Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философские аспекты становления светской интерпретации католичества в исследованиях российских авторов Маркова Наталья Михайловна

Социально-философские аспекты становления светской интерпретации католичества в исследованиях российских авторов
<
Социально-философские аспекты становления светской интерпретации католичества в исследованиях российских авторов Социально-философские аспекты становления светской интерпретации католичества в исследованиях российских авторов Социально-философские аспекты становления светской интерпретации католичества в исследованиях российских авторов Социально-философские аспекты становления светской интерпретации католичества в исследованиях российских авторов Социально-философские аспекты становления светской интерпретации католичества в исследованиях российских авторов Социально-философские аспекты становления светской интерпретации католичества в исследованиях российских авторов Социально-философские аспекты становления светской интерпретации католичества в исследованиях российских авторов Социально-философские аспекты становления светской интерпретации католичества в исследованиях российских авторов Социально-философские аспекты становления светской интерпретации католичества в исследованиях российских авторов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Маркова Наталья Михайловна. Социально-философские аспекты становления светской интерпретации католичества в исследованиях российских авторов : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Архангельск, 2007 211 с. РГБ ОД, 61:07-9/282

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Проблема интерпретации католичества российскими авторами в светских исследованиях 12

1.1. Особенности содержания термина «католичество» 12

1.2. Социально-философские аспекты проблемы интерпретации светскими российскими авторами общей природы католичества 31

ГЛАВА 2. Перспектива понимания католичества в работах исследователей XIX века и В.С.Соловьева 54

2.1. Постановка западниками и славянофилами проблемы общей природы католичества в контексте оппозиции «свое» / «чужое» 54

2.2. Проблема «католичества» («православности») В.С.Соловьева 76

2.3. Интерпретация В.С.Соловьевым католичества в свете концепции Вселенской Церкви 79

ГЛАВА 3. Социально-философские аспекты основных интерпретаций католичества в России XX и XXI веков 97

3.1. Трансформация образа католичества в XX веке 97

3.2. Образ католичества в российских СМИ 2006 года 123

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154

БИБЛИОГРАФИЯ 159

ПРИЛОЖЕНИЕ 204

Введение к работе

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что религия в последние десятилетия стала одним из наиболее существенных факторов социального бытия современной России, в связи с чем особую значимость приобретает исследование различных аспектов межконфессиональных отношений. Католичество, являясь статистически почти незаметным религиозным меньшинством в России (сегодня это около 480 тысяч человек)1, но крупнейшим и влиятельнейшим религиозным объединением современного мира, заслуживает в этой связи особого внимания, и к тому же, как признают исследователи, «...при всем религиозном многообразии российского общества и религиозном эклектизме в сознании большинства наших современников, пожалуй, ни одна конфессия не вызывает столь бурных эмоций и часто столь же бурной неприязни»2.

Сегодня, как пишет Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, «православная и католическая Церкви должны перед лицом "общества потребления" сообща отстаивать христианские идеалы - заботу о ближнем, уважение свободы человека, терпимость к чужому мнению» . Важным примером сотрудничества конфессий стал Всемирный саммит религиозных лидеров, собравший глав и посланцев христианских, мусульманских, иудейских, буддистских, индуистских и синтоистских общин из 49 стран, прошедший в Москве (3-5 июля 2006 года). В речи на открытии саммита Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил, что именно «благодаря диалогу разнообразие становится фактором не разделения, но сближения народов и общин»4. Аналогичным по содержанию было Приветствие Папы Римского

1 Силантьев, Р. Методика подсчета численности основных религиозных групп России / Р. Силан
тьев//Религия и право - 2006. -№1-2(39) -С 40

2 Современная религиозная жизнь России Опыт систематического описания / отв ред М. Бурдо,
СБ. Филатов - М.: Логос, 2004. - Т. 1. - С.268.

3 Алексий II заявляет о необходимости совместного отстаивания христианских ценностей
православными и католиками // http //www religio ru/arch/03May2006/news/12635 html

4 Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии Всемирного
саммита религиозных лидеров // http //www mospat ru/index php'?page=32102

Бенедикта XVI, в котором он заявил, что «такое значительное собрание многочисленных представителей мировых религий свидетельствует об общем желании содействовать диалогу цивилизаций и поискам мирного и более справедливого мирового порядка. Я надеюсь, что, благодаря искреннему вкладу каждого, будет возможно найти сферы эффективного сотрудничества во взаимном уважении и понимании, чтобы ответить на современные вызовы. Для христиан задача состоит в том, чтобы научиться все глубже узнавать и уважать друг друга в свете достоинства человека и его вечного предназначения»5.

В этой связи особенно значимым становится изучение социально-философских аспектов поляризации образа католичества в российских исследованиях на противоположность «папизма»6 и «церкви-сестры»7, которые сформировались в сложной и противоречивой истории российско- православно-католических отношений. Эти отношения существенно сказываются как на положении российских католиков и на атмосфере межконфессиональных отношений в стране, с одной стороны, так и на образе самой России в мире, с другой стороны.

Степень разработанности проблемы

В современной социально-философской литературе, в отличие от исторической, этнографической, политической и собственно религиоведческой, нет работ, в которых бы специально рассматривались интерпретации католичества светскими российскими исследователями, однако интерес к проблеме возрастает в связи с изменением в позиции католичества в сторону большего социального партнерства с православием и светской культурой. Важным обстоятельством является и то, что само российское общество поляризовано

5 Приветствие папы Римского Бенедикта XVI Всемирному саммиту религиозных лидеров //
httpV/ ru/dialog/9act=documents&cliv=461

6 Соловьев B.C. Папство и папизм. Смысл протестантства /ВС. Соловьев // Сочинения в двух
томах, т. I. М.: Правда, 1989. - с 140

7 Восточные католические церкви // Православная энциклопедия. - М: Церковно-научный центр
Русской православной Церкви «Православная Энциклопедия», 2005.- Т. XI. - С. 491

как в социально-политическом подходе к католичеству, так и в области социально-философских исследований «другого», что препятствует развитию межкультурного и межконфессионального диалога.

Причиной этого является, прежде всего, то, что беспристрастное философское исследование католичества как в дореволюционный, так и в советский период истории было крайне затруднено идеологической позицией и вероисповедальной политикой государства. Многие важные работы были опубликованы или переизданы, в том числе и став общедоступными на сайтах в Интернете только в последние годы.

Важнейший вид источников - религиозно-философские сочинения западников и славянофилов, где излагаются основные положения вероучения, его расхождения между католичеством и Русской Православной Церковью. Важную роль в осмыслении проблемы сыграли общие историко-философские исследования особенностей католической религиозности и религиозной идентичности в трудах философов, историков, богословов, культурологов, рассматривающих различные аспекты христианства, среди которых важно отметить работы митрополита Антония (Сурожского), С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, В.В. Бибихина, В.В. Бычкова, О.Ю.Васильевой, П.П. Гай-денко, А.Я. Гуревича, В.В. Зеньковского, И.Я. Кантерова, Л.П. Карсавина, Н.С. Кирабаева, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, СИ. Лучинской, Г.Г. Майорова, М.П. Мчедлова, С.С. Неретиной, Ф.Г. Овсиенко, В.Л. Рабиновича, В.В. Розанова, С.Д. Сказкина, В.В. Соколова, B.C. Соловьева, Г.Я. Стрельцовой, Б.А. Успенского, П.А. Флоренского, Г.В. Флоровского, С.С. Хорунжего, А.Н. Чанышева и других.

Среди работ советского периода, базирующихся на материалистическом подходе к изучению религии, католичеству посвящены труды В.П. Беляева, А.В. Васильева, Л.Н. Великовича, В.Г. Докторова, Н.А. Ковальского, М.М. Шейнмана и других. В 80 - 90-х годах XX в. издавались работы И.Р Григулевича, В. Л. Керова, Н. М. Лозовской, Н. С. Мудрагей, А.П. Огурцова, Ю. А Шрейдера, Н.И. Щавелевой и других с исследованиями исто-

рических и философских аспектов католицизма. В последние годы различные аспекты православной и католической религиозности проанализированы в работах А.И. Дремлюг, В.Г. Иванова, М.Ю. Карушевой, Т.А. Сметаниной, И.А. Треушникова и других.

При исследовании проблем интерпретации современного католичества и государственно-конфессиональных отношений использовались материалы светских СМИ и Интернета.

Объект исследования - католичество (Римская католическая церковь).

Предмет исследования - формы интерпретации католичества в российских светских исследованиях.

Цель диссертации - социально-философский анализ особенностей развития, поляризации и диалога основных форм социального конструирования образа католичества в российской светской литературе.

В этой связи мы ставим перед собой следующие задачи:

  1. Выявить методологическую базу, на которой строится многообразие образов и концепций католичества.

  2. Систематизировать социальные факторы, оказавшие наибольшее влияние на формирование интерпретаций католичества в философских и ис-торико-культурологических исследованиях российских авторов.

  3. Показать исторические формы влияния на российское и мировое сообщество движения сохранения и воспроизведения «вселенского христианства» (католичества) и оценить его современный потенциал.

  4. Исследовать проблему единства проявлений многообразных форм христианской (католической и православной) веры как основания для диалога между различными христианскими сообществами.

  5. Показать значимость светского социально-философского и научно-религиоведческого знания для исследований конфессиональной идентичности и значимость диалогического метода интерпретации конфессиональных форм религиозности для законотворческой и образовательной государственной политики, обеспечения и упрочения конституционного права на

свободу совести, преодоления враждебных стереотипов в межконфессиональных отношениях как важном элементе социальной структуры.

Методологические основы исследования

Основу исследования составляет междисциплинарный системный подход к проблемам религиозных аспектов взаимодействия человека и общества в условиях современного светского государства, позволяющий осуществить интеграцию социально-философских, исторических, религиоведческих, культурологических и теолого-богословских методов рассмотрения католичества и характерного для него идеала религиозности, изложенных в отечественных и зарубежных источниках. Анализ объекта исследования отражает современное понимание того, что объект и субъект не заданы заранее как статические неизменные системы с фиксированным набором характеристик, что необходимо самому объекту дать возможность говорить о себе и использовать данный язык при построении теоретической модели объекта исследования.

Комплексный характер проблематики диссертационного исследования потребовал привлечения внимания к политологическим, правовым, социологическим и психологическим исследованиям, чтобы в их синтезе комплексно рассмотреть религиозность, характерную для католичества и как социального явления, и как индивидуально-личностного феномена, имеющего ряд уровней и состоящего из различных компонентов. Сочетание сравнительно-исторического метода социальной философии и методов анализа, сравнения, обобщения дает возможность максимально разносторонне и всеобъемлюще подойти к рассмотрению проблем многообразия форм католической идентичности и их типологии. Более того, сравнительный анализ позволил выявить сильные и слабые стороны выдвинутых различными авторами концепций и определить потенциал творческого синтеза ряда предложенных ими подходов.

Научная новизна работы

В диссертации впервые применен концептуальный анализ социально-философских аспектов особенностей интерпретации католичества российскими авторами, что нашло свое выражение в следующих положениях, выносимых на защиту:

  1. Католичество является религиозным феноменом, получающим различные, вплоть до взаимоисключающих, интерпретации, которые характеризуются только относительной общностью или сходством подходов, связанных как с преемственным отстаиванием «конфессионального эксклюзи-визма», так и со стремлением воссоздать предельно корректный и многоплановый образ католичества.

  2. Термин «католичество (католицизм) », принятый в литературе как наиболее общий, является проявлением секуляризации социально-политической жизни России и мира, только номинально обозначая взаимо-дистанцирующиеся вероисповедальные сообщества, самоименования которых («ревнители истинной веры», «хранители апостольской традиции», «истинно верующие», «христиане» и т.п.) отражают сложность и противоречивость отношения к традиции в христианском вероисповедании.

  3. Понятие религиозности, характерной для католичества, является многоплановым, а некоторые общие характеристики этого явления - глобальными и межконфессиональными. При этом важным является изучение собственно православных аспектов интерпретации данного явления в связи с тем, что именно в православной традиции католичество впервые начинает восприниматься как собственно «иной» и «чужой» феномен.

  4. Понятие религиозности, характерной для католичества, рассматривается в широком контексте диалога богословских, философских и собственно религиоведческих концепций, в рамках которых оно высвечивает объективную сложность и противоречивость существующих подходов к истолкованию подлинности в христианской (католической и православной) идентичности.

  1. Современное католичество, обращая основное внимание на социальную активность церкви в мире в качестве условия сохранения христианской идентичности, стремится не только воспроизводить формы апостольского древнего благочестия, но и оказывать влияние на все стороны жизни общества. Существенным фактором, снижающим возможности такого влияния, является отсутствие единства христианских религиозных объединений, их противоречия в истолковании нормативных особенностей вероучения, богослужебной деятельности и социальной активности не только между католиками и православными, но и внутри собственно православной, «восточной» традиции, в связи с чем возрастает роль межобщинного диалога и формирования собственного академического сообщества, способного отстаивать интересы конфессии в светских формах.

  2. Светский, особенно научно-академический, взгляд на специфику католичества позволял еще в дореволюционый период придерживаться объективного и толерантного, оппозиционного «церковно-обличительному» (эксклюзивистскому) понимания его природы. Советско-светский период стал временем редуцирования его особенностей к проявлению классовых противоречий в сфере «реакционных идей о Боге». Современный светский семиотико-феноменологический подход впервые позволяет разработать социально-философскую концепцию динамичных целостно-системных особенностей католичества как важной части российского и мирового сообщества, хранителя религиозно-культурного наследия древней Церкви, партнера по диалогу с православными церквями и светским сообществом, выводя его изучение за рамки односторонних богословских, философско-политологических, социологических или историко-этнографических исследований.

Структура диссертации определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений (материалов СМИ 2006 года).

Апробация работы

Результаты исследования получили отражение в материалах следующих конференций: Международная научно-методическая конференция «Истоки: А.Тарковский и И.Бергман: Искусство и духовность в современном образовательном контексте России и Скандинавии» (Архангельск-Москва-Владимир, 2002); Международная научно-методическая конференция «Первые Торчиновские Чтения», (Санкт-Петербург, 2004); Международная научно-методическая конференция «Истоки: природа, наука, религия и образование» (Владимир 2004); Международная конференция «Наука и религия» (Филадельфия, США, 2004); Международная научно-методическая конференция «Истоки: Религия и личность в прошлом и настоящем» (Владимир-Москва, 2005); IV Российский философский конгресс (Москва, 2005); Международная конференция «Наука и религия» (Филадельфия, США, 2005); Международная научно-методическая конференция «Истоки: Традиция, наука, религия и образование» (Владимир, 2006); Международная конференция «Наука и религия» (Филадельфия, США, 2006); Международная конференция «Мобильность и транзит» (Трондхейм, Норвегия, 2006); XIII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2006); Международная научно-методическая конференция «Религия и политика» (Владимир, 2006); Международная научно-методическая конференция «Религия и СМИ» (Владимир, 2006); Международная научно-методическая конференция «Политика и свобода» (Владимир, 2006).

Теоретическая и практическая значимость работы

Результаты диссертационного исследования создают основу для более глубокого понимания основных особенностей и тенденций в динамике становления, развития и трансформации интерпретации католичества, его мировоззрения и особых форм во взаимосвязи с другими его элементами. Особое методологическое значение основные положения диссертации могут иметь

для социологических исследований при разработке критериев определения и анализа католических предпочтений в религиозной идентификации респондентов, важной для понимания основных конструктивных тенденций и проблем развития общества в целом.

Положения и выводы, изложенные в диссертационном исследовании, могут быть использованы для учебно-методической работы, при чтении курсов по таким учебным дисциплинам, как философия, социальная философия, религиоведение, культурология, социология и психология.

Особенности содержания термина «католичество»

Термин «католичество» («католицизм», «западное христианство», «римско-католическое исповедание», «Римо-католическое вероисповедание», «Римско-Католическая Церковь», «Святой Престол», «Римская курия», «Ватикан»8 или «папство», «латинство», «папизм»9, «ватиканщина»10 и др.) обозначает понятия, стремящиеся отобразить одно из наиболее значимых и противоречивых явлений мировой религиозной жизни. Католиков в современной России насчитывается менее 1% (согласно Всероссийской переписи населения 2002 года численность католиков составляет 0.35% , или около 480 тысяч человек,11 тогда как по другим оценкам - около 1 млн.12), однако исповедание этого почти статистически незаметного религиозного меньшинства вызывает к себе совершенно особое внимание со стороны общества и средств массовой информации, причем, как показывает анализ СМИ в 2006 году, более 80% сообщений о католичестве относились к отношениям Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Римской Католической Церкви, 16% -отношениям Римской Католической Церкви с другими Православными церквями, тогда как собственно русским католикам - 4% (подробнее об этом в разделе 3.2).

Главной причиной этого является то, что Римская Католическая Церковь и Русская Православная Церковь Московского Патриархата являются двумя крупнейшими христианскими религиозными организациями в мире, однако, как в начале XX века В.В.Розанов писал, что «католичество к России и Россия к католичеству стоят уже много веков в положении недружелюбном»13, так и сегодня, в начале XXI века, С.Б.Филатов так же констатирует, что в обществе сохраняется «антикатолическая нетерпимость»14.

С одной стороны, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II именует Католическую Церковь «Церковью-сестрой», а сам термин «Церкви-сестры» употребляется в официальных документах Русской Православной Церкви применительно к Католической Церкви15, тогда как, с другой, мы в 2003 году могли прочитать, что «католичество - это антихристианская неоязыческая религия, поклонение в которой ведется папе и богам-идолам, выдуманным католиками, и является разновидностью неоиндуизма»16 и слова «православного писателя Федора Михайловича Достоевского: "Католичество хуже атеизма, атеизм проповедует только ноль, а католицизм идет дальше, он искаженного Христа проповедует, им же оболганного и поруганного... он Антихриста проповедует..."» . Не менее противоречивым является описание католичества в российских общедоступных светских источниках информации - словарях, энциклопедиях, учебниках и справочниках.

В обыденном языке, нормативные значения слов которого фиксируют словари, можно увидеть характер отношения к обозначаемому явлению. Так, знаменитый "Словарь..." Владимира Даля (1881) утверждал, что «католик ...В южн России это бранное слово, по ненависти к полякам..., еретик, неверный. Католичество, католицизм, римско-католическое исповедание, дух и направление его»18. Советский словарь русского языка С.И.Ожегова (1988) уже вполне нейтрально характеризует католицизм (католичество) как «христианское вероисповедание с церковной организацией, возглавляемой римским папой»19.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона содержит статьи «Католицизм в России», «Католическая церковь (папство)», «Римский епископ», «Уния» и другие, где очень подробно и академично излагаются вопросы особенностей католичества и православно-католических отношений. Здесь можно заметить основные черты многих последующих формулировок, отмечающих, что «от начала христианства до 9 века во всем мире существовала одна Христова церковь, вселенская, или кафолическая...С 9 века началось и в 11 веке окончательно совершилось распадение ее на две отдельные церкви - восточную и западную, причем каждая из них оставила за собой название кафолической.... Католическая церковь стала противопоставляться Восточной православной церкви сравнительно поздно, но разница в настроении и направлении их стала замечаться уже в пору их основания. ...С самого начала Рим расходует свою энергию на выработку железной церковной организации, которая в средние века кладет к подножию папского престола всю Западную Европу ... Католическая церковь осталась верна себе: власть, господство, дисциплина составляют ее основную черту»20. Основой академического описания католичества здесь является его противопоставление с православием.

Постановка западниками и славянофилами проблемы общей природы католичества в контексте оппозиции «свое» / «чужое»

П.Я.Чаадаев, которого В.В.Зеньковский называет одним из первых и наиболее ярких российских «христианских» философов, подчеркивал, вслед за современными ему европейскими мыслителями, что «высшее начало в человеке... формируется благодаря социальной среде»150. В традиции философов эпохи Просвещения и особенно Ф.В.Й.Шеллинга, Чаадаев различает понятия «православия» как особенной формы и «христианства» как всеобщего содержания, причем истинная духовность (вместе с мощным нравственным потенциалом) составляет исключительную прерогативу «таинственного единого» христианства, характер которого «беспределен по самой своей приро-де».151

Он одним из первых, оставаясь православным152 (хотя иногда его считают перешедшим в католичество153), начинает критически смотреть на особенности государственной церкви своей страны и видеть в качестве прямой и законной наследницы апостольской церкви «веру поляков», представляющуюся ему единственным носителем собственно «католического», «кафолического» и вселенского начала. Образцовую реализацию «животворного принципа единства» он находит в католическом средневековье, когда и движение умов, и эмоциональные порывы были ориентированы на поиск «всемирной идеи», служившей «гением - вдохновителем нового времени». В этом контексте в Реформации он видит попытку восстановить языческую «обособленность умов и души», разрушительную интенцию протестантизма, которой противостоит заложенная в средние века «храмина» христианской (католической) цивилизации154.

Сознавая несовершенство европейского христианства, автор «Философических писем» тем не менее, дает ему вполне оптимистическую оценку: «Царствие Божие до известной степени осуществлено в нем» 155. Он видит в общественном укладе и институтах Запада претворение той идеи, которая была возвещена Спасителем. Католицизм его времени, на взгляд Чаадаева, не утратил активной цивилизаторской роли («начало деятельное, начало социальное»), составляющей его существенную черту.

Особенности православия Чаадаев рассматривает преимущественно в первом «Философическом письме», опубликованном при жизни и вызвавшем скандальную реакцию властей и общества, вплоть до объявления его «сошедшим с ума». Выход восточного христианства из «всемирного братства» в результате схизмы имел для России, по его мнению, самые тягостные последствия, поскольку громадный религиозный опыт (к которому в определенной мере приобщились и протестантские страны), «великая мировая работа», проделанная за 18 столетий Европой, почти не затронули Россию ,56. Он полагает, что «Европа и сейчас еще христианский мир, чтобы она ни делала и что бы она ни говорила. Без всякого сомнения, она не вернется более к тому состоянию, в каком она была в пору своей юности и роста; но нельзя сомневаться и в том, что некогда черты, разделяющие христианские народы, снова сотрутся, и первоначальный принцип нового общества, хотя и в новой форме, обнаружится с большей силой, нежели когда-либо прежде».157

Он верит, что «день, когда соединятся все христианские вероисповедания, будет днем, когда отколовшиеся церкви должны будут признать в покаянии и в уничижении... А папство - пускай оно и будет, как говорят, человеческим учреждением - как будто предметы такого порядка совершаются руками людей - но разве в этом дело? Во всяком случае достоверно, что оно возникло по существу из истинного духа христианства, это - видимый знак единства, и вместе с тем, ввиду происшедшего разделения, и знак воссоединения. Почему бы, руководствуясь этим, не признать за ним первенства над всеми христианскими обществами? Во всяком случае, кого не удивят его необычайные судьбы? Кого не поразит удивлением его вид, непоколебимый и более чем когда-либо крепкий, несмотря на собственные ошибки и грехи, несмотря на все атаки и неслыханное торжество неверия...»158.

История, как полагает Чаадаев, содержит в себе глубинный провиденциальный смысл, непосредственно проявляющийся в формирований базовых категорий миросозерцания и мироощущения, при этом «изо всех же понятий, которых христианство застало на земле, понятие о государстве Римском было самое всеобщее; таким образом, на всемирном престоле кесарей воссел всемирный пастырь, всемирная религия наследовала всемирной державе». Он тем самым полагает, что даже в событиях истории нехристианских стран и народов есть универсальный смысл и «судьбы рода человеческого таинственно уготовлялись до пришествия Спасителева».

Трансформация образа католичества в XX веке

Начало XX века в России ознаменовалось возникновением в ноябре 1901 года в Петербурге Религиозно-философских собраний, на которых началась единственная в своем роде свободная дискуссия интеллигенции и духовенства. Одним из участников был В.В. Розанов, который в работе «Около церковных стен» (1903) отмечал, что «католичество к России и Россия к католичеству стоят уже много веков в положении недружелюбном. Но это едва ли лишает права чистосердечного русского человека высказать чистосердечно похвалу и уважение главе враждебного или во всяком случае недружелюбного нам мира»260.

В католичестве он отмечает, прежде всего, могучую «приспособляемость, и сохранение единства, так сказать, темы при всех вариантах бытия своего — составляют сущность католицизма. Так, как он рос, столь же медленно и, главное (самое главное!) органично,— росли только могущественнейшие организмы всемирной истории»261. В России же, «касательно католичества у нас, русских, можно сказать, существуют одни предрассудки и коротенькие смешки. ... те недостатки, в каких привычно и стереотипно именно русские упрекают их, суть действительно кажущиеся. Вполне поразительно, что при всем огромном уме и тонкости, как администрации католической, так и богословия католического, они точно не видят, что стимул главный возмущённости против них народов и стран есть ...отношение их к семье и всем коллизиям брака» . Он полагает, что «пассивно-терпеливое христианство и христианство активно-поборающее, — так лучше всего можно выразить восточную и западную религиозные идеи».

Российские исследования серебряного века органично включаются в европейское феноменологическое направление, вырабатывающее новые подходы к межконфессиональным интерпретациям. В работах протестантского немецкого теолога Р.Отто, который изучал религии Индии, Египта и Японии, формулируются в классической работе «Священное» (Das Heilige, 1917) представления о сути интерконфессионального религиозного опыта как переживания личностью предстояния «Абсолютно Иному»264. Его работы ока-зали существенное влияние на С.Л.Франка став основой для развития отечественного феноменологического направления в описании и понимании религии.

Для С.Л.Франка было очевидно, что любой эксклюзивизм имеет своей опорой не нравственность как таковую, а «специфическую моральную философию» («иезуитскую» мораль), утверждающую, что «понятия добра и зла тождественны с понятиями левого и правого», что «для нас действительно нет иных мерил нравственности, кроме содействия всему «левому» и истребления всего «правого». Когда партия Бога противостоит партии сатаны, то над их спором нет никакой высшей инстанции, и все средства в этой борьбе святы и благи, раз они полезны Богу. Так рассуждал католицизм, так - открыто или молчаливо - рассуждают и современные католики демократической религии. Против самого рассуждения нельзя ничего возразить; с точки зрения логики оно безупречно. Можно возражать только его основной посылки - против отождествления какого-либо человеческого идеала, стремления, направления с абсолютной святыней. Только признав, что человеку не дано знать сполна и целиком высшей правды, что в человеческой жизни нет непогрешимой инстанции, которая указала бы, где Бог и где сатана, - можно опровергнуть это искажение морали. Кто отверг эту основную предпосылку, тому ясно, что служение Богу всегда более или менее субъективно, всегда зависит от недостоверного человеческого понимания Бога и потому не дает че-ловеку права игнорировать свои обязанности по отношению к людям» .

В этот период в России ширится интерес к католическому средневековью, к научным исследованиям святоотеческого наследия, сложившегося до разделения церквей, за короткий период делается большая часть переводов, изданных за последние два века. Сложилась блестящая школа медиевистов во главе с И. М. Гревсом, исследовавшая средневековую мысль, яркими представителями которой стали Л. П. Карсавин, П. М. Бицилли, Г. П. Федотов. Противостояние православия и католичества начинают отступать перед новым вызовом - марксизма. Так, П.М.Бицилли замечает, что «своими корнями социалистическое мировоззрение так тесно сплелось с корнями мировоззрения христианско-церковного, что, подкапываясь под последнее, социализм тем самым подрывает собственную базу... Социализм - последняя разновидность специфически средневекового исторического понимания. В новом обличье в построениях социалистов перед нами предстает все та же старая философия истории, сводящая весь исторический процесс к неустанной борьбе "злых" и "добрых", безусловно злых и безусловно добрых».

Похожие диссертации на Социально-философские аспекты становления светской интерпретации католичества в исследованиях российских авторов