Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социалистический реализм : Эволюция понятия и художественная практика на материале русской и корейской литературы 20-30-х гг. ХХ в. Ким Ен Су

Социалистический реализм : Эволюция понятия и художественная практика на материале русской и корейской литературы 20-30-х гг. ХХ в.
<
Социалистический реализм : Эволюция понятия и художественная практика на материале русской и корейской литературы 20-30-х гг. ХХ в. Социалистический реализм : Эволюция понятия и художественная практика на материале русской и корейской литературы 20-30-х гг. ХХ в. Социалистический реализм : Эволюция понятия и художественная практика на материале русской и корейской литературы 20-30-х гг. ХХ в. Социалистический реализм : Эволюция понятия и художественная практика на материале русской и корейской литературы 20-30-х гг. ХХ в. Социалистический реализм : Эволюция понятия и художественная практика на материале русской и корейской литературы 20-30-х гг. ХХ в. Социалистический реализм : Эволюция понятия и художественная практика на материале русской и корейской литературы 20-30-х гг. ХХ в. Социалистический реализм : Эволюция понятия и художественная практика на материале русской и корейской литературы 20-30-х гг. ХХ в. Социалистический реализм : Эволюция понятия и художественная практика на материале русской и корейской литературы 20-30-х гг. ХХ в. Социалистический реализм : Эволюция понятия и художественная практика на материале русской и корейской литературы 20-30-х гг. ХХ в. Социалистический реализм : Эволюция понятия и художественная практика на материале русской и корейской литературы 20-30-х гг. ХХ в. Социалистический реализм : Эволюция понятия и художественная практика на материале русской и корейской литературы 20-30-х гг. ХХ в. Социалистический реализм : Эволюция понятия и художественная практика на материале русской и корейской литературы 20-30-х гг. ХХ в.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ким Ен Су. Социалистический реализм : Эволюция понятия и художественная практика на материале русской и корейской литературы 20-30-х гг. ХХ в. : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.08.- Москва, 2000.- 156 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-10/309-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические аспекты изучения социалистического реализма. 5

Глава II. Особенности творческого метода в произведениях советских писателей 20-х годов . 38

Глава III. О некоторых особенностях литературной жизни Кореи 30-х годов . 86

Заключение 135

Литература 138

Оглавление 156

Теоретические аспекты изучения социалистического реализма.

Как уже сказано, изучение социалистического реализма шло в разных направлениях и несколько менялось на разных этапах. Основное направление и основная задача во все периоды существования социалистического реализма заключалась в выяснении сущности этого понятия. И эта задача оставалась актуальной до начала 80-х годов.

Но поскольку любое явление может быть понято в развитии, эволюции, становлении, исследователи на протяжении всех периодов выясняли и уточняли вопрос об истоках, причинах, предпосылках появления социалистического реализма.

Его возникновение почти всеми связывалось с появлением и активизацией социалистической идеологии. В связи с этим фиксировались и рассматривались социалистические идеи в общественной жизни и в литературе разных стран с начала до середины XX века, в том числе в Западной Европе и США (А.Барбюс, Мартин Андерсен-Нексе, Джон Рид, Л.Арагон, А.Зегерс, Б.Брехт, М.Пуйманова, Ю.Фучик и др.).

Но особое значение имело становление социалистической идеологии в России, где сформировалась социал-демократическая партия, ставшая партией большевиков и пришедшая к власти в 1917 году, а затем появились произведения, изображавшие жизнь пролетариев и пропитанные социалистическими идеями (роман М.Горького «Мать» и его пьеса «Враги»).

В процессе изучения литературы с этих позиций большое значение имела ориентация на работы основоположников социалистической идеологии - К.Маркса, Ф.Энгельса, Г.Плеханова, В.Ленина, а также их единомышленников, живших в начале XX века в России, - В.Воровского, А.Луначарского и др.

В плане изучения процесса возникновения и становления социалистического реализма особенно ценны работы С.П.Петрова, А.И.Метченко, С.И.Шешукова, Ю.А.Андреева,1 содержащие большой фактический материал и воссоздающие историю и причины появления новой литературы, связанной с идеями социализма.

Немалое количество работ посвящено изучению литературы 20-х годов и анализу процесса становления литературы социалистического реализма. К их числу относятся работы В.В.Бузник, Е.Б.Скороспеловой, Н.А.Грозновой, Н.И.Великой, Н.И.Дикушиной, И.М.Дубровиной, Л.Ф.Киселевой и др.

Не меньшее количество исследований посвящено литературе 30-х и последующих годов, когда утвердился метод социалистического реализма.

В связи с разработкой другого из названных выше направлений, т.е. в ходе обоснования, а затем уточнения понятия социалистический реализм особенно значима роль теоретически ориентированных исследований, к которым следует отнести работы А.Н.Иезуитова, Ю.А.Андреева, В.Иванова, Ю.Кузьменко, С.М.Петрова, М.Б.Храпченко, Л.И.Тимофеева, Г.Н.Поспелова, И.Ф.Волкова и др.3

Попытки осмысления, точнее переосмысления социалистического реализма с позиций нашего времени нашли отражение в ряде работ А.Синявского, А.Гангнуса, Е.Добренко, Б.Гройса, М.Голубкова и некоторых других критиков и литературоведов.4

Какой путь исследования, какие аспекты данного явления представляются сейчас наиболее разумными и продуктивными?

Нам думается весьма целесообразным рассмотрение социалистического реализма в типологическом плане, то есть восприятие его как одной из вариаций метода вообще, а также как одного из этапов в развитии реализма.

При этом надо иметь в виду два момента:

а)признание социалистического реализма как типологического явления в русской литературе 20-80-х гг. XX века на фоне русской литературы предшествующего периода;

б)понимание социалистического реализма как типологического феномена в международном масштабе, имея в виду, конкретный национальный вариант, т.е. его существование в разных культурах, в том числе в Республике Корее.

Особое и первостепенное место должно быть уделено первому аспекту, т.е. осмыслению социалистического реализма как определенного этапа в развитии русского реализма.

Как известно, вопрос о том, что сейчас называется реализмом, возник еще в XIX веке. В 50-е годы во Франции стал издаваться журнал под названием «Реализм», и вышел сборник под тем же названием. Первыми теоретиками реализма стали Шанфлери и Дюранти.

В России этот вопрос оказался весьма актуальным начиная с 20-х годов, о чем свидетельствуют суждения А.С.Пушкина в романе «Евгений Онегин» о разных типах литературы - сентиментальной, романтической и той, какую создает он сам.

Родоначальником теории реализма стал В.Г.Белинский5, который использовал понятия: поэзия реальная и идеальная. О степени реальности современной литературы размышляли в XIX веке Н.Добролюбов6, Ф.Достоевский и др. критики и писатели.

Особенности творческого метода в произведениях советских писателей 20-х годов

В качестве материала для рассмотрения в данной главе выбраны четыре произведения - роман А.Фадеева «Разгром», повесть Б.Лавренева «Сорок первый» и его же пьеса «Разлом», а также пьеса К.Тренева «Любовь Яровая». Все они написаны и опубликованы в 20-е годы. Конечно, литература 20-х годов чрезвычайно богата и многообразна. Как справедливо замечает В.Г. Боборыкин в книге «А. Фадеев. Писательская судьба»(1989г.): "Только за пять лет, с 1924 по 1928 год, сложилось богатейшее собрание книг, которые по сей день не утратили популярности ни у нас, ни за рубежом. Достаточно перечислить хотя бы часть из них. Это ...Рассказы, повести, романы А. Толстого включая «Похождения Невзорова, или Ибикус», «Гиперболоид инженера Гарина» и «Восемнадцатый год» (еще не искалеченный последующими переработками). Донские рассказы и первые два тома «Тихого Дона» М. Шолохова. «Железный поток» А. Серафимовича. Роман М. Булгакова «Белая гвардия» и его же блистательные сатирические повести: «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце». Повести неповторимого А. Платонова «Епифанские шлюзы», «Иван Жох», «Ямская слобода», «Сокровенный человек». «Конармия» и «Одесские рассказы» И. Бабеля. Романы Л. Леонова «Барсуки» и «Вор». «Города и годы» К. Федина. Рассказы и повести Е. Замятина «Пещера», «Наводнение», «Север», «Русь» (того самого Е. Замятина, о литературном дебюте которого - повести «Уездное» - в 1913 году говорили, что он напоминает дебюты Л. Толстого и Ф. Достоевского). Рассказы и повести М. Зощенко, в том числе самые известные - «Баня»,

«Аристократка», «Исповедь», «Нервные люди», «Мудрость», «Сентиментальные повести». Рассказы Б. Лавренева, о которых уже было сказано. «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова. Рассказы и повести В. Катаева, Пантелеймона Романова, О. Форш...В поэзии этих лет сверкали имена С. Есенина, А. Ахматовой, В. Брюсова, В. Маяковского, Б. Пастернака, О. Мандельштама, Н. Клюева. В драматургии - М. Булгакова, Н. Эрдмана, В. Катаева, К. Тренева, Вс. Иванова, Билль-Белоцерковского, Б. Лавренева, В. Киршона...«Разгром» занял в этом собрании довольно скромное, но свое особое место."

В приведенном отрывке названы и избраные нами авторы. Их произведения принадлежат к разным родам (эпическому и драматическому) и разным жанрам (роман, повесть, пьеса), но они интересны для нас с точки зрения метода.

Как известно, все они были признаны классическими образцами социалистического реализма. Об этих произведениях и их авторах писали многие исследователи, в том числе о «Разгроме» - Е.Книпович, А.Бушмин, С.Шешуков, И.Дубровина, Е.Скороспелова, В.Бузник, Н.Великая, А.Лежнев, М.Ермакова, А.Тамарченко, Л.Якименко, Л.Киселева, М.Голубков, В.Боборыкин и др.60 О Б.Лавреневе - Е.Старикова, В.Бузник, Б.Геронимус, И.Вишневская и др., о К.Треневе - Е.Сурков, Р.Файнберг, Д.Устюжанин и др., обращая внимание на разные особенности произведений. Возникает вопрос, как воспринимаются эти произведения в настоящее время, следует ли их «отлучать» от русской литературы XX века и о каком методе свидетельствует их содержание?

Начнем рассмотрение с романа А.Фадеева "Разгром". Фиксируя и обсуждая разные стороны содержания и формы данного романа, ученые обращали внимание на стиль (Н.Великая, Л.Киселева, Г. Белая), на своеобразие жанра (Е.Скороспелова), на мастерство психологического анализа и т.п. При этом, конечно, никто не мог пройти мимо проблематики и ее особенностей, а размышления о проблематике, о смысле, об идейной направленности приводили к мысли об объемности замысла, о многогранности содержания романа, о сопоставлении разных характеров, об их месте в изображенной ситуации, о степени сознательности героев, о роли и характере руководителя отряда Левинсона, о гуманизме, а, главное, о возможности изменения людей, о перестройке их сознания, на что указывал сам автор, заявлявший по этому поводу: «...В гражданской войне происходит отбор человеческого материала...».

О некоторых особенностях литературной жизни Кореи 30-х годов

В данной главе мы попытаемся обратиться к литературе и литературной теории Республики Кореи с тем, чтобы показать, что стремление к созданию литературы нового типа и осмысление ее в теоретическом плане наблюдалось и в этой стране.

Возникновение литературы социалистического реализма в Корее было связано с определенными конкретно-историческими обстоятельствами. Эти обстоятельства были обусловлены судьбой страны, начиная с 10-х годов XX века, когда Корея была захвачена Японией и превратилась в ее колонию.

Стремясь духовно поработить корейский народ, колонизаторы проводили курс на искоренение наследия богатой и древней национальной культуры Кореи, вытеснялись корейский язык и письменность. Корейцев лишили самых элементарных политических прав. Запрещалось создание не только национальных политических организаций, но и научных, литературных, спортивных кружков. В отношении корейцев официально проводилась жесткая национальная дискриминация. Весь навязанный колонизаторами уклад жизни в стране свидетельствовал, что корейцы - самые бесправные люди в собственной стране.

Реакцией на жестокое угнетение корейского народа (в первую очередь, повсеместную экспроприацию земель у крестьян и массовые репрессии) явилась национально-освободительная борьба против японского империализма за восстановление корейской государственности и обеспечение права на нормальное существование всех граждан Кореи. Так называемое Первомартовское движение 1919 г. стало кульминацией в этой борьбе.

Несмотря на то, что Первомартовское движение закончилось поражением, оно стало причиной позитивных изменений в колониальной политике Японии: военную доктрину сменила так называемая «эра культурного управления». Японским властям пришлось предпринять определенные шаги в сторону ослабления бесчеловечного политического режима: хоть и частично, но все же были представлены свободы слова, печати, собраний, партий.

Но поскольку важнейшие цели Первомартовского движения не были достигнуты, среди народа, в особенности определенной части интеллигенции, распространились пораженческие настроения, ощущение беспросветного тупика. Перед передовой частью общества встала типичная для подобной общественной ситуацией проблема: что делать?

При этом определенные позитивные результаты данного движения позволили по-новому оценить создавшуюся ситуацию и привели к поиску качественно новых подходов к решению сложившейся в стране ситуации. В тот период одновременно с национальным и не всегда зависимо лишь от него нарастало стихийное движение за права рабочих, за право аренды земли. И так, постепенно, идея национальной независимости все больше и больше начала приобретать классовые оттенки.

Подобная ситуация и явилась причиной проникновения в Корею идей марксизма. Однако идею классовой борьбы в Корее рассматривали в первую очередь как действенное идеологическое средство борьбы угнетенного корейского народа против японских империалистов и прояпонски настроенной корейской буржуазии, а также проявлений феодализма.

Таким образом, если основополагающей целью социалистического революционного движения в России было построение социалистического государства, то в Корее социалистическая идея получила свое особое национальное преломление: ее отправной точкой стало стремление к национальной независимости корейского общества.

Проникновение социалистической идеологии в Корею (в 1920 годы) осуществлялось благодаря определенной части прогрессивно настроенной интеллигенции: во-первых, тех корейцев, которые усвоили эту идеологию в процессе обучения в Японии, во-вторых, приверженцев революционных идей среди интеллигенции в Китае и Японии. Однако их мировоззрение не отличалось классовой ориентацией, и это не удивительно, так как классовое сознание пролетариата в Корее в то время только зарождалось, в отличие от достаточно развитого национального самосознания корейского народа.

Будучи заимствованной и находясь в зачаточном состоянии, социалистическая идеология обрела в Корее специфически национальный характер. Однако специфически корейская социалистическая идеология быстро распространилась в корейском обществе и приобрела необыкновенную популярность среди народа, заполнив вакуум в сознании людей. В 1925 г. на базе действовавших в то время коммунистических групп была создана Коммунистическая партия Кореи.

Похожие диссертации на Социалистический реализм : Эволюция понятия и художественная практика на материале русской и корейской литературы 20-30-х гг. ХХ в.