Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Самоорганизация национального самосознания : теория и практика Ладыгина, Ольга Владимировна

Самоорганизация национального самосознания : теория и практика
<
Самоорганизация национального самосознания : теория и практика Самоорганизация национального самосознания : теория и практика Самоорганизация национального самосознания : теория и практика Самоорганизация национального самосознания : теория и практика Самоорганизация национального самосознания : теория и практика
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ладыгина, Ольга Владимировна. Самоорганизация национального самосознания : теория и практика : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11 / Ладыгина Ольга Владимировна; [Место защиты: Ин-т философии им. А.М. Богоутдинова АН Республики Таджикистан].- Душанбе, 2011.- 295 с.: ил. РГБ ОД, 71 11-9/71

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Объективная логика современных социокультурных процессов приводит к нарастанию интеграции между нациями. Одновременно усиливается их стремление к сохранению и укреплению своего национального достояния, что является свидетельством роста национального самосознания. Осуществляя дезинтегрирующую и интегрирующую функции, национальное самосознание влияет на специфику внутринациональных связей, устанавливает характер межнационального взаимодействия. Этим определяется значение самосознания в жизнедеятельности нации.

Актуальность темы исследования вытекает из необходимости методологического осмысления структуры и функций национального самосознания, процессов его формирования, функционирования и развития. Логика исследования национального самосознания требует описания не только устойчивых, регулярно воспроизводящихся образцов и принципов, но и случаи, когда национальное самосознание становится неустойчивым и может благодаря самоорганизации перейти в новое качественное состояние. Социальный хаос, характерный для нашего времени, ускорение темпов исторического развития способствует неустойчивости национального самосознания. Эти обстоятельства делают необходимым изучение национального самосознания в рамках социальной синергетики как сложной самоорганизованной системы.

Невозможно рассматривать вопрос о национальном самосознании абстрактно. Поэтому изучение особенностей русского национального самосознания позволяет соотнести философские концептуальные подходы с контекстом конкретного социокультурного пространства. Русское национальное самосознание как самосознание государствообразующей нации детерминирует развитие российского национального самосознания.

Социально-философское осмысление социально-экономических и политических достижений, неудач и перспектив развития современного российского общества также предполагает исследование проблем национального самосознания. Системная модернизация - это всегда фундаментальные изменения основ жизни нации, связанные с его ценностными ориентациями, сложившимися убеждениями и стереотипами, без знаний которых модернизация общества становится формальной и неэффективной. Изучение национального самосознания способствует эффективному отбору тех элементов, которые оптимизируют модернизационный процесс российского общества.

Проблемы национального самосознания, форм его выражения особенно актуальны в условиях многонациональной России при переходе к подлинно федеративному, правовому, демократическому государству. Доминирующей тенденцией современных научных исследований становится изучение социальных явлений, связанных с функционированием национального самосознания, например, национализм, этноцентризм и др. Формирование и конструирование нового символического пространства непосредственно связано с проблемами национального самосознания.

В условиях глобализации актуальным становится изучение тех факторов, которые влияют на формирование и функционирование русского национального самосознания. К таким факторам относятся природно-географические условия, трансисторические структуры, деятельность человека, а также представления, составляющие устойчивый образ русских и России в инокультурной среде. Изучение этих факторов позволяет не только понять причины своеобразия русского национального самосознания, но и механизмы его развития.

Межнациональное взаимодействие неизбежно вызывает адаптацию к иной социокультурной среде, что также отражается на национальном самосознании. Поэтому изучение особенностей русского национального самосознания на постсоветском пространстве, взаимовлияния восприятий русских, проживающих в границах своей исторической родины и находящихся вне этих границ, позволит не только создать эффективную модель межнационального взаимодействия, но и будет способствовать оптимизации работы государственных и общественных организаций, осуществляющих поддержку соотечественников за рубежом.

Современная философия нуждается в разработках по исследованию природы, сущности, структуры, механизмов функционирования и развития национального самосознания.

Степень научной разработанности проблемы. В советский период тема национального самосознания изучалась фрагментарно как один из признаков нации, и носила дискуссионный характер. Дискуссия развернулась по поводу параметров, характеризующих национальное самосознание, обозначив этатический и этнический подходы к категории «нация» и «национальное».

С 90-х годов XX в. концепция «нации и национальных отношений» становится объектом серьезного критического социально-философского анализа. Значительно расширяется эмпирическая база и аспектация исследований. Этносоциологические процессы исследованы в работах С.М.Широкогорова, П.А. Сорокина, Ю.С. Семенова, М.С. Джунусова, В.Арутюняна и других ученых. Проблемы национального самосознания рассматриваются в работах Л.М. Дробижевой, К. Касьяновой; структурные элементы национального самосознания – Б.В.Иорданского. В российской научной литературе наметились различные подходы к определению структурообразующих элементов национального самосознания.

Анализ отдельных аспектов национальной идентичности и национального самосознания, национальных предрассудков и стереотипов нашел отражение в исследованиях Б.Х. Болотокова, А.О. Бороноева, А.С. Герда, С.Б. Долгопольского, М.В. Иордана и др. Важными в этом отношении являются работы Т.Г. Стефаненко и З.В. Сикевич, которые содержат изложение этнопсихологического взгляда на природу национального.

Вопросы возникновения и развития нации, ее идеального мира в зарубежной философии разработаны в исследованиях Э Ренана, О. Бауэра, В. Вунда, К. Ясперса, М. Хайдеггера и др. Среди представителей западной социальной философии следует отметить работы по проблеме национального самосознания П. Бурдье, Э.Геллнера, Дж.Комароффа, Г. Калена, Н. Смелзера и других, в которых рассматриваются свойства национального самосознания, его проявления, структурообразующие признаки нации, теория нации и национализма.

Проблема национального самосознания связана с теорией нации. Данная категория в рамках примордиальной концепции разработана в исследованиях Л.Н. Гумилева, Ю.В. Бромлея, В.И. Козлова, Ю.И. Семенова, Ч. Кейеса, П. Ван ден Берге. Концептуальные основы конструктивизма раскрываются в работах Э. Геллнера, В.А. Тишкова, С.Абашина, Т. Гурра и Б. Харффа, Б. Андерсона, Ф. Барта, Э. Хобсбаума, Дж. Ротшильда и Д. Лейка. Изучение нации с позиций инструментализма связаны с исследованиями П. Брасса, Г. Тэжфела, теорией «рационального выбора» М. Бантона.

Новые концептуальные возможности изучения процесса эволюции национального самосознания открывает системно-синергетическая методология, которая носит междисциплинарный характер. Она позволяет исследовать не только состояние устойчивого равновесия, но и случаи, когда системы становятся неустойчивыми и могут благодаря самоорганизации перейти в новое качественное состояние.

И. Пригожин и И. Стенгерс разрабатали теорию диссипативных структур, основываясь на процессах самоорганизации в физико-химических системах и рассматривая нестабильность как фундаментальный атрибут Универсума. Процессы самоорганизации в различных системах исследует Г. Хакен. Мировоззренческие и методологические основы синергетики изложены так же в работах Е.Н. Князевой и С.П.Курдюмова.

Изучением социальных феноменов и процессов с позиций структурно-синергетических позиций занимаются А.В. Коротаев, С.Ю.Малков. Н.В. Старостенков, Г.Ф. Шелова, Н.В. Ильин рассматривают синергетические закономерности циклических катастроф в российском социуме. Социально-историческую динамику социума с позиции структурно-синергетической позиции исследует М.С.Ельчанинов. В.А.Вагурин рассматривает противоречия и факторы эволюционной самоорганизации современного общества, используя данную методику. Эволюцию индивидуального и общественного сознания, социального прогресса, цивилизационных кризисов на основе идей и принципов синергетики исследуют также А.П. Назаретян, С.Г. Гомаюнов, Г.Г. Малинецкий. В рамках синергетического подхода В.П. Бранский исследует природу и закономерности формирования этносов и наций, межэтнического взаимодействия. В Таджикистане феномен национальной синергетики изучает А.С.Саидов.

Проблемы, связанные с процессом нациостроительства, стали особенно актуальным на постсоветском пространстве в связи с обретением статуса независимых государств бывшими республиками СССР. В Таджикистане особый интерес вызывают проблемы современного социально-политического развития. Их изучению посвящены работы К. Абдуллаева, М.Асимова, С. Ахмедова, А. Ашурова, В. Бушкова, Х. Додихудоева, Ш.Имомова, З. Дадабаевой, З.Мадамиджановой, М. Диноршоева, Х. Идиева, К. Гиеева, Р.Рахимова, Х. Саидмуродова, А. Самиева и др. Проблемы формирования национальной идеи в современном Таджикистане представлены работами А.А. Шамолова, Н.Арифджановой и др. М.К. Гафарова исследует широкий круг проблем, связанных с общественным сознанием, в том числе особенности его трансформации в условиях перехода к рыночной экономике. Изучение проблем формирования национального самосознания и строительства национального государства в Таджикистане содержится также в исследованиях С. Джононова. Целостная концепция таджикской идентичности и ее влияние на ход государственного строительства в Таджикистане представлена в исследованиях П.Д. Шозимова.

Формирование русского национального самосознания происходило под влиянием природно-географических условий, особенностей социальной жизни, православной религии. Роль этих факторов раскрывается в работах В.О. Ключевского, Р. Н.А. Бердяева, И. Ильина, Р.Пайпса, Л. В. Милова, И. Солоневича, Ф.Х. Кессиди, А.С. Ахиезера, В.В.Зеньковкого, В.К. Кантора и др. Несмотря на многочисленность работ, своеобразие русского самосознания сохраняет свою актуальность. Современные исследования отличает стремление раскрыть причины и степень устойчивости сохранения влияния указанных факторов на национальное самосознание, а также проявление его особенностей в различных сферах общественной жизни современной России. Это, прежде всего, относится к исследованиям О.Л.Шахнозарова, В.Н. Титова, Л.А. Седова, А.А. Лугового, Р.В. Рывкиной, Н.Е. Тихоновой и др.

Проблема модернизации российского общества в настоящее время является одной из главных, которой посвящены работы В.В.Журавлева, Т.И.Заславской, Н.И.Лапина, В.В.Локосова, В.К.Левашова, А.Т. Хлопьева, А.И.Уткина, В.Г.Федотовой, В.В.Козловского, В.А.Ядова и др. Многообразие интерпретаций и оценок российской модернизации свидетельствует о сложности и уникальности этого процесса.

В работах А.С. Панарина, А.Н. Медушевского, Н. Козина и др. модернизация в России рассматривается на основе концепции цивилизаций. В них сделаны важные выводы о специфике российского социума.

На русское национальное самосознание оказывает влияние восприятие русских и России Западом, обобщенный образ которого является на протяжении длительного исторического времени центром притяжения. Образы русских в западном восприятии описаны в многочисленных исследованиях, среди которых работы Ж.-Ж. Руссо, Л. Вульфа, Я.Г. Шемякина, А.Н. Мосейко и др. Образ русских и России в западном восприятии достаточно хорошо изучен, что нельзя сказать о восточном восприятии. Среди немногочисленных работ исследования И. Нойманна, В. Шубарта.

Ряд теоретических исследований социально-философского направления свидетельствует о необходимости разработки системного решения проблем межнациональных отношений в связи с влиянием, которое они оказывают на фундаментальные основы российской жизни – сохранение государственной целостности, самобытной культуры, цивилизации России. В этой связи интерес представляют работы А.Г.Здравомыслова, С.Ю. Ивановой, Ю.В. Арутюняна, В.В. Карлова и др.

С конца 1970-х годов пристальное внимание исследователей стала привлекать диаспоральная тематика. Именно тогда появился ряд работ послуживших отправной точкой для дальнейших исследований широкого круга проблем, порождаемых диаспоризацией. Проблему сохранения и развития национального самосознания переселенческих этнических меньшинств исследовали Л. Абрамян, С.Арутюнов, М. Дятлов, В. Штирельман, А. Милитарев, Ж. Тощенко, М. Членов, М. Аствацатурова, В.Д. Попков, Т.В. Полоскова, и др.

Несмотря на многочисленность публикаций, можно отметить наличие исследовательских лакун по проблемам изучения национального самосознания. Наиболее слабо разработаны следующие аспекты проблемы национального самосознания: его структура, специфика и социальная сущность национального самосознания, роль и возможность использования национального самосознания в современных социально-политических процессах, в локализации межнациональных конфликтов и последующей стабилизации межнациональных отношений в современном мире. В свете этого важным представляется выработка современных подходов к анализу феномена национального самосознания, исследование специфических форм его проявления в социальной практике.

Объект исследования – национальное самосознание как субъективная основа бытия нации.

Предметом исследования является структура национального самосознания, а также специфика кооперативного поведения разных структурных элементов в русском национальном самосознании под воздействием внутренних и внешних колебаний.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью данного исследования является социально-философский анализ структуры национального самосознания, особенностей формирования и развития русского национального самосознания. Достижение обозначенной цели осуществляется через решение ряда задач:

определить основные принципы изучения национального самосознания, проанализировать познавательные возможности примордиализма, конструктивизма и инструментализма в изучении национального самосознания с учетом современной социокультурной реальности;

рассмотреть когерентные связи в структуре национального самосознания, а также специфику их проявления в процессе эволюции национального самосознания как сложной самоорганизованной системы;

охарактеризовать открытость национального самосознания через описание влияния на его структуру природно-географической среды, трансисторических структур, деятельность личностей, а также современного модернизационного процесса;

проанализировать нелинейные эффекты в структуре русского национального самосознания, возникающие в результате межкультурных коммуникаций.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретической основой диссертации являются исследования российских ученых, в которых содержатся принципиально важные идеи о состоянии и перспективах развития национального самосознания, а также отдельные идеи и концепции, содержащиеся в работах зарубежных ученых.

Теоретико-методологической основой исследования является концепция объективности существования наций, которые рассматриваются как социальная реальность, а формирование национального самосознания – как часть объективного процесса, связанного с самоорганизацией социальных систем.

Традиционные методы и концепции ограничивают возможности изучения национального самосознания тем, что основываются на понимании социальной эволюции как безальтернативного процесса. Социально-исторический опыт свидетельствует о том, что общественное развитие поливариантный процесс. Национальное самосознание изменчиво и развивается вместе с социумом, демонстрируя нелинейные тенденции и эффекты. Поэтому основным методом исследования национального самосознания в работе наряду с системным методом выступает синергетический, который нацеливает на исследование процессов эволюционной динамики.

Анализ сущности национального самосознания и особенностей его развития предполагает также опору на принцип историзма.

Научная новизна определяется целью и совокупностью задач и заключается в том, что для социально-философского анализа национального самосознания применяются принципы синергетики, которые позволяют рассматривать национальное самосознание как диссипативную структуру, интенсивно обменивающуюся с внешней средой информацией. В работе показана важность изучения внешних воздействий, приводящих национальное самосознание в неустойчивое состояние, рассмотрены особенности самоорганизации русского национального самосознания. Теоретическая и практическая новизна работы заключается в следующем:

показана необходимость комплексного использования основных положений примордиализма, конструктивизма, инструментализма при изучении сущности и развития национального самосознания в условиях современной социокультурной реальности;

проанализирована структура национального самосознания, в которой осуществляется постоянный взаимопереход хаоса и порядка, охарактеризованы сущностная и содержательная сторона когерентных уровней структуры, описан механизм самоорганизации национального самосознания;

охарактеризованы общие закономерности поведения системы в различных состояниях, а также выявлены особенности самоорганизации национального самосознания;

показано на примере русского национального самосознания, каким образом происходит обмен информацией с внешней средой, благодаря чему национальное самосознание приобретает своеобразие;

показано, что деятельность человека, его субъективных представлений способствовали тому, что в структуре русского национального самосознания противоречиво сочетались идея политического и духовного единства и ценность личности;

выявлены особенности самоорганизации национального самосознания в условиях современной модернизации российского общества, определены идеи, способствующие иерархизации и деиерархизации национального самосознания, а также те традиционные элементы национального самосознания, переосмысление которых повысит эффективность модернизационного процесса;

рассмотрены современные этносоциальные процессы, происходящие в российском обществе, показано их значение в самоорганизации национального самосознания;

проанализированы особенности восприятия русских в западной и восточной традиции и их влияние на самоорганизацию русского национального самосознания;

на основе анализа этнического статуса российской диаспоры на постсоветском пространстве выявлены особенности русского национального самосознания в иноэтничной среде, а также формы их проявления в коммуникативном пространстве.

На защиту выносятся следующие положения:

Социально-философский анализ сущности и структуры национального самосознания, особенностей его формирования и развития предполагает комплексное использование основных положений примордиализма, конструктивизма и инструментализма, которые, находясь между собой в когерентных отношениях, образуют системную триаду.

Национальное самосознание как идеальная основа существования нации, ее субъективное качество представляет собой сложную иерархически структурированную систему, уровни которой образуют самостоятельные подсистемы. Когнитивный уровень содержит этносоциальные представления, складывающиеся на основе иррационального противопоставления «Мы – Они». Эмоционально-ценностный уровень – чувства, оценки, ценности. Регулятивный уровень – интересы, идеи, идеология. Иерархические уровни обладают проникающей способностью, образуя вертикальные взаимосвязи. Между рядоположенными элементами уровней, которые включают в себя примордиальные элементы, элементы рационального выбора и социального конструирования, образуются горизонтальные взаимосвязи. Когерентные связи создают необходимые и достаточные условия функционирования всей системы – национального самосознания. Многосвязная структура, имея вид полного направленного графа, повышает эффективность функционирования системы за счет наличия кратчайших путей к вершине графа – аттрактору (точке притяжения).

Национальное самосознание является системой, эволюция которой представляет собой периодический процесс взаимоперехода от хаоса к порядку, чередование периодов саморегуляции и самоорганизации. Саморегуляция предполагает действие уравновешивающей (отрицательной) обратной связи, которая позволяет системе адаптироваться к внешней среде и сохранить свое интегральное качество. В национальном самосознании мобилизуются такие элементы, комбинации которых создают порядок. Национально-специфическое и национально-приобретенное представляет собой целостное единство, находясь в динамическом равновесии. Механизм обратных связей в национальном самосознании позволяет заимствования адаптировать к национально-специфическому. Рациональные средства описания и объяснения социальных фактов преобладают над бессознательными. Эволюционными процессами управляют детерминистические закономерности. Когда внешние воздействия превышают допустимый уровень, в системе возникает положительная обратная связь, которая выводит ее из состояния равновесия. Когерентные связи между уровнями системы разрываются. Возросшая энтропия инструментальных компонентов активизирует примордиальные силы. Управляющие параметры становятся дисфункциональными. Функцию описания и объяснения новых социальных фактов берет на себя бессознательное. В процессе самоорганизации национального самосознания когерентные действия его активных элементов, в том числе маргинальных, приводят к спонтанному возникновению новой организации.

Национальное самосознание как открытая система осуществляет постоянный обмен со средой информацией, что является необходимым условием его существования в исторической перспективе. В российской действительности под влиянием внешних и внутренних факторов сформировалось традиционное самосознание. Русская специфика, которая проецируется не только на прошлое, но и настоящее, заключается в следующем:

- правовой нигилизм, стремление действовать не по закону, а по совести;

- неукорененность;

- максимализм и сочетание противоположностей;

- милитаризация образа жизни;

- коммуникабельность, открытость, стремление собрать вокруг себя не только «своих», но и чужих».

- приоритет духовного над материальным, устойчивое представление о том, что все должно иметь нравственное измерение;

- ориентированность на ценности и потребности коллектива, на идеалы справедливости, равенства, служения государству;

- православная вера – основа осознания единства;

-этакратические представления, для которых характерны легитимность всевластия государства, отношение к власти как к инструменту интеграции и стабильности общества;

- преобладание архетипов в национальном самосознании, слабая способность к самоорганизации.

Специфика русского самосознания отражается и в восприятии личности через категорию не «частное», а «общее». В представлениях русских личность – это герои, совершившие не малые, а большие дела во имя своего народа.

При изменении основ бытия нации национальное самосознание переходит в неустойчивое состояние. В период неустойчивого состояния национального самосознания представления и деятельность исторических личностей способствовали тому, что в структуре русского национального самосознания идея политического и духовного единства стала доминирующей. Выходом из кризиса был поиск синтеза между идеей государственности и ценностью личности. Иерерхизация русского национального самосознания возможна при условии соблюдения принципа дополнительности между идеей политического единства и ценностью личности. Мерой их совместимости является общественный интерес, что предполагает развитие гражданского общества в процессе модернизации.

Противоречивое сочетание традиционализма и либерализма характеризует процесс самоорганизации национального самосознания в условиях современной модернизации. Укрепление патрон-клиентских отношений с государством приведет к деиерархизации структуры национального самосознания, а преодоление патернализма через развитие гражданского общества – к иерархизации. Стремление к обретению устойчивости приводит ко вторичной традиционализации, которая под воздействием либерализма приобретает ситуативный характер и прагматическую направленность. Новые альтернативы возможного развития связаны с либеральной составляющей самосознания, которая трансформируется под воздействием традиционализма и трансисторических структур, создающих эффект зависимости от предшествующего развития. Переосмысление таких традиционных представлений и ценностей как коллективизм и общинность, идеал справедливости и идеал служения государству, будет способствовать эффективной модернизации российского общества. Национальная идея, способствующая иерерхизации национального самосознания, с учетом цивилизационной специфики России представляет собой системную триаду, элементами которой являются идея политического и духовного единства, идеал справедливости и ценность личности.

Существенное влияние на развитие национального самосознания оказывает взаимодействие наций. Стремление к изоляционизму, характерное в том случае, когда в национальном самосознании преобладает национально-специфическое, способствует росту энтропии (меры хаоса). Постоянные межкультурные контакты приводят к появлению национально-приобретенного, которое представляет собой неспецифические хаотические факторы влияния внешней среды и отражает активизацию таких этносоциальных процессов как интеграция и ассимиляция. С помощью национально-приобретенного при сохранении национально-специфического национальное самосознание адаптируется к коммуникативному пространству. Сохранение полиэтничного пространства России (меры хаоса во внешней среде) является необходимым условием устойчивости русского национального самосознания и успешной гражданской интеграции, которая предполагает отождествление индивида со своими согражданами, ответственность за судьбу страны и соединяет в себе как традиционалистские (этнонационалистические), так и модернистские (интегративные) тенденции.

Совокупность образов со стороны «Других» проецируется на восприятие собственной нации. В связи с геополитическим положением России на русское национальное самосознание влияние оказывают представления о них «Запада» и «Востока». В зависимости от образа России выстраиваемым «Западом» и «Востоком» происходит коррекция собственного восприятия и построение различных моделей поведения в процессе межкультурной коммуникации. Наличие в русском национальном самосознании двух крайностей: заниженной самооценке по отношению к Западу и завышенной – по отношению к Востоку – свидетельство его неразвитости.

Переселенческие национальные сообщества (диаспоры) выступают особым общественным институтом, целью которого является сохранение и развитие самосознания национальной общности. Российская диаспора на постсоветском пространстве характеризуется аморфностью, социальной, этнической, политической и религиозной неоднородностью, что снижает ее адаптационные возможности. Диаспоре свойственна высокая степень ассоциирования, которая способствует мультимедийности национального самосознания диаспоры. Представители российской диаспоры, проживая в различных социокультурных пространствах, отличаются набором вариативных характеристик в национальном самосознании, расширяя его функциональные возможности. Способ, посредством которого осуществляется обмен информацией между диаспорой и материнским национальным сообществом, влияет на характер воздействий, которые могут привести как к иерерхизации, так и к деиерархизации самосознания нации.

Научно-практическая значимость. Основные выводы и положения диссертации могут быть использованы для дальнейшего изучения механизмов развития национального самосознания, исследования проблем нации, широкого спектра национальных вопросов, современной этнополитической ситуации в России, а так же в других странах СНГ и в странах Балтии.

Использование принципов синергетики при изучении национального самосознания позволяет расширить сферу использования этой методологии. Некоторые идеи исследования могут служить основой для последующей разработки рекомендаций, связанных с осмыслением особенностей национально-государственного строительства не только России, но и на всем постсоветском пространстве, для определения средств совершенствования межнациональных отношений. Выводы диссертации могут помочь при прогнозировании социально значимых реакций на те или иные инициативы в решении экономических, политических и социальных проблем современного российского общества.

Результаты настоящего исследования имеют и прикладное значение: они могут быть использованы при чтении курсов по социальной философии, этнографии, социальной антропологии и культурологии.

Апробация исследования.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании Отдела социальной философии Института философии АН Республики Таджикистан. Основные положения и результаты диссертации излагались в виде лекций, докладов и сообщений на теоретических семинарах Отдела истории западной философии Института философии АН Республики Таджикистан и различных научно-практических конференциях.

Основное содержание диссертации отражено в монографиях и статьях в общем объеме около 40 печатных листов.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Самоорганизация национального самосознания : теория и практика