Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философский анализ проблем развития российского высшего образования (Гуманистические и гуманитарные аспекты) Яковлева Ирина Владимировна

Социально-философский анализ проблем развития российского высшего образования (Гуманистические и гуманитарные аспекты)
<
Социально-философский анализ проблем развития российского высшего образования (Гуманистические и гуманитарные аспекты) Социально-философский анализ проблем развития российского высшего образования (Гуманистические и гуманитарные аспекты) Социально-философский анализ проблем развития российского высшего образования (Гуманистические и гуманитарные аспекты) Социально-философский анализ проблем развития российского высшего образования (Гуманистические и гуманитарные аспекты) Социально-философский анализ проблем развития российского высшего образования (Гуманистические и гуманитарные аспекты) Социально-философский анализ проблем развития российского высшего образования (Гуманистические и гуманитарные аспекты) Социально-философский анализ проблем развития российского высшего образования (Гуманистические и гуманитарные аспекты) Социально-философский анализ проблем развития российского высшего образования (Гуманистические и гуманитарные аспекты) Социально-философский анализ проблем развития российского высшего образования (Гуманистические и гуманитарные аспекты)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Яковлева Ирина Владимировна. Социально-философский анализ проблем развития российского высшего образования (Гуманистические и гуманитарные аспекты) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Красноярск, 2004 148 c. РГБ ОД, 61:04-9/562

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Российское образование в системе современной культуры.

1.1. Постановка проблемы и методологический базис исследования 15

1.2. Современная социокультурная ситуация. Новые факторы влияния на образование 39

1.3. Глобализация культуры как фактор модернизации высшего образования 62

Глава 2. Особенности развития высшего образования на рубеже веков.

2.1. Новые базовые доминанты современной образовательной парадигмы. 76

2.2. Новое в содержании образования как результат смены образовательных ценностей 92

2.3. Методологические проблемы преподавания социогуманитарных дисциплин в вузе. Совершенствование их форм и методов 109

Заключение 125

Литература

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Обращение к исследованию проблем развития образования в России обусловлено необходимостью совершенствования высшего образования, чтобы привести его в меру своего времени, т. е. чтобы образование отвечало современным запросам общества и личности, и соответствовало актуальным ценностным ориентациям мирового сообщества.

Современная образовательная деятельность осуществляется в контексте реалий рубежа веков - состояния экономики, политики, экологической обстановки, национальных и международных отношений, глобализации культуры, дегуманизации общества, кризиса классической системы образования и т. д. Анализ современной социокультурной ситуации свидетельствует, что необходима модернизация форм и методов образовательной деятельности и выработка новых ориентиров образования. Развитие образования мыслится как процесс, направленный на становление культуро-, социо- и личностно-ориентированного образования, обеспечивающего формирование личности, способной и готовой к ответственному жизнетворчеству в сложном изменяющемся мире. В связи с этим исключительно важным является вопрос о механизме, который обеспечит переход от социально-философских оснований развития современного образования к системным концепциям и практике модернизации образовательных систем, отвечающих потребностям развития личности и общества.

Глобализация культуры связана с усилением информационных, социальных и интеллектуальных технологий, с разрушением традиционных экономических и социальных институтов. Остро осознается наличие конфликтующих между собой ценностей, связанных, с одной стороны, с расширением культурных контактов и коммуникации, а с другой стороны, с теми противоречиями, которые возникают в процессе планирования

социального и национального развития. Эти реалии активизировали работу многих национальных и международных организаций, деятельность которых ориентирована на укрепление мира, взаимопомощь, гармонизацию человеческих отношений, реализацию различных социальных, культурных и образовательных программ, сутью которых является формирование поликультурности, диалогового общения, диалоговых способов мышления. Такие условия человеческого бытия (в целом резкое ускорение перемен и, как следствие, неопределенность будущего) требуют от современного образования обращения к гуманистической и гуманитарной традициям, к мировоззренческим основаниям личности, ценностям духовного мира, что обусловлено рождением нового социального и личностного опыта в свете расширения таких образовательных функций как социализация и самоактуализация.

Понимание важности развития образования в России связано с надеждами на выход из кризиса культуры, порожденного фундаментальными переменами как в России, так и в мире в целом. В настоящее время, когда в основе культуры лежит признание нового способа бытия человека в мире, образовательная практика переосмысливается. Образовательные системы во всем мире находятся в состоянии перемен, перемены спонтанно и целенаправленно происходят и в российском образовании. Например, в последнее десятилетие серьезное внимание уделялось гуманизации и гуманитаризации образования, которые в числе прочих задач предусматривали формирование собственной активности личности обучаемого, включенного в образовательный процесс в качестве его субъекта.

Главная идея - создать модель образования основанную на новых взглядах на мир, на новых ценностных ориентациях - ответственности за общезначимые ценности, свободном ценностном самоопределении, толерантности, компетентности, образованности, профессионализме, ориентации на регулируемое мировое развитие, умении анализировать социокультурную ситуацию, формировании образованием нового типа

рациональности, ознакомлении в процессе образования с новой картиной мира, и введением в образовательный процесс принципа проблемной ориентации.

В настоящее время встает вопрос о вхождении России в европейское образовательное пространство, что выражается в сближении российской и европейской систем высшего образования, о чем свидетельствует Болонское соглашение 2003 года, результаты которого у части отечественных философов, культурологов и специалистов по организации образования вызывают аргументированные возражения.

Не смотря на то, что в последние десятилетия гуманизации и гуманитаризации образования уделялось много внимания - их задачи не исчерпаны. Реалии социокультурной ситуации свидетельствуют, что современные специалисты недостаточно подготовлены к решению встающих перед обществом и личностью проблем, что современное образование не удовлетворяет потребностям развития общества и индивида. Современные реалии требуют такой перестройки образования, которое бы вооружило специалистов знаниями и навыками социальной рефлексии, способности к проектированию, прогнозированию и будущетворению. Это проявляется в системе требований к уровню профессионализма, общей культуры, менталитета членов общества, получающих высшее образование.

Степень разработанности проблемы. В 80-90-е годы прошлого века наибольшее внимание уделялось эффективности образования с точки зрения развивающихся потребностей общества, связанных с развитием цивилизации и улучшением качества жизни. Эти ценности, казавшиеся неоспоримым условием прогресса, сегодня ставятся под сомнение (Н. Н. Пахомов, О. В. Долженко, И. П. Савицкий, В. М. Розин).

В 80-х годах прошлого века серьезно рассматривались проблемы гуманизации и гуманитаризации образования. Отечественные философы П. Г. Щедровицкий, Н. С. Розов, Б. С. Гершунский, В. М. Розин, О. В. Долженко, В. Садовничий, В. М. Шепель, Л. И. Коханович, Т. А. Тартарашвили, В. Т.

Ополев, Г. С. Абрамова, Н. Б. Крылова, В. Е. Шукшунов, И. В. Захаров, Л. Е. Душацкий, А. Я. Флиер и др. подвергли высшее образование критике за подготовку узкопрофессиональных, не обладающих гуманитарными знаниями и гуманистическими установками специалистов, и разработали философско-методологические предпосылки, которые легли в основу новых концепций образования.

Значительное внимание в теоретических работах современных российских ученых Ф. Т. Михайлова, Н. Н. Пахомова, Э. Н. Гусинского, Ю. И. Турчанинова уделялось исследованию изменений социальной роли, задач и идеалов высшего образования, где последнее рассматривается включенным в личностные смыслы человека и возможности приспособления его к изменениям социальных условий.

Различные стороны гуманитарного образования как важнейшего компонента развития общего образования, были рассмотрены в трудах философов и историков начала XX века Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, П. Н. Милюкова, В. О. Ключевского, В. П. Вахтерова, В. М. Бехтерева, М. Ф. Коптерева, П. Ф. Лесгафта, А. П. Нечаева, Л. И. Петражицкого. В этих работах отражена социально-философская концепция человека, предполагающая взаимосвязь культуры и социума. Принципиальные проблемы развития образования во второй половине XX века изложены в трудах Д. С. Лихачева, И. А. Зимней, И. Т. Фролова, В. М. Шепель, О. Ю. Кондратьева, Н. Я. Голубкова, А. А. Гусейнова, Р. Г. Апресяна, В. Т. Лисовского, И. М. Орешникова и др.

Соотнесенность образовательной деятельности с культурным контекстом, культурными ценностями общества исследовали Л. Г. Олех, Г. И. Петрова,

B. П. Рабинович, X. Шельский, А. П. Огурцов, Л. В. Хазова, Н. А. Антонов,

C. Н. Еремин, В. М. Петров, В. Н. Турченко.

Идея, согласно которой ценностью образования считается развитие

человека, лежит в основе философско-образовательных парадигм таких философов, как Э. Гуссерль и Э. В. Хайдеггер, Л. В. Выготский и М. М. Бахтин, М. К. Мамардашвили, и М. Бубер, Э. В. Ильенков и В. С. Библер. При исследовании гуманистических и гуманитарных проблем современного высшего образования учеными разработаны дефиниции понятий «образование», «менталитет», «ценности», «ценностные ориентации», «мировоззрение», «личность», «социализация», «самоактуализация», а также определения, раскрывающие смысл и значение массовой культуры, особенности современной социокультурной ситуации в России.

За рубежом ценностные ориентиры и принципы формирования образовательных систем исследуются достаточно давно. В работах зарубежных философов и культурологов, посвященных аксиологическим проблемам современной культуры (Аурелио Печчеи, Р. Хиггинс, Ж. Семлен, А. Моль, М. Шелер, А. Маслоу, А. Швейцер, В. Франки, Э. Левинас, Тейяр де Шарден, Э. Фромм, Р. Хирау, Э. Лебак, Э. Б. Тайлор и др.), наблюдается большое разнообразие точек зрения относительно природы гуманизма, его отражения в содержании гуманитарных наук, преподаваемых в высшей школе. Однако недостаточное внимание в литературе уделяется социально-философскому анализу развития образования, связанному с новой картиной мира, с сущностными характеристиками современного мирового развития и местом человека в мире. Актуальной стала задача создания новых парадигм образования, ориентированных на социальный заказ, построение теории, адекватно отражающей новые образовательные реалии и направления модернизации образования с тем, чтобы подготовить новые поколения к жизни в XXI веке. Попытку решения данных вопросов и представляет данная работа.

Объектом исследования является социально-культурное пространство российского образования в современной реальности.

Предмет исследования, В качестве предмета исследования выступают проблемы российского высшего образования, обусловленного особенностями развития современной социокультурной среды.

Цель исследования - учитывая особенности развития российского образования на рубеже веков, выявить основные доминанты новой философии образования как важной теоретической предпосылки реализации механизма перехода от социально-философских оснований определения человека и его места в мире к практике модернизации современных российских образовательных систем.

Задачи исследования:

выявить роль комплекса методологических подходов (философского, культурологического, системно-деятельностного, аксиологического) в исследовании социально-философских оснований развития российского образования;

на основе анализа современной социокультурной ситуации выявить социально-философские основания модернизации современного образования;

исследовать главные тенденции глобализации мирового социокультурного пространства, степень его влияния на российское образование;

определить новые базовые доминанты современной образовательной парадигмы;

обосновать основные направления модернизации современного образования;

исследовать пути совершенствования преподавания социогуманитарных дисциплин. Выявить с позиции философии образования функциональные особенности социогуманитарного образования и, в частности, художественного, основанного на потенциале российской культуры, и степень его воздействия на общую культуру личности.

Общая методологическая основа. Анализ проблем развития образования осуществляется на основе философского, культурологического и системно-деятельностного подходов. Философский метод выражает общие закономерности мироздания как гармонически целостной системы мировоззренческих отношений, кроме того философские проблемы - это такие противоречивые ситуации, предлагаемые решения которых требуют философской интерпретации. Согласно культурологическому подходу, переосмысление концептуальных основ образования связано с выделением рациональных начал прошлого и современного, ментальным освоением новых реалий в условиях кризиса культуры, глобализации современного мира, особенностью социокультурной ситуации в России и кризисом образования. Важнейшей эвристической составляющей системно-деятельностного подхода является то, что он акцентирует внимание на взаимодействии среды и объекта и показывает значение этой среды для формирования внутренней активности объекта, постановки и изменения целей, выработки образовательного идеала.

Специфика объекта исследования позволила не замыкаться на указанных методологиях, а исследовать материал в соответствии с методологическими подходами содержащимися в трудах современных российских и зарубежных философов, т. е. в процессе исследования обращаться к различным гуманитарным наукам и дисциплинам, теориям и концепциям. В ходе исследования использовались такие общенаучные универсальные методы, как аксиологический и гуманитарный.

Научная новизна работы. Автор выделяет следующие элементы новизны:

раскрыты социально-философские основания развития образования:

преобразование целей, содержания и методов, отражающих потребности личности и общества; представление в содержании образования оптимальных путей развития общества через изменение массового сознания и ценностных

ориентации большинства людей; формирование новой картины мира, мирового развития и места человека в современном мире; переориентация взаимосвязи человека с природой и обществом, с культурными ценностями общества с антропоцентрических на антропокосмические идеи; становление современного образования и возможность его реализации в русле гуманизма и гуманитаризма, в основе своей связанных с этизацией и изменением аксиологических установок всего образовательного процесса; а также проанализирована его роль в обеспечении регулируемого развития общества;

на основе анализа современной социокультурной ситуации выявлены факторы, обуславливающие переоценку всех компонентов образовательного процесса г- информатизация общества, глобализация, развитие и распространение массовой культуры, плюрализация культурных явлений, которые определяют изменение образовательных ценностей и соответственно целей, методов и содержания современного образования;

исследование глобализации культуры позволило выявить актуальную доминанту - новую рациональность, позволяющую индивиду анализировать и оценивать современные проблемные ситуации, принимать обоснованные и ответственные решения, и проводить их в жизнь. Новая рациональность как новая гуманистическая направленность образовательного процесса, будет способствовать проблемной ориентации образования, обеспечению интеграции учебных дисциплин, изменению аксиологической установки во взаимосвязи человека с природой и обществом.

разработан принцип, на основе которого возможно построение социально-философской концепции ценностно-ориентированного образования, который включает следующее: соотнесенность образовательной деятельности с культурным контекстом, с культурными ценностями общества; способность образования обеспечить важные социальные и культуротворческие функции; подготовка специалистов к пониманию и решению глобальных проблем современности, преодолению разрыва между человеком и созданной им

11 цивилизацией; содействие обеспечению преемственности и обновлению общества, учет в содержании образования сущностных характеристик современного мирового развития и места человека в современном мире; включенность в содержание образования личностных смыслов человека, дальнейшая гуманизация образовательного процесса.

учитывая ценностные ориентации, менталитет, мировоззрение и образовательные потребности современной молодежи, обеспечивающие формирование продуктивного творческого мышления личности, выделено значение формирования новой картины мира, составляющей «ядро» культуры современного специалиста. Поскольку образование становится одним из главных механизмов эволюции цивилизации, новые социально-философские доминанты, должны подготовить переход человечества на путь регулируемого развития, осуществить который возможно лишь при условии радикального изменения массового сознания и прежде всего ценностных ориентации большинства людей;

определены пути совершенствования преподавания социогуманитарных дисциплин в высшей школе, связанные с обновлением целей, содержания, форм и средств образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении категориального аппарата философии образования таких понятий как образование, гуманитарное образование, развитие образования, личность, ценность, ценностные ориентации, социализация, самоактуализация, менталитет, мировоззрение. Перечисленные понятия раскрывают значимость и возможности современного образования на основе философского, культурологического, аксиологического и системно-деятельностного подходов. Раскрываются проблемы образования, обусловленные современной социокультурной ситуацией и глобализацией мировых процессов. Теоретическую ценность имеет также принцип ценностно- и проблемно-ориентированного образования, сформулированный в результате

многоаспектного анализа развития образования на рубеже веков.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее содержание и выводы способствуют:

выявлению гуманистических и гуманитарных аспектов современного образования;

повышению эффективности преобразований в сфере образования, теоретическому и методическому обеспечению учебного процесса в высшей школе;

уточнению современного проблемного содержания и ценностных ориентиров базового гуманитарного образования в высшей школе;

определению интеграции социогуманитарных дисциплин в высшей школе.

Полученные диссертантом результаты могут найти применение при дальнейшем исследовании проблем развития образования, определении конкретных путей реформ образования. Положения и выводы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания курса современной социальной философии, культурологи и теории познания, в работе методологических семинаров по проблемам развития образования.

На защиту выносятся следующие положения

  1. Важнейшей целью образования является формирование личной ответственности специалистов за судьбы мира. Роль синтезирующей идеи, лежащей в основе модернизации содержания образования, выполняет концепция регулируемого мирового развития.

  2. Важнейшей тенденцией развития современного образования являются преобразование целей, форм и методов обучения, отражающих запросы личности и общества в условиях современной социокультурной ситуации.

  3. Новый тип рационального мышления - есть условие вхождения личности в сферу осмысленной и соотнесенной с доминантами мирового развития деятельности.

  4. К основным требованиям, выполнение которых обеспечит модернизацию образования на основе ценностно-ориентированного принципа, относятся: а) формирование глобального миропонимания; б) изменение ракурса построения образования, акцент на освоение методологии деятельности, формирование рефлексивных способностей; в обучение, основанное на междисциплинарной природе современного знания; г) развитие творческих способностей; базирование принципов обучения на собственном опыте обучающихся (особое значение для творческого развития личности приобретает на данном этапе формирование новой образовательной парадигмы); д) формирование и широкое внедрение в образовательную практику культуры многокритериальной постановки и решения инновационных задач; е) использование образовательных технологий, ориентированных на приоритетное развитие человеческой личности, прежде всего ее способностей к социализации и самоактуализации.

  1. Цель образования связана с формированием новой картины мира, объединяющей историческое виденье развития общества с осознанием гармонии человека природы и общества, а также новую стратегию развития человечества.

  2. Новые модели образования отличаются от традиционных по следующим параметрам:

по целям образования: цель традиционного образования - подготовка квалифицированных специалистов, цель ценностно-ориентированной модели - профессиональное и личностное развитие индивидов, всесторонняя, этически насыщенная подготовка к деятельности в проблемном информационном обществе;

по содержанию образования: развитие связано с необходимостью формирования нового типа рациональности, введением этических компонентов на основе толерантности и выделением этических аспектов профессиональной деятельности, с акцентом на методологию деятельности, рефлексию, развитие творческих способностей, абстрактного мышления, усилением деятельностного аспекта обучения, введением проблемно-ориентированного образования;

по методам обучения: переход от традиционной модели, использующей обычные лекционно-семинарско-практические формы обучения (когда студенты изучают теоретический и практический материал и отчитываются за освоение определенных тем), к моделям инновационного образования, основанным на включении будущих специалистов в контекст будущей профессиональной деятельности и подразумевающим использование активных методов обучения - имитационных, ситуационных, деловых игр, практикумов по психологии творчества, олимпиад, конкурсов, творческих дискуссий и т. п., развивающих навыки проектирования и управления. Необходимыми формами преподавания социогуманитарных дисциплин считать метод формирования критического стиля мышления, включающий развитие рефлексивных способностей, проблемно-ориентированное обучение, общение, обучение диалогу как одно из первых условий совместной деятельности, и метод системно-культурного подхода, реализующийся через все виды социогуманитарных дисциплин, включающий художественное творчество.

Сущностной характеристикой становления современного образования является его гуманистическая и гуманитарная направленность. Современное понимание принципов образования связано с его этизацией и изменением аксиологических установок в сторону антропокосмизма, что говорит о гуманистическом характере этой тенденции.

Постановка проблемы и методологический базис исследования

Научно-технические достижения, изменения в социокультурной ситуации приводят к формированию новой картины мира и на этой основе к становлению новой образовательной парадигмы. Значительно меняется антропологическое основание образовательной деятельности, ответственное за формирование общественного интеллекта, этически совокупного разума, соответствующего концепции регулируемого, управляемого мирового развития. В современном понимании это формирование свободной и ответственной личности, способной конструктивно работать в проблемных ситуациях, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, обладающей широким мировоззренческим кругозором и нравственным сознанием.

Как сформировать такую личность? Каким должно быть современное образование?

Натуралистическое сознание, формируемое классическим образованием, не способно объяснить человеческие проблемы, оно отступает перед сложностями социальной жизни. «Чудесные успехи естественных наук как познание вещей, - пишет Х.Ортега-и-Гассет, - находится в резком противоречии с их бессилием перед собственно человеческим. Человеческое ускользает от физико-математического разума, подобно воде, вытекающей из решета» [139. С.48]. Чтобы исключить это, в образование необходимо ввести отчетливо артикулируемое человеческое, социальное, проблемное, культуросообразное. В связи с этим возникает задача формирования новой, неклассической, образовательной парадигмы, призванной сменить традиционную. Неклассическая модель образования должна отразить социальный заказ по представлению в ней общих закономерностей мироздания как гармонически целостной системы мировоззренческих отношений, которые станут образовательной основой достижения интеллектуально и нравственно осмысленных целей современного общественного развития.

Проблемы образования занимали важное место в философских концепциях Платона, Аристотеля, Августина, Я. Коменского, Ж. -Ж. Руссо, которым человечество обязано осознанием культурно-исторической ценности образования. Немецкая классическая философия выдвинула идею гуманитарного образования личности и ее самосознания, предложила пути реформирования системы школьного и университетского образования. Западная система образования построена на основе философско-педагогических воззрений 3. Фрейда (психоанализ и иррационализм), Ф. Фребеля (ифы и творчество), М. Монтессори (саморазвитие, самовоспитание, космополитизм), Ж. Пиаже (мышление и речь). Многие выдающиеся мыслители XX века - В. Дильтей, Д. Дьюи, А. Н. Уайтхед, К. Ясперс и другие -обосновывали проекты новых образовательных институтов. Следует отметить, что отличительной чертой воззрений большинства философов на образование была опора на решение фундаментальных мировоззренческих и методологических проблем.

Разрешения противоречия между классическим образованием и современными требованиями личности и общества и построение на этой основе новой образовательной парадигмы связано, в первую очередь, с поисками адекватной научной методологии. Исходным для создания неклассической гуманизированной модели образования является философский метод, который выражает общие закономерности мироздания как гармонически целостной системы мировоззренческих отношений.

Поскольку развитие российского образования осуществляется в системе современной культуры, вопрос о статусе и причинах его качественных изменений целесообразно изучать на основе философского, культурологического и аксиологического подходов. Философский подход дает возможность философской интерпретации в исследовании глубинных оснований образования, предлагаемые решения которых будут способствовать решению проблем образования. В настоящее время представление об образовании связано с предназначением человека, фундаментальными характеристиками его бытия, новая образовательная парадигма должна учитывать результаты осмысления этой связи в различных философских концепциях современности. Углубить представления о современном образовании можно, уточняя, насколько круг ценностей современного образования совпадает с кругом ценностей развития личности, группы, нации, общества и, определяя, как соотносятся возможности образования и потребности в ценностно-ориентированной деятельности, так как ресурсы развития социума в настоящее время связывают с потенциалом личности, с ее творческими способностями.

Построение гуманизированной модели образования, выявление содержания,; структуры и форм образования, отвечающего потребностям новой социокультурной ситуации, требуют использования системно-деятельностного подхода, который позволяет осуществить переход от описания свойств и внешних характеристик образования к обнаружению оснований упорядочения его внутреннего содержания, составит представление о его структуре, сделает заключение о предназначении современной системы образования и других общественных институтов, удовлетворяющих образовательные потребности. Специфика познавательных задач, при решении которых используется деятельностный подход, состоит в выяснении факторов, обуславливающих воспроизведение и развитие исследуемого объекта. Переход системы из одного состояния в другое осуществляется на основе деятельности как важнейшей движущей силы. Одной из важнейших эвристических составляющих деятельностного подхода является то, что он акцентирует внимание на взаимодействии среды и объекта, показывает значение этой среды для формирования внутренней активности объекта, а также на взаимодействии постановки и изменения целей образования, выработки образовательного идеала.

Глобализация культуры как фактор модернизации высшего образования

Глобализация - новая мощная тенденция в развитии общества, вбирающая в массовую культуру, информатизацию общества, культурный плюрализм сообществ и другие качественные проявления. Что же можно считать определяющим в развитии мирового сообщества? Богатство национальных культур - самое большое достояние и ценность, которые имеет человечество. Их сохранение и развитие должно стать основой устойчивого развития. Оно не может сводиться к экономическим изменениям, а должно стать социальным направлением, имеющим в виду прежде всего человека, его духовное И' физическое совершенство, создание нормальных условий для жизнедеятельности, и ориентироваться на создание социально-устойчивого будущего.

В. С. Библер отмечал: «В XX веке феномен культуры...все более сдвигается в средоточие человеческого бытия, пронизывает...все решающие события жизни и сознания людей» [25. С.261]. Тем самым феномен культуры именно в XXI веке впервые может быть понят как ценность, как основной предмет философского размышления, как реальный, необходимый, исторически развитый, ответственный смысл действительной свободы человеческого бытия. Отсюда задачей нашего дальнейшего исследования будет поиск того рационального компонента, который будет способствовать механизмам использования современного высшего образования в новых культурных реалиях рубежа веков.

Решение глобальных проблем современности требует признания глобального международного сотрудничества, от которого зависит будущее человечества. Эти приоритеты ведут не только к политическим, но и культурным: изменениям, осознанию которых посвящены исследования многих специалистов. На наш взгляд, точное определение культуры дает Э. А. Орлова. Она считает, что организованные совокупности материальных объектов, идей и образов, технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе - все это созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения [138. С.20]. Соглашаясь в целом с таким определением культуры, позволим себе дать определение глобальной культуре как мирового культурного процесса, основанного на развитии мировых коммуникационных сетей, интенсивном взаимодействии и проникновении культур, создании информационного общества и других качественных проявлений культуры, позволившей выйти ей на глобальный уровень.

В настоящее время идет интенсивная интеграция культур, причем впервые с момента формирования наций, национальных государств и национального самосознания национальные культуры испытывают давление как со стороны нарождающейся глобальной культуры, так и со стороны возрождающихся локальных и этнических культур, находившихся прежде под доминированием культур национальных. Возникают опасения, что во всеобщем культурном пространстве самобытная этническая, национальная, племенная культура будет сбита с ног, потонет в безликом космополитическом потоке или захлебнется в более мощной и многочисленной, но чуждой культуре. Поэтому в современной мировой культуре все должно быть ценно - большое и малое, широкораспространенное и экзотическое, сильное и слабое, нарождающееся и древнее.

В настоящее время существуют технологические предпосылки для постоянного взаимодействия культур, а следовательно, государства не могут произвольно изолировать население своих стран от влияния других культур. Такое вовлечение всего человечества в единую систему взаимодействия культур мы называем глобализацией мирового социокультурного пространства.

В последние годы подавляющее большинство государств, культурная и научная общественность мира стали проявлять тревогу в связи с возрастающим негативным воздействием глобализации на национальные культуры, на многоязычие и, в конечном итоге на устойчивое развитие в интересах человека. Эти тенденции были отмечены на последнем крупнейшем всемирном форуме деятелей науки, культуры и образования - 31-й сессии Генеральной конференций ЮНЕСКО в Париже в конце 2001 года, в которой приняли участие официальные представители более 180 стран. Участники подчеркнули, что глобализация культуры в основе своей носит финансово-экономический характер и по существу своему направляется крупнейшими транснациональными корпорациями, все более подрывает экономические и политические позиции ряда государств, наносит ущерб их суверенитету и самостоятельному национальному развитию, а сферу культуры и образования различных стран мира пытается подчинить единым стандартам, разработанным в мозговых центрах этих корпораций.

Особый удар наносится по многоязычию. Сохранение разнообразия родных языков, главных хранителей цивилизации, преподносится как вчерашний день. Формирование информационного общества и другие процессы глобализации ведут к тому, что все меньше языков становятся средством международного общения и в результате постепенно выводятся из жизни мирового сообщества, а ведь исчезновение даже одного языка означает невосполнимую потерю для всей мировой цивилизации.

Стало заметно давление одной культуры на все остальные, нарушается принцип равенства культур. А где критерий преимущества той или иной культуры? Несомненно, есть свои плюсы в рационализме культур Запада, но как мы считаем, есть еще большие плюсы в глубокой человечности тысячелетних культур Востока, а Россия - важнейшее связующе звено между культурами Запада и Востока.

В глобализации мы выделяем три взаимосвязанных между собой фактора:

1) Полярность двух мировых культур Востока и Запада, включающие различия в религиозных верованиях, положении мужчины и женщины в обществе, в отношении к государственным законам, экономические и социополитические особенности [226. С. 3-13];

2) всепроникающая роль СМИ, способных влиять на сознание огромных масс людей,, формируя устойчивые стереотипы поведения, мышления;

3) формирование определенного типа людей, так называемого «массового человеческого типа», обладающего возможностями высокой адаптации в разнообразных культурах, не ведающего никаких запретов, не знающего ответственности ни перед прошлым и ни пред будущим, необычайно деятельного и могущественного, невероятно настойчивого и упорного как в созидании, так и в разрушении общечеловеческих ценностей. [142. С.24].

Новые базовые доминанты современной образовательной парадигмы.

Образование, являясь элементом культуры, испытывая возрастающее влияние культуры на себе (это стало заметно особенно за последнее десятилетие: появилась острая потребность общества в новых знаниях, специальностях, направлениях науки), в свою очередь, призвано влиять на культуру общества посредством основополагающих установок сознания, что должно способствовать изменению массового сознания. Культивирование необходимых человеческих качеств, формирование интеллекта, этически совокупного разума, соответствующего концепции устойчивого (регулируемого) мирового развития, возможно при выделении в философии образования главенствующих идей или основных признаков ориентирующих современное высшее образование на преодоление антропоцентризма, исключение враждебного противостояния человека и природы: это идеи ноосферы, коэволюции, идеи взаимосвязи и гармоничного отношения между людьми, идеи терпимости к чужим позициям, ценностям, идеи поиска взаимоприемлемых компромиссов (Н. С. Розов) и формирования холистского, планетарного, глобального ноосферного мышления, ответственности человека и общественного интеллекта за судьбу всего живого на Земле.

Задача нашего дальнейшего исследования - поиск новых ориентиров высшего образования, которые тесно связаны с понятием морали и нравственности, возможностью реализации различных тенденций в развитии обществ, культур, международных отношений, мировоззрений, а также технологий, развивающих представление учащихся о личностных смыслах, жизненных целях, задачах, ценностных ориентациях людей. Причем от образования потребуется быть встроенным в жизненные потребности личности и общества. Этому будут способствовать такие продуктивные направления новой философии образования как культурологическое и глобально- историческое, общая цель которых показать место и закономерности функционирования системы образования как важнейшего механизма воспроизводства и развития культуры общества.

Поворот России к демократии, правовому государству, рыночной экономике, связанные с ним коренные преобразования в ведущих сферах общественной жизни обусловили необходимость кардинальной образовательной реформы, что требует: «обновить содержание и повысить качество образования, осуществить его гуманитаризацию и фундаментадизацию на основе преемственных государственных образовательных стандартов и программ для всех уровней образования. [143. С.43-50].

Многообразие воздействий, которым подверглось образование в начале 90-х годов XX века, побудило новую философию образования признать, что в связи с новыми условиями бытия человека в мире укорененные способ бытия человека оказались исчерпанными. Таким образом, философия образования встала перед необходимостью определить современные философские, социально-этические и ценностные идеи, антропологические модели и гипотезы, выступающие новыми базовыми ориентирами, задающими новый вектор образовательной парадигмы. Обосновывая необходимость введения в содержание образования ценностно-ориентированную деятельность, утверждаем, что именно освоение таких гуманистических ценностей как «ответственность за общезначимые ценности», «свободное ценностное самоопределение», «компетентность», «образованность», «гуманный образ жизни», ориентация на устойчивое мировое развитие, осознание особенностей социокультурной ситуации и введение в механизм развития образования нового типа рациональности должны стать ядром базовых доминант образования. Строгий отбор учебного материала, системный анализ содержания и выделение основных инвариантов, методы и структура учебного процесса, реализация четких установок на самообразование, самореализацию и самоактуализацию -позволит сократить объем общих и специальных дисциплин и развить способности будущих специалистов к адаптации во многих сферах деятельности в условиях быстрых инновационных процессов. Переход от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества, сотворчества и от административно-командной системы управления вузом к самоуправленческим началам предполагает высокую степень самостоятельности вуза, в том числе и экономической, что способствует развитию хозрасчетных отношений. Развитие вузовских самоуправленческих начал является главным звеном демократизации высшей школы.

Антропологические предпосылки, вытекающие из учений Ж. П. Сартра, С. Кьеркегора, Г. Олпорта, А. Маслоу др., служат основанием для пересмотра классической образовательной парадигмы. Это позволяет приступить к фундаментальной гуманизации и гуманитаризации образования, основанных на современном гуманизме (экоцентричном гуманизме), критическом гуманизме, социальном идеализме и ценностных ориентациях личности, поскольку традиционное гуманистическое отношение, реализующееся в современной образовательной практике, недостаточно и уже невозможно.

Современная философия образования рассматривает сущность и природу всех явлений в образовательном процессе, главной из них мы выделяем онтологию образования, поскольку оно обусловлено пониманием необходимости подготовки к жизни человека, осознающего себя частью природы и мироздания, разбирающегося в логике функционирования мировых систем, способного осуществлять разумные преобразования. В связи с этим в образовании должно быть представлено изучение глобальных проблем современности, осмысление возможностей преодоления кризисных ситуаций и выработки на этой основе различных вариантов решения этих проблем. Вместе с тем необходимо учитывать, что перемены, происходящие в обществе, делают недолговечными полученные в образовании знания, навыки и стереотипы. Отсюда возрастает значение фундаментальных критериев выбора содержания и технологий образования. В связи с бурным развитием мировых интеграционных процессов большое значение приобретают навыки кросскультурного общения и взаимодействия, которые, в свою очередь, влияют на культурные стереотипы каждого сообщества. Все большее влияние на культурные стереотипы оказывает идея самобытности различных культур, их несводимости друг к другу или к какой-либо «правильной», «классической» культуре. В то же время приветствуется диалог, признается взаимовлияние и взаимодействие культур.

Проектируя новое содержание образования, необходимо также учитывать переориентацию ценностей в культуре: в идеале не образование определяет жизненную стратегию личности, но личность разрабатывает стратегию своей жизни, проектируя собственный образовательный маршрут. Каким образом это происходит, изучает логика образования. Поскольку обретение и развитие смыслов, целей, ценностных ориентиров, необходимость удовлетворения новых образовательных потребностей сопровождают человека в течение всей жизни, соответствующим образом должно быть выстроено и образование. Во-первых, оно должно быть обращено к формированию личностных смыслов, а во-вторых, должно быть непрерывным.

Включение в новую картину мира идеи ответственности человека перед природой, концепции благоговения перед жизнью (А. Швейцер), возможности выбора, которые противостоят жестко детерминистскому представлению о пути человеческого развития, делает такую картину мира аксиологически по-новому маркированной. Поэтому для того, чтобы выявить природу и источники ценностей образования, необходимо обратиться к такому разделу философии образования, как аксиология образования. Считаем, что введение в содержание образования нового типа рациональности основанного на кардинальных, субкардинальных, смысложизненных ценностях, ценностных принципов выживания и свободного развития, сформирует ценностное общественное и личностное сознание, которое, в силу взаимоприемлемости его оснований, признанности составляющих его ценностей, сможет служить общим пространством диалога различных мировоззрений, культур, традиций.

Похожие диссертации на Социально-философский анализ проблем развития российского высшего образования (Гуманистические и гуманитарные аспекты)