Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная критика: модели практического знания Рудановская Светлана Валерьевна

Социальная критика: модели практического знания
<
Социальная критика: модели практического знания Социальная критика: модели практического знания Социальная критика: модели практического знания Социальная критика: модели практического знания Социальная критика: модели практического знания Социальная критика: модели практического знания Социальная критика: модели практического знания Социальная критика: модели практического знания Социальная критика: модели практического знания
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Рудановская Светлана Валерьевна. Социальная критика: модели практического знания : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Москва, 2003 134 c. РГБ ОД, 61:04-9/220

Содержание к диссертации

Введение

Первая глава. Критическое мышление в контексте теоретического и практического знания 11

1. Литературная критика как искусство интерпретации текстов и эстетическое знание 11

2. Критический рационализм и метод проверки научного знания 17

3. Критическая рефлексия и опыт самосознания 21

4. Критическая идеология: радикальная интерпретация и практическое знание 26

5. Интерпретация и критика в контексте повседневного знания 31

Вторая глава. Социальная критика как этический дискурс 39

1. Социальная критика и мораль 39

2. Этическое пророчество 41

3. Философия Французского Просвещения и "естественная логика" разума 44

4. Социальная критика в творчестве К.Маркса 48

5. Литературно-философская критика конца XVII1-XIX вв.: романтическая ирония и экзистенциальная мораль 56

Третья глава. Социальная критика как теория и утопия 65

1. Утопия: возможности социальной рефлексии и политическое воображение 65

2. Критическая теория Франкфуртской школы: философия и утопия как формы протеста 72

3. Критика массовой культуры, философия и элитарное знание 78

4. Критика социальной рациональности: от антиутопии к постутопическому мышлению (Ю. Хабермас, М. Фуко) 86

Четвертая глава. Социальная критика в ситуации культурного плюрализма 98

1. Ситуация культурного плюрализма как проблема социальной критики 98

2. Этнологическая интерпретация действительности: наука - критика - литература 101

3. Социальная критика как "искусство дифференциации" (М. Уолцер)..107

4. Этика дискурса: возможности универсального разума 113

Заключение 123

Список литературы 126

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена значением социальной критики для развития гуманитарных и социальных наук. Проблемное поле социальной критики определяется историческим контекстом, в котором она реализуется. Обращение к изучению этого феномена продиктовано необходимостью ответить на широкий круг социально-философских вопросов, представляющих для человека эвристическую ценность и жизненный смысл. К таким вопросам относится проблема конфликта человека с окружающей его действительностью, его борьба за свою интеллектуальную и политическую свободу на фоне самодовлеющих социальных детерминант. Критическая концептуализация современного мира является своеобразным способом человеческой рефлексии, органично присущей философскому знанию. Именно поэтому представляется актуальным раскрыть специфику критического дискурса, который отличается от разнообразных "критик", характеризующихся нерефлексивностью высказы вани й.

Интерес к социальной критике вызван также новыми возможностями, открывающимися в процессе конструирования современных публичных сфер (в том числе и виртуальной), и в этой связи с новыми воздействиями, с которыми сегодня нельзя не считаться. Социальный критик имеет возможность обращаться к массовой аудитории (к аудитории, которая смотрит телевизор, читает газеты, путешествует по сетям Интернета), влиять на взаимоотношения между представителями различных социальных групп, поднимать уровень социальной рефлексии, которая становится все более насущной для широких слоев населения, и тем самым способствовать формированию открытой для дискурса общественности.

Актуальность заявленной темы определяется тем, что критическая позиция сама по себе обнаруживает новые аспекты социальной реальности, характеризующейся динамичностью, подвижностью и многообразием интерпретаций, от которых во многом зависит восприятие социальных фактов и событий. Изучение социальной критики способствует не только приращению знания о процессах социальной действительности, но и ведет к исследованию формирования знания в рамках ''живых" процессов коммуникации, где действуют не модели социальных субъектов, но индивиды со своими привычками, культурными предпочтениями, желаниями и надеждами. Данный подход обладает эвристической значимостью, поскольку позволяет включить в поле исследования не только экзистенциально-личностный, но и социально-практический пласт человеческого существования, по-новому поставить вопрос о том, что является социальным, как социальное отражается в сознании человека, а также вопрос о реальном и воображаемом.

Степень научной разработанности проблемы.

Тема социальной критики нашла отражение в исследованиях как отечественных, так и зарубежных авторов.

В отечественной литературе тема социальной критики рассматривалась, прежде всего, в контексте проблематики марксистской теории и философии. Этому посвящены работы Баллаева А.Б., Карагодина А.И Косякова В.М., Роцинского СБ. и др1. Следует отметить ряд работ, в которых анализируется идейное наследие критической теории Франкфуртской школы, а также современные тенденции в становлении социально-философской критики. Это работы таких авторов, как

1 Баллаев А.Б. Формирование концепции социальной критики в творчестве К.Маркса (Депонированная рукопись^. - Одесса, 1984; Карагодин А.И. Роль критики в активизации человеческого фактора // Человек в системе общественных отношений. - Саратов, 1989.; Косяков В.М. Исследование проблемы развития общественной критики: (Социологический подход). Автореф.дис. ...канд.филос. наук / МГУ им. MB. Ломоносова. - М- 1985; Роцинский СБ. Социальная критика: предмет, структура, функции // Социальное развитие: философско-методологические проблемы. -М., 1987.

Вершинин С.Е., Гайда А.В., Давыдов Ю.Н., Максутов А., Фуре В. и др2. Различные аспекты социальной критики и критической рефлексии в целом представлены в работах Савова С.Д., Червонной Л.Г., Черковой Е.Л., Шишкова И.В. и т.д .

В зарубежной литературе следует выделить следующие направления исследования социальной критики. Во-первых, это работы американского автора М. Уолцера, посвященные исследованию социальной критики как интерпретации . Во-вторых, это работы по критической теории Франкфуртской школы и современной критической теории - Ш. Бенхабиб, П. Коннертон, А. Хоннерт, Д. Хой, Д. Келлнер, Т. Маккарти, Дж. Томпсон и др. . В-третьих, особую категорию составляют работы, проблематика которых, является смежной с социальной критикой: критическая педагогика (А. Жиру)6, литературная и социальная критика (Ф. Джеймсон,

* Гайда А.В. "Неомарксистская" философия истории. Красноярск, 1986; Вершинин, С.Е.; Гайда А.В. "Критическая теория" против "социальной технологии" // Социс. - М, 1983. — N2.; Гайда А.В.; Вершинин. С.Е.; Шульц В.Л. Коммуникация и эмансипация: Критика методологических основ социальной концепции Юргена Хабермаса. Свердловск. 1988.; Давыдов ЮН. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. - М, 1977. Максутов, А. Критическая теория и современность. - Екатеринбург. 1998; Фуре, Владимир Контуры современной критической теории- Мн., 2002.

Савов С.Д. Ирония как форма социальной критики и самокритики // Этика и эстетика. - Киев, 1985. -вып. 28.: Червонная Л.Г. Метаморфозы социальных идей/ РАН. Урал, отд-ние. Каф. философии. -Екатеринбург, 2001; Черткова ЕЛ. Рациональность - критика - свобода // Исторические типы рациональсти. - Т.1. - М., 1995.: Шишков ИЗ. В поисках новой рациональности. Философия критического разума. - М. 2003.

4 Уолцер М. Компания критиков. Социальная критика и политические пристрастия XX века М., 1999.;
Walzer, М. Interpretation and Social Criticism - Cambridge. 1987.

5 Benhabib, Seyla Critique, Norm and Utopia: A Study of the Foundation of Critical Theory. - N.Y.: Columbia
University Press, 1986; Connerton, Paul The Tragedy of Enlightment. - Cambridge: Cambridge University
Press, 1980; Honnert, Axel The Social Dynamics of Disrespect: On the Location of Critical Theory Today//
Constellation.?.- N.Y.. 1994. - Vol. 1, N2; Kellner, Douglas Critical Theory. Marxism and Modernity.
Cambridge: Polity Press, 1989; Hoy David Couzens and Thomas McCarthy Critical Theory. - Cambridge;
Oxford: Blackwell, 1995; Thompson, John B. Ideology and Modem Culture. Critical Social Theory in the Era of
Mass Communications - Stanford. California: Stanford University Press. 1990.

b Giroux, Henri A. Schooling and the Struggle for Public Life. Critical Pedagogy in the Modern Age. -Minneapolis: University of Minnesota Press, 1988.

6 Т. Иглтон) , этнологическая критика (Т.Асад, Р. Розальдо)8, критика в рамках социальных движений (Р. Вутнау, А. Турен, С. Фуллер)9.

Объектом данного исследования являются модели социальной критики, разработанные в рамках американской и европейской социальной теории и философии XVIII-XX вв., а также разнообразные практики критической интерпретации (пророчество, литературная критика, этнологические исследования, повседневные интеракции, идеология, утопия, психоанализ).

Предметом исследования выступает социальная критика как способ формирования практического знания, задающего нормы социальной деятельности и артикулирующего возможности социального бытия.

Цель исследования состоит в экспликации мировоззренческих оснований социальной критики, исходя из способов организации дискурса и особенностей интерпретации. Основное внимание уделяется выявлению и анализу зависимости между идеальными представлениями о социальной реальности и проектами преобразования действительности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть особенности критического мышления в контексте
теоретического и практического знания;

- продемонстрировать эволюцию способов легитимации социальной
критики, таких как этическая, философская, религиозная, эстетическая и
революционная;

- показать связь практического знания с политическим и
коммуникативным воображением;

Eaglcton, Terry Marxism and Literary' Criticism. - L.: Methuen & CoLTD. 1976.; Eagleton, Terry The Function of Criticism. - L.: Verso, 1984; Jameson, Frederick The Political Unconscious. Narrative as a Socially Symbolic Act. - Ithaca, New York: Cornell University Press, 1983.

8 Antropology and the Colonial Encounter / Ed. by Talal Asad. - L: Ithaca Press, 1973; Rosaldo, Renato Culture
and Truth. - Boston: Beacon Press, 1989.

9 Турен. Ален Возвращение человека действующего. Очерк социологии. - М.: Научный мир, 1998. Fuller,
Steve. Is Science Study Lost in the Kuhnian Plot?: On the Way Back from Paradigms to Movements// Science

проанализировать конституирующую роль социальной критики в постановке социальных проблем и интерпретации идеалов культуры;

раскрыть историческое изменение представлений о субъекте и объекте социальной критики в рамках критического дискурса;

- рассмотреть социальную критику как жизненную позицию и смысловой
ориентир социальной деятельности;

- выявить цели и задачи социальной критики в ситуации культурного
плюрализма.

Теоретико-методологическую базу исследования составила совокупность концептуальных положений и идей таких авторов, как Вольтер, К. Маркс, С. Кьеркегор, 3. Фрейд, А. Камю, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ги Дебор, Ж. Бодрийяр, М. Фуко, Ю. Хабермас и др. Этот выбор обусловлен значимостью данных подходов в практике и теории социальной критики. В процессе работы над диссертацией был проведен анализ широкого круга отечественных и зарубежных источников, который включает в себя социально-философскую и социологическую литературу на английском языке, в том числе ранее не переводившуюся на русский язык. Основное внимание при исследовании проблемного поля социальной критики уделялось теоретическим и методологическим наработкам американского философа и политолога М. Уолцера, а также типологии знания, предложенной американским автором Ф. Махлупом.

В диссертации были использованы:

- общенаучные и общефилософские методы, такие как анализ и
синтез, индукция и дедукция, исторический и логический анализ;

принципы системного и комплексного анализа исследуемой проблемы;

неклассическая методология познания, созданная в рамках социальной феноменологии (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман);

as Culture. - L., 1999 - vol.8, N4. Wuthnow, Robert Communities of Discourse. Ideology and Social Structure in the Reformation, the Enlightment and European Socialism. - Cambridge, 1989.

- философия возможного (М. Эпштейн).

Научная новизна работы заключается в определении проблемного поля социальной критики как практического знания, преобразовательные возможности которого обусловлены особенностями построения и обоснования дискурса.

В диссертации получен ряд результатов, обладающих научной новизной:

- выявлены и проанализированы различные подходы к
исследованию соотношения между критической интерпретацией и
трансформацией существующего знания, конструированием новых
значений; результаты данного анализа использованы в рассмотрении
социальной критики как творческой деятельности и авторского дискурса,
влияющего на образование нового знания в обществе;

дана интерпретация социальной критики как этического дискурса, её связь с этическим пророчеством и идеалами Просвещения, а также с рациональным, эстетическим и революционным способами решения социальных проблем;

рассмотрены модели социальной критики в рамках теоретического дискурса, в которых формируется активная позиция субъекта, руководствующегося идеалами освобождения; эти модели использованы при исследовании роли философии и утопических перспектив мышления в инициировании процесса критической рефлексии, в формировании представлений о субъекте и объекте критики; показано, что возможности социального бытия, к которым апеллирует критика, связаны с возможностью критической рефлексии как таковой, создающей дистанцию по отношению к социальным детерминантам, конформизму повседневности;

- выделены и проанализированы модели социальной критики,
отражающие современную ситуацию культурного плюрализма (этнология

Р. Розальдо, искусство дифференциации М. Уолцера, этика дискурса Ю. Хабермаса и Ш. Бенхабиб); на основании этих моделей осуществлен анализ особенностей критического дискурса по сравнению с теоретическим; дана собственная трактовка социальной критики как события межкультурного взаимодействия.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в экспликации и интерпретации разнообразных функций и сущностных черт социальной критики, что способствует расширению и углублению собственно социально философского знания. Использование различных исследовательских парадигм, в том числе неклассических, при анализе феномена социальной критики позволяет сделать ряд более общих выводов о способах функционирования и формирования социально-гуманитарного знания.

Практическая значимость результатов исследования

Основные результаты диссертационного исследования могут быть использованы в общих курсах по социальной философии, социальной эпистемологии, истории философии, в спецкурсах, а также в ходе дальнейшего изучения актуальных проблем социальной критики.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в следующих публикациях автора:

- Экзистенциальная модель философствования // "Восток - Запад. Диалог
культур и цивилизаций". - М.: Издательство Российского университета
дружбы народов, 2000. - С.346-349

- Деструкция метанарративов в философском дискурсе XX века //
Рационализм и культура на пороге Ш-его тысячилетия: Материалы
Третьего Всероссийского Философского Конгресса( 16-20 сентября). -
Ростов-на-Дону, 2002. - С.48

Проблематика абсурда в XX веке: "вечные вопросы" и "бесконечные капризы// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Философия. - 2001, N2. - С. 154-162.

- Социальная критика в ситуации культурного плюрализма // Поликультурное общество: стабильность и коммуникация. Материалы 7-ой международной конференции "Диалог цивилизаций: Восток-Запад" 14-16 апреля 2003 г., Москва. - М.: "Уникум-центр", 2003. - С. 74-84.

Одновременно основные идеи, использованные в диссертации, легли в основу учебного курса, подготовленного автором на кафедре социальной философии РУДН: "Конструирование социальной реальности". Кроме того, отдельные проблемы данной темы были использованы в ходе работы по гранту РУДН для аспирантов "Знание в системе социальных потребностей и коммуникаций".

Диссертация обсуждена на кафедре социальной философии 26 сентября 2003 года и рекомендована к защите.

Структура работы отражает логику поставленных задач. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Литературная критика как искусство интерпретации текстов и эстетическое знание

Начиная с эпохи Античности термин "критика" употребляется для обозначения литературной деятельности, касающейся анализа художественных текстов. Первоначально признанными субъектами критической деятельности считаются наиболее умудренные и уважаемые читатели, в задачу которых входит вынесение оценочного суждения по поводу того или иного произведения. Фактически критика ассоциировалась со знанием вообще (приобретенное в процессе жизни, основанное на особых талантах и авторитете), которое противопоставляется незнанию. Позже в эпоху Ренессанса термин критика приобретает специализированное значение, становится методом филологического реконструирования исконных смыслов древних текстов, которые исчезают в процессе истории10. Знание, которым руководствуется критик, является теоретическим, приобретенным в процессе особого обучения.

Вместе с тем, литературная критика в это время воспринимается также как область дискурса по поводу религиозных, культурных, моральных ценностей. С этой точки зрения критик - это "комментатор культуры" вообще и художественных произведений в частности, который обладает способностью рассуждать на самые разнообразные мировоззренческие темы. Художественное произведение в данном случае - повод для подобных рассуждений. В дальнейшем статус литературного критика постоянно уточняется, корректируется и пересматривается, главным образом, по направлениям "критик и писатель", "критик и читатель" . В рамках данного исследования нас интересуют, прежде всего, способы интерпретации литературных текстов, в которых собственно и проявляется критическая рефлексия.

Литературная критика начинается с непосредственного опыта прочтения произведения, но имеет своей целью не столько чтение, сколько "считывание", дешифровку, в результате которой обнаруживаются смыслы и значения, скрытые при непосредственном переживании художественного образа. Литературный критик - это одновременно и более внимательным читатель, следующий голосу самого автора, замечающий все "изгибы" этого голоса, и более рациональный читатель, способный дистанцироваться от текстового пространства, помещать его в те или иные концептуальные рамки, делать его частью другого повествования. Непосредственное прочтение зависит от колебаний настроения, от ситуации и характеризуется вольным обращением с текстом: можно погружаться в текст и полностью отождествлять себя с героями произведения, можно выучивать наизусть понравившиеся отрывки и читать их с различной интонацией, вкладывая в это чтение различные смысловые нюансы. Литературная критика в противоположность этому сама является произведением - произведением по поводу произведения, т.е."словом о слове"13, которое существует не столько на уровне эмоциональных восприятий, сколько на уровне завершенного целого, зафиксированного в письме.

Литературная интерпретация отличается не только от непосредственного опыта чтения, но и от непосредственного опыта письма, художественного творчества. Любая интерпретация представляет собой операцию с уже готовыми значениями и является комментарием, т.е. дополнительным знанием к уже имеющейся системе знаков. Для того чтобы этот комментарий был возможен, необходимо отношение к тексту как к предмету, который одновременно существует и не существует (т.е. не обладает определенной степенью очевидности). Именно поэтому интерпретация не только воспроизводит, реконструирует текст, но и находит зазоры между означающим и означаемым, благодаря которым возможно движение мысли от непонятного к понятному. В этой связи роль интерпретатора священных или эзотерических текстов более оправдана, чем роль интерпретатора литературных произведений. В первом случае сам текст по своему статусу требует интерпретации, во втором случае текст становится "герменевтическим" благодаря усилиям интерпретатора, который видит в нем проблему, загадку, чудо, скрытый подтекст и т.д. Знание провоцирует на постановку проблем, на вопросы, на определенную долю незнания.

Социальная критика и мораль

Социальная критика представляет собой рефлексию над жизнью человека или групп людей в социальном общежитии и предполагает негативное отношение к тем или иным явлениям наличной действительности в связи с идеальными представлениями о том, что должно быть. Функции социальной критики частично совпадают с функциями морали. И в том и в другом случае мы имеем дело с оценочным отношением к жизни, предполагающим утверждение позитивных моментов через отрицание негативных. Несмотря на разнообразие источников моральных суждений (религиозных или метафизических) мораль "посюстороння", она призвана "дать определенное направление историческому бытию"53 и имеет экзотерический характер. Там, где социальная критика является в большей степени борьбой за осмысленность человеческого существования, а не технологическим предприятием (критика методов управления), она прибегает к моральным императивам.

Вместе с тем, в самой морали как системе общепризнанных норм существует и некритическая составляющая. Будучи определенной жизненной программой, со своими ориентирами и запретами, мораль требует следование этим ориентирам и фактически продуцирует размышление над жизнью в установленных рамках, что зачастую исключает соотнесение одной морали с другой моралью, а также с конкретными социальными условиями. Кроме того, мораль может быть сведена к золотому правилу морали 4 (поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой), т.е. к достаточно универсальному жизненному рецепту, позволяющему "снимать" все проблемы на уровне их межличностного разрешения. Именно поэтому мораль проявляется в социальной критике двояко: и в качестве критерия этой критики, используемого в качестве "стандартов добродетельного характера, достойного поведения, справедливой социальной организации" , и в качестве её предмета, в котором находят противоречия и несоответствия новым стандартам.

Кроме того, необходимо отметить тот факт, что мораль является традиционным знанием. В свою очередь социальная критика предполагает индивидуальный подход, искусство интерпретации, обусловленное особенностями мировоззрения критика и его авторской позицией. Это может быть религиозная, философско-просветительская позиция, позиция научная или революционная, или же позиция эстетическая. Эта позиция меньше всего просматривается в социальной критике, основанной на религиозном знании, и в большей степени проявляется в социальной критике от имени писателей и журналистов.

Если мораль сама по себе не нуждается в доказательствах, то социальная критика стремится легитимировать свои императивы либо ссылаясь на существующую мораль, либо прибегая к другим способам обоснования. С точки зрения американского философа и политолога М. Уолцера в истории можно выделить два самых распространенных типа социальной критики, которые условно можно обозначить как "критика-откровение" и "критика-изобретение" . В первом случае социальный критик говорит от имени Бога, либо от имени безличных законов истории. Критика опирается на совпадение объектов веры у критика и его аудитории, предполагает общую доктрину. Социальный критик выполняет роль посредника между объективно существующей истиной и аудиторией. Bo-втором случае, критик опирается на метод, связанный либо с теоретическим доказательством, либо с индивидуальным опытом жизнечувствования. В данном случае от аудитории требуется доверие к конкретному автору, которому удается постичь суть вещей и который вырабатывает определенную стратегию поведения или мышления, опираясь при этом на резервы заложенные в человеческом сознании.

В историческом плане нас интересует, во-первых, вопрос, каким образом эти два типа социального критицизма связаны между собой. И во-вторых какие проблемы решает социальная критика будучи нормативным дискурсом.

2. Этическое пророчество. Каждая религия выполняет как легитимирующую, так и критическую функции по отношению к обществу. С одной стороны, религиозное учение вносит в человеческое сознание "структуру смысла" (М.Вебер) 7, создает "символический универсум" (П.Бергер)58, охватывающих как социальные события, так и события космического и вневременного порядка. С другой стороны, каждая религия, вырабатывая свои представления о соотношении "сакрального" и "профанного", имплицитно связана с чувством неприятия либо мира в целом, либо той части действительности, которая заменяет человеку его связь с божественной реальностью, Богом, Абсолютом, Дао и т.д.

Утопия: возможности социальной рефлексии и политическое воображение

На первый взгляд социальная критика и утопия как литературный жанр принадлежат к различным типам повествования. Социальная критика фокусируется на проблемах современности, на иллюзиях и недостатках общества, которые существуют в данном месте и в данное время. Утопия, следуя этимологии этого слова ("место, которого нет"), ориентирует мышление на несуществующее общество, на художественный вымысел и игру воображения. Однако само воображение не является оторванным от реальности: не являясь слепком или точной копией происходящего, воображение создаёт картины действительности, одновременно используя элементы действительности и трансформируя исходные взаимосвязи между этими элементами. Как продукт художественного воображения утопия представляет собой "произвольное конструирование идеала"123, как продукт "интеллектуального труда", политически ориентированного воображения, утопия есть образец, с которым можно сравнивать "существующие общества и оценивать хорошие и дурные стороны последних; это совокупность вымышленных учреждений, которые, однако, представляют достаточную аналогию с существующими" (Ж. Сорель)124. Утопия представляет собой не только описание воображаемого общества, но и общества, построенного как альтернатива существующему, как общество "более совершенное", "более разумное", "более счастливое". Несуществующеее общество делает более очевидными недостатки или несовершенство существующих социальных установлений (т.е. служит педагогическим идеалом), и в то же время ненавязчиво демонстрирует иной тип политического устройства, т.е. является литературно оформленным политическим проектом. Утопия как критика общества возникает вследствие сравнения актуального и возможного, которое предстаёт не только в виде наглядного образа, но и в качестве претендента на реальность. Именно поэтому сравнение провоцирует конфликт и столкновение в сознании двух реальностей, одна из которых существует, а другая могла бы существовать. Возможность, воплощенная в образе утопии, представляет собой также альтернативу "чувства возможного"126, которое не провоцирует конфликт, но обогащает палитру ощущений, внутреннее чувство времени: "Когда впереди показывается поворот, мы ощущаем то возможное пространство, которое откроется нам за углом, расположение стен и витрин, машин и прохожих"127, "Авантюрный мыслитель... знает, что он не знает заранее, сколь многое он может узнать, - и с этим незнанием отправляется в путь" Артикулированная возможность, воплощенная в утопическом произведении, есть тот внутренний опыт, который выкристализовывается в рациональную конструкцию, призванную расширять представление о возможном, изменять взгляд на социальную реальность вообще. Утопия несет в себе возможность рационального дистанцирования от существующей реальности. Это вариант мыслительного эксперимента, предполагающего интеллектуальную разработанность социальной организации несуществующего общества, моделирование ситуаций, выявляющих как характер участников эксперимента, так и детали "работы" социального порядка. Убедительность утопии сравнима с социологической убедительностью описания фактов, как правило, со стороны путешествующего (объективного) наблюдателя. В то же время моделирование нового общества происходит на фоне моделирования событий, определяющих переход от несовершенного к совершенному обществу, между которыми не может быть никакой эволюционной преемственности. Именно поэтому в утопии присутствует не только критическая техника "накладывания" идеального образца на окружающую действиьтельность, но и "техника ментального разрушения"129 (Рюйе). "Вступление в Утопию связывается нередко с катастрофическими событиями", природными или социальными катастрофами, либо с долгим периодом перехода от хаоса к гармонии1 . Возможности организации совершенного общества, таким образом, прорабатываются наряду с возможностью радикального дистанцирования от несовершенного общества. Утопия есть не только рациональный эксперимент, но и эксперимент этический, поскольку речь здесь идет не о согласовании идей, но о согласовании идеальных представлений о человеке и обществе, о наглядном изображении общественного устройства, построенного в соответствие либо с природой вещей, либо с космической гармонией.

Похожие диссертации на Социальная критика: модели практического знания