Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философские аспекты этнических стереотипов бурят Дашибалова Ирина Николаевна

Социально-философские аспекты этнических стереотипов бурят
<
Социально-философские аспекты этнических стереотипов бурят Социально-философские аспекты этнических стереотипов бурят Социально-философские аспекты этнических стереотипов бурят Социально-философские аспекты этнических стереотипов бурят Социально-философские аспекты этнических стереотипов бурят Социально-философские аспекты этнических стереотипов бурят Социально-философские аспекты этнических стереотипов бурят Социально-философские аспекты этнических стереотипов бурят Социально-философские аспекты этнических стереотипов бурят Социально-философские аспекты этнических стереотипов бурят Социально-философские аспекты этнических стереотипов бурят Социально-философские аспекты этнических стереотипов бурят
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дашибалова Ирина Николаевна. Социально-философские аспекты этнических стереотипов бурят : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Улан-Удэ, 2000.- 116 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-9/233-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Теоретические и методологические предпосылки изучения этнических стереотипов

1.1. Теоретические основы концепций этнических стереотипов в отечественной и зарубежной науках 14

1.2. Сущность, функции и типология этнических стереотипов 33

Глава 2 Этнические стереотипы бурят как компонент этнического самосознания традиционного и современного обществ

2.1. Структура этнического самосознания бурят традиционного общества 58

2.2. Особенности поведенческих нормативов и базовых ценностей в традиционном бурятском обществе

2.3. Содержание и функционирование этнических стереотипов бурят в современных условиях 86

Заключение 100

Список литературы 103

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В связи с происходящими в конце XX в. социальными, политическими и этнокультурными изменениями в мире, а также в России всё более актуализируются идеи сохранения этнического своеобразия, межкультурных контактов и межэтнического взаимодействия различных народов. Активизация национально-культурных движений, в том числе, в Республике Бурятия, вызывает постоянное обращение к историческому наследию прошлого и анализу современной ситуации, делаются многочисленные попытки описать национальную самобытность коренных народов гуманитарными науками.

Изучение проблемы взаимовосприятия наций может существенно дополнить картину исследований этносоциальных процессов, этнических конфликтов. Представления наций об окружающем мире и друг друге, будучи феноменами массового сознания, демонстрируют неодинаковое, подчас полярно различное восприятие одних и тех же явлений действительности. Современные реалии остро выдвигают проблему самоопределения личности, включающую механизмы отождествления, уподобления, индивидуализации.

Обязательным условием установления взаимопонимания между представителями различных этносов становится адекватное представление о наиболее значимых чертах и характеристиках окружающих людей и их поведения. Изучение этнического сознания и, прежде всего исследование этноустановок и этностереотипов представляет собой важную проблему.

Обращение к изучению этнических стереотипов вызвано их широкой представленностью в общественном и индивидуальном сознании, а также их практической остротой и актуальностью. Изучение стереотипов межнационального, межэтнического взаимодействия является актуальной

задачей философов, социологов, психологов и других представителей смежных дисциплин, причем как в фундаментальном, так и в прикладном аспекте. В научно-академическом смысле эта задача предполагает глубокое проникновение в психологические когнитивно-аффективные механизмы формирования стереотипов, выявление в них когнитивных факторов, например, общего эмоционально-оценочного отношения (установки).

Этнические стереотипы формируются и проявляются на индивидуальном и групповом уровнях, они чаще всего имеют эмоционально оценочную окраску. Безусловный интерес вызывают причины формирования тех или иных представлений о других этносах, исторические и социальные факторы динамики стереотипичных суждений и образов о «своей» и «чужой» группе. Мало изученным остается также зависимость различных стереотипов от пола, возраста, уровня образования, рода занятий, политических убеждений и других признаков, согласно которым определяется положение индивида в обществе.

Наряду с исследованием этнических стереотипов конкретных народов, изучением содержания и функционирования представлений, образов о «своей» этногруппе (автостереотипы) и «чужой» этногруппе (гетеростереотипы) вызывает научный и практический интерес проблема этностереотипизации бурят в традиционном и современном обществах.

Данная постановка вопроса требует уточнения, какие именно локальные группы бурят должны исследоваться, так как и внутри этноса в силу исторических, социокультурных, конфессиональных и других факторов сложились объективные различия между этнотерриториальными группами бурят.

Нам представляется, что назрела необходимость социально-философского анализа имеющихся исторических, этнографических, социологических, фольклорных и других данных по этностереотипизации бурят в прошлом и настоящем в контексте ценностных ориентации.

Исторические и современные коллизии в социальной, политической, духовной культуре бурят порождают различные этнические стереотипы самосознания и поведенческие стратегии этноса и его членов, и поэтому очень важна методологическая разработка понятийной базы этнической стереотипизации, классификация и типология стереотипов, выяснение содержательной стороны конкретных стереотипов в массовом сознании.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема стереотипизации сознания и поведения членов этнических групп в общетеоретическом плане в отечественной науке обстоятельно исследуется с 60-70-х годов. Значительно раньше подобные исследования проводились зарубежными этнологами, психологами и социальными антропологами. Имеется большая литература по данной теме, вместе с тем, этнические стереотипы, в частности, автостереотипы как представления о своей группе и составляющих его индивидов отдельных народов изучены неравномерно. Весь спектр таких исследований по их общей направленности можно разделить на нижеследующие группы:

1) Труды общетеоретического плана (социальная философия и
социология), касающиеся, прежде всего вопросов этнического самосознания.
Поскольку этнические стереотипы являются компонентом и динамической
частью этнического самосознания, то обращение к данным работам
закономерно, так как вызвано, прежде всего, необходимостью
проанализировать терминологический аппарат, разработанный

философскими науками, изучающими проблематику этничности. В этих
концептуальных разработках отечественных философов рассмотрены
методологические основы сущности и структуры этнического самосознания.
К таким исследованиям следует отнести труды: А.Г.Агаева[2],
С.Н.Артановского[7,8], Э.А.Баграмова [11], Г.А.Бакиевой[13],

М.С.Джунусова[49,50], В.И.Затеева[64,65], С.Т.Калтахчяна[68],

Л.Н.Князева[70], М.М.Кучукова[77,78], Р.М.Нигоматуллиной[96],

С.Нурматова[98], Ю.А.Серебряковой [116] и др.

2) Фундаментальные российские этнопсихологические исследования
стереотипизации в межгрупповом взаимодействии, формирования
социальных и особенно этнических стереотипов, таких ученых как Агеева
В.С.[3], Андреевой Г.А.[6], Бороноева А.О.[22, 23,24,25], Деркача А.А,
Крысько В.Г.[47,75], Кона И.С.[72,73,74], Оконешниковой А.Щ101,102],
Платонова Ю.П., Почебута Л.Г. [34,99], Солдатовой (Кцоевой) Г.У.
[79,80,127,128,129], Старовойтовой Г.В.[134,135], ШихиреваП.Н.[152] и др.

3) Отдельную группу исследований представляют
этносоциологические исследования этнического сознания и самосознания, а
также этнопсихологическое направление, развивающееся в русле
этносоциологии. Данное направление разрабатывается Аклаевым А.Р.[54],
Дробижевой Л.М. [53,54,55], Коротеевой В.В.[54], Солдатовой Г.У. [54],
Сикевич З.В. [117,118,119,120], Рыжовой СВ. [114,115] и др. по проблемам
этнической идентичности.

4) Зарубежные исследования этнических стереотипов по переводной
этнографической литературе (русскоязычные источники). Богатый
методологический арсенал представляют собой кросс-культурные
сравнительные исследования «национального характера» и «базовой
личности» различных народов американских и западноевропейских
антропологов и этнопсихологов: М.Мид, Р.Бенедикт, Г.Деверо, А.Кардинер,
Дж.Хониман, Ф.Хсю, М.Спиро и др.[5,17,83,84,125,126,138,153,160].
Собственно изучение процессов социальной стереотипизации начинается в
20-30-е годы именно за рубежом, благодаря американскому антропологу
У.Липпману [160]. С тех пор, начинается активная разработка данного
понятия и постепенно термин, бывший ранее специальным, вошел в
привычный обиход. Исходя из теоретических разработок данной школы,
российский этнолог С.В.Лурье изучает этнические константы и ценностные

установки различных этносов (турок, армян, русских, финнов и др.) [83,84]. Поскольку по своему содержанию понятия «базовая личность», «этнические константы» семантически близки к одной из трактовок этностереотипов как представлений о группе, ее типичных характеристиках, то данный подход также небезынтересен для нашего исследования.

  1. Конкретные эмпирические и экспериментальные психологические, политологические, историко-этнографические, лингвистические, кросс-культурные сравнительные исследования особенностей психологии различных этносов, живущих в государствах СНГ. В 90-е годы на территории бывшего СССР, в связи с драматическими ситуациями в сфере межнациональных отношений и социокультурных контактов жителей стран СНГ, массовыми миграциями и другими явлениями, особенно возрос интерес к прикладным исследованиям этнической психологии. Идут активные разработки направлений достоверного описания и анализа психологических характеристик, «портретов» наций, как на основе уже имеющихся методик, так и разрабатываемых впервые в прикладном аспекте. Так, заслуживают внимания исследования, осуществленные учеными среди русского коренного населения и мигрантов Российской Федерации, а также этносоциопсихологическое изучение населения, живущего в Узбекистане, Татарстане, Башкортостане, Удмуртии, Якутии и других республиках [1,16,26,34,40,66,82,101,102,103,104,105,106,109,116,117,119,120,121,122,131, 132,133,137,136,139,142,143,146]. Данные работы, практические рекомендации и выводы, сделанные по результатам исследований, помогают нам осуществить типологию этностереотипов и позволяют применить те или иные методики для изучения этнических стереотипов локальных групп бурят.

  2. Труды по проблемам этнического самосознания на современном этапе бурятских ученых (философов, этнографов, социологов). Данная группа исследований представляет интерес в связи с тем, что затрагиваемые

так или иначе, в них вопросы национального менталитета, этнического сознания и самосознания, идентичности и самоидентификации наиболее близки к нашей теме исследования, хотя понятие «этностереотипизация» специально не рассматривается в этих работах. Данная проблема анализируется как сопутствующая в контексте духовной культуры, этнической истории, современных этнических процессов Михайловым Т.М.[90,91,92], Серебряковой Ю.А..[Ш], Скрынниковой Т.Д. [123], Урбанаевой И.С.[139], Елаевой И.Э.[59,60,61,63], Морохоевой З.Щ94] и другими исследователями. Однако большая часть этих работ не разрабатывает терминологию этнических стереотипов в структуре этнического самосознания бурят.

Проблематика этнических стереотипов бурят недостаточно, на наш взгляд, изучена в существующих социально-философских, этнологических, психологических работах. В контексте социально-психологических вопросов межэтнического взаимодействия в Бурятии, этническая стереотипизация в содержательном и ретроспективном плане, на примере взаимоотношений русских, бурят и эвенков, анализируется в работе Карнышева А.Д. «Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика»[69]. Исследование этнопсихологических особенностей бурят было осуществлено Чимитовой С.Ц.[152]. Многолетний и устойчивый интерес к проблемам этнической идентичности бурят проявляет этнопсихолог Елаева И.Э.[59,60,61,63], ею был осуществлен психосемантический анализ традиционных ценностей бурят с помощью текста «Гэсэр» и проведено специальное тестирование студентов - бурят и русских с целью выявления этнических ценностей [61].

В связи с вышеперечисленными положениями, при изучении этнических стереотипов бурят возникает необходимость разработки адекватного социально-философского метаязыка, четкого понятийного

аппарата, способствующего выявлению базовых этнических представлений и образов, пониманию процессов этнической стереотипизации.

Цель и задачи исследования. Главной целью настоящего диссертационного исследования является характеристика особенностей проявления этнических стереотипов бурят в современных условиях (конец 90-х годов). В связи с означенной целью были определены следующие задачи:

выявить наиболее важные методологические подходы к изучению основных аспектов этнической стереотипизации, формирования этнических образов аут- и ингрупп, автостереотипов как константных представлений о значимых признаках своей группы;

теоретически исследовать сложное социально-психологическое образование «этнические стереотипы» во всех его проявлениях;

определить и описать этнические стереотипы как один из основных показателей характерологического своеобразия этнической группы, ее уникальность и специфичность;

раскрыть наиболее существенные, базовые комплексы традиционного мировоззрения бурят как стереотипизирующие модели сознания и поведения с помощью фольклорных данных;

рассмотреть взаимосвязь этнических автостереотипов бурят традиционного и современного обществ.

Объект исследования - этнические стереотипы бурят как ценностные нормативы и базовые модели представлений и поведения в традиционном и современном обществах.

Предмет исследования - содержание и типология этнических стереотипов бурят, их сохранность и динамика.

Методологическая и теоретическая основа диссертации. Методологическую основу исследования составили общенаучные принципы познания, историзм, методы социально-исторического, сравнительного и системного анализа. Изучение этностереотипов требует совмещения позиций ряда наук, интегрированного междисциплинарного подхода, поскольку этническое самосознание в целом относится к предмету различных гуманитарных дисциплин. Методологическим стержнем диссертации является междисциплинарная оценка и совмещение хорошо апробированных подходов к изучению этнической стереотипизации. Диссертант для обоснования концепции исследования исходит из идеи плодотворности возможностей междисциплинарного анализа при изучении регулятивных ценностей и констант поведения бурят в традиционном обществе. Изучая проблему содержания и типологии этнических стереотипов бурят, мы обратились к различным историческим, этнографическим, фольклорным, социологическим источникам, которые послужили фактологической базой для философского осмысления проблемы, и вместе с тем позволили установить малоизученность ее как таковой

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют фундаментальные труды ученых в области философии, социологии, социальной психологии, этнологии, культурологии, истории и фольклористики, посвященные общим проблемам самосознания.

Одним из наиболее плодотворных, на наш взгляд, подходов к изучению этнических стереотипов, является аксиологический, то есть рассматривающий традиционные этнические нормы и ценности, сложившиеся на протяжении веков в социуме. Поэтому мы, используя именно аксиологический, преимущественно подход, обращаемся к выяснению этнических ценностей бурят путем анализа одного из базовых памятников традиционной бурятской культуры - фольклорного текста «Аламжи-мэргэн». Данный источник, на наш взгляд, является

репрезентативным для обоснования положений диссертации, так как является типичным крупным произведением устного народного творчества, в котором заданы этические модели и ценности традиционного бурятского общества. В контексте изучаемой нами проблемы, с философской точки зрения, до сих пор остается пока мало изученным пласт традиционных этнических ценностей бурят, в частности при изучении улигеров.

Исследуя этнические стереотипы бурят в современных условиях, а также, иллюстрируя важнейшие тезисы диссертации и подтверждая их достоверность, мы прибегли к данным социологических исследований социального и национального развития республики Бурятия, проведенных в 1998г. отделом социологии ИМБиТ БНЦ СО РАН. С нашей точки зрения, показалось вполне обоснованным подкрепить теоретические обобщения по проблемам этнической стереотипизации бурят результатами конкретного социологического исследования. Анализ традиционных ценностей, проведенный во второй главе, коррелирует с данными социологического опроса при выяснении самочувствия, самоощущения и идентификации современных бурят. Автор, будучи членом социологической группы, принимала участие в подготовке данных для их обработки и последующем анализе, что дало возможность воспользоваться некоторыми эмпирическими материалами применительно к теме диссертации. Результаты, полученные в ходе опроса населения жителей Бурятии, ранее не использовались в научных трудах, исключая статьи и тезисы сотрудников отдела социологии, поэтому их публикация, на наш взгляд, тем более представляет собой эвристическое значение.

Научная новизна исследования Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые этнические модели базовых ценностей традиционного бурятского общества представлены как фундамент устойчивых этнических стереотипов самосознания, восприятия и поведения бурят. Новизна диссертационного исследования видится также в том, что,

несмотря на то, что проблематика этнических стереотипов разработана отечественными учеными в 70-80-е гг., тем не менее, применительно к бурятскому этносу исследований социально-философского характера пока не было. Необходимо отметить, что данное исследование носит постановочный, поисковый характер и изучение отдельных аспектов этнической стереотипизации бурят будет продолжено в дальнейшем.

В итоге разработки темы исследования диссертантом получены следующие результаты:

в ходе методологического анализа теорий и концепций применительно к диссертационному исследованию определен и уточнен понятийный аппарат;

дан анализ формирования этнического самосознания территориальных групп бурят в традиционном обществе, то есть до начала XX в.;

охарактеризованы основные составляющие этнических стереотипов и образов в бурятоведческих исследованиях современных бурят

выделены факторы формирования этнических стереотипов в современных условиях.

Практическая значимость Изучение этностереотипов представляет практический интерес в связи с адаптацией индивида в иноэтнической среде, межэтническими контактами, смешанными браками и т.д. Анализ этнических стереотипов в ретроспективе позволит глубже раскрыть, понять и оценить сущность протекания бытующих этнических стереотипов, всевозможных фобий и неадекватных представлений о членах других этнических групп, поможет выяснить исторические корни многих кризисных явлений в духовном развитии нашего общества на современном этапе.

Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы в общетеоретических и специальных курсах философии, политологии, культурологии, истории, этнологии.

Апробация работы

Диссертация обсуждена на заседании отдела истории, этнологии и социологии Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (октябрь 2000г.), а также на заседании кафедры философии Бурятского Государственного Университета (22 ноября 2000г.). По итогам обсуждений была рекомендована к защите. Основные положения диссертации были представлены в докладах и выступлениях на конференциях.

Выводы и положения диссертации докладывались и обсуждались на научно-практической конференции молодых ученых ИМБиТ СО РАН (1999г.) и на международном симпозиуме «Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии» (2000г.). По теме диссертационного исследования опубликованы следующие статьи:

  1. Бурятский род как мировоззренческий институт традиционного общества // Гуманитарные исследования молодых ученых Бурятии. Вып.2. Улан-Удэ, 1999- С.13-17.

  2. Некоторые методологические подходы к изучению этнических стереотипов бурят (к постановке проблемы) // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Тезисы и доклады международного симпозиума. Т.2. История. Философия. Социология. Культурология и искусство. Улан-Удэ, 2000. - С.77-79.

Структура диссертации Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка литературы.

Теоретические основы концепций этнических стереотипов в отечественной и зарубежной науках

В этнографической, социально-психологической, философской и социологической литературе в системе этнических понятий заняла свою нишу дефиниция этнических стереотипов как своеобразной программы поведения, стандартов, устойчивых форм и образцов, а также представлений о себе и других.

Согласно Философскому энциклопедическому словарю, в основе стереотипа вообще находится "реальный феномен, представляющий один из компонентов установки восприятия, которая аккумулирует предшествующий опыт индивида в своеобразный алгоритм отношения к соответствующему объекту"[143, с.627].

В отечественной этнической психологии этностереотип трактуется как "упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко распространяемый на всех ее представителей" [32, с. 198].

В отечественной и зарубежной науке достаточно много внимания уделяется проблемам этнического самосознания, этничности на примерах традиционных народов. Развитие теории этнических стереотипов осуществляется в нескольких направлениях. Первое представляет собой эволюцию концепции этнического самосознания, анализ которой позволяет понимать самосознание этноса как рефлексивный уровень. Второе направление связано с ценностным подходом, согласно которому, этническое поведение людей рассматривается и объясняется через господствующие в той или иной культуре ценности и правила поведения. Следующее направление - рассмотрение фактов через совместную социальную деятельность людей, социализацию индивида, в ходе которой возникают особые коммуникативные связи. В данном аспекте, изучение этностереотипизации помогает понять, как люди, связанные представлениями об общем происхождении, образуют группу с целью защиты своих интересов. С помощью этого подхода анализируют соперничество, конкуренцию и конфликты. Наконец, очень важным направлением исследования изучаемого нами вопроса являются этнопсихологические теории. Они объясняют этническое поведение людей, рассматриваемых как личности, т.е. не просто как индивидов, а в качестве людей, включенных в этническую группу в том смысле, что в их представлениях или в поведении присутствует в той или иной мере этничность. С точки зрения этого подхода, этническая идентичность, взгляды, мотивы поведения, социальные установки, ценностные ориентации понимаются как результат взаимодействия личности и общества, влияния среды, в том числе этнической, на личность в процессе ее социализации и деятельности.

На протяжении всей истории философских и этнологических, а также смежных дисциплин подходы к проблеме этнического самосознания всегда находились в непосредственной зависимости от общефилософской и социально-философской мысли, методологических основ и позиций той или иной социально-гуманитарной парадигмы.

В теории этноса отечественной науки сложилась определенная система взглядов на этническое самосознание, хотя формирование отдельных составляющих данной теории до сих пор продолжается. За продолжительную историю своего существования этнологическое знание претерпело значительные изменения и на данный момент можно говорить об интеграции знания, расширении области применения специальных ранее понятий. Так, в изучении межэтнического взаимодействия А.Д.Карнышев предлагает использовать термин "цветок наук" в силу специфики исследования поля этнического, где новейшие дисциплины этнопсихология, этносоциология, этнокультурология находятся на стыке традиционных дисциплин (социальная философия, история, этнография, правоведение, этика и др.) [69, с.П]. Таким образом, возможность интеграции знаний о человеке дает нам разнообразную картину этнического поведения, затрагивает различные аспекты деятельности человека в условиях взаимодействия различных культур. Без обращения к другим областям знания невозможно построить целостную картину этничности.

В методологии изучения этнических стереотипов особую ценность представляют психологические теории, которые раскрывают внутренние свойства национально-этнической общности, говоря образно, "душу народа". Они помогают объяснить происхождение и глубинную сущность этнических представлений, их социальные функции и роль. Существующие концепции исследования этнических стереотипов отталкиваются, прежде всего, от разработанных в методологии социальной психологии понятий «социальные установки», «межгрупповое взаимодействие», «аттитюды», «идентификация».

Структура этнического самосознания бурят традиционного общества

Применяя термин "традиционное общество", мы имеем в виду, прежде всего общество, воспроизводящее себя на основе традиции и имеющее источником активности прошлое. Традиционное общество является относительно замкнутой системой и сохраняет свои качественные характеристики и сущностную природу на протяжение длительного времени. Традиционное общество отличается рядом особенностей:

- зависимость в организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений;

- цикличность развития;

- коллективисткий характер общества;

- авторитарный характер власти;

- прединдустриальный характер;

- преобладание особого психического склада личности [143, с. 11].

Одной из важнейших черт традиционного общества является наличие или мифологическое оправдание традиции. Коллективисткий характер традиционной культуры не означает, что в них нет ярких, особенных, не похожих друг на друга людей. Они, несомненно, есть, но их социальная роль определена, способностью выражать коллективные представления. Конкретное поведение людей в традиционном обществе определено нормами, которые заданы традицией, религией, общиной, коллективом. Вся структура сознания традиционного общества, его культуры и власти гарантирует воспроизводство старого. В духовном смысле в таком социуме нарабатываются долговременные смысловые содержания.

В структуру этнического самосознания, помимо осознания общности происхождения, включаются представления "о родной земле", общей территории, осознание единства языка, культуры, исторического прошлого этноса.

Для коллективного этнического самосознания большую роль играет общность происхождения, общие язык, культура, земля. Данные элементы характеризуют основную суть этнического самосознания. При этом неважно, имеют ли члены этноса действительно одно происхождение или могут иметь разное происхождение, они могут даже относиться к различным антропологическим типам. Для этнического самосознания главным и определяющим является то, что члены этноса ощущают себя людьми, имеющими общее происхождение, общие корни.

Складывание этнического самосознания бурятских племен происходило в процессе формирования их в единую народность и охватывает значительный период - XVIII - XIX столетия.

Сложные этнические процессы, длительно протекавшие на территории Прибайкалья, определили продолжительный период формирования бурятского этноса, тесно связав его с судьбами многих других народов. Буряты как народность сложилась из различных этнических групп. Имеющиеся данные позволяют историческим наукам свидетельствовать о наличии в их составе монгольских, тунгусских, самодийских и, возможно, других антропологических компонентов.

В целом исследователи считают, что основным ядром народности, сплотившим вокруг себя разные этнические группы, являлись монголоязычные племена. Поэтому вопрос о происхождении этих племен является важнейшим при изучении этногенеза бурят. По мнению многих современных исследователей, становление протомонгольской этнической общности происходило в основном в таежной зоне, охватывавшей районы Верхнего и, возможно, в какой-то мере Среднего Приамурья [97]. Некоторая часть лесных монголоязычных племен довольно рано, где-то в середине I тыс.н.э., уже проникла на территорию Прибайкалья. Эти племена, генетически связанные с сяньбийской этнической средой, впоследствии составили основу позднейших бурят, ойратов и халха-монголов [113, 114, 115].

Следующий период в истории формирования протобурят связан с возвышением монголов, в Центральной Азии в ХІ-ХШ вв., с которым начался процесс усиления этнического ядра в составе протобурят. В XVIII в. основными племенами у бурят в это время были булагаты, эхириты, хонгодоры в Предбайкалье и хоринцы в Забайкалье. В Забайкалье, в бассейне Селенги, кочевали также значительные группы населения монгольского происхождения.

Приход русских в Восточную Сибирь оказал значительное воздействие на ход происходивших здесь этнических процессов. Под их непосредственным воздействием возникают соответствующие условия для окончательной консолидации бурятских племен в единую народность, процесс формирования которой завершается к XIX в.

Историю становления этнической общности бурят можно условно разделить на стадии: 1) в пределах монгольского общества; 2) в пределах российского общества. Необходимо отметить, что становление и развитие этнического самосознания бурят начинаются при их отделении от монгольского мира, когда появляется возможность развиваться самобытно, сохраняя свои особенности языка, быта, культуры.

Содержание и функционирование этнических стереотипов бурят в современных условиях

Современное общество до определенной степени можно назвать традиционным в том смысле, что оно хранит традицию и наследует ее даже тогда, когда разрушаются прежние условия хозяйственных и этнокультурных связей. В XX в. современными стали именоваться общества, порвавшие со своей традиционной идентичностью. Современное общество начало пониматься как особый тип цивилизации, первоначально возникший в Западной Европе и затем распространившийся в других регионах как система жизни, экономического, политического устройства, идеологии и культуры.

В отличие от традиционного общества современное характеризуется следующими чертами: адаптация традиции к инновациям, развитие техники, промышленного производства, профессиональной культуры, светский характер социальной жизни, поступательное развитие, ориентация на инструментальные ценности (регулирующие повседневное поведение и деятельность), массовое образование, активный деятельный психологический склад, предпочтение мировоззренческому знанию точных наук и технологий.

Традиционные ценностные легитимации социального выбора по-прежнему актуальны: отношение к семье, роду, уважение к родителям, к старшим родственникам, любовь к детям. Коренные ценности бурятского народа вполне вписываются в постиндустриальную модель общества: светская организация социальной жизни содержит традиционные институты (например, институт старейшин при Президенте Республики Бурятия и др.), религиозное и мифологическое в духовной жизни, интегральный образ времени, включающий прошлое, настоящее и будущее, значение выделенной индивидуальности и вместе с тем одобрение и использование имеющихся форм коллективности (община, землячество). Изменения жизнедеятельности в ходе исторических коллизий, произошедших в XX в. с бурятским народом, привели к изменению менталитета, к модификации системы мироощущения и миропонимания народа, но при этом сохраняются фундаментальные основы, стержень культурных ценностей, на базе которых восстанавливается этнокультурная целостность.

В современной ситуации глобализации и интернализации самосознание бурят синтезируется, традиционные и модернистские ценности тесно сплетены в самосознании индивида. Поэтому более адекватным было бы не деление на традиционное и современное общественное сознание, а характеризовать современное общество как постмодернистское, означающее модернизацию на основе традиционной/модернисткой идентичности [14,с.44].

Ценностная структура самосознания бурят представляет, образно говоря, «слоеный пирог» заданных изнутри и извне ценностей русской, европейской, советской, постмодернистской культур. По Лурье СВ., «изменяются ценностные доминанты этноса, этнические же константы являются неизменными на протяжении всей жизни этноса и едиными для всех его членов»[83, с.441].

Т.М.Михайлов выводит следующие характерные слагаемые менталитета бурят: воля к жизни и единению, стремление самовыразиться, почвенность и "чувство места", историческую память, религиозные традиции[91].

Некоторые исследователи этнического сознания бурят: Михайлов Т.М.[90,91, 92], Герасимова К.М.[42, с.47], Скрынникова Т.Д.[123, с.24], Морохоева З.Щ94], Манзанов Г.Е.[85, с.96] и другие отмечают, что за годы Советской власти бурятами были усвоены ценности, нормы и идеалы разных культур, в частности русской и европейской, что сопровождалось ярко выраженным комплексом субъективного переживания кризиса этнической идентичности. Данное состояние характеризуется как этнопсихологическая двойственность сознания и потому до сих пор является проблематичным соотнесение к той или иной этнической группе.

Для бурят в середине 19в, как отмечает Т.Д.Скрынникова, были актуальны следующие уровни самоидентификации: родовая - племенная (булагаты, эхириты, хори, хонгодоры) - буряты - бурят-монголы -буддисты - россияне, не исключающие одна другую [123,с. 13]. Но в настоящее время, замечает далее исследовательница, "проходит процесс одновременного оживления всех уровней лояльности от родовой до российской". Данное утверждение коррелирует с высказыванием члена Союза писателей России В.Гармаева: "...объективно все буряты в своем сердце и печенках носят три культуры: племенную, общебурятскую и современную российскую... В се три культуры существуют в диалектическом единстве независимо от каждого индивидуума, вне нас и внутри нас". И далее, он замечает, что "мы, буряты, потомки разных племен и родов не должны ставить во главу угла свое древнее происхождение, а беречь, лелеять как общую мать нашу государственность, нашу общую культуру. В то же время мы обязаны глубоко чтить, хранить и умножать традиции предков, не кичась ими, не ставя свои племена и роды выше других, выше общенациональных интересов" (Буряад унэн,27.05.1999).

Похожие диссертации на Социально-философские аспекты этнических стереотипов бурят