Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Бытие человека как целостная система :Социально-философский аспект Иконникова Наталья Игоревна

Бытие человека как целостная система :Социально-философский аспект
<
Бытие человека как целостная система :Социально-философский аспект Бытие человека как целостная система :Социально-философский аспект Бытие человека как целостная система :Социально-философский аспект Бытие человека как целостная система :Социально-философский аспект Бытие человека как целостная система :Социально-философский аспект Бытие человека как целостная система :Социально-философский аспект Бытие человека как целостная система :Социально-философский аспект Бытие человека как целостная система :Социально-философский аспект Бытие человека как целостная система :Социально-философский аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иконникова Наталья Игоревна. Бытие человека как целостная система :Социально-философский аспект : Дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.11 : М., 2004 374 c. РГБ ОД, 71:05-9/51

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ 20

1. Методология исследования феномена человека и феномена его бытия в социальной философии 20

2. Проблема бытия и небытия человека в философии и науке 41

ГЛАВА2. БИОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА 64

1. Природа и сущность биологического способа бытия человека 64

2. Модусы и формы биологического способа бытия человека 72

3 Проблема взаимодетерминации биологического и социокультурного способов бытия человека в свете новейших открытий в области современной биологической науки 85

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА 97

1. Мир «Я» и природа психологического способа бытия человека 97

2. Феномен психической организации бытия человека: основные структуры и уровни 113

3. Менталитет и ментальность как модусы психологического способа бытия человека 144

ГЛАВА 4. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СПОСОБ БЫТИЯ ЧЕЛОВЩА- 156

1. Деятельность и социокультурный способ бытия человека в системе: целостного бытия 156

2. Общение и коммуникации как средства формирования и реализации социокультурного способа бытия человека 173

3. Групповая и социально-культурная идентификации в бытии человека как целостной системе 183

ГЛАВА 5. ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ СПОСОБ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА 197

1. Проблема феномена трансцендентного в философии ] 97

2. Гносеологические основания, модусы и формы трансцендентного в бытии человека 221

3. Трансцендентный способ в бытии человека как целостной системе 248

ГЛАВА 6. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ СПОСОБ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО МОДУСЫ 257

1. Методологические подходы к осмыслению экзистенциального способа бытия человека 257

2. Духовность и дух человека: коэкзистирование и коэссенциальность 271

3. Разнообразие экзистенциалов бытия человека и их классификация 285

4. Экзистенциалы бытия человека и экзистенциалы бытия личности: природа, основные детерминанты 313

5. Феномен счастья в бытии человека 326

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 334

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 341

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время налицо углубление таких глобалистических ситуаций, которые свидетельствуют о цивилизационном сдвиге, находящем свое отражение в бытии каждого человека. Такой стремительно изменяющийся мир бросает вызов способности человека правильно в нем ориентироваться, принимать решения, адекватные комфортности и оптимуму его бытия.

Комфортность бытия человека, его гуманистическое качество является фундаментом и целью всей жизнедеятельности общества и его государства. В настоящее время наблюдаются качественные изменения во всех основных способах бытия человека: биологическом, психологическом, социокультурном, трансцендентном, экзистенциальном. Важнейшими задачами общественных наук, в том числе и прежде всего социальной философии, являются понимание сущности и детерминант этих изменений, раскрытие механизмов их гуманистического функционирования, определение условий, при которых государство станет действительно социально ориентированным, а общество — гражданским. Для выполнения этих задач необходимо целостное видение бытия человека. Актуальность осмысления бытия как целостной системы через единство всех способов, модусов и форм связана также и с недостаточным социально-философским рассмотрением сущности механизмов их взаимодетерминации и связей с развитостью общественного бытия и жизненного мира человека.

Отсутствие целостного социально-философского видения бытия человека в системе его жизненного мира во многом затрудняет эффективность и технологичность осуществляемых преобразований. Это связано с тем, что «корнем» любого общественного явления и процесса является человек.

Бытие человека имеет множество измерений, среди которых наиболее часто выделяют биологическое, психологическое, социальное. Вместе с тем, общественно-историческая практика и наука выдвигают требования осмысления бытия человека также в трансцендентном и экзистенциальном измерениях. Человеческая деятельность породила и продолжает углублять глобальные экологические, демографические, социальные, политические проблемы современности, и бытие человека связано не только с историческим прогрессом, но и с социально-политическими, идейно-духовными драмами и техногенными катастрофами.

Экономические достижения, правовая защита населения, борьба с преступностью, наркоманией и алкоголизмом, комфортность всего бытия человека, процесс социальной и духовной консолидации общества невозможны без изменения и совершенствования жизненного мира человека и его бытия.

В настоящее время становится все более очевидным, что освобождение научного знания от всех субъективных характеристик приводит к его «самоуничтожению» в качестве познавательного процесса. Обращение к модусам и формам всех способов бытия человека, в том числе трансцендентного и экзистенциального, как целостной системе настоятельно, необходимо. Иначе в анализе не только утрачиваются характеристики бытия человека, но и остаются нерешенными задачи, связанные с его сохранением, гуманистическим функционированием и развитием.

Исследователи в самых разных областях знания и общественно-исторической практики обращают внимание на такое явление, как рационализация всех сфер человеческой жизнедеятельности, оборачивающаяся в своем крайнем проявлении обеднением духовной жизни человека. Реакцией на это является стремление многих людей уйти в религию и мистику. В условиях информатизации, компьютеризации, автоматизации, роботизации общества отмечаются, казалось бы, совершенно несовместимые тенденции. С одной стороны, происходит абсолютизация безграничных возможностей человеческого разума, с другой — роли в жизни человека и общества иррационального, трансцендентного, Судьбы, Рока и пр. Как следствие, возникает разочарование в прошедшем и наступившем Мире.

В последние годы все больше проявляет себя феномен трансцендентности в виде компьютерной виртуальной реальности как непосредственно переживаемой человеком и связанной с развитием информатики, кибернетики и телевидения. Поскольку трансцендентность - это выход за пределы знакомой и привычной для человека реальности, за пределы имманентного опыта, компьютерная виртуальная реальность — один из модусов трансцендентного способа бытия человека. Ее исследование представляет интерес для разработки комплексных мер при решении многих социокультурных, медико-биологических, социопсихологических проблем (например, поиска и разработки средств «переключения» человека с травмирующих его психику событий на более благоприятные).

Бытие человека интегрировано в системный мир — социальных норм и институтов. Вне институционального нормативного нет социального жизненного мира человека (сферы совместного и взаимозависимого существования людей). Поэтому знание типов связей и механизмов взаимодействия и взаимодетерминации имеет не только теоретическое, но прежде всего практическое значение. Системный социальный жизненный мир организуется в форме гражданского общества, т.е. связанных между собой равноправных (в правовом отношении) автономных субъектов (личностей, групп и т.д.), обладающих совместными источниками существования, независимыми напрямую от официальных политических и идеологических структур. В то же время бытие человека имеет и иррациональные основания, уходящие корнями в субъективистскую интенциональность и непосредственно переживаемую действительность.

Существуют также проблемы, жизненно важные для каждого и содержащие вопросы о ценности жизни человека и оптимуме его бытия: кто есть Человек, какова природа, сущность и смысл его бытия? Обращение к феномену бытия человека позволяет глубже понять и проблему феномена человека. В свое время Ж.П. Сартр указал на это. Он заметил, что есть «феномен бытия и бытие феномена»1. Бытие человека зависит от природы и сущности человека - творца, стремящегося не разрывать свои связи с природой, обществом, культурой и другими людьми, а совершенствовать их.

Общение, творчество, дружба, любовь наполняют бытие человека человечностью. Вера, надежда, любовь, свобода, счастье пронизывают его существование. Счастье, добро, любовь, истина становятся целью жизненного пути. Однако исследование проблемы бытия человека, механизмов его детерминации не исключает, а предполагает раскрытие сущности человека и как разрушителя, способного уничтожить не только условия своего существования, но и себя как биологический вид.

Степень научной разработки темы диссертации. Проблема бытия человека всегда интересовала и интересует философов. Разработкой этой проблемы занимались ещё Платон, Аристотель, римские стоики, Августин Блаженный, Т. Гоббс, Дж. Локк, Р. Декарт, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Гердер, И.В. Гете, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Ницше, С. Кьеркегор и другие. Большой вклад внесли в её осмысление 3. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, Г. Марсель, П. Рикер, М. Фуко, Ю. Хабермас, П. Бергер, Т. Лукман.

Особо следует отметить русских мыслителей Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, B.C. Соловьева, Б.П. Вышеславцева, Н.О. Лосского, которые обратили внимание на иррациональные стороны бытия человека и стали рассматривать их сквозь призму соотношения объективного и субъективного, субъективного и интенционального, рационального и иррационального, имманентного и трансцендентного. Хотя нельзя не отметить наличия в их взглядах определенных противоречий: абсолютизации таких оснований индивидуального бытия человека, как, например, воля, представление, «жизненный поток», Ничто, и исследования общественного бытия преимущественно через бытие индивидуума.

Большой вклад в разработку целостного понимания бытия внес Э.Фромм, различавший биологические, психологические и социокультурные, а также трансцендентные условия существования и связавший с последними творчество и разрушение1. В работах Э. Фромма исследуются: природа общества, его экономическое развитие, культура, единение с другими людьми через любовь, творчество, чувство идентичности и индивидуальности.

Интересные подходы к анализу проблемы бытия человека в связи с изучением феномена человека и личности содержатся в работах отечественных философов В.Г. Борзенкова, Л.П. Буевой, В.Н. Волкова, B.C. Горбунова, А.А. Горелова, П.С. Гуревича, А.А. Гусейнова, В.П. Зинченко, М.С. Кагана, Г.Г. Кириленко, В.И. Купцова, К.Н. Любутина, М.К. Мамардашвили, Е.М. Марахова, И.М. Рогова, И.Т. Фролова2 и других.

Заслуживает внимания исследование психологического способа бытия человека К.А.Абульхановой-Славской. Ею проанализирована методологическая роль категории субъекта и дана теоретическая модель субъекта деятельности и личности как субъекта жизненного пути, рассмотрена проблема соотношения индивидуального и общественного, природного и социального в жизнедеятельности личности.

В трудах Л.П. Буевой, известного специалиста по проблемам человека и личности, исследуются содержание и структура социальной среды развития личности, роль деятельности и общения в стимуляции и реализации духовных способностей личности, а также рациональные и иррациональные мотивы поведения человека. Особое внимание при этом уделяется социальному бытию личности и ее субъективному миру, внутренней детерминации развития, структуре, социокультурному и социопсихологическому содержанию бытия человека.

IO.B. Сычев, отвечая на вопрос, в чем суть бытия человека, подчеркивает, что «единство природного, социального и духовного в человеке... все эти три измерения человеческого существования представляют характеристики человеческого бытия»1. Однако он ставит перед собой задачу не исследования бытия человека как целостной системы, а раскрытия «способов включения людей в общественные отношения», рассмотрения «личности в единстве с конкретными условиями своего бытия, общественной средой и микросредой», «условиями формирования личности».

Комплексный подход к изучению человека был обоснован И.Т. Фроловым. Он полагал важным и необходимым междисциплинарное исследование человека как биопсихосоциального существа2.

Г.Г. Квасов разработал, опираясь на аксиологическую науку, концепцию «подлинного человеческого бытия» как основания философии универсального гуманизма. Он рассматривает бытие как непрерывный процесс духовно-практического производства, интенсивного воспроизводства человеческой жизни, самореализации личности. Им дается характеристика свободы как сущностного атрибута бытия, а культуры - как основы реализации свободы, роста самосознания, личности. Для обоснования целостности «подлинного человеческого бытия» используется целостная система идеалов. Вместе с тем, Г.Г. Квасов исследует не бытие как целостную систему, а целостность «подлинного человеческого бытия», уделяя первостепенное внимание ее гуманистическому измерению и средствам реализации1.

К.Х. Делокаров обосновал с синергетических позиций модель целостной личности, основанной на единстве «Я мыслю», «Я хочу», «Я верю», «Я чувствую»2. Подобная модель является бесспорной теоретико-методологической основой для постановки и других вопросов: «Я делаю», «Я надеюсь», «Я переживаю» и т.д., что расширяет проблемное поле для осмысления бытия человека как целостной системы.

В работах B.C. Степина раскрыты связи инвариантных признаков разных культур с жизненным миром человека, с глубинными структурами его бытия3.

В.Н. Сагатовский предложил применительно к современной отечественной традиции «цельного знания» и «цельного опыта» гносеологическую уровневую концепцию идеального бытия человека как единства релятивно-информационного и субстанционального уровней4 и тем самым обосновал методологические ориентиры для осмысления бытия человека с позиций трансцендентного и экзистенциального измерений.

В целом анализ научной разработки проблемы бытия человека показывает, что в большинстве исследований целостность бытия человека рассматривается в аспектах двуединой (биосоциальной) или триединой (биопсихосоциальной) природы человека, но в то же время используются подходы, в рамках которых биологический, психологический, социокультурный и трансцендентный способы берутся вне связи друг с другом1. В отечественной же литературе отсутствуют разработки, посвященные экзистенциальному способу бытия человека в целом и имеют место лишь обращения к отдельным экзистенциалам: свободе, справедливости, творчеству, ответственности, страху, заботе, вере, любви и др. К тому же, как правило, эти феномены рассматриваются лишь в аспектах ценностного характера1.

Таким образом, накопленный и многоаспектный по своему содержанию материал, связанный с исследованием бытия человека, требует дальнейшего осмысления с позиций максимального учета многоразличных явлений, связей, детерминационных механизмов. Необходимость анализа бытия человека как особого рода целостности, где важна динамика и взаимодетерминация всех способов бытия человека, является сегодня важнейшей задачей философских исследований.

Объект исследования — бытие человека в пространстве жизненного мира.

Предмет исследования — способы бытия человека, их взаимодетерминация, функционирование и развитие как целостной системы.

Цель исследования — разработка концепции бытия человека как целостной системы: феномена диалектической взаимодетерминации биологического, психологического, социокультурного, трансцендентного и экзистенциального способов бытия человека.

Задачи исследования: определить:

исходные методологические основания социально-философского анализа бытия человека;

взаимосвязи бытия человека в системе его жизненного мира;

раскрыть:

- основные способы бытия человека, модусы1 и формы, их природу и сущность;

- экзистенциалы бытия человека и личности, их детерминационные связи и отношения;

осуществить:

- социально-философский анализ феномена бытия человека на основе исследования взаимодетерминации биологического, психологического, социокультурного, трансцендентного, экзистенциального как материального и духовного, имманентного и трансцендентного, рационального и иррационального, индивидуального и надындивидуального, личностного и межличностного, личного и массового, индивидуального и общественного бытия;

обосновать:

- феномен бытия человека как целостной системы в социально-философском аспекте.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем в предметном поле социальной философии обоснована, с учетом новейших реалий, концепция бытия человека как целостной системы, основанной на диалектическом единстве и взаимодетерминации биологического, психологического, социокультурного, трансцендентного и экзистенциального способов бытия человека.

В рамках этой концепции уточнено понимание объекта и предмета социальной философии. Последняя рассматривается как учение о наиболее общих принципах общества и жизненного мира человека и их познания. Бытие человека детерминируется подсистемами жизненного мира: «человек — природа», «человек - общество», «человек - его «Я»», «человек — человек», «человек — трансцендентное»1.

Проанализированы способы бытия человека и на этой основе даны их определения, а также уточнены такие категории, как «ментальность», «менталитет», «душа», «дух», «духовность», «коэкзистирование», «коэссенциальность», «цивилизанионный сдвиг», «экзистенциал», «надежда», «вера», «счастье» и др.

Раскрыты природа, сущность, модусы и формы, а также место и роль взаимодетерминации всех способов бытия человека. В этом контексте специально рассмотрены трансцендентный и экзистенциальные способы бытия человека.

Впервые бытие человека исследуется как диалектическое единство биологического, психологического, социокультурного, трансцендентного и экзистенциального способов бытия в их взаимодействии и взаимообусловленности с жизненным миром человека.

Установлено, что механизмами взаимодетерминации являются модусы и формы способов бытия человека. Целостность бытия человека изучена во взаимодействии личного бытия человека и общественного бытия (через систему жизненного мира человека и экзистенциалы).

Обоснована интерпретация экзистенциалов как модусов экзистенциального способа бытия человека, играющих организационно-функциональную роль в бытии человека как целостной системе, раскрыты их противоречивый характер и двойственная природа, дана классификация экзистенциалов и аргументировано их отличие от духовных ценностей и добродетелей.

Прослежена устойчивая зависимость между цивилизационным сдвигом в условиях глобалистических процессов и изменениями в бытии человека как целостной системы.

На защиту выносятся следующие основные положения.

Бытие человека как целостная система — это диалектическое единство и взаимообусловленность материального и духовного, объективного и субъективного, рационального и иррационального, индивидуального и общественного бытия, детерминация и взаимодетерминация разных способов бытия человека, каждый из которых, будучи относительно самостоятельным, только в единстве с другими образует уникальность бытия человека.

Бытие человека как целостная система есть результат взаимодействия всех его способов в таких подсистемах ншзненного мира человека, как «человек — природа», «человек — человек», «человек и его «Я»», «человек — общество», «человек — трансцендентное», приводящий к появлению неповторимых уникальных особенностей бытия каждого человека.

Ключевыми способами бытия человека являются биологический, психологический, социокультурный, трансцендентный и экзистенциальный, так как без жизни нет бытия как такового; без психологического способа бытия нет бытия человека, ибо оно индивидуально; без социокультурного способа бытия человека нет самого человека, а значит, и его бытия; без экзистенциального способа бытия человека нет развития человека в личность; без трансцендентного способа бытия человека нет познания и совершенствования бытия человека как целостной системы. Социокультурный, трансцендентный, экзистенциальный, психологический и биологический способы бытия человека имеют определяющую детерминанту своей взаимодетерминации — такую подсистему жизненного мира человека, как «человек — общество».

Социокультурный способ бытия человека наиболее концентрированно «вбирает» в себя весь жизненный мир, поэтому подсистема «человек — общество» определяет его интеграционный характер в целостной системе бытия.

Основными механизмами взаимодетерминации способов бытия человека являются их модусы и формы.

Сложные взаимодействия общественного бытия с индивидуальным бытием человека обусловлены в первую очередь деятельностью человека. Они обнаруживаются через единство и противоречия природного, человеческого и «божественного»; природного и социокультурного; внешнего и внутреннего; рационального и иррационального; «Я» и «Другого».

Трансцендентный способ бытия человека обусловлен такой подсистемой жизненного мира, как «человек — трансцендентное». При этом трансценденцию следует рассматривать как выход за пределы знакомой и привычной для человека реальности, за пределы имманентного опыта, а трансцендентное — как «иную» реальность, не связанную с имманентным опытом человека, но переживаемую им. Трансцендентный способ бытия человека выступает в таких основных модусах, как компьютерная виртуальная реальность, религия, метафизика, мистика. Гносеологическим основанием модусов трансцендентного способа бытия является виртуальная реальность.

Экзистенциальный способ бытия человека детерминирован всеми подсистемами жизненного мира человека и представляет собой рационально-эмоциональную и иррационально-интенциональную жизнь человека.

Экзистенциал — модус экзистенциального способа бытия человека, его конкретная биопсихосоциотрансцендентная личная жизнь. С учетом позиций М. Хайдеггера, который впервые ввел термин «экзистенциал» как модус бытия в мире в неразрывной связи с бытием человеческого сознания1, и Ж.П. Сартра, считавшего экзистенциалом «совпадение психического факта с сознанием»2, в диссертации экзистенциал рассматривается через все способы бытия человека.

Человек, при всей персональности бытия, принимает объективность «жизненного мира» других людей. Экзистенциалы разнообразны и многообразны, имеют разные степени развитости в зависимости от того, какой способ бытия человека в данный момент является ведущим и насколько развит человек как личность. Отсюда один и тот же экзистенциал выступает как экзистенциал бытия человека и как экзистенциал бытия личности.

Особое место в бытии человека занимает феномен счастья как один из интегрирующих составляющих целостности бытия человека.

Теоретико-методологическая база исследования. В работе используются системный, структурно-функциональный, деятельностныи, антропологический, нормативный и аксиологический подходы в соединении с диалектическим методом. Системный подход используется для того, чтобы выявить новые типы связей способов бытия человека, структурно-функциональный - в целях реализации требований полноты знаний об объекте на момент исследования, его структурированности и организованности внутренних и внешних связей. Диалектико-материалистический метод раскрывает противоречивость и единство в развитии общественного и индивидуального бытия и всех его форм и модусов, делает возможным познание бытия человека исторически конкретным и сущностно глубоким. Деятельностныи подход позволяет исследовать основу взаимодействия всех способов бытия человека, а также взаимодетерминацию индивидуального и общественного бытия. Антропологический подход дает возможность глубже исследовать природу человека и особенности его социальности, аксиологический - учитывать ценностные ориентации в человеческой жизнедеятельности, а нормативный — роль норм и институтов.

При анализе природы, сущности, структуры детерминационных связей бытия человека были использованы некоторые подходы, содержащиеся в работах экзистенциалистов (обращение к роли экзистенциалов в бытии человека), феноменологов (видение бытия через предметный (внешний) и внутренний (значимый) для «Я» миры), структуралистов (анализ структуры личности, познавательных практик, установок в новой гносеологической и мировоззренческой ситуации), персоналистов (трактовка личности и ее духовных ценностей как смыслов земной цивилизации, глубинных сфер индивидуальной жизни человека, «личностного метода»), антропологов (познание человека в аспектах соединения конкретно-научного, предметного изучения различных сторон и сфер человеческого бытия с его целостным философским постижением), представителей русского космизма (концепции человека как космического существа, этносов и энергии Солнца, бессмертия и смерти человека). Обращаясь к мировоззренчески несовместимым учениям (атеистическим и религиозным, материалистическим и идеалистическим), диссертант в контексте своего исследования стремится учесть и использовать все продуктивные идеи.

В работе решается задача осмысления объективных условий и ключевых факторов поливариантных модификаций бытия человека, что позволяет увидеть сложнейшую структуру бытия человека как целостного феномена в жизненном мире, во всех его подсистемах. В основе исследования лежит синтез когнитивных и креативных практик, неустранимой множественности описаний и точек зрения и взаимодействия между ними.

Теоретическая и практическая значимость исследования обусловливается определённым вкладом соискателя в развитие социальной философии. Предложенная концепция бытия человека как целостной системы дает возможность по-новому, на основе современных научных достижений, анализировать сложнейшую структуру бытия человека как целостного феномена его жизненного мира. Исходя из того, что без обращения к жизненному миру человека само понимание феномена бытия человека оказывается слишком абстрактным, зачастую не опирающимся на общественно-историческую практику, достижения современных гуманитарных, общественных, естественных наук, предложенная в диссертации методология снимает эту ограниченность.

Методологический подход, реализованный автором, позволяет глубже понять «вхождение» бытия человека в повседневную реальность, системный мир и другие самые различные «миры».

Материалы диссертации могут быть использованы при инновировании концепции развития российского общества и осмыслении проблем его исторической судьбы, проектировании целевых программ защиты населения в целом и отдельных его групп в частности, разработке проблем геронтологии, акмеологии, валеологии, социологии, психологии и этики, а также в лекционных курсах для студентов и аспирантов по истории философии, социальной философии, философской антропологии, концепциям современного естествознания, юридической антропологии, психологии, культурологии, этике и религиоведению.

Материалы исследования позволяют обосновать и предложить для вузовской практики самостоятельный спецкурс «Бытие человека и его измерения».

Апробация диссертационной работы. Основные положения диссертации апробированы автором в докладах и выступлениях на Общероссийских чтениях «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (М., 2001); Первом Всероссийском научно-педагогическом социальном конгрессе (М, 2001); Третьем Российском философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге III тысячелетия» (Ростов-на-Дону, 2002); X Международных социологических чтениях (Руза, 2003), Третьем Международном социальном конгрессе «Глобальная стратегия социального развития России: социологический анализ и прогноз» (М., 2003), а также на ежегодных научных чтениях и конференциях МГСУ (1998 — 2003).

Содержание диссертационного исследования отражено в двух авторских монографиях, статьях и пяти учебных пособиях общим объемом более 65 п.л.

Структура и основное содержание диссертации.

Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения и списка использованной литературы.

Методология исследования феномена человека и феномена его бытия в социальной философии

Философия предлагает рассматривать проблему бытия человека, исходя из самых разных методологических оснований. В свою очередь методологические подходы и, следовательно, вытекающие из них решения, имеют онтологические и гносеологические, социально-философские, политологические, экономические, социологические и другие ракурсы общей картины бытия человека. Поскольку в настоящей работе пойдёт речь о социально-философском аспекте такого феномена как бытие человека, то требуется пояснить авторское понимание объекта и предмета социальной философии.

На сегодняшний день мы имеем две группы источников для уточнения понимания объекта и предмета социальной философии:

- социально-философская классика, начиная с древних мыслителей и кончая известными отечественными и зарубежными философами;

- учебники и учебные пособия по социальной философии.

Обе группы источников показывают плюрализм в понимании объекта и предмета социальной философии. Так, в учебнике «Философия» под редакцией В.П. Кохановского1, все основные философские проблемы рассматриваются через человека, что совершенно справедливо. Однако предмет социальной философии не сформулирован.

С.Э. Крапивенский в учебнике «Социальная философия»2 предлагает рассматривать социальную философию в системе истории, социологии, гуманитарного знания, подчёркивая её общетеоретическую и общеметодологическую роль. Он пишет: «Социальная философия в органическом единстве с другими компонентами философского знания выступает в качестве мировоззренческого и методологического основания всех общественных, а ещё шире - всех гуманитарных наук, включая психологию, лингвистику и т.д.»3.

В.Н. Лавриненко, Н.И. Жуков и другие полагают, что предметом социальной философии является целостность общества, «общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, т.е. как целостная система, а также законы функционирования и развития общества. Это значит, что социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явления и процессы на макроуровне, т.е. на уровне всего общества как саморазвивающейся и самовоспроизводящейся социальной системы...»4.

В учебном пособии «Основы философских знаний» (авт. А.В. Большаков, B.C. Грехнев, В.И. Добрынина) в качестве объекта социальной философии берётся общество, а предметом являются «Закономерности бытия общества и его различных конкретных образований». По мнению авторов, социальную философию «интересуют вопросы о том, имеются ли какие-либо пределы в их развитии, каковы источники и движущие силы общественных изменений, в чём заключается смысл истории, какие типы общественного устройства более всего отвечают времени, потребностям и интересам человека и многое, многое другое...».

B.C. Барулин в своём учебнике «Социальная философия» отмечает, что «всякая философия — это социальная философия, что не социальной философии просто нет и быть не может... Отсюда следует, что эволюция социальной философии началась не с какого-то этапа философского развития человечества, а именно там и тогда, где и когда началась и сама философия». При этом B.C. Барулин сам себе противоречит, так как тут же отмечает, что существует «социально-философская проблематика», которая «проявлялась всё более рельефно, завершившись на определённом этапе кристаллизацией в специфическую область социально-философского знания» . Этой же точки зрения придерживается автор статьи «Социальная философия» в Словаре «Современная западная социология».

Всё говорит о том, что сегодня нужна новая парадигма социальной философии, поскольку исторический материализм как «марксоцентризм», по существу, блокировал разработку социальной философии как целостного антропологического, аксиологического, социально-психологического, социально-трансцендентного и др. знания.

В.Н. Шевченко справедливо отмечает, что «содержательный разговор требует решения вопроса о том, чем отличается рассмотрение общества в общетеоретической философии как учении о бытии от рассмотрения общества с позиций социальной философии». Социальная философия считает человека олицетворением и эквивалентом общества4.

Для разработки новой парадигмы социальной философии необходимо как обращение к идеям и концепциям, наработанным всей предшествующей социально-философской мыслью, так и современной об обществе во всей сложности взаимодействующих в нем людей, вещей, идей. В этом отношении интересно исследование Л.А. Микешиной, обосновывающей концептуальную теорию познания1, поскольку «преодоление тотального господства одной (любой) доктрины - это, по существу, не только идеологическое, но и методологическое требование для философии познания XXI века».

Природа и сущность биологического способа бытия человека

Проблема биологического способа бытия человека в целостной системе его бытия приобретает сегодня особый смысл для человечества и требует всестороннего изучения. Всё больше внимания привлекает глобальный характер изменений в такой подсистеме жизненного мира как «человек — природа», предсказывается кризис природного окружения человека, состоящий в резком сокращении ресурсов, загрязнении биосферы побочными продуктами производства, в изменении газового состава атмосферы и климата Земли. В современную эпоху возникает необходимость анализа биологического способа бытия человека как особого рода элемента бытия планеты, от жизнедеятельности которого зависит не только динамика его собственного развития, но и, в конечном счёте, существования всего живого на Земле.

Только бытие человека как целостная система обладает огромными приспособительными функциями, так как они связаны с другой функцией — преобразовательной. В результате своей деятельности человек может или разрушить своё бытие или спасти его.

Исследование собственной природы человека, его биологического способа бытия показывает, что последний обусловлен и собственно природными процессами его жизненного мира, и процессом преобразования человеком природы, т.е. той частью его жизненного мира, которая представлена подсистемой «человек - общество». Именно человек своим трудом соединяет, как известно, природу и общество в целостную систему (природа - человек — общество). Эта система во многом и обусловливает биологический способ бытия человека (а не только прогресс общества, если брать эту систему как основание материального производства).

Изменчивость биологического бытия человека выражает тенденции не только изменения его структур, но и взаимосвязь, и взаимообусловленность с другими способами бытия и всем жизненным миром человека.

Биологический способ бытия человека определяет природные способности и пределы человеческого существования, а также те качества и биологические условия, которые являются особенными для отдельных людей и групп. К условиям биологического существования человека относятся наследственные факторы (например, гены) и условия среды как внешней, так и внутренней. Эти факторы невозможно не учитывать, так как за одни и те же признаки организма, как правило, отвечают не один, а несколько генов, а вот какой из них будет проявлять свою «запись» зависит от окружающей среды.

Внешние условия значительно разнятся уже на стадии внутриматочного развития: одному эмбриону могут доставаться больше одних веществ, другому — других и т.д. Среди однояйцевых близнецов, которые генотипически представляют собой один организм (при дроблении одной яйцеклетки разошлись бластомеры, и каждый из них дал начало новому организму) оказывается, например, что даже развитие болезни зависит, прежде всего, от условий. Например, шизофрения у однояйцевых близнецов встречается в 69 % случаев, эпилепсия — в 67 %, сахарный диабет — в 65 %. В послеродовой период — как внешние, так и внутренние условия оказывают ещё большее влияние на проявление у человека тех или иных признаков. Так, в детстве шизофрения может быть не обнаружена, а проявится только с возрастом. Причём, заболеет человек ею, или нет, зависит от общего состояния его организма, наличия или отсутствия ряда заболеваний, и, конечно, от социальных условий, в которых он живёт. Сейчас в родильных домах всем новорожденным делают пробу на присутствии в моче фенилпировиноградной кислоты (генная мутация), при обнаружении которой ребёнка в течение трёх лет кормят особой пищей, и в результате болезнь фенилкетонурия, вызывающая слабоумие, не развивается1.

Антрополог Ф. Боас заметил, что потомки эмигрантов, рождённые в Америке, отличаются строением головы и тела от своих родителей, не родившихся в ней, и что эти различия увеличиваются по отношению ко времени миграции. Этот феномен он объяснял значительным улучшением социальных условий жизнедеятельности людей. Также при изучении детей сирот было обнаружено, что все дети в группе с улучшением питания почти достигали роста, нормального для их возраста и физического состояния. Нет сомнения, что количество, качество и различия в питании воздействуют на строение тела и другие особенности физического развития.

Мир «Я» и природа психологического способа бытия человека

В данной главе диссертант рассматривает функционирование особого способа бытия человека — психологического в его взаимодействии с жизненным миром. Соискателя интересует его природа, структура и детерминационные связи с другими способами бытия; механизмы и условия перехода биологического в психологическое, биопсихологического в социокультурное, социокультурного в социопсихологическое и биопсихологическое; а такзсе место и роль в целостной системе бытия человека.

Индивид экстернализирует себя в социальном мире и одновременно интернализирует этот мир как объективную реальность. В жизни каждого человека существует пространственно-временная последовательность вхождения в общество, участия в нём и собственная реализация.

На основе связей мотивации жизнедеятельности человека и социума происходит подчинение биологических и психологических систем социокультурным условиям и в первую очередь через такие «миры» как повседневная реальность и «системный мир» человека. Так, например, в процессе первичной социализации формируется биосоциальное время бытия человека. Это время характеризуется определённой устойчивостью: временными внутренними ритмами функционирования органов, воссозданием связей с внешними ритмами и др. При этом многие биологические и психологические процессы начинают подчиняться социокультурным условиям, например, нормам.

При вторичной социализации человека, его «Я» оценивается с точки зрения социально-ролевого статуса в таких подсистемах жизненного мира человека как «человек — общество», «человек — человек», «человек и его «Я»». Однако сам человек действует в этих системах и как психологическая, и как социальная личность. Психологи полагают, что на индивидуально-психологическом уровне человек становится личностью, когда выделяет себя из окружающего мира. Очевидно, что в данном случае «Я» выступает, прежде всего, как самоценность.

Обращает на себя внимание также и то, что психическое взаимодействие «Я» с «Ты» и «Я» с «Другими» не исчерпывает себя интенциональными и межиндивидуальными связями. Оно органично переходит в подсистему «"Я" -общество». Природа взаимодействия подсистем «"Я"- Ты», «"Я" - Другой» биопсихологична, психосоциологична и социальна. В то же время подсистема «человек и его "Я"» включена не только в психологический, но и в социокультурный, и экзистенциальный способы бытия. Таким образом, психологический способ бытия не сводим к психике человека, а представляет сложную структуру бытия, в которой действуют механизмы формирования внутреннего мира «Я» и его взаимодействия со всем жизненным миром.

Субстанциональной основой психологического способа бытия человека является психика человека: свойство человеческого организма (мозга, нервной системы) отражать объективный мир, реагировать на процессы функционального и дисфункционального характера биологического, социокультурного, трансцендентного способов бытия человека.

Психика человека интерпретируется психологами и философами в зависимости от мировоззренческих ориентации. Так, многие религиозные философы под психикой понимают душу как некое нематериальное, животворящее, познающее начало. Например, С.Л. Франк считал, что душа одной своей стороной связана с телом и через его посредство локализована, а другой — «по самому своему существу внепространственна или сверхпространственна».

Материалисты понимают под психикой системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом внешнего мира и на этой основе саморегуляции своей деятельности и поведения.

Психика и её носитель мозг остаются таинственным, загадочным явлением. Мозг продолжает удивлять исследователей своей неисчерпаемостью и способностью делать из человека личность. Правда, одни исследователи считают, что знают мозг, так как могут показать, как протекают в мозгу электрохимические реакции, с какой скоростью они идут от клетки к клетке, как замыкаются нервные цепи, сколько в коре головного мозга клеток, какова биохимическая основа памяти и пр. Другие говорят, что всё, что мы знаем о мышлении и психике человека — это когда и как проходит в виде образа в голову мысль или возникает то или иное чувство, переживание.

Похожие диссертации на Бытие человека как целостная система :Социально-философский аспект