Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная самореализация военнослужащих-женщин Вооруженных Сил Российской Федерации : Социально-философский анализ Гаах Наталья Александровна

Социальная самореализация военнослужащих-женщин Вооруженных Сил Российской Федерации : Социально-философский анализ
<
Социальная самореализация военнослужащих-женщин Вооруженных Сил Российской Федерации : Социально-философский анализ Социальная самореализация военнослужащих-женщин Вооруженных Сил Российской Федерации : Социально-философский анализ Социальная самореализация военнослужащих-женщин Вооруженных Сил Российской Федерации : Социально-философский анализ Социальная самореализация военнослужащих-женщин Вооруженных Сил Российской Федерации : Социально-философский анализ Социальная самореализация военнослужащих-женщин Вооруженных Сил Российской Федерации : Социально-философский анализ
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гаах Наталья Александровна. Социальная самореализация военнослужащих-женщин Вооруженных Сил Российской Федерации : Социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Москва, 2001.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-9/44-4

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I Социальная самореализация как объект социально- философского исследования 23

Раздел II. Социальная самореализация военнослужащих-женщин в условиях военно-профессиональной деятельности 59

Раздел III Социальная самореализация военнослужащих-женщин во вне военно-профессиональной деятельности 104

Заключение 141

Литература 159

Социальная самореализация как объект социально- философского исследования

Вопросы происхождения сущности человека и характера его творческих сил, необходимости и возможности их деятельной реализации, феномене творческой самореализации человека можно назвать важной проблемой философии. В течение многих веков идеи самореализации как специфически человеческого явления занимают умы великих мыслителей. Так, в древнегреческой философии изучение явления, получившее впоследствии название самореализация, мы находим уже у Аристотеля. В «Никомаховой этике» он писал: «Цели, к которым стремится человек, бывают двух видов: в одном случае целью является само действие человека как таковое, в другом - его результат»1.

В первом случае процесс деятельности выступает в качестве всеполагающей причины деятельности. Источником деятельности является назначение человека. Его силы, качества, способности, реализация, осуществление которых составляет счастье и высшее благо человека. Результат такой деятельности не оказывает влияния на достижение заданной цели.

Во втором случае в качестве цели и движущей силы, источником его деятельной активности являются потребности, его заинтересованность в результате. Сам процесс деятельности остается на втором плане.

Тема самореализации становится достаточно актуальной в эпоху Нового времени, в период формирования и развития капиталистических отношений, требующих от человека предприимчивости, развития своих способностей, деятельной самоактивности. Ф. Бэкон писал «Человеку недостаточно познать себя, нужно найти способ, с помощью которого он может разумно и умно показать, проявить себя и сформировать»1.

У И.Канта эта проблема нашла свое концентрированное выражение в четырех вопросах: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеется? Что такое человек?2

Самореализация личности в марксистской традиции определяется через категорию опредмечивания как «сознательный, целенаправленный процесс раскрытия и опредмечивания сущностных сил личности в ее многообразной социальной деятельности»3.

Роль трудовой деятельности как важнейшее проявление жизни индивида, каков есть момент диалектического процесса саморазвития абсолютной идеи, выделил Гегель, считая, что в процессе деятельности опредмечивания проявляется «внутренняя скрытая сущность, которая как целое имеется налицо лишь разделенной на деятельностное самосознание и на созданный им предмет»4. Как видим, в процессе опредмечивания вьщеляются две стороны: деятельность сознания и созданный продукт, в котором реализуется, опредмечивается деятельностная потенция, происходит его предметно-процессуальная объективация.

Вместе с тем, относительно недавно, лишь в середине столетия ученые всерьез и комплексно обратилась к проблеме самореализации личности1.

К настоящему времени сложилось несколько подходов к проблеме самореализации личности. Отечественные исследователи в основном исходят из марксистского подхода, трактующего самореализацию через деятельность в предметно-практическом отношении к миру. Самореализация личности выступает как «практическое самоосуществление человека»2, в процессе которого человек опредмечивает свои сущностные силы (способности, дарования, творческие возможности) в продуктах своего труда, и который зависит от общественных отношений.

Так, например, Л. Коган определяет самореализацию как «сознательный, целенаправленный процесс раскрытия и опредмечивания сущностных сил личности в ее многообразной социальной деятельности»3. В данном определении акцентируется внимание на социальной деятельности как способе самореализации личности. При этом не затрагивается процесс внутренней самореализации, саморазвития личности, что может привести к отрицанию личностного аспекта самореализации. Цыбра Н.Ф утверждает: «В сущности, как направление способствующее полному познанию личности, самореализация, на наш -взгляд, начинает исчерпывать себя. Она достаточно однозначна и не дает возможности управлять совершенствованием человека»1.

Второй подход связан с экзистенциалистской интерпретацией самореализации. Экзистенциалисты (Сартр Ж.П., Марсель Г.) преувеличивают субъективную самооценку индивида, который свободно и спонтанно осуществляет и творит свою сущность в мире как «бытии в себе». Так Сартр Ж.П. писал: «Человек просто существует, и он не такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать». Далее «... человек - существо, которое устремлено к будущему и сознает, что оно проецирует себя в будущее. Человек - это прежде всего проект, который переживается субъективно... и человек станет таким, каков проект его бытия»2.

В экзистенциалистских концепциях самореализации личности затрагиваются действительные смысложизненные проблемы: ответственность человека за свое бытие и свою самореализацию в этом мире, согласно проявленной им воле; осмысление таких явлений, как человеческая субъективность, внутренний мир личности, индивидуальность и ее отчуждение. Здесь акцентируется внимание на социальной самоизоляции как способе самореализации личностью своей человеческой смысложизненнои программы, противоречие между уникально-личностным и универсально-безличным измерениями социального бытия человека.

Третий подход связан с фрейдизмом и неофрейдизмом. 3. Фрейд попытался увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации, которая локализуется в бессознательном слое человеческой психики. Являясь бессознательным инстинктом, потребность в самореализации находится в неразрешимом конфликте с потребностями общества. Будучи заложником бессознательных влечений человек и предстает в качестве субъекта их самореализации.

Э.Фромм и К.Хорни пересмотрели фрейдовскую модель естественной самореализации человека как потребности неограниченного проявления его бессознательных биологических влечений. Тем не менее, потребность в самореализации трактуется ими чаще всего в духе фрейдизма и объясняется либо биологической потребностью, либо «изначально присущим» психологическим состоянием.

Признание существенной роли социокультурных факторов в развитии человека, необходимость выявления человеком своего предназначения в жизни, принятие ответственности на себя дают много материала для осмысления феномена самореализации.

Социальная самореализация военнослужащих-женщин в условиях военно-профессиональной деятельности

Демократические перемены в России, переход к комплектованию российских Вооруженных Сил сержантским и рядовым составом на добровольной основе открыл доступ женщинам к военно-профессиональной деятельности. В результате глубоких перемен во всех сферах общественной жизни, ухудшения положения женщин, многие женщины столкнулись с необходимостью выбора сфер приложения своих сил. Существенно возросла не только численность военнослужащих-женщин в Вооруженных Силах, но и расширилось содержание их военно-профессиональной деятельности. Возникла потребность в переоценке прежних представлений о их роли и месте в Вооруженных Силах. В связи с этим возникают вопросы: возможна ли социальная самореализация женщин в условиях воинской деятельности, каковы объективные и субъективные детерминанты этого явления, какова мотивация женщин к воєнно- профессиональной деятельности, каковы возможности и условия реализации наметившейся тенденции, каковы условия повышения эффективности социальной самореализации женщин в условиях воинской деятельности?

Исследование методологических основ социальной самореализации как социального явления служит фундаментальным базисом для разработки и обоснования социальной самореализации женщины в условиях воинской деятельности. Научное, и прежде всего философское осмысление этой проблемы крайне необходимо сегодня на стадии определения концептуальных путей развития Российской армии, возрастания роли человеческого фактора в воинской деятельности.

В социально-философском плане воинская деятельность является специфической разновидностью социальной деятельности и представляет собой процесс реализации сущностных сил субъекта, направленный на подготовку и непосредственное применение средств вооруженного насилия в мирное и военное время. Именно в воинской деятельности отражаются социальные аспекты самореализации военнослужащей-женщины, аксиологические аспекты жизненного самоопределения, в целом жизнетворчество как способ самореализации.

Останавливая свой выбор на военной службе, женщина осуществляет тем самым не только выбор рода занятий, но и совершает выбор своей жизненной перспективы. При этом одновременно решаются такие «вечные вопросы», как смысл бытия, человеческое предназначение, цель жизни.

Возникает вопрос, в чем же сущность воинской деятельности военнослужащих-женщин как социальной группы, характеризующейся биосоциальными особенностями (половыми, общественно-ролевыми, социально-психологическими) и осуществляющих военно профессиональную и, связанную с нею, вне военно-профессиональную деятельность.

Исследуя сущность социальной самореализации женщины в условиях военно-профессиональной деятельности необходимо определить сущность воинской деятельности женщины. Существенный вклад в изучение социально-философских проблем воинской деятельности внесли военные ученые. Среди наиболее разработанных ими вопросов в первую очередь следует отметить такие, как развитие конкретных социологических исследований, профессионализация армии, социальный статус военнослужащих, нравственные основы воинской деятельности и т.д.1 Можно сказать, что наиболее глубоко понятие «воинская деятельности женщины», представлено Э.А. Понуждаевым, который подчеркивает, что это есть «процесс реализации сущностных сил субъекта женского пола в специфическом виде социальной деятельности, направленном на подготовку или непосредственное применение средств вооруженного насилия как в мирное, так и в военное время. В генетическом плане - это вид социальной деятельности; в функциональном - профессиональная деятельность субъекта, использующего средства вооруженного противоборства либо обеспечивающего использование таковых; в организационном -деятельность субъекта, входящего в состав вооруженных сил государства, их регулярных или резервных компонентов; в субъектном - деятельность специфического военнослужащего-женщины, осуществляемая путем объективации биологических и социальных сущностных сил»1.

Воинская деятельность женщины не является феноменом двадцатого столетия. Она имеет собственную длительную историю. Прежде всего это - социальное явление, имеющее выраженный конкретно-исторический характер. Еще древне античные источники, дошедшие до нас, содержат описания воинской деятельности женщин2.

Организационная и функциональная принадлежность женщин к армии прошла в своем историческом развитии несколько этапов. Она трансформировалась от гетеризма в рабовладельческом к материально-техническому обеспечению воинских формирований в феодальном обществе и всестороннему участию в вооруженной борьбе в индустриальном обществе.

Воинская деятельность женщин в первой мировой войне осуществлялась в основном в качестве обеспечивающего персонала. Но во второй мировой войне военно-профессиональная деятельность женщины реализовалась в двух организационных формах: а) в составе женских воинских формирований и б) посредством включения женщин в «мужские» подразделения и части.. Во второй мировой войне в рядах Советской армии принимало участие более 800 тысяч (по некоторым оценкам - от бООтыс. до 1млн.) женщин, 80 тысяч из которых представляли офицерский корпус. В английской армии насчитывалось до 225 тыс. женщин, в американской - 450-500 тыс., в германской - около 500 тысяч3.

Военно-профессиональная деятельность советских женщин была оценена на государственном уровне как фактическая реализация равноправия в области непосредственной защиты Отечества с оружием в руках. Казалось бы, сама жизнь подтвердила обоснованность способности женщин к воинской деятельности.

Пятидесятые и шестидесятые годы можно охарактеризовать как период ограниченного участия женщины в военно-профессиональной деятельности. Однако, начиная с семидесятых годов, произошло резкое возрастание численности военнослужащих-женщин в армиях мира и неуклонное расширение содержания их служебно-функциональной деятельности1. Этот процесс не был связан с войной и непосредственным использованием армий по их целевому предназначению - как орудия вооруженного насилия государства.

Чем детерминирован процесс интеграции женщин в армии многих государств в последние десятилетия? Произошли существенные перемены в социальной и духовной сферах общественной жизни, что выразилось в усилении творческой активности, расширении феминистской идеологии в западноевропейских государствах. Последние десятилетия характеризуются не только широким вовлечением женских трудовых ресурсов в общественное производство2, но и стиранием граней между «мужскими» и «женскими» профессиями. Вовлечение женщин в общественное производство сопровождалось ростом образовательного и в целом культурного уровня женщин. Произошло уравнивание мужчин и женщин в правах: конституции многих стран мира закрепили положение о равных правах мужчин и женщин. Существенное влияние на устранение дискриминации в отношении женщин, повышение женской занятости оказало и мировое сообщество, объединенное под эгидой ООН1. Произошла интеграция женщин в политику, сферы управления государством. Вторая половина XX века явила миру новый феномен политической жизни своего рода прорыв женщин в высшие эшелоны власти в странах Западной Европы, Юго - Восточной Азии, Латинской Америки2.

Социальная самореализация военнослужащих-женщин во вне военно-профессиональной деятельности

Выяснив, что современные условия являются благоприятными для социальной самореализации женщин в условиях военно-профессиональной деятельности и это составляет важную сторону общего процесса социальной самореализации военнослужащих-женщин возникает ряд вопросов. В каком соотношении находится этот аспект с другими сторонами социальной самореализации военнослужащих женщин? Не приобретает ли она однобокий характер? В каких конкретно формах и что наиболее типично для социальной самореализации военнослужащих-женщин во вне военно-профессиональной деятельности? Каковы противоречия социальной самореализации военнослужащих-женщин в условиях во вне военно-профессиональной деятельности?

Основываясь на фундаментальном положении о том, что основной сферой социальной самореализации военнослужащей-женщины является профессиональная деятельность, отметим, что этот процесс невозможен без такой его важнейшей составляющей как вне военно-профессиональная самореализация.

Социальная самореализация личности как процесс, посредством которого человек стремится «реализовать себя, дать себе через себя самого объективность в объективном мире и осуществить (выполнить себя)»1, воплощается во всем многообразии видов и форм социальной деятельности. Именно в деятельности формируются, реализуются и развиваются сущностные силы человека, его свойства и качества, социальные связи, способности и потребности.

Основной сферой самореализации личности выступает труд (трудовая, профессиональная деятельность). Не менее важными сферами самореализации личности являются деятельность в свободное время2 и семейно- бытовая деятельность. Социальная самореализация военнослужащей- женщины в семейно-бытовой сфере, обусловленная в генетическом плане самой природой женщины, выступает как биологическая, так и социальная потребность. К материальным потребностям в семейно-бытовой сфере можно отнести потребности в удовлетворении в еде, жилище, вещах (витальные потребности); к духовным - потребности в саморазвитии, самореализации личности (созидающие потребности).

Самореализация личности в сфере быта осуществляется через такие показатели «как характер, содержание и форма деятельности... объективные возможности и субъективные мотивы выбора тех или иных видов деятельности в быту, их общественная оценка и ее отражение в самосознании индивидов»3.

Быт развивается и выполняет свои функции в тесной связи с решением социально- экономических задач, поставленных обществом.

Это задачи духовного, физического и нравственного самосовершенствования личности, более полное удовлетворение материальных и духовных потребностей людей на основе достигнутого уровня развития производительных сил общества.

На протяжении многих веков проблема быта исследовалась мыслителями, но наиболее активная разработка этой проблемы началась социалистами- утопистами в 16-18 веках. В своих работах они показывали социально-бытовое устройство идеального общества, в котором нет частной собственности, а свободное время используется активно, быт налажен и механизирован. Минимум времени тратится членами общества на быт, а больше времени уделяется их совершенствованию. Семейно-бытовые отношения строятся на взаимоуважении. Стираются противоречия между умственным и физическим трудом, а сам труд превращается в жизненную необходимость. Характерно, что при этом происходит раскрепощение женщин от ведения домашнего хозяйства и т.д.1

Взгляды Сен- Симона о труде как необходимой обязанности любого члена общества, о распределении продуктов производства по труду высоко оценил Ф.Энгельс2. Анализируя взгляды социалистов-утопистов, в своей работе «Анти- Дюринг» он говорит об утопичности взглядов на идеальное общество, о вынужденности конструировать элементы нового общества из своей головы, так как в существующем реальном обществе эти элементы не выступали так, чтобы быть для всех очевидными1.

По марксизму, человек для существования, и для того, чтобы иметь возможность участвовать в непрерывном процессе производства, должен постоянно удовлетворять свои материальные и духовные потребности (эта сторона жизнедеятельности относится к сфере быта и бытовых отношений).

Вместе с тем, даже в полном комплексе всех трудностей и сложностей характерных для сегодняшнего этапа развития нашего общества, самосознание военнослужащей-женщины объективно склонно к самореализации во внепрофессиональной деятельности.

Величие российской женщины, ее высокая нравственность, готовность и способность к самопожертвованию, самоотдаче, патриотизм во многом способствуют и определяют успешность ее социальной самореализации. В контексте к вышесказанного, в настоящее время этому во многом способствует и религия. Религиозные учения, поддерживая и проповедуя некоторые нравственные ценности, выработанные историей человечества, также подчеркивают необходимость максимальной реализации личностной уникальности человека, способностей и творческих возможностей человека в интересах общества. Религиозные мыслители прошлого и настоящего сходятся в том, что бог дал человеку жизнь, как средство познания добра и зла. Долг человека - выполнить божественное предписание, не грешить, честно исполнять свой общественный долг. И верующий, и атеист в повседневной жизни должны руководствоваться высоконравственными идеями, позволяющими и способствующими самореализации личности.

Нравственная направленность социальной самореализации личности не может находится вне общественного интереса при условии его правильного понимания. Понятие должного, как общественно необходимого в воинской деятельности, является неизменным и для нравственной самореализации.

Так как удовлетворение материальных и духовных потребностей человека происходит в процессе и на основе производства, а изменение способа производства неизбежно приводит к изменению экономических отношений, классики доказали зависимость быта и его обусловленность способом производства, а значит вскрыли его социальную сущность и исторически преходящий характер.

Быт, его перестройка и развитие зависит не только от экономических отношений, но и от политической надстройки, от уровня духовной культуры людей. Быт и бытовые отношения кардинально изменяются со сменой общественно-экономической формации.

Классики марксизма подчеркивали, что быт как социальное явление является частью образа жизни, то есть их соотношение можно представить как часть (быт) и целое (образ жизни). Так как образ жизни (целое) детерминирован способом производства, то и часть (быт) обусловлен тем же.

Похожие диссертации на Социальная самореализация военнослужащих-женщин Вооруженных Сил Российской Федерации : Социально-философский анализ