуется активными геологическими процессами, сложным тектоническим строением, особенной неустойчивостью, повышенной возможностью катастрофического проявления стихий, что неоднократно имело место в различных районах страны. Большинство экологических проблем Кыргызстана являются следствием недостаточного учета всех последствий хозяйственной деятельности. В современных условиях необходимы иные подходы к природопользованию и более эффективные способы защиты природной среды, что возможно путем осуществления гуманного отношения к природе.

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ {ЇСЄ ЛЕДОВ АЛИЯ. Объектом исследования является взаимодействие человека, общества и природы. Предметом исследования является гуманистический аспект отношений человека,общества и природной среды.

Гуманное отношение к природе всегда было присуще многим людям. Однако в наше время доминирует все же потребительское отношение к ней, обусловленное стремлением к удовлетворению индивидуальных или групповых интересов за счет ресурсов природы, без должного учета ее потенциала ив ущерб обществу в целом. Гуманное отношение к природе предполагает разумное использование природных ресурсов, учитывающее удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей и сохранение природных систем и ресурсов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИССЕРТАЦИИ. Целью диссертационного исследования является философский анализ гуманного подхода, способного обеспечить гармонизацию взаимодействия общества и природы, успешную и длительную их коэволюцию, сбережение и улучшение природной среды.

Цель исследования достигается путем последовательного решения частных задач, среди которых выделим следующие:

а) критика слабых сторон ныне существующих подходов к решению экологических проблем;

б) выявление необходимости нового подхода к разрешению противоречий в системе "человек - общество - природа";

в) обоснование ведущей роли гуманистического подхода к природопользованию;

г) анализ проблемы гармонизации отношений общества и природы на основе экологизации сфер общественной жизни;

д). анализ проблемы актуализации гуманистических качеств человека как основы преобразования его отношений к природе.

Итак, целью диссертационного исследования является обоснование роли гуманизма как ведущего подхода в решении экологических проблем, в охране природной среды, в достижении гармонии в системе "человек - общество - природа".

ГИПОТЕЗА Ш ЗАЩИЩАЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Содержанием гипотезы, выдвинутой и доказываемой в диссертации является положение о том, что гуманный подход к природопользованию необходим, эффективен и достижим. Гуманизм по аналогии с критерием общественного прогресса рассматривается и как критерий прогресса в отношениях человека и общества с природной средой. С гипотезой тесно связаны защищаемые положения.

1. Ведущим подходом в решении экологических проблем должен быть гуманизм. Необходимость гуманного отношения к природе обуславливается недостаточной эффективностью ныне существующих подходов к природопользованию, что проявляется в неблагополучном состоянии экологической ситуации и негативных тенденциях ее изменения, а также необходимостью переориентации человека и общества на всемерное сохранение природной среды и сбережение природных ресурсов. Альтернативой этой необходимости является нарастание кризисной ситуации в экологии человека и общества:

2. Гуманизм - социальное явление, обеспечивающее цивилизованные отношения между людьми, проявление и достижение человеческой культуры. Гуманное отношение к природе - это также отношение между людьми, но опосредованное природной средой. Общество на протяжении всей истории осваивало природную среду, вовлекая в свое пользование все новые объекты и- системы. В современных условиях влияние гуманизма распространяется и на природную среду, так как от ее состояния зависит выживание и развитие общества в будущем. А это наиболее важная проблема гуманизма.

3; Возможность гуманного отношения к природе связана с использованием обществом, присущего ему потенциала духовности, организации, регулирования деятельности, ориентирующих человека в его природопользовании.

4: Способом разрешения извечного противоречия между обществом и: природой является? экологизация общественных систем: политики, права, экономики, образования и воспитания, науки, быта, материального производства и других; гармонизация на этой основе отмеченного противоречия. Коэволюция есть изменение элементов системы при их взаимодействии в процессе совместного развития: Гармоничная коэволюция общества и природы также предполагает взаимообусловленные изменения: общество и его системы экологизируются, природная среда экологически стабилизируется, улучшается. Активное начало принадлежит обществу, от него зависят ЭТИПрОЦеССЫ;

5; Основой гуманного отношения к- природе могут быть соответствующие качества человека, поэтому необходима актуализация - сформированность и востребованность - его гуманистических качеств. Решение этой проблемы, в свою очередь, обуславливается утверждением духовности человека и общества в ЦЄЛОМ:

НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертации заключается в новых идеях, трактовках известных понятий, в обосновании новых выводов по проблемам взаимодействия человека, общества и природной среды. При этомг стержневая идея диссертации состоит в обосновании необходимости гуманного подхода к природопользованию. Научную новизну диссертации характеризуют следующие положения и выводы:

її Гуманизм трактуется более широко, чем это делалось ранее: это философско-социологическая категория, выражающая отношения между людьми, в основу которых положен принцип доброжелательности, взаимопомощи, благотворительности. При этом выдвинута и обоснована идея обретения гуманизмом экологической формы.

Гуманизм в конкретных исторических условиях пополняется новым содержанием. Сегодня его влияние распространяется и на природную среду, включенную в общественное пользование, так как от ее состояния зависит благополучие ныне живущих- и будущих поколений людей. Необходимость гуманного отношения к природе обуславливается той ролью, которую он играет как фактор стабилизации экологической ситуации, а, следовательно, и решения одной из наиболее важных социальных проблем.

2. Сформулированы наиболее важные проблемы реализации гуманного подхода к природопользованию и гуманного отношения к природе: гармонизация противоречий в отношениях общества и природы, достижение на этой основе их устойчивой коэволюции; актуализация гуманистических качеств человека..

3; Представлена основа гуманистических качеств человека, которую составляет его духовность, последовательно формируемая и поддерживаемая на различных стадиях его жизни, понимаемая как совокупность соответствующих компонентов мировоззрения, этики, эстетических представлений, глубоких чувств, гражданских качеств, определяющих его отношение к природе. Возможность реализации гуманного отношения к природе подтверждается богатым, разнообразным историческим опытом практически всех народов, зафиксированном в их культуре, традициях, обычаях, народной мудрости. Этот опыт свидетельствует о том, что гуманное отношение к природе присуще многим людям разных поколений и исторических эпох, оно возможно и необходимо ив наше время.

4. Главное преимущество гуманного подхода к природопользованию перед другими состоит в том, что его побудительным мотивом выступает внутренняя ориентация человека на бережное отношение к природе, в то время как ныне действующие подходы реализуют главным образом побуждения, основанные на внешнем воздействии. Внутренний побудительный мотив экологического поведения, при условии его сформированности, неформален, не сопряжен с каким-либо сопротивлением принуждению и поэтому эффективен.

ЗНАЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ДЛЯ НАУКИ И ПРАКТИКИ.

1. Обоснования и выводы диссертации представляют собой определенный шаг в разработке современных проблем гуманизма, а также в теоретическом осмыслении подходов к стабилизации экологической ситуации и защиты природной среды на основе гуманного отношения к ней.

2. Основное содержание диссертации может быть использовано в насыщении учебной литературы мировоззренческими, этическими, эстетическими, социально- психологическими, эколого- социологическимю компонентами и применено в учебно- воспитательной работе с учащимися, студентами, аспирантами.

3- Практические выводы рекомендации, содержащиеся в диссертации могут быть использованы в государственной экологической полигике Кыргызской Республики при разработке программ природопользования и охраны окружающей среды.

4. В диссертации предложены конкретные мероприятия по активизации экологической деятельности молодежи, всего населения и ее стимулированию.

5. На основе теоретических положений, содержащихся в диссертации, сформулированы предложения по улучшению работы, направленной на формирование экологической ориентации сознания и поведения различных социальных групп, всего населения.

Широкая общественность осознавать экологическую опасность стала сравнительно недавно, во второй половине XX века. Заметную роль в этом первоначально сыграла публицистика. Огромное влияние на пробуждение экологического сознания в странах СНГ оказали яркие и взволнованные выступления таких известных писателей как Ч. Айтматов, В. Астафьев, В. Белов, С. Залыгин, Л. Леонов, G. Оморов, В. Песков, В. Распутин, О. Сулейменов и других.

Однако настоящей вехой в понимании экологических проблем, имеющей мировое значение, следует признать деятельность Римского клуба, созданного в 1968 году. Экологические проблемы, включая и гуманистический аспект их, были исследованы и представлены этим клубом с научных позиций. Идеи, оценки, предложения, предостережения, высказанные в документах Римского клуба и поныне сохраняют свою актуальность.

В 1972 году в Стокгольме под эгидой ООН была проведена конференция по проблемам окружающей среды; Экологическая деятельность приобретает международный характер. В этот же период развертываются экологические исследования и в бывшем СССР, к осуществлению которых были привлечены и ученые Кыргызстана.

Экологические проблемы, и их гуманистический аспект, очень важны для Кыргызской Республики в виду особенностей ее географических, геологических, экономических условий.

"Стратегические планы экономического возрождения страны, в которых надежды возлагаются на прорыв в горнодобывающей отрасли, гидроэнергетике, сельском хозяйстве, туризме и других немыслим без разумного учета экологических потребностей и интересов , " -отмечает АД. Джумагулов. Гуманистический подход к природопользованию обладает возможностями интеграции всего лучшего, что есть в других подходах и обеспечения разумного решения экологических проблем.

Необходимость актуализации гуманного отношения человека к природе

Проблемы гуманного отношения к природе сами по себе не новы. Их исследовали в различных социально-исторических условиях великие гуманисты прошлого - Ж.Ж.Руссо, И.Кант, Л.Фейербах, КМаркс, Ф.Энгельс, Л.Н.Толстой, Н.Ф.Федоров, В.И.Вернадский, А.Швейцер и многие другие. Этим проблемам посвятили свои труды видные и известные представители философской мысли нашего времени, такие как Гирусов Э.В., Гудожник Г.С., Гусейнов А.А., . Загладин В.В., Комаров В.Д., Кузнецов Г.А., Кутырев В.А., Назаретян А.П., Ожегов Ю.М., Огурцов А.П., Олейников Ю.В., Платонов Г.В., Степин B.C., Федоров Е.К., Фролов И.Т., Щердаков В.Н. и многие другие. Видные представители естественных и общественных наук также внесли большой вклад в исследование этих проблем: Будыка М.М:, Гольданский В.И., Данилов-Данилян В.И., Ласкорин Б.Н., Лемешев М.Я., Моисеев Н.М., Шварц С.С., Шипунов Ф.Я., Яблоков А.В., Яншин Л.Я. и другие.

Заметный вклад в исследование гуманистического аспекта проблем отношения человека и общества к природной среде сделан учеными Кыргызстана, в частности такими как Т.Абдылдаев, К.Ажибекова, Т.Аскаров, Р.Ачылова, А.Брудный, М.Жумагулов, А.Исмаилов, Э.Исмаилова, А.Какеев, К-.Каримов, А.Нарынбаев, А.Оалиев, О.Тогусаков, А.Тишин, А.Токтосунов, Э.Шукуров, А.Акунов, С.Аманов, У.Асанова, А.Бакаев, С.Жумаканов, С. Жылкычиев, Б. Кенжибаев, В. Ладейщиков, А. Подгурский, Ж. Саякбаев и другие. Значительный вклад в разработку этих проблем внесли член- корреспондент национальной академии наук Абдылдаев ТА. и его последователи!- :

Сложившуюся в последние десятилетия исследовательскую традицию проблем взаимодействия человека, общества и природы ныне продолжает кафедра философии Кыргызской государственной медицинской академии по руководством д. ф. н. Исмаиловой Э.И: По инициативе и при активном участии кафедры в 1992 году вышел \ сборник научных трудов "Экология и здоровье2 ". Члены кафедры / активно работаю7над проблемами взаимодействия человека, общества и природы.

"Исследование вопросов соотношения искусственного и естественного логическиг привело ученых к изучению проблем экологии, защиты природы, становящегося одним из важных направлений деятельности философов республики,"- отмечает А.Ч. Какеев.3) Подчеркнем эту мысль: да, действительно поворот философской мысли к этим проблемам происходит, он особенно характерен для социальной философии.

Научно-философская мысль активно и настойчиво работает над определением подходов и путей решения экологических проблем и суть дела состоит не только в том, чтобы преодолеть технократический или безоглядно потребительский подходы к природопользованию, хотя и это важно. Проблема стоит и шире, и глубже. Необходима иная ориентация человека и общества по отношению к природе, основанная на новых компонентах экологического сознания, этики, ответственности; на иной психологии. Философия делает нужный поворот, обращаясь к глубоким, сущностным качествам человека, анализируя их возможности для использования в достижении важной цели - стабилизации экологической ситуации.

Проблемы гуманного отношения к природе активно исследуются в диссертационных работах. В них анализируются мировоззренческие, политические, правовые, этические, эстетические и другие компоненты этих проблем.

За последнее десятилетие по отмеченным проблемам выполнено около ста диссертационных работ1). Большая их часть приходится на 1985-1991 годы.

Сущность гуманного отношения к природе

Термин "гуманизм" происходит от латинского слова "homo" -человек. "Гуманизм (лат. humanus - человечный) - совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни."1

Гуманизм сыграл большую роль в обособлении человека и общества в природной среде, в их историческом развитии.

Гуманизм стал признанным критерием общественного прогресса, мерой культурного развития народов, а ныне должен стать основой отношения человека к природе. Современное отношение к природе не является гуманным, если к нему подходить и оценивать с позиций подлинного гуманизма, предусматривающую заботу о благе людей как ныне живущих, так и будущих поколений.

Тревожная оценка этого отношения звучит в очень многих выступлениях видных ученых, общественных деятелей, писателей. Приведем некоторые из них. "В Кыргызстане не осталось ни одного естественного сообщества, не подверженного разрушающему воздействию человеческой деятельности. Особенно это касается горных лесов, площадь которых за последние 50 лет сократилась наполовину, а оставшиеся страдают от перевыпаса и вырубок. На 3% территории сохранились леса. Но нехватка топлива и строительных материалов губит их" - отмечает доктор биологических наук Щукуров э.д.»

Эту же тревожную мысль очень эмоционально и образно выразил писатель Валентин Распутин: "Мы все вокруг воспринимаем как свою собственность, все что творилось Природой миллионы и миллионы лет, пережигаем, перекачиваем и переставляем, все берем с корыстью и недовольством, будто нас обманули. Слишком много мы ловкие потомки извратили в сравнении со своим предком; в том числе и собственную природу, и мало в чем преуспели, кроме индустрии, развлечений и грабежа, обособления себя тем самым и противопоставления всему окружающему миру. За великое достижение человеческого духа мы выдаем мечту, только мечту о братстве людей, лукаво не замечая, что это должно быть не мечтой а такой же необходимостью, как потребность полов друг в друге для продолжения жизни, и что так называемого "высшего" братства нельзя достигнуть, минуя "низшее" - попечение о животных и растительных видах.2) А.В. Яблоков отмечает: "Хищническое использование всех доступных природных ресурсов за последние -.4--- 5 лет стало преобладающим в природопользовании".

Подобные оценки и факты их подтверждающие можно приводить бесконечно, так как таково современное положение вещей : отношением современного человека и общества является потребительство, часто безоглядное и даже хищническое. -Каким может быть иное отношение человека к природе и существует ли опыт подобного отношения? Да, существует. И это не просто отношение к природе по мере потребностей человека, а человечное отношение, мерой которого является гуманизм. В чем его смысл?

И поныне имеется немалое число людей, которые полагают, что гуманизм - это социальное явление и как таковое возможен только в обществе в отношениях между людьми. В действительности же дело обстоит несколько иначе. Гуманизм - социальное явление, зародился и развивался в отношениях людей друг к другу. Но гуманизм не остался неизмененным ни в теории, ни в практике: сферы его влияния, формы проявления, само содержание изменялись, являются подвижными.

В работе "Экономическо-философские рукописи 1844 года" К. Маркс писал: "Человеческая сущность природы существует только для общественного человека, ибо только в обществе природа является для человека звеном, связывающим человека с другим человеком, бытием его для другого и бытием другого для него, жизненным элементом человеческой деятельности, только в обществе природа выступает как основа его собственного человеческого бытия. Только в обществе его природное бытие является для него человеческим бытием и природа становится для него человеком. Таким образом общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскрешение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы. ;

Гуманистический аспект проблемы гармонизации отношения общества к природе

Термин "коэволюция" выражает изменения, происходящие в природе и в обществе, под влиянием их взаимодействия. Это означает, что в современной экологической обстановке, которая оценивается как. предкризисная, жизненно важно для общества и человека измениться под влиянием объективного природного, экологического фактора, т. е. природы.

Понятие "гармония выражает характер взаимодействия двух сторон, способ разрешения противоречий, существующих между обществом и природой. В развитии противоречия выделяются следующие этапы: гармония, дисгармония, конфликт. Эти понятия характеризуют отношения между двумя сторонами, в том числе и характер отношений, складывающихся между природой и обществом;

Понятие "гармония! разрабатывалось преимущественно в эстетике, но оно все больше привлекает внимание философов и социологов. При гармоничном развитии системы сторонам, образующим противоположности, свойственно взаимоукрепление, а следовательно, и укрепление единства системы, ее динамизма, пластичности, устойчивости и надежности.

Дисгармония, напротив, связана с развитием одной из сторон за счет другой стороны, характеризуется углублением и обострением противоречия между противоположностями, преобладания взаимоотрицания в их отношениях. "Коллизия нарушает гармонию и заставляет единый в себе идеал перейти в состояние разлада и противоположности."-писал Гегель.

При конфликте противоречие достигает предела, что ставит под вопрос само существование системы. Итак, состояние противоречия может характеризоваться гармоничностью, дисгармонией и конфликтностью. Противоречие может разрешаться и гармоническим путем. Гармоничный тип развития противоречия может быть осуществлен и в системе "человек-природа". Но для этого необходимы значительные усилия и средства: экономические, включая производственные, научно-технические; социальные, включая нормативно-регулятивные и духовные.

Потребительское давление населения планеты на природную среду - индустриальное потребление природных ресурсов (воздуха, воды, почвы, топлива, ископаемых, животных и растительных ресурсов) - становится близким к способности природы к самовоспроизводству. Если произойдет превышение этого давления над самовоспроизводством природы, начнется ее глобальная деградация. В настоящее время человечество оказалось перед проблемой выработки экономического механизма природопользования, который бы обеспечил условия, когда потребление ресурсов природы не превышало объем их воспроизводства в природной среде. Эти условия можно выразить следующей формулой: ( ос + р ) х N = Р, где аир - расход природных ресурсов на одного человека для личных ( а ) и производственных ( Р ) нужд.

Похожие диссертации на Проблема актуализации гуманного отношения человека к природе