Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Семья как социальная ценность: философский анализ Безнощенко, Елена Алексеевна

Семья как социальная ценность: философский анализ
<
Семья как социальная ценность: философский анализ Семья как социальная ценность: философский анализ Семья как социальная ценность: философский анализ Семья как социальная ценность: философский анализ Семья как социальная ценность: философский анализ
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Безнощенко, Елена Алексеевна. Семья как социальная ценность: философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Безнощенко Елена Алексеевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2010.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/138

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Современная социально-философская мысль актуализировала проблему антропологического кризиса, развернувшегося в условиях перманентных трансформаций как глобального, так и локального характера. Семья как один из важнейших элементов социального бытия испытывает непрерывное «давление» многообразных внешних факторов современного этапа развития социума, систематизация и когнитивный анализ которых требует разработки.

Своевременность философского анализа взаимодействия семьи и общества обусловлена также и тем, что достижение сбалансированных взаимоотношений личности и общества немыслимо без формирования в общественном сознании устойчивых ценностных ориентаций, смысловое ядро которых закладывается в семье. Изменения, происходящие в сложившихся социальных структурах современного мира, включая их девиантные и разрушительные аспекты, заставляют обратиться к тем тенденциям, которые возвращают семье ее истинное предназначение быть фактором нравственного роста и инвестиционной отраслью духовного производства, основой социального и экономического благосостояния, объединяющим началом целостности народа. Таким образом, социальная ценность семьи предстает не только в качестве исследовательской, но и нравственно-практической задачи.

Актуальность исследования семьи диктуется особенностями философской рефлексии над эмпирическими закономерностями изменений в социальном статусе семьи. Эти особенности раскрывают свой потенциал, как в методологическом, так и в концептуальном планах. В методологическом – в качестве выбора познавательных средств (понятий, методов), при помощи которых семья предстает как системная единица общества. В концептуальном – как одна из моделей взаимодействия личности и общества, как логика понимания связи между знанием (представлением о семье) и этическим (социально-критическим) действием. В данном отношении философский анализ семьи как социальной ценности актуален с точки зрения гуманитарного исследования, сочетающего в себе исторический, социологический, культурологический и аксиологический дискурсы. Иными словами, систему представлений о социальной ценности семьи можно конструировать, используя языки различных наук; однако, только философия способна извлечь из многообразия подходов универсально-всеобщее в ее диалектической связи с особенным, уникальным.

Ценностно-гуманистическая парадигма делает актуальными проблемы как ретроспекции (социально-философского исследования семьи в ее историческом генезисе с точки зрения ее ценности и значимости для развития личности), так и современности, где ценность семьи постепенно утрачивается.

Особую тему составляет комплекс проблем семьи в современной России, оказавшейся в сложной социально-экономической и духовной ситуации. Сложности переходного периода усугубили многие проблемы семьи в нашей стране, а равнодушное отношение к проблемам семьи и тенденциям ее развития со стороны социума и государства способствовали девальвации ценности семьи как важнейшей компоненты общества. Под влиянием происходящих изменений в политике, экономике, культуре, изменились и взаимоотношения внутри социальной структуры, между различными социальными институтами, в том числе между институтом семьи и общества. Отсюда – необходимость анализа механизмов трансформации семьи как важнейшего социального агента общенациональной модернизации на всех ее уровнях и формирование нового соответствующего современности понимания ценности семьи в России.

Последние политические инициативы российского правительства, введение национального проекта, касающегося демографической политики государства, внедрение материнского капитала явились вынужденным ответом на очевидные просчеты политики государства в отношении института семьи в предшествующий период развития российской истории. Системный социальный кризис, получивший подкрепление в сокращении национального культурного поля под влиянием массовой культуры западного образца, способствовал тому, что вслед за развитыми странами Запада в России стали распространяться такие явления, как уменьшение общей численности браков, увеличение количества нерегистрируемых партнерских союзов, популярность «поздних» браков, позднее рождение детей и преобладание малодетных семей, увеличение числа внебрачных детей и распространение добровольной бездетности, и, наконец, перенос акцента на расширение возможностей личного материального благополучия, нежели на создание семьи. Эти изменения позволили многим современным исследователям говорить о ценностно-институциональном кризисе нуклеарной семьи и необходимости переоценки ценностно-мировоззренческих установок людей и полного переосмысления определенных стереотипов в социальной оценке семьи и семейных ценностей.

Учитывая важность обоснования непреходящей социальной ценности семьи в контексте стабильности исторического бытия, ее способность сохранить для человека человеческое существование независимо от любых кризисных ситуаций и социальных трансформаций делает исследовательскую задачу актуальной.

Степень научной разработанности проблемы

Научная разработка проблемы семьи как социальной ценности включает в себя ряд методологических подходов, имеющих собственную специфику, обусловленную границами тех гуманитарных наук, которые выстраивают свои модели ценностных оснований онтологии семьи. Следует выделить историко-философскую, философско-аксиологическую, историко-антропологическую, социологическую и культурологическую методологии в их взаимодействии.

Большое значение для понимания исторического генезиса семьи имели труды И. Бахофена, Дж. Леббока, Дж. Ф. Мак-Леннана, Л.Г. Моргана, положивших начало философии семьи а аспекте формирования ее институциональной ценности, что позволило сделать вывод о единстве человеческой культуры.

Основы аксиологического подхода к семье и ее социальной значимости заложены в трудах античных и средневековых мыслителей (Сократа, Платона, Аристотеля, Конфуция, Августина Блаженного, Т. Кампанеллы, Т. Мора); философов Нового времени (Ф. Бэкона, Т. Гоббса, М.-Ф. Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и других философов-просветителей). В XIX столетии обусловленность ценности семьи, прежде всего, с точки зрения экономических отношений, характеризующихся такими понятиями, как собственность, закон и договор, представлены в трудах Г.Ф. Гегеля, И. Канта, К. Маркса, Ф. Энгельса, Ш. Фурье, Д. Юма.

Исследованию семьи и ее социальной значимости посвящены труды выдающихся социологов О. Конта, Ф. Ле Пле, Э. Гидденса, рассматривавших семью как базовую ячейку общества и типы семей в качестве средства понимания исторического движения функционирования общества в целом.

В ХХ столетии разрабатываются такие подходы к исследованию семейной проблематики, как историко-этнографический (эмпирический), натуралистический, гендерный, культурологический (в том числе и феминистский), социально-деятельностный, постмодернистский (деконструктивистский).

Социально-философская оценка развития семьи в ХХ веке нашла отражение в работах американских социологов Э. Гидденса, А. Карлсона., А. Кэлхауна, Р. Нисбета, Т. Парсонса, Р.Д. Патнэма, Г.П. Смита II, П.А. Сорокина, Э. Тоффлера, К. Циммермана, политэкономов С. Боулса, Г. Джинтиса и др.

Функциональным проблемам семьи как структурной компоненты социума, уделяли большое внимание К.Р. Аллен, П.Д. Андерсон, Э.Дюркгейм, К. Дэвис, Р. Мертон, Т. Парсонс, Л. Руссель и др.

В качестве основной общественной ячейки, являющейся социально-психологической группой, ценностным аспектом которой выступает социализация личности, семья представлена в трудах таких исследователей, как Э. Берджесс, У. Джемс, Ф. Знанецкий, Ч. Кули, Ж. Пиаже, У. Томас, З. Фрейд и их последователи. Интерес к семье с точки зрения демографической проблематики современного общества отражают работы К.К. Фунга, У. Томпсона, Ф. Нотештейна, К. Дэвиса, Д. Ходжсона и др.

Историко-этнографические и культурологические аспекты ценностного подхода к семье рассмотрены в трудах М. Блока, Ж. Ле Гоффа, А. Карлсона, А.А. Митрикаса, Ф. де Сенгли, Э.Б. Тайлора, Д. Хьюза-мл. и др.

В русской философии проблема взаимоотношения полов, их религиозного и светского содержания, ценностного характера семейно-брачных отношений выявила не только традиции, но и тенденции изменения обоснования семьи в качестве социальной ценности. Ценность семьи, взятая в контексте движения к Богочеловечеству, оказалась важнейшим итогом размышлений таких представители русской философской мысли, как Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.В. Розанов, О.В. Рябов, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский. Сама иерархия ценностей в их работах выстроена путем сакрализации целей и задач развития общества.

Современные отечественные исследователи проблем семьи, семейных отношений, гендерных отношений, семейной политики, трансформации российской семьи единодушны в признании усиливающегося влияния современного мирового развития и его основных факторов – плюрализации, глобализации, информатизации на ценностные и структурные параметры семьи.

Социальная ценность семьи нашла свое освещение в трудах советских исследователей А.Г. Харчева, Д.И. Чеснокова, Н.Д. Шимина, Н.К. Юркевича. Социально-экономический и социально-нравственные аспекты трансформации ценностных ориентаций в современной семье отражают труды К.К. Баздырева, А.А. Борисова, С.И. Голода, Т.А. Гурко, И.Ф. Дементьевой, С.Д. Лаптенок, В.Т. Лисовского, Е.Б. Рашковского, Т.Ю. Шманкевича и др.

Исторические и культурно-этнические особенности семьи и семейных ценностей отмечены в работах Ф.У. Алекперли, С.С. Анисиной, Н.В. Будур, Л.С. Васильева, И.В. Власовой, П.С. Гуревича, М.М. Ковалевского, В.Ю. Лещенко, М.К. Любарт, И.А. Магомедова, Л.М. Панковой, М.В. Рабжаевой, Т.С. Саидбаева, А.С. Сказко, В.В. Форсовой и др.

Проблема социализирующей значимости семьи для личности отражена в работах Л.П. Буевой, П.С. Гуревича, В.С. Грехнева, О.М. Здравомысловой, Л.И. Казаковой, И.С. Кона, Л.Е. Моториной, Л.М. Панковой и др.

Социологический анализ проблем современной российской семьи и ее ценностей дают в своих работах А.И. Антонов, С.Н. Варламова, А.И. Кузьмин, М.С. Мацковский, А.В. Носкова, Н.Н. Седова, С.А. Сорокин и др.

Вопросам семейной политики в России посвящены работы В.Н. Архангельского, С.В. Дармодехина, М.В. Рабжаевой и др.

Семья и ее ценность с точки зрения проблем современной демографической ситуации рассматривается такими исследователями, как А.И. Антонов, В.А. Борисов, А.Г. Вишневский, А.Г. Волков, В.В. Елизаров, В.М. Медков и др.

Таким образом, современные отечественные исследователи делают акцент на полифакторности формирования и развития семьи, разграничивают сферы «сущего» и «должного», «внутреннего» и «внешнего» применительно к семье. Для значительного большинства работ наиболее характерным является аналитический метод, позволяющий говорить о семье как социальной ценности с позиций того, как институт семьи соответствует (не соответствует) предъявляемым обществом нормам и требованиям. Но лишь в немногих из работ содержатся попытки теоретической рефлексии самого социально-ценностного подхода к семье в его системном, интегральном качестве; подхода, который требует концептуальной модели семьи на основе доминантного системообразующего признака.

Преобладание аналитики, социологизации привело к тому, что изучение семьи имеет, в основном, институциональный контекст. Практически не освещаются вопросы социальной ценности семьи на уровне личности, общества и государства в их взаимосвязи и историчности; непроработанными остаются вопросы философского анализа механизмов сохранения устойчивости семейных ценностей и влияния этого феномена на трансформирующееся общество. Важной философской проблемой является также соотнесение философии пола с ценностной философией семьи. Требуют внимания такие проблемы, как ценность семьи в традиционном и инновационном обществах, семья и жизненный мир, семья и глобализующееся общество. Все это указывает на необходимость создания целостной концепции семьи как социальной ценности с учетом ее многофакторности, принципов саморазвития (биологических, культурных, экономических) и внутреннего взаимодействия, основанного на духовной гармонии субъективного и объективного в семье.

Цель и задачи диссертационного исследования

Целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование статуса и тенденций трансформации социальной ценности семьи.

Реализация цели предполагает решение следующих задач:

раскрыть сущность ценности семьи, как общезначимой формы человеческой социальности;

исследовать взаимодействие ценностного статуса семьи с исторически сложившимися нравственно-этическими и религиозно-философскими нормами;

рассмотреть основные типы социальной детерминации ценности семьи в различных исторических эпохах;

типологизировать основные теоретические идеи социальной ценности семьи в историко-философском плане и соответствующие им модели семьи;

изучить тенденции развития ценностного статуса семьи в современном обществе и России.

Методологическая основа исследования

В ходе исследования автор опирался на работы отечественных и зарубежных ученых в различных областях философского знания, прежде всего, социальной философии, истории философии, аксиологии, философской антропологии, философии культуры, социологии.

В основу исследования положены методологические принципы социальной ценностной философии, общенаучные методы и принципы познания в их применении к социальной философии, такие как методология сравнительного и системного анализа общественных явлений, а также исторический, структурно-функциональный, формационный и цивилизационный подходы.

Научная новизна исследования

В работе реализуется системный подход к осмыслению социально-ценностного статуса института семьи. Он заключается в следующем:

разработана авторская концепция семьи: онтологически семья представлена в качестве целостной системы, социально-аксиологически – базовой социальной ценностью, функционально – одним из типов эффективной социальной регуляции, индикатором стабильности и устойчивости системы современных общественных отношений, основой социального единства;

типологизированы основные теоретические модели семьи: натуралистическая (доисторическая), культурологическая (историко-культурно-этническая), глокалистическая (сформировавшаяся в социальном пространстве XX-XXI столетий в результате сложного переплетения глобальных тенденций исторического процесса и локальных, местных особенностей культурного развития разных народов), каждая из которых сориентирована на иерархию специфических ценностей;

установлен двоякий характер социальной регуляции семьи – институциональный и неинституциональный, создающий в каждом конкретном социальном организме свою иерархию семейных ценностей и ценности самой семьи для общества;

раскрыто значение взаимодействия светских и религиозных нравственных норм в процессе смены социально-ценостной парадигмы семьи в современной обществе;

установлены особенности трансформации семьи как социальной ценности в российском обществе: связь с традиционалистской ментальностью, противоречивый характер новых ценностей, содержание которых формируется как эклектический продукт внутренней противоречивости тенденций реставрации, модернизации и стабилизации семьи в условиях глобализирующегося мира.

Теоретическая и практическая значимость работы

Теоретическая значимость диссертации состоит в возможности использования ее положений и выводов для дальнейшего изучения семьи как социальной ценности. Материалы диссертации могут быть использованы в образовательных учреждениях при написании учебных пособий в качестве методологической и методической основы при подготовке и чтении курсов по социально-философским дисциплинам, аксиологии, а также спецкурсов по проблемам развития современного общества.

Кроме того, результаты исследования могут быть использованы в просветительской деятельности государственных органов и общественных организаций, занимающихся вопросами семейной и молодежной политики (Общественная палата РФ по работе с молодежью, Комиссия Общественной палаты по вопросам социального развития, городские комитеты по делам семьи и молодежи и др.), с целью укрепления авторитета и поддержки института семьи и популяризации базовых семейных ценностей; консолидации сил общества и органов власти в решении проблем семейной сферы; ускорения процессов, направленных на создание условий для успешного развития института семьи в России.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования изложены в восьми публикациях автора общим объемом 3,05 п.л. Идеи и положения диссертации докладывались на IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 2005 г., Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова); на научно-практической конференции «Проблемы Вооруженных Сил и российское общество: история и современность» (Москва, 2008 г., Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н.Е. Жуковского); на IX Международной научной конференции «Россия: ключевые проблемы и решения» (Москва, 2008 г., Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии наук); на круглом столе «Базовые ценности современной России: философская рефлексия» (Москва, 2010 г., ФГОБУВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»).

Результаты исследования были представлены на кафедре философии ФГОБУВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; основные идеи использованы в образовательном процессе.

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, включающих 9 параграфов, заключения, библиографии. Диссертация изложена на 170 страницах, из которых 11 страниц – библиография, включающая 150 наименований.

Похожие диссертации на Семья как социальная ценность: философский анализ