Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема цивилизационной идентификации Кавказа Манапова Виолета Эльдаровна

Проблема цивилизационной идентификации Кавказа
<
Проблема цивилизационной идентификации Кавказа Проблема цивилизационной идентификации Кавказа Проблема цивилизационной идентификации Кавказа Проблема цивилизационной идентификации Кавказа Проблема цивилизационной идентификации Кавказа
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Манапова Виолета Эльдаровна. Проблема цивилизационной идентификации Кавказа : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Манапова Виолета Эльдаровна; [Место защиты: Дагестан. гос. ун-т].- Махачкала, 2007.- 146 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/767

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Мир стремительно меняется на наших глазах. Человечество стоит на грани трансформации мира, происходит становление постищгустриального общества На этом фоне протекают два взаимосвязанных и противоборствующих процесса процесс глобализации, универсализации, с одной стороны, и процесс этнокультурного разнообразия, этнической дифференциации, с другой стороны В этих условиях перед гуманитарными науками стоят непростые задачи Необходимо осмыслить происходящие события, создать концепцию устойчивого развития, обосновать приоритеты выживания и дальнейшего развития земной цивилизации, одним из важнейших условий которой является сохранение и развитие многообразия этнических культур и их традиций

У народов возрастает интерес к своей этнической идентичности В связи с этим наиболее актуальной становится проблема культурно-исторического развития народов Кавказа Как показывает история, любая локальная, самобытная цивилизация может существовать как самостоятельное целое только до тех пор, пока она не интегрирована в мировой общественный процесс Как только локальная культура вовлекается в этот процесс, она становится частью единой мировой цивилизации

В условиях современного цивилизационного кризиса проблема локального и общего приобретает особый смысл и актуальность Значимость глубоких преобразований в установлении исторически новых функциональных связей всех культурно-исторических структур усугубляет проблему локальных цивилизаций в их соотнесении с всеобщим естественно - историческим процессом И в этом плане представляется необходимым определение цивилизационных систем как особой формы проявления исторического процесса, предполагающем наличие четко выдерживаемых критериев

Методологически пока не удалось ясно сформулировать теоретическую основу альтернативы «цивилизация - нецивилизация». Проблема цивилизаци-онной идентификации того или иного региона решается подчас на уровне здравого смысла. Современная историческая ситуация требует более пристального внимания к проблемам Кавказа Для этого необходимо решить вопрос его ци-вилизационной идет ификации Самобытный характер цивилизационных институтов Кавказа складывался под влиянием многих объективных причин и обусловлен геоклимагическим, геополитическим, географическим, этническим факторами

Различия цивилизационных моделей Запада и Востока обусловлены как системами жизневоснроизводства, так и культурными особенностями Органичность, целостность Европы и Азии разрушается спецификой стиля жизни населяющих их народов, наличием исторических условий расселения этнических групп, противоречиями внутри этнических общностей, конфессиональными различиями, неравномерностью странового развития

Высокая цивилизационная консолидированность Европы, выступая как для России, так и для Кавказа своеобразным стандартом существования, ставит задачу жизнеустройеі ва в соответствии с устоями Запада Восток противопоставляет западному миру индивидуализма социальные связи, основанные на ие-

рархическом укладе жизни Синтезируя черты восточной и западной цивилиза-ционных моделей, кавказская цивилизационная система переплетает в себе традиционность и модернизацию

Данная проблема носит сложный и многогранный характер, обусловленный многонациональным составом народов Кавказа, национальными особенностями, региональной идентичностью.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы многообразия мира и взаимодействия цивилизаций стали объектом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых

Вопросы цивилизации рассматриваются в рамках разных научных направлений, - социологии, философии, политологии, истории, культурологии, этнографии и т д О сложности и масштабности тематической сферы свидетельствует содержание исследований по данной проблеме и количество опубликованных работ.

С тех пор, как французская общественная мысль ввела в обиход термин «цивилизация», сформировалось, по крайней мере, три основных подхода к его толкованию Во-первых, под цивилизацией понимают цель развития цивилизации; во-вторых, в ней видят определенную стадию исторического развития, и, в третьих, иногда цивилизация выступает как синоним культуры в широком смысле, т.е. как совокупность всех материальных и духовных достижений человечества. Наконец, цивилизацией называют качественно различающиеся культурно-исторические образования (или цивилизации во множественном числе).

Среди ученых, заложивших основу целостной концепции, следует назвать таких, как Г Беккер, Дж Вико, Ф Вольтер, И Гердер, Ф. Гизо, Л Н Гумилев, Н Я. Данилевский, А Кребер, Ф Нортроп, Г Рюккерт, П. Сорокин, А Тойнби, О. Шпенглер.

Классики цивилизационной концепции отвергают универсализм как имманентное свойство человека, отрицая наличие общечеловеческой цивилизации Так, Н Я Данилевский считал, что общечеловеческой цивилизации не существует и не может существовать ' При этом, цивилизация противопоставлялась культуре. О. Шпенглер исходил из того, что данность, прекращая свое бытие как культура, переходит в свое «инобытие» - цивилизацию, которая лишает культуру ее высоких достижений2. История по О. Шпенглеру — это история высоких культур, замкнутых в себе и развивающихся автономно друг от друга

Отождествление цивилизации с обществом (А.Тойнби), в котором важное значение имеют как экономические факторы, так и социальные системы, как моральные принципы регуляции отношений, так и эстетические идеалы, привело к абсолютизации «цивилизационного фактора» В России категория «цивилизация» - это скорее методологический принцип, идея, иногда фетишизированная, нежели какая — то конкретная структура, поэтому зачастую цивилиза-ционные разработки превращаются в самоцель .

1 Данилевский НЛ Россия и Европа. - М, 1991, С 91

2 Шпенглер О Закат Европы - Новосибирск, 1993

9 Си Российская многонациональная цивилизация Единство и противоречия - М, 2003 С 8

Социальная ангропология, социокультурный подход и смена цивилиза-ционной парадигмы стали актуальными предметами, потребовавшими разработки соответствующего понятийно-категориального аппарата научного исследования Эти вопросы отразились в исследованиях таких ученых как А С Ахиезер, М А Барг, В С Библер, Б С Ерасов, В В Ильин, Ф.Х. Кессиди, Н Н Моисеев, В С Степин, С Хантингтон, Ю В Яковец '

Продолжаются дискуссии по поводу своеобразного цивилизационного пути России Здесь следует отметить таких исследователей, как Н Н Бердяев, НЛ Данилевский, В О Ключевский, В С. Соловьев, из современных работ нельзя обойти вниманием разработки А С. Ахиезера, Б С Ерасова, В В Ильина, И Яковенко, Ю В Яковца

Р Г. Абдулатипов, М А Агларов, Т У. Кцоева и другие идеологи «Кавказского дома»2 попытались обосновать гипотезу о «кавказской цивилизации», «едином кавказском суперэтносе», основанной на общей исторической ментальносте

Для утверждения правомерного возведения культурной зоны Кавказа в ранг самостоятельной цивилизации отмечают следующие моменты народам региона присущи чергы, связанные с многолетней жизнью в горном ландшафте особенности хозяйства и быта, совпадающие моменты дохристианских и немусульманских языческих верований, единые элементы мифологии, специфика нравов и традиций Горцы - это своеобразный менталитет, эмоциональность, «солнце в крови»; особенности хозяйства, растениеводства, ремесленного производства в горах или предгорьях отложились в сходных одеяниях, архитектурных формах и гастрономических пристрастиях.

Но существуют и другие точки зрения По мнению исследователей данной проблемы, появляются работы, ориентированные на различные модели применения цивилизационного подхода к Северному Кавказу Концепцию северокавказской цивилизации, проблему ее типологии развивает А.А Аникеев.3 Он определяет северокавказскую цивилизацию как собственно социальную, основанную на всеобщих принципах (закон, долг, вера, деньги и т д) форму организации жизни людей

Несмотря на рост количества работ, предлагающих различные цивилиза-ционые модели анализа социокультурной истории Кавказа или Северного Кавказа, проблема лишь поставлена и требует продолжения дискуссии.

В В Черноус предполагает, что горские народы Кавказа, испытав воздействие различных цивилизаций, религий и культур, создают к XV - XVI вв «кавказскую горскую цивилизацию»,4 характеризующуюся полиэтничностью,

1 См Ахиезер АС Социокультурная динамика России. К методологии исследования//Полис 1991, №5, Барг
М А. Проблема человеческой субъективности в истории // Цивилизации. В 1, 1992, Библер В С На гранях ло
гики культуры - М ,1997, Брасов Б С Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия -М 1998, Кессиди
Ф X. Глобализация и культурны идентичность// Вопросы философии,2003,№1, Моисеев H.H Судьба цивили
зации. Путь разума - М ,1998, Степин В С Философия и эпоха цилизацвонных переменУ/ Вопросы филосо-
фии,2006, №2 Huntington S ТЬе Clash of Civilizations 1993 , Яковец Ю В История цивилизаций.-М ,1995

2 См Абдулатипов Р Г Кавказская цивилизация самобытность и целостность// Научная мысль Кавказа 1995
№1, Агларов М А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII- начале XIX вв - М, 1998, Давидович В Е
Существует ли кавказская цивилизация?// Научная мысль Кавказа 2000 № 2

3 Аникеев А А. Крикунов В П , Невская В П Северокавказская цивилизация проблемы типологии. Актуальные
проблемы историографии и методологии истории. Ставрополь, 1997

* Черноус В В Кавказ - контактная зона цивилизаций и культур // Научная мысль Кавказа 2000 № 2

религиозным синкретизмом, сочетанием высокогорья, предгорий и равнин, которое определяет взаимосвязь террасного земледелия, альпийского скотоводства и наездничества, психологическими чертами, закрепленными в своеобразных горских кодексах, преобладанием негосударственных (но не догосударст-венных) форм самоорганизации По предположению разработчиков данной концепции, термин «кавказская горская цивилизация» более предпочтителен, чем «северокавказская», так как охватывает некоторые районы Закавказья, перекликается с несколькими горскими анклавами в других регионах мира, но отличается от них, прежде всего, своими нравственно - этическими кодексами (адыгэ хабзэ, апсуара, намус и др ) Кроме того, пространство Северного Кавказа (включая Предкавказье) было контактной зоной кавказской горской цивилизации с кочевым миром, а также с русской православной цивилизацией

Существует также точка зрения авторов, считающих, что на Кавказе взаимодействуют несколько цивилизаций Так, А X Бижев1 говорит о существовании самобытной адыгской доиндустриальной цивилизации Его точку зрения подтверждает тот факт, что адыгские племена раньше других северокавказских народов подошли к созданию государственности Проблема самобытной цивилизации в Дагестане впервые была поднята А Г Агаевым2. Анализируя традиционную архитектуру, джамаат как социальный институт, влияние как арабо-мусульманской, так и российской культуры, он приходит к выводу, что Дагестан есть цивилизация открытая и консервативная Дагестанская культура не растворилась под натиском более развитых цивилизаций. Принимая догмы ислама, дагестанцы остались верны горским адатам. Еще одним примером симбиоза арабо-мусульманской догматики и дагестанского менталитета стал мюридизм

Таким образом, как в отечественной, так и в зарубежной литературе накоплен большой материал в области цивилизационных исследований Но, тем не менее, остается немало вопросов, связанных с разработкой основных критериев локальных цивилизаций Кроме того, остается невыясненным цивилиза-ционный статус Кавказа, а, следовательно, и Дагестана.

Объектом диссертационного исследования являются цивилизационные системы как исторически сложившиеся общности.

Предметом исследования является взаимосвязь цивилизационных систем с этнической самоидентификацией кавказского региона.

Цель исследования: обосновать наличие единой, самобытной цивилиза-ционной системы на территории Кавказа (на примере Дагестана и Северного Кавказа). Выполнение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

анализ понятия «цивилизация» в философской, социологической, исторической и научной литературе, осмыслив отечественную, зарубежную теоретико-методологическую базу исследования локальных цивилизаций;

уточнение определения термина «локальная цивилизация», в связи с его широкой трактовкой в научной и публицистической литературе,

вьгстроение работоспособной модели цивилизации,

Бижев А.Х. Адыги Северо-Западного Кавказа и кризис восточного вопроса в20-х - начале 30-х годов XIX в -
Майкоп. 1994
I

Агаев А.Г Дагестанская цивилизация не похоронить бы ее//Дагестанская правда.22-23 июня, 1995

выявление специфических особенностей цивилизационной принадлежности Кавказа в целом, и Дагестана как его части,

определение цивилизационных особенностей региона, влияющих на динамику его развития н взаимоотношения этносов;

оценка возможных сценариев цивилизационного развития Кавказа в свете глобализации

Подробное исследование феномена этнической самоидентификации региона было продиктовано той необходимостью, что Кавказ представляет собой очень сложную по национальному составу область Со временем, у народов Кавказа выработалась общая, идентичная оценка действительности, характерная именно для данного типа культуры Сформировался «характер» кавказской цивилизационной системы, г е манера поведения, типичный образ действий, проявляющийся в отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру и своей и другим нациям

Теоретической и методологической основой работы послужили основополагающие принципы материалистической диалектики об общественном развитии, требования объективности при критическом осмыслении комплекса вопросов в единстве социокультурных аспектов Сложный и многоаспектный характер избранной темы, недостаточная ее разработанность потребовали использования междисциплинарного подхода с привлечением культурологической мысли, историко - философских, социологических, психологических, политологических и других источников В данном исследовании были использованы диалектический принцип восхождения от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического, формального и содержательного, единства и многообразия социокультурной жизни и другие

Теоретические основы обусловили использование методов структурного анализа и междисциплинарного синтеза. Это способствовало расширению спектра концептов в интерпритации изучаемого материала, предоставило автору исследования возможность более глубоко осмыслить и раскрыть данную проблему

В диссертации нашли применение материалы научно-практических конференций, публицистические материалы, анализирующие современное состояние общественного развития, тенденции и перспективы становления постиндустриальной цивилизации.

Эмпирическую основу исследования составляют публикации отечественных и зарубежных авторов, материалы периодических и массовых изданий, статистические сборники, справочники, содержащие информацию о формировании, становлении и перспективах развития цивилизации и ее подсистем.

Научная новизна диссертации состоит в следующем

  1. С философских позиций сформулирована и осмыслена идентификация локальной цивилизации на основе особенностей ее понимания в различных философских школах

  2. Выдвинуты в качестве рабочих гипотез авторские определения таких понятий как «цивилизационная система», «локальная культура»

  3. На основе критического анализа существующих теорий цивилизаций обоснована эвристическая ценность понятия «цивилизационная система»

  1. Раскрыта сущность и структура цивилизационной системы, причины актуализации этой проблемы, особенности функционирования в условиях глобализации современного общества.

  2. Комплексно и всесторонне изучена проблема этнической самоидентификации, исследованы сущность и формы проявления этнических стереотипов в цивилизационных системах.

  3. Выявлен ряд функциональных особенностей кавказской цивилизационной системы, не отмечавшихся ранее в социально-философском знании На этой основе поставлена проблема выделения данного региона как особой цивилизационной системы среди других цивилизационных образований

На защиту выносятся следующие положения:

1. Человечество как особый биологический вид «обречено на цивилизацию». Открытость человеческой цивилизации означает также то, что новые закономерности развития локальных цивилизаций не обязательно являются выражением общей исторической закономерности, но возможны случаи, когда закономерности в экстремальных условиях порождаются заново

  1. Категории «формация» и «цивилизация» имеют свои преимущества и взаимно дополняют друг друга Цивилизационная концепция не отменяет фор-мационного подхода и не противоречит ему Обе теории — стадиальная и локальная — дают возможность по-разному увидеть историю В стадиальной теории на первый план выходит общее - единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций - индивидуальное разнообразие исторического процесса.

  2. Несмотря на разнообразие терминологии, имеющееся в философской и социологической литературе, выделяется набор общих для всех определений пунктов- цивилизация — сложная система, которая предусматривает связь с населяемым пространством, природой, предполагает осознание принадлежности к данной цивилизационной общности (при противопоставлении другим общностям), отличается сходством базовых черт в социально-политической организации, экономике, культуре, образе жизни, идейных установках (религии), психологии и ментальности людей (и радикальным отличием от аналогичных явлений в других цивилизациях)

4.Кавказская культура достаточно статична по сравнению с динамичной европейской Этим в определенной мере и объясняется, что этничность еще не утратила своей актуальности и значения на Кавказе Напротив, она выступает как базисная ценность данного культурного феномена и поддерживает его бытие Отправная точка для изучения поведения человека в кавказской культуре -этноидентичность, которую невозможно понять и объяснить, исходя из обычной логики. Этническая составляющая является одним из регуляторов жизнедеятельности человека в кавказской культуре.

5 Определенность кавказской идентичности придают следующие факторы: геофафический, т.к. кавказские народы совместно осваивали по существу однотипные природные условия на сравнительно небольшом жизненном пространстве; социально-экономический, т е общий тип социального уклада, формы хозяйственной деятельности и технология жизнеобеспечения, этнолингвистический, геополитический, общность политической истории кавказских на-

родов определялась своеобразием геостратегического положения региона; поведенческий, т к предметные действия человека, их целенаправленность и смысл в условиях кавказской культуры определяет общий архетип.

  1. Своеобразие социально-экономических, политических и исторических условий развития привело к формированию черт национально-психологического облика представителей Кавказа Для всех народов Кавказа характерны идентичные стереотипы поведения, которые определяют направленность развития каїзказской социокультурной системы. Кроме того, на уровне обыденного сознания жители Кавказа воспринимаются как единое целое «кавказцы» В свою очередь, для самих кавказских этносов на первый план выходит этническая самоидентификация, выделяется общий архетип поведения у кавказских народов, что проявляется в схожем восприятии мира, а также обычаях и традициях Данный архетип базируется также на общей мифологии (поклонение солнцу, нартский эпос), религиозном синкретизме.

  2. Дагестанская культура, как часть кавказской цивилизационной системы, имеет ряд своих особенностей Прежде всего, следует отметить своеобразную горскую архитеїггуру, такой социальный институт, как джамаат, этнолингвистическое многообразие

Научно-практическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты могут быть использованы.

при дальнейших исследованиях в области изучения взаимодействия локальных культур, при анализе этнополитических и этносоциальных проблем и процессов,

при формировании региональной политики и социального прогнозирования,

при разработке проектов по предотвращению эскалации межэтнической напряженности в северокавказском регионе и налаживанию межэтнической коммуникации

Похожие диссертации на Проблема цивилизационной идентификации Кавказа