Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философский анализ феномена отечественной интеллигенции Макарова Светлана Эдвардовна

Социально-философский анализ феномена отечественной интеллигенции
<
Социально-философский анализ феномена отечественной интеллигенции Социально-философский анализ феномена отечественной интеллигенции Социально-философский анализ феномена отечественной интеллигенции Социально-философский анализ феномена отечественной интеллигенции Социально-философский анализ феномена отечественной интеллигенции
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Макарова Светлана Эдвардовна. Социально-философский анализ феномена отечественной интеллигенции : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Макарова Светлана Эдвардовна; [Место защиты: Моск. гос. технол. ун-т "Станкин"].- Москва, 2009.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/535

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблемы понимания истории и перспектив развития российского общества тесно связаны с изучением феномена отечественной интеллигенции. Глобальные изменения в культуре, образовании, социальной стратификации и в других социальных сферах вновь актуализируют вопрос о роли и значении отечественной интеллигенции как интеллектуальной и нравственно - ориентированной компоненты современного общества.

Актуальность исследования определяется также тем, что в течение двадцатого века и в наше время происходили и происходят серьезные трансформации российского общества и культуры, еще недостаточно полно осмысленные философией. Отечественная интеллигенция относится именно к тем социокультурным феноменам, исследование которых требует всестороннего теоретического исследования.

Отсутствие применения системного подхода к изучению интеллигенции в контексте социально-философского анализа обусловили актуальность исследования и использование данного метода в изучении социокультурной динамики и трансформационных процессов отечественной интеллигенции.

Актуализируют заявленную тему исследования такие факторы исследовательской несогласованности как:

отсутствие единства в восприятии интеллигенции, унаследованное от идейно - политических споров представителей различных идеологических групп пореформенной эпохи (60-е годы XIX - начало XX века);

имеющее место в научной и публицистической литературе отождествление понятий «интеллигенция», «интеллектуалы», «образованный класс», «элита», которое приводит к устранению из содержания понятия «интеллигенция» нравственных признаков, которые на протяжении истории России были для нее характерными, специфическими, определяющими, являлись важнейшей сущностной характеристикой российской интеллигенции;

отсутствие четкого понимания грани, отделяющей интеллигенцию как социокультурный феномен от интеллигенции как исторического феномена, вследствие чего, характеристики, даваемые интеллигенции в определенный исторический период, нередко рассматривались как ее сущностные характеристики;

поиск ответов о времени возникновения интеллигенции, ее признаках, социокультурных функциях и т.д. зачастую предпринимается вне связи с концептуальным анализом или фактически ему предшествует;

появление новых определений интеллигенции: «истинная (подлинная, настоящая) интеллигенция» и даже «интеллигентная интеллигенция» (В.А. Мансуров и К.Г. Барбакова) - с целью провести грань между определенным нормативным эталоном и реальностью;

наличие тенденции к «вытеснению» концепта «интеллигенция» из научного оборота, которая базируется на убеждении, что с развитием рыночной экономики интеллигенция исчезает, распадается на подлинных профессионалов - ядро среднего класса и на деклассирующуюся, переходящую в низшие общественные слои часть.

Практическая актуальность связана с необходимостью возрождения интеллигентской традиции в российском обществе; возникает целесообразность активного диалога представителей интеллигенции с властными структурами с целью нахождения способов разумных и нравственных решений социально-политических и экономических проблем. Не менее актуальным видится вопрос об особой стратегической роли интеллигенции в постиндустриальном обществе, когда обостряются нравственные и социальные проблемы, решение которых зависит от многих людей, а не только от политических элит. На новом витке исторического развития от интеллектуальных способностей интеллигенции зависит решение проблем выживания человечества, способы нахождения новых источников жизни и справедливого их распределения.

Степень разработанности проблемы. В силу своей неоднозначности, многоаспектности и многогранности понятие «интеллигенция» изучалось с различных сторон не только в отечественной, но и в зарубежной социально-философской, исторической, культурологической и социологической литературе. В частности, к теме интеллигенции обращались многие выдающиеся представители общественной и литературной мысли России конца XIX - середины XX вв.: писатели А.И. Герцен, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Д.С. Мережковский, А.П. Чехов; общественные деятели П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Р.В. Иванов-Разумник, П.Н. Милюков, М.И. Туган-Барановский, В.И. Ленин, А.В. Луначарский; историки и философы В.О. Ключевский, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, С.Л. Франк, П.Б. Струве, А.Ф. Лосев, Г.П. Федотов, Ф.А. Степун и др., а также зарубежные исследователи (в том числе и современные) - К. Манхейм, А. Грамши, Р. Дарендорф, Н. Хомски, Ш. Авинери, П. Бергер, Р. Пайпс и др.

Во второй половине XIX - начале XX вв. вопрос о сущности и роли интеллигенции был одним из самых дискуссионных в экономической, историко-политической и даже художественной литературе России. Толчком к идейной переоценке во многом традиционных взглядов интеллигенции, продолжающих традиции общественной мысли второй половины XIX в., была первая русская революция. Сборники «Вехи», «В защиту интеллигенции», «Интеллигенция в России» стали документальным подтверждением осознания интеллигенцией поворотного момента в своей истории и этапом самопознания. Эти статьи содержали глубокие философские мысли и легли в основу нравственно-философского или культурологического подхода в изучении проблем интеллигенции.

Марксистская концепция интеллигенции, начавшаяся оформляться в тот же период, положила начало другому подходу - социально-экономическому. Работы Р. Виппера стали составной частью концепции интеллигенции, предложенной В. Лениным, В. Воровским, А. Луначарским трактовавшими интеллигенцию согласно социально-классовому критерию как социальную прослойку.

Это понимание интеллигенции стало частью государственной концепции социальной структуры советского общества.

В дальнейшем в историографии периода СССР центральной проблемой стало не столько определение сущности и понятия интеллигенции, сколько вопрос о составе интеллигенции как социальной группы и конкретно-историческое ее изучение. Структура дореволюционной интеллигенции обычно рассматривалась в трех основных аспектах: профессиональном, классовом и политическом (Л.К. Ерман, В.Р. Лейкина-Свирская, А.В. Ушаков).

Сборник «Вехи», работы Р.В. Иванова-Разумника, П.Н. Милюкова, Д.Н. Овсянико-Куликовского оказали большое влияние на зарубежных исследователей. Западную историографию по русской интеллигенции следует рассматривать также в связи с распространенными социологическими теориями по истории интеллектуалов (А. Грамши, К.Манхейм).

Провозглашение в России «гласности» и «перехода к общечеловеческим ценностям» способствовало смещению акцентов в оценке интеллигенции, появлению альтернативных точек зрения. В связи с вышесказанным следует назвать работы М.Л. Гаспарова, Н.И. Балашова, Ю.С. Степанова, И.В. Кондакова, В.М. Петрова, К.Б. Соколова, B.C. Жидкова, Б.Ф. Егорова, В.Н. Дмитриевского, А.Л. Казина, Л.Я. Смолякова, Д.С. Лихачева, В.Ф. Кормера, М.К. Мамардашви-ли, А.С. Панарина и других исследователей.

1990-е гг. стали временем формирования «интеллигентоведения» как самостоятельной отрасли научного знания. Происходила интенсивная разработка новых методологических подходов к исследованию интеллигенции. Соотнесение интеллигенции и класса интеллектуалов или интеллектуальной элиты провели А. Квакин, А. Севастьянов и другие ученые. Исследования по определению места интеллигенции в социальной структуре, в т.ч. в составе среднего класса, осуществлял В. Радаев. Социокультурные аспекты феномена отечественной интеллигенции рассмотрены в работах О. Козловой, В. Левичевой, И. Осинского, Е. Элбакяна, Ж. Тощенко. Социологическая сущность интеллигенции как социальной группы, ее классификации исследованы в современной

научной литературе Э. Вином, Р. Дарендорфом, К. Барбаковой, В. Мансуровым, А. Севастьяновым, Л. Фейером, Н. Хомски, рядом других ученых.

Исследование социокультурной роли интеллигенции в трансформационных процессах нашло отражение в деятельности существующего в Иваново с 1992 года Межвузовского центра РФ «Политическая культура интеллигенции, ее место и роль в истории Отечества». На основе последнего в 1998 году был создан НИИ Интеллигентоведения, разрабатывающий новую теоретико-методологическую парадигму интеллигентоведения, осуществляющий координацию научно-исследовательских работ по проблемам интеллигенции РФ, стран ближнего и дальнего Зарубежья, накопление и использование уникальных научно-информационных материалов.

В Российском государственном гуманитарном университете под руководством известного социолога Ж.Т. Тощенко проводятся ежегодные международные конференции, посвященные проблеме интеллигенции. В связи с актуальностью поисков национальной идеи и новой культурной идентичности россиян, проблема социокультурной роли интеллигенции активно переосмысливается, что находит отражение в многочисленных публикациях по теме: в работах Б.И. Липского, Н.Л. Ивановой, А.С. Ахиезера, Е.И. Кукушкиной и др.

Специфика отечественной интеллигенции, ее место в стратификационной структуре современного российского общества, а также динамика изменения ее статусных позиций исследуются Ж.Т. Тощенко, Л.К. Барановой, Р.В. Рыбкиной, Н.И. Лапиным, О.В. Рябовым и другими. Особое значение для настоящего исследования представляет изучение места и роли интеллигенции в ходе формирования новой российской культурной идентичности. А.И. Фурсов, Н.А. Покровский в своих работах обосновывают точку зрения, согласно которой социокультурная роль российской интеллигенции закономерно исчерпалась с окончанием стимулировавшей ее исторической эпохи. На противоположных позициях стоят такие авторы, как O.K. Степанова, А.С. Панарин и многие другие, считающие, что у интеллигенции есть социальные и культурные

перспективы в изменившемся российском обществе и в глобальном культурном пространстве.

Социально-философский анализ феномена отечественной интеллигенции потребовал рассмотрения ряда общесоциальных теорий, посвященных вопросам социальной структуры и динамики. Особое значение для раскрытия диссертационной проблематики имели теории Ж. Бурдье, Г.Тейфела, А.Турена, Д.Белла, Э.Гоулднера, П. Бергера и Т. Лукмана.

Таким образом, можно отметить, что в области интеллигентоведения происходит процесс методологических поисков и формирования новых исследовательских практик. Однако им не хватает системного подхода, позволяющего качественно структурировать различные элементы социокультурного круга «интеллигенция», дифференцировать признаки и общественно-значимые функции, исследовать социокультурную динамику.

Объектом исследования является отечественная интеллигенция.

Предмет исследования - социальная динамика отечественной интеллигенции.

Цель исследования - проследить социокультурную динамику отечественной интеллигенции в контексте российской истории.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

уточнить содержание концепта «интеллигенция» на основе сравнительного анализа интерпретаций данного понятия с момента его возникновения до современности;

рассмотреть понятие «интеллигенция» в сравнительном анализе с терминами «интеллектуал», «профессионал», «образованный класс», «средний класс»;

проанализировать главные признаки отечественной интеллигенции со времени оформления ее в социально-культурную систему;

на основе системного метода и структурно-функционального анализа в исследовании отечественной интеллигенции создать системную модель интеллигенции, раскрыть функции каждого ее элемента;

раскрыть характер социальной динамики и модификацию структуры отечественной интеллигенции на различных этапах истории российского социума: в дореволюционный период, в советскую эпоху и в постсоветский период;

исследовать эффективность функционирования отечественной интеллигенции на различных этапах социальной динамики.

Теоретической основой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных философов, историков, социологов, отражающие результаты социокультурного, исторического, социологического и социально-философского изучения феномена российской интеллигенции. Проверка теоретически получаемых выводов проводится на основе эмпирических данных, аналитически обработанных на основе созданной авторской методологической модели исследования.

Методологическая основа исследования строится на утверждении, что отечественная интеллигенция представляет собой социальный круг, который может быть изучен с помощью системного подхода, в рамках которого выделяются идентификационный, оперативный и периферийный элементы интеллигенции, рассматривается характер их взаимосвязи, функционирования и социокультурной динамики. Применены методы системного и структурно-функционального анализа, «нелинейного» способа мышления. Последний активно развивается в новой междисциплинарной науке «хронотронике», изучающей эволюцию общества во времени и пространстве на основе общности закономерностей развития объектов всех уровней организации материи - в природе, обществе, духовной жизни.

Исследование имеет ярко выраженную междисциплинарную основу, что отражает междисциплинарный характер сложившейся новой области знания -«интеллигентоведения». Методологические поиски сочетаются с признанием принципа историзма, необходимого для исторического и философского исследования. В связи с этим в исследовании применяются конкретно-исторический, сравнительный методы, метод социокультурно-исторической реконструкции,

позволяющий проследить динамику отечественной интеллигенции как системы, ее общественно значимых позиций и вынужденных трансформаций; метод социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана; методология исследования социальной идентичности Г. Тэйфела.

Эмпирическую и информационную базу исследования составили преимущественно опубликованные материалы, среди которых произведения русской философской и общественно-исторической мысли, материалы периодических изданий, произведения художественной литературы, воспоминания, дневники, переписка, литературно-критические статьи, различные исторические документы (манифесты царского правительства, постановления ЦК ВКП(б), протоколы заседаний СП СССР и др.), философские, толковые, этимологические, исторические словари, результаты социологических опросов, исследований по изменению социальной структуры современного российского общества, содержащихся в Банке данных социологических исследований Института социологии РАН.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

  1. Проанализированы различные интерпретации и трактовки концепта «интеллигенция» в отечественной и зарубежной социально-философской литературе, выявлены причины различения содержания данного понятия. Предложено авторское определение понятия «интеллигенция».

  2. Раскрыта принципиальная разница между содержанием понятия «интеллигенция» и терминами «интеллектуалы», «профессионалы», «образованный класс», «средний класс». Выявлено, что эти термины, как в отечественной, так и в западной социально-философской литературе, отражают профессиональный и стратификационный признаки групп. Доказано, что нравственно-этическое содержание понятия «интеллигенция» не редуцируемо только к социально-профессиональному.

  3. Доказано, что основной признак интеллигенции как социального круга состоит в определенной субкультуре, а именно: в высоком уровне интеллектуальной и нравственной рефлексии. Определено, что оформление отечествен-

ной интеллигенции в социокультурную систему произошло в середине XIX века.

  1. Осуществлен системный и структурно-функциональный анализ отечественной интеллигенции. На основе этого подхода предложена социально-философская модель интеллигенции. Выделены три системообразующих элемента интеллигенции: идентификационное ядро, оперативный элемент, резервный или периферийный элемент; раскрыто содержание и направленность основных социокультурных функций каждого элемента системы.

  2. Установлен характер социальной динамики интеллигенции, состоящий в трансформации отечественной интеллигенции как социального круга (в середине XIX века) в социальную группу (в советский период) и к состоянию деструкции на современном этапе.

  3. Исследована эффективность функционирования отечественной интеллигенции на конвергентных и дивергентных этапах социальной динамики. Выявлено, что максимальная эффективность функционирования интеллигенции достигается на фазах конвергенции.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Интеллигенция - социокультурное сообщество (социальный круг) людей с активной общественной позицией и позитивными нравственно-этическими качествами, высоким образовательным уровнем, интегративным мышлением и творческим характером деятельности. Основным признаком отечественной интеллигенции является определенная субкультура, состоящая в высоком уровне интеллектуальной и нравственной рефлексии.

  2. Такие нравственные качества, как профессиональная честность, порядочность, гуманность, толерантность, критическое отношение к наличным формам социального бытия, стремление их усовершенствовать, ориентация на бескорыстное служение идеалу, составляют сущность интеллигентности. Нравственно-этический аспект отражает суть понятия «интеллигенция» и его невозможно элиминировать из содержания данного понятия. Это определяет его принципиальное отличие от таких социально-профессиональных

понятий как «интеллектуалы», «профессионалы», «образованный класс», «средний класс».

  1. Отечественная интеллигенция окончательно оформилась как социокультурная подсистема российского общества в середине XIX века. Именно к этому времени завершилось становление основных элементов в системе «интеллигенция» и их структурно-функциональных связей.

  2. В зависимости от полноты воплощения интеллигентской субкультуры в ее представителях можно выделить основные элементы системы: идентификационное ядро, оперативный элемент, резервный или периферийный элемент. Главная функция идентификационного ядра состояла в критической рефлексии социальных и политических реалий и разработке моделей модернизации российского общества. Главной функцией оперативного элемента являлась профессиональная деятельность, в рамках которой осуществлялись трансляционная, образовательная, познавательная функции, а также функции развития и сохранения культуры. Периферийный элемент представлял социальную среду, выступающую резервом пополнения двух основных элементов интеллигенции.

  3. Отечественная интеллигенция являлась социальным кругом в дореволюционный период. В советский период отечественной истории в результате почти полного уничтожения старого идентификационного ядра и в соответствии с задачами модернизации была сформирована интеллигенция как социальная группа. Центральным и самым многочисленным элементом ее структуры стал трансформировавшийся оперативный элемент. С развитием в России рыночной экономики в конце XX - начале XXI века основной базовый элемент советской интеллигенции (оперативный) распался на несколько подгрупп, которые находятся в разных социальных стратах и между которыми практически отсутствуют структурно-функциональные связи. Одновременно предельно сократился периферийный элемент, т.к. современная система образования ориентирована на подготовку специалистов и интеллектуалов.

6. Максимального функционирования отечественная интеллигенция достигала на конвергентных этапах ее развития, когда разнообразие свойств элементов системы уменьшалось, но сама система (или ее элементы) оптимально приспосабливалась к данным социальным условиям. В дивергентные периоды, когда актуализировалась проблема модернизации российского общества, эффективность функционирования интеллигенции снижалась. Это связано с тем, что идейно-политический раскол внутри идентификационного ядра становился причиной отсутствия конструктивных действий интеллигенции в реформационных процессах.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключаются в том, что социально-философский анализ, выводы, полученные на его основе, углубляют и расширяют существующие в философской и научной литературе представления о феномене отечественной интеллигенции, в возможности применения разработанной исследовательской модели в рамках сформировавшегося направления «интеллигентоведение». Его материалы могут быть привлечены при подготовке работ по истории русской интеллигенции, ее социокультурной динамики, выполнения социально-философского и историко-сравнительного анализа русской и европейской культуры. Некоторые положения и выводы диссертации могут использоваться при разработке учебных курсов и пособий, чтении лекций по специальности «социальная философия». Кроме того, трудности преодоления устойчивых мифологем в общественном сознании, делает материалы исследования востребованными, способствующими формированию комплексного подхода к пониманию феномена отечественной интеллигенции.

Апробация работы. Основные теоретические и практические положения и выводы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии в МГТУ «СТАНКИН», в докладах автора на аспирантских и методологических семинарах. Отдельные положения диссертации и обосновывающие их материалы апробированы в выступлениях и докладах на круглых столах и конференциях Ассоциации исследователей Российского общества - АИРО - XX; АИРО -XXI. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии МГТУ

«СТАНКИН» и рекомендована к защите. Положения диссертации отражены в научных публикациях общим объемом 3 п.л.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографии.

Похожие диссертации на Социально-философский анализ феномена отечественной интеллигенции