Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема идеала и самовершенствования личности в социально-философском контексте Дернова Лариса Реновна

Проблема идеала и самовершенствования личности в социально-философском контексте
<
Проблема идеала и самовершенствования личности в социально-философском контексте Проблема идеала и самовершенствования личности в социально-философском контексте Проблема идеала и самовершенствования личности в социально-философском контексте Проблема идеала и самовершенствования личности в социально-философском контексте Проблема идеала и самовершенствования личности в социально-философском контексте Проблема идеала и самовершенствования личности в социально-философском контексте Проблема идеала и самовершенствования личности в социально-философском контексте Проблема идеала и самовершенствования личности в социально-философском контексте Проблема идеала и самовершенствования личности в социально-философском контексте Проблема идеала и самовершенствования личности в социально-философском контексте Проблема идеала и самовершенствования личности в социально-философском контексте Проблема идеала и самовершенствования личности в социально-философском контексте
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дернова Лариса Реновна. Проблема идеала и самовершенствования личности в социально-философском контексте : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Архангельск, 2006.- 189 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/203

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблема идеала в истории социально-философской мысли.

1.1. Феномен идеала и практика самосовершенствования личности 11

1.2. Изучение феномена идеала от периода античной философии до эпохи Возрождения 24

1.3. Философия Нового времени и немецкая философия о проблеме идеала 52

Выводы по главе 79

Глава 2. Трансформация идеалов и самосовершенствование личности в России.

2.1. Феномен идеала в русской философии XIX -XX веков 84

2.2. Тоталитаризм и демократия - две идеологии в одном государстве 99

2.3. Переходный период в современной России как точка бифуркации в развитии личности 136

Выводы по главе 161

Заключение 167

Список использованной литературы 173

Введение к работе

По своей природе и функциям идеал как в общей, так и конкретных формах своего проявления - продукт общечеловеческой культуры. Его сущностные характеристики требуют, прежде всего, философского осмысления и представляют собой одну из традиционных и вечных философских тем, что делает оправданным постоянное к ней возвращение, несмотря на то, что главное и лучшее на сей счет, вероятно, уже сказано и освещено авторитетом величайших мыслителей прошлого. Тем не менее, по ряду причин, на которые будет обращено внимание ниже, указанная тема как философская проблема, имеющая выход в общественную практику, остается открытой.

Данное диссертационное исследование представляет собой попытку анализа проблемы идеала через рассмотрение возможности самосовершенствования личности в социально-философском контексте и в условиях развития современного российского общества с точки зрения социально и индивидуально сконструированных идеалов.

Исследование проблемы идеала и самосовершенствования личности имеет принципиальное теоретическое и методологическое значение для решения важнейших задач общественной практики, что особенно актуально на современном этапе реформирования и обновления российского государства.

Изучение феномена идеала и проблемы самосовершенствования личности является важным компонентом процесса переосмысления путей дальнейшего развития цивилизации и ее основных ценностей. Человек XXI века попал в очень сложную ситуацию. С одной стороны, ряд устаревших представлений об идеале оказываются в чем-то несостоятельными и нуждаются в переосмыслении. С другой стороны, трансформации, которые происходят в рамках современной цивилизации и которые обозначают переход от ее односторонне технологического характера к какому-то иному

качесгву, предполагают возрастание возможностей отдельного индивида. Эго неизбежно приводит к возникновению необходимости переосмысления некоторых представлений о феномене идеала и вместе с тем выработку его нового понимания, новой концепции человека и его возможностей. При таком подходе к проблеме идеала и самосовершенствования личности ее обсуждение не будет формой ухода от суровых реалий жизни, а будет являться одним из способов анализа глубинных вопросов, связанных с трансформациями современной цивилизации. Для России все это особенно важно, ибо в данном случае речь идет о формах и способах вхождения в современный цивилизованный процесс и сохранения себя как самоценной культуры.

В процессе исследования возникает возможность не только определить место и роль феномена идеала и самосовершенствования личности в системе общественных ценностей, но и дать оценку современным социальным проблемам сквозь призму прошлого и будущего.

Степень разработанности проблемы.

Рассмотрение проблемы идеала и самосовершенствования личности является объектом пристального внимания не только философии с момента ее возникновения, но и ряда социальных наук. Человечество постоянно возвращается к одной из самых старых тем науки - теме природы и сущности человека. Исследователи, благодаря развитию культуры во всех формах ее проявления и в соответствии с духом исторической эпохи, открывали все новые и новые типические черты и характеристики человека, подтверждающие мысль о принципиальном его превосходстве над всеми прочими живыми существами и особом его предназначении в этом мире. К таким уникальным способностям и потенциям относили разум, самосовершенствование, производственную деятельность, религиозные, эстетические чувства, политическую ориентацию, и многое другое, что делало человека личностью. К разряду уникальных способностей человека, утверждающих его сущностные характеристики, и одновременно таящих в

себе опасность переоценки их значимости, следует огнесги и способность к созданию идеалов.

Полностью осознать природу феномена идеала и определить оптимальные способы движения к нему способна в наше время только современная наука - наука о законах развития общества, опора которой на современную методологию познания, открывающую возможность объективного определения характеристик идеала и соответственно ориентации на него социальной практики.

Провозглашение свободы как принципа пост-тоталитарного российского общества неизбежно приводит к поискам путей его рационального устройства. В эту сложную для России переходную историческую эпоху на первый план выходят проблемы идеала и самосовершенствования личности и как следствие появляется необходимость в изменении сознания каждой личности.

При всем разнообразии подходов к определению сущности феномена идеала личности общим и неоспариваемым, поскольку очевидным, остается представление о том, что сущность этого феномена не проявляется с момента рождения человека, а создается самостоятельно индивидуумом под непосредственным влиянием изменяющихся исторических условий.

Практическое значение идеала в действительности может быть огромным. И это практическое значение либо способствует развитию личности и общественному прогрессу при разумном выборе соответствующих идеалов, либо, напротив, приводит личность к деградации, а общество к социальной катастрофе, если идеал, при всей своей внешней привлекательности, оказывается утопичным. Идеал в реальной жизни общества отражает опережающий характер действительности и проявляется как особый вид творчества, для которого характерна активность, конструктивность, направленность мысли на новое и избирательность.

«Идеальный план» действий в мироотношении, задаваемый знанием и концептуально-рациональными конструкциями, выступает не только как

необходимое, но как достаточное условие осуществления реальной жизнедеятельности по отношению к внешнему и внутреннему миру человека. Создание идеала и стремление к нему является самой высокой формой человеческой активности, осуществляя и развивая ее, человек оказывается способным достичь наиболее активной позиции в своем отношении к деятельности. Если воспользоваться известным изображением личности в виде индивидуального, уникального, исключительного микрокосма, то задача самосовершенствования и состоит в конструировании этой уникальности.

Соизмерение социальных и индивидуально сконструированных идеалов с тенденциями развития социального устройства в обществе представляется одной из ключевых проблем в понимании прошлого, настоящего и будущего общества. Преобразования, направленные на совершенствование общественного устройства, являются гарантом полной реализации способностей личности. В настоящее время для общества характерен переход к более широкому признанию общечеловеческих интересов, утверждению нового статуса личности, пониманию необходимости продвижения на пути к такому общественно-экономическому устройству, которое будет учитывать потребности и интересы всех граждан.

В зависимости от содержания идеал может конструироваться в различных проективных формах и соответственно выступать в оценочной, аналитической, конструктивной и регулятивной функциях. Идеал формируется личностью посредством определения наиболее значимых для нее идей, положений, смыслов, касающихся общественных событий и представляющих личный интерес. Исходя из того, что человек способен с большой степенью точности предвидеть последствия своего выбора, опираясь на целостный опыт духовного, культурного и исторического развития, отличить ложный идеал от истинного можно лишь, проанализировав последствия выбора и воплощения в жизнь того или иного идеала. Создание идеала и стремление к нему позволяет человеку

совершенствовать самого себя, что непосредственно приводит и к изменению его окружающего мира, а критерием истинности выбранных идеалов здесь может являться только практика. Таким образом, возрастает роль личности и ее возможностей в преобразовании действительности.

Весь спектр исследований проблемы идеала и самосовершенствования личности можно условно разделить на несколько групп:

работы, в которых исследователи проводят необходимый анализ исторического развития проблемы идеала (В.Ф. Асмус, А.С. Богомолов, В.В.Бибихин, Ж.П. Вернан, В. Виндельбанд, И.А. Гобозов, А.Х. Горфункель, В.В. Зеньковский, Ф.Х. Кессиди, В.Н. Кузнецов, А.Ф. Лосев, П.И. Новгородцев, Е.М. Штаерман и др.).

работы, в которых исследователи изучают природу и сущность феномена идеала (В.Е. Давидович, Д.И. Дубровский, Э.В., О.Конт, В.А.Лекторский, Н.С.Мудрагей, А.А.Новиков, Э.В. Ильенков, Л.И. Рувинский и др.).

работы, в которых исследователи анализируют такую сферу общественной жизни, как идеология ( Х.Арендт, Р. Арон, Г.К. Баллестрем, Д.Белл, 3. Бжезинский, А.П. Бучик, Дж. Гольдфарб, Р. Даль, Я.С.Драбкина, С. Жижек, Н.П. Комолова, К. Манхейм, С. Московичи, Дж.Э. Мур, К. Поппер, Ж.Ж. Ревель, А.И. Соловьев, И.М.Савельева, К. Фридрих, Ф.Хайек, A.M. Шлезингер и др.).

работы, в которых исследователи анализируют развитие российского общества в современных условиях в контексте рассмотрения проблемы идеала (В. Гельман, М.С. Каган, М. Мамардашвили, В. Л. Иноземцев, В. С. Степин, Т.Ю. Сидорина, В.Согрин, А. С. Панарин и др.).

работы, в которых содержатся плодотворные идеи для понимания проблемы идеала и самосовершенствования личности (М. Александрова, И.Ю. Алексеева, А.П. Бодрилин, К. Гирц, Н.А. Коренев, А.В. Логинов, Е.П.Никитин, М.А. Розов, В.Н. Порус, И.Т. Фролов, Ю. Хабермас, С.С. Хоружий, Е.Л.Черткова и др.).

Методологической основой диссертационного исследования являются работы: П.И. Новгородцева, В.В. Зеньковского, В.Е. Давидовича, В.В.Бибихина, Х.Арендт, Ф. Хайека, К. Манхейма, A.M. Шлезингера, В. Л. Иноземцева, В.С.Степина.

Цель работы: Цель нашего исследования — анализ феномена идеала, в контексте процесса самосовершенствования личности.

В соответствии с поставленной целью мы выдвигаем следующие задачи:

показать и проанализировать ряд подходов к изучению феномена идеала и самосовершенствования личности в социальной философии;

определить содержание понятий «идеал» и «самосовершенствование личности»;

рассмотреть непосредственную связь феномена идеала с практикой самосовершенствования личности;

обозначить различия между создаваемыми условиями для самосовершенствования личности в тоталитарном и в демократическом обществах;

рассмотреть развитие проблемы идеала и самосовершенствования личности в истории русской философии и культуры, а также в перспективах развития современного российского общества;

проанализировать основные характеристики сознания личности в различных социальных условиях развития общества;

Объектом нашего исследования является общественный идеал.

Предметом нашего исследования выступает феномен идеала в контексте самосовершенствования личности.

Теоретической и методологической основой диссертации явились работы ведущих зарубежных и отечественных авторов по проблемам идеала и самосовершенствования личности. Поскольку проблема исследования многоаспектная, она потребовала междисциплинарного подхода к ее анализу,

а также обращения к работам ведущих современных исследователей в области социальной философии, социологии, политологии.

При изложении материала в данной работе мы придерживались метода социальной синергешки и основных диалектических принципов: объективности, закономерности, взаимосвязи и развития, связи общего и особенного. В качестве общенаучных методов использованы: исторический метод и метод сравнительного анализа, в качестве вспомогательных методов - метод абстрагирования и прогнозирования, а также герменевтический анализ источников.

Для реализации сформулированных целей и задач использованы следующие критерии отбора материала: во-первых, фундаментальность разработки проблематики и степень воздействия результатов на последующую философскую мысль. Во-вторых, новизна и своеобразие взглядов того или иного мыслителя по сравнению с предшественниками в постановке и способах разработки проблем.

Научная новизна исследования:

феномен идеала рассмотрен в ключе социальной практики, неразрывно связанной с самосовершенствованием личности;

раскрыта сущность и природа процесса самосовершенствования личности;

подробный анализ сущностных характеристик идеала и
самосовершенствования личности позволил автору дать следующие
определения этих понятий: идеал - это выражение осознанной человеческой
потребности в образе желаемого реально осуществимого будущего, не
противоречащего прогрессивному развитию общества;

самосовершенствование личности - осознанное и целенаправленное развитие личностью самой себя, практическое доведение до обоснованных идеалов и ценностей с обязательным соблюдением моральных норм конкретного общества.

- выявлены закономерности влияния идеологий тоталитарного и
демократического обществ на становление личности в современной России;

- рассмотрена проблема феномена идеала и самосовершенствования
личности как процесса социального творчества личности в перспективах
дальнейшего развития современного Российского общества.

Теоретическая и практическая значимость. Основные положения работы имеют практическое и методологическое значение по изучению проблем личности, при рассмотрении их в различных областях современных научных знаний. Материалы и выводы данного исследования могут быть использованы в курсе учебных дисциплин «Философия», «Социальная философия», «Социология», «Политология» и для подготовки спецкурсов по теории идеала личности, а также в различных практиках по самосовершенствованию личности.

Апробация результатов исследования.

По материалам диссертации были сделаны доклады на научной конференциях: на XYI Ломоносовских чтениях (Архангельск,2004); на XYII Ломоносовских чтениях (Архангельск,2005); на всероссийской научной конференции «Современный мир и проблемы свободы» (Архангельск,2006); на международной научно-практической конференции «Экономика знаний: проблема, «перспективы решения» (Архангельск, 2006). Всего по теме исследования опубликовано пять работ.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения; двух глав, в каждой по три параграфа; заключения и списка использованной литературы. Работа содержит 189 страниц, из которых 172 с границы текста и 17 страниц список литературы, включающий 240 наименований на двух языках.

Феномен идеала и практика самосовершенствования личности

Социальная философия, рассматривая основную свою тематику, не может сдвинуть на периферию вопрос о человеке, о личности. Изучение проблемы личности в различных науках во все эпохи развития человечества неразрывно было связано с проблемой идеала, так как «идеал - есть нечто, теснейшим образом связанное с человеком, можно сказать, принадлежащее человеку» . В связи с этим в контексте нашего исследования возникает необходимость рассмотреть непосредственную связь феномена идеала с практикой самосовершенствования личности. «Существует великое множество самых различных идеалов, но функция у них одна - служить прообразом совершенства» .

Личность отражает в способах своей жизнедеятельности идеально и реально закономерные связи вещей, явлений, процессов. Личность - это Мир, «внутренняя вселенная», это качественная духовная определенность. Личность универсальна и неповторима но своим творческим способностям, интеллекту, памяти, темпераменту и характеру, интересам, убеждениям, вере, нравственным и мировоззренческим ориентирам, культурным запросам. Личность - это в высочайшей степени самосовершенствующаяся система.

Человек становится личностью только в обществе, но не теряет своей целостности, более того, при этом биологические и психологические особенности человека социализируются, гуманизируются. Но личность - это не просто существо, «вросшее» в социум, личностью является лишь человек, способный выделить себя из своего окружения для того, чтобы по-новому, сугубо избирательно связаться с ним. Личность определяется не только тем, что она уже есть, но и тем, к чему она стремится, какие задачи может и хочет поставить перед собой, то есть цель личности - стремление к созданному идеалу.

Человек, независимо от его нравственного, интеллектуального, эмоционального состояния, независимо от его положения в обществе, всегда имеет свой идеал - высший образец, по которому он строит свою жизнь. Как точно отметил Ю. Шрейдер: «Только человек не относится к своим целям как к чему-то естественному и безусловному, но соразмеряет свои цели со своими ценностными ориентациями, то есть с реальностями не природного, а духовного мира»3. Исходя из того, каким человек видит окружающий мир, каковы его представления о жизни и бытии, такой идеал он и избирает. Человек вне зависимости от своей воли и своих желаний рождается человеком, и всю свою жизнь он реализовывает себя как Человека.

Человек - будь то гений или лентяй и бездарь, всегда вынужден развиваться. Но это развитие невозможно без идеала как цели, задачи, смысла жизни, даже если представление об идеале не до конца

формулировано. «Человек, - пишет К.Ясперс, - не может вообще перестать быть человеком. Он може г погрузиться в сон, отсутсгвовагь, забыть о себе. Но человек не может в ходе исторической эволюции превратиться в обезьяну или в муравья, или в нашу эпоху - в механизм рефлексов, разве только в том страшном состоянии, которое подводит его к границе, от которой, однако, он вновь возвращается к самому себе, если не гибнет как индивидуум»4.

Идеал в общеупотребительном смысле - это высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления. Идеал в гносеологическом смысле - истина, в эстетическом - прекрасное, в этическом - совершенство. Под совершенством понимается идея высшего образца, с которой соотносятся цели и результаты предпринимаемых человеком усилий.5

При любых подходах к изучению феномена идеала появляется необходимость обращаться к проблеме идеального. «Идеальное» обозначает как сам процесс, так и результат этого процесса. Процесса идеализации -психического отражения действительности, формирующего образ предмета. Предмет в данном случае надо понимать как идеальную форму бытия предмета созданного человеком. Поскольку сознание, по мнению Э.В. Ильенкова, «с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди»6, то идеальное - явление не природное, а социальное. «Идеальное начинается не там, где отдельный индивид противостоит природе, а там, где природе противостоит совокупность объединенных общественными отношениями людей» . По мнению А.В. Соколова: «Первичной областью идеального служит субъективная реальность, которой определяется рациональное и эмоциональное содержание идеального. Это содержание закодировано в нейродинамических структурах живого мозга - материального субстрата сознания. Субъективная реальность есть область бытия идеального в двойном смысле: во-первых, как область бытия порождения идеального; во-вторых, как область хранения идеального в структурах памяти. Вторичной областью бытия идеального является социальная действительность, представляющая собой «очеловеченную» часть объективной реальности, то есть социум» . Таким образом, для определения категории идеального не имеет значения вид материального носителя, будь то отдельный человек или общество в целом, важно, чтобы носитель всегда был. «Зависимость обобществленного идеального и, в частности, обобществленного сознания от индивидуальных сознаний обусловлена не тем, что обобществленное идеальное не имеет другого способа существования как в живом сознании индивидов, а тем, что социализированные индивиды не могут существовать без обобществленного идеального, поэтому они вынуждены порождать его с объективной необходимостью»9.

Феномен идеала в русской философии XIX -XX веков

Рассмотрение проблемы феномена идеала и самосовершенствования личности в контексте русской философии, по нашему мнению, не будет полным и исчерпывающим без рассмотрения понятия «русской идеи». Раскрытие смысла «русской идеи» позволяет нам дать некую характеристику идеалов России как основ для формирования целей процесса самосовершенствования русского человека. Русская идея - это и политическое, и философское, и идеологическое понятие, которое может быть выражено и в художественных образах. Термин «русская идея» впервые был применен в 1860 году Федором Михайловичем Достоевским, в нем он видел синтез всех лучших идей, которые развивает Европа161. Достоевский - это величайший гений, философ и мыслитель России. Гениально то, что Достоевский не сказал «российская идея», а сказал «русская идея» и тем самым породил понятие Национальная идея и национальная идеология в противоположность государственной идее и государственной идеологии. Он же первым и выставил приоритеты между этими двумя понятиями. Дело в том, что национальная идея обосновывает цель вечного продолжения рода каждого человека в рамках групп родственных ему людей значимостью всего комплекса его собственной идеологии и родственной ему идеологии родственных ему людей. Другими словами она дает смысл жизни человека и продолжения его рода. Цель государственной идеологии, по крайней мере в России в течение нескольких последних столетий, прежде всего, увековечивание не народа и его идеологической значимости, а определенной формы государственной власти.

Идеи русского мыслителя и общественно-политического деятеля Петра Яковлевича Чаадаева также обращены к «русской идее». Чаадаев верил в образование мощного славянского государства, которое в свое время выйдет на передовые исторические рубежи. Основание для этой идеи мы можем найти в еще более ранних воззрениях Старца Филофея, изложенных в послании великому князю Василию III, Ивану Грозному. Филофей говорил, что Первый Рим пал от язычников, а второй от мусульман за прегрешения против веры. Их роль перешла Московскому царству как оплоту православия. Москва, таким образом, представляется как третий Рим. Однако, изучая историческое развитие России, он высказывал мысль о том, то Россия постоянно копирует западные образцы политического, технологического, и экономического развития и находится в состоянии перманентного отставания. Это, по мнению Чаадаева, означает, что когда западные образцы внедряются на русской земле, они оказываются уже устаревшими. Состояние перманентного отставания порождает противоречия между западными идеями и общим уровнем развития сознания русского народа, желание постоянного копирования не дает проявиться оригинальности мысли162.

Логика мысли Чаадаева была продолжена Николаем Александровичем Бердяевым. По своей духовной установке Бердяев был настоящим романтиком, верующим в то, что сознание интеллигенции России питает Русскую идею, то есть веру в то, что духовный потенциал русского народа долгое время не реализовывался в истории из-за того, что Россия только копировала западные образцы, и, наконец, будет реализована в будущем163. Кроме того, смысл русской идеи для Бердяева заключался в братстве народов и искании всеобщего спасения164.

На протяжении всей истории Российского государства русский народ предпочитал заботиться «не о хлебе насущном», а выяснять свое отношение к Богу. Православная вера, воспринимаемая как религия любви, обращенная ко всему человечеству, изначально проповедовала идею свободной личности. Каждая душа сама по себе «внемлет Богу», сама принимает решение и отвечает за него. В труде «Русская идея» Н.А. Бердяев утверждал, что в глубине русского народа «заложена свобода духа большая, чем у более свободных и просвещенных народов Запада... Огромность свободы есть Философ определил значение процесса самосовершенствования личности для прогрессивного развития общества: «Через внутреннюю рабогу личности и нации, через выработку качеств характера только и утверждается справедливое общество»166. В продолжение этой идеи Бердяев дает характеристику русской эсхатологии: «...активна и гуманистична, она предполагает не уничтожение, а преображение человечества на путях к постижению идеалов...важно преодолеть понимание Апокалипсиса как ожидание конца и суда. Необходимо понимать, что возможно и активное понимание Апокалипсиса как призыва к творческой активности человека, к героическому усилию и подвигу»167.

По утверждению Бердяева, общество есть производное от личности, а личность есть «духовное существо, несущее в себе образ божественного (идеального)» . Вследствие этой взаимосвязи, высшие законы в обществе реализуются непосредственно через личность. «Извне, из объекта -человеческая личность есть лишь малая часть общества, изнутри, из субъекта - общество есть часть человеческой личности...как малой вселенной, заключающей в себе все»169.

Органичное сочетание общего, социального и единичного, личного нашло свое выражение в понятии «соборности» - центральной темы Русской идеи. Это понятие было введено Алексеем Степановичем Хомяковым, который писал, что собор «выражает возможность собирания множества в единство», где единство нельзя уподобить груде песчинок или кирпичам, уложенным в стену . Собор - это церковь, а в храме Божьем все равны и следуют одному общему ритуалу. Но при этом равенстве каждый человек остается самим собой, каждый сам держит ответ за свои поступки перед Божеством, вознося свою личную молитву.

Русская философская мысль ионимаег соборность как интуитивную очевидность, веками воспитанную православием в народе. Это, по словам Хомякова, «единство свободное и органическое, живое начало которого есть божественная благодать взаимной любви»171. В этом смысле последователи Хомякова считали ее противоположной как католическому авторитаризму, так и протестантскому индивидуализму. Отвергая индивидуализм, русские мыслители указывали, что надо спасать не человека, а человечество.

Благодаря А.С.Хомякову, соборность приобрела статус философско-мировоззренческой категории. В его воззрениях она получила важный онтологический и гносеологический смысл. Согласно соборной гносеологии Хомякова, познание истины возможно осуществить только через собирание внутренних сил души познающего субъекта в единстве веры, мысли и чувства, а также через общение личностей в любви, свободе и Божьей благодати. Только таким образом, по убеждению славянофильского мыслителя, достигается согласие человеческого ума с Божественным разумом. И только волевое собирание всех мыслительных и чувственных сил познающей души, ее вхождение в связь с разумом Церкви и с силою благодати преображает человеческий ум и позволяет отдельному человеку приблизиться к идеалу.одно из полярных начал в русском народе и с ней связана русская идея» .

Переходный период в современной России как точка бифуркации в развитии личности

В конце XX столетия Россия выпала из «устойчивой социальной структуры», и большинство россиян попали в неустойчивые процессы перемен и реформирования. Подобную точку в развитии систем в синергетике, называют «бифуркацией», то есть из точки бифуркации социальная система может развиваться по разным траекториям и направлениям, каждое из которых равновероятно. Равновероятно, что российский человек станет маргиналом, эзотериком или манипулятором, или пополнит ряды представителей контркультуры, естественно, он может пойти и по пути наилучшего развития личности, предполагаемого в истинно демократическом обществе. Но в любом случае мы должны согласиться с тем, что направление развития здоровой личности задают внешние условия, то есть организация внутренних систем российского государства.

Совокупность существенных изменений в российском обществе может быть правильно понята лишь в том случае, если мы будем трактовать ее как распад старой формы общества и процесс построения новой. Изменения в обществе никогда не носят характер радикального нового даже в так называемые революционные периоды: в процессе преобразования они всегда объединяют старое и новое. Поэтому рассмотрение событий и структур, возникающих из распада старых элементов, и их преобразования в новые не менее важно, чем соответствующее постижение радикальных новообразований253.

Начиная с 90-х годов XX века, стало уже совершенно очевидно, что в России происходила смена основ общественного строя. Происходила она сравнительно быстро, явно выходя за рамки обычной исторической эволюции, прерывая плавное течение реформ. В этом смысле, по мнению Л.А.Гордона, уместно говорить о социальной революции, развернувшейся в России 80-90-х годов, или, по крайней мере, о чем-то сходном с революцией254. Суть происходящего заключалась в разрушении государственного социализма, определявшего главные черты российского общества на протяжении большей части XX века, и замене его иными формами жизнеустройства.

Говоря о развитии современной России, достаточно сложно дать исчерпывающую формулировку каких-либо установленных конкретных идеалов. В.А.Лекторский, рассуждая о формировании идеалов новой России, приходит к выводу о возможности построения общества без наличия идеалов в нем. «Всякое культивирование высоких идеалов, претензии на развитие «сущностных сил человека», на устранение отчуждения и закабаления могут означать на практике лишь попытки воплощения утопии. Создание цивилизованного общества в России предполагает ее деидеологизацию, а это значит, согласно данной точке зрения, отсутствие социальных идеалов. Для нормального функционирования цивилизованного общества достаточно лишь определения правил, норм и процедур деятельности»255. Возможно, в будущем это положение будет подтверждено действительностью, но пока мы с уверенностью можем утверждать, что изменения, происходящее в России, носят коренной качественный характер. Меняется общественный строй, и с ним изменяются человеческие ценности и идеалы, которые преобразуют, а в некоторых случаях даже ломают, каждого члена российского общества.

Н.Н. Конрад выдвинул идею «переходности» в характеристике эпохи Возрождения , а В.Н. Шевченко показал, что смена всех формаций в

истории общества порождает переходные стадии . А.Ф. Лосев, рассматривая вопрос «переходности» отмечал: «...только и существуют переходные эпохи, и никаких непереходных эпох мы вообще не знаем»258. М.С. Каган высказал предположение, что «переходность переходности рознь», ибо одно дело - происходящий в каждый момент исторического развития «переход от предыдущего к последующему» состоянию, и совсем другое - наличие «особых фаз процесса, в которых один качественно-своеобразный этап переходит в другой»259. Но в любом случае «никто из нас не может однозначно определить, как будет выглядеть общество, ибо из истории мы знаем, что и радикально новое обычно оказывается лишь одним из компонентов грядущей действительности» .

Эта проблема, в применении ее положений к современной России, в настоящее время и может получить более конкретное решение. Известно, что смена одного состояния общества другим происходит двояким образом - их принято называть эволюционным и революционным.

Эволюция означает постепенное преобразование старого в новое, которое возможно постольку, поскольку элементы нового бытия зарождаются в недрах старого и, развиваясь на протяжении более или менее длительного времени, становятся господствующими в новой социальной системе. С другой стороны, старая система сохраняет в новом бытии некоторые рудиментарные формы и, в конечном счете, как целостная система уходит в небытие. Именно так на рубеже исчезающего и возникающего образуется переходное состояние, длящееся иногда десятилетия, а иногда и столетия.

Иначе складываются отношения социального бытия и небытия, именуемые революционными: новый общественный порядок вытесняет старый быстро и радикально, так, что бытие нового возникает на основе «провала в небытие» старого. Один из самых ярких примеров различий этих двух процессов - произошедшее в России в феврале и в октябре 1917 года. Так называемая «Февральская революция» по существу революцией не была - она узаконила те процессы капитализации и демократизации страны, которые развивались в ней после отмены крепостного права и особенно активно после 1905 г. Краткое время между февралем и октябрем стало началом переходного периода, прерванного Октябрьской революцией, но возобновившегося в годы НЭПа, который был рассчитан В.И. Лениным на длительное время, вновь оборван сталинским тоталитаризмом и вновь восстановлен спустя шесть десятилетий. Подлинная революция произошла в России в октябре 1917 г., ибо она привела к установлению общественного порядка, точно названного «военным коммунизмом», никаких элементов коего в дореволюционной России не было. Он возник из небытия, однако, к сожалению, не ушел в небытие ни с объявлением НЭПа, ни со смертью И.В. Сталина - советский строй был вариантом монархического, да еще в восточном его варианте, и многие его черты не удается уничтожить и по сей день.

Похожие диссертации на Проблема идеала и самовершенствования личности в социально-философском контексте