Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальные практики адаптации: идентификационный дискурс Довгалева Ирина Валерьевна

Социальные практики адаптации: идентификационный дискурс
<
Социальные практики адаптации: идентификационный дискурс Социальные практики адаптации: идентификационный дискурс Социальные практики адаптации: идентификационный дискурс Социальные практики адаптации: идентификационный дискурс Социальные практики адаптации: идентификационный дискурс Социальные практики адаптации: идентификационный дискурс Социальные практики адаптации: идентификационный дискурс Социальные практики адаптации: идентификационный дискурс Социальные практики адаптации: идентификационный дискурс Социальные практики адаптации: идентификационный дискурс Социальные практики адаптации: идентификационный дискурс Социальные практики адаптации: идентификационный дискурс
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Довгалева Ирина Валерьевна. Социальные практики адаптации: идентификационный дискурс : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Довгалева Ирина Валерьевна; [Место защиты: Твер. гос. ун-т].- Тверь, 2010.- 162 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/378

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Современный дискурс об изменениях идентичности в социальном мире 13-80

1.1. Идентичность как предмет междисциплинарного дискурса и философской рефлексии 13-24

1.2. Конструирование социальной идентичности 24-40

1.3. Постмодернистский дискурс об идентичности 40-53

1.4. Горизонты трансформации идентичности 53-80

ГЛАВА 2. Социальные практики адаптации: трансформация идентичности 81-147

2.1. Трансформация идентичности в виртуальном мире 81-89

2.2. Толерантность как идентификационная практика адаптации 89-115

2.3. Девиантность как дезаптационная практика 115-123

2.4. Идентификационные измерения социальной мобильности 123-147

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 147-150

БИБЛИОГРАФИЯ 150-160

Введение к работе

Актуальность исследования.

К началу нового столетия в фокус исследовательских поисков по-прежнему попадает проблема идентичности и её новые конфигурации. Она актуализируется в контексте обсуждения таких проблем, как мультикультурализм, культура толерантности, развитие коммуникаций, глобализация, европейская интеграция, миграция, социальная мобильность, девиантность и др., которые становятся центральными для современной философии. По мнению автора книги «Достоинство различия. Как избежать столкновения цивилизаций» Дж. Сакса отличие XXI века от XX в том, что на смену веку политики идеологии приходит век политики идентичности. И это обстоятельство имеет свои причины. В контексте постнеклассической парадигмы научный и философский интерес к проблеме идентичности (личностной, гендерной, социальной, цивилизационной, культурной, этнической, телесной, интимной, виртуальной, мобильной, онлайн-идентичности и.т.д.) свидетельствует о необходимости переосмысления фундаментальных характеристик человека (индивида, субъекта, личности) с учетом глобальных трансформаций в современном мире. Согласно З. Бауману идентичность становиться призмой, через которую рассматриваются, оцениваются и изучаются многие важные черты современной жизни. Свободный индивид современности - это «протеический человек», то есть человек, который одновременно недо-социализирован и сверх-социализирован. Поэтому идентичность нужно постоянно обговаривать, приспосабливать, конструировать без всякой надежды на окончательность.

Сегодня многие исследователи феномена «идентичности» указывают на конструктивную роль кризиса идентичности как возможности и механизма развития и обретения новой идентичности. Конструирование новых форм идентичностей, в том числе этноконфессиональной, макрополитической, европейской, космополитической, а также воспроизводство локальных идентичностей не случайно, так как адаптация в социальных интеракциях с большим количеством социальных ролевых ожиданий предполагает формирование множественной идентичности.

Степень разработанности проблемы.

Проблема идентичности была предметом исследования в философии всегда. Обращение к ней диктовалось разными обстоятельствами. От Сократовского незнания - что есть человек? - до признания того обстоятельства, что сегодня человек находится в тупике идентичностей (К.А. Свасьян) – диапазон пространства темы идентичности. В современной философской риторике постоянно говорят о трансформациях идентичности. О поисках новых форм социальной идентичности пишут З. Бауман, У. Бек, В.И. Гараджа, В.А. Лекторский, Н.В. Мотрошилова, К.А. Свасьян, Е.О. Труфанова, Ф. Фукуяма, Ю. Хабермас, В. Хёсле и др.

Приемы такого влиятельного направления в современной философии как конструктивистский подход позволили исследовать особенности новых форм социальной идентичности в трансформирующемся социуме. Он представлен монографиями Бергер П., Лукман Т. «Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания»; «Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке. Отв. ред В.А. Лекторский», а также в работах Дж. Келли, Е.Н.Князевой, В.А.Лекторского, Г.Ленка, В.Ф.Петренко, Б.И. Пружинина, М.А.Розина, М.А. Розова, Н.М. Смирновой., В.С.Степина, Е.О.Труфановой, А.М.Улановского, Р.Харре, В.С. Швырева и др. В конструктивистском ключе обсуждается проблема кризиса идентичностей и формирования новых форм идентичностей у таких авторов как В. Воронков, Е.Н.Данилова, И. Оствальд, Э. Смит, Ю. Шабаев, В.А.Ядов и др. К числу работ, раскрывающих проблематику конструирования социальной идентичности относятся труды У. Бека, В.И. Гараджи, М.Н. Кузьмина, В.А. Лекторского, О.Ю. Малиновой, Н.В. Мотрошиловой, Т.А. Нестика, Г.У. Солдатовой, В.А. Соснина, Т.Г.Стефаненко, Дж. А. Тойнби, Ю. Хабермаса и др. О трансформации и конструировании виртуальной идентичности написаны работы А.Г. Асмолова, Г.А. Асмолова, А.Барда, Д.И. Дубровского, Я. Зодерквиста, В.Е. Лепского, М. Маклюэна, М. Постера, А.Г. Рапуто, С.С. Хоружева, Н.В. Чудовой и др.

В постмодернистскую эпоху артикулируется тема кризисной идентичности (З. Бауман, Ж. Бодрийяр, И.М. Быховская, Э. Гидденс, П.С. Гуревич, К.Х. Делокаров, И. Жеребкина, З.С.Карпенко, Ж. Лакан, Т. де Лауретис, Р. Дж. Лифтон, А. Лоуэн, В. Подорога, П.Д. Тищенко, М. Фуко, С. Хатингтон, А.М. Эткинд и др.) Принципиальными для осмысления трансформации идентичности стали такие работы как З. Бауман «Текущая современность», Ж. Бодрийяр «Прозрачность зла», Ж. Бодрийяр «Соблазн», Э. Гидденс «Трансформация интимности»; коллективные монографии «Проблема идентичности в трансформирующемся российском обществе и школа»/ Под ред. М.Н. Кузьмина, «Психология индивидуальности: Новые модели и концепции. Под ред. Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова.

Социологическая традиция в обсуждении персональной и коллективной идентичности связана с символическим интеракционизмом и разрабатывалась У. Джеймсом, И. Гоффманом, Дж. Мидом, Д. Рисманом и др. В психологическом дискурсе тема идентичности получила освещение в трудах А.Г. Асмолова, И.В. Антоновой, А.А. Налчаджяна, Г.У. Солдатовой. В работе использованы идеи З. Фрейда, Э. Эриксона, К. Хорни, К. Г. Юнга, К. Ясперса, У. Джемса, К. Роджерса.

Истоки понимания толерантности как идентификационной практики - в философском наследии М.М. Бахтина, М Бубера, Т. Гоббса, В. Дильтея, И. Канта, Спинозы, «развивающемуся» концепту толерантности посвящены работы А.Г. Асмолова, В.В. Глебкина, Г.У Солдатовой, Т.В. Шугурова и др., коллективная монография «На пути к толерантному сознанию», коллективная монография «Проблема идентичности в трансформирующемся обществе и школа».

Проблематика девиантности исследуется в рамках социологического дискурса Э. Дюркгеймом, М. Вебером, Э. Гидденсом, а также Я. И. Гилинским, Ф. Шереги, Ю. Ю. Комлевым, А. И. Ковалевой и др. В психологическом дискурсе феномен «девиантности» представлен работах З. Фрейда, К. Г. Юнга, А. Адлера, Э. Эриксона, Э. Фромма, Г. Олпорта, Р. Кеттела, Г. Айзенка, Б. Ф. Скиннера, А. Маслоу, К. Роджерса, К. Ясперса, Р. К. Мертона, Н. Дж. Смелзера, Ю. А. Клейберга, Е. В. Змановской, А. В. Петровского, С. Н. Ениколопова, И. М. Кондакова и др. Картину девиантности, потенцируемую философски, рисуют М. Фуко, Ж. Лакан, У. Бек, Ф. Фукуяма, Ж. Бодрийяр, Г. Маркузе и др.

Анализ литературы по теме социальной мобильности и миграционным процессам был связан с такими авторами как В.Н.Петров, Л.Л. Рыбаковский, Ю.В. Арутюнов, Л.И. Леденева, Е.В. Тюрюканова, Н.С. Петренко, Т. Становая, Е.В. Шереметьева, Т.Н. Юдина и др.

Мы принимали во внимание многообразие точек зрения при объяснении феномена идентичность, учитывали его сложность и многомерность. Дискуссионность, методологическая множественность, социально-практическая значимость проблемы трансформации идентичности в современных социальных реалиях обусловили выбор темы исследования, объектом которой являются социальные практики адаптации, а предметом – имплицитный им идентификационный дискурс.

Цель и задачи исследования. Цель исследования – анализ социально- адаптационных практик средствами современного идентификационного дискурса. Для достижения данной цели поставлены следующие взаимосвязанные задачи:

раскрыть посредством философского и междисциплинарного знания семантические границы концепта «идентичность» в проекции «кризиса идентичности» и «трансформации идентичности»;

осмыслить значимость конструирования социальной идентичности в современных социально-трансформационных реалиях;

раскрыть ключевые положения постмодернистского идентификационного дискурса;

дать интерпретацию толерантности как социальной практики адаптации, социального проекта и инструмента решения идентификационных проблем;

дать описание девиантности как адаптационного способа сохранения идентичности;

отрефлексировать роль социальной мобильности как адекватного современности способа идентификационной адаптации и поведенческого паттерна.

Методологической основой исследования стали социально-философские и общенаучные принципы познания, методологические установки конструктивизма, герменевтическая парадигма. В диссертационном исследовании автор обращается к феноменологии. Методология социального конструирования реальности послужила источником понимания трансформаций идентичности. В исследовании применяется междисциплинарный подход как методологический инструмент изучения современного развития общества, который обладает объяснительным потенциалом и применяется при изучении как общества в целом, так и составляющих его групп и личностей.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют материалы из области социальной философии, социологических, психологических исследований и измерений, материалы по теме идентичности, опубликованные в последние годы в профессиональных журналах – «Вопросы философии», «Социс», «Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Человек», «Полис». В ходе работы автор опирался на результаты, полученные крупнейшими представителями философской, социологической, психологической мысли, использовал труды как отечественных, так и зарубежных ученых.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

рассмотрены дискурсы, в которых реализуются современные исследования социальной идентичности – философский, социологический, психологический; показана направленность современного идентификационного дискурса на интерпретацию новых форм идентичности.

через дискурсивные и междисциплинарные техники (знание) выявлено, что конструирование новых форм идентичности вызвано глобальными социальными трансформациями;

показано, что постмодернистский дискурс обнаруживает «пластичность» границ идентичности, трактует идентичность как плюральную, поливариантную, «протеевскую»; манипуляция, игры с идентичностью порождают дезадаптивные и деструктивные практики;

распознаются такие идентификационные практики адаптации как толерантность, девиантность, мобильность; установлено, что толерантность экспонирует идентификационную адаптацию;

идентифицирована девиантность как кризисная идентичность и как техника адаптации;

предложена интерпретация социальной мобильности как идентификационной стратегии адаптации.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту

1. Анализ понятия «идентичность» в современном дискурсе показывает ее имманентную многозначность и зависимость от теоретического контекста. Современные междисциплинарные исследования позволяют расширить представления о механизме идентификации и индикаторах человеческой идентичности. Как многогранный феномен идентичность наполняется различными смыслами проективно адаптационной практике. Под идентичностью понимается последовательность психической жизни человека, его самотождественность с определенным признанным образцом, возникающая в социальных интеракциях различная проявленность личности. «Идентичность» отражает не только осознаваемые, но и нерефлексивные, внерациональные механизмы самоопределения. Способность к изменению идентичности связана с адаптационной практикой, с использованием защитных стратегий. Идентичность – динамическая структура, она развивается через преодоление кризисов идентичности. В «кризисе идентичности» усматривается конструктивная роль возможности и механизма развития и обретения новой идентичности в ситуации социальной неопределенности. Человек находится в лабиринте идентичностей, непрерывном поиске своей идентичности (личностной, социальной, этнической, гендерной, национальной, культурной, гражданской, цивилизационнной, нарративной, европейской, профессиональной, виртуальной и т.д.). Идентификационный дискурс сегодня сопрягает идентичность с такими терминами как кризис идентичности, размытая, спутанная, деформированная, разрушенная, нестабильная идентичность, дефицитарность идентичности, протеевская (многообразная, изменчивая, разносторонняя, многогранная), распад идентичности.

2. В быстро меняющемся мире принципиально невозможна стабильная социальная идентичность. «Кризис идентичности», отмирание старых и становление новых идентичностей сопровождают трансформирующийся социум и предстают как нормальное состояние индивидов, принуждаемых изменять свои ориентации в пространстве «Я-Мы-Они». В современном обществе формирование множественной идентичности предопределено дифференциацией личностных приоритетов и приумножением социальных ролевых ожиданий. Идентификационный дискурс различает «протеевскую», сетевую, виртуальную, этноконфессиональную, макрополитическую, европейскую, космополитическую идентичности.

3. Условия современного общества провоцируют кризисную идентичность, она выражается в проблемности сохранения различных образов –Я, в неспособности к многопозиционированию, в нарушении связей между различными Я-образами. Конструирование виртуальной, сетевой идентичности интендируется формированием новых Я-образов, второстепенной идентификации, стремлением к эскапизму как имманентной характеристике современности. В постмодернистском дискурсе модифицируется семантика «тела» и «телесности» до «пакетного» конструкта. Постфеминистский дискурс трактует идентичность как плюральную, а опыт как противоречивый.

4. Толерантность является одной из оптимальных и конструктивных форм и социальных практик адаптации. Понятие толерантности содержит в себе несколько возможных интерпретаций. Семантика толерантности указывает на такие значения как допустимый вариант реагирования, готовность к принятию иного, (трансцендентного), устойчивость (к неопределенности, конфликту, социальным и психологическим отклонениям), терпимость как смысловой эквивалент умеренности, смирения, согласия, социально одобряемого, компромисса, ненасильственного, «принятие» единства человечества. Многомерность конструкта «толерантность» проверяется его связью с понятием «идентичность». Идентичность является основой толерантности. Практика и проблематика толерантности возникает применительно к любым различиям, которые могут служить основанием для личностной, социальной, этнической и других идентичностей. Социальный проект и практика толерантности основывается на позитивной идентичности и конструировании мира, включая формирование всеобщих ценностных ориентаций и установок, а также на сочетании ценностных установок с учетом разных социокультурных идентификаций, типов поведения и образов жизни. Социальная практика толерантности адекватна социальным трансформациям начала XXI века, реалиям глобализма, новым формам ассоциирования, соотносится с реальными психосоциальными ожиданиями и ценностно-смысловыми проекциями людей.

5. Современная социокультурная ситуация множественно влияет на поиск самоидентичности индивида и способствует возникновению кризисной идентичности, стремления к эскапизму, «отклоняющемуся поведению», соответствующих практик адаптации. В поисках идентичности современный человек оказался в ситуации онтологической и аксиологической неопределенности. Современные техники власти, как показал М. Фуко, провоцируют девиантность. Латентные техники, которые использует власть, неявные формы контроля и управления (через институт знания, здравоохранения, семьи и т.д.), наблюдение и цензурирование через потребление и обладание, вводят современного человека в состояние тотального напряжения, непрерывного контроля и самоконтроля как в социальной, так и в интимной жизни. Рассогласование и несоизмеримость в системе ценностей, «релятивность» социальных идеалов, моральный релятивизм, противоречивость смысловых интенций, шизоидизация сознания «размывают» границы идентичности и инициируют девиации как дезадаптивную практику. Современный идентификационный дискурс репрезентирует разнообразие моделей поведения, дисгармонию между личностной и социальной идентичностью, подталкивает на поиск новых форм идентичности.

6. Социальная трансформация переводит социальную мобильность в реальность «долженствования» и рассматривает её как готовность к адаптации на новом месте. Мобильность – социальная практика «здоровой» адаптации, обеспечивающая стабильность идентичности. Высокая социальная мобильность делает любую идентичность более изменчивой. Феномен социальной мобильности амбивалентен и противоречив.

Научно-практическая значимость выводов диссертации.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для разработки проблематики идентичности в пространстве глобальной коммуникации; для философского и междисциплинарного дискурсов по теоретическим и прикладным вопросам социальных практик адаптации. Они дают возможность определить социальные проекции и практики, в которых происходят трансформации и становление новых форм идентичности. Диссертация является опытом использования новых подходов к исследованию проблемы идентичности в ракурсе выявления адаптационных и дезаптационных социальных практик. Данные представленного исследования могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по проблемам социальной философии и философской антропологии, в преподавании курсов «философия», «психология», «социология», «культурология», а также использоваться специалистами по вопросам социального проектирования и управления.

Апробация результатов исследования.

Основные результаты диссертационного исследования нашли отражение в 11 публикациях, в том числе статьи в рецензируемых журналах ВАК.

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем диссертации – 160 страниц.

Идентичность как предмет междисциплинарного дискурса и философской рефлексии

Термин «дискурс» происходит от латинского «discurrere» -«обсуждение», «переговоры». Дискурс означает речевую ситуацию обмена высказываниями между собеседниками. В настоящее время существует множество «дефиниций» и целый ряд типологий дискурса. Общепринятое употребление идентифицирует дискурс с аргументированной коммуникацией.

В философии и методологии гуманитарных и естественных наук термин «дискурс» используется как обозначение методически дисциплинированной речи или высказывания по некоторой теме.

В лингвистике и теории языковых актов «дискурс» является обозначением языкового действия в рамках разговора или беседы. «Тем самым за дискурсом закрепляется отнесенность к выводному, рационализированному, институционализированному знанию, с одной стороны, и к знанию спонтанному, слитому с живой неоконченной речью, которая противопоставлена завершенному письменному тексту, - с другой» -пишет И.Т. Касавин[51, с.98].

В философии и социологии использование дискурса как способа исследования сегодня является достаточно распространенным, но разные авторы вкладывают в это понятие разное содержание. В словаре «Современная западная социология» дискурс определяется как «вид речевой коммуникации, оринтированный на обсуждение и обоснование любых значимых аспектов действий, мнений и высказываний ее участников»[109, с. 86].

Для философа и культуролога В.М. Розина, автора книги «Человек культурный. Введение в антропологию» дискурс означает «во-первых, указание на определенный подход изучения, во-вторых, выражение в языке интересующего исследователя явления, в-третьих, анализ дискурса позволяет понять, как исследователь считает возможным воздействовать(влиять) на рассматриваемое им явление» [97, с. 233].

В фундаментальной книге «Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка» И.Т. Касавин дает детальный анализ различных вариантов употребления термина «дискурс»[50]. В эпоху Возрождения с дискурсом стали связывать обсуждение научных проблем в типичном для той эпохи эссеистском стиле с использованием национального языка (Н. Макиавели, Ж.-Ж. Руссо). «Дискурсивным» стало называться такое систематическое, методическое и понятийное мышление, которое последовательно, по частям, представляет некоторое целое и тем самым, согласно Р. Декарту, делает его познаваемым.

В XX веке формируются два направления, в рамках которых возникают разные теории дискурса. Это немецкая школа, которая, опираясь на И. Канта и англо-американские теории речевых актов, формулировала этические принципы дискурса в рамках коммуникативного действия[134]. Второе направление представлено французской школой дискурс-анализа, которая объединяет критику рациональности Ф. Ницше и М. Хайдеггера с постмодернистски понятым неоструктурализмом и отождествляет дискурс с феноменом власти.

Кроме того, пишет И.Т. Касавин, понятие дискурса претендует на статус междисциплинарной методологической программы, поскольку проникает в социально-гуманитарные науки и в теологию[52].

Согласно И.Т. Касавину, дискурс начинается там, где заканчивается дефиниция. Дискурс - понятие не чисто эпистемологическое. Его характерной чертой является существенная политическая, социальная и моральная загруженность. Сегодня существует необходимость прагматической интерпретации дискурса для решения практических задач, а не только для, по Ю. Хабермасу, «обоснования универсальных норм». «Дискурсы должны быть дифференцированы по предметной области, субъектам, ситуациям, и обычное наукоотносительное понятие рациональности неприменимо к дискурсу хотя бы потому, что его участниками могут быть простые граждане, неэксперты»[50, с.359-360]. Такое понятие дискурса соответствует новой картине мира, которая отказывается от монотеоретизма и наукоцентризма, полагает И.Т. Касавин.

Термин «дискурс» сегодня вышел за пределы лингвистической определенности, широко распространяется в гуманитарных науках, поэтому он требует своего философского осмысления, уточнения понятия дискурса. В данной связи, согласно И.Т. Касавину: «Во-первых, нужно сопоставить сонятие дискурса с аналогичными эпистемологическими понятиями. Таковыми являются понятия творческого акта и метода познания. В обоих случаях речь идет о процессе развития знания, в котором деятельность до определенной степени регламентирована и, одновременно, вынуждена выходить за нормативные и эмпирические пределы. Данный процесс соединяет между собой ставшее знание и когнитивные ресурсы, или источники познания. Во-вторых, из всех социально-политических оттенков смысла термина «дискурс» нам представляется теоретически значимым только тот, который подразумевает живой социальный акт дискуссии, или коммуникации. Он опосредует собой взаимодействие индивидуальных социальных субъектов и социальных структур. В-третьих, из лингвистических смыслов этого термина стоит вернуться к теории дискурса как прагматически ориентированного текста, которая восходит к работам Э. Бенвениста[50, с.361-362].

Постмодернистский дискурс об идентичности

В постмодерне проблема идентичности и её новые формы трансформации актуализируется в контексте обсуждения таких проблем, как мультикультурализм, культура толерантности, европейская интеграция, миграция, социальная мобильность, девиантность и др., которые становятся центральными для современной философии. Характерное для сегодняшней социальной ситуации представление о «другом» - в словах Ю. Хабермаса: «И признание различий — признания других в их инаковости — может быть причислено к признакам общей идентичности». Эпоха постмодерна привносит в обсуждение проблематики идентичности новые акценты. Изменяется само представление о другом : другое —это уже не то, что располагается «на границах» европейских культур, а скорее то, что находится внутри, как бы «свое-другое» [21, с.56-65].

Желания «объективируют» самопроблематичность человека, о котором М. Шелер писал: «В нашу эпоху человек стал целиком и полностью проблематичен для самого себя; он уже не ведает кто он, но вместе с тем знает то, что он этого не знает» Современный человек — это прежде всего человек урбанизированный. Его образ жизни приводит к перенасыщению индивидуального Я социальным Мы. Идентификация с Мы в рамках социальных общностей, групп может способствовать чувству утраты своей самости. При всей принципиальной незавершенности человеческого Я, его информационная «вместимость» ограничена. При информационной перенасыщенности возникает эффект расщепленности, неопределенности своей собственной сути. Старая информация, с которой индивид идентифицирует себя, уже дезавуирована, новая им еще не адаптирована, что влечет состояние незавершенности, которое становится повседневным. Человек перестает быть собственным Творцом и Критиком и становиться социально манипулируемым «творением» и «материалом». В желаниях, его объектах - продуцируется состояние отчужденности.

«В духе» постмодернистской парадигмы, в современном психологическом и психотерапевтическом идентификационном дискурсе согласуется взгляд на индивидуальность как нарративную идентичность, произвольно конструируемую субъектом жизнетворчества. Под нарративной идентичностью понимается «...сконструированная вокруг субъектного ядра самость, стремящаяся к трансценденции и испытанию приумноженных возможностей, которые соотносятся с темпоральными «метками» смыслоосуществления и целеполагания, определяя время, место и характер будущего события»[49, с.260]. Путем символического конституирования субъекта в психотерапии сконструированная нарративная идентичность выступает неизбежным артефактом процесса жизнетворчества, трансцендирующего границы индивидуальной личности за пределы наличного, в сферу виртуальных шансов ценностного самоутверждения. В новой психотерапевтической модели нарративная идентичность является «ценностной трансгрессией» базисной смысловой матрицы личности в процессе ее индивидуализации и в пространстве мультикультурных значений.

Неклассическая эпистемология, современный идентификационный дискурс по проблеме телесности переосмысливают декартовскую дуалистическую парадигму противопоставленности разума-телесности, парадигмальные рамки mind-body проблемы в проекции современной социальной ситуации.

В работах философов - постмодернистов дискурс о телесном ведется в призме наличных социокультурных проблем[129-133; 77; 22](Фуко М. Рождение клиники: археология взгляда медика, 1963; Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы, 1975; История сексуальности - III. Забота о себе, 1984, Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981-1982 учебном году. 2007; Нанси Ж.-Л. (Corpus, 1992); Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2006). У М. Фуко проблема телесного демонстрируется как взаимосвязь и обусловленность социальных практик и соответствующих им телесных практик, раскрываются механизмы формирования типов практик, по критерию соизмеримости тому или иному типу социального устройства. В дискурсе Фуко о телесность предстает как объект и продукт социальных воздействий, как материал, на котором «рисуются» нормы и законы. В проекте «карательных анатомий» Фуко эксплицирует основные качества тела как объекта. В общем смысле телесный канон всегда указывал на соотнесение внутреннего переживаемого образа собственного тела с идеальным телом «Другого», телом-каноном. Боль и страдания одновременно приближают и удаляют человека по отношению к его телу. Дисциплинарное тело — это уже не наказуемое тело, а продукт — тело индивида и знание, которое можно получить о нем.

Феномен телесности как неразличенности «внутреннего» и «внешнего» стал предметом рефлексии Ж. Делеза. Согласно Ж. Делезу, особенность семантики «телесности» - это интерпретация тела без образа. У «телесности» нет общего с собственно телом или образом тела. Это тело без образа, в котором «ничего не репрезентировано».

Трансформация идентичности в виртуальном мире

Существуют разные толкования термина «виртуальность». В книге А. Менегетти «Психосоматика. Новейшие достижения» находим следующее толкование виртуальности: «Виртуальность - возможность расширения некоторого проекта, изначально являющегося только концентрированной сущностью и реализующегося при стечении ряда причин. Отличается от потенциала тем, что подразумевает потенциал, специфически утонченный» [73, с.339].

Неконтролируемое разрастание виртуальной реальности представляет угрозу существования земной цивилизации. Так считает известный философ Д.И. Дубровский, приводя следующие аргументы, «...это связано с негативным воздействием непосредственно не на соматические процессы, а на управляющие регистры социальной саморегуляции, на закрепленные антропогенезом механизмы диагностики подлинной реальности, регулятивы межличностных и социальных взаимодействий, то есть как раз на фундаментальные коды культуры, которые защищены гораздо слабее в сравнении с генетическими кодами живых систем. Воздействия виртуальной реальности становятся сверхсильными, темп вызываемых ими изменений превышает адаптивные и эволюционные возможности управляющих систем на различных уровнях социальной самоорганизации, возникают сбои и «поломки» в функционировании фундаментальных кодовых связей» [42, с.54].

Рефлексия философа усматривает в условиях доминанты массовых коммуникаций, нарастающих темпов умножения информации и представления её" через посредников резкое ослабление контакта с подлинной реальностью, потерю критериев различения реального от нереального, ценности от её суррогата, правды от обмана. «В результате состояние неопределенности неуклонно возрастает, так как информация остается не санкционированной в плане её соответствия подлинной реальности, более того, все чаще размываются основания для её адекватной вероятностной оценки.

Переживания виртуальной реальности и действительной реальности в ситуации неопределенности утрачивают четкую границу, а это чревато непредсказуемыми негативными последствиями, связанными с неверными оценками наличного положения вещей и наличных возможностей. Ведь виртуальная реальность —это форма или вид информационной реальности, а информация способна служить причинным фактором (это - информационная причинность, действующая в системе кодовых зависимостей, т.е., в частности, в системах внутриличностных, межличностных и социокультурных связей) [42, с.51].

Как пишет философ Д.И. Дубровский, культура все дальше уходит от природы, нагромождая все новые этажи опосредствовании, ролевых, игровых, компенсаторных фантомов, изощряя способность самообмана как средства поддержания идентичности и деятельной способности. И поэтому освоение виртуального мира является важнейшей задачей культуротворческой деятельности, «которое включает разумную редукцию избыточной информации путем ее дезактуализации в коммуникативных контурах, оптимизацию в них с этой целью информационных фильтров (как бы ни кричали о свободе, такие фильтры всегда были, есть и будут, вопрос в том, для чего они и кто их устраивает; разумеется это мыслится не в качестве акций государства, а как необходимый результат культуротворческой деятельности); сюда относится редукция информации, преследующей экстремистские цели (противодействие разрушительным тенденциям в культуре, хаотизации социальной жизни). Центральная часть указанной задачи состоит в упорядочении, классификации, ценностном ранжировании феноменов виртуальной реальности, в оптимизации способов контроля над ней и взаимодействия между нею и подлинной реальностью....» [42, с.54].

Как считает исследователь виртуальности С.С. Хоружий, мы уже приближаемся к появлению «виртуалистского мировосприятия» и человека, ориентированного на виртуальность на всех уровнях своей организации. Процесс этот амбивалентен. С одной стороны, глобально расширяются возможности человека в освоении мира, в общении, в творчестве. С другой стороны, гипертрофия «виртуалистского мировосприятия» влияет на процесс самоидентификации личности в том, что человек вырабатывает «виртуалистские» стереотипы поведения и деятельности, отчуждается от «обычной» реальности и замыкается в горизонте виртуальной реальности.

Сегодня появились результаты междисциплинарных и психологических исследований об особенностях и трансформациях идентичности в виртуальном бытии[8; 71; 139;65].

В книге «Кибердемократия: Интернет и публичная сфера» М. Постер вводит понятие «мобильная идентичность», под которой понимается постоянно изменяющаяся идентичности 166]. Согласно М. Постеру, уход из физического пространства полностью меняет правила политической игры, ибо понятие суверенитета принадлежит исключительно миру стабильного и телесного.

Похожие диссертации на Социальные практики адаптации: идентификационный дискурс