Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальные практики успеха: дискурс повседневности и социально-философское понятие Якутина, Ольга Ивановна

Социальные практики успеха: дискурс повседневности и социально-философское понятие
<
Социальные практики успеха: дискурс повседневности и социально-философское понятие Социальные практики успеха: дискурс повседневности и социально-философское понятие Социальные практики успеха: дискурс повседневности и социально-философское понятие Социальные практики успеха: дискурс повседневности и социально-философское понятие Социальные практики успеха: дискурс повседневности и социально-философское понятие
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Якутина, Ольга Ивановна. Социальные практики успеха: дискурс повседневности и социально-философское понятие : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11 / Якутина Ольга Ивановна; [Место защиты: Краснодар. акад. МВД РФ].- Краснодар, 2011.- 383 с.: ил. РГБ ОД, 71 12-9/79

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Среди многообразия социальных практик современного российского общества, среди происходящих в последние десятилетия в российском социуме трансформаций, являющихся результатом как общецивилизационных процессов, так и вызванных факторами внутреннего развития, весьма значимым и требующим своего осознания, объяснения и оценки в рамках социальных наук является процесс, характерный для социальной реальности современной России - повсеместное распространение идеи социального успеха, утверждение особой ценности успеха личности. Можно с уверенностью утверждать: не менее актуальной для современного российского общества, чем знаменитое бухаринское «Обогащайтесь» в конце 20-х годов, становится максима «Стань успешным!».

Нам представляется возможным говорить о формировании идеологии социального успеха в современном российском обществе, об утверждении в общественном сознании доктрины социального успеха. Нацеленность на успех, стремление к достижению успеха в различных сферах общественной жизни, следование определенным стандартам успешности, демонстрация социальными субъектами символов социальной успешности особенно в условиях виртуализации социального пространства становится фактором в значительной степени структурирующим социальную реальность и определяющим поведение социальных субъектов.

Важно отметить, что авторы, занимающиеся исследованием феномена социального успеха, процесса возрастающей роли стремления к успеху в системе жизненных ценностей личности и детерминант ее социального поведения, неоднозначно трактуют происходящие в современном российском обществе процессы. Одни исследователи обращают внимание на гипертрофию идеи личного успеха и рассматривают данный факт в качестве одной из причин дезинтеграции российского общества. Другие, напротив, подчеркивают неразвитость и неприемлемость достижительских стратегий в российском социуме, объясняя данным фактом низкую эффективность социальной системы в целом и недостаточно быстрые темпы общественных преобразований.

При этом большинство из них сходится во мнении, что в современном российском обществе утверждается одна модель жизненного успеха, успех понимается как достижения человека во внешнем мире, как успех материальный, денежный, карьерный, происходит смещение значимых критериев успеха из сферы деятельности в сферу потребления материальных благ. В социальной реальности современной России социальным субъектам навязывается некий универсальный жизненный проект, предлагаются одинаковые способы достижения и презентации собственной успешности без учета специфики сфер общественной жизни, в которых реализуют себя социальные субъекты. Можно сделать вывод о существующем противоречии между многообразием, плюрализацией социальных практик современного российского общества и универсализацией содержания и способов достижения социального успеха, которые включены в предлагаемую обществу доктрину успеха.

Данная ситуация во многом обусловлена тем фактом, что сами понятия «успех», «социальный успех», «жизненный успех» недостаточно четко определены и разработаны в социальных науках, в большей степени являясь элементом повседневного дискурса. Даже в тех случаях, когда успех выступает предметом научного анализа, данный анализ предусматривает рассмотрение его не как понятия, описывающего и структурирующего жизненное пространство индивидуального или группового социального субъекта, не как показателя эффективности социальной системы в целом. Чаще успех рассматривается в более узком плане: как успех конкретного действия, успех деятельности, как правило, производственной или учебной.

Нам представляется, что назрела необходимость провести комплексное и всестороннее исследование такого феномена как социальный успех. Следует проанализировать успех на различных уровнях его проявления: индивидуально-личностном, корпоративном, социетальном, охарактеризовать мобилизующую роль и функции стремления к успеху, критерии успешности в различных типах общественных систем, институциональные и неинституциональные способы достижения успеха, их соотношение в различных обществах и представленность в современных российских социальных практиках. Одним из направлений анализа может являться исследование социальных факторов, обусловивших активизацию достижительских стратегий и формирование идеологии социального успеха, выявление того социального слоя, который выступил в качестве заказчика данной идеологии.

По нашему глубокому убеждению, подобный анализ возможен только в рамках социальной философии посредством формирования социально-философского понятия «социальный успех» и разработки принципов социально-философского исследования данного феномена и понятия.

Актуальность философского анализа проблемы успеха обуславливается также следующими причинами. Прежде всего, исследование содержания понятия «успех», «социальный успех» позволяет сформировать представление о субъекте и формах существования социального знания (обыденного, социально-практического, теоретического). Кроме того, несомненна социокультурная значимость исследования понятия «успех», предполагающая взаимодействие социального и гносеологического анализа. И, наконец, понятие «успех» чаще всего ассоциируется с его обыденными смыслами, сформированными и отраженными в повседневном дискурсе о феномене успеха, его повседневных практиках, в то время как социально-философское обоснование этого феномена и понятия имеет прямое отношение к анализу современной социальной реальности – реальности бытия социального субъекта достижительной деятельности.

Это и определяет направленность нашего исследования: анализ повседневного феномена успеха и социально-философского понятия успеха, при этом вектор направления исследования отталкивается от форм повседневности, от феноменальных проявлений успеха к социально-философскому обобщению этих проявлений, что и выражается в формулировании социально-философского понятия успеха.

Степень научной разработанности темы. На сегодняшний день существует достаточное количество работ, посвященных исследованию успеха. Их анализ позволяет выделить следующие основные подходы, в рамках которых ведется его исследование зарубежными и отечественными учеными: психологический, социологический, культурно-антропологический, философский.

Наибольшим количеством работ, связанных с исследованием проблематики успеха, представлен психологический подход. В рамках данного подхода исследователи делают акцент на изучении отдельных аспектов психологической сущности успеха: проблематика представленности в структуре личности мотивации достижения успеха либо стремления к избеганию неудачи (Д.Макклелланд, Д.Аткинсон, Х.Хеккаузен, У.Макдауголл, Г.Мюррей, Ф. Хоппе, Дж. Мэндлер, Р. Уайт, Я. Алстед, Р.С. Вайсман, Р.С. Немов, А.Б. Орлов, В.И. Степанский, М.Л. Кубышкина и др.), анализ успеха в контексте проблематики уровня притязаний личности (К. Левин, Т. Дембо, О.Г. Мельниченко, В.К. Гербачевский, И.М. Палей, В.А. Аверин. М.Ш. Магомед-Эминов и др.), исследования связи мотивации достижения с профессиональной деятельностью (Е.В. Козиеская, П.Т. Долгов и др.)

Исследовательский интерес представителей социологического подхода сосредотачивается вокруг следующих проблем: анализ сущности, структуры, специфики и типологии успеха социального субъекта, зависимости моделей успеха от характеристик тех социальных систем, в рамках которых они сформированы (М. Вебер, К. Мангейм, Г.Л. Тульчинский, Ю.В. Согомонов, А.Ю.Согомонов, В.А.Чурилов, М.А.Александрова); изучение успеха как форма самоутверждения социального субъекта (Е.П.Никитина, Н.Е.Харламенкова); выявление факторов формирования жизненного успеха социального субъекта и его показателей (П. Бергер, У. Бек, Т. Веблен, Дж.Мид, А. Щюц, Т. Лукман, Э. Гидденс).

Для представителей культурно-антропологического подхода к изучению проблемы успеха центральной проблемой является детерминация достижения успеха социокультурными факторами, специфика культурных моделей успеха, а жизненный успех личности понимается как реализация ее жизненной стратегии, сформированной в системе определенных культурных норм, представлений и идеалов (В. Малиновский, Б. Тернер, Ф. Боас, Д. Шнейдер и др.).

Проблема успеха и его достижения в рамках философского подхода рассматривается в контексте смысложизненной проблематики: успех понимается как решение проблемы смысла жизни, а смысл жизни видится в достижении успеха (Аристотель, Ф. Бекон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Т. Мор, М. Монтень, Ж.-Ж. Руссо, У. Джемс, Ф. Ницше, Р. Хубер, М. Мольц и др.). Отметим, что понимание сущности успеха представителями данного подхода весьма разнообразно (успех-счастье, успех-удача, успех-самореализация и др.). В целом, в философской литературе мало работ, освещающих собственно проблему успеха (Канарский Д.И., Караханян Е.В.) чаще представители философии анализируют категории, сопряженные с понятием успеха: активность, деятельность, личность, воля, целеполагание.

Разнообразие выше указанных подходов еще раз подтверждает то, что трактовка успеха многообразна и противоречива, как следствие того, что сам успех представляет собой сложное многоплановое явление социальной действительности. Успех имеет результирующий характер, является следствием реализации социально-одобряемых и личностно-значимых целей, в значительной степени определяет поведение социальных субъектов и влияет на эффективность социальной системы в целом.

Многообразие подходов к анализу специфики успеха отражает тот факт, что социальный успех проявляется на разных уровнях: на уровне личных и социальных свершений и достижений, на уровне организационного и социального лидерства, на уровне социальной состязательности и соревновательности, на уровнях карьеры и гендерных ролей, на уровнях социализации и социальной адаптации, на уровнях социальных качеств, социальных чувств и социальной ответственности, на уровнях различных социальных институтов, структур и процессов. Социальный успех на уровне повседневного дискурса выражается в таком емком понятии, как жизненный успех.

Все это делает исследование социального успеха многоплановым, предполагающим использование принципов и методов, понятий и представлений из разных систем научного знания и социальной практики, что представляется возможным осуществить в рамках и средствами социально-философского анализа.

Основная цель исследования заключается в проблематизации и концептуализации социально-философского понятия «социальный успех» на основе анализа социальных практик успеха.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

выявить смысложизненное наполнение, смысловую многозначность и специфику риторических формул успеха индивидуального и социального успеха;

осуществить социально-философскую экспликацию многозначности и многофакторности индивидуально-личностного и социально значимого успеха;

проанализировать основания существующих в современной исследовательской литературе типологий форм успеха и его основных факторов и условий;

обосновать, что социальные практики успеха характеризуют не только практическую реализацию успеха, но и специфическое знание о нем;

охарактеризовать специфику социального знания об успехе в социальных практиках;

выявить и проанализировать методологические императивы социальных практик успеха и формы их выражения в конкретных исследовательских ходах;

выявить специфику соотношения понятий индивидуально-личностного и социально значимого успеха на уровне повседневного и теоретического дискурса;

обосновать то, что дискурс социального успеха имеет двойственную природу, выражающуюся в «идеальных типах» целесообразного целедостижительного поведения и конкретной социальной реальности;

показать, что исследование социального успеха предполагает то, что называется междисциплинарным подходом;

выявить специфику и механизмы формирования социально-практического понятия индивидуально-личностного и социального успеха на уровне социальных практик;

обосновать тезис о том, что конструирование дискурса о социальной реальности успеха конституирует и саму эту социальную реальность, исследование чего является предметной областью социальной философии;

- показать социальную роль формирования общей социальной ценности лидерства, состязательности и отбора лучших образцов успеха для отдельной личности и общества в целом.

Объектом исследования выступают феномен повседневного проявления успеха и сложившиеся в обществе социальные практики успеха.

Предмет исследования – дискурс индивидуально-личностно центрированного и социально ориентированного успеха, характеризующий сложившиеся базовые сегменты конкретных социальных практик успешности.

Гипотеза. В современном обществе в условиях виртуализации социального пространства, множественности социальных смыслов и ценностей, тотальный социальный феномен успеха является ключевым фактором, конструирующим и конституирующим социальную реальность и детерминирующим поведение социальных субъектов. Социально-философское понятие успеха есть отражение процесса конструирования и конституирования социальной реальности в социальном дискурсе успеха.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют основные идеи и концепции классиков социально-философской, социологической и психологической мысли, труды современных отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов, посвященные исследованию проблематики социального успеха.

Исследование феномена и понятия социального успеха потребовало междисциплинарного подхода, который составил методологическую основу диссертационного исследования, позволив синтезировать и использовать достигнутые в области философии, социологии, культурологии, социальной психологии результаты исследования успеха.

Для раскрытия целостности феномена социального успеха, изучения его проявлений на разных уровнях социального взаимодействия использовались принципы системного и структурно-функционального анализа. Методологическую основу исследования феномена социального успеха, знания о нем и форм его презентации в социальном пространстве составили принципы дискурс-анализа, социальной когнитологии, теории социальных фактов, методы социального конструктивизма.

Новизна диссертационного исследования выражается в следующих результатах.

1. Выявлено, что риторические формулы успеха являются значимыми формами индивидуального и социального сленга (обыденного повседневного дискурса), выражающими на уровне социальной повседневности формы одобрения и порицания тех или иных индивидуальных или социальных достижений, их социальное значение в виде социального ранжирования, одобряемые обществом индивидуальные целедостижительные образцы поведения и надиндивидуальные (социальные, профессиональные, гендерные, демографические, этнические и т.п.) модели успеха.

2. Установлено, что социально-философская многозначность и многофакторность индивидуально-личностного и социально значимого успеха представлена качественными характеристиками успеха и успешности и их количественными показателями, варьируемыми в широком диапазоне субъективных оценок и объективных требований, индивидуальных достижений и социально значимых результатов, характеризуя плюрализацию существующих моделей успеха как множественность индивидуально-личностных качеств, социальных ценностей и идеалов и социальных практик их реализации.

3. Определено, что существующие в современной исследовательской литературе типологии форм успеха подразделяются по следующим основаниям: 1. Индивидуальный и социальный успех. 2. Результативный успех и успех самореализации. Соответственно, факторы успеха подразделяются на: 1. Материально-физические условия (внешние факторы). 2. Психические, физические и интеллектуальные факторы (внутренние факторы). 3. Сугубо социальные факторы достижения успеха. Единство форм успеха и факторов успеха характеризует успех с точки зрения целостности.

4. Установлено, что социальные практики успеха представляют собой систему различных социальных фактов и их оценки под разными углами зрения, с позиций различных социальных установок и ценностей, в чем выражается социальная идеология успеха, отраженная в дискурсе социального успеха. На уровне социальных практик (в социальном, а не в повседневном дискурсе) формулируются теоретические идеологемы успеха: социально-практическая, социально-философская, педагогическая, социально-психологическая, социологическая, историческая, социально-антропологическая, юридическая, духовно-религиозная, характеризуя различные системы социального знания.

5. Показано, что социальное пространство, в котором реализуется успешная деятельность, имеет разные характерологические особенности: социальное пространство семьи, социальное пространство гендерных ролей, социальное пространство профессиональной деятельности, социальное пространство групповых и межгрупповых социальных отношений.

6. Выявлено, что новое знание в социальных практиках успеха характеризуется системой методологических императивов, которые предопределяют познавательные ходы в исследовании феномена успеха и понятия успеха. Эти методологические императивы характеризуют единство познавательного процесса объективного и субъективного в успехе, индивидуально-личностного и социального, социально-онтологического и социально-гносеологического, внутреннего и внешнего, материально-физического и психически-духовного, условно-факторного и результативного, деятельностного и мотивационного, относительного и абсолютного, конкретно-исторического и общечеловеческого, конкурентно-соревновательного и солидаристски-партнерского, выражаясь в конкретике исследовательских ходов анализа успеха в социальной философии, социальной психологии, педагогике, социальной антропологии и конкретных профессиональных практиках успеха. Конкретизация методологических императивов выражается в структурировании социального пространства успеха.

7. Обосновано, что на уровне повседневного дискурса (социального сленга) феномен индивидуально-личностного и социально значимого успеха неразличимы и нерефлексивно синонимичны, поскольку имеет место размытость и специфическая плюрализация представлений о личном и социальном успехе в силу их смысловой многозначности, многогранности и множественности факторов и условий успеха.

8. Обосновано то, что дискурс социального успеха имеет двойственную природу: это, с одной стороны, если использовать терминологию теории социальных фактов, феномен, который мотивируется внутренними детерминантами (психический феномен достижительности), а с другой стороны, это социальный феномен, реализуемый под воздействием внешних по отношению к конкретному индивиду детерминант (социальных условий, исторических предпосылок, общих социальных ценностей, профессиональных требований, специализированных эталонов и норм и т.п.). То есть социальный успех - это выражение «идеального типа» целесообразного целедостижительного поведения и его воплощение в конкретной социальной реальности.

9. Показано, что исследование социального успеха как многогранного и многозначного социального феномена и многоуровневого понятия, дискурс которого имеет двойственную природу, предполагает то, что называется междисциплинарным подходом, основанным на базе единства социально-практического и теоретического познания, на использовании различных методологических постулатов, определяющих подходы к изучению разных граней социального успеха, в частности, методологических постулатов, относящихся к исследованию успеха как психического феномена и как значимого социального явления.

10. Доказано, что теоретическое и социально-практическое исследование двойственной природы социального феномена и понятия успеха на базе междисциплинарного подхода является основой выведения социально-философского понятия социального успеха на уровне социальных практик (выявления значимых социальных смыслов) и формулируется посредством типизации различных представлений о характере социального успеха (путем подведения под общие социальные типы) и категоризации их (обобщение этих представлений).

11. Показано, что формулирование социально-практического понятия индивидуально-личностного и социального успеха является выражением специфической формы индивидуального и социально-практического познания, в котором осуществляется постижение личностных смыслов и собственно социальных смыслов.

12. Обоснован тезис о том, что конструирование дискурса о социальной реальности успеха, а именно, формирование успеха как концепта, оформляет определенный социальный порядок в данной социальной реальности, указывая на то, что является ценным, предпочтительным, одобряемым, проявляется как социальный образец для подражания, социальный и личностный эталон, то есть конституирует и саму эту социальную реальность, исследование чего является предметной областью социальной философии.

13. Доказано, что если социум способствует формированию лидерства, состязательности и отбору лучших образцов, то есть формируется такой социальный порядок, в котором предпочтительны социальные инвестиции лидерства и достижения успешности, то это увеличивает потенциал как личности, так и общества, расширяет спектр возможностей их развития.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Риторические формулы индивидуального и социального успеха, существующие на уровне социального сленга являются вербальными индикаторами личностного и социального самочувствия, характеризуя на обыденно-бытовом (повседневном) уровне антиномичность представлений «успех-неуспех», выражая личностный и социальный капитал достижения успеха, включая в себя внутренние (индивидуально-личностные) и внешние (социально-групповые и социальные) не отрефлексированные на индивидуально-личностном и социально-значимом уровнях в силу социально-бытовой (повседневной) синонимизации успеха в виде антиномичности представлений типа «успех-неуспех», формы одобрения и порицания тех или иных индивидуальных или социальных достижений, ценностей и идеалов, эксплицируемых в индивидуально-личностных и социально значимых позитивных терминах удачи, достижения, признания, победы, счастья, триумфа, как альтернативы неодобряемым и социально не значимым негативным терминам, характеризующими индивидуально-личностную и социальную состязательность как формы социальности и конкурентности, эксплицируя социальную индикацию достижений в виде рангов, престижа и статуса.

2. Многозначность и многофакторность успеха выражается: а) в осмыслении абстрактного понятия успеха и его конкретного значения и наполнения; б) в особых гранях многозначности экспозиции индивидуально-личностного и социально-значимого успеха; в) успех имеет разные грани в разных сферах общественного бытия, в разных видах человеческой деятельности; г) многозначны и факторы успеха, характеризующие, что к позитивным целям ведут позитивные средства и методы; д) особые грани многозначности и многофакторности успеха характеризуют такие важные социальные процессы, как социализация и адаптация. Во всяком случае, успехи социализации и адаптации лежат в основе многих жизненных успехов, и наоборот, негативный опыт данных процессов приводит, как правило, к жизненным неуспехам; е) многогранность успеха коренится в том, что называется формулами и видам успеха; ж) множественность социальных символов одобрения и признания успеха характеризуют грани многозначности успеха; з) многозначность и многогранность успеха характеризуются и присущей ему плюралистичностью (сравнительностью, сопоставимостью, соревновательностью, конкурентностью).

3. Основные формы успеха представляются в виде результативного успеха – результата, приносящий личности некоторое социальное признание; успеха, выражающийся для личности в признании со стороны «значимых других»; успеха в виде преодоления трудностей в форме самопреодоления; успеха – реализации призвания, когда, прежде всего, значимы не только результат, а сама деятельность по достижению данного результата.

Факторами успеха являются: совокупность различных материально-физических условий жизнедеятельности конкретного индивида; его психическое состояние и мотивированность, нацеленность на самореализацию; конкретно-исторические условия социальной среды, предоставляющие возможность раскрытия индивидуальных качеств и потенциалов личности.

Единство форм успеха и факторов (условий) успеха является достаточным и необходимым для достижения целостного успеха в виде единого процесса самореализации личности и ее самоутверждения в социуме и ориентации личности на социальные, жизненные, профессиональные, творческие достижения.

4. Социальные практики успеха как специфическое социальное знание характеризуются личностно-центрированными социальными ориентациями, характеризуют социальную среду в фокусе личного центрирования успеха в его социальной ориентации на постижение, социальную рефлексию и реализацию социальных смыслов, осмысление сути мировоззрения успешной личности под углом зрения идеологии успеха. Социальное знание в виде выражения успеха в социальных практиках характеризует соотношение социальной солидарности и социального партнерства с индивидуально-личностной и социальной состязательностью, конкурентностью и соревновательностью, выражает лидерство как социальное качество успешной социализации, адаптации, адекватности и эффективности социальных (профессиональных, гендерных) ролей в социальных практиках, реализующих в креативно-личностном, социально-творческом в параметрах целенаправленности успешной деятельности, индивидуального и общепризнанного успеха, в презентациях успеха в разных мирах «для себя» и «вне себя», в когнитивном моделировании успеха и успешной презентации личности. Новое социальное знание характеризует как самопознание личностью себя в процессе саморелизации в социальных практиках, так и социально-коучинговые практики успеха, оно проблематизирует различные обыденные, нерефлексивные, общие абстрактные и прикладные операциональные характеристики успеха и создает возможность из концептуализации на уровне теории социальной философии.

Новое социальное знание выражается в конструировании общественного бытия социального субъекта успеха в виде описания и структурирования деятельности социального субъекта по достижению успеха (деятельностная сторона социального конструирования – стратегии успешной деятельности), а также в конструировании и структурировании пространства действий социального субъекта успеха.

5. Специфика социальных практик успеха заключается в том, что они представляют собой синтез субъективной и объективной сторон и граней успеха, их единство. Соответственно, без социальных практик различные представления о личном и социальном успехе распадаются на составляющие: на анализ внутренних детерминант успеха (успеха как психического феномена) и внешних детерминант социального успеха (успеха как социального феномена). Именно в социальных практиках успех становится целостным: индивидуальный успех обретает общественно-значимые черты, а социальность как общее поле приложения индивидуального творчества становится индивидуализированной.

Понятие социальных практик успеха выражается в социальном пространстве, в котором субъектность и субъективность успеха объективируется, и одновременно формируется то общее социально-объектное поле, которое индивидуализировано успешной деятельностью. При этом, социальное пространство успеха характеризует статусную позицию индивида, его социальную роль, а в качестве динамического аспекта статусной позиции определяет характер реализации достижения социального успеха и задает основные параметры социального целедостижительного действия. Оно также характеризует социальное ранжирование.

Перечисленные индикаторы места индивида в социальном пространстве в зависимости от успешности или неуспешности его достижений, выражаются в таком параметре как стратификационное пространство, в частности, в таком его параметре как саксесс-стратификация.

6. Методологический императив рефлексии антиномичности успеха выражается в единстве познавательного процесса противоположных форм антиномичности успеха и его факторов. Индивидуально-личностный успех в структуре социального пространства успеха объективируется, он выражается в различных социальных символах и знаках.

Методологический императив маркирования социальной дистанции индивида по отношению к базисным социальным ценностям, характеризует социальную дистанцию, которая выражается в уровне жизни, объеме осуществляемой власти, в социальной значимости деятельности индивида, в характере его вознаграждений, степени его безопасности, в престиже, которым он обладает. Данный императив содержит в себе ключ исследования представлений о месте индивида в социальной иерархии, при этом выступая в качестве указателя на социокультурный ресурс индивида, его роль в формировании социальной иерархии. Исследовательским ходом, производным из данного императива, является анализ включенности индивида в социальную общность, превращающий его индивидуальное, личное достижение именно в социальный успех.

Методологический императив успеха как социального ресурса требует рассматривать социальный успех как важнейший социальный ресурс и форму научно-теоретической и предметной социально-практической деятельности.

7. На уровне повседневного дискурса (социального сленга), поскольку в нем имеет место смысловая размытость и специфическая плюрализация представлений о личном и социальном успехе в силу их семантической многозначности, смысловой многогранности и множественности факторов и условий успеха, а также того, что повседневный дискурс лишь фрагментарно отражает индивидуально ограниченные сегменты социальных практик, не структуированные в силу повседневной синонимиичности объективных и субъективных составляющих успеха и, соответственно, не маркированные социально значимыми формами индикации успешности, социальной дистанции и социальных ролей индивида, феномен индивидуально-личностного и социально значимого успеха неразличимы и нерефлексивно синонимичны. Соответственно этому, социальный успех на уровне повседневного дискурса выражается в таком недифференцированном понятии как жизненный успех.

На уровне теоретического дискурса социальный успех является понятием со всеми присущими понятию характерными признаками, такими как формы категоризации, уровень обобщения, степень абстрагирования, процессы проблематизации, дихотомичность, родовые и видовые признаки, объем и содержание, под которым мы имеем в виду как логическое содержание, так и его конкретно-историческое, предметное содержание.

8. Социальный успех имеет двойственную природу: это «идеальный тип» целесообразного целедостижительного поведения, достижительной мотивации, мотивации лидерства, мотивации самоутверждения и самореализации и, соответственно, это способ воплощения успеха в конкретной социальной реальности, которая есть специфический социальный конструкт, характеризующий конкретные социальные реалии жизни, целедостижительной деятельности и социальных условий, существующих у индивидов, живущих в социуме, отражающий их социальные мотивы, их реализуемые целедостижительные социальные действия. Социальные смыслы этих целедостижительных действий индивидов выражаются в том или ином виде социального дискурса, выявляющего и реализующего систематические социальные смыслы и способы их интерепретации, сравнения, обобщения, типизации и квалификации, благодаря чему дискурсы социальных практик социального успеха – это не только система смыслов социально-практических действий, это также схематика социально-практических обобщений и типизаций, и в определенном смысле - это базис социально-практической теории социального успеха.

9. Теоретическое исследование дискурса социального успеха как многогранного и многозначного социального феномена и многоуровневого понятия, имеющего двойственную природу, предполагает то, что называется междисциплинарным подходом, основанном на использовании различных методологических постулатов, определяющих подходы к изучению разных граней социального успеха, в частности, методологических постулатов, относящихся к исследованию успеха как психического феномена (мотивации достижения, психологических притязаний, самоактуализации и саморазвития, типов интеллекта и т.п.), и как значимого социального явления, имеющего отношение к социальным ролям и социальному престижу, к различным способам социального ранжирования, а значит, к социальной стратификации, явления, которое проявляется на разных уровнях социальных практик: на уровне личных и социальных свершений и достижений, на уровне организационного и социального лидерства, на уровне социальной состязательности и соревновательности, на уровнях карьеры и гендерных ролей, на уровнях социализации и социальной адаптации, на уровнях социальных качеств, социальных чувств и социальной ответственности, на уровнях различных социальных институтов, структур и процессов.

Выявленная природа социального успеха делает исследование социального успеха многоплановым, предполагающим использование принципов и методов, понятий и представлений из разных систем научного знания и социальной практики.

10. Теоретическое и социально-практическое исследование двойственной природы социального феномена и понятия успеха на основе междисциплинарного подхода является основой выведения социально-философского понятия социального успеха на уровне социальных практик (выявления значимых социальных смыслов), которое формулируется посредством типизации различных представлений о характере социального успеха (путем подведения под общие социальные типы) и категоризации их (обобщение этих представлений).

Понятие социального успеха включает в себя дихотомию объективного и субъективного, дает социально-практическую проекцию, которая связывается с жизненным путем личности, системой самооценок, претензий и притязаний и позволяет социально-практически осмысленно ставить вопрос о единстве социокультурного и личностного понимания успеха и противоречивости этого единства, а именно, противоречии между социокультурным и личностным пониманием смысла успеха.

11. Формулирование социально-практического понятия индивидуально-личностного и социального успеха является выражением специфической формы индивидуального и социально-практического познания, в котором осуществляется постижение личностных смыслов (смысл жизни, смысл той или иной деятельности и достижений, ощущение наполненности жизни, личностная удовлетворенность и неудовлетворенность, человеческое счастье) и собственно социальных смыслов в виде в различных специализированных или общих дискурсах (дискурс нравственности, дисурс религиозности, профессиональный дискурс и т.д.).

При этом личностные смыслы определяют смыслообразующие компоненты личности, ее жизненные смыслы (эти компоненты личности получают свое наполнение и интерпретацию). Социальные смыслы в формате социальных практик являются основой социальной рефлексии личности и, соответственно, личностное социально-практическое познание проявляется в формировании социальных ориентаций личности на идеалы и ценности, совпадающие с общественными, способствующие развитию личности как члена общества, представителя определенной социальной группы, это осознание индивидом своего положения в системе социальных отношений, что определяет выбор личностью предпочитаемого социального способа достижения успеха.

12. Конструирование дискурса о социальной реальности успеха, а именно, формирование успеха как концепта, в виде систематического обоснования способов реализации социально-одобряемых и личностно-значимых целей, при анализе социального феномена, формулирует специфическую модель успеха, т.е. абстракцию, имеющую общий социально значимый ценностно-императивный смысл, что, соответственно, символически маркирует социальный мир, оформляет его и создает определенный социальный порядок в данной социальной реальности, указывая на то, что является ценным, предпочтительным, одобряемым, проявляется как социальный образец для подражания, социальный и личностный эталон, и, тем самым, конституирует и саму эту социальную реальность, корреспондируя с которой дискурс социальной реальности успеха, как предметное смыслообразующее поле социальной философии в виде теоретического осмысления социально-смысловой схематики состязательности, как характеристика предпочитаемых социальными субъектами «идеальных типов» целесообразного достижительного поведения, определяет базовые социальные ценности таким образом конституированного социального мира, где социальный мир - это специфическая модель социальной действительности, порожденная функционированием различных предметных полей исследования социальной реальности.

13. Если социум формирует состязательность и способствует отбору лучших образцов, то это формирует такую базовую ценность социального порядка как социальное партнерство по тиражированию лучших образцов и утверждению их как мерила общественной ценности, пи этом в социуме утверждается идеология социального партнерства и в социальных практиках успеха оптимальным утверждается лидерство в достижении успеха, наполненное смыслами подражания, копирования, стремления соответствия, а не наоборот: осуждения, зависти, порицания. Соответственно, лидерство в достижении успешности создает специфическую социальную инвестицию, так как на личностном уровне формируется мотивация подражания и следования образцам достижений, а на социальном уровне – в систему социальных ценностей инкорпорируется новая позитивная ценность - ценность в достижении лидерства успешности. Этим самым увеличивается потенциал как личности, так и общества, расширяется спектр возможностей их развития.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в комплексном междисциплинарном подходе к анализу социальных практик успеха, в проблематизации и концептуализации понятийного ряда успеха, в разработке понятийного аппарата исследования феномена социального успеха, а также в определении основных подходов к формулировке социально-философского понятия «социальный успех» в формате предложенных методологических сценариев и категориально-парадигмальных схем анализа.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что материалы диссертационной работы могут быть использованы при разработке теоретико-методологических конструктов анализа социального и индивидуально-личностного успеха на различных уровнях его проявления, при подготовке учебных пособий по социальной философии, общей социологии, социологии молодежи, разработке спецкурсов «Технологии социального успеха», «Технологии успешного карьерного роста», при разработке моделей формирования личности будущего профессионала, реализуемых высшими учебными заведениями.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на II Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России» (г. Москва, 2006 г.), на Международных и всероссийских научно-практических конференциях, на ежегодных научных сессиях аспирантов, докторантов и соискателей факультета социологии и политологии Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, 2008 г, 2009 г., 2010 г.). На основании выводов, сделанных в ходе исследования, разработана модель формирования социальной успешности будущего профессионала, которая активно реализуется в Институте управления, бизнеса и права, результатом чего стал диплом 2 степени, которым в 2008 г. был награжден НОУ ВПО ИУБиП за победу в городском конкурсе проектов, программ, моделей воспитательных систем и студенческого самоуправления вузов и ссузов города в номинации «Лучшая воспитательная система ВУЗа».

Основные результаты диссертационной работы нашли отражение в 28 научных публикациях общим объемом 41,35 п.л., в том числе 2 монографии (объемом 13,25 п.л. и 15,5 п.л.), из общего количества публикаций в специальных изданиях ВАК 10 работ объемом 7,25 п.л.

Структура работы. Результаты исследования изложены в тексте диссертации общим объемом 348 страниц. Диссертация состоит из введения, четырех глав, 16 параграфов, заключения, списка используемой литературы, включающего 423 источника.

Похожие диссертации на Социальные практики успеха: дискурс повседневности и социально-философское понятие