Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление духовности личности Попов Валентин Ярославович

Становление духовности личности
<
Становление духовности личности Становление духовности личности Становление духовности личности Становление духовности личности Становление духовности личности Становление духовности личности Становление духовности личности Становление духовности личности Становление духовности личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Попов Валентин Ярославович. Становление духовности личности : 09.00.11 Попов, Валентин Ярославович Становление духовности личности (Социально-философский аспект) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Липецк, 2005 177 с. РГБ ОД, 61:05-9/381

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историко-философский сравнительный анализ представлений о сферах духа и духовности в философии XVIII-XX веков 12

1.1 Определения духа и духовности в немецкой классической философии 12

1.2 Понятие духовности в экзистенциализме, философии жизни и философской антропологии 25

1.3 Фрейдизм, неофрейдизм и постмодернизм о духовности 60

1.4 Анализ содержания понятия духовности в русской религиозной философии 76

1.5. Марксизм и современная отечественная философия как разновидности рационалистических подходов к духовности 85

Глава 2. Диалектика становления целостности духовности личности 103

2.1. О сущности, содержании и структуре понятия духовности 103

2.2. Основные противоречия становления духовности личности 112

2.3. Социальные типы духовности личности как виды её целостности 137

Заключение 145

Библиографический список 151

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В эпоху глобализации и интенсификации преобразовательской деятельности человека, в эпоху, когда человечество столкнулось с глобальными проблемами, угрожающими существованию не только цивилизации, но и всей биосфере нашей планеты, в разряд глобальных попадают не только экологические проблемы, но и их единичный уровень, характеризуемый проблемой экологии личностной духовности, в соответствии с чем назрела необходимость разработки концепции «устойчивого развития» и бесконфликтного сосуществования, где проблеме духовности личности должно отводиться соответствующее место.

Современное состояние общества, характеризующееся всё нарастающими явлениями бездуховности, основанными на гипертрофии таких личностных черт, как жестокость, нетерпимость, равнодушие, стяжательство и т.д. указывает на необходимость всестороннего анализа духовности современного человека с учётом её противоречивого характера, вызванного, в первую очередь, изменением ценностных ориентации личности.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что на основе её исследования становится возможным определение условий и путей преодоления духовной расколотости и отчуждённости личности, потребность в которых в настоящее время всё более ощутима.

Следует отметить, что проблеме духовности уделялось пристальное внимание. Однако в настоящее время обнаруживаются «новые горизонты» изучения данной проблемы, связанные с рассмотрением духовности, её внутренней структуры и противоречий с позиции целостности в социально-философском аспекте. Недостаточно внимания в современной российской философии уделяется структурированию, систематизации и типологизации компонентов, составляющих личностную и общественную духовность; анализу противоречий духовности личности, влияющих на процесс становления духовности личности. Особенной актуальностью обладает, на данный момент,

4 вопрос о понятии и подходах к проблеме духовности, ибо качество духовности относится к наиболее трудно определяемому в традиционных строго научных понятиях; вопрос о выявлении внутренней структуры и противоречий духовности личности.

Степень разработанности проблемы. Проблема духовности общества и личности, проблема целостности и противоречивости духовности является весьма значимой философской проблемой. В истории философии одним из первых на проблемы человека, духа и духовности обратил внимание Сократ, чем ознаменовал поворот внимания философии и в сторону изучения духовной сферы личности и общества. Работы в данном направлении велись на протяжении последних двух тысячелетий, но особенно активно и углублённо духовной проблематикой занялись в XVIII-XX веках следующие философские направления: немецкая классическая философия, экзистенциализм и философии жизни, философская антропология и марксизм, фрейдизм, неофрейдизм и постмодернизм, русская религиозная философия и, наконец, современная отечественная философия.

Немецкой классической философией проблема духовности трактовалась в терминах панлогизма и субстанциализма. И. Кант, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах обратили внимание на то, что основой духовности является разум, мышление, а субстанцией духа является свобода; наука, искусство, религия и нравственность - сферы, образующие понятие духовности, где конкретная человеческая духовность, принадлежит конкретному мыслящему субъекту, конкретному телу и душе.

Философия жизни и экзистенциализм разрабатывали духовную проблематику главным образом в индивидуально-личностном плане, акцентируя внимание на психологической и экзистенциальной сферах, порой нивелируя социальный аспект исследования духовности и её социально-философскую значимость. Представители данных философских направлений - А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Г. Зиммель, А. Бергсон, В. Дильтей, О. Шпенглер и С. Кьеркьегор, К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер, Л. Шестов, Ж.-П. Сартр,

5 А. Камю, M. Мерло-Понти, А. Мальро, Э. Юнгер, Э. Мунье и др. -рассматривали феномен духовности и духа в основном с субъективно-аффективной стороны. Экзистенциализму принадлежит заслуга в том, что его представители показали и доказали, что духовность невозможно мыслить в отрыве от свободы, более того - свобода имманентна духовности.

В рамках философии жизни раскрывается экзистенциальная первичность духа и духовности, их принципиальная неотделимость от жизни, воли и свободы: «Дух есть жизнь, которая сама врезается в жизнь» [174, С. 182].

Философская антропология (М. Шелер, X. Плеснер, А. Гелен) рассматривая человека и его духовность в виде «устремлённой к себе индивидуальности», объединяет ценностный и объективно-научный подходы в исследовании данной проблемы.

Марксизм определяет духовность, прежде всего, как рационально-познавательную функцию человеческого сознания.

Фрейдизм, неофрейдизм и постмодернизм раскрывают духовность с позиции роли бессознательного (персонифицированного или коллективного), которая проявляется в Я и Ceepx-Я, синтезируется в процессе эволюции от чувства страха к совести и не имеет строго закреплённого за ней места в структуре личности. Этот подход к проблеме духовности свойственен 3. Фрейду, К.Г. Юнгу, А. Адлеру, Э. Фромму, К. Хорни и др. В трудах Р. Барта, Ж. Батая, Ж. Делёза, Ж. Бодрийяра, Ж. Дерриды, М. Фуко, М. Бланшо, Ж.-Ф. Лиотара духовность рассматривается сквозь призму литературы и искусства, придерживаясь при этом интуитивного и иррационального подхода к пониманию человеческой жизни и её духовности, представляя их как «текст», скрытый в нашем бессознательном, которое так или иначе содержит всю пред-историю человечества.

Русская религиозная философия рассматривает онтологию духовности сквозь призму Божественного Абсолюта, и особенное место отводит вопросу о цели и назначении человека, придерживаясь идеи первичности нравственности. Особенно обогатили наше представление о духе и духовности человека работы

B.C. Соловьёва, H.A. Бердяева, H.O. Лосского, С.Н. Булгакова, и немалый вклад внесли труды А.С. Хомякова, Е.Н. Трубецкого, С.Л. Франка, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, В.В. Розанова, В.В. Зеньковского, П.А. Сорокина, Ф.А. Степуна, Н.П. Полторацкого и др.

Современные концепции духовности делают упор на разработке её научно-теоретической составляющей. Такой подход просматривается в работах Н.Е. Андрюшиной, Е.В. Араловой, B.C. Барулина, Л.П. Буевой, В.М. Власовой, Л.С. Выготского, Ю.П. Вяземского, П.М. Ершова, В.В. Ильина, А.Д. Косичева, А.Н. Леонтьева, Н.А. Некрасовой, Г.В. Платонова, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, Л.Н. Смирновой, А.Г. Спиркина, А.К. Уледова, В.Г. Федотовой, З.В. Фоминой, О.Г. Целиковой, В.Д. Шадрикова, В.Н. Шердакова, и многих других. Некоторые философы уделяют внимание и религиозной составляющей духовности - Б.С. Братусь, В.Л. Воейков, С.Л. Воробьёв, В.П. Зинченко, В.И. Ксенофонтов, В.А. Лекторский, А.П. Лысков, Е.Г. Яковлев и др.

Огромный вклад в разработку проблематики типологизации социальных типов духовности внесли Б.С. Братусь, В.И. Ксенофонтов, Р.Л. Лившиц, А.П. Лысков, Н.А. Некрасова, В.Г. Федотова, и др.

Все вышеприведённые подходы и концепции разносторонне освещают грани проблемы духовности, её становления, противоречий и целостности, однако не рассматривают процесс становления целостности духовности как систему, как взаимодействие внутренних и внешних противоречий, как взаимодействие светской и религиозной направленностей, как взаимодействие других внутриструктурных составляющих, таких как этическая, познавательная и эстетическая.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является определение процесса становления духовности личности через раскрытие основных противоречий, влияющих на его содержание с позиции целостности в рамках социально-философского подхода. Осуществление цели достигается через постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:

проанализировать и сравнить имеющиеся представления о духе и духовности в философии XVIII-XX веков;

дать вариант определения сущности, содержания и структуры духовности;

раскрыть основные противоречия становления духовности личности;

выявить сходства и различия светской и религиозной направленности духовности;

определить основные этапы становления духовности личности, как процесса, развёрнутого во времени;

определить становление духовности личности как процесса движения от противоречивости к целостности;

исходя из наличия в структуре духовности двух направлений - светского и религиозного, выявить основные социальные типы духовности в зависимости от доминирования этизма, эстетизма или теоретизма (догматизма).

Диссертация имеет целью проследить, прежде всего, развитие представлений о духе и духовности в течение последних трёх столетий на примере философских течений, которые рассматривают данную проблему с различных позиций, наиболее ярко освещающих ту или иную сторону предмета нашего исследования; дать определение наиболее значимых противоречий, соотношение которых определяет возникновение того или иного типа духовности. Следует подчеркнуть, что не только из экзистенциальных и социальных противоречий синтезируется сфера духовности личности, но и из культурных, политических, экономических, этнических, психологических, физиологических и биологических и др. противоречий, которые имеют несколько меньшую степень влияния на процесс становления духовности личности и нами не рассматриваются.

Объект исследования; духовная сфера жизни личности и общества.

Предмет исследования: становление духовности личности.

Методологическая основа. Основными методами диссертационного исследования являются историко-философский, сравнительный, системно-

8 структурный анализ, метод дуальных оппозиций, а также аксиологический, деятельностный и целостный подходы к проблеме становления духовности личности.

Научная новизна работы заключается в следующем:

выявлены характеристики понятий дух и духовность в философии XVIII-XX веков;

предложен вариант социально-философского определения духовности личности как совокупности впечатлений, идей и ценностей;

раскрыт процесс становления духовности личности через диалектику противоречивости и целостности в социально-философском аспекте;

определено содержание духовности светского и религиозного характера; выявлено, что духовность бывает не только позитивной, но и негативной;

разработана градация социальных типов духовности как видов целостности духовности в зависимости от превалирования этической, эстетической или познавательной составляющей в светской и религиозной духовности;

определены основные диалектические пары противоречий светской и религиозной духовности;

- определены этапы становления духовности личности.
Положения, выносимые на защиту:

- историко-философский анализ представлений о духе и духовности в
философии XVIII-XX веков позволил выявить диалектическое единство их
составляющих: познавательной, нравственной и эстетической. Содержание
каждой из составляющих раскрывается посредством определённых понятий и
характеризует особую грань духовности личности. В зависимости от
доминирования той или иной составляющей выделяются два основных
направления духовности: светское и религиозное. Наиболее часто
повторяющиеся понятия концентрируются вокруг познавательной
составляющей: познание, рассудок, разум, познавательные способности,
память, интуиция, сознание и другие; вокруг нравственной сферы:

9 нравственность, свобода, пограничная ситуация, соблазн, любовь, совесть, обретение смысла и другие; а также вокруг эстетических проблем - творчество, язык, эмоции, искусство и другие. Постоянно так или иначе наличествуют понятия, характеризующие религиозную духовность: бог, религия, всеединство, соборность, «Царство Божие», София и т.п. Практически всегда наличествуют термины, которые раскрывают механизм формирования духовности: воля, страх, страдание, выбор, коммуникация, встреча, жизнь, действие, стремление к превосходству и другие;

содержание понятия духовности с позиций социально-философского подхода определяется как совокупность впечатлений, идей и ценностей, которые так или иначе концентрируются в сознании, и объективируются в деятельности;

структура духовности личности есть сочетание религиозной и светской составляющих, подразделяемых на эстетизм, этизм и теоретизм для светской направленности и эстетизм, этизм и догматизм для религиозной. Приращение духовности, её качественное и количественное развитие зависит от степени напряжённости в отношениях составляющих её структуры;

становление духовности личности представляет собой диалогичный по своей природе процесс движения к целостности через преодоление жизненных, социальных и духовных противоречий;

среди основных противоречий становления духовности личности выделяются противоречия между светским и религиозным направлениями духовности, а также противоречия внутри самих направлений как противоречия в этизме, эстетизме и теоретизме (догматизме). Противоречие между светской и религиозной духовностью носит, скорее, внешний характер и связано с определённым уровнем противостояния в социальной, культурной и др. сферах. Развитие цивилизации сопровождается обособлением многих сфер духовной жизни как общества, так и личности. Процесс обособления уравновешивается процессом сближения светской и религиозной духовности

10 как целостностей и сходится в вопросе «экологии души» как индивидуальной, так и социальной;

процесс становления как личностной, так и социальной духовности, представляя собой сложный диалектический процесс, может носить черты прогресса или деградации, поэтому духовность бывает не только позитивной, но и негативной, порою ведущей к бездуховности. В зависимости от светской или религиозной направленности духовности, а также от доминирования этизма, эстетизма или теоретизма (догматизма) в рамках данных направлений выделяются различные социальные типы духовности личности как виды её целостности;

основные этапы становления духовности личности можно свести к следующим: этап элементарной духовности, сопровождающийся явлениями импринтинга и сензитивности; этап общественно-ориентированной духовности, который можно подразделить на два периода - активно-доверительной социализации и осознанной социализации, охватывающий детско-подростковый период; и, наконец, этап духовной саморегуляции, начинающейся в юности.

Научно-практическая значимость работы. Положения и выводы диссертационной работы могут служить в качестве материала для исследования духовности в рамках социальной философии и других гуманитарных дисциплин. Они могут быть использованы при изучении учебных курсов по социальной философии, социально-философской антропологии, социальной психологии, истории философии. Положения диссертации могут быть использованы в научных исследованиях, в религиозных и философских поисках и др.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии Липецкого государственного технического университета и рекомендована к защите. Результаты исследования получили апробацию на двух международных конференциях: «Молодые учёные - науке, технологиям и профессиональному образованию для устойчивого развития: проблемы и новые

решения», «Этические императивы инженерной деятельности»; одной всероссийской: «Целостность человека и личности в мире современного знания». Доклад на 2-й международной конференции молодых учёных под эгидой ЮНЕСКО (Москва, ноябрь 2000г., МГТУ им. Баумана) удостоен диплома. По теме исследования опубликовано девять научных статей, докладов и тезисов.

Структура диссертации. Структура диссертационной работы определена целью, задачами, принятым способом исследования. Исследование состоит из введения, двух глав — первая глава включает в себя пять параграфов; вторая глава — три параграфа, решающих самостоятельные задачи, заключения и списка литературы.

Определения духа и духовности в немецкой классической философии

Рассматривая философское наследие Канта, Фихте, Гегеля и Фейербаха, можно сказать о том, что их объединяет единый подход к проблеме духа и духовности, основой которых является разум.

Иммануил Кант (1724-1804) характеризует дух, прежде всего, наличием в нём рассудка и воли [121. Т. 1, С. 412-413]. В своей работе «"Докритические" произведения» автор довольно жёстко увязывает материю и душу (дух), так как «материя, приведённая в движение, действует на всё, что связано с ней пространственно, а стало быть, и на душу; другими словами, она изменяет внутреннее состояние души; поскольку это состояние относится к внешнему,... благодаря этому душа представляет себе мир» [121. Т. 1, С. 66]. Кант определяет дух по отношению к материи не внешним образом, а указывает на имманентность духа природе, который есть «...скрытая движущая сила природы, тонкое вещество...» [121. Т. 1, С. 100]. Эта движущая сила названа Кантом «мировым духом». Обращаясь к категориям причины-следствия, философ утверждает, что дух, в отличие от материи, может изменяться не только под действием внешних сил и причин, но и от внутренних. Внутренняя же деятельность духа - это онтологическое и причинное основание всех видов понятий. Дух, по Канту, обладает внечеловеческой природой, но сопричастен человеку, касается его своей побудительной, активирующей силой; душа же принадлежит конкретному человеческому телу. Некоторым образом отличая душу от духа, автор подчеркивает, «что душа не есть материя, ... но остерегайтесь заключать отсюда, что душа не обладает материальной природой» [121. Т. 2, С. 181]. Соответственно этому справедливо утверждение о том, что дух, некоторым образом, тесно связан с мозгом. Несмотря на связь духа с материей, дух есть противоположность материи и обладает некоторыми противоположными свойствами. Он проницаем, но и обладает протяжённостью и пространственностью, впрочем, как и душа, которая «... есть там, где ощущаю» [121. Т. 2, С. 212], то есть совпадает с границами чувствующего тела. Возвращаясь к имманентности духа материи, и определяемой Кантом, как внутренний принцип соотнесения её частей и элементов [121. Т. 2, С. 216], мы видим не только предпосылки возникновения теории «субстанционального деятеля», но и усматриваем в духе упорядочивающее начало, потенциально несущее максимальную негэнтропию системе дух-материя.

Одним из первых Кант обратил внимание на различные аспекты духа, исследованиями которых занимались позже другие философские школы. Так утверждение, что «...идеи, сообщённые нам духовным воздействием, облекаются в знаки того языка, которым человек пользуется...» [121. Т. 2, С. 229], впоследствии было подхвачено и развито постмодернизмом и семиотикой; утверждение, что одним из основных свойств души является память [121. Т. 2, С. 253], было подхвачено и развито философией жизни, в частности - Анри Бергсоном.

Дух мыслится Кантом и как свойство человеческого бессмертия, как гарант неуничтожимости души, чем придаёт человеку статус сверхтелесного существа. Признавая принципиальную непознаваемость духа, он писал, что установленные границы нашего понимания убеждают «нас в том, что разнообразные явления жизни в природе и их законы - это всё, что дозволено нам познать...» [121. Т. 2, С. 242]. Так же в данной работе Кант упоминает о том, что одним из актов духа есть время.

В работе «Критика чистого разума» философ напоминает, что душа, в некотором смысле, есть «мыслящая природа». В основу души положен принцип её простоты, самостоятельности и целостности.

Говоря о гносеологической функции духа и души [121. Т. 3, С. 64, 89, 108], автор подчёркивает, что они связаны с чувственностью, которая есть инструментальная функция, проводник образов, представлений о предмете; «...мыслятся же предметы рассудком, и из рассудка возникают понятия» [121. Т. 3, С. 62]. К познавательной функции духа относится и способность разума к синтезу.

Понятие духовности в экзистенциализме, философии жизни и философской антропологии

Уже Серен Кьеркьегор (1813 - 1855) выделяет две противоположные линии духовности: этизм и эстетизм. Как особую направленность духа он выделяет мистицизм. Эстетическим началом, по мнению Кьеркьегора, является то, благодаря чему человек является непосредственно тем, что он есть, этическим же - то, благодаря чему он становится тем, чем становится. Можно сказать, что этическое начало сообщает жизни внутренний мир, подталкивает человека к реальному выбору жизненного пути, выбору между добром и злом. Только свободный и осознанный выбор - «или-или» - помогает человеку обрести собственное Я, которое, по Кьеркегору, находится как бы вне его самого. Жизненную задачу этика датский философ определяет как воплощение в себе «общечеловеческого».

Эстетизм же занимается только обозрением проблемного поля, общего как для эстетизма, так и для этизма. Иными словами эстетик отвергает принцип творческой активности в освоении мира, а более склонен к пассивной созерцательности, которая сознательно или бессознательно приводит человека к отчаянию. Жизненным принципом эстетиков всех родов и времён был и есть принцип удовольствия. Но Кьеркегор указывает на неоднозначность положений эстетизма. Он подчёркивает, что эстетик не живет непосредственной, эстетической жизнью, а следовательно подлежит суду этики, хотя к его жизни и нельзя предъявлять этических требований. «Жизнь каждого, даже самого ничтожного индивидуума как бы раздваивается, делится на внутреннюю душевную и на внешнюю, и общая история его жизни -которую опять-таки имеет каждый индивидуум - является результатом не одних только свободных его деяний. Внутренняя, душевная жизнь индивидуума принадлежит одному, и никакая история, в частности, никакая всемирная история вообще не должна касаться этой проблемной области... В этой-то именно области и царствует абсолютное «или-или», но ею-то как раз философия и не занимается» [132, С. 223]. В этих словах Кьеркегор ставит проблему противоречий в духовности человека.

Ядром взглядов Кьеркегора на проблему духовности является категория нравственного выбора - «или-или», которая ведёт человека к созиданию собственной духовной целостности. Только религиозное отчаяние признаётся им как сила, вызывающая неутомимую работу человеческого духа, способная вырвать его из бессмысленного существования.

«Человек есть дух. Но что же такое дух? Это Я. Но тогда — что же такое Я? Я — это отношение, относящее себя к себе самому,j— иначе говоря, оно находится в отношении внутренней ориентации такого отношения, то есть Я — это не отношение, но возвращение отношения к себе самому. Человек — это синтез бесконечного и конечного, временного и вечного, свободы и необходимости, короче говоря, синтез» [133, С. 255]. Виновность оказывается предпосылкой духовности, т. е. страха, ведет к осознанию человеком собственного бессилия и, следовательно, к необходимости обращения к Богу. Так через христианскую догматику объясняется страх — его истинная причина усматривалась в предчувствии духа, в возможности духовного.

Кьеркегор как бы возвращается к гегелевской дефиниции человека — с той только разницей, что дух понимается как синтез души (в том числе сознания) и тела. Он отрицает какую бы то ни было связь духовного и чувственного: дух не знает чувственных различий. Истинная природа чувственного — не-духовное. Это впервые открыло христианство, а для античной культуры подобное представление было чуждо. Отодвинув чувственное в область запретного, христианство достигло той полноты эротических переживаний, которая осталась недоступной для античности. Свидетельством тому служит превращение эротического в сексуальное. Секс оказывается вне духа, но, по Кьеркегору, это не значит, что христианство его отвергает — просто главной заботой становится первородный грех.

Созданный Кьеркегором христианско-экзистенциальный образ человека был призван преодолеть узкорационалистические традиции в этике, учесть "многослойность" внутренней жизни духа, продемонстрировать ее драматизм и развенчать просветительские иллюзии о гармоническом развитии личности, постепенно накапливающей все новые положительные душевные свойства. Кьеркегор жестко связывал духовность и проблему самореализации призвания: «Но даже для того, кто так и не приходит к вере, в жизни достаточно задач, и если человек их честно любит, жизнь его не растрачена попусту, пусть даже ему никогда не сравняться с тем, кто воспринял и постиг высшее. Но тот, кто приходит к вере (будь он человек исключительно одаренный или простой, это неважно), он не остается стоять там неподвижно, он даже был бы возмущен, скажи ему кто-то нечто подобное; точно так же как любящий был бы оскорблен, скажи ему кто-нибудь, что он остается стоять неподвижно в своей любви; ведь, ответил бы он, я вовсе не стою неподвижно, поскольку вся моя жизнь в этом» [133, С. 111].

Карл Ясперс (1883-1969) уверен, что «человек - это дух, ситуация подлинного человека - его духовная ситуация» [292, С. 290]. Ясперс довольно жёстко увязывает понятия духа, экзистенции и свободы. Понятия экзистенции и свободы у него практически тождественны.

О сущности, содержании и структуре понятия духовности

В современной философии можно выделить следующие основные подходы к трактовке духовности:

1. Духовность рассматривается как ценностное состояние сознания, как развитость ценностных ориентации.

2. Духовность определяется как способность обнаруживать в предметах социальные качества, открывать человеческое назначение вещей и устанавливать их связь с действиями людей.

3. Духовность рассматривается как способ человеческой жизнедеятельности.

Сущность понятия духовности многообразна и разностороння: духовность есть прежде всего основное свойство человека, выделяющее его из царства природы; это сверхприродные и сверхчувственные атрибуты человека, связанные с его мыслительными способностями и существующие не только в онтологической связи с субъектом-носителем. Ядром сущности духовности можно считать её коммуникативно-ценностные функции, вырывающие человека из ограниченного существования, предоставляющие возможность сопереживать и со-чувствовать Другому, независимо от социальной или личностной качественности Другого, независимо от пространственно-временной характеристики существования (или не существования) Другого.

«Духовность - это состояние, когда дух человека в труде над собой прорывает замкнутость, повседневное, приобщается к бесконечности и вечности бытия, первосмыслам жизни мироздания, где уже с таких позиций переживания бытия его повседневность и телесность приобретает ясные реальные черты, без гипостазирования "вниз" и "вверх". Духовность - это состояние, когда дух человека начинает одухотворенно - с позиций переживания целостного, вечного, бесконечного, но и ставшего родным бытия - выполнять иначе утилитарные и надутилитарные задачи: коммуникативную; экзистенциальную: герменевтическую; деонтологическую» [161, С. 116-127]. Это сверхвозможность существования в ином измерении, это выход из закольцованности собственного бытия к Иному. Итак - все сверхприродные качества человека составляют сущность и содержание духовности. «Духовность — свойство природы самого человека, это то уникальное, исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ, это то, что даже трудно определить словами. Дух — невидим, непространственен, он нигде не находится. Но дух нам не внеположен, он не что-то чуждое нам, а это сама наша человеческая природа, и для того, чтобы дать определение этому свойству, духовности и духовностности — человек несет в себе дух, — пришлось бы встать на некую иную точку, откуда-то смотреть, что для нас невозможно, ибо дух — это мы сами и есть. И дух выше, он по своей природе шире рациональных определений, он в них не втискивается. Дух — это и мышление, и сознание, и воля человеческая, это весь тот континуум, сложный и в то же время единый целостный поток, который составляет особенность человека» [160, С. 9-14]. «Человека можно назвать духовным лишь постольку, поскольку он в своем реальном поведении способен во имя высокой цели, идеи, ценности встать над повседневными интересами, выйти за пределы наличного бытия созданного как природой, так и людьми» [152, С. 16]. Конкретная человеческая духовность не тождественна духовной жизни общества. Здесь духовность скорее выступает как главный способ самосозидания личности, как путь обретения и воплощения высших нравственных, эстетических и гносеологических ценностей и идеалов. Духовность есть свободная и творческая самореализация и самосовершенствование, где свобода выступает не только как необходимая характеристика субъекта, но и как онтологический фундамент: «Субстанция духа есть свобода» [68, С. 25].

Мы понимаем духовность и как целостную сферу бытия человека, охватывающую все проявления его отношений с обществом и природой. Конкретно человеческую духовность понимаем как единую, монолитную, находящуюся в постоянном движении сферу; в зависимости от главенствующих ценностей направленность духовности можно условно подразделить на этическую, эстетическую и познавательную, что не означает какой либо раздробленности духа на части, или иерархической соподчинённости его частей; человек сам властен направлять прожектор своего духа в ту или иную сторону. Целостность духовности есть гармоничное сочетание ценностей, волений и мотиваций в этической, эстетической и познавательной сферах.

Анализируя сущность светской направленности духовности, можно принять за её ядро ценность гносеологической, рационалистической составляющей, в отличие от ценности и первичности нравственной составляющей, присущей религиозной направленности духовности.

Похожие диссертации на Становление духовности личности