Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема виртуальной реальности Кириллова Анастасия Александровна

Проблема виртуальной реальности
<
Проблема виртуальной реальности Проблема виртуальной реальности Проблема виртуальной реальности Проблема виртуальной реальности Проблема виртуальной реальности Проблема виртуальной реальности Проблема виртуальной реальности Проблема виртуальной реальности Проблема виртуальной реальности Проблема виртуальной реальности Проблема виртуальной реальности Проблема виртуальной реальности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кириллова Анастасия Александровна. Проблема виртуальной реальности : социально-философский аспект : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Кириллова Анастасия Александровна; [Место защиты: Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - Мурманск, 2009. - 156 с. : ил. РГБ ОД, 61:09-9/285

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ФИЛОСОФИИ: СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И АНАЛИЗ 10

1.1. Исторические трансформации понятий «виртуальность» и «реальность» 10

1.2. Генезис понятия «виртуальная реальность» в современной философии и науке 33

1.3. Понятие «техническая виртуальная реальность» 46

ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ 57

2.1. Влияние виртуальной реальности на сферы человеческой жизнедеятельности 57

2.2. Социальные аспекты виртуальной реальности 74

2.3. Виртуальная реальность и ценности современной молодежи 112

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 128

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 132

ПРИЛОЖЕНИЕ 154

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

В конце ХХ-начале XXI века в условиях распространения современных технологий (компьютеров, мобильных телефонов, глобальных сетей, компьютерных игр и т.д.) возрастает интерес к феномену виртуальной реальности и его взаимодействию с социальной реальностью. Именно по этой причине исследование данного феномена стало одним из направлений в современной философии. На интерес и актуальность данной темы,указывает тот факт, что за последнее время было опубликовано более 100 монографий, около двух десятков различных диссертационных исследований и огромное количество статей, в том числе в глобальной сети Интернет, посвященных различным аспектам виртуальной реальности. При таком интересе к данному вопросу не случайно, что термин «виртуальная реальность», возникший в сфере компьютерных технологий, стал использоваться практически во всех областях науки, и культуры, в научных работах и в обиходе. Отсюда неоднозначность, порой противоречивость его толкования и необходимость философского осмысления виртуальной реальности, изучение ее онтологического статуса, антропологических и социокультурных оснований, что позволит по-новому взглянуть на современное общество.

Так как виртуальная реальность становится неотъемлемой частью нашей повседневной» реальности, у пользователей, проводящих в ней значительную часть времени, появляются новые интересы, выявляются мотивы, цели, установки и ценности, напрямую с ней связанные.

Проникновение новейших технологий в самые разнообразные, ранее недоступные для них области жизни не только помогло решить множество существовавших проблем, но и породило значительное количество новых. Рассмотрение специфики виртуальной реальности с социально-философской позиции может внести существенные коррективы в их решение.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена также необходимостью систематизации накопленного наукой материала, выявлением тенденций развития представления о виртуальной реальности и проведении социально-философского анализа ее влияния на сферы человеческой жизнедеятельности.

Степень разработанности темы.

Понятие «виртуальность» прошло долгий путь становления. Оно встречается в работах таких мыслителей, как М. Цицерон, Фома Аквинский, Николай Кузанский, Г.- В. Лейбниц, А. Бергсон и др.

В XX веке в работах С. Лема, М. Маклюэна, Э. Тоффлера и др. были выдвинуты предположения о возникновении и развитии компьютерных технологий, фантоматики, информационного общества. Данные авторы не употребляли понятие «виртуальная реальность». Однако позднее, когда этот термин вошел в научный и речевой обиход, С. Лем отметил, что именно это он имел в виду под словомг фантоматика. Э. Тоффлер в своих работах «Шок будущего», «Третья волна» и др. рассуждал об информационном обществе и утверждал, что в экономике главенствующая роль будет принадлежать информационным технологиям. М. Маклюэн изложил наблюдения в области электронных средств массовой коммуникации и их влияния на современное общество.

В настоящее время понятия виртуальности и виртуальной
реальности широко используются, в естественно-научном и

гуманитарном знании. Различные проблемы виртуальной реальности (философские, психологические, культурологические, экономические, политические, юридические и т.д.) обсуждаются в работах И.А.Акчурина, А. Арто, B.C. Бабенко, П.И. Браславского, Ж. Бодрийяра, И.В. Бурлакова, А.Е. Войскунского, С. Дацюка, В.Д. Емелина, А.Е. Жичкиной и Е.П. Белинской, Д.В. Иванова, М. Иванова, М.Б. Игнатьева, Е.В. Ковалевской, И.Г. Корсунцева, М. Крюгера, Б.Г. Кузнецова, М.М. Кузнецова,

Н.Б.Маньковской, В. Нестерова, Н.А. Носова, Н.Ф. Овчинникова, М.Ю.Опенкова, СИ. Орехова, Д.В. Пивоварова, Е.К. Прилуковой, М.А. Пронина, А.В. Родина, В.М. Розина, В.В. Тарасенко, Е.Е. Таратуты, С.С.Хоружего, М. Хайма, Ф. Хэмита, У. Эко, Н.С. Юлиной, Р.Г. Яновского, Ю.Т. Яценко.и др.

Виртуальная реальность в контексте современных информационных технологий рассматривается в работах B.C. Бабенко, П.И. Браславского, С.Дацюка, В.Д. Емелина, С. Жижека, М.Б. Игнатьева, Е.В. Ковалевской, М.Крюгера, М.М. Кузнецова, С. Лема, В.М. Розина, В. Тарасенко, М. Хайма, Ф. Хэмита и др.

О.Е. Баксанский, С.А. Борчиков, Ф.И. Гиренок, Д.В. Иванов, М.Кастельс, И.Г. Корсунцев и др. исследователи под виртуальной реальностью понимают всю реальность, так как субъект, по их мнению, взаимодействует не столько с объективным миром, сколько с представлениями о нем.

О.С. Анисимова, Н.Б. Маньковская, Н.А. Носов, Н.В. Овчинников и др. феномен виртуальной реальности рассматривают применительно к снам, мечтам, фантазиям, измененным состояниям сознания, художественному творчеству.

Исследование особой компьютерной эстетики и формирование

виртуальной культуры отмечают Н.А. Носов, Н.Б. Маньковская, А. Генис,

У. Эко и др.

? Отечественные и зарубежные ученые В.А. Возчиков, Н.В. Громыко,

\ А.А. Калмыков, Н.С. Юлина, Ч. Крук и др. исследуют виртуальную

реальность в качестве уникальной среды для получения образования.

Изучением возможностей виртуальных библиотек занимаются

'; К.В.Вигурский, К. Э. Разлогов, С. Корнев и другие. Л. Белинис,

Д.В.Иванов, Л.А. Мясникова, А.В. Рунов и др. выделяют существование

экономических аспектов, связанных с виртуальной реальностью.

Рассматривая виртуальную реальность, А.В. Васютин, СИ. Орехов,

Н.В.Корытник и др. отмечают, что в ней человек в значительной мере более свободен интеллектуально, этически, морально.

М.Ю. Опенков, СИ. Орехов, С.С. Хоружий попытались осуществить комплексное исследование, охватить все существенные аспекты виртуальной реальности.

В настоящее время число публикаций (как печатных, так и электронных), связанных с проблематикой виртуальной реальности, продолжает увеличиваться.

Объектом исследования в диссертации является виртуальная реальность.

В качестве предмета исследования рассматривается влияние виртуальной реальности на различные сферы человеческой жизни.

Целью настоящего исследования является выявление влияния виртуальной реальности на различные сферы человеческой жизни.

. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

  1. изучение исторического становления понятий «виртуальность», «реальность»;

  2. рассмотрение развития представления о «виртуальной реальности» в современной философии;

  3. исследование виртуальной реальности как сферы человеческой жизни;

4) уточнение характеристики основных социальных аспектов
виртуальной реальности;

5) выявление особенностей влияния технической виртуальной реальности на ценности современной молодежи.

Методологическую основу исследования составляет комплекс подходов, позволяющих целостно охарактеризовать виртуальную реальность.

На разных этапах исследования использовались генетический метод, позволяющий изучить явление, исходя из анализа его возникновения; сравнительный метод, позволяющий сопоставить явления одного социально-

исторического порядка. Работа также основывается на философском анализе применяемых понятий «виртуальное», «реальность», «виртуальная реальность», позволяющем выделить логическую и контекстуальную нагрузку этих понятий, их структуру и логическую взаимосвязь.

Сочетание сравнительно-исторического метода социальной философии и методов анализа, сравнения, обобщения дает возможность максимально разносторонне подойти к рассмотрению проблемы виртуальной реальности. Данная позиция предполагает рассмотрение идей виртуальности в конкретно-исторических условиях и взаимосвязях. Более того, сравнительный анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны выдвинутых различными авторами концепций и определить потенциал творческого синтеза ряда предложенных ими подходов.

Во время работы над диссертацией было проведено социологическое исследование совместно с Социологической лабораторией Мурманского государственного педагогического университета. Оно выполнено в соответствии с тематическим планом научно-исследовательских работ федерального агентства по образованию (тема № 1.2.06). Применены методы сбора информации (наблюдение, анкетный опрос); для обработки данных социологического исследования было использовано программное обеспечение SPSS. Исследование носило выборочный характер. Научная новизна работы заключается в следующем:

систематизированы основные трактовки современного понимания виртуальной реальности и показаны перспективы изменения виртуальной реальности, связанные с влиянием новых компьютерных технологий;

раскрыто воздействие виртуальной реальности на современную экономику, культуру, политику, образование и т.д.;

- выявлено ценностное значение виртуальной реальности для молодежи.

Положения, выносимые на защиту: 1. Понятие «виртуальная реальность», являясь многозначным и до конца не исследованным, на современном этапе своего становления переходит

на новый уровень, вызванный развитием современных технологий. В связи с этим правомерным становится использование сочетания «техническая виртуальная реальность».

  1. Феномен виртуальной реальности помогает понять и объяснить многие социальные и культурные процессы, происходящие в обществе. Виртуальная реальность активно проявляется во всех сферах социальной, жизни: в экономической, социальной, политической, культурной и др.

  1. Виртуальная реальность становится значительной частью человеческой» жизни, являясь результатом человеческой деятельности и сознания, существенно влияет на процесс его- формирования, приводя к существенным изменениям и- деформациям. Она оказывает влияние на ценностные ориентиры молодежи.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке соответствующих разделов учебных курсов по истории философии; социальной философии, а также при написании учебных и методических пособий. Кроме того, возможно использование данных материалов при разработке спецкурсов.

Апробация работы.

Теоретические выводы и основные положения диссертационного исследования изложены в 18 научных публикациях автора (объемом более двух печатных листов). Результаты исследования получили отражение в материалах следующих конференций: IV Российский философский конгресс (Москва, 2005 г.); Общероссийская научная конференция «Новые идеи в философии» (Пермь, 2006); Межвузовская научно-практическая конференция «Молодежь и наука - третье тысячелетие» (Мурманск, 2007); VI Международная научная конференция «Наука и образование» (Белово, 2006); Международная междисциплинарная научная конференция «Машины. Люди. Ценности», посвященная 85-летию со дня рождения проф. СМ. Шалютина (Курган, 2006); Человеческий потенциал модернизации России

(Стратегия опережающего развития — 2006) (Москва, 2006); IV
Всероссийская научно-практическая конференция «Традиционное,

современное и переходное в российском обществе» (Пенза, 2006).

Материалы исследования были представлены в ряде выступлений и докладов, в частности: на Международной конференции «Культурное разнообразие в эпоху глобализации» (март 2006 г., Мурманск), на областной научно-практической конференции «Единое пространство детства: гуманизация и интеграция» (январь 2005 г.), на Всероссийской научно-практической конференции в рамках Международного театрального фестиваля «Грани-2006», на региональной научно-практической конференции «Тенденции и перспективы развития музыкального и художественного образования в XXI веке» (апреля 2005 г.), на региональной научно-практической конференции «Молодежь в глобализируемом мире и себе», (декабрь 2006 г.), также на V Масловских чтениях и т.д.

Структура диссертационного исследования включает в себя введение, две главы основной части (каждая из которых включает три параграфа), заключение, список использованной литературы и приложение.

Исторические трансформации понятий «виртуальность» и «реальность»

Если попытаться проследить эволюцию понятия «виртуальность» на протяжении истории человеческого общества, то мы сталкиваемся с тем, что из века в век, от эпохи к эпохе уточнялось само понятие. Его употребление в философских трудах поначалу носило эпизодический характер и только сейчас оно получило широкое распространение. А.Я. Флиер считает, что «виртуальная реальность ведет свой генезис... из самых глубин первобытности - от начала символической деятельности человека, с создания системы симулякров, лишь условно и конвенционально обозначающих предметы и события — слов, рисунков, лепных и разных изображений».1

Понятийная и терминологическая эволюция самого корня vir(t) в истории философии до сегодняшнего дня представляется в определенной степени малоисследованной.

Слово «виртуальный» происходит от латинского virtus. В латинско-русском словаре virtus [vir] переводится как: 1) мужественность, мужество, храбрость, стойкость; энергия; сила; доблесть; 2) доблестные дела, героические подвиги; 3) превосходное качество, отличительные свойства, достоинства, талант, дарование; 4) добродетель, нравственное совершенство, нравственная порядочность, душевное благородство.

На основе лексического значения virtus развивается и используется римлянами понятие virtutes. Это слово обозначает такие качества воина, как мужество, доблесть, храбрость, решимость и гражданские добродетели. Таким образом, в римском обществе формировалось представление о том, каким должен быть воин, мужчина.

Е.Е. Таратута, рассматривая смысл virtus, отмечает различие между сущим и должным: «Сущее и должное даны здесь таким образом, что в них может быть увиден коррелят платоновского разделения реального и идеального. Однако в то же время они могут быть соотносимы с аристотелевскими категориями актуального и потенциального». Она предлагает выделить две линии- -«платоновскую» и «аристотелевскую» - конструирования смыслов в рамках понятий на основе корня vir(t). Еще С.С. Хоружий, рассматривая Аристотелевскую триаду Ativans;- Evepysia - EvxsA%sia, описывает, как Возможность посредством Энергии претворяется или оформляется в Энтелехию. Он писал: «Это целое представляет собою, очевидно, произвольный, элемент происходящего в реальности, произвольное «происшедшее» или (как мы бы сказали) «событие», данное в его онтическом строении».2

Н.А. Носов, выделяя две парадигмы платоновскую и аристотелевскую, -пишет, что платоновская парадигма соотносится, только с одной из двух реальностей: субстанциальной — пассивной, неразвивающейся, существующей в абсолютном (т.е. в собственном, не связанном с высшей реальностью) времени и пространстве, «приращение в сравнении с аристотелевской парадигмой заключается в установлении определенной связи (посредством virtus) между высшей и низшей реальностями».3

При изучении трудов Аристотеля (в русском переводе), на которые ссылались некоторые исследователи, автору. данной диссертации слова с корнем вир(т) не встретились, поэтому утверждение, некоторых современных ученых о том, что Аристотель использовал термин «виртуальное», считаю не обоснованным. Тем более что не было ссылок на конкретные страницы. В связи с этим уместно говорить только об идеях, высказанных в трудах

Платона и Аристотеля, помогающих рассуждать о проблеме виртуальной реальности.

Влияние платоновской и аристотелевской линии на осмысление виртуального не отрицается. На протяжении всей истории философии соотношение этих смыслов оказывалось различным и трактовалось в зависимости от превалирующей тенденции. Они являются актуальными составляющими для философского понимания «виртуальной реальности» и в наше время.

Термин virtus встречался у Марка Туллия Цицерона. Он писал: «Est virtus nihil aluid quam ad summum preducta natura», что переводится как «Добродетель есть ни что иное как доведенная до совершенства (то есть, до полноты - Е.Т.) природа»1, подтверждает данную позицию.

В христианскую философию понятие virtus пришло из античности. В эпоху средневековья попытки философского осмысления виртуальности носили разрозненный, эпизодический характер. Виртуальное оказалось достаточно востребовано в философии схоластов. В период средневековья virtus рассматривается как способность к добродетельным поступкам. Начинает развиваться представление о том, что виртуальное показывает другую реальность. Это мнение сохранилось и в современной науке, философии.

С появлением идеи virtus в схоластике такие категории, как «вещь», «свойство», «энергия», «потенциальное», «актуальное» и др. стали пониматься иначе, чем в античной философии.

В схоластической латыни корень слова перестает угадываться как vir -; теперь он принимает вид virt -, что указывает на происходящие изменения. Хотя многие мыслители трактуют значение «virtus» как восходящее к і»(сила), т.е. как «мощь», «потенция», «внутренняя сила». «Виртуальное» рассматривается в работах Иоанна Дунса Скота, Фомы Аквинского, Николая

Кузанского. Со временем virtus превращается в virtual, что усугубляет смысловые противоречия данного понятия.

Влияние виртуальной реальности на сферы человеческой жизнедеятельности

Виртуальная реальность - сложный феномен, которому трудно дать однозначную оценку. Ее присутствие в сфере человеческого существования обнаруживается с давних времен. Проблема виртуальной реальности, по М. Ю. Опенкову, «это - исконная проблема человеческого существования».1 Однако и сегодня вопросы о взаимосвязи, соотношении, влиянии и проникновении виртуальной и социальной реальности являются актуальными для современной социальной философии.

В наши дни» термин «виртуальность» существует в качестве основной характеристики той среды, того мира, в который входит человек благодаря информационным технологиям. Изобретения, связанные с компьютерами, глобальными сетями, мобильными телефонами, интерактивным телевидением и т.д., значительно расширили сферу виртуального. Появление виртуальной реальности, связанной с новейшими технологиями, послужило отправной точкой для нового витка философского анализа массовой виртуализации в большинстве сфер жизнедеятельности человека и общества. А.А. Скворцов считает, что «после полувековой истории развития виртуальности сегодня она видится нам как совершенно нелогичное, часто парадоксальное пространство, такое же, как сама жизнь. Раньше она выглядела как порождение техники, теперь она стала самостоятельной формой жизни наряду с техникой». " Именно на конец XX в. - начало XXI в. пришлось небывалое прежде развитие средств обработки и передачи информации, развитие компьютеров, сетей, интенсификация информационных процессов, возрастание их скоростей: Следствием данного процесса стали изменения происходящие в обществе.

Многие философы отмечают виртуализацию всех сфер человеческой жизни. Д.В. Иванов1 в своих работах пишет о виртуализации общества, где виртуализация понимается как замещение реальных объектов симуляциями, даже не обязательно с помощью компьютерной техники, но обязательно с применением универсальных свойств виртуальной реальности. Как отмечают Д. В. Иванов, Н. А. Носов и другие философы, виртуальность заставляет по-новому взглянуть на представления об объективности реального мира. Очередное расширение «картины мира», которая вместила в себя целый сонм реальностей, как частично пересекающихся, так и отрицающих друг друга, обусловленное изменившимися условиями общественной жизни -как считается, в основном развитием техники, однако далеко не только этим, утверждают А. Е. Войскунский и М. А. Селисская2 в работе «Система реальностей: психология и технология». Виртуальность является одним из важных свойств человеческого существования.

Есть и другое мнение. Например, Е.Е. Таратута считает, что «сфера виртуального неизменно далека от ключевых интересов общественной жизни; она находит свое воплощение в самых неожиданных местах и обличиях, заботясь лишь о том, чтобы не стать полноценным фактом именно (регулярной) социальной реальности».3 Данная идея, на наш взгляд, является устаревшей и неверной. Далее Е.Е. Таратута в своей работе «Философия виртуальной реальности» утверждает, что виртуальная реальность представляет собой значимый индикатор состояния общества, т.е. сама себе противоречит.

Осмысление виртуальной реальности как сферы человеческой жизни частично связано также с развитием компьютерных сетей — Интернета и других. А.Пі Пальма пишет: «... то, что поражает в эффекте сетей, это наблюдение того, как простые технологические изменения вызывают изменения в умах». Влияние виртуальной реальности распространилось на все сферы человеческой жизни. В виртуальной реальности складываются разнообразные взгляды и жизненные позиции, которые тесно связаны с социальной реальностью, происходит взаимодействие двух реальностей.

Многие аспекты социальной реальности выявляют и проявляют дальнейшую виртуализацию, и те характеристики, которые свойственны виртуальной реальности. По мнению А.А. Деникина, «если виртуальность рассматривать как возможную среду человеческого существования, влияние которой на.человеческое сознание потенциально ничуть ни меньшее, а может и большее, чем реальности действительной...»", то ее необходимо тщательно изучать. Социальная реальность обнаруживает черты виртуализации.

У виртуальной реальности множество граней, включающих в себя технические, социальные и политические характеристики. С появлением «технической» виртуальной реальности человек обрел дополнительную активную среду для своей экономической, политической, творческой, досуговой и др. деятельности. В виртуальности, благодаря сознанию, создается пространственно-временная реальность, которая становится достоверной и объективной для» субъекта присутствующего в ней. Присутствие в виртуальной реальности является результатом синтеза человеческих сенсорных и рассудочных способностей взаимосвязанных между собой.

Развитие глобальной информационной сети Интернет образовало, своеобразную искусственную реальность, имеющую бесконечно большой объем. Он настолько велик, что его освоить целиком становится невозможно. Возникла специфическая1 общественная среда и отношения в виртуальной реальности.

Существуют проблемы взаимодействия: деятельности в виртуальной реальности и правовых систем государств, обозначения границ "территорий", тотальной защиты информационных ресурсов, авторского права и т.д.

Виртуальная реальность и ценности современной молодежи

Предыдущий век обострил ценностные противоречия в обществе, включающем в себя множество людей различных национальностей и религий, принадлежащих к разным стратам и имеющих свои ценностные ориентации, иногда противоположные друг другу и т.д. Национальные, религиозные, экономические и др. противоречия лежат в основе большинства конфликтов современности. Ценности — это то, что помогает видеть окружающую жизнь, определять ее значимость для себя. Многие мыслители, педагоги отмечают, что в современной культуре духовные ценности отодвигаются на дальний план. Часто материальные ценности являются приоритетными по сравнению с духовными. Человек в обществе потребителей живет по принципу «иметь», а не «быть» (по Э. Фромму)

«Все социокультурные феномены Запада, - пишет ДІВ. Иванов, -редуцируются к двум базовым ценностям: идеям свободы и прогресса, которые являются ориентирами для характеристики не только общественного устройства, но и научного и художественного творчества, технических и экономических достижений, моральных качеств, условий жизни человека и даже окружающих его вещей». Он приходит к выводу, «что действительное содержание общественно-политических идей Свободы и Прогресса имеет универсальный, бытийственный характер: возрастающее располагание и обеспеченность сущим как благом»."

Б.Н. Воронцов, А.А. Деникин и многие другие задаются вопросом: не предпочтет ли человек ценностям морали ценности гедонизма? При этом современное общество часто называют «потребительским», отмечая, что

происходит «овеществление», расцвет «чувственной культуры» и принципа «гедонизма». Современной культуре, по мнению А.А.Деникина, присуща тяга к чувственным наслаждениям и «убежденность людей в том, что подлинные ценности — это ценности, постигаемые органами чувств (с частичной1 помощью разума)».1 И как верно подметил Б.Н. Воронцов, «история/до сих пор не знала общества, в котором бы все люди жилив полном достатке и в то же время были высоконравственными»." На наш взгляд, и бедность не приводила к высоконравственному обществу. Нацеленность большинства людей на приобретение материальных благ делает их примитивными. Исчезает «смыслообразующий момент жизни людей, который отличает их от всех других живых существ, заключен преимущественно в духовной жизни и деятельности, в производстве и потреблении духовных ценностей под знаком истины, добра,, красоты. В духовной деятельности у людей формируются высшие потребности и интересы, ставятся перспективные цели, выявляется их социально-политическая, нравственная, . эстетическая ценность, определяются средства для их достижения - словом, осуществляется все то, что характеризует человеческую деятельность как сознательно целенаправленную и духовно ценную».3 Период последней четверти XX и начала XXI столетия обозначил новые ценности. Т. Ф. Русакова пишет в своей статье «Ценности гедонизма» об актуальности гедонизма» как ценностной стратегии, обусловленной тем, что в современном обществе произошла радикальная перестройка системы фундаментальных ценностей. Ценности, которые пришли на смену старым, утверждают законность удовольствий, бесспорное право индивида- наслаждаться всеми прелестями бытия. Данный автор подчеркивает, что жизнь становится жизнью «без категорических императивов», только в соответствии с индивидуальными устремлениями. Фундаментальными ценностями признаются, по его мнению, ценность индивидуального развития, субъективного своеобразия, неповторимости личности. И, следовательно, «неизбежным следствием гедонизма является духовный кризис, утрата человеком чувства гражданственности (civitas), ослабление силы воли, эгоцентризм и безразличие к общему благу, утрата высших ценностей, упадок законности социального устройства».1

Понятие ценности рассматривают многие науки: педагогика, психология; социология, культурология и др., но прежде всего это философская» категория. Интерпретация термина «ценность» многообразна. Например, Н.А. Бенедиктов утверждает, что «ценностью для человека может быть все, имеющее для» него какое-либо положительное значение, потому ценностей для человека может быть бесчисленное множество, по сути дела, столько, сколько материальных и идеальных объектов в мире»." Другие авторы выделяют в ценностном отношении к миру объективную сторону — ценность - и субъективную сторону - оценку. Например, Л.Н. Столович отмечает, что «и в ценности, и в оценке существуют взаимодействие объекта и субъекта, но это взаимодействие качественно различное, в результате чего ценность выступает как «объективная реальность», имеющая социокультурную природу, оценка же - как «реальность субъективная».3 И.И. Кравченко пишет: «Главное в субъективности ценности суждения -процесс открытия ценностей и их квалификации, движения сознания от полного рационального их осмысления до подсознания (чувство любви, ощущения комфорта или дискомфорта) вплоть до небытия ценности, неспособности ее осознать. Объективные, по своей природе, ценности оставались бы (и остаются в самому деле) виртуальными или потенциальными, если бы они не актуализировались противоположным по смыслу процессом -их субъективизацией». В свое время М. Хайдеггер отмечал: «Если ценность есть то, о чем во всем постоянно идет дело, то одновременно она оказывается тем, в чем имеет свое основание всякое «дело», в нем пребывая и из него черпая свою устойчивость»."

Использование понятия «ценность» встречается в многообразных контекстах, приобретая различное содержание и смысл. Можно подразумевать под ценностями в общем контексте все, что приобретает для человека смысл в его жизнедеятельности и существовании. Отвечая на вопрос ценностях, каждый выделяет то, что считает существенным. Ценности \ существуют лишь будучи интегрированными! во внутренний мир человека, в мир, определяющий смысл человеческой жизни.

Похожие диссертации на Проблема виртуальной реальности