Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема антропогенеза: философско-семиотический аспект Цаплин Валерий Павлович

Проблема антропогенеза: философско-семиотический аспект
<
Проблема антропогенеза: философско-семиотический аспект Проблема антропогенеза: философско-семиотический аспект Проблема антропогенеза: философско-семиотический аспект Проблема антропогенеза: философско-семиотический аспект Проблема антропогенеза: философско-семиотический аспект
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Цаплин Валерий Павлович. Проблема антропогенеза: философско-семиотический аспект : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Ярославль, 2000.- 145 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-9/249-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Анализ концепций сущности человека 16

1. Анализ сущностных качеств человека в истории науки, философии 16

2. Нетрадиционные подходы к проблеме антропогенеза 38

Глава 2. Семиотическая модель антропогенеза 53

1.Методологические возможности диалектической концепции развития PI антропогенез 53

2. Проблема обоснования качества, обеспечившего становление человека 63

3. Место и роль перехода от языка к созданию орудий труда Б формировании человека 90

4. Возможные пути реконструирования проблемы антропогенеза 108

Заключение 126

Литература 130

Анализ сущностных качеств человека в истории науки, философии

Необходимо рассмотреть различные точки зрения на проблему антропогенеза. Первоначально необходимо провести анализ качеств, принимаемых за сущностные человека, а затем перейти к анализу поддерживающих их гипотез.

Можно выделить следующие широко встречающиеся направления исследования:

1.Трудовое или производственное

2.Философско-антропологическое

3.Общенаучное

4.Эволюционистское

5.Религиозное

6. Теорию Панспермия или космических прародителей.

Деятельная или трудовая концепция происхождения человека наиболее полно выражалась К.Марксом и Ф.Энгельсом [91,92,93,94]. Производительный труд, по мнению Маркса, не только создал человека, но и совершенствует его физически, упражняет его мускулы, создаёт приспособленную к сложным движениям руку. Труд развивает его также и духовно, интелек-туально, даёт человеку радость созидания, высвобождает умение восхищаться эстетической ценностью своих изделий.

По Марксу- своеобразие человека -есть результат возникновения вида Homo sapiens и "самопорождение" человека в результате собственной предметной деятельности.

В "Капитале" К.Маркс высказал гипотезу, что специфически человеческий труд возник из "первых животно-образных инстинктивных форм труда" [91] с. 189.

Человеческий труд.является таким процессом между человеком и природой, в котором человек в результате целесообразной и сознательной деятельности- контролирует преобразуемые объекты природы и функции собственных органов(воля, внимание), путем применения соответствующего способа деятельности осуществляет свой заранее намеченный план, который до начала деятельности существовал лишь идеально. Первоначально орудия человек брал из окружающей среды, выбирая предметы подходящей конфигурации (камни палки кости животных) и лишь затем их изменяя и то вначале незначительно применял в соответствии с потребностями

Человек непрерывно совершенствует орудия труда и способы производства, а также продукты производства и может передавать от поколения к поколению накопленные знания и опыт. Одна из проблем, которая открывается при этом, что может человек делать, не имея сознания в собственном смысле, а что нет? Какие качественные границы становления начального периода процесса труда? Эти вопросы требуют дополнительного исследования.

Чтобы появилась возможность осуществить производственную деятельность человек изначально должен быть наделён сознанием или образом этой деятельности. Как подчеркивал К.Маркс о необходимости идеального образа до начала труда: "В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеального" [91, с.189]. И подобный парадокс не разрешить без божественного откровения, а это уже религиозная концепция. Для примирения биологического и трудового начал человека Т.Ярошевский предложил взаимосвязывать оба начала. Он указывает, что биологическое развитие предков человека и развитие материальной деятельности взаимно обусловлены, "причём на первом этапе этой эволюции доминировала обусловленность действий по видоизменению организма на втором этапе - обратная обусловленность".[160] с. 24.

Подобный интересный взгляд на протекающие процессы стирает грань между биологическим развитием человека и началом его материальной деятельности, но при этом становится непонятно, что является причиной, а что следствием, и каким образом совершается этот поворот к ретроградному движению.

Первоначально человек - это существо общественное и в гораздо большей степени, чем другие общественные животные, такие как пчёлы, муравьи и другие подобные им стадные животные. Это свойство отмечал ещё Аристотель. Это качество следует рассматривать особо, но признак человека - социальность, готовность его жить в коллективе, мало что говорит о природе человека, оно является скорее основной предпосылкой становления человека, но не отражает его человеческую природу. Ф.Энгельс писал: "Вполне очевидно, что нельзя выводить происхождение человека, этого наиболее общественного из всех животных, от необщественных ближайших предков". [94] с.488.

Общественная организация предков человека, судя по всему, была весьма сложная. Прежде всего она характеризовалась иерархичностью.

По данным Н.Тих [135], известной исследовательницы жизни обезьян, уже в обезьяньем стаде можно выделить четыре уровня иерархии. К низшей ступени относятся старые самки, не способные к рождению потомства и добыванию пищи. Во второй уровень выделяют молодых самцов, претендующих на власть и на самок. К третьему уровню можно отнести молодых самок и их детёнышей пользующихся покровительством крупных и сильных самцов, и вершину этой пирамиды составляют вожак и его свита из сильных самцов. Подобную же иерархию выделяет и Н.Тинберген: "...возникает "порядок клевания", при котором каждый член группы знает своё место. Один индивид становится тираном подавляя всех прочих Кто-то подчиняется только ему "Третий номер" подавляет всех кгэоме вышестоящих и т л Такой иерархический порядок известен у различных птиц млекопитающих и рыб Его легко наблюдать в курятнике." [134] с. 73.

На этот процесс может накладывать отпечаток и процесс выбора полового партнера.и эта проблема требует своего отдельного рассмотрения, необходимо только указать, что человек является стадным животным и на этой основе приобретает новые качества, которые и необходимо рассмотреть.

И придётся принять аксиоматически наличие у всех человекообразных обезьян - стаи (тождества противоположностей) или стада, социального образования, позволяющего выживать всем его членам. Подобное искусственное ограничение в рассмотрении вопроса необходимо, дабы, изложение его не стало бесконечным, ведь у каждого рассматриваемого качества есть своя причина возникновения.

Для того., чтобы начать трудовую деятельности необходимо обладать некоторыми проблесками сознания. Сам труд превращается в полноценную предметно-практическую деятельность лишь во взаимодействии с такими факторами, как социум, общество, язык, сознание, нравственность, ритуальная практика.[24] с.225.

Для того, чтобы труд стал вообще возможен, необходима соответствующая физиология человеческого организма: прямая походка, освобожденные от функции передвижения передние конечности и соответствующая психофизиология(к«ра, лобные доли и их функции).

Проблема обоснования качества, обеспечившего становление человека

Рассмотренный взгляд на основные свойства материи и применён для рассмотрения проблемы появления человека, нахождения качества, выделившего его из животного мира. Как было показано выше в 1 главы 2, методологической основой анализа явилось более конкретное рассмотрение развития. Развитие в диссертации рассматривается только как появление нового качества, которого ранее не существовало. На этой основе и принято, что только одно качество определяет каждый период истории мира, найти и показать его от стадии становления до стадии снятия и явилось задачей данного исследования.

Пока аксиоматически примем появление в животном мире стаи (тождества противоположностей) или стада -социального образования позволяющего выживать всем его членам. Подобное ограничение в рассмотрении вопроса необходимо, дабы избежать дурной бесконечности, ведь у каждого рассматриваемого качества есть своя причина возникновения.

Очень трудно, не имея пока достаточных данных, дать определение предшествующему качеству. Можно только указать, что стадо или стая явилось тем социальным образованием, на фундаменте которого смог появиться человек. Одной из основных характеристик стаи (или стада) является иерархия. Исследователи характеризуют её по-разному. Например, хорошо описанную характеристику в птичьих стаях "порядок клевания" часто распространяют и на стадо (стаю) млекооитающих, что представляется не вполне логически правомерным.. Социальная организация прослеживается в поведении современных приматов, о чем свидетельствует книга Джейн Ван Лавик Гу-долл. [38].

Многие ученые указывают социальность, как необходимое условие появления человека.

Видный лингвист Э.Сепир считает справедливо, конечно, что человек в некотором смысле предназначен к тему, чтобы говорить, но это всецело связано, с тем, что рождается он не только в природе, но и в лоне общества, которое не может не приобщить его к своим традициям. "Устраните общество, и все основания будут за то, что он научится ходить, если только выживет, но равным образом несомненно и то, что он никогда не научится говорить, т.е. сообщать свои мысли согласно традиционной системе определённого общества." [124] с. 28.

Подобной же точки зрения придерживается и Вильчек В.М. "Не пройдя курса социализации, ребенок не только не становится "нормальным человеком", но и биологически нежизнеспособен". [25] с. 16.

Необходимо только указать на фундамент, на социальность, на качество, на основе которого смог появиться человек. Этот вопрос требует, вероятно, более основательного и глубокого осмысления, проработки с привлечением материалов различных конкретных наук. Но в рамках исследуемой проблемы он не рассматривается, т.к. этот процесс по своей глубине бесконечен.

Еще Ч.Дарвин указывал на отбор стай, но в его изложении, причина отбора, как таковая, отсутствует: "Очевидно, что племя, заключающее в себе большое число членов, которые... всегда готовы помогать друг другу и жертвовать собой для общей пользы, -должно одерживать верх над большинством других племен, а это и будет естественный отбор." [43] с. 243.

Наряду с иерархией Ч. Дарвин косвенно вьщеляет и такую характеристику социальных существ, как солидарность , которая возникает вместе с зарождением общественной жизни и становится необходимым компонентом ее функционирования и развития. На нее обращает внимание и Быков Ю.И. [21].

Дарвин Ч. показал, что движущая сила эволюции возникает из случайных генетических изменений, накапливающихся на протяжении смены бесчисленных поколений и проходящих жесткую проверку естественным отбором.

В изложении Ч.Дарвина не выявляется причина, вызывающая естественный отбор племен(стай), которая действует в животном мире. Здесь возникает опасность приписать животному царству некую целенаправленность, которой в действительности не существует.

Необходимо обратить внимание на внутривидовую агрессию, выявленную и описанную К.Лоренцем. [84].

" Этот совсем простой физиологический механизм борьбы за территорию прямо-таки идеально решает задачу "справедливого", т.е. наиболее выгодного для всего вида в его совокупности, распределение особей по ареалу, в котором данный вид может жить. При этом и самые слабые могут прокормиться и дать потомство, хотя и в более скромном пространстве. Каково мирное достижение "Злого начала"! ". [84] с. 45.

Рассмотрение внутривидовой агрессии близко по духу с манихейством (основоположник Мани, 21б-277г до н.э.), в рамках которого зло рассматривалось также исконным и самостоятельным, как и добро.

В рамках Христианства подобный подход рассматривается, как борьба Бога с Дьяволом (Сатаной). В китайской философии этот подход изложен в виде борьбы, взаимодействия и взаимообусловленности двух составляющих начал мира ян и инь.

Тот же вопрос можно рассматривать в рамках категорий "энтропия" и "негэнтропия" с их взаимосвязью в единой системе. Согласно второму началу термодинамики, если физическая система замкнута, то количество энтропии в системе способно только увеличиваться. Увеличение энтропии ведет к разрушению взаимосвязи сисеммы с окружающей средой. Следовательно, вероятнее всего, в этой взаимосвязи должны возникать негэнтропийные процессы, в рамках которых возникают новые взаимосвязи в системе, приводящие к ее упорядочиванию и более глубоким связям. Состояние между системой и окружающей средой зависит от отношений как внутри самой системы, так и во взаимосвязи ее со средой. Равновесие между системой и средой может возникнуть только, если негэнтропия полностью равна энтропии. Окружающая среда накладывает свой отпечаток через внутренние природные циклы на систему. И в рамках этих категорий проблема требует своей дальнейшей философской проработки.

Этот глубинный, основополагающий подход необходимо рассматривать отдельно и основательно. Необходимо остановиться и конкретизировать подход, с помощью которого рассмотрена исследуемая проблемш.

В различных разделах научного знания одни и те же явления могут обозначаться различными терминами. Например, Л.Н.Гумилев при рассмотрении человеческих этносов вводит категорию "пас-сионарность", близко соответствующую по духу категории К.Лоренца -внутривидоБяя згрессия. "Пассионарность - это врождднная способность организма абсорбировать . энергию внешней среды и выдавать ее в виде работы", [41] с. 308.

Гумилев Л.Н. рассматривает изменения, происходящие в человеческих этносах, и стремится найти причину происходящих изменений. В связи с тем, что философия не может пока ответить на требования частных наук, -появляется много частных терминов, содержание. которых практически идентично. В такой ситуации назревает необходимость в рамках философии ответить на эти назревшие вопросы, но в рамках данного исследования она не решается.

Место и роль перехода от языка к созданию орудий труда Б формировании человека

С помощью языка человек - жестово-говорящий постепенно занимает главенствующее положение в природе. И прямохождение, явно не выгодное в плане передвижения, несет некоторые положительные стороны. "Переход австралопитека к прямохожденио, хотя далеко еще не столь совершенному, как у человека, автоматически вызвал еще по меньшей мере два крупнейших эволюционных приобретения: во-первых, в результате изменения положения головы и глаз сильно возрос объем, воспринимаемый австралопитеком зрительной информации, вследствие чего в огромной степени расширились возможности выработки адекватной конкретной ситуации поведения; во-вторых, - это, возможно, самое главное - прямохождение освободило переднюю конечность, превратив ее постепенно в руку - орган осознанной трудовой деятельности, что, как известно, было тщательно исследовано Ф. Энгельсом". [R] с.70.

Затем ситуация повторяется, но на новом качественном уровне. Рассматривая же новое качество-язык, необходимо опять обратиться к К.Лоренцу с его "великой" внутривидовой агрессией. Она начинает вытеснять более слабые стаи, плохоговорящих "человекообразующихся" людей, язык которых легко читался, декодировался в места менее приспособленные для обитания.

Ведь основной процесс распознавания - декодирование. "В соответствии с общими представлениями о кодировании одной из основных проблем в организации систем связи обеспечение произвольно малой вероятности ошибочного декодирования". [90], с. 51.

"Достижение необходимого результата при организации любого поведенческого акта представляется минимизацией ошибочных реакций". [90] с.51.

Постоянное давление со стороны агрессивных жестово-говоряших стай человека приводит к парадоксальной ситуации.

Этот Период, скорее всего, наступил в конце плиоцена 3-5 млн. лет назад. Повторение все той же стрессовой ситуации, когда существует постоянная угроза жизни и уже новый стресс и аффект решал судьбу "нового" человека.

Здесь необходимо повторить слова академика Беляева Д.К.: "Усиление психоэмоционального стресса, как показывают специальные исследования на животных, ведет к существенной дифференциации генетических параметров популяции, то есть к тому, что в этих условиях резко возрастает доля наследственного разнообразия в отношении целого ряда важных признаков, не проявлявшихся в нормальных условиях существования животных". [8] с.76.

В конце плиоцена (точнее виллаФранкского яруса) "высыхают водные бассейны, образуются ущелья, и густые массы наносов покрывают равнины. До этой крупной перемены никаких достоверных следов человека еще нигде не обнаружено. Но едва она закончилась, как обработанные камни вперемежку с гравием встречаются почти на всех террасах Африки, Западной Европы и Южной Азии" [155] с.155-156.

Камень и дубина станут весомой заявкой на жизнь, из "гонимог " человек станет хозяином положения, а хозяин не может скрываться и должен голосом отдавать приказания. Так видимо , происходило расширение границ языка. Камень и дубина (орудия труда) становятся посредником в языке между реальным окружающим миром и идеальным отражением этого мира в голове человека.

На рубеже 2 млн.лет появился другой ЧЕЛОВЕК, которого еще более точно можно назвать человеком-зто человек производящий. Далее, по мере освоения и преобразования окружающего мира появляются различные подвиды человека. Из человека, производящего оружие и орудия войны, он все более становится человеком, производящим предметы труда и средства труда, а в дальнейшем и средства производства. В состоянии аффекта удар дубиной или камнем становился более весомой заявкой на жизнь, но при этом занятые руки не позволяли одновременно осуществлять "речь". Преимущества же оружия таковы, что они позволяют осуществить божественное превращение. Жертва становится хозяином положения. Прямохождение - плата за возникновение языка, становится более весомой. Уже возникает прямохождение с отягощениями, когда необходимо постоянно носить с собой камень или палку (дубину), которые становятся оружием.

С языка снимаются антагонистические стороны: жестовая, выразительная сторона - с одной половины и непосредственная, жестко связанная, отражающая сторона окружающего мира - с другой. Язык разрывает, расширяет свои границы. Теперь орудия труда становятся посредником между стороной окружающего мира и идеальным знаковым представлением этого мира в голове человека. По мере развития трудовых способностей, все более сложные ассоциации необходимо представить человеку. "В конце процесса труда получается результат, который утке в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально." [91] с. 189. Если сказать другими словами, то труд предполагает сознание в качестве своей предпосылки. А сознание не -мыслимо без социальности и языка человека.

Таким oбразо односторонность марксизма в отом вопросе при семиотическом подходе преодолевается. Ибо нет труда вне сознания, так же как нет и сознания вне социальных объединений людей. В состоянии аффекта удар дубиной или камнем становился более весомой заявкой на жизнь, но при этом занятые руки не позволяли одновременно осуществлять "речь". Идеальная, знаковая сторона языка расширяет свои границы до мьшления, а жест расширяет свои границы, превращается в звуковое воспроизведение, в говорение.

Звуковая речь постепенно вытесняет и заменяет жестовую, позволяет расширить границы языка. В то же время для достижения большего понимания в общении, жесты добавляют выразительности в общении. На эту проблему "выразительности" в общении, ведущей к лучшему пониманию, указывают многочисленные работы различных авторов. [2;109;132;149;]

Язык тесно связан с различными проявлениями психических процессов, для чего необходимо обратиться к данным наук о мозгe и его деятельности,

В работах Лурии А.Р. (8ба;86б) сформировано ученье о трех блоках мозга, совместная работа которых обеспечивает сознательное отражение действительности. Блок №1, обеспечивающий регуляцию тонуса или бодрствования. Блок №2, получения, переработки и хранения информации, поступающей из окружающей среды, и блок №3, программирующий, регулирующий и контролирующий психическую деятельность. В свою очередь, каждый из этих блоков имеет иерархическое строение и состоит иа трех надстроенных друг над другом корковых зон: первичных, вторичных и третичных.

Первичные или проекционные зоны связаны с поступлением и направлением импульсов с периферии, вторичные .ил ппрокционно-ассоциативные перерабатывают получаемые сигналы и подготавливают соответствующие программы. Третичные или зоны перекрытия.обеспечивают наиболее сложные формы психической деятельности у человека. Они являются наиболее поздно развившимся аппаратами больших полушарий и играют большую роль в развитии трудовых навыков и речи.

Кроме того, моаг современного человека отличается от моага антропоидов не только макроархитектоникой, но и микроархитектоникой.

Специфическая работа мозга складывается из трех этажей: 1)-сенсорные и моторные речевые аоны или центры, 2)-лобные доли, переднелобные, префронтальные и зоны в височно-теменно-затылочных областях, 3)-остальные отделы моага более однородны и у человека и у высших животных.

Возможные пути реконструирования проблемы антропогенеза

Любое исследование состоит в обнаружении, формулировании и решении проблем, но?,в свою очередь,, проблема -представляет собой начальное звено в цепочке «проблемэ-исследование-решение». В данном исследовании сделана попытка решить вновь остро зазвучавшую проблему антропогенеза. В связи с тем, что антропологические находки периода ранее 4 млн. лет. очень ограничены, необходимо стремиться к максимальному, философскому обобщению уже имеющихся научных знаний и на этой основе реконструировать возможный путь антропогенеза.

Проблему можно будет считать решенной только когда она будет подкреплена богатым археологическим материалом. Поэтому мы говорим только о возможном пути ее реконструирования.

Основная трудность в реконструировании проблемы антропогенеза заключаются в том, что археология и антропология, как фундамент и источник любых гипотез антропогенеза, располагают очень ограниченными находками исторического периода ранее 4 млн. лет: плечевая кость, найденная в Канапои (немногим более 4 млн. лет), обломок челюсти с единственным зубом - моляром из Лотагама (5,5 млн. лет), моляр из Лукейно (6 млн. лет). Наибольшая трудность связана именно с плохой сохранностью остатков. Это в основном челюсти и зубы, но и они до крайности фрагментарны.

Гипотезы же, которые можно сформулировать на основе недостаточных эмпирических материалов и опыта исследования проблемы, могут быть и являются весьма разнообразными и противоречащими друг другу, противоречивыми внутренне. Выход из подобного положения возможен на пути обобщения взглядов различных наук на эту проблему, интеграции их, осуществленной на базе философской методологии.

Определенный потенциал успешного реконструирования проблемы антропйгбнеза содержит в том числе методологический подход к развитию, как атрибуту материи.

Исследователи проблемы раэвития интерпретируют и обосновывают его как изменение в трех направлениях: прогресс, изменение в одной плоскости (только количественное изменение, которое "не вырастает" до качественных перемен) и регресс. Это несколько разные аспекты проблемы и даже, можно сказать, различные модели развития. Диссертант рассматривает развитие как появление нового качества, которого ранее у данного объекта или явления не существовало. В этом - принципиальное отличие методологической позиции автора в исследовании антропогенеза.

Целью данного параграфа как раз и явилась реконструкция проблемы антропогенеза в вЬІШЄ означенном контексте. В научной литературе представлены различные концепции, проблемы антропогенеза: Энгельса Ф. (92), Пилбома Д. (161а), Ламберта Д.(76), Алексеева В.П.(3) и других авторов. В них есть много новаторских идей, вместе с тем, они не могут убедительно объяснить появление прямохождения до начала трудовой деятельности, что является камнем преткновения всех наличных концепций.

Продуктивность реконструированию проблемы антропогенеза придает всесторонний учет возникновения нового качества - ЯЗЫКА ЖЕСТОВ, обеспечившего существование человека. Другими словами. давнюю «крепкую» для решения проблему логично реконструировать в семиотическом аспекте.

Для выявления механизма возникновения нового качества ЯЗЫКА ЖЕСТОВ становящегося человека потребовалось воспользоваться основными идеями концепции, созданной К.Лоренцем: внутривидовой и межвидовой агрессиями.

Предков человека можно вывести из миоценовых человекообразных обезьян, которые появляются около 20 миллионов лет нааад. одна иэ древнейших форм - Dryoppthecus atricanus (получившее еще и название proconsul) была найдена Луисом Лики на берегу оаера Виктория. Другие подобные дриопитеку существа. появляются позднее, их находят в интервале от 18 до 9 миллионов лат, но пока лишь в сугубо фрагментарной форме. Например Пилбом (1б1а) считает дриопитеков примитивными антропоидами, обладающими рядом общих черт. Основное отличие их выделяющее можно проследить пока только по зубам, как наиболее хорошо сохраняющимся и сохранившимся остаткам. Различие простое но очень важное : премоляры имеют сходство с обезьяньими остальные зубы имеют уже своеобразное строение: небольшие клыки и крупный покрытый толстым слоем эмали моляры они к 3 к бы позлвосхипшюз? появлений гоминил

Именно в результате действия внутривидовой агрессии часть стай человекообразных обезьян, возможно дриопитеков, находились под агрессивным воздействием собратьев по виду и вытеснялась на периферию бытия, где вынуждена была васти прибрежный образ жизни. Основные предпосылки появления нового качества, заложенные в физиологии, были сформированы на стадии дриопитеков или подобным им Hominidae, которые вели прибрежный и, вероятнее всего, приморский образ жизни, согласно гипотезе Э. Харди, К.Зауэра и Э.Моргана, выдвинутой в 1960 году.

Человек в этих новых для вида условиях приморского обитания приобрел много специфических; функциональных и анатомических черт, признаков: прямохождение, подкожный слой жира, распределенный по телу как и у животных, ведущих водный образ жизни; ставший редким волосяной покров и другие.

Подчеркнем, что прибрежное, полуводное обитание человекообразных стай и порождено действием внутривидовой агрессией. Но появление нового качества происходит в определенных условиях, проявляющихся в виде тенденций.

Прямохождение не является лучшим способом передвижения, ибо весьма затрудняет обеспечение равновесия тела человека, создает человеку большие проблемы. В силу чего должен был возникнуть механизм компенсации недостатков прямохождения, который бы создал возможность выживания стаи или всего вида.

Уже при таком образе жизни внутривидовая агрессия приводит к стрессовым ситуациям, отражающим тенденцию развития. Эта стрессовая ситуация позволяет в состоянии аффекта появиться жесту -новому качеству, указывающему направление отступления или при невозможности такового, направление наиболее эффективной атаки в сторону объекта(субъекта), создающего опасность. Жест, постоянно расширяя свое информативное разнообразие, позволяет стае выжить в условиях агрессивного воздействия извне, приводя к сплочению стаи. Так, видимо, происходило становление языка жестов.

Именно язык жестов и формирует у человека рассматриваемый компенсирующий механизм, он приводит к сплочению стада или стаи на новом общественном уровне и позволяет преодолеть несовершенство прямохождения, а в дальнейшем и занять главенствующее положение в природе. Язык жестов позволяет стаду(стае) действовать, как единому биологическому механизму с начальной целевой функцией, выраженной в языке.

Другая версия становления человека в контексте ритуальных действий сейчас разрабатывается философами: Маковским М.М.(83), Поляковым И.В. (112), Стеблин - Каменским М.И.(130), Топоровым В.Н.(136) и другими. Она хорошо вписывается в формируемую нами семиотическую гипотезу, но самостоятельно не может объяснить появление у человека прямохождения.

Похожие диссертации на Проблема антропогенеза: философско-семиотический аспект