Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русская Православная Церковь: проблемы социального функционирования Махоткина Наталия Ивановна

Русская Православная Церковь: проблемы социального функционирования
<
Русская Православная Церковь: проблемы социального функционирования Русская Православная Церковь: проблемы социального функционирования Русская Православная Церковь: проблемы социального функционирования Русская Православная Церковь: проблемы социального функционирования Русская Православная Церковь: проблемы социального функционирования Русская Православная Церковь: проблемы социального функционирования Русская Православная Церковь: проблемы социального функционирования Русская Православная Церковь: проблемы социального функционирования Русская Православная Церковь: проблемы социального функционирования Русская Православная Церковь: проблемы социального функционирования Русская Православная Церковь: проблемы социального функционирования Русская Православная Церковь: проблемы социального функционирования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Махоткина Наталия Ивановна. Русская Православная Церковь: проблемы социального функционирования : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Махоткина Наталия Ивановна; [Место защиты: Чуваш. гос. ун-т им. И.Н. Ульянова].- Чебоксары, 2010.- 174 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/231

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ РОССИИ.

1.1 Русская Православная Церковь как социальный институт 10

1.2 Генезис Русской Православной Церкви как социального института российского общества: основные этапы, своеобразие 35

1.3 Социокультурная функция православия 52

Глава 2. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДОКТРИНЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

2.1 Идея социальной справедливости как русская традиция и основание социальной концепции Русской Православной Церкви 83

2.2 Православная вера и идеология 110

2.3 О социальном потенциале семейного воспитания в условиях модернизации российского общества 132

Заключение 153

Библиография 162

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Обращение к проблематике значимости Русской Православной Церкви в системе социальных отношений, осмысление места и роли православия как фактора социальной организации связано, прежде всего, с процессами, вызванными стремлением преодолеть негативные последствия перехода российского общества к новой социокультурной парадигме. Процесс реформирования российского общества настоятельно требует от социально-гуманитарных наук, и социальной философии в том числе, осмысления современных реалий в контексте обобщения достижений духовной религиозной культуры, в своеобразной форме отражающей существенные принципы социально-экономической жизни народов России.

В последнее десятилетие становится очевидным, что основные принципы организации системы социальных отношений в значительной степени обусловлены качественными характеристиками духовной культуры. Активное возвращение религиозных институтов в общественную жизнь, в условиях неопределённости цивилизационного выбора, стало знаковым фактором, непосредственно воздействующим на процессы самоорганизации российского социума. Первоначальные идеи относительно необходимости «вестернизации» духовной жизни, как условия построения системы социального благоденствия, уступили место реалистичным концепциям, отдающим должное социальным функциям традиционной культуры. Предельно ясно определилась ограниченная эффективность западных моделей организации духовной жизни в условиях России, что обусловлено спецификой комплекса традиционных культурных ценностей народов России.

Игнорирование в процессе социального реформирования приоритетов национальной культурной системы приводит к разбалансированию всех сфер общественной жизни.

В сложившихся условиях особо востребованной становится философская рефлексия вопросов связанных с определением функциональной роли Русской Православной Церкви в системе социальных отношений. Рассмотрение этого аспекта находится в тесной связи с социокультурной реальностью, позволяющей определить включенность традиционных религиозных институтов в сферу общественной жизни социума и внести необходимые коррективы в стратегию развития российского общества. Церковь – это особая воспитательная среда, где закладывается определённая модель обеспечения человека комплексом жизнеутверждающих ориентиров и способов их освоения. В этом контексте возрастает значение социокультурного статуса Русской Православной Церкви, располагающей мощным потенциалом гуманизации общественных отношений и консолидации общества.

Степень научной разработанности проблемы. История Российской цивилизации тесно связана с историей Церкви, именно принятие христианства на Руси стало тем фундаментальным фактором, который определил тип российской цивилизации. Исследование проблемы потребовало обращения к работам, где прослеживается история Церкви в контексте развития русской культуры, а судьба России связывается с судьбой Православия. Становление отечественной философской мысли в целом, и её социально-философского раздела в частности, неразрывно связанно с осмыслением проблемы определения функционального поля Русской Православной Церкви в системе общественных связей и отношений.

«Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона стало началом отечественной философской литературы, утвердившим тему социального служения христианской церкви в качестве одного из актуальных аспектов социально-философского знания. Идея создания теократического государства, как возможной формы организации русского общества, была с предельной ясностью изложена во взглядах И.Волоцкого. Теория об особой исторической миссии России получила свое полное развитие в грамоте игумена псковского монастыря Филофея, еще более развившем идею о природе царской власти и ее взаимоотношениях с церковной организацией. П.Я. Чаадаев в своих произведениях определил Русскую Православную Церковь в качестве базового фактора общественной жизни, указав на непосредственную связь качества религиозной системы с качеством социально-экономической системы российской цивилизации.

Из работ посвящённых истории Русской Православной Церкви, наибольшее значение для нас имели труды И.А. Ильина, Н.О. Лосского, С.Н. Булгакова, А.В. Карташёва, П.Н. Милюкова, М. Ковалёва и др. Из работ современных ученых были использованы труды историков С.Л. Фирсова и М.В. Шкаровского.

В анализе проблемы использовались работы известных культурологов и философов, которые высказали своё понимание природы русской культуры. К ним относятся В.О. Ключевский, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, С. Хантингтон, Тойнби, П. Сорокин, Г. Шпет, В.М. Розин.

Обращение к их трудам было необходимо для того, чтобы эксплицировать особый тип русской цивилизации и русской духовности, накладывающие неизгладимый отпечаток на особенности быта, социального и психического устройства российского общества. При этом автор исследования исходил из концепции культурно-исторического типа цивилизации как самодостаточного организма, имеющего собственную логику развития, которую невозможно изменить, не разрушив самого организма.

Критика западных либеральных теорий философами всеединства рубежа XIX и XX вв. выявляет некоторые существенные моменты, помогающие уяснить специфику русской религиозной философии. Раскрытию особого типа русской (православной) духовности содействовали обращения автора диссертации к наследию Д.А. Хомякова, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, к трудам современных исследователей И. Яблокова, Д. Угриновича, А. Кураева, А. Меня, А.Ковалева, Н.К.Гаврюшина.

В целом, следует отметить возрастающее внимание научной общественности к социальному функционированию Русской Православной Церкви. Существующая на данную тему литература охватывает широкий спектр проблем связанных с культурологическими, этико-эстетическими, ритуально-церемони-альными, педагогическими аспектами деятельности Русской Православной Церкви. Вместе с тем, обзор научно-исследовательских работ по данной проблеме свидетельствует о недостаточной разработанности вопроса установления границ функционального поля Русской Православной Церкви в современных условиях, что и стало основанием для выбора темы предпринятого нами исследования.

Объектом исследования является бытие Русской Православной Церкви в российском социуме.

Предмет исследования – отношения между Русской Православной Церковью и обществом в контексте исторических, социальных и духовных трансформаций.

Цель исследования – является социально-философское осмысление включенности Русской Православной Церкви в жизнь современного общества.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности Русской Православной Церкви как социального института.

2. Раскрыть характер социокультурного влияния Русской Православной Церкви на процессы организации социальных структур российской цивилизации.

3. Определить функциональное поле Русской Православной Церкви в условиях трансформации общественной системы.

Методология исследования. Междисциплинарный характер работы потребовал построения сложной методологической схемы, основу которой составили классические варианты методологии, включающие в себя принципы объективности, системности, социального детерминизма, что позволило рассмотреть проблему реализации социального функционирования Русской Православной Церкви в различных социально-исторических контекстах. В рамках деятельностного подхода, на базе принципов историзма и всеобщей связи, были исследованы существенные аспекты исторического бытия Русской Православной Церкви как феномена общественной жизни, имманентно включенного в комплекс механизмов развития социума. Антропный принцип был положен в основу исследования православия как одного из актуальных институтов формирующих мировоззрения личности. Структурно-функциональный анализ, институциональный и социокультурный подходы дали возможность оценить значение РПЦ для стабилизации социума в период трансформации. Социально-философский подход (категориальный анализ) в методологической позиции диссертанта соединен с аксиологическим анализом, социальным моделированием, с приемами феноменологии, антропологии, герменевтики. На различных этапах исследования диссертант применяет данные наблюдения, результаты социологических экспериментов, факты содержащиеся в научных трудах зарубежных и отечественных исследователей актуальных проблем социальной философии, философской антропологии, традициологии, психологии, этнографии и педагогики.

Научная новизна исследования:

1. Отличительной особенностью социального института Русской Православной Церкви в структуре общественных отношений является наличие функции сохранения исторического национально-культурного типа российской цивилизации. Русская Православная Церковь – это социальный институт, который через учение о Святой Троице метафизически обосновывает необходимость нравственных добродетелей (например, любви, милосердия, терпимости и т.д.), тем самым гуманизируя современную систему общественных связей и отношений.

2. Установлена определяющая роль Русской Православной церкви в процессе становления российской цивилизации. РПЦ определена как неотъемлемая составляющая российской цивилизации имманентно включённая в систему её жизнеобеспечения. Она представляет собой общезначимый аппарат социальной аккумуляции наиболее значимых результатов общественного развития нации, содержанием которых является общественное представление о самобытном пути развития российской цивилизации.

3. Обнаружен комплекс специфических функций Русской Православной Церкви имеющих социальный характер, важнейшими среди которых являются социально-ценностная, парадигмальная и идентификационная.

Положения выносимые на защиту:

1. Русская Православная Церковь является особым институтом социальной структуры российского общества, который в силу своей ориентированности на гуманистические ценности демонстрирует способность решения проблем социально-культурной интеграции общества на общеприемлемых принципах традиционной культуры. Православие представляет собой наглядное воплощение представлений о неизбежности торжества идеалов социальной справедливости, поиск которых составляет русскую традицию и основание социальной концепции Русской Православной Церкви. Русская Православная Церковь как выразительница традиций народов России объективно была и остается самодостаточной структурой сохранения и развития базовых основ национального бытия.

2. Русской Православной Церкви принадлежит определяющая роль в становлении российской цивилизации. История Русской Православной Церкви является доказательством её исключительной ориентированности на развитие самобытной организации национальной жизни российского социума, защиты социокультурного механизма функционирования российской цивилизации, в основе которого заложены инструменты развития духовных, культурных и государственных традиций народа, базирующихся на фундаменте религиозного опыта и духовно-нравственных ценностей православия.

3. Функциональное поле РПЦ, обусловлено её особой ролью в организации экзистенциональных структур российской цивилизации. Социально-ценностный аспект обусловлен тем, что православие как способ освоения социального и природного пространства представляет собой особенный смысловой мир, в котором создаются уникальные ценности человеческого существования. Парадигмальный аспект заключается в сохранении общепризнанного эталона социально-экономической эволюции. Аспект идентификации рассматривается, прежде всего, с религиозной точки зрения потому, что современный мир в значительной степени нивелирует чувства этнической принадлежности, в то же время ощущение принадлежности к определенной является насущной необходимостью. Необходимость идентификации обусловливается потребностью индивида в освоении собственного национально-культурного способа существования.

Теоретическая и практическая значимость работы обусловлены важностью экспликации Церкви как социального института в условиях современного демократического общества, а также определением места и роли Русской Православной Церкви в современном российском социуме. В диссертации проведена экспликация основных особенностей Русской Православной Церкви как социального института, выявлен ее генезис и актуальное состояние, обозначены и описаны основные функции и роли в современном российском социуме. Даны внутренняя и внешняя характеристики целей и задач Русской Православной Церкви. Показана взаимосвязь Церкви с другими социальными институтами, ее эволюция и связь исторических этапов с развитием российской цивилизации. Таким образом, теоретическая значимость работы определяется главным образом экспликацией Русской Православной Церкви как особого социального института и ее ролью в становлении гражданского общества в России. Практическая значимость непосредственно связана с учётом выводов данного исследования при принятии законов, связанных с деятельностью Русской Православной Церкви и политикой в сфере религии в РФ.

Теоретические идеи диссертационного исследования могут быть использованы в вузовских курсах по социальной философии, этике, религиоведению (истории мировых религий), истории, при разработке мировоззренческих спецкурсов «Этика семейных отношений», «Духовная жизнь общества», «Проблемы современной православной культуры».

Апробация работы. Основные идеи диссертационного исследования излагались в выступлениях автора на научных конференциях разного уровня: на четвертой международной конференции «Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, 2007), на всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых «Культура: Россия и современный мир» (Йошкар-Ола, 2008г), на всероссийской научно – практической конференции студентов и молодых ученых «Трансформирующаяся Россия. Проблемы молодежи и государственной молодежной политики». (Йошкар-Ола, 2008), в тезисах и статьях по исследуемой проблеме. Апробация идей осуществлялась в ходе преподавания курсов «Основы философских знаний», «Основы православной культуры» в Новочебоксарском техникуме прикладной биотехнологии и Региональном институте технологии и управления.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и методологии науки Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова.

Структура диссертационного исследования определена целью и задачами работы. Диссертация состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения и списка литературы.

Русская Православная Церковь как социальный институт

В общественной жизни российского социума возрастает интерес к Русской Православной Церкви, ее месту и роли в современном социальном процессе. С одной стороны, это связано с так называемым религиозным Ренессансом. О. Шпенглер в работе «Закат Европы» пишет о появлении «второй религиозности», которая, по его мнению, является знаком приближения данной культуры к концу своего жизненного уклада.1

У нынешнего «возрождения» достаточно много характерных черт «второй религиозности»: консерватизм во взглядах, ностальгия по прошлому и стилизация. Вероятно поэтому, многие исследователи указывают на эфемерность идеи религиозного возрождения (и в России, и в мире).

Интерес к православию в России, кроме того, обусловлен поиском новой системы духовных идеалов и ценностей в условиях бездуховности и нравственной деградации общества. Русская Православная Церковь многими россиянами воспринимается как мощный центр духовной консолидации людей, основа их родового единства.

Социально-философское исследование Церкви, ее функций, национально-исторических особенностей, социального места и роли в системе общественных связей предполагает, прежде всего, выяснение ее характеристик как социального института.

Жизнь общества состоит из деятельности, осуществляемой его социальными институтами и их членами. Если эта деятельность характеризуется как повторяющаяся и подчинённая определённому порядку, то в этом случае речь пойдет о так называемой институализации человеческой деятельности. Исходя из этого, можно определить социальный институт как форму социальной практики, имеющую относительно устойчивый и долговременный характер, которая позволяет определённым образом упорядочить общественную жизнь и взаимоотношения между людьми в социуме. Благодаря социальным институтам, социальная жизнь приобретает характер систематического и повторяющегося воспроизводства общественных отношений, а социальные связи обретают свою устойчивость и относительную стабильность .

Социальные институты вносят в спонтанность человеческого поведения упорядоченность и правила, которые конституируются через распределение между членами общества определённых социальных ролей и функций. Каждый из элементов социальной системы призван выполнять порученную ему роль, между участниками социальных взаимодействий складываются определённые ролевые отношения, нарушение которых может подорвать саму систему отношений и привести к социальному хаосу. Поэтому соблюдение таких правил должно всячески поддерживаться государством. При этом сохранению порядка содействуют не только то или иное законодательство, но и различного рода неписанные законы, оказывающие своё действие благодаря обычаям, традициям и общественным мнениям.

Благодаря институализации, вводящей определённые правила и формы, человеческая жизнедеятельность обретает способность воспроизводить себя и обретает культурные рамки. То есть социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Под общественными ценностями здесь понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами стандартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.

Таким образом, вхождение в социальное поле связано с обретением определённой социальной роли, которая наделяет индивида социальной идентификацией, определяющей затем его поведение.

Функционирование социальных институтов важно не только с точки зрения упорядочения человеческого поведения, но и с точки зрения поддержания определённой системы ценностей и ценностных ориентации членов данного общества. Своеобразие культурной общности во многом определяется спецификой её социальных институтов, определяющих тип данного сообщества, его нравы, принятые нормы и способы поведения и, одновременно, способ осознания этого поведения. Социальные институты влияют не только на сами поступки членов общества, но и на способ осмысления и оценки этих поступков. Они формируют систему представлений человека о мире в целом, о том, что хорошо, а что плохо, что справедливо, а что несправедливо и т.д. Каждое общество имеет относительно устойчивое определение таких аксиологических нормативов, которые составляют точку опоры, базис не только сознательной, но и бессознательной стороны общественного бытия. Без выработки такого аксиологического отношения к реальности, поддержанию которого призваны способствовать социальные институты, общество не может функционировать. Для общественного механизма необходимо, чтобы большая часть общества разделяла сходные ценностные представления и следовала сходным ценностным установкам. В противном случае, общество будет совершенно не способно к сплочению и взаимодействию между своими членами.

Социокультурная функция православия

Крещение Руси и признание христианства в качестве государственной идеологии и национальными ценностями, породило далеко идущие последствия на всю последующую жизнь российского общества.

И.А.Ильин в работе «Путь к очевидности» писал, что «дух живет повсюду, где появляется или переживается людьми совершенство ...».54 В таком понимании «дух» и «духовность» противостоят действительному миру с его мелочной меркантильностью, приземленностью. В этих понятиях, по мысли И.А.Ильина, интуитивно схватывается и переживается человеком то, чего не достает ему в этом мире, то, чем восполняется его недостаточная жизнь, как высший смысл и истинная суть человеческого существования.

Христианство сильнейшим образом повлияло на все стороны социальной организации и духовной жизни российского общества. С принятием византийской христианской духовности православный способ жизнеустройства общества следует считать первым шагом к самосознанию русских, как единой нации.

Древнерусское государство складывалось как полиэтническое общество. К базовому славянскому этносу добровольно или вынужденно присоединялись общности финно-угорского, балтского, тюркского и иного неславянского корня. На этом фоне важнейшим социально-экономическим фактором в становлении российской государственности был феномен русской общины, объединивший в себе хозяйственную, административно-правовую, управленческую, религиозную и духовно-нравственные функции. Кроме того, постоянные нападения на территорию Руси иноземцев, актуализировали политический фактор — необходимость сплочения всех сил и мобилизации ресурсов для борьбы с внешней опасностью.

Православие было включено в формулу России не столько даже как религия, сколько как проявление образа жизни народа, как некая «эманация»55. Особая роль Православной Церкви в государстве, заключалась в выполнении ею функции двух источников - соборного единства и культурного богатства.

О недостаточности научных исследований в области изучения феномена русского патриотизма свидетельствует, на наш взгляд, мнение, что поскольку Россия — многоконфессиональное государство, то возводить христианские ценности в норму нельзя, т.к. при этом можно ущемить права приверженцев других религий. При этом игнорируется тот факт, что с момента образования Московской Руси, наша страна всегда была многонациональной и многоконфессиональной. Отвержение же традиционных ценностей приводит к дезориентации молодежи и заполнение этого вакуума явлениями псевдорелигиозного, деструктивного характера, слепым преклонением перед своеобразием любых других народов кроме своего, распутством, криминальной направленностью детской психологии.

Надо признать, что общей духовной основой объединительных процессов на Руси, интегратором государства стало христианство, превратившееся в национальную идею. Исторический выбор удовлетворял политическим, экономическим и духовным потребностям проживавших на ее территории народов.

Утверждение же отличительных особенностей русского православия в обществе исследователи связывают с монголо-татарским нашествием, которое на века изолировало Русь от Европы. В условиях жесточайшего гнета поднималась волна национального героизма. Динамику борьбы за независимость определила православная вера. Она сложилась как цельная система представлений и образ жизни. В нее укладывались частная жизнь, государственный строй и бытие вселенной.

Анализ изученной литературы показывает, что многие мыслители56 связывают процесс социокультурного становления и развития русского этноса, его духовности с православным христианством.

В исследованиях светского и богословского характера дискутируется проблема духовного своеобразия России именно через особенности православия. С.С. Хоружий пишет, что «духовным истоком русской культуры как цельного процесса является Православие, во всей совокупности своих сторон: как вера и как церковь, как учение и как институт, как жизненный и духовный уклад.. .».

Идея социальной справедливости как русская традиция и основание социальной концепции Русской Православной Церкви

Любое общество заинтересовано в стабильности, гармонии отношений и взаимодействий. Человек с целью реализации своих потребностей включается в эти общественные отношения. Он подвергает их оценке, опираясь на свои представления о справедливости. Справедливость есть ценность, мера, ориентир, критерий, синтезирующий в себе представления человека о мире в целом. Суть проблемы справедливости состоит в том, что требование справедливости практически всегда исходит от «слабой» (подчиненной) стороны и обращено к более «сильному». В феномене справедливости можно выделить три структурных элемента: ценности, обосновывающие справедливость, правила, которые ее выражают и сами действия, которые ее реализуют. (В.Е.Давидович).

В понятии «социальной справедливости» содержится элемент анализа отношения к личности «ее» государства.

Если искать «зерна» справедливости в социальной политике государства, то надо видеть, как стимулируется здоровая активность членов социума, каков потенциал проводимой в этом направлении политики; способствует ли она гармонизации отношений между слоями и «смягчается ли реально неравенство в условиях жизни разных членов общества; запас (потенциал) предусмотрительности в проводимой политике во избежании конфликтов, насилия между социальными группами. К сожалению, О положении с социальной справедливостью в настоящее время говорят 600 000 брошенных детей, прогрессирующее бродяжничество и бездомность. Коэффициент смертности по-прежнему превышает над рождаемость.

Благородные стремления людей к миру, справедливости, счастью, коренящиеся во всеобщих естественных законах и человеческой природе, отмечаются с древности. Люди всегда мечтали о свободе, равенстве, братстве. И эта мечта отражалась в многочисленных мифах, сказаниях, идеальных представлениях. Сохраняются они и в современном обществе. Поэтому можно утверждать, что идея справедливости относится к числу вечных проблем человеческой жизнедеятельности наряду с ценностями человеческой жизни, свободы и достоинства. Аппелируя к идее справедливости, люди во все времена оценивали существующий правопорядок в социуме, действия органов власти, поступки отдельных лиц и социальных групп, опираясь на это понятие, стремились удовлетворить свои конкретные материальные интересы. Идеалы справедливости, овладевая умами масс, как показывает история, могут стать силой, коренным образом изменяющей общественные отношения.

Они традиционны для всего человечества и для русской культуры в частности.

Понятие «традиция» имеет целый спектр значений в обыденном языке и научной литературе. Чаще всего под «традицией» понимают что-либо вообще, передаваемое от старшего поколения к младшему. В таком употреблении оно фиксирует два признака: во-первых, то, что принадлежит более чем одному поколению, во-вторых, устойчивость, «закрепленность» своих элементов. В обыденном представлении людей элемент культуры с подобными признаками можно назвать «традиционным». Это широкая трактовка «традиции».

В «Философском энциклопедическом словаре» традиция определяется как «совокупность элементов социального и культурного наследия, передающихся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах ... в течение длительного времени»

Это понятие используется учеными, философами, религиозными деятелями в разных смысловых оттенках, однако объединяющим моментом является признание, что традиция фиксирует наиболее важные унаследованные обществом черты, формирующие его уникальность, определяющие своеобразие данного общества, коллектива. Традиция — именно характеристика коллектива, сообщества. Не может быть традиции у 1-2 человек. Традиция обеспечивает целостность общества, его выживание, эффективность способа организации совместной жизни и деятельности людей.

Традиции характерна собственная форма выражения, то есть совокупность собственных символов, образов, жанров и т.д. Традиция определяет основы мировоззрения своих носителей, является источником знаний и смыслов поведения, отношений между людьми.

Похожие диссертации на Русская Православная Церковь: проблемы социального функционирования