Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Противоборство духовно-ценностных систем как феномен общественной жизни современной России Лактионов, Александр Леонидович

Противоборство духовно-ценностных систем как феномен общественной жизни современной России
<
Противоборство духовно-ценностных систем как феномен общественной жизни современной России Противоборство духовно-ценностных систем как феномен общественной жизни современной России Противоборство духовно-ценностных систем как феномен общественной жизни современной России Противоборство духовно-ценностных систем как феномен общественной жизни современной России Противоборство духовно-ценностных систем как феномен общественной жизни современной России
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лактионов, Александр Леонидович. Противоборство духовно-ценностных систем как феномен общественной жизни современной России : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Лактионов Александр Леонидович; [Место защиты: Воен. ун-т].- Москва, 2011.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/380

Введение к работе

Современный этап развития российского общества характеризуется беспрецедентным столкновением различных ценностных оснований в экономической, политической, социальной и особенно духовной сферах общественной жизни. Подобная ситуация стала следствием неразрешеніюсти целого ряда острых противоречий между различными духовно-ценностными системами, которые претендуют на верховенство в социуме.

Масштабные преобразования в экономическом и информационном пространстве, сближение цивилизаций и взаимопроникновение различных культур, а также появление постмодернистского мировосприятия и мироощущения приводит к появлению новых духовных реалий, активно влияющих на социальное бытие российского общества. Это явление сопровождаются пока не обретением общечеловеческих ценностей, а в значительной степени утратой целостности и неизменности устоявшейся традиционной системы духовных ценностей, в результате чего многие россияне испытывают серьезные мировоззренческие трудности ценностного самоопределения в этом бурно изменяющемся мире.

Ж. Бодрийяр полагает, что в современном западном социуме духовные ценности оказались полностью вытесненными, а ценности потребления в свою очередь сделались главным содержанием общественной жизни. «Потребление здесь не сводится к пассивному использованию вещей, оно превращается в активный процесс их выбора и регулярного обновления, в котором обязан участвовать каждый член общества... Подобное потребительство принципиально не знает предела, насыщения, поскольку имеет дело не с вещами как таковыми, а с культурными знаками, обмен которыми происходит непрерывно и бесконечно. Однако знаки эти, хоть и обладают высокой семиотической ценностью, но оторваны от собственно человеческих, личностных или родовых, смыслов; это знаки дегуманизированной культуры, в которой человек отчужден1. Подобная ситуация характерна и для России.

На выбор духовно-ценностной системы каждым человеком в значительной степени влияет развитие информационной сферы, которая с помощью средств массовой информации активно способствует формированию новых ценностных ориентиров, часто безапелляционно навязывая их, что ведет к возникновению проблем связанных с рассогласованием личностных и общественных ценностей. Многие из указанных проблем связаны со стремлением ряда стран к доминированию в мировом информационно-культурном пространстве и обеспокоенностью наших сограждан состоянием нравственной обстановки в России, с разработкой рядом государств технологий, направленных на разложение традиционной российской культуры через подмену основных (фундаментальных) ценностей, носящих в основном духовный характер, второстепенными и по большей части ограниченно материальными.

' Бодрш'шрЖ. Система вещей. - М, 1995. С. 3-4.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. утверждается, что ценности и модели будущего развития страны стали предметом глобальной конкуренции1. По сути, речь идет о приобретающем все более масштабный характер противоборстве между системами ценностей.

Духовный кризис российского социума, примитивизация и потеря ценностных ориентации значительного числа россиян всегда вызывали глубокую озабоченность отечественных мыслителей. Так, П.А. Сорокин усматривал в наличии целостной и устойчивой системы ценностей и их согласованности важнейшее условие, как внутреннего социального мира, так и мира международного: «когда их единство, усвоение и гармония ослабевают... увеличиваются шансы международной или гражданской войны»2.

Следует признать, что без устойчивых духовно-ценностных оснований невозможно реализовать ни один из проектов будущего России, не может идти и речи ни о процветании российской цивилизации, ни о сохранении традиционной самобытности, ни о сколь-нибудь серьезной модернизации российского общества.

Актуальность исследования обусловливается следующими обстоятельствами:

Во-первых, изменение социальной парадигмы развития российского социума породило перестройку глубинных основ человеческого бытия, радикальную ломку наиболее значимых ценностей на личностном, групповом, общественном и государственном уровнях, что требует глубокого философского осмысления.

Во-вторых, разрушение содержательной структуры и сущностных признаков духовно-ценностной системы общества, выход на первый план примитивных материально-эгоистических предпочтений через навязывание потребительского отношения к жизни разобщает единство россиян, расшатывает дружественные, взаимоуважительные отношения между разными народами, чьим общим домом является Россия.

В-третъих, неустойчивый характер имеющихся ценностных оснований, размытость иерархии ценностных предпочтений формирует у российских граждан быстро прогрессирующую бездуховность, равнодушие к насущным проблемам страны и самоустранение от их разрешения, что несет в себе угрозу для обеспечения безопасности личности, общества и государства.

В-четвертых, возникновение и динамичное распространение гедонистических внешне привлекательных, но духовно бессодержательных ценностей в молодежной среде не способствует, а иногда и прямо отталкивает людей от сохранения и приумножения духовных традиций, морально-нравственных норм и правил самобытной российской цивилизации, ставит под вопрос сохранение высокого социокультурного статуса России в мире.

1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Утверждена указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Российская газета. - 2009. - № 4909 (85). - 14 мая.

2 Сорокин П.А. Причины войны и условия мира // Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. - М, 1994. С. 491.

В-пятых, конкуренция между различными духовными ценностями органично присущими российскому обществу на протяжении всей его истории входит в настоящее время в новый этап своего развития, этап противостояния, в котором деструктивные для социума ценности навязываются определенными социальными акторами, для достижения своих узкоэгоистических целей.

В современной динамичной исторической ситуации проблема противоборства духовно-ценностных систем современной России оказывается особенно важной. Следует признать, что от обоснованного выбора духовно-ценностной системы каждым россиянином, свободного от воздействия информационно-коммуникативных манипуляций, в значительной мере зависит будущее страны. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения возможностей актуализации противоборства духовно-ценностных систем в интересах защиты истинных ценностных смыслов от замены их на сиюминутные ценностные потребности.

Таким образом, проблема противоборства духовно-ценностных систем изучена далеко не в полной мере, об этом в частности свидетельствует недостаточное внимание к исследованию этой проблемы в социально-философском плане.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема духовно-ценностного противоборства до недавнего времени оставалась в стороне от внимания отечественных и зарубежных исследователей. Однако в последнее время к ней все чаще обращаются психологи, социологи, философы и др.

Так, психологи К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, рассматривая ценностное самоопределении личности в обществе, затрагивали проблему столкновения различных ценностей на личностном уровне1.

Социологи (И.С. Кон, С.Л. Прошанов) проявляли интерес к вопросам столкновения ценностных оснований в процессе социализации личности2.

Философами изучались различные аксиологические аспекты, в основном связанные с выявлением имеющихся различий и противоречий между духовно-ценностными системами, которые, при определенных условиях, могут перерастать в конфликтное столкновение. Так, М.Б. Черницкая обращалась к сравнительному анализу ценностных ориентации различных культур, которые в определенной мере можно считать факторами противоборства указанных систем3. Б.В. Аксюмов в рамках анализа концепции столкновения цивилизаций рассматривал некоторые ценностные аспекты указанного конфликта4. В.Л. Литвин показал особенности ценностного конфликта в совре-

См. подробнее: Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности //Психология формирования и развития личности. - М., 1981; Андреева Г.М. Психология социального познания. - М., 1997.

2 См.: Кон И.С. Социология личности. - М., 1987; Прошанов С.Л. Проблемы кон
фликта в диссертациях социологов. - М., 2005.

3 См.: Черницкая М.Б. Ценностные ориентации русской и западной культур: Авто-
реф. дис. ...канд. филос. наук. -Нижний Новгород, 2004.

4 См.: Аксюмов Б.В. Конфликт цивилизаций в современном міфе: Автореф. дис. ...д-
ра филос. наук. - Ставрополь, 2009.

менном обществе, такие как столкновение личностных ценностных ориентации друг с другом и с имеющимися общественными ценностями1. С.Н. Юр-ченко доказывала, что изменения всей системы духовных ценностей современного общества предопределены самим феноменом современности, существенными чертами информационного, постиндустриального и трансформирующегося социума2. Е.В. Терещенко рассмотрела ценностный конфликт как источник экзистенциальной катастрофы, выявила его негативные и позитивные последствия3.

Следует признать, что проблема изучения противоборства духовно-ценностных систем, а также совершенствования противодействия навязыванию в ее рамках деструктивных ценностей (антиценностей) осталась малоизученной. Таким образом, практически не исследованным остается вопрос выявления глубинных оснований духовно-ценностной системы российского общества в контексте противостояния с другими ценностными системами.

В соответствии с логикой исследования данной темы все многообразие имеющихся источников и литературы условно можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся работы, в которых рассматривались аксиологические аспекты различных ценностных образований в обществе. В трудах Р. Акоффа, Л. фон Берталланфи, В.В. Васильковой, Е.Н. Князевой, СП. Кур-дюмова, Н. Лумана, В.И. Новосельцева, Т. Парсонса, П.А. Сорокина, А.И. Уёмова, Ф. Эмери и др. рассмотрены различные подходы к пониманию системы, выявлены ее основные свойства и характеристики, особенности ее состояния и развития4.

И.И.Докучаев, А.Маслоу, Д.Оганесян, Н.С. Розов, Б.А. Старостин, И.А. Сурина и др. показывают некоторые системные образования в аксиологическом пространстве общества5.

1 См.: Литвин В.Л. Ценностный конфликт в современном обществе (социально-
философский аспект): Автореф. дне. ...канд. филос. наук. - Иркутск, 2004

2 См.: Юрченко С.Н. Культурно-исторические предпосылки ценностной эволюции в
современном обществе (социально-философский анализ): Автореф. дис. ...канд. филос.
наук. -Пятигорск, 2007.

3 См.: Терещенко Е.В. Ценностный конфликт как источник творчества: Автореф. дис.
...канд. филос. наук. -М., 2006.

4 Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. - М., 1974; Берталанфи Л. фон
Общая теория систем - обзор проблем и результатов // Системные исследования. - М.,
1969; Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. - М, 1999; Князе
ва Е.Н., Курдюмов СП.
Основания синергетики. - СПб., 2002; Луман Н. Общество как со
циальная система. - М, 2004; Парсонс Т. О социальных системах. - М., 2002; Соро
кин ПА.
Человек, цивилизация, общество. - М., 1992; Теоретические основы системного
анализа / Под ред. В.И. Новосельцева. - М., 2006; Уёмов А.И. Свойства, системы, слож
ность // Вопросы философии. - 2003. - № 6.

Докучаев И.И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. - СПб., 2009; Маслоу А. Психология бытия. - М; К., 1997; Оганесян Д. Ценностная система ислама: начало пути // Отечественные записки. - 2004. - № 1; Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. - Новосибирск, 1998; Старостин Б.А. Ценности и ценностный

Н.А. Бердяев, СН.Булгаков, Ф.М. Достоевский, В. Иванов, Л.П. Карсавин, И.О. Лосский, Н.Н. Федоров, С.Л. Франк, А.С. Хомяков и др. раскрывают содержание духовно-ценностной системы, показав наличие в ней ценностного ядра, которое определяет направленность ценностной системы по отношению к культуре общества1.

З.Бауман, Ж.Бодрийяр, А.И.Герасимов, Дж.ДеГрааф, В.И.Ильин, Дж. Сорос, Э. Фромм и др. исследовали основные особенности консюмерист-ской ценностной системы общества постмодерна2.

Ко второй группе относятся труды отечественных и зарубежных ученых, исследовавших особенности ценностных противоречий, которые люгут приводить к столкновению между их носителями.

Л.В. Баева, Р. Вахитов, Р. Вильяме, М. Вебер, А. Круглов, Ф. Ницше, Е. Рудкевич, А.И. Субетто обращают свое внимание на различные стороны социальных столкновений, которые могут быть поняты и описаны как отличающиеся друг от друга по масштабности, характеру задействованных сил н средств, субъектам и остроте формы духовно-ценностного противоборства3.

В.А. Лефевр, В.В. Миронов, B.C. Соловьев, А. Тойнби, Г.Л. Туль-чинский в своих трудах выдвигают научные концепции в которых содержится анализ причин обусловливающих, порождающих явление противоборства духовно-ценностных систем4.

мир. - М., 2002; Сурина И.А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: вопросы теории и методологии. - М., 1999.

1 Бердяев НА. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990; Булгаков С.Н. Кар-
лейль и Толстой// Новый путь. - 1904. - №12; Достоевский Ф.М. Дневник писателя. 1877.
Ноябрь //Полн. собр. соч.: В 30 т. -Л., 1972-1984. Т. 26; Иванов В. Родное и вселенское. -
М, 1994; Карсавин Л.П. О свободе // Малые сочинения. - СПб., 1994; Лосский НО. Цен
ность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей. - М, 2000; Федоров Н. Фило
софия общего дела. - М., 2003; Франк С.Л. Духовные основы общества. - М., 1992. Хомя
ков А.С.
Полн. собр. соч. -М, Т. 2.1986

2 Бауман 3. Текучая современность. - СПб., 2008; Бодрийяр Ж. Общество потребле
ния. Его мифы и структуры. - М, 2006; Герасимов А.И. Общество потребления: мифы и
реальность. — М., 1984; Де ГраафДж. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру. -М.,
2003; Ильин В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность //
Мир России. - 2005. - Т. XIV. - № 2; Сорос Дж. Открытое общество. Реформируя гло
бальный капитализм. - М, 2001; Фромм Э. Бегство от свободы. -М, 2007.

3 Баева Л.В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории.
- Астрахань, 2004; Вахитов Р. Манипуляция сознанием и общечеловеческие ценности //
Интернет против телеэкрана, ; Williams KM. Change and
Stability in Values and Value Systems: A Sociological Perspective Understanding Human Value:
bdividual and Societal. - N.-Y., 1979; Вебер M. Протестантская этика и дух капитализма //
Избранные произведения. - М., 1990; Круглов А. Ценность и цена // Здравый смысл № 10-
11. - 1999; ЛаскерЭ. Борьба - М., 2007; Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех
ценностей. - М., 1994; Рудкевич Е. Система ценностей общества: структурный анализ //
Власть. - 2007. - № 1; Субетто А.И. Ценности в системе общественного интеллекта.
«Ценностная война» и защита ценностной самоидентификации российской цивилизации //
«Академия Тринитаризма». - М., 2003.

4 Лефевр В.А. Алгебра совести. - М., 2003; Миронов В.В. Философия и метаморфозы
культуры. -М., 2005; Соловьев В. С. Три силы //Соч.: В 2 т. -М., 1989. Т. 1; ТойнбиА. Пс-

Н. Гартман, Л.Н. Гумилев, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, М. Шелер высказывали свои предположения относительно возможных субъектов ценностно окрашенных социальных столкновений1.

С. Амин, В.Э. Багдасарян, А. Грамши, Ю. Громыко, С.Г. Кара-Мурза, В. Крашенинникова, С.С. Сулакшин, Э. Фромм, В.И. Якунин рассматривают технологии, которые используются сегодня в ценностном пространстве для дискредитации имеющихся традиционных духовных ценностей и навязывания новых постмодернистских ценностей2.

Третью группу составляют научные труды, посвященные выявлению различных аспектов функционирования духовно-ценностной системы общества применительно к жизнедеятельности общества и армии. Наиболее полно данные вопросы раскрыты в работах Б.И. Каверина, В.В. Колотуши, СИ. Му-зякова, П.В. Петрия3 и многих других. Содержащийся в них анализ духовной ситуации в современном российском обществе имеет важное методологическое значение для более детального изучения духовно-ценностного противоборства, особенно применительно к ситуации в Вооруженных силах РФ.

Четвертую группу составляют работы ученых А.М. Арзамасцева, В.И. Бакштановского, В.Ю. Бойко, Е.В. Дымина, Р. Инглхарта, Ю.В. Сого-монова, Г.Л. Тульчинского и др. непосредственно раскрывающие возможности дальнейшего развития и перспективы противостояния между носителями духовных ценностей в России4.

стижение истории. - М„ 1996; Тулъчинский Г.Л. Нормативно-ценностное содержание социализации в условиях массовой культуры: российский вариант // Семинар в РГТУ. -2007. -12 мая.

1 Гартман Н. Этика. - СПб., 2002; Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. - Л., 1990; Лихачев Д.С. О русской интеллигенции. Письмо в редакцию // Новый мир. - 1993. - №2; Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. - СПб., 2002; Шелер М. Избранные произведения. -М., 1994.

Амин С. Вирус либерализма: перманентная война и американизация мира. - М, 2007; Грамши А. Избранные произведения. - М., 1957-1959. Т. 1-3; Громыко Ю. Оружие, поражающие сознание, - что это такое? //Кому будет принадлежать консциентальное оружие в XXI веке? //Россия. 2010. http:/^vw.df.ru/~Bietuniv/consor/title.htm; Кара-Мурза С.Г. Демонтаж народа. - М., 2007; Крашенинникова В. Россия - Америка: холодная война культур. - М, 2007. Фромм Э. Революция надежды. - СПб., 1999; Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Новые технологии борьбы с российской государственностью. -М, 2009.

См., например: Каверин Б.И. Российская цивилизация, духовность общества и личности офицера Вооруженных Сил // Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. - М., 2000; Колотуша В.В. Базовые ценности силовых органов государства: Автореф. дне. ...канд. филос. наук. -М, 1996; Музяков СИ. Ценностные основания воинской деятельности. - М., 2008; Петрий П.В. Духовные ценности российского общества и армия (социально-философский анализ). - М., 2002.

Баюитановский В.И., Согомонов Ю.В. Социология морали: нормативно-ценностные системы // Социс. - 2003. - № 5; Бойко В.Ю. Типология ценностных позиций и состояния кризисного сознания. - М., 1991; Дымина Е.В. Мир ценностей и проблема осмысления действительности. - М, 1999; Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. - 1997. - №4; Тулъчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности. - СПб, 2002; Ценности ин-

Работы К.А. Абульхановой-Славской, С. Жижека, О. Матвейчева, В. Франкла, В.Э. Чудновского посвящены совершенствованию различных аспектов духовно-ценностной системы российского общества в контексте активного ценностного противоборства1.

К пятой группе следует отнести документы, в которых предлагаются детально разработанные концепции и стратегии, содержащие конкретные мероприятия, позволяющие упрочить российскую духовную систему ценностей и активно противостоять навязыванию потребительских ценностей2.

Проведенный автором анализ состояния и степени разработанности исследуемой научной задачи позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на достаточно большое количество исследований, многие вопросы требуют своего уточнения, прежде всего с позиций современной политической и идеологической ситуации. Вместе с тем нуждается в рассмотрении понятие противоборства ценностных систем применительно к России, анализ объективных и субъективных детерминант, воздействующих на него, и выработка некоторых направлений защиты и организации противодействия данному процессу.

Таким образом, проблема исследования противоборства духовно-ценностных систем современной России, его сущности, содержания, объективных и субъективных детерминант, а также механизма регулирования данного процесса в настоящее время приобретает важное значение.

При этом важно подчеркнуть, что анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что изучение проблемы противоборства духовно-ценностных систем в российском обществе пока еще не стало предметом целостного и систематического социально-философского анализа. &го и предопределило выбор темы исследования, его объекта и предмета.

Объектом исследования являются социальное пространство реализации духовно-ценностных систем современного российского общества.

Предметом выступают сущностные, содержательные особенности противоборства духовно-ценностных систем в современном российском обществе, совокупность факторов, оказывающих на него свое детерминирующее влияние, а также направления сохранения и развития традиционной для России духовно-ценностной системы.

Гипотеза исследования заключается в выявлении организованного характера внешнего воздействия на традиционную духовно-ценностную систе-

теллигибельного мира: Сб. материалов науч. конф. / Под ред. A.M. Арзамасцева. - Магнитогорск, 2004.

1 Абульханова-Славская К.А. Стратегия человеческой жизни. -М., 1991; ЖижекС.
Возвышенный объект идеологии. - М., 1999; Матвейчев О. Суверенитет духа. - М., 2008;
Франка В. Человек в поисках смысла. - М, 1990; Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба
человека // Общественные науки и современность. - 1998. - № 1.

2 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Рос
сийская газета. - 2009. - № 4909 (85). - 14 мая; Даншюк А.Я., Кондаков A.M., Тишков В.А.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Проект // Вестник образования. - 2009. - № 17. - сент.; Проект Россия. - М., 2007. Кн. 1.;
Проект Россия. Выбор пути. - М., 2008. Кн. 2; Проект Россия. Третье тысячелетие. - М.,
2009. Кн. 3.

му российского общества в целях ее искусственного изменения, дезорганизованного определения россиянами своих ценностных ориентации, подмены истинных смысложизненных ценностей сиюминутными потребительскими предпочтениями, а также в определении возможностей оказания противодействия указанным негативным явлениям.

Цель работы состоит в выявлении специфики противоборства духовно-ценностных систем, а также факторов, воздействующих на него в современном российском обществе, в определении возможных средств и способов защиты глубинных ценностных оснований российского общества от деструктивного воздействия конкурирующих ценностных систем.

Определение предмета исследования и постановка цели предполагает решение следующих конкретных задач:

  1. Уточнить сущность и содержание понятия «духовно-ценностная система» современного российского общества в контексте ценностного противоборства.

  2. Исследовать особенности противоборства духовно-ценностных систем в современном российском обществе.

3. Выявить содержательные черты противоборства духовно-
ценностных систем современной России.

4. Разработать основные направления сохранения и развития базовых
основ традиционной для России духовно-ценностной системы в современных
условиях.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили идеи и положения зарубежных и отечественных мыслителей по проблемам общественного развития, аксиологии, мировоззрения, духовности, их места и роли в жизни личности, общества и государства.

В работе широко представлены итоги осмысления проблем общественного развития на научно-практических конференциях и семинарах, в диссертациях и авторефератов диссертаций, публикаций в научных журналах, средствах массовой информации и интернете по теме исследования.

Непосредственно методологическую основу диссертации составили основные положения философской науки, ее понятийно-категориальный аппарат применительно к объекту и предмету исследования: системный, структурно-содержательный, функционально-деятельностный, аксиологический, социокультурный, цивилизационный и культурологический подходы, принципы социального детерминизма, преемственности, историзма, структурно-конструктивистского и деятельностного подхода и т.д.

В диссертационном исследовании также используются идеи ряда философских и междисциплинарных направлений, таких, как синергетика, постструктурализм, постмодернизм и др.

Эмпирическая база включает результаты и выводы исследований, посвященных как современному состоянию духовных ценностей в российском обществе, так и в западном, процессам конфликтного столкновения между различными системами духовных ценностей применительно к исследуемой проблеме; контент-анализ публикаций в периодической печати и других ис-

точников, а также обобщение практики духовно-ценностного выбора тех или иных духовно-ценностных систем социальными субъектами в процессе социального взаимодействия и социализации.

Похожие диссертации на Противоборство духовно-ценностных систем как феномен общественной жизни современной России