Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная помощь как форма общественных отношений Дудкин Артем Сергеевич

Социальная помощь как форма общественных отношений
<
Социальная помощь как форма общественных отношений Социальная помощь как форма общественных отношений Социальная помощь как форма общественных отношений Социальная помощь как форма общественных отношений Социальная помощь как форма общественных отношений
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дудкин Артем Сергеевич. Социальная помощь как форма общественных отношений : 09.00.11 Дудкин, Артем Сергеевич Социальная помощь как форма общественных отношений (Социально-философский аспект) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Пенза, 2006 144 с. РГБ ОД, 61:06-9/331

Введение к работе

Актуальность исследования

Современный мир испытывает изменения, важность которых обусловлена тем, что центре глобальных перемен был и остается человек, его благополучие. Осознание необходимости содействия человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, из которой он самостоятельно не находит социально приемлемого выхода, само по себе означает признание социальной помощи в качестве важнейшей общественно значимой деятельности, направленной на устранение причин и последствий трудных жизненных ситуаций. С развитием общественных отношений социальная помощь становится все более независимой от воли отдельного человека, приобретает сложный и комплексный характер, в силу чего целостное умозрительное ее объяснение как формы общественных отношений представляется весьма актуальным.

Сущность помощи неразрывно связана с устранением состояния беззащитности личности, возникающего в трудных и даже опасных ситуациях, когда удовлетворение жизненно важных потребностей силами самого человека социально приемлемыми способами невозможно. Современные кризисы медицинскою обслуживания, пенсионного обеспечения, социальной защиты в целом как в России, так и в других странах мира, все отчетливее заявляют об актуальности рассмотрения данного рода деятельности прежде всего с философской точки зрения Поскольку практическое содействие людей друг другу в грудных жизненных ситуациях существовало задолго до институализации социальной защиты и помощь человека человеку по времени возникновения и своему значению для общественного развития можно при- лнять (с некоторыми оговорками) к возникновению самого человека как общественного существа, постольку теоретическая и практическая ценность исследования обнаруживает себя в современных социальных проблемах.

Существование столь важной и многоаспектной области человеческих взаимотношений, как социальная помощь, обусловливает необходимость ее социально-философского осмысления, направленного на выделение универсальных оснований. Предназначение социальной философии здесь состоит в том, чтобы раскрыть диалектическую сущность социальной помощи как формы общественных отношений не иначе, как на материале конкретных наук о человеке и обществе.

Степень научной разработанности проблемы

Понятие "социальная помощь" не использовалось классиками философии как самостоятельное. Однако что такое диктуемая объективной необходимостью общественная солидарность и кооперация людей, в чем смысл человеческой морали, как устроить общество в соответствии со справедливостью и общим благом, максимально исключающим разнообразные социальные бедствия и страдания - все эти извечные вопросы волновали умы

РОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ |
БИБЛИОТЕКА
j

мыслителей всегда. От того, как философы понимали смысл отношений людей в условиях трудной жизненной ситуации зависела прямая или косвенная трактовка социальной помощи.

Социальная помощь выступает предметом исследования как для философов, так и для социологов, психологов, педагогов, демографов и др.

Многообразное философское наследие европейской, русской, восточной философии содержит немало моментов, дискурсирующих общественные отношения в контексте оказания помощи человека человеку Первые попытки осмыспения философских оснований общественных отношений, формой которых является социальная помощь, были предприняты Платоном в его "Диалогах" ("Теэтет"- диалектика "действующего и страдающего", 'Торгий'": вопросы справедливости, служения обществу и др.).

Европейская теологическая разработка долженствования помощи, понимаемой в качестве формы проявлени любви к богу, в средневековый период велась посредством интерпретации библейских текстов (Ф. Аквинский). В условиях непререкаемого авторитета и роли религии и церкви апопогеты схоластики в целом мыслят помощь как помощь бога человеку в ответ на покаяние и помощь человека человеку как проявление любви к богу. Любить ближнего означает быть готовым оказать ему помощь, когда он нуждается в ней, ибо так требует божественная любовь.

Благодаря работам французских материалистов-энциклопедистов Вольтера. Д. Дидро, П. Гольбаха, особым содержанием наполняются категории разума и эгоизма, которые обозначают не только любовь человека к самому себе, дающую импульс к удовлетворению всех его влечений и наклонностей, но и касаются предпосылки, согласно которой обретение возможности удовлетворять собственные интересы возможно лишь через признание блага других, то есть через альтруизм.

Утопические воззрения на рациональную организацию человеческого общества и способы достижения благоденствия и преодоления трудностей в рамках этой организации представлены в произведениях социалистов Т Мора, Т. Кампанелльг, А. де Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, которые выдвигают идею о неразрывной связи между социальной помощью (которую они именуют солидарностью) и кооперацией людей в труде, в производственном процессе.

Немаловажное значение имеют и различные иррационалистские концепции, среди которых особо следует выделить философию Ф Ницше (оперирование понятиями упадка и избытка жизни, исследование воли к власти для объяснения морали сочувствия и сверхчеловеческой морали) и "экзистенциалистов" Ж.-П. Сартра, А. Камю, К. Ясперса (котлизии "пограничной ситуации", конечности "бытия-к-смерти". одиночества и "заброшенности" в мир как экзистенциальные координаты оказания социальной помощи).

Трансформация представлений об оказании помощи как проявлении добра и богоугодной деятельности была исследована в работе М. Вебера "Протестанская этика и дух капитализма".

Философские поиски Б. Рассела содержат в себе критику догматической церковной морали и обоснование необходимости морали светской, секуляризованной.

Должное обоснование симбиоза в животном мире получено в работах П. Кропоткина. Ценность его трудов в том, что в них содержится своеобразная попытка распространить на человеческое общество "закон взаимопомощи" животных, выделяемый в качестве противовеса дарвинистскому закону борьбы за существование.

Исследование социальной помощи в контексте диалектики производительных сил и производственных отношений, социально-экономических связей индивидов и ракрытия противоречий капиталистического общества было предпринято учеными, стоявшими у истоков марксизма как широкого философского течения и особого мировоззрения (К. Маркс, Ф. Энгельс, П. Лафарг, В. Ленин, Г. Плеханов,

A. Грамши и мн. др.)

Серьезный теоретико-методологический задел, который ценен в качестве инструмента познания природы социальной помощи, своими трудами осуществили: И. Кант (метафизика морального закона человека), Г. В. Ф. Гегель (диалектический аспект государства и права), Ф. Шопенгауэр (философская антропология страдания и воли), Л. Фейербах (родовая природа человека как естественная основа солидарности в трудных для человека ситуациях), Э. Фромм (модусы бытия "быть и иметь" как противоположность эгоизма и альтруизма), Г. Маркузе (специфика отношений "одномерного человека" с окружающими), Г. Лукач (классовое сознание как исторический субъект треобразования общественной системы в соответствии с идеалами социальной справедливости) и многие другие философы.

Среди советских и российских ученых, исследования которых имеют важное значение для понимания сущности социальной помощи, следует отметить Э. Ильенкова, Т. Ойзермана, И. Нарского. М. Мамардашвили,

B. Семенова, Д. Джохадзе, А. Бузгалина, Л. Савинова, О. Тимуца, Е. Холостову
и других.

Внимание смежным с социологией областям исследований, касающихся социальной помощи, уделяется в работах Е. Ярской-Смирновой, Л. Топчий, П. Павленок. Р. Дж. Эстеса и др. ученых. Основные направления современных исследований касаются проблем морали и нравственности в индустриальном и постиндустриальном обществе, толерантности и ксенофобии, роли социальной работы в развитии общества и снижении неравенства, подготовки специалистов по оказанию социальной помощи, философских аспектов использования технологического подхода в практике разрешения трудных жизненных

ситуаций. Работы западных теоретиков Л. Шульмана, У. Шварца, Дж. Тафт, А Минахен представляют интерес в связи с разработкой положений функциональной школы социальной работы, которая усматривает базис социальной помощи именно в природе общественного отношения.

Таким образом, хотя, на наш взгляд, специальных философских исследований, касающихся именно социальной помощи, наблюдается не слишком много, тем не менее в работах довольно-таки многих авторов присутствуют теоретико-методологические моменты, касающиеся познания философских оснований той формы общественных отношений, которая соответствует деятельности по оказанию помощи

Объект исследования - социальная помощь как общественное явление.

Предмет исследования - социальная помощь как форма общественных отношений.

Цель и задачи исследования

Целью является социально-философское осмысление форм и содержания социальной помощи в современном обществе. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Определить социально-философский подход к термину "социальная помощь", выявив его основные признаки как философской дефиниции;

  2. Установить причины и следствия возникновения и становления социальной помощи в ее конкретно-исторических формах;

  3. Выявить роль государства в процессе развития социальной помощи как формы общественных отношений:

4. Выделить отличительные особенности исторического движения
социальной помощи от одних форм к другим.

Теоретико-методологическая основа исследования

Социальная помощь характеризуется широким спектром теоретических
подходов к ее изучению. В работе предмет исследования рассматривается в
социально-философском аспекте. В философском познании социальной
помощи применимы самые разные подходы: системный, синергетический,
диалектико-материалистический, феноменологический структурно-

функциональный. Теоретическо-методологической основой зиалектического анализа и синтеза форм социальной помощи выступают идеи К. Маркса и Ф. Энгельса, взятые в качестве метода познания общественных отношений. Использованы труды Платона, Вольтера. Ф. Бэкона. Г. В. Ф. Гегеля. К А. Гельвеция, П. Лафарга, П. Кропоткина, Э. Фромма, Г. Маркузе, Г. Лукача и других философов.

Логико-теоретический анализ показывает, что рассмотрение предмета исследования с помощью диалектико-материалистической методологии познания общественных процессов представляется оправданным, поскольку данная методология дает возможность понимания предмета как формы и форм самого предмета через единство и борьбу присущих ему противоположностей.

Общественная природа сущности человека и отчужденный характер этой сущности являются отправной точкой в выявлении детерминаций исторического развития социальной помощи. Марксисткое учение о материалистическом понимании истории, взятое в качестве метода, позволяет помимо объекта и субъекта помощи учитывать в анализе и синтезе также и средство помощи, то есть не что иное, как особый продукт труда, результат общественного производства. Воспроизведение исторического движения предмета за счет выбранной методологии оказывается вместе с тем движением от абстрактного, бедного определениями понятия о предмете к вполне конкретной, внутренне противоречивой его форме. Обращение же в исследовании к лингвистическому аспекту понятия социальной помощи служит не столько логической аргументацией, сколько наглядной демонстрацией того, как именно следует трактовать изучаемую категорию для того, чтобы освободиться от рашочтений в толковании ее значения.

Новизна исследования

Вопрос о сущности и явлении, о содержании и формах содействия людей друг другу в трудных жизненных ситуациях затрагивался многими мыслителями, однако подробные целенаправленные исследования этой проблемы в контексте философского определения социальной помощи предпринимались не часто.

Диссертантом дано философское уточнение категории социальной помощи. В работе предпринимается попытка изложения, соответствующего логическому движению понятия и историческому движению явления, которое этим понятием определяется, что отличает диссертацию от традиционного следования порядка изложения историко-философской хронологии изучения проблемы.

Логико-историческим анализом выделены шесть форм социальной помг і. Сущность социазьной помощи как формы общественных отношений рассмотрена через взаимодействие ее государственной и негосударственной форм, диалектику защиты и поддержки, услуг и материальной помощи. Выделение форм социальной помощи в качестве основных единиц логико-исторического анализа открыло возможность классовой интерпретации развития исследуемого явления

В работе социальная помощь рассматривается с позиций классовой структуры общества и трудовой теории стоимости. Постановка проблемы опирается на исследования механизма присвоения труда класса наемных работников и перераспределения результатов этого труда государством. В работе выявлена связь социальной помощи и отчуждения, а также охарактеризована новая форма социальной помощи - международная, которая сейчас находится в процессе активного становления.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социальная помощь - это форма конкретно-исторических
общественных отношений, возникающая на базе деятельности, связанной с
удовлетворением потребностей людей, оказавшихся в грудной жизненной
ситуации, из которой они не находят самостоятельного социаты-ю приемлемого
выхода. Социальная помощь принимает различные формы смена которых
вместе с соответствующей сменой содержания, составляет ее движение. Среди
прочих форм социальной помощи ключевыми являются: помощь
негосударственная и государственная (выделяются на основании субъекта
помощи), помощь как защита и как поддержка (выделяются на основании
признака регулярности), материальная помощь и помощь в форме услуг
(выделяются по тому, что именно служит средством вы>ода и 5 трудной
жизненной ситуации);

  1. Конкретно-историческое содержание деятельное!ного отношения общества к ситуациям, в которых человек оказывается беззащиіен перет лицом природных и социальных катаклизмов позволяет рассматривать оказание социальной помощи как преодоление отчуждения. При этом, будучи ничем иным, как деятельностью, оказание помощи в своем процессе и результате само не является свободным от отчуждения:

  2. Материальная основа социальной помощи любого государства формируется посредством общественного отношения перераспределения созданных трудом жизненных средств между классом наемных работников и классом собственников средств производства Являясь функцией государства, данное перераспределение выступает средством постоянной дифференциации, специ&тизации и усложнения государственной формы социальной помощи. В этом состоит одна из ведущих объективных предпосылок становления в теории и идеологии концепций "государства всеобщего благоденствия", ''правового социального государства";

4. В ходе исторического развития наблюдается процесс перехода одних
форм социальной помощи в другие и их взаимного дополнения друг лругом.
Данный процесс соответствует развитию содержания социальной помощи,
которое представляет собой совокупность практических способов разрешения
трудных жизненных ситуаций, порождаемых обществом и природой-

5. Существенной характеристикой современной социальной помощи
является тенденция к обобществлению, глобализации и интернационализации,
выражающаяся в становлении новой, международной формы социальной
помощи

Теоретическая и практическая значимость исследования

I. Предложенная формулировка понятия "социальная помощь" позволяет логически и исторически отделить данную категорию от иных понятий, что

открывает перспективу исследования смежных социально-философских проблем, связанных с раскрытием содержания форм общественных отношений;

2. Результаты предпринятого философского дискурса могут послужить
исходной позицией для дальнейших теоретических разработок и практических
действий в области корректировки внутренней социально-экономической
политики государства, создании планов социальных реформ и осуществлении
социальных программ;

3. Диссертация находит свое научно-методологическое воплощение в
преподавании широкого круга дисциплин специальности "Социальная работа",
а также иных дисциплин, касающихся сущностной специфики "помогающих"
профессий (врача, психолога, педагога, спасателя и др.).

Апробация работы

Диссертация обсуждена на заседании кафедры социологии и социальной работы ПГПУ им. В. Г. Белинского и рекомендована к защите.

Различные аспекты темы исследования раскрывались диссертантом на круглом столе, посвященном дню философии ЮНЕСКО 18 ноября 2004 г. в Кыргызско-российском славянском университете, г. Бишкек; на 1-й Всеросийской научно-практической конференции "Диалектика культуры: общество, государство, личность в современной России" 12-13 февраля 2005 г., г. Пенза; на международной научной конференции "Государство и общество: философия, экономика, культура" 14-15 апреля 2005 г., г. Москва.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованной литературы. Общий объем диссертации 144 страницы. Библиографический список использованной литературы включает 170 источников.

Похожие диссертации на Социальная помощь как форма общественных отношений