Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема духовного в профессиональной деятельности современного российского журналиста : социально-философский анализ Флорова Елена Вячеславовна

Проблема духовного в профессиональной деятельности современного российского журналиста : социально-философский анализ
<
Проблема духовного в профессиональной деятельности современного российского журналиста : социально-философский анализ Проблема духовного в профессиональной деятельности современного российского журналиста : социально-философский анализ Проблема духовного в профессиональной деятельности современного российского журналиста : социально-философский анализ Проблема духовного в профессиональной деятельности современного российского журналиста : социально-философский анализ Проблема духовного в профессиональной деятельности современного российского журналиста : социально-философский анализ Проблема духовного в профессиональной деятельности современного российского журналиста : социально-философский анализ Проблема духовного в профессиональной деятельности современного российского журналиста : социально-философский анализ Проблема духовного в профессиональной деятельности современного российского журналиста : социально-философский анализ Проблема духовного в профессиональной деятельности современного российского журналиста : социально-философский анализ Проблема духовного в профессиональной деятельности современного российского журналиста : социально-философский анализ Проблема духовного в профессиональной деятельности современного российского журналиста : социально-философский анализ Проблема духовного в профессиональной деятельности современного российского журналиста : социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Флорова Елена Вячеславовна. Проблема духовного в профессиональной деятельности современного российского журналиста : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Флорова Елена Вячеславовна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Москва, 2008.- 171 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/133

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Особенности современного состояния российских СМИ и проблема их духовного наполнения

1 Особенности СМИ и наполнения медиасреды в постсоветской России 24

2 Отражение российской духовности в профессиональной деятельности современных СМИ 39

3 Духовно-нравственная составляющая профессиональной деятельности журналиста 61

Глава II. Факторы, формирующие духовные начала личности журналиста

1 Социально-философский анализ определения «духовности» в современной российской философской мысли 82

2 Структура духовных начал в личности журналиста, их роль в его профессиональной деятельности 101

3 Возможности оптимизации деятельности российского журналиста в современных условиях 111

Заключение 145

Список источников и литературы 153-171

Введение к работе

Никогда раньше ни специалисты средств массовой информации (далее СМИ), да и в целом - средства массовой коммуникации (СМК), ни сама аудитория так много и страстно не спорили об этих средствах, об их «праве» на массовое информационное воздействие. К тому же само представление о силе воздействия СМИ становится все более многомерным, системным, вызывающим интерес исследователей.

Качество любого СМИ обусловлено объективным характером связей его с общественной жизнью в целом, с аудиторией, с другими СМИ, с характером субъективного отражения этих связей и самой реальности массовой коммуникации как процесса. Особенности этих связей таковы, что СМИ постепенно превращаются в своеобразную, фактически - глобальную по воздействию проблему современности. Именно эти особенности и диктуют необходимость расширения изучения (в том числе современных изменений в подходе к изучению) СМИ, в России прежде всего. А важнейшим принципом нового подхода должно быть понимание гуманистической, духовной, нравственной оправданности деятельности СМИ, результатов этой деятельности. Ибо только нравственная, духовная мера поможет разрешить назревшие проблемы.

Специфика развития отечественной журналистики во многом определяется
характером развития российского общества, когда на смену
идеологизированной, «огосударствленной» журналистике пришла

журналистика перестроечных и постперестроечных времен, с идеями свободы, а потом, пожалуй, и вседозволенности. Поэтому пройденный журналистикой путь уже позволяет прийти к выводу о необходимости новой постановки проблемы социальной ответственности как общества перед журналистом, так и особенно журналиста перед обществом. Свобода прессы и телевидения не должны истолковываться как свобода играть на страстях и невежестве, на вульгарности и цинизме. Свобода СМИ нуждается не только в защите, но и в критике со

стороны общества. Свобода высказывания — залог свободного развития общества, но эта свобода не включает право на ложь в качестве социального инструмента политики. Наличие прав предполагает и наличие обязанностей. Журналистика должна сама заняться проблемами регулирования деятельности журналистов и их нравственно-профессионального воспитания. Свободная журналистика сегодня не может не быть подотчетной обществу, она обязана соответствовать самым высоким его идеалам.

Конечно, во всей полноте данные вопросы не могут быть решены только со стороны теоретиков и практиков журналистики, прессы, средств массовой информации. Это требует совместных усилий ученых - и, прежде всего, философов, социологов, политологов, психологов. Более конкретно, актуальность исследования обусловлена следующими причинами и факторами:

1. Возрастающей ролью* СМИ в обществе и характером их влияния на духовную сферу.,Многие страны вступают в эпоху информационного общества, в том числе медленно, но верно, и Россия. Формирование же информационного общества предполагает наличие единого информационного пространства и определенную коммуникационную среду1.

И в данной» ситуации значительно возрастает роль СМИ в формировании общественного сознания, политических взглядов всех слоев населения, мировоззренческих позиций. Но очевидным является и то, что преобладающие в пространстве СМИ информационные технологии и их создатели образовывают особую коммуникативную среду, в рамках которой происходит нивелирование российской духовной системы і}енностей. Возникла необходимость проанализировать наполнение духовным содержанием современной медиасреды

Информационное пространство (поле) — это пространство, которое охватывает тот шш иной объем фактов реального мира. Термин единое информационное пространство (ЕИП) обычно используется по отношению к информационному пространству какого-либо региона или государства в целом. ЕИП в теории журналистики понимают как возможность обеспечить каждого гражданина минимально полным спектром фактов и мнений, имеющихся в стране или регионе. По определению Е.И. Прохорова, единое информационное пространство - это «наличие в любой "точке" страны такой "плотности" информационного поля, благодаря чему каждый имеет возможность получить всю "необходимую и достаточную" информацию для адекватной ориентации в жизни региона, а также, конечно, страны, континента и мира, для выработки взглядов и мнений, для принятия решений (от выбора товара до выбора президента)». Прохоров Е.И. Региональные СМИ в информационном пространстве России // Факс. 1999. № 1-2. -С. 5.

и исследование журналистики с целью выявления духовного в профессиональной деятельности журналиста.

СМИ в значительной мере формируют духовность телезрителя, читателя, радиослушателя, Интернет-пользователя. Поэтому общество заинтересовано не только в правовой, но и в моральной, духовно-нравственной регуляции деятельности СМИ. Возникает необходимость рассмотрения отражения современной российской духовности в результатах профессиональной деятельности СМИ.

2. Актуальность исследования состоит также в том, что понятия
«духовность журналиста» и «духовное в профессиональной деятельности»
современного российского журналиста до сих пор не являлись предметом
специального социально-философского исследования, несмотря на большое
внимание, уделявшееся отдельным составляющим (прежде всего, нравственно-
этическим требованиям к журналисту).

«Поле» профессиональной деятельности журналиста - человек, люди, их сердца, умы, настроения, судьбы во всех формах их проявления: интеллектуальной, эмоциональной, духовной. Роль профессионала, работающего в сфере духовного производства, работающего со словом, формирующего мировоззрение в обществе велика. СМИ не просто сообщают факты, а оказывают глубокое воздействие на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления. Но и сам журналист, подчас никем не контролируемый и никому не подотчетный, в своей деятельности повседневно сталкивается с проблемой духовного выбора.

3. Необходимостью социально-философского анализа саморегулирования
СМИ.
В современной России институт саморегулирования СМИ относительно
молод, формируется несколько по-новому, находится в стадии становления.
Вместе с тем он работает: и в обществе, и в медиасреде уже образованы
медиасообщества, регулирующие деятельность СМИ. В ходе исследования
диссертант намерен выявить проблемы и задачи, которые необходимо решать в

интересах дальнейшего плодотворного развития института саморегулирования СМИ.

Степень разработанности темы, диссертации. Среди многочисленной литературы, посвященной профессиональной деятельности журналиста современных российских СМИ, руководствуясь поставленной проблемой -исследование духовного в профессиональной деятельности российского журналиста - выделили в качестве основных следующие три группы публикаций, содержащих ответы на вопрос: «Что сделано, что есть в литературе темы, что и как раскрыто уже, что надо сделать, разработать?».

Во-первых, это исследования, характеризующие особенности духовного наполнения медиасреды- в постсоветской России, а также работы, раскрывающие этические аспекты профессиональной деятельности современного российского журналиста. Во-вторых, это социально-философские публикации" о сфере духовного, о духовности личности российского журналиста. И в-третьих, это работы, характеризующие вопросы оптимизации профессиональной деятельности журналиста с позиций формирования ее духовного наполнения и повышения личной ответственности журналиста за результаты своей деятельности.

1')* Особенности наполнения медиасреды духовным' в постсоветской России отражены в публикациях: Н.Б. Кирилловой, И.В. Ерофеевой, А.И. Носика, Я.Н. Засурского, И.И. Засурского, Е.В. Вартановой; А.В. Раскина, А.С. Рихтера, Г.С. Мельника, Д.Ф. Мезенцева, Г.Г. Почепцова, И.Ві Дзялошинского, СВ. Бирюкова2 и др. В них выявляются функции и ряд характерных черт

2 Кириллова Н.Б. Меднасреда российской модерншащш,-М.:Академнческий Проект, 2005.-С.30-90; Ерофеева И.В. Роль современных средств массовой информации в трансформации российской духовности. Автореф.дисс.канд филос.наук.-Чита, 2003.-С.7, Она же. Философия постмодерна в контексте современных СМИ // Славянская культура: традиции и современность/Материалы 7 региональной научно-практической конференции. - Чита, 2002.-С.30-35; Носик А.И. Виртуальная психология.-М.:Академ. Проект, 2000.-С.34; Засурский И.И. Масс-медиа второй ресиублики.-М.: МГУ, 1999.-С. 10-40; Засурский Я.Н., Вартанова Е.В., Засурский И.И., Раскнн А.В., Рихтер А.С. Средства массовой информации постсоветской России.-М., 2002.-С.5-7; Вартанова Е.В. Медиа в постсоветской России: их структура и влияние //Pro et Contra. Т.5, №4. - 2001.-С.78; Мельник Г.С. Масс-медиа: психологические процессы п эффекты. - СПб.: СПбТУ, 1996.-С. 107-112; Мезенцев Д.Ф. Психология влияния СМИ на формирование политических установок личности. Автореф. дисс. канд.психол наук. -СПб., 1998.-С.10; Почепцов Г.Г. Информационные войны. - М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2000.-С.22,136,145; Дзялошинский И.В. Российский -журналист в иоеттоталптарную эпоху. - М.: Восток, 1996.-С.36; Он же. Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ. Кому

российской медиасреды на рубеже XX —XXI веков: не только информирование, но и пропаганда определенных духовно-нравственных ценностей, идеологическое и организационное воздействие на мировоззрение и социальное поведение людей (особенно у Н.Б. Кирилловой3); формирование «массового человека», воспитанного институтом средств информации (И.В. Ерофеева4); виртуализация медийного пространства, создание «замещенной» аксиосферы (Н.А. Носов, С.С. Хоружий5 и др.). Впрочем, определить ценностные приоритеты в деятельности СМИ невозможно без учета феномена виртуального мира, изучение которого более детально представлено в работах А.И. Воронова, СВ. Моложановой6 и др.

Основной предмет исследования И.В. Дзялошинского - толерантность и интолерантность журналистов7. Отсутствие же толерантного мышления у журналистов исследователь объясняет личными пристрастиями последних и особенностями российской культуры. В целом, вопросы всестороннего и глубокого воздействия СМИ на сознание людей, ответственность журналиста за результаты своего труда представлены в работах Ю.П. Буданцева, Е.И. Пронина, Е.П. Прохорова, М.И. Скуленко, АА. Тертычныго, А.К. Уледова, А.В. Шустова, В.В. Ворошилова, Л.Г. Кайда,

выгодно тиражирование HeTepraiMOCTH,-M.,2007.-; Он же. О некоторых причинах интолерантного поведения. В кн.: Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения.-М.: Восток, 2002.-С.25; Бирюков СВ. Сумершпостмодерш//РуссгамЖ\рнал/Пояітіка, 2.032004. -C10.\wv\v.nKsn^o]ihcsQ0Q40302-birvJilml

3 См.: Киршиюва Н.Б. Медиасреда российской модернизации,-М.:Академический Проект, 2005. — С.64.

4 Ерофеева И.В. Роль современных средств массовой информации в трансформации российской
духовности. Автореф.дисс.. .канд.филос.наук.-Чита, 2003.-С.7.

5 Носов Н.А. Виртуальный человек. Очерки по виртуальной психологии детства: Научные труды центра
РАН. - М.: Магистр, 1997.-С.59-60; Хоружий С.С. Трансформация славянофильской идеи в XX веке./УВопросы
философии. - 1994. - №11 .-С 52-63.

6 Воронов А.И. Философский анализ понятия «виртуальная реальность». Автореф. дисс...
канд.филос.науки н техники. - СПб., 1999.-С.12; Моложанова СВ. Гуманизм к новой системе ценностей. -
Минск: Белорусская навука, 1998.-С.45. В этих работах показано, что трактовка виртуальности
осуществлялась в онтологическом и культурологических аспектах, через призму философии, психологизма и
даже мистицизма. Этот подход сшован m ірішшмш пссшонш'шосш реалніссти (сущестю

не сводимых друг к другу) Сегодня, в условиях нарастающих темпов умножения информации и представления ее через посредников угоерждение виртуальной реальности как доминанты коммуникативной сферы резко ослабляет контакт с подлинной реальностью, ибо утрачиваются критерии различения реального от нереального, ценности от ее суррогата.

7 «Специфичность этой ориентации заключается в стремлении понять позицию другой стороны,
объяснить ей свою позицию и в процессе диалога найти взаимоприемлемое компромиссное решение.
Толерантность есть не только нравственная характеристика отдельного человека, но и специфическая
технология взаимодействия людей, такая технология, которая обеспечивает достижение целей через
уравновешивание интересов, убеждение сотрудничающих сторон в необходимости поиска
взаимоприемлемого компромисса». Дзялошинский И.В. Проблема этнической и религиозной нетерпимости в
российских СМИ. Кому выгодно тиражирование нетерпимости, - М. 2007.-С.2.

С.Г. Корконосенко, В.И. Кузина, Г.М. Мануйлова, Б.В. Потятыных8. Эти авторы ставят также вопросы о возможностях личного выбора человека в современном государстве, ибо сегодня как никогда раньше человек как потребитель информации зависим от искусных технологий воздействия на его сознание работников средств массовой коммуникации.

Проблемы сущности и последствий такой формы духовного насилия как манипулирование нашли свое отражение в публикациях Г.Д. Грачева, Г.С. Мельника, П.С. Гуревича, Е.Л. Доценко, Ю.А. Ермакова, С.Г. Кара-Мурзы, Н.Г. Лимнатис9.

Отметим далее работы, содержащие позитивные рекомендации относительно
повышения уровня духовности СМИ, качества духовного наполнения медиасреды: идея
«соборной, национально-традиционной, антропокосмистской»

профессиональной подготовки коммуникаторов (Ю.П. Буданцев10), методология культивирования нравственных отношений в сфере «СМИ-аудитория» (О.В. Федотова"), ориентация в духовном производстве СМИ на систему защиты национальных святынь и базовых ценностей России (И.В. Ерофеева12). В эту группу отнесем работы и следующих авторов: Д.С. Авраамов, В.А. Лисичкин, Л.А. Шелепин, Ю.В. Казаков13 и др.

Что же касается профессионально-нравственных, этических аспектов творческой деятельности журналиста, то их рассмотрели В.Г. Лазутина, Д.С.

Буданцев ЮЛ Очерки ноокочмуникологии (массовая коммуникация в ноосфере). -М.: МНЭПУ, 1995-С.10, Пронин Е.И. Текстовые факторы журналистского воздействия. М.: Мысль, 1981.-С.45; Прохоров Е.П Журналистика и демократия.-М.: Мысль, 2001.-С.213; Скуленко МИ. Журналистика и пропаганда. — КиевгВища шк., 1987.-134с; Уледов А.К. Духовное обновление общества. - М.гМысль, 1990.-ЗЗЗс; Корконосенко С.Г. Основы журналистики. -М.: Аспект Пресс, 2001.-С.46-48; Кузин В.И. Психологическая культура журналиста -СПб.:СПбГУ,1998.-С.П4, 117.

9 Грачев ГД, Мельник Г.С. Манипулирование личностью: организация, формы, способы и технология информационно-
психологического воздействия. - M/ ИФРАН, 1999. - С.56; Гуревич П. С. Проблема Другого в философской
антропологии М. М. Бахтина// M.M. Бахтин как философ. М.: Наука, 1992.-С.83 - 96; ДоценкоEJLПсихология
манипуляции. - М.: МГУ, 2000. - С.51-59, Ермаков ЮА Mai и шуляция личностью: смысл, приемы, последствия. - Екатеринбург:
Изд. Уральского университета, 1995. - С. 16-17; Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. - M.: Алгоритм, 2000. - С.55;
Лимнатис Н.Г. Манипулирование сознанием как зтііко-философская проблема. Автореф. дисс... канд. филос. наук.- M., 1995. -
С. 17.

10 Буданцев Ю.П. Очерки нооко.ммуникологии (массовая коммуникация в ноосфере). - M.: МНЭПУ,
1995.-С.4-5.

"Федотова О.В. О профессиональной журналистской этике. Сущность, мутация... Автореф. дисс...канд.фшюс. наук. - Саранск, 2000.- С.7.

12Ерофеева И.В. Роль современных средств массовой информации в трансформации российской духовности. Автореф.дисс.канд.филос.наук.-Чита, 2003.-С.9.

13 Аврамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. Парадоксы развития, поиски и перспективы. - M.: Изд-во МГУ, 1999.-С.23; Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая информационно-психологическая война, -М.: Институт соц—психол. Исследований ACH, 1999.-С.41; Казаков Ю.В. На пути к профессионально правильному. Российский медиа-этос как территория поиска. — М.: Центр прикладной этики, 2001.-Сб.

Аврамов, Е.П. Прохоров, Р.Г. Бухарцев, М.И. Шостак, С.Г. Корконосенко, Н.И. Бусленко, В.А. Сидоров, М.А. Ким14 и др. Важным, практически всеобщим объектом изучения этими авторами выступает в первую очередь природа журналистской морали и этики. И все же отметим, что успешнее над этими вопросами работают: В.Г. Лазутина15, П.Н. Киричек16, Д.С. Аврамов17.

В частности, используя деятельностный подход к осмыслению профессиональной деятельности журналиста, М.А. Ким18 акцентирует морально-нравственную ее сторону. Эффективность журналистской деятельности, утверждает В.А. Сидоров19, предопределяют внутренние - субъективные факторы, обусловленные, прежде всего, личностными характеристиками творческих работников СМИ, характером их взаимосвязей, взаимодействия с обществом и конкретными «малыми» социальными группами (на уровне индивидов). Е.П. Прохоров выделяет значение принципов, норм и правил этической ответственности журналиста20. Р.Г. Бухарцев устанавливает «органичную связь между уровнем профессионально-этического развития журналиста и его творческим потенциалом»21. М.И. Шостак22 квалифицирует

14 Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиства.-М.: Аспект Пресс, 2007.-С.9-10, Профессиональная этика журналиста. - М.: Аспект Пресс, 1999. -С.54; Она же. Параметры журналистского текста // Журналист, 1997, №8. -С.63-64; Аврамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. Парадоксы развития, поиски и перспективы. — М.: Изд-во МГУ, ; Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики.-М.:Мысль, ; Бухарцев Р.Г. Творческий потенциал журналиста. - М.: Мысль, 1985.-С.10; Шостак М.И. Популяризация науки в современных СМИ. -М.: Мысль, 1999. -С.20; Корконосенко С.Г. Основы журналистики. — M.: Аспект Пресс, 2001.-284с; Бусленко Н.И. Конституционные основы профессиональной деятельности журналиста в Российской Федерации. Автореф. дисс.канд. юрид наук.-Ростов-на-Дону, 2000.-С.15; Сидоров В.А. Журналистский текст и социальная действительность: познание, преображение, преобразование. //Социология журналистики. Под ред. Сидорова В.А., M., СПб., 1999. -С.44-45. ; Ким М.А. Деятельностный подход в осмыслении проблем теории журналистики»//Ма55теала XXI века. М, 2006.-10с. На сайте Библиотеки Центра экстремальной журналистики.

15Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиства.-М.: Аспект Пресс, 2007.-С.9-10, Профессиональная этика журналиста. - М.: Аспект Пресс, 1999. -С.54; Она же. Параметры журналистского текста// Журналист, 1997, №8. -С.63-64.

16Киричек П.Н. Этика и пресса: проблемы интроекции // Актуальные проблемы воспитания: философский и социологический аспекты. В 2-х ч. — Саранск: Мордов. юс. пед. ин-т., 2002. — ч. 1. -С. 170.

17Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. Парадоксы развития, поиски и перспективы. — M.: Изд-во МГУ, 1999.-С.7-10.

18 Ким М.А. Деятельностный подход в осмыслении проблем теории журналнстики»//Ма55тес1іа XXI
века. М, 2006.-10с. На сайте Библиотека Центра экстремальной журналистики.

19 Сидоров В.А. Журналистский текст и социальная действительность: познание, преображение,
преобразование. //Социология журналистики. Под ред. Сидорова В.А., М., СПб., 1999. -С.44-45.
hUp://media.utmn.ru/library_view_book.php?chapter_nuni=5&bid=308

20Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики.-М.:Мысль, 1998.-С.213.

21Бухарцев Р.Г. Творческий потенциал журналиста. - М.: Мысль, 1985.-С. 10.

22 Шостак М.И. Популяризация науки в современных СМИ. -М.: Мысль, 1999. -С.20.

состояние и связанные с ним сегодняшние этические проблемы журналистской деятельности как достаточно острые, поскольку в адрес «работников пера, камеры и микрофона» очень часто возникают «упреки в фальсификации фактов, грубом вторжении в жизнь частную и политическую, в превращении «солидного» в «сенсационное», что не может в общественном мнении не сказываться отрицательно на престиже профессии.

Важно отметить, что появились работы, чьим объектом изучения стало состояние профессионального этоса в переходный период развития российского общества с вытекающими отсюда оценками, выводами, рекомендациями и предложениями. «Рабочие» и «нерабочие» проявления норм и правил анализируются в коллективной монографии «Журналист и этика. Мнения журналистов в зеркале обследования кодекса профессиональной этики»23, подготовленной исследовательской группой Российско-американского информационного пресс-центра. Обширные данные о процессе освоения свободы творчества журналистами и вопросы повышения уровня их профессионально-нравственной зрелости содержатся также в сборнике трудов «Журналист: российско-американские социологические исследования»24.

Н.В. Муравьева25 обстоятельно показывает как в тексте, в зависимости от личностных характеристик журналиста, проявляется его «речевая агрессия», реальная культура профессии. Но что такое профессиональная культура? Каковы особенности профессиональной культуры журналистов и какие требования предъявляются к ней в современном обществе? Ответы на эти вопросы дают В.Ф. Олешко, В.В. Тулупов С.К. Шахитдинова СМ. Виноградова,

" Журналист и этика. Мнения журналистов в зеркале обследования кодекса профессиональной этики. -М.: Вагриус, 1995. -С.83, 115.

24Журналист: российско-американские социологические исследования. -М.: Аспект Пресс, 1998.-325с; См. также: Бакштановский В.Н., Согомонов Ю.В. Этос среднего класса. Нормативная мораль и отечественные реалии. Тюмень. 2000.- С.37-39; Казаков Ю.В. На пути к профессионально-правильному. Российский медиаэтос как территория поиска. М., 2001.- С. 204; Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этос // Тетради гуманитарной экспертизы. Медиа-этос: ценности и "правила игры" регионального сообщества журналистов в координатах гражданского общества. Материалы экспертного опроса. Тюмень: Центр прикладной этики: XXI век, 1999. -С.77.

25 Муравьева Н.В. Язык конфликта, , см.: Она же. Журналистика и лингвистический вкус.//Журналистика и культура русской речи, вып.2. М.: МГУ, 1997.-С.10-21.

Г.С. Мельник, В.В. Прозоров, Л.М. Макушин, Ю.С. Пули26. Они анализируют понятие профессионализма в журналистике, сравнивая особенности российской и западной культуры, стремятся раскрыть на этом направлении причины, и результаты системного кризиса современной российской журналистики, ее культуры и морали.

Диалогичность, плюрализм мнений, полемика, дискурс, сотворчество и «прямая связь» с аудиторией - вот некоторые основные атрибуты, по мнению В.Ф. Олешко, являющиеся необходимыми условиями' жизнеспособности журналистики27. Автор считает, что «в целом профессиональная культура журналистов как феномен в отечественной* теории массовой коммуникации не изучена в полной мере»28 и проблема формирования и развития «профессиональной культуры журналиста» сегодня' остается наиболее актуальной для журналистской корпорации.

2) Анализ феномена духовности, а также черт, характеризующих духовность личности, дается в обширной социально-философской литературе (0І.П. Буева, Е.К. Быстрицкий, В:Е. Доля,^ А.Ф. Еремеев, В.И. Плотников, Л.Н. Когащ В.Н. Шевченко, В.Г. Федотова, Г.Э. Бурбулис, В.Е. Кемеров, Л.А. Закс, М'.С. Каган, К.Н. Любутин, А.И. Подберезкин, В.А. Панпурин, СБ. Крымский, А.И. Рогулев, В.И. Толстых, А.И. Дырин, А.А. Кокорин, A.M. Бекарев, И.В. Ватин, А.В. Грибакин, В.И. Копалов, В.А. Кутырев, Е.М. Мелетинский, В.М. Петров, В.Н. Сагатовский, Гусев С. С, Г.Л. Тульчинский и др.)29.

См. статьи указанных авторов в сб.- Современная журналистика: дискурс профессиональной
» культуры. Тематический сборник статей и материалов. Под редакцией профессора В.Ф. Олешко.

< Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, Издательский дом «Филантроп», 2005. -345с.

27 Олешко В.Ф. Современная журналистика: дискурс профессиональной культуры. //Тематический сборник статен и материалов. Под редакцией профессора В.Ф. Олешко. Екатеринбург: Изд-во Уральского унта, Издательский дом «Филантроп», 2005.-С.24.

28Там же-С.25. Он же. См.: Журналист как творчество. Вместо заключения. -М.: РИП-холдинг, 2003.-
С.420.
29 Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры. Выступление на заседании «круглого

< стола» «Духовность, художественное творчество, нравственность» // Вопросы философии. — 1996. - №2.-С.З-9;
* Быстрицкий Е.К. Феномен личности, мировоззрение, культура, бытие. Киев: Наукова думка, 1986.-195с; Доля
\ В.Е. Иллюзия духовности. О превратном характере религиозного мировоззрения. Львов: Изд-во Львовского
'. ун-та, 1985.-С.45; Еремеев А.Ф. О резервах русской духовности// Духовная культура. Духовный потенциал

русской культуры. Екатеринбург: Изд-во Ураль-го ун-та, 1994.-С.67; Плотников В.И. Дух и его культурно-
, исторические модернизации//Духовность и культура. Духовность мироотношения. Екатеринбург: Изд-во

tt Уральского ун-та, 1994.-С.34; Федотова В.Г. Духовное и душевное// Человек и духовность. Рига: Зинайте,

1 1990.-С.32-34; Шевченко В.Н. Духовность, деятельность, культура//Свободная мысль. - 1993. - №5. - С.84;

Бурбулис Г.Э, Кемеров В.Е. Духовность и рациональность. М.: Знание, 1986; Закс Л.А. Художественное

Так, П.В. Симонов, П.М. Ершов, Ю.П. Вяземский считают, что духовность обозначает индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать «для других»30. На значимость бескорыстия как конституирующего признака духовности указывают также и М.С. Каган31 и Л.А. Закс32. М.Ф. Калашников определяет духовность как «органическую совокупность позитивных, гуманистически ориентированных, освященных разумом чувств в их тенденции к высшему проявлению идеалов, а также этических, эстетических, гуманистических принципов, оплодотворенных волей к действию»33.

Другая часть авторов разделяет религиозно — идеалистические установки (С.С. Аверинцев, В.У. Бабушкин, Г.С. Батищев, А.И. Зеличенко, Д.В.

сознание. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1990.-С.94; Каган М.С. О духовном (Опыт категориального анализа) //Вопросы философии. - 1985. - №9.-С.91-102; Любутин K.H. Тоталитарная духовность: сталинизм//Духовная культура. Духовный потенциал русской культуры. Екатеринбург: Изд-во Ураль-го ун-та, 1994; Подберезкин А.И. Через духовность - к возрождению Отечесіва и мировому лидерству //Россия перед выбором. М.: Агенство «Обозреватель», 1995.-С.45; Панпурин В.А. Духовность — смысл и квинтэссенция человеческого бытия //Духовность и культура: Мат. Всероссийской конф. Екатеригбург: Изд-во Уральского ун-та, 1994; Крымский СБ. Контуры духовности: новые контексты идентификацші//Вопросьі философии.-1992. - №12.-С.21-28; Рогулев А.И. Духовность как высший способ со-бытия человека с миром//Духовность и культура: Мат: Всероссийской конф. 14-16 июня 1994г Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1995; Толстых В.И. Сократ и мы. М.: Политиздат, 1986.-С.56; Дырин А.И. К вопросу о понимании духовности в России наших дней: светское и религиозное как ее необходимые составляющие//Проблемы взаимодействия духовного и светского образования. История и современность: XIII Рождественские православные чтения. — Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004.-С.46-57; Кокорин А.А. Идеология: хрестоматийные заметки. -М.: Изд-во МГОУ, 2007.-С.110-117; Бекарев А. М. Смысл индивидуальной свободы: я и другие // Духовность и культура. Духовность мироотношения. Екатеринбург: Изд —во Уральскої о ун-та, 1994. - С. 78 — 90; Ватин И.В. Человеческая субъективность. Ростов — на—Дону: Изд — во Ростовского ун-та, 1984. — 197 с; Грибакин А. В. Апология индивидуализма// Человек: индивид и индивидуальность. С. 7 — 20; Копалов В. И. Отчуждение, его исторические варианты и перспективы // Проблема отчуждения в современной теории культуры, этике и эстетике. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1990.-С. 25 -40; Его же. Русская философия о роли православия в развитии русской культуры // Духовность и культура. Духовный потенциал русской культуры. С. 30—40; Кутырев В.А. Естественное и искусственное. Н.Новгород. 1994.-С.161; Сагатовсклй В.Н. Философия развивающейся гармонии/Ч.З. Антропология.-СПб.:Петрополис,1992.-288с; Гусев С. С, Тульчинский Г. Л. Проблема пони.мания в философии: философско — гносеологический анализ. М.: Политиздат, 1985. —152 с.

30Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. - М.:Наука, 1989.- С. 20.

31 Каган М.С. О духовном (Опыт категориального анализа)// Вопросы философии. - 1985. - № 9.-С.91-102.

32«Духовность... есть прежде всего выход человеческого мироотношения за пределы материальных нужд, их преодоление (своеобразное снятие) в сфере субъективного «для-себя-бытия», возвышенное над ним и обретение новых - бескорыстных, суперпрагматических отношений с миром, контактов с ним, восприятий, переживаний и постижений»,- Закс Л.А. Художественное сознание. - Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1990.-С.94.

"Калашников М.Ф. Духовность как социальное явление // Новые идеи в философии. Вып.5. - Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1996.- С.82.

Пивоваров, С.С. Хоружий, В.И. Ксенофонтов)34. Так, последний утверждает невозможность рационального понимания духовности: «Для этого не годится метод «рационалистического конструирования», требуется использовать, «экзистенциальное философствование»»35.

В отечественной литературе также подвергнуты анализу и отдельные аспекты духовного самоопределения личности (нравственность, гуманность, соборность и др.) в системе социальных координат (B.C. Библер, Л.П. Буева, Г.Э. Бурбулис, Е.К. Быстрицкий, И.В. Ватин, А. В. Грибакин, Ю. А. Замошкин, Н. В. Иванчук, Э.В. Ильенков, С.Г. Кара—Мурза, В.Е. Кемеров, Л.Н. Коган, В.Л. Круткин, В.А. Кутырев, И.Л. Лошакова, В.А. Панпурин, В.М. Петров, В.И. Плотников, В.Н. Сагатовский, В.И. Толстых, Г.Л. Тульчинский, СМ. Шалютин, Н. К. Эйнгорн)36.

Что же касается защищенных за последние годы на тему «духовность» и «бездуховность» личности диссертационных работ особого внимания заслуживает работа Р.Л. Лившица37, выполненная в традиции рационалистической, научно-материалистической философии. Работа

Аверпнцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности //Новый мир - 1988. - №9.- С.230; Бабушкин В. У., Батищев Г. С, Зеличенко А. И., Пивоваров Д В. Дух, душа и смысл жизни. Философия религии, 1992.-С.29; Религия: сущность и обновление//Философские науки. — 1992. — №2. -С.62-73; Пивоваров Д.В. Дух, душа, духовное и душевное//Духовность и культура. Материалы Всероссийской конференции 14-16 июня 1994г. Екатеринбург.: Изд-во Уральского ун-та, 1995.-С.-29; Бабушкин В.У. Философия духа (опыт интенционального анализа), М.1994.-С.31. Рук.деп. в ИНИОІ1; Хоружий С.С, Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки. — 1991. —№ 12.- С. 41 — 52.

35Ксенофонтов В. И. Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки. — 1991. — № 12.-С. 41—52.

36 Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. M.: Прогресс, 1991. - 169 с; Буева Л. П. Духовность и проблемы нравственной культуры. Выступление на заседании «круглого стола» «Духовность, художественное творчество, нравственность» // Вопросы философии. — 1996. — № 2. С. 3 — 9; Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. Киев: Наукова думка, 1986; Бурбулис Г. Э., Кемеров В. Е. Духовность и рациональность. М.: Знание, 1986. - 64 с; Замошкин Ю. А. Личность в современной Америке. Опыт анализа ценностных и политических ориентации. М.: Мысль, 1980. — 247 с; Его же. За новый подход к проблеме индивидуализма // Вопросы философии. - 1989. - № 6. С. 3 — 16; Иванчук Н. В. Потребности социалистической личности. М.: Мысль, 1986. - 192 с; Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. -464 с; Кара —Мурза С. Г. Что происходит с Россией? Куда нас ведут? Куда нас приведут? М.: Былина, 1993. — 64 с; Его же. После перестройки. Интеллигенция на пепелище родной страны. М.: Былина, 1995. — 132 с; Кемеров В. Е. Взаимопонимание (Некоторые философские и психологические проблемы). М.: Политиздат, 1984. — 109 с; Круткин В. Л. Онтология человеческой телесности. (Философские очерки). Ижевск. Изд—во Удмуртского ун — та, 1993.— 171 с; Кутырев В. А. Человек и мир: парадигмы взаимодействия // Человек и духовность. С. 57 — 64; Лошакова И.Л. Динамика изменений духовной ориентации советского общества в период 1961 - 1985 гг. (по материалам Уральского региона). Пермь: Изд—во Пермского ун-та, 1992. — 188 с; Духовное производство. Социально — философский аспект духовной деятельности. Под ред В. И. Толстых. М.: Наука, 1985. — 352 с.

37Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности: социально-философский анализ. Автореф. дисс... докт. филос. наук.- Екатеринбург, 1997.-36с.

содержательна, интересна, убедительна и влиятельна, «ведет за собой», побуждает соглашаться, но и спорить. Понятие духовности автор систематизирует, логически выстраивает положения и так же раскрывает понятие бездуховности. Однако в этой работе автор утверждает отсутствие взаимосвязи духовности и религиозности. Я считаю, что данный тезис не соответствует традициям русской философии.

В монографии Н.С. Катуниной38, духовность внутреннего мира человека рассматривается как единство высших чувств души и нравственного сознания. Иную позицию занимает Т.А. Ионова39, выстраивая иерархию ценностей духовно-нравственного воспитания. Она предлагает выделить такие ценности как: «святость, нравственность, мудрость, народность, красоту, патриотизм, трудолюбие, семейные ценности». «Духовность» в этом ряду Т.А. Ионова выделяет первой, отдельно, характеризуя ее понятийный аппарат: «любовью, милосердием, благотворительностью... стремлением жить по Божиим Заповедям»40. Таким образом, здесь мы видим иной подход к взаимосвязи духовности и религиозности.

Интересны также результаты исследования А.И. Семенова, в которых дан анализ исторических и современных определений «духовности», структурированы и представлены многие компоненты содержания духовности41. Но и этих компонентов, на наш взгляд, не достаточно, чтобы охарактеризовать понятие «духовность» с необходимой полнотой. Содержание понятия «духовность» шире предложенной автором трактовки.

Особенно актуальными для современного российского информационного пространства становятся идеи, подчеркивающие необходимость выявить начала, которые бы сплачивали все российское общество, найти ценности, объединяющие людей одной страны, но различных вероисповеданий, этических

38 Катунина Н.С. Природа духовности человека: Монография. М.: Изд-во «Прометей», 2005.-С.188.

39 Ионова Т.Л. О системе определения потенциала личности в сфере духовной антропологии// Вестник
МГОУ//серия «Философские науки». М.: Изд-во МГОУ, №1,2006.-С.65-69.

40 Ионова Т.Л. О системе определения потенциала личности в сфере духовной антропологии// Вестник
МГОУ//серия «Философские науки». М.: Изд-во МГОУ, №1, 2006.-С.67.

41 Семенов Л.И. Духовность: проблема духовности в истории философии. Автореф. дисс...
докт.филос.наук. - М., 2003. -С. 15.

воззрений, политических установок (А.С. Ахиезер, B.C. Барулин, В.В. Ильин, Ю.В. Олейников, М.М. Решетников, В.Н. Сагатовский42 и др.). С.Ф. Анисимов отмечает, что именно «высокая нравственная духовность является главным необходимым условием длительного благополучного существования этноса, государства, империи, цивилизации»43.

Анализ литературы о «духовности» показывает: мнения авторов разделяются. Невозможно не учитывать этот факт и брать за основу лишь одно из них, принимать сторону только одной мировоззренческой позиции. Такой односторонний подход, как представляется диссертанту, не поможет выявить проблему духовного в профессиональной деятельности современного российского журналиста. Мы обратились к классическим трудам Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, С.Л. Франка, М.М. Бахтина о духовности44.

3) Наконец, изучение литературы о структуре духовных начал в личности журналиста, о их роли в его профессиональной деятельности и оптимизации этой деятельности с позиции формирования ее духовного наполнения показывает, что в ней рассматриваются: профессиональная (журналистская) этика, профессиональная (надцеховая) и служебная (внутрицеховая) мораль, профессиональный этос. Но профессионально-этические требования к журналисту в более широком контексте российской духовности и современного ее состояния в должной мере сегодня все еще не рассматриваются. Можно отметить лишь работы Г.В. Лазутиной и С.Г.

Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. В Зт. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. — T.1.-C.23; Барулин B.C. Российский человек в 20 веке. Потери и обретения себя. - СПб.: Алетейя, 2000.-123-124; Ильин В.В. Россия: опыт национально-государственной идеологии. - М.: МГУ, 1994.-С.57-59; Олейников Ю.В. Природный фактор быпш российского социума. - М.:ИФРАН, 2003.-С34; Решетников М.М. Современная российская ментальность. - М.: Российские вести, СПбП.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1996. -С.74 ; Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии/ч.З Антропология.- СПб.: Петрополис, 1999.-С.45.

Анисимов С.Ф. О первоценности морали в структуре человеческой духовности // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. — 2001. - №1. — С.З.

44Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.-С.200; Ильин И.А. Путь к очевидности. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.-907с; Ильин И.А. Путь к очевидности.- М.: Республика, 1993. -С. 390; Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984 - 1985 гг. М.: Наука: 1986. С. 80 - 160; Бердяев Н.А. Философия свободного духа. Глава IV.M.: Республика, 1994.-С.15. Его же. «Философия свободы. Смысл творчества». М.: Искусство, 1989. -С.190.

Корконосенко45, раскрывающие содержание таких категорий профессиональной этики журналиста как честь, совесть, долг, достоинство; Ю.П. Буданцева46 — разделяющего и характеризующего «внутреннего» (духовного) и «внешнего человека» в личности журналиста; В.А. Аграновского47 и Л.Г. Свитич48, пишущих о значении личной позиции журналиста в условиях коммерциализации и бульваризации прессы.

Таким образом, в каком бы ключе ни было написано о журналистике: профессионально-нравственных представлениях поведения ' журналиста (журналистской этике); этосе; предписаниях с нравственными наставлениями в хартиях, кодексах и законах для журналиста, - все это не о духовном как цельном понятии и феномене. В явлении, в жизни, в профессиональной деятельности духовное охватывает куда больше компонентов и, следовательно, - концептов, категорий. Да и сущность, суть всех этих составляющих духовности должна быть представлена как более полная, объемная. И нельзя не учесть здесь процесс формирования духовного в процессе воспитания и образования, о чем много интересного написано Ю.А. Огородниковым, Ю.П. Буданцевым, Л.Р. Усмановой, Ю.М. Лощиц, Л.Г. Свитич, А.А. Ширяевой49 и рядом других исследователей.

Так, Ю.А. Огородников указывает на проблемы практического характера в образовательном процессе будущих журналистов, главная из которых заключается в том, что журналисты после окончания вуза отходят от жизненных

45 См.: Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста -М.: Аспект Пресс, 2007.- С.111,
146. У Корконосенко С.Г. рассуждения о профессиональной этике журналиста, в общем несут тот же смысл,
что и у Г.В. Лазутиной. См.: Корконосенко С.Г. Основы журналистики.-М.:Аспект Пресс, 2001.-С.75-80.

46 Ю.П. Буданцев разделил и охарактеризовал «внутреннего» и «внешнего» человека на примере
персонажей «Бориса Годунова». Характеристика качеств «внутреннего» человека очень напоминает описания
духовности в Библии. Буданцев Ю.П. Соборное начало профессии журналист. // Основы журналистского
образования. Сборник научных статей. Отв. ред. Буданцев Ю.П.- М. 2001.- С.30.

47 Аграновский В.А. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. -С.70.
hltp://lib.ru/NEWPROZA/AGRANOWSKIJ_W/agran_01 .txt

48 Свитич Л.Г. Журналистика и редакция как объект социологии журналистики. //Социология
журналистики. Под ред. Сидорова В.А., М., СПб., 1999. -С.57-67.

49Огородников Ю.А. Философские подходы к профессиональной подготовке журналистов // Основы журналистского образования. Сборник научных статей. Отв. ред. Буданцев Ю.П.- М., 2001, С.8-14; Лощиц Ю.М. Журналист как педагог // Основы журналистского образования. Сборник научных статей. Отв. ред. Буданцев Ю.П.- М., 2001. С.32-36; Усманова Л.Р. Формирование и развитие коммуникационных способностей журналиста в новых информационных условиях. Автореф.дисс.канд.педаг. наук.-Казань, 1999. - С.9, Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Российский журналист и журналистское образование (социологические исследования)/под ред. Я.Н. Засурского. -М.: «BK», 2006.- С.237,254.

принципов, которые могли им «преподноситься» в процессе обучения. Ю.П. Буданцев50 отмечает общие корни российской журналистики с отечественной литературой, что обуславливает высокие требования к первой. Ю.М. Лощиц видит задачу подготовки журналиста в том, чтобы впоследствии он мог стать и педагогом, что возвышает духовно-нравственно и профессионально51. В.М. Березин и В.В. Егоров видят проблему как в несовершенстве дисциплинарной структуры, правовой базы профессионального журналистского образования, так и в отсутствии ценностных установок, благотворно влияющих на человека, а также цельной и обобщающей концепции нового видения российского журнализма52. Нет и государственных стандартов обучения по многим новым профессиям и, в силу этого обстоятельства, учебные заведения, которые начали подготовку кадров по новым специальностям, ведут ее «без руля и без ветрил, кто во что горазд»53.

Ю.Р. Рощин уделяет особое внимание социально-правовым аспектам журналистского образования и критикует попытки существенно изменить наполнение российского информационного пространства с начала 90-х годов XX века54. Он убежден, что современной России фактически предлагается окончательно отказаться от своих собственных интересов, от своих мировоззренческих основ, от самобытных черт — таких как народность, державность и соборность; отказаться от традиционных элементов национального самосознания и принять единственную модель - «глобализации», «название которой - американизм», отказаться от твердых убеждений, от четких

Буданцев Ю.П. Соборное начало профессии журналиста // Основы журналистского образования. Сборник научных статей. Отв.ред. Буданцев Ю.П. - М., 2001.-С.25.

51Лощиц Ю.М. вспоминает при этом великолепный пример — поступок Федора Достоевского, когда он, будучи уже знаменитым романистом, предпринял труд журналистского учительства под названием «Дневник писателя». Лощиц Ю.М. Журналист как педагог // Основы журналистского образования. Сборник научных статей. Отв. ред. Буданцев Ю.П.- М., 2001. -С.36.

52 Березин В.М. О структурировании журналистского образования// Основы журналистского образования. Сборник научных статей. Отв. ред. Буданцев Ю.П.- М., 2001. -С.14-19.

53Егоров В.В. Неоконсерватизм и государственная кадровая политика в области СМИ// Основы журналистского образования. Сборник научных статей. Отв. ред. Буданцев Ю.П.- М., 2001. -С. 1-9.

54 Рощин Ю.Р. Социально-правовые аспекты журналистского образования (постановка проблемы) // Основы журналистского образования. Сборник научных статей. Отв.ред. Буданцев Ю.П.- М., 2001. -С.20-25.

идейных позиций у обучающейся молодежи на факультетах и отделениях журналистики55.

Отметим также, что место и роль профессиональных сообществ журналистов в регуляции их профессиональной деятельности стали предметом исследований Ю.В. Казакова, А.К. Симонова, А.П. Короченского, В.И. Бакштановского, М.А. Федотова56. Здесь прежде всего представлены медиакритика как один из факторов неформального регулирования деятельности средств массовой информации и журналистов57; особенности процесса становления саморегулирования СМИ в России58; нравственный потенциал и этическая значимость идеи саморегулирования «медиацеха»59. Но в целом, данные направления являются наименее изученными в современной литературе.

Заключая свой анализ, подчеркнем: СМИ являлись и являются объектом внимания многих представителей гуманитарных и социальных наук. Но в литературе не нашел достаточно полного освещения вопрос о духовном в профессиональной деятельности журналиста, о тесной связи духовности личности работника СМИ и результатов его профессиональной деятельности, проблема специфики «духовного запроса» со стороны общества к личности журналиста. Нет социально-философского анализа форм института саморегулирования СМИ постсоветской России. Недостаточно и более

"Тамже.-С.21.

56 Казаков Ю. В. Плавать необходимо, но плыть - трудно (Об особенностях процесса становления
саморегулирования в России)//Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт. Проблемы.
Перспективы становления в России.-М.:Галерия, 2004.-С.226; Симонов А.К. Саморегулирование как
самосохранение //Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт. Проблемы. Перспективы
становления в России. - М.: Галерия, 2004.-С.З-7; Короченский А.П. Регулятивная роль медиакритики. Там же.
- С.209; Бакштановский В.И. Этическая экспертиза идеи саморегулирования «медиацеха». Там же. -С. 181;
Федотов М.А. Большое Жюри СЖР: точность - наша вежливость. Там же. - С. 168.

57 Короченский А.П. «Пятая власть»? Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов н/Д,
2003.-134C.

58 Казаков Ю. В. Плавать необходимо, но плыть - трудно (Об особенностях процесса становления
саморегулирования в России)//Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт. Проблемы.
Перспективы становления в России.-М.:Галерия, 2004.-С.226; Федотов М.А. Большое Жюри СЖР: точность -
наша вежливость. Там же. - С. 168.

59 Бакштановский В.И. Этическая экспертиза идеи саморегулирования «медиацеха»//Саморегулирование
журналистского сообщества. Опыт. Проблемы. Перспективы становления в России.-М.гГалерия, 2004.-С.183;
Медиа-этос:Тюменская конвенция: ориентир самоопределения, способ собирания сообщества/Отв. Ред. В.И.
Бакштановский - Тюмень: Центр прикладной этики: XXI век, 2000.-С.85.

конкретных предложений относительно формирования духовности в процессе воспитания и образования журналиста. Эти обстоятельства и побудили взяться за тему, определив ее объект и предмет, цель и задачи.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является социально-философский анализ проблемы духовного в профессиональной деятельности современного российского журналиста. Для достижения цели и с учетом недостаточности разработанности в литературе ряда вопросов диссертантом поставлены следующие задачи:

выявить основные характеристики духовного влияния медиасреды в постсоветской России;

проанализировать отражение российской духовности в результатах профессиональной деятельности СМИ;

исследовать духовно-нравственную составляющую феномена журналистики;

проанализировать определения понятия «духовность» в современной российской философской мысли с целью применения их для изучения профессиональной деятельности журналиста;

исследовать формирование духовных начал в личности журналиста, а также факторы, формирующие духовность журналиста;

выявить возможности оптимизации деятельности российского журналиста в современных условиях.

Объект представленного исследования: профессиональная деятельность журналиста.

Предмет исследования: духовное в профессиональной деятельности современного российского журналиста.

Теоретико-методологической основой исследования являются принципы социально-философского анализа, системного подхода, системного анализа, исторического подхода, структурно-функционального подхода, конкретно-социологического исследования.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, (6 параграфов),

заключения, списка источников и литературы.

Научная новизна результатов исследования:

1. Раскрыты источники проблематизации духовного в современной
профессиональной журналистике, заключающиеся: а) во влиянии
постмодернистской идеологии и ее методов на формирование российского
информационно-коммуникативного пространства последних десятилетий
(постсоветская Россия); б) в виртуализации медийного пространства,
особенно, за счет появления новых массмедиа; в) в искажении системы
традиционных российских ценностей в продуктах журналистской
деятельности, в отказе значительной части СМИ от приоритетов гуманизма,
воспитания и образования.

  1. Разработана содержательная характеристика ценностной основы российской духовности — как концептов российской культуры («Доброта, добротолюбие», «Правитель, правительство», «Российская земля», «Труд», «Слава», «Любовь», «Семья», «Дети», «Искренность» и др.), аккумулирующих традиции, духовно-нравственный опыт народа, призванных стать духовно-нравственной составляющей деятельности журналиста.

  2. Раскрыто влияние традиционной российской духовности на: 1) формирование профессионального сознания, способностей, мотивацию профессиональной деятельности; 2) выполнение профессионально-нравственных регуляторов по отношению к аудитории, власти, коллегам, героям, авторам; 3) творческую деятельность журналиста, равно как и на выполнение им всех профессиональных обязанностей; 4) смысл и содержание конечного продукта профессиональной деятельности и обоснована ее (духовности) роль как основы совершенствования профессиональной деятельности журналиста и современной российской медиасферы в целом.

4. Выявлена структура духовности: ее уровни: 1) теоретический (научно-
рационалистический), 2) эстетически-художественный, 3) этический; 4)
уровень универсальных концептов культуры и в понятие духовность

включены такие относительно новые параметры: как труд (трудолюбие), соборность, свобода, нестяжательство, аскетизм.

  1. На основании рассмотренных компонентов духовности уточнены черты, формирующие облик духовно-ответственного журналиста (развитый интеллект и фундаментальную образованность, идейно-эмоциональную возвышенность, понимание и чувство прекрасного, ответственность перед самим собой и окружающими людьми, сострадание, сопереживание, заботу о людях, экологическое мышление и др.).

  1. Расширено содержание понятия «единый институт саморегулирования СМИ постсоветской России», в который предложено включить Большое жюри Союза журналистов России, Общественную коллегию по жалобам на прессу, медиакритику, саморегулирование Интернет-журналистики и (в целом) сетевых СМИ. Сформулированы предложения по оптимизации деятельности института саморегулирования СМИ, и в частности, обосновано значение омбудсменства в СМИ и необходимость его воссоздания и включения в работу института саморегулирования СМИ постсоветской России.

Положения, выносимые на защиту:

Духовное содержание медиасреды в постсоветской России структурировано основными чертами постмодернизма (к примеру, критика традиционных ценностей, радикальное неприятие современной социальной самоорганизации, отрицание возможностей отдельной личности быть ответственной за свои решения и действия, ее способности противостоять силе над-личностных структур (социально-политических, идеологических)); методы современной журналистики сформированы под влиянием постмодернизма, что является одной из важнейших причин дефицита духовности в журналистике рубежа XX -XXI вв. (Так, виртуальное пространство успешно структурируется ресурсами ритуального искусства);

- В 90-е гг. XX века - начале XXI века для профессиональной деятельности значительной части российских СМИ характерно то, что они формируют у аудитории чуждое ей понимание духовных ценностей, трансформируют

традиционно сложившиеся концепты духовности в России, навязывают «ценности» разлагающие российскую духовность;

Исследование духовно-нравственной составляющей журналистики привело к выводу, что профессиональная деятельность журналиста неразрывно связана и зависима от мировоззренческих, социально-политических позиций, системы духовных установок и ориентации журналиста. Профессия журналиста во всех ее существенных проявлениях, предъявляет к ее носителю высокие требования духовности;

- Определение «духовности» характеризуется взаимосвязанными и
взаимодополняющими уровнями: 1) теоретический (научно-
рационалистический), 2) эстетически-художественный, 3) этический; 4) уровень
универсальных концептов культуры (к примеру, такие как: «Правитель,
правительство», «Российская земля», «Труд», «Слава», «Любовь», «Семья»,
«Дети», «Искренность»). В характеристику определения «духовность» в
дополнение к рассмотренным в социально-философской литературе параметрам
введены следующие параметры: соборность, нестяжательство, аскетичность, труд,
свобода. Эти важные части делают полнее определение духовности, которое
характеризуется следующими компонентами: развитый интеллект и фундаментальная
образованность; морально-психические качества как-то: доброжелательность, доброта,
любовь; идейно-эмоциональная возвышенность; понимание и чувство прекрасного
(красоты); совесть и ответственность перед самим собой и окружающими людьми;
сострадание, сопереживание, забота о людях; экологическое мышление;

- Характеристика духовно-ответственного журналиста, чья профессиональная
деятельность соответствует духовным, концептуальным, историческим
основам российского социума включает: 1) развитый интеллект и фундаментальную
образованность, 2) морально-психические качества, фиксируемые в нравственных
категориях добра и любви, 3) идейно-эмоциональную возвышенность, 4) понимание и
чувство прекрасного (красоты), 5) совесть и ответственность перед самим собой и
окружающими людьми, 6) сострадание, сопереживание, заботу о людях, 7)

экологическое мышление, 8) соборность, 9) нестяжательство, 10) аскетичность, 11) трудолюбие, 12) свободу;

- На основе анализа имеющихся практик саморегулирования СМИ в постсоветской России сделан вывод, что российский институт саморегулирования СМИ находится в стадии развития и нуждается в объединении всех имеющихся на сегодня форм саморегулирования профессиональной деятельности СМИ. Так же необходимо наличие тщательно разработанной и всесторонне продуманной программы, включающей в себя как важную составную часть духовно-нравственный механизм «внутреннего» саморегулирования журналистской деятельности;

На пути оптимизации формирования духовности в процессе воспитания и образования необходимо еще ответственнее относится к «привитию» духовности личности в процессе воспитания и образования, учитывать духовный опыт предыдущего поколения журналистов, продемонстрированный в профессиональной деятельности, максимально представлять предметы, формирующие духовность, создавать в учебном заведении атмосферу высокой морали, духовности.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, (6 параграфов), заключения, списка источников и литературы.

Особенности СМИ и наполнения медиасреды в постсоветской России

Исследования социокультурной ситуации в постсоветской России показывают, что расширяющееся медиа-пространство все более активно влияет на общественное сознание как мощное средство информации, культурных и образовательных контактов и как фактор развития творческих способностей личности уже нового тысячелетия. В этой связи усложняются наши социальные связи и модели идентичности, заставляя еще раз обратиться к пониманию таких явлений, как «масс-медиа» и «медиакультура» и их роли в обществе. Термином «масс-медиа» в последнее десятилетие все чаще обозначают средства массовой коммуникации (СМК): печатные издания, телевидение, радиовещание, источники информации в Интернете, а также кино, видео, сотовую связь и т.д. Их роль сегодня настолько велика, что современное общество называют не только «информационным», но и «медиатизированным», то есть в огромной степени зависимым от масс-медиа. Это свидетельствует об институализации данного понятия60. Медиа (от латинского — средство, посредник) — это термин XX века, первоначально введенный для обозначения любого проявления феномена «массовой культуры». Что касается понятия «медиакультура», то это детище современной культурологической теории, введенное для обозначения особого типа культуры информационного общества, являющейся посредником между обществом и государством, социумом и властью61. Формирование единого информационного пространства России, интенсивное развитие масс-медиа стали катализатором многих социальных процессов, повлиявших на политическое и экономическое развитие общества, становясь действенным лицом эпохи перемен62. В идеальном смысле журналист, обреченный по известному выражению — совершенствовать мир на основе своих несовершенств, должен выполнять одновременно две задачи: во-первых, сохранять, укреплять и постепенно «возвышать» общественную мораль и, во-вторых, расти до уровня высоконравственного индивида, способного нивелировать личные «несовершенства» и в гласном варианте являть собой образец для подражания. «Но практический «перекресток» морали и права в информационном пространстве далеко не всем журналистам удается переходить в соответствии с принятыми во всем цивилизованном мире канонами»63. И, пожалуй, никакое «независимое» издание или вещание не решится провести объективный опрос с целью выяснить: как же все-таки общество относится к журналистике. Потому что выяснится, что с «журналистикой связаны представления о лжи, продажности, беспринципности, верхоглядстве, нечистоплотности, патологическом любопытстве, разнузданной болтливости. Пуще того, нам назовут имена тех, кто занимается прямым растлением, соблазняет зрителей и читателей к жизни порочной - к духовной смерти». Средства массовой информации обладают огромной силой, не только зеркально отражая общественное мнение, но и формируя его, манипулируя им. К сожалению, практика отечественной журналистики, в отличие от ее теории, на сегодняшний день все дальше отклоняется в сторону западных традиций далеко не лучшего образца. Такие традиции связаны и с макиавеллистской этикой, ставящей во главу угла соображения власти и целесообразности, которые сочетаются с индивидуализмом, напористостью и гордостью, свойственные «пробивным» журналистам в их стремлении любой ценой заполучить и опубликовать желаемый материал. Отсюда - преобладание в профессиональной среде условий жесткой конкуренции, культа преуспевания, унижения проигравшего, применения некорректных приемов по отношению к аудитории, персонажу произведения, источнику информации, коллегам по профессии и др. с одной — единственной целью — чтобы победителю доставалось все, а его успех ставился бы превыше всего. Аналогичный нравственный климат в последние годы стал культивироваться и в российской прессе. И отечественные журналисты отныне нередко поступают подобным образом - сначала добиваются поставленной цели, а затем только вспоминают о том, какими средствами они ее достигли. «А средства эти не выдерживают серьезной критики с точки зрения Кодекса профессиональной этики российского журналиста: в частности, сотрудники средств массовой коммуникации притворялись душевнобольными для сбора материала в психиатрических заведениях, злоупотребляли спиртными напитками до потери сознания, чтобы узнать всю правду о медицинских вытрезвителях, писали заказные статьи в поддержку конкретных кандидатов на выборах, сочиняли правдоподобные душераздирающие истории и т.д.». В силу этого, в современной социально-философской литературе указывается, что СМИ существенно влияют на трансформацию духовности своей аудитории, и чаще со знаком минус.

Духовно-нравственная составляющая профессиональной деятельности журналиста

У журналистики, как у одной из редких, сложных творческих профессий, есть свои, присущие только ей особенности задач, требований и положений, условий труда, роли в обществе, влияния на массовое сознание.

Мы рассмотрим профессиональную деятельность журналиста с точки зрения в ней духовно-нравственного содержания.

Журналистика - это особый тип духовного производства — производство массовой информации, социальных смыслов. Конкретнее, журналистская деятельность в системе духовного производства это: «речевая деятельность журналиста, информационная деятельность журналиста, просветительская деятельность журналиста, деятельность журналиста в производстве социальных смыслов, деятельность журналиста по созданию информационной картины мира».

Потребителями этой продукции выступает — массовая аудитория. Надо постоянно учитывать, что конечный результат журналистской деятельности многообразен160. С одной стороны, это: а) отдельно взятый журналистский текст или б) их совокупность в пределах одного издания, ряда СМИ. С другой — в) восприятие текста (текстов) человеком, социальной группой или аудиторией в целом; г) факт социального поведения одного, группы индивидов, определенный воздействием журналистских текстов. Наконец — это д) последующее распространение информации, полученной человеком по каналам СМИ, та или иная ее интерпретация.

Основными участниками этого производства выступают журналисты и журналистские сообщества. Важно, как оценит журналист ситуацию, что ему поможет разобраться, где Добро, где Зло, в чем смысл жизни, где Благо для человека и в целом для человечества. Для этого, по меньшей мере, журналист должен не только различать эти понятия на свой лад, а быть осведомленным в том, что эти понятия значат в идеале.

Журналистская деятельность - это, прежде всего, творческая деятельность. Журналист творит, он создает информационный продукт. Г.В. Лазутина дает такое определение этому продукту: «информационный продукт - это есть дело и рук человека, результат переработки и обогащения полученной им информации, в котором неизбежно отражается уровень креативности - творческих возможностей его создателя»161.

И здесь нет речи о художественном додумывании или искажении фактов, или приписках и догадках, здесь речь о стилях, формах преподнесения материала, об общем анализе происходящего и произошедшего (для этого нужно уметь абстрагироваться, мыслить масштабно, уметь созерцать, вчувствываться, и т.д. и т.п.). Журналистский текст, это совершенно новое, доселе не писанное произведение, пусть основанное на фактах и только фактах (но связать это, даже не приписав ничего, просто логически выстраивая факты, а они будут у каждого в своем порядке, неповторимом, и логически, выстраивая аргументы, и, как следствие, делая вывод, решение, или ставя многоточие - это уже есть творчество). И эссе, очерк, журналистское расследование, фельетон, художественная зарисовка, все это требует от автора максимум творческих качеств, таланта, образного мышления.

Творчество, же, по мнению Г.В. Лазутиной представляет собой сложнейший психологический процесс, в котором включены все сферы личности и уровни психики: интеллект, эмоции и воля, подсознание, сознание и сверхсознание.

О творчестве можно говорить при наличии творца, определяющего смысл, цели, ценностные ориентиры своих действий. Духовно-нравственное состояние журналиста определяет эти ценностные ориентиры163. Но не всякое творчество призывает к Добру. Может быт творчество, служащее Злу. Актуальны слова И.А. Ильина о том, что «человек привык творить свою жизнь - мыслью, волею и отчасти воображением, исключая из нее добрые побуждения сердца; и, привыкнув к этому, он не замечает, куда это ведет: он не видит, что создаваемая им культура оказывается безбожною, впадает в пошлость, вырождается и близится к крушению»164. Очевидно, как высока духовная ответственность, возлагаемая на журналиста. Журналисту поможет его грамотность, образованность, воспитанность, но этого далеко не достаточно. Журналисту необходима его личная духовность.

Социально-философский анализ определения «духовности» в современной российской философской мысли

Духовность - один из самых сложных феноменов, истолкование которого в современной социально-философской литературе весьма дискуссионно. Среди большого числа подходов отчетливо прослеживаются три основных. Первая интерпретация духовности связана в отечественной традиции с религиозно-христианским началом. Вторая интерпретация является, по сути светско-рационалистической. Она распадается на две версии. Одна из них связывает понимание духовности с идеалами Добра, Красоты, Истины: она обладает качеством возвышенного. Другая версия светской интерпретации под духовностью подразумевает свободную внутреннюю жизнь человека, его устремления и рефлексии по поводу своих и чужих действий, независимо от оценочных к ним отношений. И этой последней придерживаются чаще. Преимущество такого понимания духовности в обретении им статуса научной категории - нейтральной, безоценочной, не идеологизированной.

Мы рассматриваем определения духовности как современной социально-философской литературы, так и традиционной русской философско-религиозной мысли. Такой подход позволяет более объективно обозначить черты духовно-ответственного журналиста.

Синтетическим представляется подход М.М. Бахтина, который изложил концепцию понимания поступка личности в «Философии поступка» и основал ее на триаде «теоретизм-эстетизм-этизм». Эта «триада» рассматривается как основополагающая для целого ряда исследований феномена духовности, предпринятых в отечественной литературе.

Обстоятельный анализ понятия «духовность» содержится в работах В.Г. Федотовой, которая, опираясь на идеи М.М. Бахтина, определяет духовность как ценностное содержание сознания и на основании ценностных доминант обнаруживает возможность выявления четырех типов духовности: эстетизм, теоретизм, этизм, религиозность. В.Г Федотова, первая, рассмотревшая структуру духовности, пришла к выводу, что существуют следующие типы духовности: эстетизм, этизм, теоретизм, религиозность, душевность, политизм182.

Но мы не согласны с тем, что, по мнению автора, каждый из этих типов духовности культивируется определенной профессиональной и социальной группой. Такая интерпретация идеи М.М. Бахтина, на основании которой осуществлена типология духовности, противоречит, на наш взгляд, идеям самого мыслителя. С точки зрения М.М. Бахтина духовность принципиально не может «культивироваться определенными представителями профессиональных и социальных групп», как это утверждает В.Г. Федотова, носителями духовности, по его мнению, выступает не социальная группа, а свободная личность, осознавшая себя и способная на ответственный поступок.

И еще, типология духовности, данная В.Г. Федотовой на основании выделения доминант ценности лишь отчасти раскрывает ее специфику уже потому, что духовность в данном случае связывается только с рационально рефлексивной деятельностью сознания и за пределами исследования остаются ее другие проявления. Не только ценности, но и другие мировоззренческие структуры - потребности, идеалы, мотивы, жизненный смысл, способны нести в себе духовное содержание.

Так Г.А. Аванесова определяет духовность как «особое душевно-интеллектуальное состояние отдельного человека или больших групп людей, связанное с устремленностью познать, почувствовать и отождествить себя с высшей действительностью, которая неотделима от всего сущего, в том числе и от самого человека, но постижение которой человеком затрудняется по причине несовершенства его природы»183. Духовность предстает в виде процесса внутреннего развития человека, преодоления им своих страстей, повседневных и эгоистических устремлений, а также поиска смысла жизни, постижения сущности высшего бытия.

Р.Л. Лившиц также, как и В.Г. Федотова опирается на триаду М.М. Бахтина и выявляет, только уже «формы духовности», вместо «типов духовности». Он рассматривает вопрос и о религиозности, как важной черте духовности, но при этом утверждает, что религиозность является лишь определенным типом мироотношения, и в духовности, как и бездуховности, определяющей роли не играет. Мы не согласны с такой формулировкой.

Похожие диссертации на Проблема духовного в профессиональной деятельности современного российского журналиста : социально-философский анализ