Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная система переходного типа и ее стабилизация Абдуллаева Римма Акрамовна

Социальная система переходного типа и ее стабилизация
<
Социальная система переходного типа и ее стабилизация Социальная система переходного типа и ее стабилизация Социальная система переходного типа и ее стабилизация Социальная система переходного типа и ее стабилизация Социальная система переходного типа и ее стабилизация Социальная система переходного типа и ее стабилизация Социальная система переходного типа и ее стабилизация Социальная система переходного типа и ее стабилизация Социальная система переходного типа и ее стабилизация
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абдуллаева Римма Акрамовна. Социальная система переходного типа и ее стабилизация : 09.00.11 Абдуллаева, Римма Акрамовна Социальная система переходного типа и ее стабилизация (социально-философский анализ) : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Волгоград, 2006 175 с. РГБ ОД, 61:07-9/71

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Диалектика стабильности и нестабильности социальных систем...14

1. Эволюция представлений о стабильности социальной системы в истории философской мысли 14

2, Современные философские представления о стабильности и нестабильности социальной системы 46

Глава II. Стабильность как проблема социальной системы переходного типа 80

1. Трансформация социальной системы советского типа и становление новой российской социальности 80

2. Стабильность и реформирование российского общества 104

Заключение 129

Библиография 138

Введение к работе

Проблема достижения социальной системой стабильного состояния была, есть и будет наиболее важной и значимой во все времена, так как, только тогда, когда система стабильна, возможно эффективное развитие государства, реализация независимой внутренней и внешней политики, обеспечение достойного уровня жизни его граждан, упорядоченность общественных отношений.

Наиболее остро проблема стабилизации социальной системы встает тогда, когда в государстве осуществляются коренные преобразования, сопровождающиеся целенаправленными изменениями в его структуре, способах функционирования и развития общественных отношений.

Переходное состояние общества - это всегда достаточно сложное, внутренне противоречивое состояние, в ходе которого происходит переоценка прошлого и выбор будущего. Именно в таком состоянии находится в настоящий момент Россия. В стране осуществляется уникальный в истории человечества переход от социализма к капитализму посредством неолиберального реформирования, который сопровождается огромными трудностями и потерями. Политические, экономические, социальные преобразования, целью которых было преодолеть кризис развития советской социальной системы, привели к спаду производства в промышленности и в сельском хозяйстве, обострению межнациональных отношений, резкому снижению уровня жизни, демографическому кризису, росту преступности, снижению образовательного и культурного уровня. Страна фактически находится в состоянии динамического противостояния между угрозой распада и возможностью устойчивого развития.

Учитывая то, что в настоящий момент, главной целью российских ученых является сосредоточение усилий на поисках способов вывода российской социальной системы из сложившегося тяжелейшего состояния, в котором она оказалась в результате проводимой трансформации, в важную

исследовательскую задачу превращается разработка концепции достижения системой стабильности как условия решения этой задачи.

Актуальность темы диссертационного исследования определяется: 1). Необходимостью философского осмысления сущности, содержания и

значения понятия «стабильность социальной системы»; 2). Потребностью исследования диалектики стабильных и нестабильных

процессов; 3). Важностью анализа того специфического состояния, в котором пребывает

социальная система переходного типа и угроз, возникающих перед ней в

процессе трансформации; 4). Первостепенным значением практического решения вопроса о

возможности достижения социальной системой стабильного состояния

вообще и в переходный период в частности; 5). Потребностью определения той роли, которую должно сыграть

государство в формировании основ стабильно развивающегося общества

во время переходного периода.

Таким образом, проведение данного исследования связано с необходимостью осмысления тех сложных проблем, которые возникли перед российской социальной системой в условиях переходного периода и потребностью наметить возможные пути преодоления существующих на этом пути трудностей.

Степень разработанности проблемы.

Проблема стабильности общества, волновала философов, ученых во все времена. Интерес, который она вызывает, обусловлен, прежде всего, теми трудностями, с которыми общество сталкивается в процессе своего развития. Представление о том, каким именно должно быть стабильное общество, и от каких факторов это зависит, начало складываться на заре становления человеческой цивилизации и эволюционировало вместе с ней.

Анализ процесса развития представлений о том, как достигается и обеспечивается стабильность социальной системы, позволяет разделить

5 данный процесс на несколько этапов.

Для первого этапа характерно рассмотрение вопросов связанных, прежде всего, с самосохранением общества, его устойчивостью, сбалансированностью и упорядоченностью общественных отношений, которые впервые поднимаются в трудах таких выдающихся философов древности, как Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон. В основе упорядоченности общественных отношений они видели жизнеспособное гражданское общество, обладающее определенным потенциалом развития, во главе с мудрым правителем, руководствующимся в своем правлении справедливыми законами. Помимо того, факторами, влияющими на стабильность общества и государства, назывались, также, наличие среднего класса, защита прав и свобод граждан, воспитание чувства ответственности за судьбу своей страны1.

На втором этапе идеи древних философов развивались и дополнялись в трудах Н. Макиавелли, Дж. Локка, Т. Гоббса, Э.Б. Кондильяка, Ш. Монтескье, и П.А. Гольбаха, И. Канта, Г.Ф. Гегеля. Характерная черта этого периода - стремление математизировать социальное знание. В результате этого сложилось представление о том, что законом мирового механизма является стремление к порядку, обусловленное склонностью человека, общества, природы к сохранению, что способствует перерастанию неустойчивых отношений между людьми в состояние стабильности. В этот период складывается представление об обществе как об идеально сконструированной модели подобной некому механизму или человеческому организму, появляется понятие «стабильность», используемое в большей степени для описания не столько общества, сколько государства. При этом проблему достижения стабильности в государстве решали в процессе исследования общества в целом, определяя механизмы его развития, функционирования, способность приспосабливаться к воздействиям извне,

1 См Конфуций Я верю в древность M, 1998, Платон Сочинение в 3-х т М, 1972 ТЗ 42; Мамардашвили М К Лекции по античной философии М , 1998, Аристотель Политика//Сочинения в 4 т. Т4. М , 1984; Цицерон Диалоги О государстве О законах М , 1966

стремление к гармонии. Помимо совершенного законодательства, соблюдения прав и свобод личности, обеспечения безопасности граждан, в качестве стабилизирующих факторов назывались гармония интересов личности и государства, их взаимная ответственность, осуществление принципа разделения властей и установление такой формы правления как республика .

Третий этап в изучении непосредственно стабильности социальной системы приходиться на XIX - начало XX в. Важный вклад в развитие концепции стабильности на этом этапе, внесли О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Это было время господства теории механицизма и органицизма, вследствие чего, общество воспринималось как некоторая данная целостность, аналогичная, или даже равная механизму или биологическому организму. При исследовании общества основной упор делался на то, что оно состоит из взаимосвязанных и взаимозависимых частей, является автономным, закрытым, то есть не осуществляющим обмен с внешней средой.

На данном этапе общество рассматривали как систему, как взаимосвязанное, интегральное единство, стремящееся к гармонии, порядку, консенсусу, солидарности, учитывая то, что общество исследовали как закрытую систему, приоритетное внимание уделялось равновесности и статической стабильности. В этот период, социальная система рассматривалась как стабильная в том случае, если: достигнута равновесность ее внутренних и внешних аспектов, сбалансированность и гармония интересов между социальными институтами и людьми. Кроме того, если сама система и ее составные части способны постоянно приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды, не теряя при

2 См Макиавелли Н Избранное Государь М , 1999, Гоббс T Сочинения а 2-х т. М, 1989 T 1, Гоббс Т. Сочинения в 2-х т. М , 1989 Т 1 ; Локк Д Избранные философские произведения В 2-х т. T.1 М, 1960, КондильякЭБ де Трактат о системах М , 1976, Кант И. Основы метафизики нравственности Сочинение вбт М, 1966 Т4;ГегельГВФ Философия права /Ред исост Д А Керимов и В С Нерсесякц, Пер с нем М, 1990, Дюркгейм Э О разделении общественного труда Одесса, 1990, Спенсер Г Система синтетической философии Киев, 1997

этом своих качеств а производительные силы и производственные отношения находятся в состоянии динамического равновесия.

На четвертом этапе, который приходится на XX в. начало XXI в., стабильность стала рассматриваться как процесс установления соответствия между модернизацией социальных функций и изменением структуры общества, включая его институты. В результате ученые исследовали систему одновременно и в статике и в динамике. Данная проблема нашла отражение, прежде всего, в работах таких западных исследователей как П. Сорокин, С. Липсет, Т. Парсонс, А. Тойнби, К. Ясперс, Ф. Фукуяма, К. Поппер, Э, Дафф, И. Пригожий, Д. Маккамант, Д. Хелд, Дж. Элстер, Л. Фон Берталанфи, К. Милтон, Дж. Вейнберг. Стабильное состояние рассматривалось и рассматривается как сложное качество социальной системы, включающее в себя надежность, устойчивость, динамизм и сбалансированность интересов всех ее составных частей, их взаимозависимость, интеграцию, адаптацию и дифференциацию. В качестве критериев и факторов социальной стабильности называются социальный порядок, превалирование социальной помощи над социальной мобилизацией, высокие темпы экономического развития, равномерное распределение доходов, наличие социального контроля3.

На этом этапе проблема обеспечения социальной стабильности и созвучные ей вопросы получили достаточно широкое распространение и в отечественной философской, научной литературе, в работах таких ученых как Г.В.Осипов, В. Локосов, Г.Г. Дилигенский, А.А.Галкин, А.С. Ахиезер,

Парсонс Т Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня Проблемы и перспективы M , 1965, Функциональная теория изменения // Американская социологическая мысль М , 1994, Система современных обществ М, 1998, Elster J The cement of society a study of social order. Cambridge, 1991; Held D Models of Democracy. Sianford, California 1987, Фукуяма Ф. Конец истории? //Вопросы философии 1990 №3;ЛипсетС Политическая социология//Социология сегодня Проблемы и перспективы М , 1965; Сорокин ПА Человек Цивилизация Общество М Политиздат, 1992, А Тойнби Постижение истории М , 1991, К Ясперс Смысл и назначение истории / Пер с нем М , 1991, Берталанфи Л Фон История и статус общей теории систем //Системные исследования М , 1973, Флейшман Б С. Основы системологии М , 1982, Keynes Milton The Open University System Performance, Human Factors and System Failures England The Open University Press 1976, Weinberg G M An Introduction to General System Thinking Wiley. NY, 1975, Richardson LF Arms and Insecurity. Chicago, 1960, KDeutsch, J D Singer. Vultipolar Power Systems and International Stability Analyzing international Relations' a Multimethod Introduction Ed By W Coplin and Ch Kegley, Jr New York, Praeger, 1975

8
А.А. Богданов, Ю.А. Красин, Н.И. Лапин, К.С. Гаджиев, А.А. Ляпунов,
А.С. Панарин, Л.И. Абалкин, В.А. Ядов, Л.М. Дробижева,

А.Г. Здравомыслов, СП. Курдюмов, П.И. Новгородцев, К.Х. Момджян, Н.С. Розов, Л.А. Паутова, И.П. Яковлев, И. Пригожий, Н.В. Михалкин, М.Н. Марченко, А.Д. Богатуров, М.Г. Анохин, B.C. Егоров, К.Д. Делокаров. Анализ исследований, проведенных указанными авторами, позволяет выделить несколько направлений в изучении данного вопроса. Так, например Г.В. Осипов, А.С. Ахиезер, К.С. Гаджиев, К.Д. Делокаров, B.C. Егоров, Ю.А. Красин, Н.И. Лапин, Г.Г. Дилигенский, рассматривают достижение социальной системой стабильности, как ее способность к дальнейшей эволюции, причем основным условием ее достижения называют решение, прежде всего «проблем человека» .

Такие исследователи, как П.Н. Новгородцев, А.А. Ляпунов, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин, А.А. Богданов, раскрывают стабильность как, качество без которого невозможно многогранное прогрессивное развитие социальной системы и затрудняется ее взаимосвязь с другими социальными системами и внешней средой .

Г.В. Осипов, В.В. Локосов, Л.И. Абалкин, Л.М. Дробижева, А.Е. Суринов, А. Галкин приводят в своих трудах наиболее полный анализ ситуации сложившейся в России за годы реформ, последствий, которые в результате наступили, их влияния на состояние российского общества, его подсистем и государства в целом. В качестве факторов способных стабилизировать ситуацию в стране они называют социально-ориентированную экономическую политику, реальную представительную

4 См Ахиезер А С Жизнеспособность российского общества // Общественные науки и современность М , і996 , Гаджиев КС Концепция гражданского общества идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии 1991. №7, Делокаров КХ Человек в поисках новой парадигмы //Философская антропология Социальная теория и современность Выпуск 24,1996, Дилигенский Г Г. «Конец истории» или смена цивилизаций'?//Вопросы философии 1991 №3, Егоров В С Философский реализм М , 1994; КрасинЮА От кризиса к возрождению//Квинтэссенция философский альманах М,1990,

s См Богданов А А Всеобщая организационная наука Тектология Л, 1925, Новгородцев ПИ Об общественном идеале М , 1991, Ляпунов А А Об управляющих системах живой природы // О сущности жизни М ,1964

9 демократию, соблюдение прав и свобод личности, заинтересованность граждан в дальнейшем проведении реформ6.

Кроме изучения проблемы стабильности в целом, многие ученые, как отечественные, так и зарубежные, исследуют только определенные сферы общественной деятельности, с точки зрения их стабилизации и их влияния на стабилизационный процесс. Например, Л.И. Абалкин выделяет в качестве основной экономическую сферу, B.C. Библер и А.С. Панарин - духовную сферу, в которой Ф. Фукуяма как главную отмечает идеологию, Н.И. Лапин, С. Липсет, Ф. Бейли называют политическую сферу, Н.Н. Моисеев -экологическую сферу, отмечая при этом, что все сферы играют достаточно важную роль в жизнедеятельности системы, так как они взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга7.

Помимо вышеуказанных работ в период с 1998 по 2005 гг. был защищен ряд кандидатских диссертаций, в которых рассматривались такие вопросы как роль вооруженных сил РФ в обеспечении стабильности социальной системы, политические условия достижения общественной стабильности, влияние социальной стабильности на национальную безопасность России, стабильность как условие обеспечения жизненно важных интересов Российского общества и др.

Отмечая научную ценность всех проведенных исследований, полагаем, что ряд положений и выводов требуют дальнейшего развития. Так, мало внимания уделяется проблеме достижения стабильности российской социальной системой переходного типа, недостаточно исследованным остается вопрос о роли стабильности в переходный период развития

См Осипов Г В , Локосов В В, Социальная цена неолиберального трансформирования М , 2001, Локосов В В Трансформация российского общества М ,2002; Л И Абалкин, Барышева А В Гуманитарно -ориентированная Россия М, 2002, Дробижева Л М Россия реформирующаяся М, 2002, Галкин А А Буржуазное общество в поисках стабильности М, 1991, Обновление и стабильность в современном обществе М, 2000

См Л И Абалкин, Барышева А В Гуманитарно-ориентированная Россия М, 2002, Библер В С. Три беседы в канун XXI века Панарин А С. Россия в Евразии геополитические вызовы и цивилизованные ответы // Вопросы философии 1994 № 12; Фукуяма Ф Конец истории'' //Вопросы философии 1990 №3 ; Лапин Н И Кризис отчужденности бытия и проблемы социокультурной реформации //Вопросы философии 1992 №12/

10 российского общества, о ее значении для успеха проводимых в стране преобразований.

Вышеуказанные обстоятельства и обусловили актуальность выбранной темы настоящего диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования является российская социальная система переходного типа.

Предметом исследования выступает стабильность как условие эффективного функционирования российской социальной системы переходного типа.

Цели исследования состоят в философском осмыслении сути стабильности социальной системы, определении возможных способов ее достижения российской социальной системой переходного типа и анализе значения стабильности для успеха проводимых в России преобразований.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

дать философское определение понятий «социальная система», «стабильность», «стабильная социальная система»;

изучить развитие представлений о стабильности социальной системы в истории философского знания;

исследовать диалектику стабилизации и дестабилизации процессов развития в социальных системах переходного типа;

проанализировать состояние российской социальной системы, как системы переходного типа;

определить какие экономические, социальные, политические, духовные условия необходимы для достижения социальной системой стабильного состояния;

установить сущностные характеристики стабилизации формирующейся современной российской социальной системы;

раскрыть роль государства в создании условий необходимых для достижения стабильности.

Методологическую основу диссертации составляют труды отечественных и зарубежных ученых, связанные с оценкой становления и развития социальной системы в целом, ее подсистем и отдельных элементов; исследования философов, социологов, экономистов, демографов, политологов, раскрывающие особенности состояния и динамики тех социальных процессов, которые возникают в период трансформации социальной системы; общефилософские методы и принципы анализа диалектики и логики, системно-структурный, функциональный, статистический, сравнительно-исторический метод и метод моделирования.

При написании работы автором был изучен широкий круг литературы по философии, истории, общей теории государства и права, социологии, политологии, экономике. Кроме того, были использованы работы, опубликованные в США и Великобритании, переводы которых осуществлены соискателем, а также исследования ученых США, Германии, Великобритании переведенные и опубликованные в нашей стране.

Научная новизна диссертационного исследования состоит:

- в проведении комплексного социально-философского анализа
диалектики процессов стабилизации и дестабилизации в развитии
социальных систем;

в обосновании стабильности как основного качества необходимого социальной системе в переходный период для ее прогрессивного развития и определяющего ее жизнеспособность;

в выявлении причин и характера нестабильности в российской социальной системе переходного типа;

в выделении и исследовании факторов стабилизации российской социальной системы, и критериев ее динамики;

в обосновании роли государства в обеспечении стабильности социальной системы.

Научно-практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные выводы могут быть использованы в ходе

12 практической деятельности органов государственной власти и управления на федеральном, региональном и местном уровнях, а также в деятельности общественных организаций при решении различных социальных проблем в целях достижения социальной стабильности. Кроме того, материалы данного исследования могут быть использованы в процессе преподавания и изучения отдельных разделов социальной философии, истории государства и права, отечественной истории и политологии.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Стабильная социальная система отличается устойчивостью, жизнеспособностью, обладает адаптивной способностью, динамичностью развития, надежностью, высокой структурной организованностью.

  2. Динамическое равновесие стабилизационных и дестабилизационных процессов характеризует социальную систему как систему переходного периода.

  1. Современная российская социальная система - это система переходного типа. Она характеризуется как нестабильная и находится в режиме бифуркации, так как в результате осуществленной трансформации произошло не реформирование, а разрушение существовавшей социальной системы,

  2. Нестабильность российской социальной системы обусловлена отсутствием преемственности в социальном развитии. Только преемственность в развитии социальных систем позволяет им сохранять стабильность даже в условиях переходного периода.

  3. Основным условием конструктивного реформирования является достижение российской социальной системой стабильного состояния. Это позволит ей эффективно функционировать и развиваться в условиях внутренних и внешних дестабилизационных воздействий, сохраняя при этом свою специфику.

  4. Центральную роль в стабилизации социальной системы должно играть государство, посредством проведения политики консолидации власти и

13 общества, решения проблем экономики, права и морали, активизации субъективной составляющей реформ, что позволит стабилизировать процесс трансформации российского общества и перейти к устойчивому, прогрессивному развитию.

Структура диссертационного исследования включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы. Апробация исследования.

Сформулированные в диссертации научные положения и выводы
апробированы при обсуждении их на кафедре «Гуманитарные науки»
Камышинского технологического института Волгоградского

государственного технического университета, на кафедрах «Философия» и «Политология» Волгоградского государственного технического университета, в сообщениях соискателя на всероссийских научных конференциях, в десяти научных публикациях, а также в учебном процессе при чтении лекций в Камышинском технологическом институте (филиал) Волгоградского государственного технического университета и Саратовской государственной академии права.

Эволюция представлений о стабильности социальной системы в истории философской мысли

На протяжении многих веков философы, социологи, политологи пытались и пытаются разработать модель стабильно развивающегося общества. Каждая новая парадигма в общественных науках создавала свое понимание стабильности, и, несмотря на то, что определение данного термина сформировалось лишь в XIX - XX веках, характеристики присущие стабильно развивающейся системе начинают создаваться на заре человеческой цивилизации и эволюционируют вместе с ней,

Подобное положение было обусловлено, прежде всего, тем, что люди всегда нуждались в сохранении сформировавшегося общества, в создании условий для спокойного социально-экономического и духовного развития без катаклизмов и потрясений, без ущемления чьих-либо интересов и во все времена у мыслителей разных народов, государств были свои представления о том, как это сделать. Эволюцию представлений о том, как достигается и обеспечивается стабильность социальной системы можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе речь шла, прежде всего, о самосохранении общества, его устойчивости, сбалансированности и упорядоченности существующих общественных отношений.

Наиболее древние религиозные и философские учения, в которых предпринимается попытка создания проекта устойчиво развивающегося общества, возникли в государствах Древнего Востока. В них присутствуют две основные идеи - идея вечного возвращения и идея неизменного порядка. Содержание идеологии Древнего Востока складывалось под воздействием традиционализма общинной жизни, незрелости классов и религиозно мифологического мировоззрения, унаследованного от родового строя, в условиях формирования рабовладельческого государства.

Одними из древнейших политических документов, в которых предпринимается попытка осмыслить происходящие в обществе изменения и выработать тактику поддержания порядка, спокойствия в стране являются такие сочинения, как «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» и «Спор Человека и Ба», появившиеся в эпоху Среднего царства в Египте в период упадка, который сопровождался братоубийственной враждой, голодом и лишениями, угрожавшими распадом государства.

В силу этого, в «Поучении гераклеопольского царя» - первом известном дидактическом сочинении, составленном от имени царя, ставилась проблема достижения порядка и устойчивости в государстве, и особый акцент делался на нравственные основы власти, так как, именно благие поступки правителя - залог справедливости и достижения упорядоченности, общественных отношений, лучшая память о нем среди людей8.

Свое видение решения этого вопроса было у мыслителей Древнего Китая. Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая приходится на VI-III вв. до н.э., когда в результате появления частной собственности на землю в стране начали происходить коренные экономические и политические изменения. Рост имущественной дифференциации внутри общин повлек за собой возвышение зажиточных слоев, ослабление патриархальных клановых связей и углубление социальных противоречий. Страну охватил глубокий социально-политический кризис. Наиболее влиятельной доктриной в этот период времени стало конфуцианство. Родоначальник этого направления Конфуций разработал принципы, которые должны были служить фундаментом всей системы управления и способствовать стабилизации складывающихся отношений. Великий мыслитель утверждал, что существует мировой космически-нравственный закон, предписывающий определенный общественный порядок, выражающий принцип вечной гармонии между людьми.

Устойчивость общественной жизни, ее сбалансированность, Конфуций рассматривал через патриархально-патерналистскую концепцию власти и государства. Политическая этика Конфуция направлена, прежде всего, на достижение внутреннего согласия между верхами и низами общества, посредством чего возможно достижение стабилизации социальных отношений. Взгляды Конфуция до сих пор определяют культурное ядро национального сознания китайского общества наряду с моизмом и легизмом, согласно которым, в основе достижения упорядоченного развития общества лежат равенство граждан, мудрость правителей, единство законов.

Европейская традиция концепции стабильности социальной системы уходит корнями в античность и связана с периодом наивысшего расцвета афинской демократии. Развитие философской и социально-политической мысли в Греции было обусловлено происходившими там процессами - все более углубляющейся социальной дифференциацией населения, усилением борьбы между различными слоями общества, ожесточенной борьбой за власть, находившей свое концентрированное выражение в борьбе за учреждение одной из соответствующих форм правления - аристократии, олигархии или демократии. Все это нашло свое выражение и теоретическое осмысление в сформировавшихся древнегреческих учениях, в которых поднимались проблемы связанные, прежде всего с государством: его возникновением, наилучшей формой устройства, возможностью достижения им устойчивого состояния. Греческие философы, пытались создать модели идеального государства, как вариант предпочтительной для того времени устойчивой социальной модели общества.

Современные философские представления о стабильности и нестабильности социальной системы

Понятие «стабильность» применительно к социальной системе в философской литературе стало использоваться сравнительно недавно и встречается крайне редко. Вместе с тем, в последние годы, многие ученые отмечают, что проблема достижения стабильности становится одной из главных в разработке и проведении политики государства61.

Стабильность социальной системы выступает как одна из основных проблем в жизнедеятельности общества, как ценность, многослойное и многомерное явление. Ее можно было бы рассматривать как чисто субъективную, если бы не ее практическая актуальность для общества на определенных этапах его развития, как, например, для современной России.

Исходной проблемой данного исследования является развернутая трактовка такого понятия как «стабильность» вообще, и понятия «стабильность социальной системы» в частности.

Прежде чем раскрыть основные параметры стабильности социальной системы необходимо уточнить понятие «социальная система», так как оно является одним из основных компонентов предмета нашего исследования.

Еще в XIX в. Огюст Конт сформулировал мысль, в которой содержалось то, что в последующие годы приняло новую форму и начало пониматься как системный подход: социальное должно объясняться из социального на основе позитивного знания. Теория систем как методология постижения общества, благодаря работам Р. Мертона, Т. Парсонса, К. Леви-Стросса, Н. Лумана и ряда других исследователей, приобрела к настоящему времени, качество общепризнанного устоявшегося подхода. Особенность этого подхода - изучение общества как системы, как взаимосвязанной целостности.

Абстрактную характеристику, общую дефиницию системы дает "Философский Словарь": "Система (от греч. оштпщх - целое, составленное из частей; соединение) - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство" . Понятие «система», как заметил Л. фон Берталанфи, не является «чем-то преходящим или неким итогом последних технических достижений...понятие системы также старо, как стара европейская философия...и может быть прослежена еще у Аристотеля»63.

Системы можно разделить на следующие типы:

1) Материальные, представляющие собой совокупность материальных объектов, и абстрактные, являющиеся продуктом человеческого мышления;

2) гомогенные - однородные и гетерогенные - разнородные;

3) статичные, находящиеся в равновесии, и динамичные, изменяющие свое состояние;

4) закрытые, в которых с внешней средой происходит только обмен энергии, но не вещества, и открытые;

5) естественные, созданные природой, и искусственные, созданные человеком64.

Кроме того, системы делятся на виды. В основном различают три вида систем:

1. Механические системы - механизмы;

2. Биологические, живые - организмы;

3. Социальные - общности.

Как справедливо отмечают многие исследователи, система обладает определенными атрибутивными качествами, которые в максимально обобщенном виде представляют совокупность или множество взаимосвязанных элементов . Система - это совокупность частей или компонентов, связанных между собой организационно . Можно выделить следующие наиболее значимые черты системы:

Комплексность. Система представляет собой сложное образование, имеющее разнообразные элементы;

Целостность. Взаимодополняющая "работа" элементов обеспечивает слаженность и единство всего комплекса;

Иерархичность. Зависимость каждого элемента, свойства, отношения от его местоположения в системе;

Многоуровневость. Каждый из элементов или их комбинация может рассматриваться как самостоятельная система, но уже другого уровня;

Взаимосвязь и взаимоотношения элементов. Целостность и взаимодополняемость, или "поддержка" элементами друг друга и общего единства, осуществляется через механизм взаимодействия, взаимосвязи, действующий как условие целостности;

Структурность. Элементы упорядочены в структуры, подсистемы, субсистемы, которые обычно носят устойчивый характер и влияют на функционирование элементов;

Зависимость элементов от целого. Действия элементов, а иногда и их морфология определяются системой.

Взаимозависимость системы и среды. Систему «формирует» граница со средой, с которой происходит обмен.

Противостояние, отличие от среды. Система может быть рассмотрена как противостояние внешнему миру, т.е. система, оказывается возможна как целостность, противостоящая среде.

Трансформация социальной системы советского типа и становление новой российской социальности

Процесс перехода социальной системы в новое качество объективно закономерен и осуществляется в процессе развития любой страны. Выступая как особый этап эволюции общества, переходный период выявляет специфику и особенности диалектики его развития, формирования новых социальных связей и взаимодействий. В этот период, как правило, решаются две взаимосвязанные задачи. Одна из них реорганизация самого государственного механизма - изменение его задач, содержания, форм организации, методов деятельности, структуры. Другая - преобразование общественных отношений: реформирование экономики, определение ориентиров в области внутренней и внешней политики, формирование новой официальной идеологии и т.п.

Обеспечение и поддержание стабильности в процессе решения сложнейших, подчас весьма болезненных задач переходного периода является одним из главных условий успеха преобразований, поддержания жизнеспособности и прогресса социальной системы.

Наиболее точно поведение системы в переходный период охарактеризовал Э. Ласло , отмечавший, что в процессе своей эволюции система может реагировать на некоторые «аттракторы», или силы, вынуждающие ее развиваться вдоль определенных «траекторий», называемых «временными последовательностями», в фазовом пространстве. Такие аттракторы действуют на систему как на единое целое и вынуждают ее изменять динамические свойства помимо положения в пространстве.

Это происходит до тех пор, пока какой-либо параметр не превосходит порогового значения или систему не выводят за определенные пределы. В этой точке траектория движения разветвляется на две, и система попадает в область фазового пространства, где она ведет себя иначе и принимает новые значения, отличные от прежних. Система переходит от одного семейства аттракторов к другому, а в точке такого перехода происходит бифуркация. По способу осуществления бифуркации бывают «мягкими», если переход осуществляется плавно и непрерывно; «катастрофическими», если переход осуществляется резко и под воздействием определяющего режим аттрактора; и «взрывными», если переход осуществляется под действием внезапного изменения дискретных факторов, вынуждающего систему перейти из одного режима в другой. В любом случае система перестает следовать по траектории, определяемой начальным семейством аттракторов, и начинает реагировать на новые аттракторы, определяющие более сложную траекторию, она становиться нестабильной.

Сами нестабильности могут быть различного происхождения. Они могут возникать вследствие недостаточной ассимиляции или плохого применения социальных инноваций. Источником их возникновения могут быть как внешние факторы, такие, например как гонка вооружений, так и внутренние факторы, такие как политические конфликты. Нестабильности могут быть вызваны крушением локального экономико-социального порядка под влиянием учащающихся кризисов. Независимо от своего происхождения нестабильности с высокой вероятностью распространяются на все секторы и сегменты общества и тем самым открывают двери быстрым и глубоким изменениям.

В состоянии бифуркации развитие общества представляет собой процесс социальной самоорганизации, который реализуется в форме взаимодействия социального порядка и социального хаоса". Социум противоборствует энтропии, и в нем постоянно действуют две противоположные тенденции к порядку и беспорядку. В результате дисбаланса социальная система попадает в ситуацию, далекую от равновесия, а затем, если процесс продолжается, в режим катастрофы.

В этом состоянии усиливается дисфункциональность социума, и его возвращение к стабильному состоянию проблематично. Дезорганизация социума многократно возрастает, существенно снижается степень предсказуемости поведения социальной системы.

Дестабилизационные процессы возникают в результате спонтанной активности социальной системы, когда ее пытаются регулировать с помощью управляющих воздействий, несообразных с зарождающимися тенденциями развития. Процесс бифуркации развивается слишком быстро и устойчивое состояние разрушается скачком100. Любая случайность может вызвать эффект резонанса, и тогда деструкция старого становится неизбежной. Распад макросоциальной структуры - теперь вопрос времени. Постфактум бифуркация кажется случайной. Более того, возникает иллюзия, будто процесс можно не допустить, - достаточно в критический момент принять одно правильное решение, которое якобы восстановит функциональные возможности социума. Однако, как показывает опыт истории, "когда политический режим начинает рассыпаться, "вирус дезинтеграции" быстро распространяется всюду, заражая все институты, проникая во все щели. Падение режима - обычно результат не столько усилий революционеров, сколько одряхления, бессилия и неспособности к созидательной работе самого режима".

Похожие диссертации на Социальная система переходного типа и ее стабилизация