Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Семья в истории социально-философской мысли
1.1. Семья — категория социально-историческая: от традиции античности к эволюционной теории 23
1.2. Семья как естественное состояние человеческого бытия и условие социального прогресса 55
Глава 2. Теоретико-методологические основы исследования семьи как формы бытия человека
2.1. Концепция семьи как социально-ценностной общности форм бытия человека 70
2.2. Диалектика взаимоотношений семьи и государства 104
Глава 3. Семья как детерминанта ценностного измерения общества
3.1. Семья в современном обществе 130
3.2. Ценности семейного бытия и проблемы их личностного измерения 154
Глава 4. Толерантность в системе ценностей семейного бытия
4.1. Толерантность как ценность семейного бытия 174
4.2. Роль семьи в формировании толерантного сознания в
обществе 190
Глава 5. Особенности эволюции социально-ценностного содержания семьи как формы бытия человека
5.1. Основные тенденции развития семьи в современном обществе 202
5.2. Эволюция ценностей и проблемы кризиса семьи в современном обществе 23 Г
5.3. «Семейная парадигма» в контексте социальной политики государства 252
Заключение 263
Библиографический список 276
- Семья — категория социально-историческая: от традиции античности к эволюционной теории
- Концепция семьи как социально-ценностной общности форм бытия человека
- Семья в современном обществе
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Современные проблемы трансформации и модернизации российского общества и обеспечения его устойчивого развития приводят к необходимости переосмысления роли семьи как формы социальной ценности и персональной среды жизнедеятельности человека. Становление новых форм семейного бытия человека, обострение демографического кризиса, расширение масштабов социально негативного поведения людей настоятельно требуют исследования семьи как особой формы бытия человека. В контексте современных крайне противоречивых трансформационных процессов социального бытия очевидным становится влияние на семью таких характерных тенденций современности, как индивидуалистические ориентации в обществе, многовариантность свободного субъективного выбора, социокультурный плюрализм и другие, которые определяют характер нынешних тенденций развития института семьи и отношений семьи и общества. Семья фактически становится перекрестием болевых проблем социального бытия времени.
Проблема семьи стала особенно актуальной для России с конца 1990-х годов в связи с глобальной переоценкой социальных ценностей, так или иначе обусловленных новыми культурно-историческими реалиями. В этих условиях понимание семьи только в качестве социального института сужает ее значимость, придает ей односторонние качества нормативной единицы социума. Наряду с пониманием семьи как социального института, предметом научной рефлексии, на наш взгляд, должна стать вся проблематика ее современного содержания и функционально-бытийной специфики как одного из феноменов динамично меняющейся социальной реальности.
При подходе с таких позиций семья может быть рассмотрена как диалектический синтез множества компонентов физического, физиологического, психологического, эмоционального, духовного и социального содержания. Варианты подобного синтеза порождают различные классификации типов семейного бытия, невыразимые в понятийных категориях, основанных на количественно-структурных критериях, которыми семья традиционно характеризуется как социальный институт.
Для современной российской социокультурной ситуации особенно значимым становится исследование феномена семьи как модуса ценностного измерения общества - специфического вида жизнедеятельности, общности социально-ценностных форм бытия человека. Єоциально-гуманитарная; наука должна перейти от формально-позитивистского подхода к проблематике семьи, констатации проблемности семейных отношений к осмыслению семьи : как социальной миссии, к обоснованию особой роли и значимости семейного бытия человека и семейной культуры, в современном многообразии конкурирующих социальных отношений и ценностей. Речь идет о переносе в сферу анализа семьи и семейных отношений тех принципов социальной философии, которые ныне достаточно успешно применяются при-осмыслении сущности человека и форм его бытия. В'частности; принципы целостного видения человека, что предполагает исследование всех основных форм его бытия. Бесспорно, что человек является объектом постоянного общественного воздействия. В* то же время он активно реагирует на эти воздействия, соизмеряя их со своим жизненным опытом- и собственным интересом. Данное обстоятельство? диктует необходимость осмысления существования человека в? новых измерениях. Таким измерением может и должна стать семья; как форма
человеческого бытия, с применением различных оценочных характеристик (индивидуальных, общесемейных, общественных), разработанных в социальной философии.
Несмотря на обилие публикаций разных научных направлений, на исходе последнего десятилетия XX и начала XXI века по проблемам семьи пока отсутствуют исследования на основе многомерно-диалектического метода, раскрывающие наиболее существенные изменения природы семьи как формы бытия человека в общем контексте процесса перехода к постиндустриальному обществу. В переосмыслении нуждаются прежние точки зрения, характеризующие семью как институт общества, и превращения ее современного содержания и функционально-бытийной специфики в предмет многомерного анализа и философской рефлексии.
С учетом изложенного представляется актуальной разработка методологии понимания семьи как многомерного и полифункционального социального явления и одной из форм человеческого бытия, постоянно взаимодействующей с обществом, определяя темпы общественного прогресса, а также механизмов адаптации семьи к происходящим ныне глобальным социальным преобразованиям.
Степень научной разработанности проблемы. Семья является объектом исследования многих наук: и философии, и социологии, и истории, и этнологии, и демографии, и культурологии, и экономики, и медицины, и юриспруденции, и педагогики, и психологии. В разных научных школах, в том числе и в области социальной философии, сложились исследовательские традиции, среди которых можно1 выделить исследования:
сущности семьи и брака в произведениях античных философов, создавших патриархальную теорию семьи (Платон) и заложивших либеральные традиции в исследовании проблем семейного бытия (Аристотель);
семьи как основы социального порядка и естественного состояния человека в совершенном обществе в социальных теориях средневековья Т. Мора, Т. Кампанеллы, У. Годвина, Дж. Уинстэнли, Морелли, Г. Мабли и
др.;
сущности семьи с позиций теории естественного права и гуманистической теории, категорий нравственности, свободы и необходимости как основы семейного союза в трудах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта;
семьи как общественной и индивидуальной необходимости, как воплощения нравственности, связанной с идеей развития в "системе гегелевской философии;
семьи как исторической категории в эволюционной теории И.Я. Бахофена, Л.Г.Моргана;
семьи как общественного явления и института общества в формационной теории К. Маркса, Ф. Энгельса;
универсальности семьи как общечеловеческого явления в теории позитивизма О. Конта и Г. Спенсера;
ценности семьи с позиций аксиологической концепции, альтруизма и духовных оснований в трудах русских философов Н. Бердяева, В. Розанова, Вл. Соловьева;
полифункциональности семьи как социального института в теории функционализма П. Сорокина, Т. Парсонса.
В отечественных исследованиях последних десятилетий доминирующим остается структурно-функциональный подход к семье,
представленный в работах А.Г. Харчева и М.С. Мацковского. Исследование структуры и функции семьи было связано с вопросами полоролевого поведения и межличностных отношений.
В современной социальной науке преобладают труды, ориентированные на изучение семьи как социального института, ее места и роли в обществе, экономического положения и статуса, демографического поведения. В этом аспекте следует вьщелить исследования А.И. Антонова, Е.Ф. Ачильдиевой, В.В. Бодрова, М.С. Мацковского, В.А. Медкова, З.А. Янковой, в которых обоснованы принципиальные положения об институциональном кризисе семьи, рассматривая отказ от детоцентризма в качестве основного фактора.
Обращение к феномену семьи как к социокультурной ценности стало характерным для исследований второй половины 1990-х' лет. Данная проблематика хорошо представлена в работах О.И. Волжиной, СИ. Голода, Т.А. Гурко, Е.Р. Смирновой, где разработаны концепции семьи как ценности общества и на их основе выявлены основные направления процесса модернизации ценности семьи в современном российском обществе.
В работах В.И. Добрыниной, Т.Н. Кухтевич, Н.И. Лапина, Н.Г. Марковской семья изучается в контексте анализа динамики иерархии ценностей в российском обществе и рассматривается в структуре общественного сознания.
Анализ семьи как универсальной ценности и как побудительного мотива для индивидуального поведения личности нашел отражение в работах М.С. Мацковского, В.И. Жукова, В.А. Сысенко, В.Т. Лисовского, В.В. Бодровой, Т.И. Заславской.
В работах А.Г. Здравомысловой, О.Л. Краевой, Г.Л. Воронина, О.И. Волжиной при рассмотрении структуры побудительных мотивов
поведения индивидов, ведущих в конечном итоге к социальным изменениям, сформирована теория ценностного подхода к изучению семьи.
В работах В.Н. Бобкова, В.В. Елизарова, Н.В. Зверевой, Н.М. Римашевской разработаны концептуальные основы теории социально-экономической стратификации семей, сделан анализ изменения их социально-экономического положения. Современная семейная динамика, с их точки зрения, обусловлена изменениями индивидуальных стилей семейного поведения, с их ценностной и нормативной представленностью в обществе.
Проблематика социально-философского анализа семьи значительно обогатилась в трудах философов Л.П. Буевой, М.С. Кагана, В.А. Лекторского, О.М. Панфилова, Н.С. Розова, Г.И. Смирнова; педагогов Г.Н. Волкова, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова, Г.Н. Филонова; культурологов СВ. Бородавкина, Л.Г. Ионина, К.О. Касьяновой, А.П. Маркова, благодаря возрастанию значения аксиологических аспектов данных отраслей знаний. Отечественная социально-философская мысль неразрывно связывает социальное развитие с изменениями в нравственно-этических, мировоззренческих, культурно-эстетических компонентах духовной сферы общества.
Значительный интерес представляют исследования проблем
социальной эволюции семьи в трудах Т. Абдусаламовой, В. Бойко, Э.
Васильевой, М. Верба, К. Витек, А. Волкова, Ю. Гаспаряна, Л.
Карцевой, Т. Клименковой. В работах перечисленных авторов
прослеживается тенденция изучения семьи как социальной организации первичного уровня, основы социальной жизни общества.
В исследовании проблем формирования установок толерантности в обществе и роли семьи в этом процессе заслуживают внимания работы
Б.Х. Бгажнокова, P.P. Валитовой, Л.М. Дробижевой, Д.В. Зиновьева, В.А. Лекторского и др.
Сложность объекта исследования определяется его глубинной полифункциональностью, во многом отражающей социальную ситуацию в обществе на рубеже XX—XXI столетий. В частности, такой аспект данной проблемы, как модернизация семьи, исследуется в работах В.Д. Альперовича, Н.И. Андреевой, Т.А. Гурко, СИ. Голода, СВ. Дармодехина, Л.В. Карцевой, А.А. Клейкина, Г.И. Климантовой, В.И. Митрохина, В.А. Никитина, Г.И. Осадчей, А.Д. Плотникова, З.Х. Саралиевой, В.И. Филоненко, Т.В. Шеляг, Л.М. Шинелевой.
Социологические и этнокультурные аспекты семьи в национальных регионах Северного Кавказа получили освещение в работах Ф.Ж. Беровой, К.С Дзагкоева, Х.В. Дзутцева, Х.М. Думанова, А.А. Магомедова, Г.Х. Мамбетова, Я.С Смирновой и др.
В то же время обращает на себя внимание тот факт, что среди работ по проблематике семьи собственно философских исследований явно недостаточно. Между тем все более очевидным становится несоответствие между назревшей потребностью в социально-философском анализе семьи и неразработанностью теоретико-методологических подходов к решению этой проблемы. Подобное несоответствие связано с глубинными расхождениями (разрывами) в представлениях о значимости семьи, определяемой ее положением в сложном ансамбле отношений личности и общества и сегодняшним реальным содержанием ценностно-нормативных оснований семьи; о закономерностях модернизации семьи и' семейных ценностей в обществе переходного типа и реальной социальной практикой формирования структурно-функциональных параметров семьи. И, наконец, глубоким разрывом между общественной необходимостью семьи как ценностно-нормативного элемента культуры, способного порождать
культуру более высокого порядка и отношением к семье со стороны государства и социума. В диссертационном исследовании, опирающемся, главным образом, на материалы северокавказского социума в определенной мере восполняются эти теоретико-методологические пробелы.
Цель данного исследования состоит в разработке концепции семьи как формы бытия человека и выявлении на ее основе социально-ценностного содержания и основных тенденций развития семьи.
Реализация цели диссертационного исследования предполагает постановку и решение следующих задач:
провести историко-философский анализ классических теорий семьи с позиций понимания семьи как социально-ценностной общности и одной из форм бытия человека;
разработать методологический подход к пониманию семьи как общности и одной из форм бытия человека;
осуществить анализ сущности семьи как приоритетной ценности общества и детерминанты ее ценностного измерения;
изучить ценности семейного бытия и сформулировать методологические подходы их личностного измерения;
рассмотреть феномен толерантности как производное от семьи явление, ценностно-регулятивный фактор семейных отношений и условие их стабильности;
исследовать основные тенденции развития семьи в современном обществе;
изучить процесс структурно-функциональной модернизаций семьи и семейных ценностей в условиях трансформации российского общества;
раскрыть эволюцию семейных ценностей, а также сущность и содержание «кризиса семьи»;
сформулировать концепцию семейной парадигмы трансформирующейся России.
Объект исследования - семья как форма бытия человека.
Предмет исследования - семья как социально-ценностный феномен.
Методологическая и теоретическая база исследования. Решение сформулированных задач для достижения поставленной цели реализуется на основе многомерно-диалектического анализа и междисциплинарного подхода. Основной методологической базой явилось учение о целостности феномена семьи, его соотнесенности с обществом, подразумевающее: 1) исследование тождества всеобщности и внутреннего единства семьи, коллективности и индивидуальности, диалектического единства индивидуально-личностного и семейно-общественного свойств и качеств семейного бытия; 2) рассмотрение семейного бытия как диалектического единства социальных и духовных компонентов, многоуровневости и многослойности их внутреннего содержания, их интегративности; 3) изучение многогранности- и полифункциональности, придающих семье качество естественно-социального образования, ее социально-ценностной общности как одной из форм человеческого бытия, для которой характерны закономерности функционирования как и для любого другого целостного социального организма. Автор исходит из учения Гегеля о единстве семьи: человек должен являться в нем (единстве) не как лицо для себя, а как член этого единства.
В своем исследовании автор опирался на принципы философского анализа:
а) развития, рассматривающего семью как продукт общественного
развития, придающего ей всеобщий, универсальный и системный
характер;
б) историзма, предполагающего методологию познания семьи на
конкретных этапах и стадиях ее развития, выявление закономерности
смены форм семьи на разных этапах человеческой истории;
в) детерминизма, дающего методологический ключ к познанию
причинной обусловленности семейного бытия человека изменениями
социально-экономического и аксиологического параметров
общественной жизни, к выявлению места и роли семьи в обществе,
степени приоритетности ценностей семьи в общественном сознании и
бытии человека;
г) многомерно-диалектического, создающего представление о
семье как относительно устойчивом образовании, в то же время —
открытом и динамичном структурном элементе общества, субъекты
которого взаимодействуют на основе деятельности, направленной на
созидание и саморазвитие;
д) ценностности, позволяющем познать социальный объект
(семью) с позиции и через призму ценностных оценок индивидов,
рассмотреть социально-ценностное содержание семейного бытия
человека как пространства, находящегося в сложных связях с
общественной реальностью.
Теоретическую базу диссертации составили положения классических теорий семьи (патриархальная и либеральная теории античности, социальные теории среденевековья, теория естественного права, теория гуманизма, эволюционная и формационная теории, теория позитивизма, теория функционализма), а также широкий' круг отечественных исследований, затрагивающих проблематику генезиса и
феноменологии семьи (оценка семьи как универсальной ценности и сферы индивидуального бытия личности, теория динамики иерархии ценностей семьи в структуре общественного сознания, теория генезиса аксиологической природы и социальной эволюции семьи, теория социокультурной ценности) и др.
Взятые в совокупности отмеченные методологические и теоретические подходы и конкретные методы смежных наук позволили сформулировать философскую концепцию семьи: семья как социально-ценностная общность форм бытия человека, допускающая применение самых разных исследовательских ракурсов в силу методологической и проблемно-поисковой многозначности категории «бытие» и ее применения к феномену семьи как универсальному явлению. Использование метода сочетания классической, неклассической и постнеклассической методологии изучения данного социального объекта позволило наметить основные направления семейной парадигмы в будущем информационном обществе. Центральным элементом исследовательской парадигмы является междисциплинарный подход, позволяющий при использовании данных целого комплекса наук (философии, социологии, психологии, педагогики, культурологии и др.) адекватно отразить феномен семьи как социально-ценностной общности форм бытия человека.
Научная новизна исследования. Научная новизна диссертационного исследования определяется спецификой подхода к исследованию проблемы, акцентированными аспектами, постановкой задач, полученными результатами:
1) семья рассматривается как специфическое (многомерное, полифункциональное и т.д.) явление общества и ценностно-нормативный компонент культуры, который своим пространственно-
7. 4
диспозиционным положением между индивидом и обществом обусловливает особенности диалектики отношений семьи и общества, взаимодействия индивидуально-семейных, общесемейных и общественных норм бытия, их интегративности;
в работе сформулировано авторское видение семьи как социально-ценностной общности форм бытия человека и дано ее определение;
показано диалектическое единство биологических, психических, эмоциональных, духовных, социальных компонентов, обеспечивающих личностно-уникальное бытие человека. В рамках этой концепции подтверждена перспективность применения методологии социально-философского анализа семьи как социально-ценностной общности форм бытия человека в условиях трансформации российского общества;
решение задач исследования осуществлялось на основе многомерно-диалектического анализа и методов междисциплинарного подхода, позволивших исследовать феномен семьи как целостный социальный объект, в котором в диалектическом единстве выступают социально-сущностное, ценностно-содержательное, личностно-индивидуальное и общественное составляющие бытия человека;
в исследовании акцент сделан на такой аспект философской рефлексии, как определение предметного поля концепции социально-ценностного бытия, как такового, и семьи как социальной среды человеческой деятельности по воспроизводству материальных и духовно-нравственных ресурсов общества;
в силу методологической многозначности категории «бытие», применение его к такому универсальному явлению, как семья,
обусловило постановку задачи по осмыслению философской концепции семьи как социально-ценностной общности форм бытия человека;
раскрыта диалектика взаимоотношений семьи, культуры, общества и государства, что принципиально важно для оценки семьи как социальной ценности;
выявлена комплексность реализуемых семьей функциональных форм деятельности, их связанность внутренней логикой развития, обусловленность иерархии их функций и содержания историческими и социокультурными факторами;
на основе анализа социально-ценностного ядра как идеального компонента семьи и индивидуально-ценностной периферии как ее изменчивого компонента, выявлены новые формы семейного взаимодействия и закономерности их проявления;
выявлены противоречия: а) между законодательным признанием суверенитета личности и отсутствием такого же признания в общественном сознании и в реальных условиях семейного бытия; б) между необходимостью сохранения социально-ценностных нормативных оснований семьи и их разрушением под влиянием социально санкционированных индивидуально-ценностных норм;
раскрыта взаимосвязь между характером демократических преобразований общественной системы, включая условия, определяющие социальные ценности (гражданское общество, правовое государство, развитый рынок и др.), и социальным детерминизмом индивидуально-нормативных ценностей, а также позитивным характером их воздействия на семейную общность. В условиях подлинной демократии и высоких нравственных устоев в обществе индивидуально-ценностные нормы могут быть факторами, способными
« укрепить функциональные и нравственные ресурсы семьи;
'і
определены характерные особенности и основные направления процесса модернизации семьи и формирования облика ее нуклеарно-эгалитарной формы, что имеет принципиальное значение для обоснования внутренней логики взаимосвязей и взаимодействия семьи и общества как части и целого, понимания приоритетности индивидуального и общесемейного составляющих семьи, их оценки как в обществе, так и в семье;
выявлена зависимость форм взаимодействия индивидов и содержания семейного поведения от статуса человека — члена семьи и выполняемой им семейной роли;
показана роль семьи как жизненной среды реализации индивидуальных потенциальных возможностей в обеспечении воспроизводства человеческой индивидуальности: таких, как знание, социальные ценности, которые объективно семья инвестирует,
выступая источником и проводником культурного и социального развития общества.
Положения, выносимые на защиту:
В основе понимания семьи как социально-ценностной общности форм бытия человека положен деятельностный подход, понимание «бытия человека» как «деятельности», создающей социальные и духовные ценности. Дополнительность использования двух концепций семьи: концепции семьи как социального института и концепции семьи как формы социальной ценности, — расширяет диапазон познания сущности семьи.
Современная социальная философия, ее методологический арсенал и категориальный язьж наиболее адекватным образом развивают феномен семьи как многомерного и полифункционального явления и на этой основе позволяют формировать знание о роли и месте семьи в бытии человека;
сформулировать философскую концепцию семьи, заключающуюся в следующем:
семья является многомерным явлением общественной жизни и человеческого бытия;
семейное бытие есть форма человеческой деятельности как диалектическое единство социальных и духовных компонентов человеческого бытия;
обнаруживается закономерный характер взаимодействия субъектов семейных отношений как носителей индивидуально-семейных и общесемейных ценностных элементов современной семьи, с одной стороны, и общественных норм бытия, с другой;
фиксируется интегративный характер взаимодействия индивидуально-семейных, общесемейных и общественно значимых ценностей, создающих новый уровень семейных отношений.
Одна из особенностей ценностного измерения семьи в современную эпоху прослеживается в заметном повороте сознания людей от традиционных коллективистских ценностей семьи к ценностям индивидуально направленным. Последние в конечном счете распространяются и на семью, усложняя качественные параметры семейного бытия, формы существования семьи. В то же время свобода выбора, позволяющая индивиду развиваться творчески, так или иначе несет «позитивную нагрузку» и в его семейную жизнедеятельность, обогащая общесемейные ценности (устойчивое ядро семьи) новым содержанием. '
В современных семейных отношениях стала характерной тенденция инновационного поведения, замещение традиционных этических принципов декларацией прагматических оснований семейного взаимодействия, таких как выгода, расчет, конкуренция,
создающие либерально-демократическую матрицу функционирования семьи и межличностного взаимодействия в условиях семьи. Формирование социально и общественно значимых образцов семейного поведения происходит не только под влиянием социализирующей роли семейного бытия, но и той общественной роли, которую индивид выполняет в семье и за ее пределами. Чем выше социальный, общественный и семейный статусы личности, тем явственнее проявляются индивидуалистически ориентированные образцы семейного поведения.
5. Для современной социокультурной ситуации в российском
обществе особую значимость приобретает роль семьи в формировании
установок позитивного социального поведения людей. Толерантность в
семейных отношениях является фактором стабильности семьи,
ценностью семейного бытия индивидов, типом определенного образа
жизни, основанным на гармоничной совместимости общественного и
индивидуального бытия - процесса социализации и становления
личности в условиях семьи. Семья обладает широким диапазоном
возможностей и средств воздействия на формирование установок
толерантности в обществе. При этом определяющей является тенденция
формирования демократических принципов отношений членов семьи
как друг к друг, так и к социальному окружению, терпимости к другим
взглядам и мнениям, приверженности общечеловеческим нормам и
ценностям.
6. Сохранив систему целерезультирующих функций и- свою
универсальную ценность, семья вместе с тем претерпела модернизацию,
отразившую изменения не только оснований социальной жизни, но и
духовного бытия человека, что, в свою очередь, сказалось на иерархии и
содержании целей и функций семьи. В итоге целерезультирующие
функции современной семьи носят комплексный характер, связаны внутренней логикой длительного исторического развития.
7. Суть изменений семьи в общем контексте современного
цивилизационного развития заключается в том, что триада
соподчиненности «общество-семья-индивид» трансформируется в
конструкцию «индивид-семья-общество».
8. Среди закономерностей, определяющих структурно-
функциональную модернизацию современной семьи следует выделить
структурную модификацию и формирование нового облика семьи —
нуклеарно-эгалитарной, характеризуемой формулой дихотомического
типа: «традиционализм - модернизм», сочетанием патернализма и
свободы выбора индивидом семейного и внесемейного поведения.
Практически для всех типов обществ, в том числе и российского,
процесс модернизации семьи связан с экономическими аспектами
воспроизводства человека, становясь решающими факторами и
условием саморазвития института семьи и выбора стратегии семейного
самоопределения индивида.
9. Характерной особенностью российской реальности является
стремительное падение детности под влиянием формирующейся новой
демографической культуры населения и рыночной экономики.
Современная ориентация россиян на малодетность и бездетность в
значительной мере является следствием изменений ценностных
установок в обществе, ведущих к нарастанию эгоцентристских
тенденций. Мировая тенденция к снижению уровня детности совпала с
тенденцией сознательного ограничения рождаемости в российском
обществе, что обусловило беспрецедентно низкую рождаемость в
России на рубеже XX-XXI вв.
10. Концепция семьи как социально-ценностной общности форм бытия человека позволяет расширить научную базу и границы познания феномена семьи. В свою очередь, необходимость расширения границ познания вытекает из общефилософского положения о признании в качестве социокультурной нормы постоянное изменение ценностного содержания социальных институтов общества.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется разработкой нового концептуального подхода к анализу семьи как социально-ценностной общности форм бытия человека, который в определенной степени дополняет теоретическую базу исследований семьи и семейных ценностей в российском обществе. Он может быть положен в основу конкретных и эмпирических фамилистических исследований.
Материалы диссертации могут быть использованы при разработке государственной семейной политики, а также в процессе преподавания социальной философии, социологии семьи, феминологии и семьеведения, а также при чтении курсов теории и технологии социальной работы с семьей в высших учебных заведениях.
Апробация работы. Диссертация прошла обсуждение на кафедре философии Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова.
Результаты исследования прошли апробацию в докладах и выступлениях на региональных, всероссийских и международных конференциях:
- на Международной научной конференции «Реальность этноса»
/ (Санкт-Петербург, 2001);
- на Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через
языки, образование, культуру» (Пятигорск, 2001);
\ t
\
на I Региональных научных чтениях «Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы» (Новочеркасск, 2003);
на III Международном социальном конгрессе «Глобальная стратегия социального развития России: социологический анализ и прогноз» (Москва, 2003);
на Региональной научно-практической конференции «Семейная политика в КБР» (Нальчик, 2004);
- на IV Международном социальном конгрессе «Социальные
процессы и социальные отношения в современной России» (Москва,
РГСУ, 2004);
- на I Региональной конференции «Социальная работа в Южном
Федеральном округе» (Ростов-на-Дону, 2004);
на III Всероссийском научно-педагогическом социальном конгрессе «Воспитательная работа в современном вузе: проблемы, направления и пути совершенствования» (Москва, РГСУ, 2004);
на Международной конференции «Интеграция людей с инвалидностью в российское общество» (Ставрополь, 2004);
на II Международном конгрессе «Российская семья» (Москва, 2005);
на Всероссийской конференции «Социальная работа в современном обществе: теория, практика, образование» (по гранту РГНФ, Москва, 2006);
на VIII Всероссийском социально-педагогическом конгрессе «Социальное образование и кадровое обеспечение социальной сферы» (Москва 2008).
Результаты исследования нашли свое отражение в таких научно-исследовательских проектах, как: Федеральная целевая программа
«Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», теме: «Дети, семья и толерантность в российском обществе»(2001-2003 гг. Соискатель является руководителем темы.); «Роль семьи, традиционных общественных институтов, средств массовой информации в решении задач профилактики национальной и религиозной нетерпимости среди молодежи» (Грант РГНФ - 2006-2007 гг., соисполнитель); «Эволюция социальной и биологической реакции детей, подростков и молодежи на инвайронментальные влияния » (2006-2007 гг., соисполнитель).
Материалы диссертации были использованы при разработке и чтении лекций, подготовке учебных пособий по курсам: «Теоретические проблемы семьеведения», «Социальная работа с семьями и детьми», «Семья как многомерное явление общественной жизни»; «Аксиологическая природа классических теорий семьи».
Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в 48 научных публикациях общим объемом 65 п.л., в числе которых 3 монографии и 7 статей в ведущих реферируемых журналах и 2 брошюры.
Структура диссертации обусловлена целями и основными задачами исследования. Работа состоит из введения, пяти глав, содержащих 11 параграфов, заключения и библиографического списка.
Семья — категория социально-историческая: от традиции античности к эволюционной теории
Семья представляет собой исторически сложившуюся специфическую социально-ценностную общность форм бытия человека. На протяжении многих тысячелетий она доказала свою историческую устойчивость и способность адаптироваться к изменениям общественной жизни. Социальная политика современной России отвергает концепцию семьи 20-30-х годов, связанной с представлениями о сравнительно быстром отмирании моногамной семьи и передаче функции воспитания непосредственно обществу или государству.
Значение семьи для человека и общества определяется тем, что в ней наилучшим образом осуществляется становление человеческой личности как биосоциального явления, обеспечивая тем самым воспроизводство человеческого рода. Философский постулат об индивидуальности человека и его уникальности, ставшие аксиомой, вытекает из понимания человека как фатально одинокого: он приходит в этот мир один, в одиночестве и покидает его. Выход человека за собственные пределы, т.е. за пределы одиночества, объективно обусловлен уже тем, что он стремится к единению с другим для удовлетворения жизненных потребностей. Как считал Марсель, один из видных представителей экзистенциализма, выход за пределы одиночества человек совершает через семью, основанную на любви. «Любовь есть прорыв к другому, - пишет он, — будь то личность человеческая или божественная»[300. С. 789]. Мир, в который при этом погружается человек, у Н. Бердяева носит название «мира объективации», признаки которого — поглощения индивидуального, личного общим, безличным, а также господство необходимости и подавление свободы» [300. С. 789].
Семья, стало быть, есть достижение экзистенциального смысла для преодоления фатального одиночества, добровольный отказ от своей свободы, перестать быть самим собой.
Противоречивость сущности семьи и противоположность ее внутреннего строения доказаны всем ходом, исторического развития, что нашло отражение в социально-философском наследии изучения этого феномена, начиная с античности. Семья всегда являлась объектом глубоких исследований философии. Уже в эпоху античности сложились две основные исследовательские традиции, условно называемые «традицией Платона» и «традицией Аристотеля» [326. С. 5]. Общим для них является то, что семья признается как всеобщий закон, гармонирующее начало. В поэтическом жанре она определяется как «надмирная сила», связующая живые существа, планеты и звезды, и никто не в силах этому противиться. Этот жанр античных мыслителей доминировал вплоть до наступления Нового времени, когда философские-исследования семьи сменились моральными предписаниями, поскольку развитие позитивистского знания в этот период вступало в противоречие с моделью христианского брака и семьи, как создание божества. В этот же период в русле «платоновской традиции» вновь возрождаются многие античные социальные идеи (в том числе и утопический идеал семьи), которые пронизывали будущее общество социального равенства. Эти же идеи, как известно, были переведены на плоскость практической реализации в условиях ушедшей эпохи в российской истории. Взгляды Платона на социальные явления, особенно в последних его произведениях, тяготеют к тоталитарным традициям, тогда как взгляды Аристотеля развивают либеральные традиции [186. С. 63].
В дальнейшем изложении будет показано расхождение двух античных философов во взглядах на природу и место семьи в обществе.
Анализируя взгляды Платона, К. Поппер, в частности, отмечает, что он «успешно применял свой идеалистический метод к анализу общественной жизни человека, законов ее развития, а также законов и условий сохранения ее стабильности... Платон строит поразительно реальную теорию общества, способную объяснить основные тенденции исторического развития..., природу социально-политических сил, действовавших в его время» [221. С. 67]. Основанием для такого истолкования роли Платона при оценке тенденций общественного развития является, отчасти, то значение, которое он придавал социальным институтам, в частности, семье в общественном устройстве.
Концепция семьи как социально-ценностной общности форм бытия человека
Семья есть форма бытия человека, поскольку она - общность, и составляющие ее части (люди), с позиции категории «бытия», находятся в состоянии «со-бытия». М.М. Бахтин заметил: «...мое бытие становится определенным благодаря существованию других» [Цит. по: 96. С.104]. «Бытие - это невидимая положительная основа всего сущего, например - субстанция или субъект; такое единство, посредством чего все существует», - отмечает С.Д. Лобанов [164. С.5].
С точки зрения М. Хайдеггера, общность (в нашем случае семейная) составляет присутствие других, что превращает ее в категорию «со-бытие». «Присутствие есть по сути со-бытие, - пишет он, - имеет экзистенциально - онтологический смысл. Оно не имеет ввиду онтически констатировать, что я не один фактически наличен, а бывают еще другие моего вида...». «Фактическое одиночество, - пишет он далее, - снимается не тем, что «рядом» со мной случился второй экземпляр человека или возможно десять таких» [304. С. 120].
Последнее положение важно для понимания сущности индивидуально - ценностных факторов семейного бытия, поскольку семейная общность предполагает, согласно теории бытия, единство бытии отдельных людей со своими мыслями и стремлениями. Социально-ценностные качества «бытии одинокого» становятся возможными благодаря общественным связям и отношениям. Таким образом, категория «бытие» соотносимо с семьей, независимо от многочисленности ее по своему составу, но с той лишь разницей, что семья в таком понимании подразумевает «со-бытие одиноких», отдельно взятых людей друг с другом.
В то же время семья выступает не только одной из форм бытия человека. Она еще и социальная, и ценностная общность. Исследование феномена семьи, поэтому, неизбежно предполагает комплексный, междисциплинарный подход. В частности, как выше уже отмечалось, социально-философский анализ предполагает использование социологического метода, в частности при характеристике семьи как социального института общества и при раскрытии внутреннего потенциала социально-ценностных элементов семейного бытия человека.
Рассмотрение семьи как социально-ценностной общности предполагает раскрытие ее сущности как социального института общества, используя при этом многообразие подходов к содержанию самого понятии «социальный институт».
В социальной философии, как и в теоретической социологии, сложилась традиция исследования семьи как социального института, которая отражает его полифункциональность и историческую обусловленность. Сформулированы основополагающие принципы теоретического анализа семьи как института и отношений, которые в нем складываются.
Как социальный институт семья является объектом не только социологии, которая рассматривает его как систему, т.е. с учетом системообразующих признаков, их количественных и качественных свойств, а также с учетом связей с другими социальными институтами общества. Исследованием семьи занимаются и другие отрасли знания: экономика, демография, этнология, педагогика, психология, право и др. Семья, следовательно, выступает потенциальным объектом комплексного анализа. Каждый из названных научных направлений в соответствии со своим предметом изучает те или иные специфические аспекты формирования, развития, функционирования и распада семьи. Так, в центре внимания экономики находится семья как экономическая, потребительская ячейка общества. Для демографии основной интерес представляет роль семьи и семейной структуры в процессе воспроизводства населения, размер и состав семьи, распространенность тех или иных семейных структур. В этнологии семья изучается с позиции особенности уклада жизни семей с различными этническими характеристиками, семья представляется в исторической ретроспективе, прослеживается трансляция семейных норм бытия. В педагогике изучается роль семьи в социализации индивида, пути и средства активизации потенциала родителей в этом процессе. Психология исследует чувства, настроения, привычки, проявляющиеся в семейном союзе, во взаимоотношениях субъектов семейного бытия. Правоведение формирует законодательство о браке и семье, регламентирует жизнь субъектов семьи через права и обязанности [166. С. 12].
Семья в современном обществе
Социально-философский анализ современной семьи с аксиологических позиций представляет значительный научный интерес. Как многомерный феномен общества, ее ценность обусловлена воспроизводством жизни, что выводит семью на уровень приоритетных ценностей общества. Подобно обществу, семья развивается циклично. В процессе исторического развития она возвращается к пройденной стадии, но на более высоком уровне развития, что в известной мере обусловлено социально-ценностным смыслом семейного бытия. В процессе эволюции она во многом определяла общественный прогресс, являясь в то же время следствием этого прогресса.
Семья всегда являлась показателем ценностного измерения общества. Как специфический феномен общества семья развивается вместе с обществом. Универсальный характер ее осознавался как всеобщий закон. Семью сравнивали с миром малых величин, подчеркивая ее значение как средоточие неповторимости индивидуального бытия человека. Семья существует в рамках определенного социума и выполняет универсальные социальные функции. Она есть объективная реальность и первооснова человеческого бытия. Семья1 и семейные ценности всегда были специфическими для каждой эпохи, но всегда считались базовыми, основополагающими, и вместе с другими ценностями санкционировались обществом. Именно в семье, на основе таких фундаментальных ценностей, как супружество, родительство и родство, воспитывались трудолюбие, честность, надежность, ответственность, взаимоподдержка, стремление к получению знаний, т.е. социальные ценности и качества индивида, традиционно связываемые с институтом семьи. Ценность семьи в общественной системе обусловлена воспроизводством жизни, и эта роль выводит ее в сферу приоритетных ценностей общества.
Под ценностями понимается то, что способствует удовлетворению потребностей людей и реализации их интересов. Ценности - это фундаментальные нормы социального контроля. Они обеспечивают целостность и системность общества и рассматриваются как совокупность отношений между людьми. Семья как специфический многомерный феномен общества развивается вместе с обществом. Она чутко реагирует на социальные изменения, ибо является отражением исторически определенного общества и содержит в миниатюре те закономерности и противоречия, которые объективно присутствуют и развиваются в обществе. В процессе культурно-духовного развития общества ценностные установки, нормы и поведенческие ориентиры личности формируются в условиях семейного бытия.
Между тем, семья как ценность общества до сих пор не стала предметом социально-философского анализа. В данном разделе работы, основанном на опубликованных и отчасти впервые публикуемых эмпирических источниках, раскрывается роль семьи в системе общественных отношений.
Семья, будучи конкретно-исторической общностью и формой человеческого бытия, вырабатывает непреходящие ценностные нормы общечеловеческого характера. Потенциал семьи как общезначимой социокультурной ценности безграничен. Он развивается с опорой на созидательные и конструктивные ценностные ориентации. Семья объективно выступает посредником между человеком, социальными институтами и обществом в целом. Семья - источник духовности, солидарности, привязанности и толерантности. Она обеспечивает экономическую, социальную и физическую безопасность, заботу о детях, престарелых и больных, условия для социализации детей и молодежи. Здоровая крепкая семья - залог стабильного развития общества.
Проблема ценностей как явления органически связана с проблемой человека. Ценности обладают способностью удовлетворять его потребности, развивать его природную или социальную сущность. «Ценности — не вещь, не явление, взятые сами по себе, безотносительно к человеку. Ценности — это вещи, обращенные к человеку с точки зрения их значимости для человека», — отмечал С.Л. Рубинштейн [238. С. 30].
Иными словами, при всей социальной объективности существования, ценности имеют субъективное для каждого индивида значение и заключены в его сознании. При этом следует подчеркнуть приоритетный характер индивидуальных предпочтений, многовариантность свободного субъективного выбора. Человек как субъект деятельности формирует ценностное отношение к тому или иному объекту, в силу чего данный объект может стать не только ценностью, но и антиценностью, а также нейтральной субстанцией, в зависимости от качественных характеристик личности. Семья как «промежуточное звено» между индивидом и обществом также является субъектом деятельности, регулируемой через ее структурные элементы, а следовательно, и выразителем коллективного сознания. Разделяемые семьей ценности, с одной стороны, отражают объективно существующие ценности социальной среды, а, с другой стороны, эти ценности признаются индивидом, входящим в структуру семьи [51. С. 214-215].
В реальной жизни часто возникает проблема изменения ценностных ориентиров. В частности, в семейных отношениях конца XX века царствовал вульгарный материализм. Ухудшение материального положения семей, переход немалого их числа из категории среднеобеспеченных в разряд малообеспеченных, снижение всех жизненных стандартов принудили семью отказаться от затрат на удовлетворение своих духовных потребностей.
Похожие диссертации на СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНАЯ ОБЩНОСТЬ ФОРМ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА