Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Революция как бифуркация в развитии социальных систем: синергетический анализ Ванчикова Агима Владимировна

Революция как бифуркация в развитии социальных систем: синергетический анализ
<
Революция как бифуркация в развитии социальных систем: синергетический анализ Революция как бифуркация в развитии социальных систем: синергетический анализ Революция как бифуркация в развитии социальных систем: синергетический анализ Революция как бифуркация в развитии социальных систем: синергетический анализ Революция как бифуркация в развитии социальных систем: синергетический анализ Революция как бифуркация в развитии социальных систем: синергетический анализ Революция как бифуркация в развитии социальных систем: синергетический анализ Революция как бифуркация в развитии социальных систем: синергетический анализ Революция как бифуркация в развитии социальных систем: синергетический анализ Революция как бифуркация в развитии социальных систем: синергетический анализ Революция как бифуркация в развитии социальных систем: синергетический анализ Революция как бифуркация в развитии социальных систем: синергетический анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ванчикова Агима Владимировна. Революция как бифуркация в развитии социальных систем: синергетический анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Ванчикова Агима Владимировна; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т].- Улан-Удэ, 2007.- 169 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/849

Содержание к диссертации

Введение

РАЗДЕЛ 1. Исследование социальных изменений в рамках классической и неклассической рациональности 13

РАЗДЕЛ 2. Анализ динамики социума с позиций синергетики 44

РАЗДЕЛ 3 Революции как переломный момент в развитии социальных систем 77

РАЗДЕЛ 4. Поливариантность эволюции социальных систем 112

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144

БИБЛИОГРАФИЯ 148

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В последнее столетие цивилизованное общество живет в условиях ускоряющихся социальных перемен во всех сферах жизнедеятельности. Противоречивость и многоплановость различных социальных процессов сделали актуальным теоретическое осмысление динамики общественных явлений и направленности происходящих в обществе изменений. Социальная динамика характеризуется возрастающей нелинейностью и, как следствие, изменениями и последствиями неожиданными, непредсказуемыми. Линейная парадигма изучения общественных процессов к концу XX века продемонстрировала свою ограниченность, поэтому возникает необходимость в выработке новых подходов к анализу социума. Синергетический подход открывает принципиально новое видение мира и новое понимание процессов развития. Синергетика анализирует процессы возникновения систем, перехода от одних состояний к другим, качественного их изменения и усложнения в ходе эволюции. В последнее время все более очевидным становится, что с помощью парадигмы самоорганизации можно адекватнее понять и объяснить эволюционные процессы не только в природе, но и в обществе. Применение идей синергетики в социальном познании встречается с большими трудностями. Они связаны, во-первых, с тем, что синергетика сформировалась на базе естественных и технических наук, и поэтому ее применение к социальным системам требует серьезного дополнительного исследования. Во-вторых, ранее существовавшая концепция развития опиралась на результаты классической науки, которые подверглись пересмотру и не отвечают поэтому современным научным требованиям.

4 В-третьих, в коренном пересмотре нуждается сам концептуальный аппарат философии, чтобы применить его к анализу социальных систем.

Общество - это сложная, самоорганизующаяся система, состоящая из множества подсистем, иерархически связанных между собой. Оно как системное образование не остается неизменным на протяжении истории, а постоянно развивается, усложняются взаимосвязи. В силу этого проблема общественного развития, проблема эволюции социальных систем является многоаспектной.

Центральное место в данной проблеме занимает революция. Термины «революция» и «эволюция», «социальная реформа» и «политический переворот» существенно влияют не только на мировоззренческие установки отдельных индивидов и социальных групп, но также и на практические шаги разных стран, на характер проводимых ими социальных реформ.

Степень научной разработанности темы. Синергетика наследует и развивает ранее сложившиеся междисциплинарные подходы: тектологию А.И. Богданова, теорию систем Л. фон Берталанфи, кибернетику Н. Винера. Наследует она и методологические приемы и образцы: системно-структурную модель, понятия целостности и гомеостаза системы, идею обратных связей. В то же время, синергетика существенно отличается от других междисциплинарных направлений тем, что ее терминология и методы опираются на достижения нелинейной математики и тех разделов естественных и технических наук, которые изучают процессы эволюции сложных систем. В истоке синергетики лежат идеи Анри Пуанкаре, который заложил основы методов нелинейной динамики и качественной теории дифференциальных уравнений, и вероятностные методы статистической физики Л. Больцмана.

5 В первой половине XX в. большой вклад в развитие методов нелинейной динамики внесла русская и советская школа математиков и физиков: А.А. Андронов, Н.Н. Боголюбов, Я.Б.Зельдович, А.Н. Колмогоров, Н.С. Крылов, A.M. Ляпунов, Л.И. Мандельштам, А.Н. Тихонов.

Теория диссипативных структур, созданная И. Пригожиным с группой сотрудников и теория самоорганизации Г. Хакена - это два направления синергетики, которая исследует универсальные закономерности эволюции и самоорганизации систем. В обществе как в социальной системе неравновесного типа всегда происходят спонтанные процессы, связанные с формированием порядка и беспорядка, организации из дезорганизованных процессов. Синергетика выделяет из многообразия явлений те процессы, которые носят кооперативный характер.

Методологический анализ развития синергетики начинается в трудах самих классиков синергетической парадигмы: Ф. Вареллы, Ю.Л. Климонтовича, У. Матурано, Г. Николис, И. Пригожина, И. Стенгерс, А.П. Руденко, Дж. Форрестера, Г. Хакена, Д.С. Чернавского, В. Эбелинга, У. Эшби.

Проблемами синергетики занимаются К.В. Алексейчик, В.И. Аршинов, В.И. Астафьев, О.Н. Астафьева, В.А. Балханов, Г.И. Басина, В.Г. Буданов, В.В. Василькова, А.А. Вахин, B.C. Егоров, Ю.А. Данилов, К.Х. Делокаров, И.С. Добронравова, СП. Капица, Ю.Л. Климонтович, Е.Н. Князева, СП. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, Н.В. Поддубный, Г.И. Рузавин, М.И. Сетров, В.П. Шалаев и другие.

В настоящее время методы синергетики применяются в экономике, медицине, психологии, педагогике, лингвистике, истории и искусствознании и других науках. Проблемы синергетики в гуманитарной сфере исследуют следующие авторы: В.П. Бородкин, В.П. Бранский, В.Г.

Буданов, Е.В. Вавилова, В.Т. Волов, Т.Х. Дебердеева, К.Х. Делокаров, Д.Г. Егоров, М.С. Ельчанинов, Н.А. Ерохина, В.П. Милованов, А.П. Назаретян, Е.М. Николаева, Д.В. Силантьев, Б.Ц. Цыбенов, Д.Ш. Цырендоржиева и другие.

Проблема развития человеческого общества всегда стояла в центре внимания философов. Интерес к проблеме организации, функционирования и эволюции общества связан с той ролью, которую оно играет в жизни людей. Античные мыслители поставили проблемы, но ответы на них смогли дать лишь в соответствии с возможностями своего времени.

В XIX веке К. Маркс и Ф. Энгельс впервые рассмотрели общество как систему, где общественно-экономическая формация представляет собой исторический тип или «вид» социального организма. Открыв общественно-экономическую формацию, они открыли и системные закономерности ее функционирования и развития, а также закономерности исторической смены формаций. В это же время появляется понятие «цивилизация», которое позднее переросло в цивилизационный подход (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер и другие).

В конце XIX и в начале XX веков многие ученые пытаются объяснить ход исторического развития, смысл истории и т.п., возникают разнообразные концепции (М. Вебера, Э. Дюркгейма, О. Конта, П. Сорокина, У. Ростоу, А.Тойнби, А. Тоффлера и других).

Большой вклад в исследование проблем общественного развития внесли отечественные ученые: П.В. Алексеев, А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, М.В. Бадмаева, B.C. Барулин, А.П. Бутенко, В.А. Вазюлин, Л.Н. Гумилев, В.И. Затеев, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, Г.Г. Караваев, Б.М. Кедров, В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон, А.С. Ковальчук, A.M. Кузнецова, В.В. Мантатов, Л.В. Мантатова, Н.И. Миронова, Х.Г. Момджян, И.И. Осинский, А.Н. Постников, М.Н. Руткевич, В.И. Свидерский, П.В. Турчин и другие. В последние годы

7 среди отечественных ученых наметилась тенденция к абсолютизации эволюционного пути развития, отрицания революционного1.

Революцию исследовали следующие ученые: Р.Н. Блюм, Г.Г. Водолазов, П.В. Волобуев, СИ. Гончарук, Н.Н. Гошовский, Д. Дарендорф, Г.А. Завалько, А.Ф. Замалеев, С.Э. Крапивенский, С.А. Ланцов, В.А. May, Ю.Н. Назаров, Л.Г. Олех, М.Д. Северьянов, М.А. Селезнев, И.В. Стародубровская, М.Л. Тузов, И.В. Черненко, Д. Шарп, П. Штомпка, А.С. Кохан и другие. Однако проблема революции остается одной из самых дискуссионных в философской литературе. Английский исследователь А. Кохэн указывает на наличие «настолько больших различий в определениях революции, что подчас можно подумать, что их авторы говорят о совершенно различных явлениях»2.

Несмотря на значимость приведенных исследований, такие фундаментальные проблемы социального развития, как взаимодействие самоорганизации и организации в социальных системах, альтернативность эволюции и особенности поведения в критической области значений параметров системы, влияние случайных факторов на результаты развития и некоторые другие, которые выдвигает современная жизнь, требуют теоретического анализа.

Объектом исследования является эволюция социальных систем.

Предмет исследования - механизм социальной динамики на базе синергетики.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является раскрытие методологических основ синергетического подхода к

1 Артемов В.А. Новая история. Революция и реформа / В.А. Артемов, А.В.
Мирошников. - Воронеж, 1994. - С. 9; Беляков А.А. Эволюционная модель
реформирования российской экономики / А.А. Беляков. - М.: РАГС, 1995. - С. 5 - 6;
Яковлев А. Социальные альтернативы века / А. Яковлев // Свободная мысль. - М.,
1993.- № 17-18.-С. 13 и др.

2 Cohan A. S. Theories of Revolution: An Introduction I A. Cohan. - New York: Halsted
Press, 1975.-P. 11.

8 анализу эволюции социальных систем. Поставленная цель определила следующие задачи исследования:

- раскрыть основные черты социальной динамики в рамках
классической и неклассической рациональности;

- выявить особенности социальных систем и возможности применения к ним синергетики;

с позиций синергетического подхода исследовать особенности общественного развития;

раскрыть роль революции в развитии социальных явлений и процессов;

- выявить направленность эволюции социальных систем;

- исследовать роль случайности в точке бифуркации, в точке
ветвления путей эволюции системы.

Гипотеза исследования. В развитии социальной системы происходят постепенные, медленные, количественные изменения, которые приводят к коренным качественным изменениям. В точке бифуркации характерно исчезновение прежнего системного качества. Перед системой появляется поле возможностей, представляющее набор потенциальных путей выхода на новые системные качества. Следовательно, революция есть бифуркация (переломный момент) в развитии социальных систем. Выбор системой пути дальнейшего развития зависит от флуктуации (фактора случайности). К факторам случайности относятся деятельность людей, а также влияние окружающей среды.

Теоретической и методологической основой исследования послужили работы как отечественных, так и зарубежных ученых, в которых раскрываются основные положения синергетики, эвристические возможности синергетики в гуманитарных науках, проблемы социальной

9 динамики. При написании диссертации использовались основные принципы системного подхода, синергетическии метод, принцип единства исторического и логического, принципы всеобщей связи и развития, методы анализа, синтеза, аналогии, сравнения, обобщения, индукции, дедукции.

Основные положения, выносимые на защиту:

Методологические принципы классического подхода приводят к выделению основных черт социальной динамики: устойчивая равновесность, непрерывность, линейность.

Неклассическая парадигма социальной динамики направлена на раскрытие сущности критических социальных изменений (революций, ^кризисов, социальных взрывов) на основе методологических принципов процессуальное, дискретности, динамического равновесия, линейности.

- Сложности применения синергетики к анализу социальных
процессов связаны с уникальной спецификой социальных систем,
состоящей в том, что их эволюция определяется поведением людей
во взаимосвязи с условиями, накладываемыми внешней средой.

- Основные черты социальной эволюции с позиций синергетики
определяются как неравновесность, открытость и нелинейность.

- Сложные системы качественно меняют свое макроскопическое состояние в результате изменений, происходящих на микроуровне. Последние изменения можно рассматривать как количественные, описываемые управляющим параметром системы. При критическом значении этого параметра система переходит в новое макроскопическое состояние. Переломный момент в развитии систем определяется в синергетике как бифуркация,

10 следовательно, революция есть бифуркация в развитии социальных систем.

- Соответственно конкретным условиям экономического и
политического развития происходит выбор реформ или революции
в обществе. Когда старая система оказывается не в состоянии к
дальнейшему развитию и не способна изменить свою природу,
тогда остается революционный путь её преобразования, причем
такой путь не обязательно сопровождается насилием. Если же
основа системы отвечает требованиям исторического прогресса,
тогда наиболее целесообразным и эффективным является путь
постепенных и частичных реформ.

Поливариантность эволюции социальных систем в наибольшей степени проявляется в переломных ситуациях, когда возникает проблема выбора. Говоря языком синергетики, в точке бифуркации социальная система совершает выбор дальнейшего пути развития. В эти периоды, по сравнению с периодами стабильного функционирования, существует гораздо более широкий спектр возможностей.

Конкретные условия исторических процессов определяют многообразие разных форм общественных преобразований. При этом переход от одного качественного состояния или уровня общественного развития к другому зависит от состояния сложившегося неравновесия разных общественных сил, но сам выбор точки бифуркации или дальнейшего пути развития определяется случайными обстоятельствами, возникшими в данный момент времени. Как только будет выбран новый путь, дальнейшее движение системы будет определяться

детерминистическими законами, вплоть до того момента времени,

когда наступит новая бифуркация. Научная новизна исследования заключается в следующем. В диссертационном исследовании выявлены основные черты социальной динамики в рамках классической, неклассической и постнеклассической рациональности. Раскрыты отличительные черты социальных систем. Конкретизировано понятие «революция». Показано, что революцию можно рассматривать как бифуркацию в развитии социальных систем. Исследована проблема реформы и революции в процессе общественного развития, которая должна решаться с учетом технических параметров, управляющих социальными процессами. С позиций синергетического подхода проанализировано на конкретных примерах разнообразие эволюции социальных систем. Раскрыта роль случайности как источника возникновения нового и условия появления относительного порядка, сохранения устойчивости в сложных системах.

Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные в ходе исследования результаты имеют теоретическое значение при анализе развития различных социальных процессов и систем, исследуемых разными общественными науками. В рамках прежней философии преобладал, как известно, всеобщий принцип взаимосвязи явлений природы и общества, который был слишком общим и абстрактным, чтобы можно было применить его к изучению конкретных социальных систем. Понятия и методы синергетики дают возможность исследовать их более полно и точно. Поэтому результаты настоящей диссертации могут быть использованы в научных исследованиях по социальной философии, а также найти практическое применение при подготовке спецкурсов, курсов лекций по философии, социологии, истории и других гуманитарных науках.

12
Апробация результатов исследования. Результаты

диссертационного исследования отражены в выступлениях на международной научной конференции «Социально-стратификационная дифференциация российского общества» (Москва-Улан-Удэ, 2006), на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов Бурятского государственного университета. По теме диссертации опубликовано семь научных работ, в том числе две в реферируемых изданиях.

Исследование социальных изменений в рамках классической и неклассической рациональности

Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Движение - это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных и идеальных объектов. При этом имеется в виду не только изменение внешнее, но, прежде всего, изменение внутреннее, означающее появление нового и отмирание старого. Движение - это непрестанный, бесконечный процесс обновления, возникновения нового и отмирания старого, который совершается во всех без исключения явлениях природы и общества, начиная от звезд и кончая сложнейшими процессами в жизни человеческого общества.

В отличие от движения развитие - это направленные, необратимые качественные изменения систем. Развитие связано только с конкретными системами. Вне конкретных систем нет никакого развития. Процесс развития выступает как органическое единство следующих существенных черт: преемственность, возникновение нового, повторяемость, необратимость, направленность. Стабильность определенного характера направленности основывается на преемственности в развитии. Новое никогда не возникает из ничего, оно включает некоторые элементы предшествующего состояния. Повторяемость в процессе развития закрепляет некоторые исходные структуры, выполняет функцию их утверждения в процессе дальнейшего развития системы. Необратимость выступает предпосылкой и необходимым условием поступательного характера направленного развития. Необратимость трактуется как появление не существовавших ранее качественно новых возможностей.

Для развития характерна направленность изменений. Это означает, что развитие базируется на взаимосвязи элементов системы, а поэтому любые, даже кажущиеся случайными, изменения носят взаимосвязанный характер, то есть возникают как результат некоторых взаимодействий и, в свою очередь, порождают другие изменения. Существенной чертой направленного развития является упорядоченность, проявляющаяся как последовательность стадий развития. Развитие как направленное изменение обеспечивает преемственность между качественными изменениями на уровне системы.

Таким образом, развитие - это упорядоченное и закономерное, необратимое и направленное изменение объекта, связанное с возникновением новых тенденций существования системы. Понятие развития позволяет проследить источники возникновения того или иного явления, его связь с другими явлениями, а значит, осуществлять прогнозы жизнедеятельности человека, развития общества, мирового политического процесса и т.д.

Существенной характеристикой процессов развития является время, так как только время выявляет направленность развития. Поэтому история научных представлений о развитии начинается лишь с тех пор, как сформировались теоретические представления о направленности времени. Это связано с утверждением христианства, выдвинувшего идею линейного развития времени, которая распространялось проповедниками лишь на сферу духа, а из сферы естественных процессов полностью изгонялась.

С возникновением эмпирической науки Нового времени идея линейного направления развития времени пробивает себе дорогу в исследованиях природы и ведет к формированию представлений о естественной истории, о направленных и необратимых изменениях в природе и обществе. Переломную роль здесь сыграло создание научной космологии, теории эволюции в биологии. Идея развития прочно утверждается в естествознании и почти одновременно становится предметом философского исследования.

Развитие представляет системный процесс. Признавать системный характер развития - это, значит, признавать, что в развитии явления соединены системообразующими связями и отношениями. Вследствие этого и сами понятия, отражающие процесс развития должны быть взаимосвязанными и должны образовывать единую систему. В свете системного подхода процесс развития выступает как органическое единство таких его существенных черт как необратимость, преемственность, поступательность, возникновение качественно нового.

В процессе развития принято выделять три основных типа: прогрессивное, одноуровневое (или одноплоскостное) и регрессивное. Поэтому правы В.Н. Севастьянов и И.С. Малолеткова, когда пишут, что они не признают тождественности категории «развития» и понятия «прогресс»1. Вот только нельзя согласиться с их доводом, когда они утверждают: «Только немногие из наших современников отказались от социального детерминизма, признав, наконец, за данность чрезвычайно важное обстоятельство, что в «любом объекте (системе) могут одновременно протекать прогрессивное изменение одних ее элементов, однопорядковое движение других, и регрессивное изменение третьих, в совокупности и представляющих процесс развития»2. Безусловно, что в развитии любой системы происходят все указанные изменения, но когда указывают типы развития, то имеют в виду, прежде всего, господствующие типы изменения.

Анализ динамики социума с позиций синергетики

На рубеже III тысячелетия становится ясно, что прогрессистские прогнозы и оптимистические футурологические сценарии в большинстве случаев опровергнуты реальной жизнью. В связи с этим усиливается интерес к проблемам социальной динамики. Конец XX века характеризуется бурным развитием нового научного направления, получившего название синергетика. Этот термин был введен немецким ученым Г. Хакеном в 1973 году для обозначения той области науки, которая занимается изучением общих закономерностей возникновения новых структур и самоорганизации в различных системах. Термин «синергетика» происходит от древнегреческого слова «synergeticos» и в переводе означает совместный, согласованно действующий процесс. Синергетику часто называют наукой о сложном, учением о самоорганизации, об универсальных закономерностях эволюции сложных динамических систем, претерпевающих резкие изменения состояний в периоды нестабильности. Г. Хакен определил ее не только как науку о самоорганизации, но и как теорию «совместного действия многих подсистем, в результате которого на макроскопическом уровне возникает [новая] структура и соответствующее функционирование»1. Синергетика стремится раскрыть общие принципы возникновения кооперативных эффектов, приводящих к самоорганизации систем. «Одна из наиболее поразительных особенностей многих сложных систем, - отмечает Г. Хакен, - заключается в их способности самопроизвольно образовывать пространственные и временные структуры»2. В качестве примеров самоорганизующихся систем он приводит рост кристаллов, когерентные колебания лазерного излучения и спиралевидные структуры, образующиеся в растворах химических реакций. В биологии самоорганизующиеся системы - это рост растений и животных (морфогенез) и эволюция видов; в медицине - электронная и магнитная активность головного мозга; в психологии - человеческое поведение; в социологии - формирование общественного мнения и сотрудничество или конкуренция между социальными группами1.

Процессы самоорганизации происходят за счет перестройки существующих и образования новых связей между элементами системы. Отличительная особенность процессов самоорганизации — их целенаправленный, но вместе с тем и естественный, спонтанный характер: эти процессы, протекающие при взаимодействии системы с окружающей средой, в той или иной мере автономны, относительно независимы от неё. Процессы самоорганизации можно вызвать различными способами. Г. Хакен отмечает: «Мы можем изменить глобальное воздействие на систему окружающей среды (описываемое управляющими параметрами). Самоорганизацию может вызвать и одно лишь увеличение числа компонент системы. Совершенно новый тип поведения на макроскопическом уровне может возникнуть, даже если мы смешаем те же компоненты. Наконец, причиной самоорганизации может стать внезапное изменение управляющих параметров, происшедшее в то время, когда система релаксирует в новое состояние при новых условиях (связях)2.

Предложенный Г. Хакеном термин «синергетика» указывает не только на ее междисциплинарное происхождение, но и на характер взаимодействия частей в сложных системах1. Данный термин является не единственным определением новой науки. Существует несколько научных школ, развитых Ч. Шеррингтоном, С. Уламом, И. Забуским, И. Пригожиным, Р.В. Хохловым, А. Тьюрингом, У. Эшби. Именно последний ввел в 1947 году в кибернетику термин «самоорганизующаяся система», чтобы подчеркнуть ее способность накапливать и использовать опыт прошлого. Правда, Эшби связывал самоорганизацию с переходом от системы с независимыми частями к системе с зависимыми частями, от плохой организации к хорошей .

Г. Хакен дает следующее определение самоорганизации системы: «что именно мы понимаем под самоорганизацией системы. Речь идет о следующем: в самом общем случае при изменении некоторых внешних или внутренних управляющих параметров могут возникать ситуации, когда система изменяется не слегка, а претерпевает резкое изменение своего макроскопического состояния, как, например, спонтанное образование структур в лазерах и жидкостях».

Революции как переломный момент в развитии социальных систем

Понятие «революция» является одной из самых дискуссионных в философской литературе. Американский социолог Дейл Иордер пишет, что слово «революция» является одним из широко распространенных и неверно употребляемых слов как в специальной научной литературе, так и вне ее. Оно получило множество значений, что позволяет его «легко, как кожу хамелеона, приспосабливать к самым различным взглядам, использовать в различных целях».

Большинство ученых полагают, что термин революция применим только к общественным явлениям. Например, М.Л. Тузов приводит следующее определение: «... под революцией разумеется общественное по своей природе преобразование, в ходе которого происходит коренное и радикальное изменение общества в целом, либо отдельных его частей, относительно самостоятельное по отношению к целому» . Ю.Н. Назаров пишет: «понятие «революция» принадлежит почти исключительно общественным наукам» .

В тоже время некоторые авторы высказываются о революциях, происходящих не только в обществе, но и в живой природе. А.А. Сухов понимает скачок и революцию как тождественные понятия. В превращениях членистоногих, в частности, бабочки по схеме: яйцо -гусеница - куколка - бабочка - он видит три революции4. В.Н. Столетов так же отождествляет понятия скачок и революция. Он пишет, что «каждый биолог в состоянии в контролируемом опыте проследить эволюционный путь развития формы растения, ее изменения и зафиксировать самый переход одной формы в другую, переход, совершающийся скачкообразно, революционным путем»1. Такой же подход к рассмотрению революции прослеживается и у Н.П. Дубинина. «Среди многих скачков - революций, - пишет Н.П. Дубинин, - в истории жизни два, по-видимому, следует признать основными. Это, во-первых, переход от неорганического мира к органическому, то есть появление жизни, и, во-вторых, возникновение сознания, то есть появление человека».

Революцию Ю.Н. Назаров рассматривает как восходящее качественное изменение в условиях общественной жизни . Он приводит следующие определения: «восходящие количественные изменения (эволюция); восходящие качественные изменения (революция); восходящие качественные и количественные изменения в совокупности (прогресс)».

М.А. Селезнев выдвигает положение: «обозначать термином «революция» лишь те революционные процессы, которые характеризуются сознательностью и планомерностью, и отказаться от обозначения термином «революция» промышленного переворота и переворотов в технике и науке, в частности в физике, как процессов, в основе своей стихийных». Некоторые ученые определяют революцию в буквальном смысле как политический переворот. Например, в качестве политического переворота рассматривал революцию П. Сорокин1.

Большинство ученых политическую революцию считают составной частью социальной революции. Они выступают против отождествления этих понятий2. Н.А. Симония определяет социальную революцию как эпоху общественного переворота, а политическую революцию - как частный момент «этого общественного переворота (политический акт ниспровержения старой власти, уничтожение старых отношений)» . С.Э. Крапивенский так же употребляет понятие «социальная революция» как содержание эпохи перехода к новой, более прогрессивной ступени развития. «Тем самым мы отмежевываемся, - пишет он, - от тех, кто под социальной революцией подразумевают форму или способ перехода ...»4. С.Э. Крапивенский утверждает, что социальные революции включают в себя переворот в экономике, политике, культуре, нравственный прогресс, идеологическую и психологическую переделку общества.

А.С. Ковальчук придерживается такого же мнения, что политическую революцию следует отличать от социальной революции. При этом он, отмечая многообразие форм политической революции, пишет, что «как бы ни происходила ликвидация господствующего политического строя, быстро или медленно, путем вооруженной борьбы или сравнительно мирно, более разрушительно или менее разрушительно, однократно или через ряд последовательных этапов, она всегда была необходимым средством решения задач социального развития классово-антагонистического общества, необходимым этапом исторического прогресса».

Похожие диссертации на Революция как бифуркация в развитии социальных систем: синергетический анализ