Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальное зло и механизмы его преодоления Власенко Милена Шамильевна

Социальное зло и механизмы его преодоления
<
Социальное зло и механизмы его преодоления Социальное зло и механизмы его преодоления Социальное зло и механизмы его преодоления Социальное зло и механизмы его преодоления Социальное зло и механизмы его преодоления Социальное зло и механизмы его преодоления Социальное зло и механизмы его преодоления Социальное зло и механизмы его преодоления Социальное зло и механизмы его преодоления
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Власенко Милена Шамильевна. Социальное зло и механизмы его преодоления : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Уфа, 2005 135 с. РГБ ОД, 61:05-9/656

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА

СОЦИАЛЬНОГО ЗЛА 13

1.1. Теоретико-методологические подходы к рассмотрению социального зла 13

1.2. Концептуализация социального зла как социокультурного явления ..37

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНОЕ ЗЛО И ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА 64

2.1. Преступность как форма социального зла в современном российском обществе 64

2. 2. Социальное и правовое государство как механизм преодоления социального зла 88

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 111

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 115

СПИСОК ИНОСТРАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 135

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Актуальность предпринятого исследования может быть обоснована рядом аргументов.

Первый из них связан с тем, что в том, что в последнее время большинство социальных и гуманитарных наук стали детально исследовать феномен социального зла и его форм в жизни современного общества. Наиболее спорными в исследовании социального зла являются вопросы его определения, выявление его исторических корней, соотношения его форм и видов и др. Поэтому философское исследование данного социокультурного феномена позволит увидеть его специфические черты на современном этапе социального развития.

Другой аспект актуальности темы связан с тем, что большинство социальных трансформаций, в том числе все социальные революции, войны, народные восстания, бунты и т.п. были, в конечном счёте, направлены на улучшение жизни либо общества в целом, либо какой-то социальной группы. Организаторы и идейные вдохновители этих событий не предполагали, что они приведут к отрицательным последствиям: к гибели людей, разрушению экономики, культуры, всего общественного уклада. В этой связи особое внимание следует уделить политическим лидерам, которые, выступая орудием социальных изменений в жизни общества, становятся как бы катализаторами новых форм социального зла.

Если раньше под злом понимали зло нравственное, которое состояло в нарушении деятелем ранга ценностей, большей любви к себе, чем другим людям, то сегодня под социальным злом все чаще понимают разные виды преступлений. Отсюда следующее обстоятельство, придающее актуальность настоящему исследованию, заключается в том, что социальное зло, которое, с одной стороны, порождено общественными отношениями людей и является отражением условий их экономической, политической, культурной жизни, с другой стороны, связано со специфической системой ценностных ориентации той части людей, которых мы называем преступники.

В современном российском обществе наблюдается катастрофический рост преступности, как в традиционных, так и в совершенно новых для России видах. Особые опасения вызывает усиление корыстной направленности преступности, ее профессионализация, появление и широкое распространение таких форм преступности, как терроризм, открытая пропаганда национальной розни и нетерпимости, алкоголизация и наркотизация широких масс населения (в том числе молодежи и несовершеннолетних).

На сегодняшний день в российском обществе сложилась ситуация, требующая не только интенсификации борьбы с преступностью и изменения качества этой борьбы со стороны государства и общества в целом. Это, в свою очередь, заставляет обратиться к анализу причин воспроизводства преступности как формы социального зла, а, в конечном счете, выходу на исследование его предельных оснований.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема исследования социальной сущности и роли зла имеет мощные корни в истории социально-философской мысли. И хотя большинство современных исследователей отмечают, что эта проблема наилучшим образом рассмотрена Г.В.Ф. Гегелем и социальной философией марксизма, но истоки интереса к этой проблеме находим в античности.

В диалоге «Теэтет» Платон вкладывает в уста чужеземца ту мысль, что к человеческой душе относятся два вида зла: один проявляется «как болезнь в теле, другой - как безобразие»1. Обе эти разновидности относятся к сфере видимого. Безобразие есть некая несоразмерность и неприглядность во всех отношениях. Напротив, общественная гармония есть нечто невидимое, и приобрести точное знание о ней почти невозможно. Но, тем не менее, нельзя 1 См.: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 2. - М: Мысль, 1993. - С. 290. и не проверить всеми возможными способами существующие на этот счёт точки зрения. И всё же социальное зло - это то, что вызывает дисгармонию и проявляется как своеволие.

В средневековой философии происходит истолкование общественных отношениях в категориях этики. По мнению Фомы Аквинского, социальное зло рождается в тот момент, когда большинство народа, подавляя богатых и знатных, навязывает им свою волю и тем самым уподобляется тирану1.

В социальных теориях Ренессанса (идеология централизованного государства (Н. Макиавелли, Ж. Боден), в теории естественного права (Г. Гроций), в теоретических проектах утопического социализма (Т. Мор, Т. Кампанелла) по-разному расставлены акценты на добре и зле2. Если Макиавелли исходит из политики и её самостоятельности (её определяют не Бог и мораль, а сама политическая практика), то Кампанелла выражает мысль

0 необходимости больших общественных преобразований (т.е. также в дело включает политику) в соответствии с христианской совестью. По его мнению, зло - это частная собственность и всё с ней связанное.

В философии Нового времени также ставится и разрабатывается проблема социального зла. Так, по мнению Д. Юма, движущая сила развития общества — удовлетворение потребностей и достижение прибыли. Всё, что идёт вразрез с этим - зло. Без удовлетворения потребностей нет упорядочения общества и рациональной власти, обеспечивающей преодоление социального зла.

И. Кант осуждает высокомерие, жадность и злорадство человека как его главные пороки. Формой преодоления зла он считает следование нравственному долгу, которое должно со временем превратиться в привычку или стать «второй натурой». И.Г. Фихте абсолютизирует деятельность, считая труд человека высшей ценностью. Из права на труд и на его 1 См.: Соколов В.В. Средневековая философия. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - С. 289. 2 См., например, Кампанелла Т. Город Солнца. - М.: Госиздат, 1954. результаты Фихте выводит право собственности, понимаемой как обладание такими материальными благами личного пользования, которые нельзя использовать для наживы и жизни за счёт труда других людей .

Тема социального зла получает развитие в трудах Г.В.Ф. Гегеля. Гегель во имя предотвращения смерти обездоленного человека от голода, этого страшного общественного зла, обосновывает правомерность народа на ниспровержение существующих порядков .

В произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса дан обстоятельный анализ социального зла. Это зло рассматривается с точки зрения отношений «личной зависимости», при которых социальное отчуждение огромное и всесильно. Вторая ступень человеческого отчуждения — это отношения «личной независимости». Это - современное Марксу и нам общество индустриального типа, с мировым информационным и финансовым рынками, наёмным трудом. Господство социального отчуждения здесь наглядно воплощено в деньгах. На второй ступени человечество накапливает силы для перехода к стадии «присвоения» человеком всех накопленных человечеством сил и потенций. При этом Маркс исходит из той мысли, что не человек должен подчиняться отчуждённым сущностям (разделению труда, государственным институтам, деньгам, идеологическим иллюзиям и т.д.), а наоборот, всё это должно быть преобразовано и поставлено на службу человеку, людям в их личностной уникальности3.

В нашей отечественной философии изучение зла как социального явления представлено в трудах Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, В.С.Соловьёва, Г.П.Федотова4. 1 См.: Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века.-М.: Высшая школа, 1989.-С. 150-151. 2 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. - М: Мысль, 1977. 3 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 46. Часть 1. - С. 100-101. 4 Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. - Париж, 1939; Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. - М.: Республика, 1994; Соловьёв B.C. Свобода и

Исследованию сущности и специфической природы социального зла посвящены работы Д.Ж. Валеева, Э.В. Ильенкова, Л.Н. Когана, В. Кувакина и др.1

Советские философы смогли отстоять лучшие традиции философствования о добре и зле по той причине, что в своей подавляющей массе не дали себя увлечь не только сложившимися к середине 30-х гг. XX века идеологическими стереотипами восприятия зла (зло — это капиталисты, империализм, частная собственность и т.д.), но и определённым романтическим духом, который господствовал вплоть до начала 70-х гг. и который толкал людей на ничем не обоснованное подвижничество в деле построения социально однородного общества, где «стёртыми» должны были оказаться не только классовые, но и национальные различия. Поэтому сегодня вполне можно и нужно говорить о феномене советской философии, которая представлена блестящими работами не только в области истории философии, но и в области методологии социального познания, включая сюда и познание общественных аномалий, девиантного поведения, различных форм конфликта, социальных антагонизмов, противоречий, всего того зла, которое связано с условиями социальной жизни людей.

Отсюда неоценимую помощь в осмыслении генезиса и сущности зла нам оказали труды С.Ф. Анисимова, М.М. Бахтина, B.C. Библера, А.В. Гулыги, А.Я. Гуревича, А.А. Гусейнова, А.Ф.Кудряшева, В.А.Малинина, И.С.Нарского, И.М.Орешникова, Л.А.Ширяева и других, а также работы по зло в философии Шеллинга //Историко-философский ежегодник. - М.: Наука. 1987. - С. 271-278; Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме: Избранные статьи. -СПб.: Изд-во СПб. университета, 1994. 1 Валеев Д.Ж. Происхождение морали. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981; Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Республика, 1991 Коган Л.Н. Зло. - Екатеринбург: Изд- во Урал, ун-та, 1992 и др. 2 Анисимов С.Ф. Духовные ценности, производство и потребление. - М.: Мысль, 1988; Бахтин М.М. К философии поступка //Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984-1985. - М., 1986; Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в XXI век. - М.: Политиздат, 1991; Гулыга А. В. Русская идея и ее творцы. - М.: Соратник, 1995; Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». - М.: Индрик, 1990; Гусейнов А.А. Великие моралисты. - М.: Республика, 1995; Ильенков методологии социального развития Г.С.Арефьевой, Г.А.Антипова, В.С.Барулина, А.А.Валькова, Б.С. Галимова, Б.А.Грушина, В.Е.Кемерова, А.Н.Кочергина, А.Б.Курлова, СМ. Поздяевой, Р.М.Тухватуллина, В.Г.Федотовой ' и др.

К этому следует добавить, что в последние десятилетия обострился интерес к проблеме зла и его преодоления тех современных западных учёных, которые работают в русле трансцендентальной парадигмы и теории коммуникативного действия. Отметим работы Г. Гирндта, X. Трауба, Ю. Хабермаса2.

В последнее время обращается пристальное внимание на такую форму зла, как нравственное отчуждение, поскольку нравственность есть объединение воли людей и их моральности. Проникновение в природу нравственности затрагивает субстанцию всех институтов и степень их соответствия сущности человека. Это - работы Д.И.Дубровского, З.Р.Валеевой, П.П.Великого, В.В.Журавлёва, В.Б.Иорданского,

А.С.Курашова, О.Н.Крутовой, В.П.Коблякова, Ю.М.Смоленцева, К.Н. Смирнова3 и др.

Э.В. Философия и культура. - М.: Республика, 1991; Малинин В.А. История русского утопического социализма: Вторая половина XIX - начало XX века. - М.: Наука, 1991; Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992; Ширяев Л.А. Социально- философские проблемы оптимизации научно-технического творчества. - Свердловск: Изд-во УРГУ, 1990. 1 Арефьева Г. С. Общество, познание, практика. - М.:Мысль, 1988; Антипов Г.А., Кочергин А.Н. Проблемы методологии анализа общества как целостной системы. - Новосибирск, 1988; Барулин B.C. Диалектика сфер общественной жизни. - М.: Изд-во МГУ, 1982; Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. - Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1981; Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. - М.: Политиздат, 1987; Кемеров В.Е. Концепция радикальной социальности //Вопросы философии. - 1999, № 7; Курлов А.Б. Методология социального моделирования. - Уфа: Автор-проект, 2000; Поздяева СМ. Российское общество в условиях модернизации: (социально-философский анализ). - Уфа: БГУ, 1998; Тухватуллин P.M. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений. - Уфа: Изд-е БашГУ, 1997; Федотова В.Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии. - 1995. -№12.-С.21-34идр. 2 См., например, Хабермас Ю. Будущее человеческой природы /Пер. с нем. - М.: Издательство «Весь мир», 2002. 3 Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ. - М.: Изд-во «РЭЙ»,

Однако нравственность не существует в отрыве от других форм сознания. И зло есть явление такое же комплексное, как и добро. Поэтому создание механизмов снижения зла в обществе предполагает всесторонний анализ форм взаимодействия морали и права, политики и морали, морали и науки, анализ толерантности как предпосылки снижения зла, исследования власти и проблемы её рационализации, анализ терроризма и предпосылок его преодоления и т.д. Изучение всех этих вопросов содержится не только в трудах западноевропейских авторов — М.Вебера, Э.Трёльча, В.Хёсле , — но и в трудах современных отечественных авторов, многие из которых уже названы выше.

И всё же, несмотря на обилие работ, посвященных изучению отчуждения, негативных общественных явлений, включая расширение теневых сфер жизнедеятельности, следует отметить, что сама по себе проблема социального зла остаётся своеобразным «белым пятном». Не находит достаточного освещения в литературе выявление сущности зла и механизмов, способствующих его снижению.

Объект исследования - социальное зло как феномен, порождённый реальными отношениями людей, условиями их социальной и культурной жизни.

Предмет - формы проявления социального зла в современном российском обществе.

Цель и основные задачи работы. Целью диссертации является философский анализ социального зла и механизмов его преодоления.

1994; Валеева З.Р. Нравственное отчуждение как философская проблема. - Авт-т дисс... канд. филос. наук. - Уфа, 1998; Великий П.П. Экономика и нравственность. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1992; Журавлёв В.В. Проблемы духовной жизни общества. - Ростов н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 1972; Иорданский В.Б. О едином ядре древних цивилизаций //Вопросы философии. - 1998, №12; Крутова О.Н. Человек и мораль. - М.: Политиздат, 1970; Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. - М.: Изд-во МГУ, 1989; Смирнов К.Н. Фауст против Мефистофеля? Диалоги и размышления о нравственной проблеме научно-технического прогресса. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1987 и др. 1 Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994; Трёльч Э. Историзм и его проблемы. -М.: Юрист, 1994; Хёсле В. Философия и экология. - М.: Издат. фирма АО Kami, 1994.

С учётом данной цели автором решались следующие задачи: проанализировать существующие подходы к определению социального зла как сложного и противоречивого явления экономической, политической и духовной жизни; исследовать содержательные аспекты категории социального зла и ее соотношение с другими понятиями, выступающими одновременно как его формы; выявить факторы, детерминирующие развитие преступности как формы социального зла; рассмотреть становление в России социального и правового государства как механизма снижения общего уровня зла в обществе.

Методологическая база исследования. Методологической основой работы выступает системный подход к анализу социальных явлений. Одну из его отличительных особенностей составляет относительная адекватность уровню сложности и неопределённости социальных процессов, в силу чего эвристические возможности данного метода достаточно высоки.

Автор исходит также из философско-антропологического и ценностного понимания развития общественных отношений. Автор опирается на принцип историзма, особенно при раскрытии исторических форм зла; он исходит из принципа единства духовной жизни, который оказывается методологически продуктивным в процессе анализа причин возникновения социального зла.

Научная новизна исследования состоит в том, что автором: обосновано, что социальное зло есть такое явление общественной жизни, которое функционирует на уровне разных субъектов как специфическое нигилистическое мировоззрение, целью которого становится кардинальное изменение общества (или человека) с помощью физического, экономического, политического, психологического и других видов насилия; обнаружено, что социальное зло обусловлено не только резкой поляризацией общества на сверхбогатых и очень бедных, но и наличием в обществе открытых и латентных очагов конфликтов, теневыми, незаконными взаимодействиями на всех уровнях общества; выявлены главные детерминанты преступности как одной из опаснейших форм социального зла: социальное неравенство, бедность, маргинализация населения, «теневизация» сфер жизнедеятельности общества, деидеологизация, правовой нигилизм, падение нравов; обосновано, что в условиях современной России происходит переориентация общественного сознания с гуманистических ценностей на ценности преступного мира, что свидетельствует об укоренении криминального мировоззрения в сознании россиян; доказано, что принципы организации преступного мира, который существует как «государство в государстве» в теле современного российского общества, подрывают глубинные основы общественной морали и активизируют антимодернизационные тенденции; выявлены механизмы, способствующие общему снижению в обществе зла (разграничение сфер права и нравственности, ясность и приемлемость для людей морального целеполагания со стороны государства, ориентация на построение социального и правового государства, воспитание у граждан способности вести политический дискурс, отличающийся достаточным уровнем гуманитарной культуры).

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое значение работы заключается в том, что положения и выводы диссертации могут послужить теоретической основой для дальнейшего исследования сущности социального зла и его разновидностей, а также использованы в качестве общетеоретической основы для социологических исследований, анализирующих различные формы девиантного поведения человека.

Практическое значение работы заключается в том, что выводы диссертации найдут своё применение в процессе чтения лекционных курсов по социальной философии, социологии, культурологии, этики, политологии и правоведению, а также при чтении спецкурсов: «Правовой нигилизм в России», «Социально-философский подход к исследованию преступности».

Апробация исследования. Основные идеи и выводы диссертации докладывались на всероссийских и региональных научно-теоретических и научно-практических конференциях, в том числе: на Всероссийской межвузовской конференции «Культурология в контексте гуманитарного мышления» (Саранск, 2004 г.); на научно-практической конференции, посвященной 95-летию основания Башкирского государственного университета (Уфа, 2004); на Международной конференции «Фихте, Платон, Макиавелли и идея правового общества» (Уфа, 2004 г.).

Концептуальные положения работы представлены в четырех публикациях автора общим объёмом 1,5 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из двух параграфов каждая, заключения и списка использованной литературы, включающего 260 наименований. Общий объем диссертации -135 страниц.

class1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА

СОЦИАЛЬНОГО ЗЛА class1

Теоретико-методологические подходы к рассмотрению социального зла

На вопрос о сущности зла философы в разные времена отвечали и отвечают по-разному. Но все их ответы, как замечает Л.Н. Коган, могут быть сведены в основном к трём позициям: 1) зло заключено в самой природе человека; 2) зло в основном не зависит от человека и от общества в целом. Оно присутствует в самом мироздании (у позднего Шеллинга, например, зло воплощено во второй космической потенции, которая олицетворяет силу смерти, стремление к небытию1); 3) зло порождено реальными, земными общественными отношениями людей, условиями их социальной жизни2. Именно этой последней точки зрения мы и придерживаемся, стремясь по возможности больше учесть то рациональное содержание, которое заключено в первых двух.

Тема общественного зла чрезвычайно обширна и многогранна. Прежде, чем мы приступим к ее анализу, нужно отметить следующее.

Категория зла не выступает обособленно от другого понятия, являющегося его антиподом - добро. Добро и зло в истории философской, и особенно этической, мысли выступают как нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно обобщенной форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, благо, а с другой -нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явления социальной действительности.

В интерпретации добра и зла в истории этики начиная с древности сталкивались две традиции.

Первая связывала эти понятия с человеческими потребностями и интересами, с законами природы или фактическими желаниями и устремлениями людей (натурализм), с наслаждением и страданием, счастьем и несчастьем человека (гедонизм, эвдемонизм), с реальным социальным значением действий индивидов для их совместной жизни.

Вторая выводила понятия добра и зла из божественного веления или разума (и отклонений от них), из некоторых потусторонних миру сущего идей, сущностей, законов, в результате чего конфликту между добром и злом придавался метафизически-онтологический смысл борьбы двух извечных начал в мире, или же сводила содержание данных понятий к выражению субъективных пожеланий, склонностей, симпатий и антипатий человека.

Но вместе с тем в данных понятиях сохранялось некоторое предельно общее содержание: они всегда выражали в форме нравственных оценок и предписаний практические задачи социальных субъектов в современности или. на отдаленное будущее - задачи, формулирующие, с одной стороны, требования сохранения уже достигнутых в предшествующем развитии культуры результатов, а с другой — выражающие неудовлетворенность сущим и цели дальнейшего исторического прогресса.

Наш подход к данной проблеме задан той доминантной характеристикой социальной философии, как совокупности социально-нормативных учений, согласно которой эта философия включает в себя размышления о возможностях человеческого духа, о парадоксах и тупиках духовного развития, а, следовательно, о негативной и позитивной сущности зла. Ведь Гегель прямо говорит о том, что зло «есть не что иное, как дух, ставящий себя на острие своей единичности» . Социально-философское осмысление данного тезиса предполагает в свою очередь анализ явлений общественной

жизни с точки зрения их социальной и духовной противоречивости. Тот факт, что дух сохраняется и в противоречии, свидетельствует о том, что он возвышается над злом и, следовательно, последнее не имеет такой абсолютной силы, какой обладает добро.

В настоящей работе нас интересует зло прежде всего как социокультурный феномен, как явление социальной и культурной жизни. Поэтому следует особо выявить ракурс рассмотрения данной проблемы социальной философией.

Социальная философия рассматривает зло как имманентно присущее каждому обществу явление, связывает его причины с отклонениями от норм общественной жизни и социализации личности. В то же время социальная философия показывает, как с течением времени менялись требования человека к действительности: если мир социума и его порядок не удовлетворял человека, то он своими действиями пытался изменить его, нарушая нравственные предписания, установленную систему ценностей. Тем самым социальная философия рассматривает также эволюцию форм социального зла, которые выступают как изменения канонов морального сознания в разные исторические эпохи. Наконец, социальная философия, формулируя цели дальнейшего исторического прогресса, ставит практические задачи сохранения уже достигнутых в предшествующем развитии культуры результатов и преодоления наиболее опасных для общества форм социального зла.

«Социальная философия, - читаем в «Философском словаре», - включает все размышления о возможностях, которые представляет лучше устроенный мир, а, следовательно, также все социальные утопии и идеологии, выдающие себя через видимость философского обоснования за научные теории»1.

Комплексный социально-философский анализ позволяет сделать вывод, что, условно говоря, логика истории с её объективно заданными макропроцессами постепенно «уступает дорогу» этике личности, осознающей сложность нынешнего момента, стремящейся совершать ответственные и социально значимые поступки в целях улучшения положения дел в социуме, а, следовательно, «в русле реального освобождения от социального зла» . В этом плане можно развивать мысль об актуальности духовно-нравственного наследия Сократа, склонявшегося к той идее, что добродетель есть знание и благодаря ему человек вырабатывает моральные нормы как наилучшее средство для улучшения своей жизни.

Концептуализация социального зла как социокультурного явления

Зло — это категория этики, выражающая безнравственное, противоречащее требованиям морали, заслуживающее осуждения поведение людей. Это моральное зло; ему противоположно добро.

«Если мы, - пишет Гегель, - рассматриваем зло как нечто для себя устойчивое, как то, что не есть добро, то в этом отношении это совершенно правильная постановка вопроса... иллюзорность и относительность противоположности добра и зла состоит не в том, что будто бы в абсолютном добро и зло едины и будто зло возникает только благодаря нашему субъективному воззрению... Ложность... этого понимания состоит в том, что зло рассматривается как прочное положительное, между тем как на самом деле оно есть нечто отрицательное, не обладающее для себя существованием, а лишь силящееся быть им»1.

Социальное зло - понятие, под которое подводится вся совокупность процессов, явлений, действий, противоречащих интересам и жизненным потребностям человека или общества: социальному злу противостоит благо2.

Анализ данной категории мы должны соотнести с такими понятиями как «отчуждение» и «насилие», представив затем другие категории — «война», «революция», «рабство», «преступность», «терроризм» как формы социального зла.

Сначала покажем соотношение понятий «социальное зло» и «отчуждение».

В социальной философии отчуждение касается деятельной личности и степени полноты проявления сущностных способностей человека.

Отчуждение — это превращение результатов человеческой деятельности, а также человеческих свойств и способностей в нечто чуждое ему и господствующее над ним1.

Как известно, одним из первых философов, обративших внимание на феномен отчуждения, был английский философ Т. Гоббс. Он обосновал взгляд на государство как на результат деятельности людей, согласившихся на его учреждение, но это государство отняло у людей все права, кроме быть может, права на жизнь, стало им чуждым, подавляющим творческие способности. С его точки зрения, до возникновения государства люди находились в состоянии «войны всех против всех» (bellum omnium contra omnes).

Человек, полагает Гоббс, с одной стороны, злобен (хуже чем зверь), эгоистичен, завистлив, недоверчив по отношению к иным людям, соперничает с ними, жаждет славы, власти над людьми и т.п. С другой стороны, страх одиночества, смерти, способность размышлять, что ему выгоднее, а что нет (т.е. наличие разума), являются основой второй тенденции по его природе - тенденции к солидарности, соглашению. Угроза погибнуть всем в войне всех против всех вынуждает разум, в конце концов, прийти к заключению, что нужно искать согласие на путях отказа от своих прав. «Такое отречение, или отчуждение, - отмечает Т. Гоббс, - является добровольным актом, а целью добровольного акта всякого человека является какое-нибудь благо для себя» .

Как видим, уже Гоббс показал, что потребности и интересы отдельного человека являются спусковым механизмом для формирования форм социального зла.

В отличие от Гоббса, Ж.-Ж. Руссо считал, что в «естественном» состоянии человечества войны всех против всех не было; неконфликтность стала основой общественного договора; гармоничные отношения между людьми были нарушены имущественным неравенством, что и вызвало необходимость в таком договоре2. Во многих странах государство стало нарушать волю народа, выраженную в договоре, и содействовать неограниченному господству частной собственности в обществе. Стала расти тенденция к политическому деспотизму как форме социального зла. Именно деспотическое устройство общества оказалось чуждым человеку и негативно воздействующим на его способности, его ум и нравственность. Народ, как утверждал Ж.Ж. Руссо, имеет право на революционное свержение деспотической власти. Результатом такой революции может стать всеобщее имущественное равенство и непосредственная демократия, являющаяся основой заключения подлинного общественного договора и устранения отчужденности государства и права \

Немецкий поэт и философ Ф. Шиллер одним из первых обратился к анализу отчуждения, имеющего причиной разделение труда. Его исходная позиция состояла в утверждении, что природа человека изначально целостна и заключает в потенции самые разнообразные способности; ощущение неполноты самореализации делает его несчастным. Разделение общественного труда духовно калечит человека. Будучи вечно прикованным в малому кусочку целого, он сам превращается в кусок. Слыша вечно однообразный шум колеса, которое он приводит в движение, человек не способен развить гармонии своего существа, и вместо того, чтобы выразить человечность своей природы, он становится отпечатком своего занятия .

Преступность как форма социального зла в современном российском обществе

Поскольку в предыдущем параграфе мы попытались проанализировать социальное зло и его основные формы, то в данном параграфе мы уделим особое внимание преступности как важнейшей разновидности социального зла в современном российском обществе.

Данные официальной статистики свидетельствуют о неуклонном росте основных показателей преступности, о нарастающем захвате криминальными процессами всех социальных, возрастных и профессиональных групп, всех сфер общественной жизни. При этом необходимо также отметить, что распространение преступных форм деятельности (в том числе новых для России), обусловленных изменениями в социальном строе, приобрело системный характер.

Особенностью современной ситуации с преступностью в России является также значительное усложнение организации криминальных структур. Если раньше в рамках традиционной преступности действовали преступники-одиночки, то теперь можно говорить о создании особой системы, которая воспроизводит преступников, учит их, осуществляет поддержку и т.п. Это даёт возможность говорить о том, что в России существует система организованной преступности.

«Системный характер преступности обусловливает её сильное адаптационное воздействие на окружающую социальную среду, то есть на относительно здоровые сферы общества, в процессе которого организованная преступность осуществляет как бы «подгонку» их под себя, обеспечивая себе безнаказанность и создавая перспективу для дальнейших действий»1.

Системный характер криминогенных процессов требует от исследователей обращения к социально-философским проблемам, связанным с социальной детерминацией преступности. Эта проблема очень стара. Тем не менее, новый уровень социокультурных реалий диктует необходимость её дальнейшего осмысления на соответствующем философско-теоретическом уровне.

В качестве одной из главнейших детерминант преступности как социального зла большинство ученых называют социальную дифференциацию российского общества и, как следствие, возникшее в нем социальное неравенство. Так, А.С.Зайналабидов отмечает, что в социальной детерминации развития преступности в современном российском обществе значительную роль играет фактор социального неравенства2.

Можно согласиться с мнением автора: действительно, проводимые в стране с 1991 года радикальные реформы крайне негативно отразились на социальном положении подавляющей части населения. Несмотря на рост уровня жизни населения в последние три года уровень 1990 года по реальным доходам до сих пор не восстановлен. Произошло резкое расслоение общества на богатое меньшинство и бедное большинство на фоне отсутствия, так называемого среднего класса. Разница между доходами самых бедных и самых богатых, по данным официальной статистики превышает 11 раз. С учетом доли теневой экономики в формировании денежных доходов эта разница по экспертной оценке составляет 25-40 раз3.

В условиях высокой социальной поляризации в наиболее уязвимом положении оказались низкодоходные слои населения. По данным выборочного обследования домашних хозяйств в 2003 году за чертой бедности (доля населения с доходами ниже прожиточного минимума) только в Республике Башкортостан проживала треть населения. При этом на фоне устойчивого роста реальных доходов населения в последние годы не наблюдалось достаточно заметного снижения уровня бедности. Отсутствуют также значимые предпосылки для формирования среднего класса, который должен обеспечивать реальную социальную стабильность в обществе.

Существенное изменение условий и образа жизни населения, рост стрессовых нагрузок привели в последние годы к социальной деградации части населения, что отразилось на динамике преступности. Число зарегистрированных преступлений в Республике Башкортостан за период с 1990 - 2003 года увеличилось в 2,1 раза и составило свыше 59 тысяч1.

Указанные сдвиги в социальной структуре российского общества повлекли за собой значительную маргинализацию населения. Глубокий анализ основных ценностей маргинального бытия представлен в трудах СМ. Поздяевой. «Уход в маргинальность, - пишет она, - предполагает два совершенно разных маршрута: 1) разрыв всех традиционных связей и создание своего собственного мира; это своего рода эскапизм - бегство от общества; 2) постепенное вытеснение (или насильственный выброс) человека за пределы общественной жизни» . Маргинальность означает не столько нахождение на общественном «дне», сколько указывает на теневые стороны жизнедеятельности общества, которое «как бы выставляет отверженных напоказ, чтобы упрочить свой собственный мир, свой стиль жизни, который считается нормальным».

Между тем заметим, что состояние бедности, строго говоря, не лишает человека потребностей, существующих в гражданском обществе, зато отнимает возможность естественного приобретения. Бедный человек не в состоянии охотиться, срывать плоды, владеть ценной информацией, которая превращается в капитал, ловить рыбу, пользоваться качественным жильем и т.д. Всем уже кто-то владеет. «Гражданское общество, — замечает Гегель, — разрывает узы семьи как рода, каждый самостоятелен, тем самым значение семейных уз принижается».

Похожие диссертации на Социальное зло и механизмы его преодоления